<< Пред.           стр. 19 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу

 когда утилитарист начинает рассчитывать
 последствия различных предполагаемых
 поступков, то тем самым он фактически уже
 ____________________
 2 Hayek F. The Mirage of Social Justice //
  Hayek F. Law, Legislation and Liberty.
  Vol. 2. Chicago, 1976. P. 20.
 3 Sidgwick H. Methods of Ethics. L., 1907.
  P. 15-16.
 
 
  131
 
 сделал выбор; сама процедура расчета и есть
 избранный им поступок, и пока он этим
 занят, другие действия исключены. К стыду
 философов, они иногда всерьез принимают это
 обвинение. Так, лорд Девлин замечает: "Если
 бы разумный человек "вырабатывал правило",
 стремясь к полному пониманию всего, с чем
 он имеет дело, коммерческая и админи-
 стративная жизнь страны была бы полностью
 парализована"4. Когда мы не знаем, в чем
 заключается лучший выбор, мы можем все же
 быть уверенными в том, что сидеть и
 подсчитывать - это не лучший выбор.
 Любопытно, что эта проблема возникает лишь
 в академических дискуссиях, но не на
 практике (как говорит Девлин, мы достаточно
 разумны, чтобы не довести мир до полной
 остановки).
  Совершенно очевидно, что наша способность
 рассчитывать последствия поступков весьма
 ограниченна, мы не в состоянии учесть
 всего. Возможно, отец Гитлера после веселой
 попойки в пивной беспокоился, сможет ли он
 завтра хорошо заработать. Вряд ли его
 мучила мысль о том, не приведет ли эта
 пирушка к зачатию невиданного в истории
 монстра. Однако вполне вероятно, что этот
 пьяный загул способствовал скорее зачатию
 Адольфа, чем какого-то милого весельчака.
 Именно вследствие неполного, ограниченного
 знания о реальных причинных отношениях
 вопрос о том, следует ли зачать ребенка
 сегодня или это лучше сделать через неделю,
 не является предметом морального
 
 ____________________
 4 Devlin P. The Enforcement of Morals.
  Oxford, 1965. P. 49.
 
 
 132
 
 разбирательства даже в самой строгой
 консеквенциалистской этике.
  Поскольку содержание поступка
 определяется не только целевыми
 установками, но и рациональным пониманием
 ситуации, можно ожидать, что люди,
 обладающие разными способностями, будут
 поступать по-разному. Наша
 ориентированность на последствия поступков
 может привести к тому, что мы будем
 морально судить человека за то, что он глуп
 или невежественен. Глупость и невежество
 могут привести к ужасным, с точки зрения
 морали, последствиям, даже когда человек
 неповинен в этих своих качествах. Возможно,
 в таком случае не следовало бы морально
 осуждать его. Однако здесь не может быть
 полной уверенности, поскольку бывает очень
 трудно судить, где кончаются глупость и
 невежество и начинаются моральная
 ущербность или подлость. Часто одно
 неразрывно связано с другим.
  На этом покончим с первым обширным
 классом ограничений разума и их значением
 для моральной аргументации. Обратимся
 теперь к другому большому классу, в который
 входят ограничения нашей теории ценностей.
 Два самых главных ограничения
 индивидуального разума в
 консеквенциалистской этике - это те,
 значение которых признано благодаря,
 главным образом, утилитаристкой программе и
 ее детищу - экономике всеобщего
 благосостояния. Речь идет об ограниченной
 способности индивида, во-первых, точно
 оценить, насколько потребляемые им вещи
 полезны для него самого, и, во-вторых,
 решить, что является благом для другого, то
 
 
  133
 
 есть произвести точное сравнение полезности
 вещей для разных лиц. Если мы не способны к
 измерениям и сравнениям такого рода, тогда
 мы не сможем точно определить пользу для
 группы или общества путем простого сум-
 мирования индивидуальных "польз". Однако не
 следует и преувеличивать сложность подобных
 подсчетов, как это делают многие
 экономисты, когда они вовлекаются в чисто
 логические построения.
  Этот вопрос будет вставать и далее, тогда
 и прояснится его значение для
 утилитаристской концепции. Пока же просто
 замечу, что аддитивная5 польза для
 некоторой группы людей - это крайне
 неопределенное понятие. Основное моральное
 содержание различных видов утилитаризма
 едва ли не исчерпывается указанием на
 сравнительную "полезность" разных вещей,
 причем критерии сравнения весьма
 расплывчаты (ваша сломанная нога - худшее,
 того, что меня укусил комар).
  Таким образом, существуют по меньшей мере
 три когнитивных препятствия, затрудняющих
 подсчет той суммы блага, которая образуется
 в качестве общего результата наших дей-
 ствий: (1) нехватка информации, необходимой
 для такого рода подсчетов; (2) отсутствие
 достаточно полной и точной каузальной
 теории, позволяющей предвидеть последствия
 наших поступков; (3) ограниченные
 возможности нашего разума. Мы сталкиваемся
 с двумя трудностями и в теории ценностей, а
 ____________________
 5 Термин "аддитивный" (additive)
  используется здесь для обозначения
  совокупного или суммарного характера
  предмета, явления. - Примеч. ред.
 
 
 134
 
 именно: удовольствия, выгоды и т.п. не
 подлежат суммированию независимо от того,
 идет ли речь об одном человеке или группе
 лиц. Эти два класса ограничений в
 определенной мере взаимосвязаны. Так,
 второй класс проблем усиливает и обостряет
 проблемы первого вида, поскольку, когда
 возникает необходимость рассчитать
 утилитарные последствия наших действий,
 неаддитивность благ должна быть
 компенсирована большим объемом информации.
 Соответственно, неаддитивность благ была бы
 не столь проблематичной, если бы мы
 располагали подходящими каузальными
 теориями.
  Существует еще один класс ограничений,
 уменьшающих наши возможности добиться чего-
 либо благодаря своим собственным усилиям. В
 самом деле, мы фактически никогда не
 действуем в одиночку, и полученные нами
 результаты зависят не только от нас лично,
 но и от других людей. Данная зависимость
 есть не что иное как "стратегическое
 взаимодействие", анализ которого очень
 важен для этики. Этой проблеме посвящен
 следующий раздел настоящей работы.
 
 
  2. Стратегическое взаимодействие и теория
  морали
 
  Особенностью современного подхода к
 исследованию морального выбора является
 привлечение теоретико-игровых (и вообще
 экономических) методов и представлений.
 Теория игр выдвигает на первый план
 отношения между поступком (или выбором
 стратегии) и результатом. В этом она сходна
 
 
  135
 
 с утилитаризмом. Большинство моральных
 теорий, если не все, уделяют основное
 внимание поступкам и лишь изредка
 обращаются к результатам. Предметом оценки
 при этом является поступок per se6. Что
 касается консеквенциалистской теории
 морали, то ее фундаментальная посылка
 состоит в том, что оценка данного поступка
 производна от оценки его последствий. Эта
 теория упускает из виду, что некоторые
 определенные действия могут выглядеть, если
 судить по их последствиям, как безусловно
 хорошие или безусловно плохие, хотя и не
 исключено, что в этих последствиях не
 выражена подлинная суть деяния. Фактические
 последствия того или иного поступка часто
 зависят от целого комплекса причинных
 связей. Одним из наиболее важных видов
 подобных каузальных отношений является
 взаимодействие данного индивида с другими
 людьми.
  Неприятие утилитаризма как теории морали
 частично проистекает из стратегической
 природы жизни: ведь мы совершаем
 непосредственно именно поступки, а не
 производим результаты. Поэтому каждый легко
 согласиться с тем, что судить о людях
 следует по их поступкам. Но, с другой
 стороны, нельзя расценивать поступки
 человека просто как правильные или
 неправильные вне зависимости от контекста,
 от действий других людей.
  Если мы заимствуем некоторые положения
 теории ценностей, то теория игр
 естественным образом подключится к утили-
 таристскому анализу актов выбора. Теория
 ____________________
 6 сам по себе (лат.)
 
 
 136
 
 игр в том виде, как ее используют
 обществоведы (social scientists), включает
 в себя упрощенный вариант теории ценностей:
 принципом выбора в ней является чаще всего
 выгода отдельного игрока, а не всех
 участников. Большинство теоретико-игровых
 разработок базируется на чрезвычайно
 простой посылке, а именно на идее
 межличностной аддитивности пользы, выгоды
 или удовольствия. Получается, что мои
 удовольствия прибавляются к вашим
 удовольствиям, с тем чтобы в итоге
 образовалась наибольшая сумма счастья.
 Подобными представлениями руководствуется
 утилитаризм в его самых грубых вариантах. В
 принципе и теория игр, и утилитаризм могли
 бы обрести большую интеллектуальную
 привлекательность в качестве теорий
 соответственно рационального и морального
 выбора, если бы посылки, заимствованные ими
 из теории ценностей, были более
 достоверными.
  Иногда предметом дискуссий являются два
 следующих положения теории ценностей: во-
 первых, польза есть такое качество, которое
 может быть взято у одного человека и
 передано другому; во-вторых, полезность
 допускает количественное выражение, так что
 ее можно измерить с помощью особых единиц.
 Эти два положения не зависят друг от друга,
 каждый может иметь большее или меньшее
 значение. Например, возможна теория по-
 лезности, предполагающая безусловную
 межличностную сопоставимость пользы и ее
 количественное выражение посредством сколь
 угодно точных единиц измерения. Теория
 полезности в другом ее варианте включает в
 себя только упорядоченные по признаку
 
 
  137
 
 пользы перечни разных состояний и дел для
 каждого индивида, безо всяких сопоставлений
 между ними. Этих крайних вариантов может
 избежать теория, допускающая некоторые по-
 рядковые (но не количественные)
 сопоставления между индивидами, каждый из
 которых может иметь собственную количе-
 ственную шкалу полезности.
  Чтобы построить хорошую
 консеквенциалистскую теорию морали,
 требуется дальнейшая разработка теории игр,
 базирующейся на разных теориях ценностей. В
 частности, нужна такая теория игр, которая
 опирается на порядковую (иерархическую)
 полезность, с межличностными
 сопоставлениями или без них.
  Заметим, что теория игр есть не что иное,
 как формализация предложенного Сиджвиком
 варианта теории эгоизма, эгоизм, "если
 понимать под ним просто метод, направленный
 на самореализацию личности, является, по-
 видимому, той формой, которую может принять
 почти любая этическая система, не меняя при
 этом своих основных характеристик. И даже в
 виде "эгоистического гедонизма" этот метод
 трудно отличим от интуитивизма, если
 качество удовольствия считать чем-то
 отличным от его количества и более
 важным"7. Интуитивизм - это метод
 рассуждения, отправным пунктом которого
 является непосредственное принятие
 моральных (или, в другом случае, математи-
 ческих) истин. Моральную теорию эгоизма
 можно было бы назвать также этикой игры.
 Поскольку моральный выбор противо-

<< Пред.           стр. 19 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу