<< Пред.           стр. 16 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
  109
 
 эта процедура обеспечит лишь частичную
 экспликацию понятия морали. Однако она
 укажет, я думаю, наиболее перспективное на-
 правление, которого следует придерживаться
 в ходе анализа абсолютистской концепции.
  Итак, имеется ли какое-то особое
 содержание в понятии морали? Или этому
 понятию может быть дано лишь чисто фор-
 мальное определение?
 
 
  III
 
  Это вопрос, впервые явно сформулированный
 В.Франкеной2 касается различения
 формального и содержательного
 (субстантного) понятий морали. Формалист
 полагает, что "суждение, принцип или
 некоторый фрагмент рассуждения являются
 моральными, если и только если они отвечают
 определенным формальным условиям, не
 связанным с их содержанием"3. И хотя тот
 или иной личный интерес всегда наличе-
 ствует, мораль, понятая указанным образом,
 не подпадает под его контроль. Требуется
 только одно: чтобы были соблюдены опреде-
 ленные формальные условия. Такие условия
 могут включать, как считает Р.Хэар,
 готовность субъекта универсализировать свои
 суждения и рассматривать их как высшие.
 Соблюдение этих условий не гарантирует
 правильности данных суждений и принципов;
 ____________________
 2 Frankena W.K. Recent Conceptions of
  Morality // Morality and the Language of
  Conduct. Detroit, 1965. P. 1-24.
 3 Frankena W.K. Recent Conceptions of
  Morality. P. 7.
 
 
 110
 
 речь может идти только об их моральном или
 внеморальном статусе.
  Субстанциалист, напротив, считает, что
 "наши суждения и решения являются
 моральными, если и только если выраженная в
 них точка зрения не может быть описана в
 чисто моральных терминах; такое описание
 может включать в себя формальные признаки,
 но обязательно должны быть указаны и
 содержательные (material) признаки. Причем
 в этом содержании должны быть отражены
 забота о других, уважение к социальной
 сплоченности и общему благу"4. Короче
 говоря, "мораль понимается здесь не только
 как некий способ регуляции поведения,
 имеющее определенные формальные и
 структурные признаки, но как то, что
 дефинитивно имеет и определенное общее
 социальное значения, содержание,
 направленность и цель"5.
  Я буду отстаивать субстанциалистскую
 позицию, подобную той, что описана
 В.Франкеной, однако внесу в нее некоторые
 изменения, чтобы предотвратить возможное (и
 весьма серьезное) возражение со стороны
 формализма. Я скажу, что наличие опре-
 деленного содержания в субстанциалистской
 дефиниции морали не только совместимо с
 самой сутью формалистского возражения, но и
 является по существу одним из
 действительных мотивов этого возражения.
 Основываясь на этом, я постараюсь показать,
 что субстанциалистская позиция обеспечивает
 выполнение условия (2), не вступая в
 ____________________
 4 Frankena W.K. Recent Conceptions of
  Morality. P. 9.
 5 Ibid. P. 10.
 
 
  111
 
 конфликт с упомянутым формалистским
 доводом.
  Наиболее последовательно и постоянно
 против субстанциалистской позиции выступают
 У.Д.Фолк и Р.М.Хэар. Оба не согласны с тем,
 будто мораль содержит в себе сколько-нибудь
 явно выраженную социальную ориентацию. Я
 остановлюсь на аргументах Фолка, хотя
 сказанное будет в значительной мере спра-
 ведливо и по отношению к концепции Хэара6.
  Излагая (хотя и не вполне четко) свою
 формалистскую позицию, Фолк пишет:
 "Поддержание общественного порядка, и это
 достаточно очевидно, не есть главная
 функция развитой морали (если, говоря о
 "функции" какой-либо практики, мы имеем в
 виду, что она имеет основание или причину
 для своего существования)... Бесспорным
 ____________________
 6 Точка зрения Р.Хэара (R.Hare) изложена,
  главным образом, в его: The Language of
  Morals. Oxford U. P., 1952; Freedom and
  Reason. Oxford U. P., 1963; Moral
  Thinking: Its Levels, Method and Point.
  Oxford U. P., 1981. В последней из
  названных работ он выражает сомнение
  относительно принципиальной возможности
  эксплицировать термин "мораль":
  "Серьезным основанием в пользу того,
  чтобы исключить (если, конечно, это
  возможно) слово "мораль" из анализа
  морального рассуждения, является его
  неопределенность. Речь идет не о том, что
  это слово имеет много разных значений,
  каждое из которых само по себе хорошо
  определено, а о том, что сам спектр этих
  значений весьма размыт, и отличить одно
  из них от другого очень трудно" (Р. 54).
 
 
 112
 
 преемником первичного морального закона [то
 есть закона общественной жизни - Р.Х.]
 следует считать добровольное и относящееся
 в равной мере ко всем обязательство всегда
 ставить на первое место мотивы благодеяния
 и требования общественной жизни. Однако нет
 никаких оснований полагать, будто подобное
 обязательство принимается на уровне
 автономного выбора... Непреложная
 реальность такова, что рационально-
 автономный образ жизни хотя и пересекается
 с нравственным образом жизни, но не
 обязательно совпадает с ним, как думают те,
 кто в своем понимании морали отправляются
 от общественного интереса"7.
  Не ясно, отвергает ли Фолк любую
 разновидность субстанциализма в пользу
 какого-то варианта формализма, или не со-
 гласен лишь с тем, что мораль существенным
 образом связана с общественным интересом8.
 Важно различать эти два толкования. Если
 ____________________
 7 Folk W.D. Morality, Self, and
  Others // Morality and the Language of
  Conduct. Wayne State U. P., 1965. P. 63,
  66.
 8 Франкена обратил внимание на то, что
  формалистские и субстантивисткие теории
  могут выступать как в индивидуально-
  личностной, так и в социальной форме.
  Формалистская концепция выходит на
  уровень социальности путем введения
  интерсубъективного критерия
  обоснованности морали. Субстантивизм же
  обычно делает это простейшим способом,
  постулируя в качестве исходного и
  фундаментального признака моральности
  содействие общему благу.
 
 
  113
 
 принять второе из них, то можно
 предположить, что Фолк защищает не
 формализм, а личностную или
 индивидуалистическую форму субстанциализма,
 согласно которой мораль в своей основе
 ориентирована на благо и процветание
 личности, а не общества. Далее я буду
 исходить из того, что верна первая версия,
 то есть что Фолк не принимает
 субстанциализма как индивидуалистического,
 так и социального толка9.
  Таким образом, если усматривать
 необходимое условие морали в соблюдении
 правил или принципов, предписывающих со-
 действие общественному благу, то придется
 иметь дело с возражением, которое высказал
 Фолк, а именно: реальные автономные
 обязательства рационально мыслящего
 индивида далеко не всегда имеют целью
 общественное благо. Но есть и другой путь к
 содержательному истолкованию морали. Он
 заключается в том, чтобы единственным
 необходимым признаком, определяющим
 принадлежность любых правил и принципов к
 сфере морали, считать их фактическое
 содействие общему благу10. Нет никаких
 ____________________
 9 Здесь я в основном опираюсь на анализ,
  проведенный В.Франкеной, хотя он говорит
  о содержательной (material) и
  формалистской концепциях. См.: Frankena
  W.K. Recent Conceptions of Morality.
 10 Видимо, именно это имеет в виду
  К.Байер, говоря о том, что "моральные
  нормы должны иметь определенное
  содержание. Соблюдение этих норм должно в
  равной мере служить благу каждого"(Baier
  K. The Moral Point of View. Itaca, 1958.
 
 
 114
 
 причин, чтобы некоторый набор правил, среди
 которых не все (или даже ни одно)
 соотносятся с общественным благом не мог бы
 удовлетворить этому условию. Говорят,
 личного счастья скорее достигает тот, кто
 не стремится специально к нему. Нечто
 подобное можно сказать и относительно
 общественного блага. Можно предположить,
 что просвещенное следование всеми членами
 общества, скажем, совершенно эгоистическим
 правилам приведет к максимизации ценности.
 Это был бы так называемый "эффект невидимой
 руки", о котором применительно к капита-
 лизму говорил Адам Смит. То же самое имеет
 силу и для системы деонтических норм, вовсе
 не апеллирующих к социальному благу.
 Согласно теологической этике, все люди
 должны повиноваться божественным заповедям.
 Поступая так, они, возможно, приумножили бы
 общественное или всеобщее благо. Однако для
 этого не нужно, чтобы оно входило в
 содержание господствующей морали; также не
 нужно, чтобы общественное или иное благо
 витало перед умственным взором людей,
 следующих велениям морали. Они могут просто
 повиноваться Богу.
  Утверждать, что это - а именно,
 соблюдение моральных правил должно вести к
 возрастанию социального блага - является
 моральным требованием, не значит вносить
 какое-то специфическое содержание в сами
 эти моральные правила; это также не
 предполагает требования, обращенного к
 ___________________________________________
  P. 200). Такой эффект возможен, по
  Байеру, при условии, что нормы как раз и
  содержат предписание служить общему
  благу.
 
 
  115
 
 моральному агенту, придерживаться
 конкретных интересов или мотивов. Поэтому,
 хотя это требование действительно
 встраивает определенное субстанциональное
 содержание в мораль, возражение Фолка на
 него не распространяется.
  Короче говоря, необходимым условием для
 того, чтобы можно было сказать, что в
 некотором обществе существует мораль,
 является не то, стремится ли оно
 сознательно к содействию общего блага и
 соотнесены ли специально с этим социальные
 правила, которым оно следует, а то,
 соответствует ли поведение, предписываемое
 этими правилами, (независимо от того,
 каковы они и почему они соблюдаются),
 некоторому аксиологическому принципу. Если
 соответствует, то соблюдение этих правил
 будет реально способствовать содействию и
 сохранению общественного блага.
  Обратимся теперь к утверждениям Фолка о
 том, что "ответственно руководимая разумом
 и сообразная долгу жизнь направлена в
 первую очередь на обеспечение нормальной и
 упорядоченной жизни индивида, а не на
 регуляцию социального порядка"11. С этим
 можно согласиться, добавив, однако, что
 деятельность, которая регулирует социальные
 отношения благоприятным для общества
 образом (которая, следовательно, соответ-
 ствует некоторому аксиологическому
 принципу), является предпосылкой морали.
 Более того, для большинства людей подобная
 регуляция, очевидно, служит предпосылкой
 нормального и упорядоченного существования,
 ____________________
 11 Baier K. The Moral Point of View. P.
  64.
 
 
 116
 
 поскольку, как полагал еще Платон,
 упорядоченная жизнь разумного индивида не

<< Пред.           стр. 16 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу