<< Пред.           стр. 1 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 Российская Академия Наук
 
 Институт философии
 
 
 
 
 МОРАЛЬ
 
 И
 
 РАЦИОНАЛЬНОСТЬ
 
 
 
 Москва
 1995
 
 
  ББК 87.7
  М-79
 
 Редколлегия:
 доктора философских наук
 Р.Г.Апресян, А.А.Гусейнов,
 Л.В.Максимов
 
 
 Ответственный редактор
 и автор предисловия
 доктор философских наук
 Р.Г.Апресян
 
 
  Рецензенты:
  доктора философских наук:
  Л.Б.Волченко,
  В.И.Толстых
 
 
  Переводчики:
  Кротовская Н.Г., Михайленко Ю.Б.,
  Новичкова Г.А., Руднева Е.Г.,
  Султанова М.А., Федина Е.Н.
 
 
  М-79 Мораль и рациональность. - М.,
  1995. - 197 с.
 
  Данный труд представляет собой
  международную коллективную
  монографию, созданную философами из
  России, Великобритании, США, Канады.
  Не претендуя на концептуальное
  единство, авторы стремятся
  рассмотреть проблемы рациональности
  на предмете морали и с
  антисциентистских антипросвети-
  тельских позиций осмыслить мораль
  как особого рода выражение
  рациональности. В книге
  анализируются вопросы логики и
  гносеологии этического познания,
  характер морально-этических
  рационализаций, проявления
  рационального и иррационального в
  поведении, пути самоидентификации и
  автономизации личности,
  рассматриваются способы аргументации
  в конкретных моральных дискуссиях по
  острым социальным проблемам.
 
 
  ISBN 5-201-01885-8 ИФРАН, 1995
 
 
 
  СОДЕРЖАНИЕ
 
 Предисловие..............................3
 
 Р.Хэар
  Как же решать моральные вопросы
  рационально?..........................9
 
 Л.В.Максимов
  Аргументация и обоснование в
  моральном рассуждении................22
 
 А.А.Ивин
  Моральное рассуждение................33
 
 А.А.Гусейнов
  Обоснование морали как проблема......48
 
 Р.Холмс
  Мораль и общественное благо..........64
 
 Р.Хардин
  Пределы разума в моральной теории....79
 
 Р.Г.Апресян
  Нормативные модели моральной
  рациональности.......................94
 
 О.О'Нил
  Автономия: зависимость и
  независимость.......................119
 
 Э.Монтефиоре
  Личная тождественность, культурная
  тождественность и моральное
  рассуждение.........................136
 Б.Герт
  Рациональное и иррациональное в
  поведении человека..................159
 
 Л.Гроарк
  Практический разум и полемика вокруг
  порнографии.........................180
 
 
 
 
  Предисловие
 
  Проблема рациональности в морали, или
 моральной рациональности для классической
 философской этики, начиная с Сократа, как
 правило была проблемой осмысленного,
 обоснованного и воплощенной в правильном
 действии решения сообразного с
 добродетелью, отличного от страсти, мнения,
 предрассудка, обычая. В новоевропейской
 философии рациональность морали
 утверждалась в явной или скрытой антитезе
 этике откровения и веры, с одной стороны, и
 этике "чувства", с другой. В докантовской
 мысли рациональность морали могла
 ассоциироваться с "научностью" и строгостью
 (по стандартам математики или физики)
 построения знания о морали и его
 обоснования. Критическая работа Канта
 заключалась в прояснении специфичности
 задаваемой моралью рациональности как
 практически ориентированной и воплощенной в
 форме действий. Однако кажущаяся
 метафизическая отвлеченность кантовской
 теории морали спровоцировала этику на
 эмпирические и "конкретно-научные"
 изыскания, результатом которых стал вывод о
 множественности, вариативности,
 релятивности (по крайней мере исторической)
 моральных культур (систем), нереализуемости
 в них универсальных и объективных критериев
 и, стало быть, принципиальной
 нерационализируемости морали. Пределы
 соотнесенной с моралью рациональности,
 скажем, в ранне-аналитической моральной
 
 
  5
 
 философии были сужены до собственно филосо-
 фского рассуждения о морали, причем
 предметизированной исключительно в сфере
 морального языка.
  Между тем, дискуссии о природе
 рациональности, последний мощный всплеск
 которых приходится на конец семидесятых го-
 дов, имели по крайней мере один
 существенный результат, а именно, понимание
 ограниченности унаследованного от класси-
 ческого европейского рационализма понятия
 рациональности как характеристики только
 универсально и абсолютно отвечающего
 требованиям разума знания. Переосмысление
 этого понятия позволило увидеть
 рациональность, точнее рациональности, и в
 научно-эмпирическом, техническом, а также в
 художественном, мистическом, практически-
 пруденциальном, императивно-оценочном т.п.
 видах знания и в практиках разного рода.
 Развитию и утверждению такого,
 несциентистского, понимания рациональности
 во многом способствовали работы М.Вебера.
  Распространение критериев рациональности
 на те сферы человеческого опыта, которые в
 соответствии с эпистемологическими
 традициями новоевропейского знания
 рассматривались по крайней мере
 несовершенными в качестве знания, конечно,
 знаменовало уступку со стороны сциентизма,
 или (в зависимости от того, с какой стороны
 мы наблюдаем этот процесс) наступление на
 сциентизм. Ведь одно дело рациональность
 как методологическая обоснованность знания
 или адекватность знания определенным
 интеллектуальным стандартам, а другое -
 рациональность как целесообразность, причем
 равно в утилитарном и идеальном смыслах
 
 
 6
 
 этого слова, как упорядоченность,
 согласованность не только знаний, но и
 общих представлений, ценностей, норм,
 правил; наконец, как обоснованность системы
 ценностных представлений и нормативных
 кодексов. Сциентистское понятие
 рациональности было, таким образом,
 выведено из такого противопоставления
 "иррациональному", при котором последнее
 непременно имело - при любом понятийном
 содержании - негативные научно-ценностные
 коннотаты; а затем и реконструировано таким
 образом, что оказалось наполненным более
 широким когнитивным и социально-культурным
 содержанием, согласно которому в
 нормативной и ценностной систематике или
 целе-ориентированной деятельности, или
 внутренне целостном (при предметной
 вариативности) опыте рациональность
 прослеживается не в меньшей степени, чем в
 знании.
  Однако при спецификации подобного подхода
 в этическом рассуждении неизбежно возникает
 вопрос о том, что здесь может быть
 предметом определения в качестве
 рациональности, поскольку здесь также
 прослеживаются эти разнонаправленные
 тенденции развития концепции
 рациональности. С одной стороны, этика без
 насилия над ее внутренне органичным
 содержанием подвергается анализу с
 использованием методов, выработанных в
 научной теории, с другой, сама
 рациональность как характеристика морали
 переосмысливается сообразно определенно
 понимаемому внутренне органичному
 содержанию нравственности. Как показывают
 литературные опыты, по критериям рацио-
 
 
  7
 
 нальности оцениваются, во-первых, сами
 морально-философские учения, во-вторых,
 этико-моралистические доктрины, в-третьих,
 систематизированные нормативно-этические
 программы, в-четвертых, кодифицированные
 моральные системы, в-пятых, отдельные
 моральные формы, как то: требования,
 суждения, решения, поступки, в-шестых,
 нравственный опыт (другой вопрос, может ли
 быть проанализирован опыт иначе, нежели
 отраженный в определенных представлениях
 сознания). Это различие оценок может
 рассматриваться как выражение именно
 разнообразия литературных опытов или
 концептуальных построений. Но за ними
 вполне обоснованно можно усмотреть и
 действительную многоуровневость
 рациональности в морали.
  В случае оценки философского учения
 существенным является внутренняя
 согласованность, логическая
 последовательность и непротиворечивость
 теоретических положений данного учения;
 обоснованность принятых в нем
 концептуальных аксиом. В качестве начал
 этической теории, как показывает именно
 литературный опыт, могут быть избраны
 установки более широкой теории, например,
 философии, социальной философии,
 естественно-научной теории (эволюционной
 биологии или космологии), теологии, затем
 некоторые мировоззренческие интуиции, а
 также (хотя именно это категорически
 отвергается сторонниками методологически
 строгой теории) некоторые обобщения
 здравого смысла. Так, социобиологическое
 обоснование морали, основывающееся на
 достижениях эволюционной генетики,
 
 
 8
 
 предлагает весьма стройное, а с точки
 зрения сциентистски ориентированного ума, и
 реалистическое объяснение таким
 нравственным феноменам как помогающее
 поведение, жертвенность, себялюбие и
 альтруизм. Согласно социобиологической
 (современному варианту эволюционной) этике,
 мораль (моральные представления и

<< Пред.           стр. 1 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу