<< Пред.           стр. 27 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу

 требованиях - заботы, прощения причиненного
 зла, миролюбия, в любви к врагам и др.,
 благодаря которым видно, что такое
 милосердие как практическая задача. Этика
 может удовлетвориться словами о том, что
 надо делать добро и отвращаться от зла. Для
 человека же, стоящего перед нравственным
 выбором, этого недостаточно. И дело не в
 том, что еще надо уяснить, в чем
 заключается добро; ведь простые и мудрые
 слова о солидарности, участливости, заботе
 также немного говорят человеку, решающему
 индивидуальную, конкретную проблему.
  Так же и на вопрос о том, в отношении
 кого творить милосердие, ответ будет прост:
 каждому. И древнее даосское поучение, что
 добро следует делать как добрым, так и
 недобрым, тем самым воспитывая добродетель
 в других и осуществляя свое дао18, в ответе
 на этот вопрос будет столь же уместным, как
 и Аристотелево мнение о том, что
 благодеяние оказывают преимущественно
 друзьям19. То, что здесь нет противоречия,
 подтверждает ап. Павел: "Доколе есть время,
 будем делать добро всем, а наипаче своим по
 вере" (Галат. 6:10). Не следует усматривать
 корпоративности в отдании приоритета
 близким. Благотворение близким редко
 обсуждается в качестве моральной максимы,
 поскольку подразумевается, что указание
 "как самого себя" в заповеди любви
 ____________________
 18 Дао де цзин, 49. // Указ. соч. С. 129.
 19 Аристотель. Этика к Никомаху, 1155 а 5
  // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. М.,
  1983. С.219.
 
 
  189
 
 предполагает и близких. Однако помощь
 ближним не должна препятствовать исполнению
 наших обязательств перед близкими. В
 отношении к ближним, то есть к чужим,
 которых надо принять как близких,
 нравственные требования более строги и
 определенны. Выше говорилось о бескорыстии
 человеколюбия. Милосердная любовь
 предполагает принятие интереса другого
 независимо от симпатий и антипатий. Она
 утверждается в отношении каждого человека
 именно потому, что он человек, и это -
 отношение, в котором все люди уравниваются:
 я отношусь к данному человеку так же, как я
 бы относился к любому другому ближнему.
 Беспристрастность не означает одинаковости
 отношения, - люди ведь различны, милосердие
 же должно относиться к каждому, но
 сообразно тому, в чем каждый нуждается. Это
 принципиальное философское и нормативное
 положение позволяет выявить в милосердной
 любви еще одно важное качество: она требует
 принимать во внимание не только отношения
 "я - другой", но и "другой - другой",
 чтобы, ценить людей, а не пользоваться
 ими20.
  Важным элементом милосердия является
 требование прощения обид. Смысл
 милосердного прощения не просто в забвении
 причиненного зла, ведь забыть можно в
 презрении, в полнейшем равнодушии к тому,
 кто совершил зло или стремился к этому.
 Милосердное прощение означает главным
 образом отказ от мщения и затем уже
 примирение. Но также и другое: не бери на
 ____________________
 20 См.: Outka G. Agape: An Ethical
  Analysis. New Haven: L., 1972. P. 24.
 
 
 190
 
 себя право судить других и навязывать им
 свое мнение. В этом своем выражении этика
 милосердия представляет собой будоражащий
 парадокс для морального сознания. Во-
 первых, как прощать непростительное? Можно
 с усилием воли, "сжав зубы" простить обиду,
 нанесенную себе. Но как простить обидчика
 своей матери, своей любимой, своих детей,
 своих друзей? Ф.Ницше прямо сталкивает
 заповеди любви и прощения обид: прощай
 обиды, нанесенные тебе, но недопустимо
 прощение обид, нанесенных другу21. Прощение
 не должно быть истолковано как по-
 пустительство, ведь есть вещи, которые
 нельзя уступать.
  Во-вторых, любя ближних, как принять
 заповедь "Любите врагов ваших" (Мф. 5:43-
 44)? Христос заповедью любви к врагам как
 бы разъяснил и дополнил заповедь любви.
 Иногда высказывается не лишенное оснований
 мнение, что в христианском учении заповедь
 любви имела значение главным образом как
 заповедь любви врагов: случайно ли Христос
 приводит в пояснение притчу о добром
 самарянине, которая прямо указывает, что
 ближним может быть и враг; - вот и люби
 врага. Коль скоро нравственность понимается
 как путь преодоления обособленности,
 разобщенности между людьми, заповедь любви
 к врагам действительно является первичной,
 ибо враждебность, ненависть являются
 наиболее крайними выражениями
 обособленности и разобщенности. Заповедь
 любви к врагам может быть конкретизирована
 ____________________
 21 Ницше Ф. Так говорил Заратустра //
  Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 2. М., 1990. С.
  63.
 
 
  191
 
 в двух требованиях: "Люби даже того, кого
 ты считаешь врагом" и "Никого не считай
 своим врагом". В практике нравственной
 жизни человек, конечно, начинает с доброго
 отношения к своим близким, с любви к
 ближним. И только сильные духом люди
 достигают той нравственной высоты, когда
 примирение с врагом и любовь к врагу как к
 человеку становится одним из путей
 нравственного совершенствования.
  В истории морали и моральной философии
 можно встретить различные и по характеру, и
 по последовательности воплощения
 рассмотренных типов нормативной
 рациональности. Однако интерес представляет
 не факт ограниченного разнообразия мо-
 рально-этических принципов и тем более не
 выявление среди них именно предпочтительных
 или предосудительных. Ни один из принципов
 морали сам по себе не гарантирует того, что
 избрав его, человек исполнит нравственный
 закон и обеспечит себе путь к подлинному
 совершенству. Нравственное совершенство и
 заключается, заключалось бы в том, что
 человек в своих поступках, в своем образе
 мысли воплощает все моральные принципы.
 Имея высокий идеал и стремясь к его
 воплощению, человек находит адекватные
 целям и соответствующие ситуации средства
 для его практической реализации.
 
 
 
 
 
 
 192
 
 
 
  О.О'Нил
 
 
 
  Автономия: зависимость и независимость
 
  Тема автономии занимает центральное место
 в современной англоязычной литературе по
 вопросам этики и политики. Предметом
 обсуждения является как само понятие
 автономии, так и моральная значимость этого
 феномена.
  Под автономией обычно понимается либо
 некоторого рода независимость в действиях и
 мотивах, либо некоторого рода зависимость
 (coherence) действий или мотивов, либо то и
 другое вместе, и этим исчерпывается
 сходство разных подходов к автономии.
 Анализируя современные трактовки этого
 понятия, Дж.Дворкин отмечает, что автономию
 приравнивают к свободе, самоуправлению,
 суверенитету, свободе воли, достоинству,
 целостности, индивидуальности,
 независимости, ответственности,
 самопознанию, самоуверенности, критическому
 размышлению, свободе от обязательств и от
 внешней причинности. Не без сарказма он
 заключает, что "практически единственное,
 на чем сходятся разные авторы, это то, что
 автономия - такое качество, которое
 желательно иметь"1.
  Впрочем, и это утверждение отнюдь не
 бесспорно. Во-первых, многие теории
 ____________________
 1 Dworkin G. The Theory and Practice of
  Autonomy. Cambridge, 1988. P. 6.
 
 
  193
 
 (например, бихевиоризм, структурализм, не-
 которые формы марксизма) в принципе
 отвергают возможность автономии для
 личности. Во-вторых, нет единой точки
 зрения по поводу моральной значимости
 автономии. Сторонники либерализма, как
 правило, приветствуют автономию, понимая
 под нею либо независимость,
 самостоятельность, самоутверждение, либо
 определенную форму зависимости или
 рациональности в поведении индивида. В то
 же время ценность автономии при таких ее
 интерпретациях оспаривается другими -
 консерваторами, коммунитаристами,
 верующими, некоторыми сторонниками феми-
 нистского движения и пр., - теми, кто
 (каждый со своих позиций) возвеличивает
 солидарность, взаимозависимость, сопере-
 живание, даже подчинение и покорность
 противопоставляет их автономии.
  Суть споров относительно природы и
 ценности автономии можно в определенной
 мере понять с помощью формального анализа
 соответствующих концепций. Те, для кого
 автономия есть особого рода независимость,
 склонны считать ее относительной и имеющей
 степени: ведь независимость имеет смысл
 лишь по отношению к чему-то или кому-то, и
 она может быть более или менее полной. Если
 же автономия трактуется как особого рода
 зависимость и рациональность, то в этом
 случае она выступает скорее как
 органическое свойство каждого человеческого
 существа и как основа ценности и
 достоинства личности, нежели как такое
 качество, которым искушенные или удачливые
 люди обладают в большей степени, чем
 остальные.
 
 
 194
 
  Отношение к автономии как к ценности
 может быть совершенно разным соответственно
 тому, делается ли акцент на независимости
 или же на зависимости. Попытка свести
 автономию к независимости порождает много
 проблем и вопросов. В частности, всякое ли
 независимое или нешаблонное действие
 следует считать автономным? Могут ли
 эксцентричные или преступные, или
 болезненно-извращенные поступки
 рассматриваться в качестве парадигм
 автономии? Если да, то ценность автономии в
 высшей степени сомнительна. Независимость
 поступка сама по себе не может служить
 достаточным критерием его моральной ценно-
 сти.
  С другой стороны, интерпретация
 автономии, учитывающая лишь зависимость и
 рациональность и игнорирующая вопрос о
 зависимости и независимости, по-видимому,
 также встречается с определенными
 трудностями. Могут ли почтительность,
 повиновение и зависимость, которые во
 многих случаях явно свидетельствуют о
 рациональности и зависимости, считаться
 хотя бы косвенными признаками автономии?
 Если рациональность и зависимость образуют
 основание для оценки поступка, что может
 добавить к этому автономия? Короче говоря,
 интерпретации автономии, акцентирующие в
 качестве ее отличительного признака
 независимость, не смогли показать, почему
 последнюю следует рассматривать как
 ценность; другие же интерпретации, выдвига-
 ющие на передний план зависимость, в
 принципе могли бы предложить ответ на
 вопрос, в чем ее ценность, однако не в со-
 стоянии указать ее специфические черты.
 
 
  195
 
  Весьма привлекательной может показаться
 концепция автономии, объединяющая
 независимость и зависимость. Однако такой
 подход заставляет нас погрузиться в сложную
 проблематику теории деятельности. Далее я
 коснусь некоторых проблем, имеющих
 отношение к этой области. Особенно я хотела
 бы обратить внимание на те трудности, с
 которыми встречается любая попытка
 соединить понятия независимости и
 зависимости в рамках последовательно
 эмпиристской теории деятельности. В поисках

<< Пред.           стр. 27 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу