<< Пред.           стр. 18 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу

 подобном духе никак нельзя назвать
 разумными и ответственными. Ибо,
 ограничиваясь своими личными делами и
 оставляя на усмотрение других вопрос о том,
 каким быть обществу, человек тем самым
 теряет всякий контроль над условиями, при
 которых возможен желательный для него образ
 жизни.
 
 
  VI
 
  Обоснование предложенного мною взгляда
 сопряжено, однако, с некоторыми
 трудностями. В заключение я хотел бы отме-
 тить две из них. Обе они связаны с
 разграничением необходимых условий морали и
 мотивов, выражающих приверженность людей
 определяющим моральным нормам.
  С одной стороны, можно возразить, что
 этот взгляд допускает, что общество, все
 члены которого действуют в соответствии с
 моральной точкой зрения, может тем не менее
 быть внеморальным. Общество не нуждается в
 морали именно в том случае, когда всеобщее
 принятие моральной точки зрения
 неблагоприятным образом сказывается на
 подавлении тех самых интересов, содействие
 которым и является целью морали. Этот
 парадоксальный вывод, вытекающий, как может
 
 
 124
 
 показаться, из принятия моей концепции,
 нуждается в анализе и разъяснении. С другой
 стороны, можно также возразить, что
 парадоксальным следствием предложенного
 мною взгляда является то, что общество, ни
 один из членов которого не руководствуется
 моральными мотивами (все руководствуются, к
 примеру, исключительно эгоистическими
 интересами), может тем не менее мыслится
 как обладающее морлью.
  Два кратких замечания помогут разрешить
 или снять эти проблемы. Относительно
 первого возражения следует сказать, что
 трудно поверить в то, что если все
 индивиды, составляющие некоторое
 сообщество, в своем поведении твердо
 держатся норм морали, то само это
 сообщество вряд ли сможет устойчиво и по-
 стоянно противодействовать интересам своих
 членов. Не исключено, конечно, что те или
 иные индивидуальные замыслы останутся
 нереализованными, однако полагать, будто
 совместные прекрасно задуманные и
 спланированные действия систематически
 будут заканчиваться неудачей, значит
 выказать неоправданный скептицизм
 относительно возможности человека добиться
 хотя бы минимального успеха в своих
 действиях.
  Что касается второго возражения, то я
 вовсе не намерен отвергать принципиальную
 возможность возникновения указанной
 парадоксальной ситуации. Другое дело, что
 на практике подобная ситуация едва ли
 когда-нибудь реализуется. Но даже если
 такая перспектива была бы вероятной, она
 должна внушать не опасения, а скорее
 оптимизм, поскольку принцип разумного
 
 
  125
 
 эгоизма может составить весьма надежную
 основу практической жизни людей. Этот
 принцип способствовал бы установлению
 прочной и длительной гармонии в отношениях
 между индивидами и между нациями. Трудность
 состояла бы в том, чтобы побудить людей
 относиться с большим вниманием к своим
 подлинным интересам. Как хорошо сказал
 Дж.Батлер по поводу реально существующего
 положения дел, прискорбно не то, что люди
 уделяют так много внимания собственному
 благу (напротив, этих стараний
 недостаточно), а то, что они мало заботятся
 о благе других. Если же большая забота о
 своем личном интересе приводит к возрас-
 танию общего блага, то вряд ли возникнет
 сомнение в том, что общество,
 обеспечивающее такую корреляцию, отвечает
 критериям нравственности.
 
 
 
 
 
 
 126
 
 
 
  Р.Хардин
 
 
 
  Пределы разума в моральной теории1
 
  Одна из трудностей, подстерегающих
 каждого серьезного исследователя проблемы
 рациональности, состоит в том, что факторы,
 влияющие на принятие любого сколько-нибудь
 значительного решения, не поддаются полному
 учету. Речь идет, в частности, о таких
 сложных поступках и решениях, как выбор
 средств достижения целей, в том числе целей
 моральных. Поэтому та теория морали,
 которая говорит о целях человеческих
 действий, должна включать в себя также
 теорию принятия решений и теорию поведения.
 Это относится к утилитаризму во всех его
 разновидностях, как и вообще к любой
 консеквенциалистской теории морали.
  В дискуссиях по этике (особенно этике
 утилитаристской) часто указывают на
 ограниченность нашего разума и неизбежную
 неполноту информации, необходимой для
 принятия решений. Эти и другие ограничения,
 как я попытаюсь показать, являются более
 важными и фундаментальными, чем это обычно
 представляется, и если их учитывать с
 самого начала, а не просто вносить на их
 основе какие-то коррективы в уже полученные
 ____________________
 1 Статья подготовлена автором на основании
  главы 1 из его книги "Morality Within the
  Limits of Reason" (University of Chicago
  Press, 1988). P. 1-29. - Ред.
 
 
  127
 
 выводы, то сами эти выводы будут совершенно
 другими. Думаю, что многие из наших
 наиболее важных решений и норм суть
 следствия указанных ограничений. Поэтому
 было бы грубой ошибкой игнорировать эти
 ограничения при построении этической
 теории. В дебатах по поводу утилитаризма
 многие спорные вопросы могут быть
 значительно прояснены или даже разрешены,
 если переставить акценты с проблемы
 установления "первых принципов" на проблему
 правильного выбора. Учет упомянутых
 ограничений помог бы нам выявить суть
 различий между так называемыми
 утилитаризмом действия и утилитаризмом
 правила и решить такие проблемы, как
 конфликт принципов автономии и либерализма
 с принципами пользы и благосостояния;
 несовпадение утилитаристских рекомендаций в
 политике и в сфере личной жизни;
 противоречия между правом и
 целесообразностью вообще.
  В данной статье я в общих чертах обозначу
 когнитивные границы разума. Затем очень
 коротко скажу о роли теоретико-игровых
 построений в консеквенциальной моральной
 теории и о принципиальных ограничениях,
 стоящих на пути достижения индивидуальных
 целей. Далее я покажу, как нерешенность на-
 званных выше проблем привела к прискорбному
 разделению моральной и политической теорий
 во многих философских течениях XX века и к
 спору между утилитаризмом действия и утили-
 таризмом правила.
 
 
 
 
 
 
 128
 
  I. Пределы разума
 
  Любая консеквенциалистская теория морали
 так или иначе затрагивает отношения средств
 к целям. Поскольку такая теория
 рассматривает действия индивидов, она
 должна строиться на понимании рациональных
 способностей тех, кто осуществляет выбор. В
 литературе утилитаристского (как и
 антиутилитаристского) направления процесс
 принятия решений часто трактуется крайне
 упрощенно. Теоретики, предметом
 исследования которых является
 институциональное и индивидуальное принятие
 решений, признают, что наша способность
 производить всецело рациональный выбор в
 сложных социальных ситуациях весьма огра-
 ниченна. Если исходить из этого, вполне
 обоснованного предположения, то подлинный
 смысл консеквенциалистских моральных
 принципов предстанет в существенно ином
 свете по сравнению с тем, как он обычно
 интерпретируется в спорах об утилитаризме и
 моральной теории вообще.
  Нередко в дискуссиях по поводу морального
 выбора затрагиваются вопросы, подлежащие
 ведению не столько философии, сколько
 социологии. Я имею в виду, главным образом,
 процесс принятия решений (в его основных
 чертах), ограниченность информации, которой
 мы обладаем, и общие, стратегические по-
 следствия конкретных решений и поступков.
 Сюда же (хотя это может показаться
 неожиданным) относится в определенной сте-
 пени и теория ценностей, которую обычно
 включают в сферу интересов философии. Все
 это составляет предмет многочисленных
 теоретических изыcканий.Важнейшим
 
 
  129
 
 результатом этих исследований является
 вывод о том, что в обычных условиях мы, ве-
 роятно, не можем быть рациональными в том
 ценностном смысле, который несет в себе
 традиционное понятие рациональности.
  Обычно утилитаризм упрекают в том, что он
 берется объяснить слишком много. Однако
 главная его слабость, напротив, та же, что
 и у любой другой теории морали: он не
 обладает достаточной теоретической
 полнотой. Его стремление выйти за пределы
 своих реальных возможностей породило
 наиболее слабые и легко опровержимые
 декларации утилитаристов, начиная с
 Бентама. Можно сказать, что главной задачей
 утилитаризма всегда было достижение полной
 завершенности на картезианской дедуктивной
 основе. Однако эта цель не является
 специфически моральной, и нет нужды
 трактовать ее подобным образом.
 Действительный моральный импульс
 утилитаризма состоит в том, чтобы побудить
 людей заботиться о "хороших последствиях",
 проистекающих из их поступков, поскольку
 только по этим последствиям и можно судить
 о моральности поступков. Следовательно,
 утилитаристские императивы являются услов-
 ными, а не априорными. Они зависят, среди
 прочего, от наблюдаемых фактов и от
 духовного багажа данного морального субъ-
 екта. Поскольку утилитаризм интересуется
 общими последствиями поступков, он
 обязательно включает в себя рациональный
 расчет этих последствий.
  Ясно, что результаты подобных расчетов
 зависят от правильного применения
 рациональных принципов. Однако утилитаризм
 не есть воплощенная рациональность. По
 
 
 130
 
 мнению Ф.А.Хайека, беда утилитаристского
 подхода в целом состоит в том, что "он
 совершенно не учитывает тот фактор, из-за
 которого возникает необходимость в
 правилах, а именно - наше незнание"2. Он
 прав в том, что правила нередко оказываются
 необходимыми вследствие незнания фактов,
 однако ни согласие, ни отказ признать это
 обстоятельство никак не влияют на
 содержание утилитаристской теории. Сиджвик
 глубже проник в суть этой проблемы: он
 убедительно доказал, что этика не является
 прикладной наукой вроде, например, науки
 кораблевождения3. Если мы разработаем более
 совершенный метод познания причинных
 отношений и благодаря этому сможем лучше
 подбирать средства для достижения своих
 целей, это не повлечет за собою необходи-
 мости изменить нашу этику. Моральный
 импульс утилитаризма постоянен, но
 конкретные решения, принятые под его
 воздействием, зависят от наших знаний и
 понимания ситуации. Например, более
 глубокое и точное понимание того, как
 достичь собственного блага, не требует
 какого-то нового понимания самого этого
 блага.
  Утилитаризм нередко обвиняют в
 иррациональности. Имеется в виду следующее:

<< Пред.           стр. 18 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу