<< Пред.           стр. 25 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу

  направляет человека к достижению
  поставленных целей с помощью оптимальных
  средств, требует вместе с тем
  актуализации принципов свободы,
  равенства, справедливости, идеи прав
  человека и т.д.
 
 
 174
 
 перестают быть морально нейтральными, более
 того, они оказываются разрушительными для
 морали.
  Именно это качество отношений, что люди
 оказываются связанными в них как субъекты
 частных интересов, провоцировало наиболее
 острую критику этики пользы. Польза ни под
 каким видом не может заменить добродетель.
 И вопрос не заключается в определении меры
 включения принципа полезности в обоснование
 поведения, так, чтобы нравственность и
 целесообразность как бы опосредствовали
 друг друга. Ведь стоит принципу полезности
 возобладать в сознании человека, как он
 вытесняет все иные регулятивы. Но дело не
 только в этом. В соориентированном на
 пользу сознании любые ценности, не
 относящиеся к доминирующей ориентации,
 признаются производными и, следовательно,
 второстепенными. Тем самым неизбежно
 задаются границы добродетели, ей
 предписываются условия и отношения
 зависимости. Если в этих границах,
 обусловленных своекорыстием, и остается
 место для добродетели и долга, то в таком
 виде, который исключает полноту жизненных
 проявлений человека. Цельность в самоотдаче
 духу полезности возможна лишь при условии
 частичности в жизни духовной.
  Выяснение социального смысла прагматизма
 позволяет иначе взглянуть на соотношение
 моральности и полезности. Конечно,
 компромисс между добродетелью и принципом
 полезности невозможен; во всяком случае
 невозможен в плане разрешения реальных
 жизненных противоречий. Но строгий анализ
 требует уточнить постановку этого вопроса:
 какой морали и в каких отношениях
 
 
  175
 
 противоречит принцип полезности?
 Безусловно, он противоречит этике
 наслаждения: если утилитаризм требует
 социальной активности от человека, то
 гедонизм осуществляется как правило в
 рамках межличностного, индивидуального
 общения, проявляясь в тех или иных фигурах
 ухода, эскапизма. Утилитаризм предполагает
 достаточно высокий уровень толерантности,
 конформности. Гедонизм, наоборот, нередко
 становится единственно возможным способом
 протеста против конформизма и
 корпоративности, царствующих в социальных
 институтах, формой отстаивания личностного
 начала в общественном бытии человека. С
 позиций принципа наслажения, принцип пользы
 мог бы быть скорректирован следующим
 образом: "Успешно осуществляя свой интерес,
 во всей полноте, насколько это возможно,
 удовлетворяй свои потребности и оставайся
 верным себе". Этика пользы, безусловно,
 противоречит высокой морали универсальных
 принципов совершенства и милосердной любви.
 С позиции перфекционистской этики,
 прагматизм в своих исключительных
 воплощениях становится фактором мер-
 кантилизации и дегуманизации человеческих
 отношений, а потому принцип пользы должен
 быть скорректирован так: "Успешно
 осуществляя свой интерес, стремись к
 гармонизации человеческих и общественных
 отношений и не относись к другим людям
 только как к средству". С позиции же этики
 любви, принцип пользы как моральный принцип
 преобразуется в принцип солидарности и
 взаимопомощи: "Успешно осуществляя свой
 интерес, содействуй благу других".
 
 
 
 176
 
  Очевидно, что в отношении к принципу
 пользы менее всего уместно рафинированное
 морализирование. Принцип пользы адекватен
 практическим отношениям людей, в
 особенности тем, которые разворачиваются в
 пространстве партикулярных интересов и
 взаимообособленных воль. Он соответствует
 морали социального сотрудничества с ее
 принципами справедливости (по личным
 заслугам), равенства (прав), автономии
 личности. (Другое дело, что разные общества
 не сразу приходят к такому уровню
 социально-экономического и культурного
 развития, когда эти принципы могут быть
 реализованы, а принцип пользы стать
 независимым от исключительно
 меркантилистских приложений). Эта
 социокультурная роль, по крайней мере,
 тенденция принципа полезности должна быть
 осознана. Лишь при этом условии возможны
 конструктивные этические противовесы утили-
 таризму.
  Иные основания моральной рациональности
 задает система ценностей, основанная на
 принципе совершенства, т.е. перфекционизм.
 В принципе совершенства выражается
 существенная для морального сознания и
 этики ориентация на идеал. Трансцендентный,
 универсальный и абсолютный характер нрав-
 ственного идеала придает этой ориентации
 особый характер. Предъявляя этот идеал
 посредством разнообразных требований в
 качестве образца, или стандарта поведения,
 этика ставит человека в определенное -
 духовное - отношение к абсолютному,
 вечному. Поэтому принцип совершенства можно
 было бы выразить следующим образом: "Храни
 в сердце своем высший идеал и стремись во
 
 
  177
 
 всем соответствовать ему". Известны
 различные трактовки совершенства и путей
 его достижения, например, аристотелевское,
 стоицистское, христианское, кантианское,
 ницшеанское; но содержащиеся в них
 существенные моменты позволяют дать
 обобщенное представление об этике самосо-
 вершенствования. Она покоится на: а)
 самоограничении и личной дисциплине, б)
 стойкости в исполнении долга и подчинении
 себя сознательно выбранной цели, в)
 внутренней свободе, г) верности этическому
 абсолюту, д) непрестанных усилиях по
 практическому осуществлению идеала.
  В той мере, в какой мораль задает
 человеку координаты абсолютного и вечного,
 она мистична: помня о должном, ориентируясь
 на него, человек преодолевает сущее, -
 доверяясь высшему, вечному, человек
 побеждает преходящее. Как таковая мораль
 оказывается одним из действенных способов
 обращения человека к духовности и ее
 освоения. Нравственная жизнь человека как
 правило рассматривается как воплощение
 духовности. При этом духовность совершенно
 справедливо понимается как возвышенность,
 обращенность к абсолютному и высшему
 идеалу, сознательное стремление приблизить
 свою жизнь к этому идеалу. Но если мы
 примем во внимание все многобразие
 нравственного опыта, включающего в себя и
 гедонический, и утилитаристский опыт, то
 будет ясно, что этика сама по себе, без
 обращенности к идеалу не является духовной,
 что мораль, игнорирующая высшие требования
 и образцы, представляет собой лишь правила
 поведения, пусть даже оформленные в кодекс.
 Как правила, как повеления они
 
 
 178
 
 сформулированы в оппозицию спонтанному
 опыту, они извне положены этому опыту12.
 Между тем, в той мере, в какой духовное
 инобытийно повседневному, любая
 инобытийность может восприниматься и
 пониматься как выражение духовности.
  Понятно, что поскольку нравственное
 совершенствование и духовное восхождение
 личности начинается с преодоления чув-
 ственно-телесного, обыденного и рутинного
 опыта, духовные переживания будут
 различными для разных людей на разных сту-
 пенях их внутреннего развития. Но и сам
 мистический опыт неоднороден. Есть мистика
 негативная, жизнеотрицающая, тотально
 увлекающая человека в трансцендентность и
 лишающая его индивидуальности; и есть
 мистика позитивная, обогащающая и
 одухотворяющая человека как деятельную,
 практически ориентированную личность13.
 ____________________
 12 Так же ценности гедонизма могут
  восприниматься как выражение социальной
  неангажированности, поскольку они реально
  позволяют индивиду проявить свою
  независимость по отношению к обычным
  социальным регулятивам; со своей стороны,
  правила и установления утилитаристской
  этики ограничивают своеволие и
  неумеренность потребностей и т.д. Однако
  иноположенность некоторых мыслительных
  или регулятивных форм не означает
  непременно их духовности, хотя сама по
  себе иноположенность может рождать
  иллюзию духовности.
 13 Встречающееся в некоторых работах
  деление различных видов мистики в
  соответствии с различием восточной и
 
 
  179
 
  Наличие различных тенденций в мистике
 проявляется и в нравственности. Мистичность
 этики, опосредствование ею должного и
 сущего таят в себе глубокое напряжение.
 Этика мистична, но мистика сама по себе
 отнюдь не предполагает этики, то есть
 практического вовлечения в земные дела.
 Смысл этики заключается в том, чтобы
 определить человеку меру должного и
 подобающего в отношениях с другими людьми;
 только имея в виду эту задачу, этика
 стремится быть этикой совершенствования.
 Смысл мистики заключается в том, чтобы
 возвысить человека до универсального;
 только имея в виду эту задачу, мистика
 допускает перенесение мистического опыта на
 отдельные элементы повседневной жизни. Но
 коль скоро этика утверждает возвышенный
 идеал, идеал совершенства, она не может не
 ___________________________________________
  европейской духовно-религиозных традиций,
  а внутри европейской - неоплатонистской и
  паулинистской, не вполне соответствует
  действительному культурно-историческому
  опыту. Дело в том, что мистика сама по
  себе, независимо от мировоззренческих и
  духовных ориентаций, обозначая путь от
  конечного к вечному, от бренного к
  возвышенному и т.д., оказывается открытой
  как, говоря словами А. Швейцера,
  жизнеотрицанию, так и жизнеутверждению.
  Действительно, восточный и
  неоплатонистский мистицизм более склонны
  к негативизму и квиетизму, а западный,
  паулинистский - к позитивной
  мирообращенности. Однако, повторяю, и в
  той, и в другой традиции можно проследить
  обе тенденции.
 
 
 180
 
 основываться на мистике. В соединении с
 этикой снимается самоценность и
 самопредназначенность мистики. Этика не
 просто ориентирует человека на отношения с
 другими людьми, она требует от него
 практического воплощения высших
 нравственных принципов и совершенствования,
 одухотворения человеческих отношений.
  Очевидно, что нравственное совершенство
 не заключается в воспитанности или
 естественной, спонтанной доброте; оно пред-
 ставляет собой результат целенаправленных
 усилий человека по изменению себя, его
 стремления соответствовать тому образу,
 который предполагается нравственным
 идеалом. Совершенствование начинается с
 осмысления себя и своего места в мире,
 своего отношения к нравственным ценностям и
 предположения о собственном несоответствии
 этим ценностям. Оно предполагает автономию
 и внутреннюю свободу человека и его
 позитивную определенность в отношении
 нравственности. Иными словами, появление
 стремления к нравственному само-
 совершенствованию возможно на основе хотя
 бы минимального совершенства. К логически
 парадоксальному выводу этики о том, что
 стремление к самосовершенствованию
 рождается из осознания собственного
 несовершенства, человеческая мысль пришла
 давно. Одним из первых его сформулировал
 Августин: "Совершенство представляет собой
 знание человека о собственном
 несовершенстве"14.
 ____________________
 14 St.Augustinus. Sermo CLXX, 8 //
  Patrologia Latina 5. C. 931.- Цит. по:
  Taterkiewicz W. Paradoxes of Perfection

<< Пред.           стр. 25 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу