<< Пред.           стр. 3 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 16
 
 возможной функцией разума является открытие
 фактов и поскольку никаких моральных
 фактов, подлежащих такому открытию, не
 существует, то, следовательно, разум не
 может быть употреблен для их установления;
 поэтому они должны быть отнесены к сфере
 иррациональнх эмоций, или страстей
 (passions), как их называл Юм.
  Тем, кто занимает первую из указанных
 позиций (согласно которой моральные
 суждения устанавливают факты и потому могут
 быть рациональными), делятся на две главные
 школы. Это, во-первых, различные так
 называемые "натуралистические" теории.
 Отличительная черта их в том, что моральные
 суждения рассматриваются ими эквивалентными
 по смыслу фактуальным констатациям обычного
 неморального типа. Отсюда следует, что эти
 суждения могут быть получены любым методом,
 пригодным для открытия обычных фактов.
 Найти убедительные примеры таких теорий
 трудно. Простой пример - теория,
 утверждающая, что "правильный поступок"
 означает то же самое, что "поступок,
 доставляющий максимум удовольствия", и что
 выражение "максимализация удовольствий"
 представляет собой описание эмпирически
 наблюдаемых свойств поступков. (Вероятно,
 эта теория никогда не высказывалась в столь
 простой форме, хотя у Дж. Милля и особенно
 у Бентама можно встретить отдельные за-
 мечания, позволяющие предположить, что они
 придерживались данной теории). Никакая
 натуралистическая теория не смогла найти
 убедительных доказательств своей правоты,
 однако это обстоятельство и сейчас не
 удерживает многих людей от заявлений, будто
 моральные суждения констатируют факты
 
 
  17
 
 доступные для обычного наблюдения, без
 специальных приемов морального познания.
  Во-вторых, имеются разного рода
 "интуитивистские" теории, согласно которым
 моральные суждения действительно суть кон-
 статации фактов, но эти "факты" таковы, что
 они недоступны для обычных методов
 познания, а постигаются лишь с помощью
 особого морального мышления. Столь
 прямолинейный интуитивизм должен быть
 неприемлемым для многих современных фи-
 лософов, однако внимательный анализ их
 аргументов показывает, что в критический
 момент они нередко обращаются к без-
 доказательной интуиции (называя ее иногда
 "моральным убеждением"). Так поступают,
 например, Дж.Роулс, Р.Нозик, Р.Дворкин,
 Б.Уильямс и С.Хэмпшир. Боюсь, мы должны
 добавить к этому ряду и Х.Патнэм2. Эти
 авторы делают ставку на свою способность
 распознать моральную истину непосред-
 ственно, используя силу морального
 познания, и при этом полагают, что все
 исследователи должны прийти к одинаковым
 заключениям. Однако это явная ошибка, о чем
 говорит, например, то, что Роулс и Нозик
 получают диаметрально противоположные
 результаты, отправляясь каждый от
 собственной интуиции. Однако для того,
 чтобы найти тех, кто действительно
 разделяет интуитивистские взгляды, мы
 должны обратиться к ученым предыдущего
 поколения, таким как У.Росс и Д.Причард. И
 все же можно сказать, что сегодня
 ____________________
 2 См.: Putnam H. Rationality in Decision
  Theory and in Ethics // Critica. 1987.
  N 18.
 
 
 18
 
 большинство философов-этиков, во всяком
 случае в англоязычных странах, являются
 "тайными" интуитивистами.
  Те, кто стоят на противоположной позиции
 в рамках данной дилеммы, то есть говорят,
 что моральные суждения не являются
 констатацией факта и что поэтому моральное
 суждение не может быть рациональной
 деятельностью, - это, главным образом, эмо-
 тивисты, например, Хегерстрем, Карнап, Айер
 и Стивенсон. Сейчас их точка зрения не
 очень популярна, и главным образом потому,
 что те, кто отрицает фактуальный характер
 моральных суждений, освободились от ошибки,
 о которой я говорил, и пришли к выводу, что
 отказ от познания "моральных фактов" не оз-
 начает, будто моральное мышление следует
 считать иррациональным. Но людей,
 понимающих это, пока еще довольно мало.
 Гораздо чаще встречаются их оппоненты (из
 числа тех, кто допускает существование
 моральных фактов), не согласные с их от-
 казом от иррационализма, ибо эти оппоненты,
 будучи жертвами указанной выше ошибки, не
 видят возможности для построения такой
 рационалистической теории, которая
 одновременно не была бы фактуалистской и
 дескриптивистской.
  Теперь я объясню, как и обещал, каким
 образом обе разновидности фактуализма
 терпят крах, направляясь - каждая соб-
 ственным путем - к релятивизму. Я начну с
 натуралиста. Предположим, он утверждает,
 что фраза "Х (некоторый поступок)
 неправилен (wrong)" означает то же самое,
 что "Х есть F", где "F"выступает как
 некоторый фактуальный и дескриптивный пре-
 дикат; так что утверждение "X есть F" может
 
 
  19
 
 быть проверено с помощью какой-либо обычной
 процедуры, удостоверяющей факты. Представим
 теперь,. что другой человек расходится с
 ним по какому-то фундаментальному
 нравственому вопросу. Предположим,
 например, что "F" означает "не доставляющий
 максимум удовольствия". Тогда один из этих
 двоих будет считать, что все поступки,
 которые не дают максимального удовольствия,
 неправильны, а другой - что некоторые из
 таких поступков правильны. Первый,
 натуралист, будет утверждать, что его мне-
 ние является истинным по определению, так
 как "неправильный" как раз и означает "не
 доставляющий максимума удовольствия".
 Второй, однако, не позволит так легко себя
 победить. Поскольку, по его мнению, имеются
 такие поступки, которые не дают мак-
 симального удовольствия и все же не
 являются неправильными, он не станет
 употреблять слово "неправильный" там, где
 оно, как в данном случае, логически
 неуместно.
  Встает вопрос, кто из двоих корректно
 употребляет слово "неправильный".
 Предположим, они намерены решить этот во-
 прос способом, который кажется единственно
 возможным, - путем лингвистического
 анализа, т.е. путем выявления тех значений,
 в которых выступает интересующее их слово в
 живом языке. Может случиться так, что люди,
 составляющие данную языковую общность,
 делятся на две группы, в одной из которых
 слово "неправильный" означает "не
 доставляющий максимума удовольствия" (т.е.
 в "натуралистическом" смысле), в другой же
 группе это слово употребляется в каком-то
 другом значении (или значениях). Задача
 
 
 20
 
 исследования состоит в том, чтобы
 определить относительную величину этих двух
 групп. Исследователи уже заранее знают, что
 обе они пусты, так как один из спорящих
 принадлежит к первой группе, а другой - ко
 второй.
  Представители первой группы полагают, что
 любой поступок, не направленный на
 достижение максимального удовольствия,
 является неправильным, представители же
 второй группы так не считают. В чем суть
 этого расхождения? В разном понимании (и
 разном употреблении) слова "неправильный"?
 Очевидно, нет. Речь идет о моральном
 расхождении относительно существа дела
 между двумя группами людей. Однако
 натуралист видит здесь лишь вербальные
 несовпадения, и эта точка зрения влечет за
 собой определенные последствия для самого
 натурализма.
  Почему я говорю, что натурализм приводит
 к всеразрушающему релятивизму? Предположим
 для простоты (ибо на аргументацию это никак
 не повлияет), что обе рассматриваемые
 группы людей достаточно многочисленны и
 географически отделены друг от друга.
 Всякий, кто живет южнее определенной широты
 в пределах данной страны, считает
 неправильным все, что не ведет к
 максимальному удовольствию, а все живущие
 севернее этой широты не согласны с таким
 утверждением. Согласно натуралисту, первые
 мыслят именно так, как и должны мыслить,
 ибо слово "неправильный" у них означает "не
 доставляющий максимума удовольствия". Если
 кто-то живущий севернее этой критической
 линии захочет перебраться в южную часть
 страны и будет вынужден для общения со
 
 
  21
 
 своими новыми соседями научиться говорить в
 точности так как говорят они, ему придется
 употреблять слово "неправильный" в другом
 значении, то есть называть неправильным все
 то, что не доставляет максимального
 удовольствия.
  Имеются две возможные интерпретации
 происходящего. Одна из них несовместима с
 натурализмом: это та, которую я только что
 изложил и которая, очевидно, правильна. Она
 состоит в том, что отмеченное разногласие
 является не просто лингвистическим, это
 важное моральное разногласие. Натуралист не
 может этого признать. Он должен будет
 сказать, что здесь имеет место именно
 лингвистическое расхождение и что население
 южной части страны обозначает словом
 "неправильный" то, что не дает
 максимального удовольствия. Что он скажет о
 людях, живущих на севере, я не знаю.
 Возможно, он скажет, что они придают
 данному слову несколько другой смысл, или
 что они ошибочно употребляют его в
 неподходящем контексте; но если это слово
 вполне адекватно выражает соответствующую
 мысль, то трудно понять, как он смог бы
 примириться с этим фактом. Он находится в
 той же ситуации, что и американцы,
 полагающие, будто англичане неправильно
 применяют [для обозначения адвоката] слово
 "solicitor" вместо принятого в Америке
 слова "attorney". Англичане справедливо
 возразят, что это их дело, как использовать
 в своей стране то или иное слово, и кто
 такие американцы, чтобы предписывать им
 какое-то другое словоупотребление?
  Но что бы ни говорил натуралист о людях
 на севере, он уверен, что северянин,
 
 
 22
 
 переехавший на юг и овладевший языком южан,
 станет считать "неправильным" все то, что
 не ведет к максимальному удовольствию. Это
 и есть релятивизм, в котором, как я уже
 говорил, натурализм неизбежно увязнет. Дело
 в том, что он отождествляет моральные
 представления со значениями моральных слов,
 вследствие чего мы оказываемся вынужденными
 принять моральные воззрения тех, кто
 употребляет соответствующие слова. В
 противном случае мы совершим
 лингвистическую ошибку. Выбранный пример
 слишком прост. Но даже если взять более
 сложный, изощренный образец
 натуралистического рассуждения, легко
 увидеть, что дело будет обстоять точно так
 же: моральные разногласия редуцируются к
 лингвистическим расхождениям, и в
 результате мы вынуждены принять моральные
 воззрения тех, на чьем языке мы говорим.
  Теперь я перехожу к интуитивистам, чья
 доктрина ведет к релятивизму несколько
 другого сорта. Здесь мы также должны начать
 с ситуации морального расхождения.
 Предположим снова, что два народа не имеют
 единой позиции по поводу важных
 нравственных проблем. С точки зрения
 интуитивиста, каждый из них опирается на
 собственную моральную интуицию, а поскольку
 между ними нет согласия, выходит, что один
 из них пользуется своей интуицией
 неправильно. Ясно, во всяком случае, что
 оба имеют моральные убеждения, к которым и
 апеллируют интуитивисты. Убеждения могут
 быть одинаково сильными, так что обе
 стороны могут заявить: "Я знаю, что я
 прав". Вопрос в том, располагает ли
 интуитивист таким методом, который позволил
 
 
  23
 
 бы ему выяснить, что значит быть правым.
 Поскольку он может апеллировать только к

<< Пред.           стр. 3 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу