<< Пред.           стр. 36 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу

 (particularity) тех, с которыми индивиду
 приходится общаться, и прежде всего и более
 всего - их конкретные тождественности, без
 которых они в конечном счете действительно
 перестанут быть человеческими существами и
 тем более участниками совершенно
 осмысленного дискурса. Индивид принимает на
 себя, так сказать, обязательство защищать
 то, что, делая людей отличными друг от
 друга, обособляет их друг от друга, а также
 поддерживать и усиливать все то, что может
 их объединять. Иными словами, индивид
 принимает на себя обязательство защищать и
 укреплять условия личной и культурной
 партикулярности (particularity) во имя
 того, что является неизбежно универсальным
 в человеческой мыслительной практике.
 
 
  253
 
  Это двойное, вдвойне связывающее
 обязательство, как мне представляется,
 лежит в основании человеческого
 существования и в силу этого делает его
 тем, что может быть, достаточно разумно и
 точно с точки зрения главных черт этого
 термина названо характерно моральным
 обязательством. В этом по сути дела
 заключается, по крайней мере насколько я
 понимаю соответствующие тексты, центральный
 кантианский тезис. Будь мы "чисто
 рациональными существами", свободными от
 пространственно-временных и причинно-
 следственных ограничений, мы были бы, как
 можно себе представить, подобны ангелам, и
 тогда мы были бы наделены неограниченно
 универсальной, т.е. "святой" волей. Но это
 значит рассуждать так, как если бы мы все
 еще могли извлечь смысл из предположения,
 что мы - даже освобожденные от уз или
 лишенные уз индивидуации и тождественности
 - могли бы быть способными к рациональной
 рефлексии. И в самом деле, какой ясный
 смысл можно извлечь из этого? С другой
 стороны, если бы ограничения нашей
 конкретно пространственно-временной и
 причинно обусловленной ситуации были
 ограничениями нашего сознания, тогда мы
 оказались бы в положении не пользующихся
 языком животных, без всяких средств к
 постижению альтернативных ценностей
 различных, открытых для нас линий поведения
 и рефлексии по поводу их. Наша "воля" была
 бы ничем иным, как функцией нашей энергии и
 наших желаний, "грубой волей" как мог бы ее
 назвать Кант. Но как человеческим существам
 нам свойственны оба параметра. Мы были бы
 не способны осмыслить свое состояние как
 
 
 254
 
 партикулярных или индивидуальных членов
 партикулярных культур, если бы мы не
 обладали способностью делать это в
 универсальных терминах; мы были бы не
 способны участвовать в логически
 последовательной рефлексии или общении,
 если бы мы не были в состоянии определить
 свое положение и идентифицировать себя как
 занимающих конкретную (partiular) и
 последовательную позицию в дискурсе,
 которую мы способны проводить от одного
 контекста к другому. Если мыслить морально
 это значит мыслить от лица человеческих
 существ как таковых, то необходимо мыслить
 о них и от их лица во всей их
 индивидуальной и культурной особенности
 (particularity), т.е. в свете всего того,
 что может послужить утверждению их
 собственной конкретной и отличительной
 тождественности.
  Следовательно, могло бы показаться, что
 вытекающая отсюда мораль, соответствующая
 условиям человеческого существования,
 должна каким-то образом оставлять место в
 рамках своей всеохватывающей
 универсальности для непреодолимой
 партикулярности всех специальных случаев.
 При этом всякий человек и как индивид, и
 как член социальной или культурной группы,
 посредством которой он способен достигнуть
 понимания своей собственной
 тождественности, задает свою собственную
 форму данного специального случая. Как
 уважение к универсальному, к всеобщему
 (universal) человечеству, так и уважение к
 индивидуальному и культурному
 партикуляризму требуют взаимоограничений и
 накладывают их друг на друга подвижные, но
 
 
  255
 
 тем не менее достаточно определенные
 ограничения. Некоторые формы универсализма
 могут оказаться столь настойчивыми, что его
 требования могут стать поистине угнетающими
 для всех практических целей. В
 противоположность, но вместе с тем и в до-
 полнение к этому некоторые формы
 партикуляризма в понимании себя бывают
 столь враждебны универсализму как таковому,
 что могут породить мнение, будто они
 полностью исключают уважение к человечеству
 как таковому. Способ, каким образом эти
 взаимопредполагающие друг друга и все же
 потенциально взаимопротивоборствующие
 требования могли бы быть удовлетворены,
 всегда должен быть предметом анализа; в
 этом без сомнения заключается мета-значение
 их парадоксально переплетенных
 взаимоотношений. Это также может быть
 понято как вновь повторенный призыв к
 признанию в человеке не специфической (non-
 identical), но общей для всех человечности,
 общности всех людей не только вопреки всем
 различиям, но такой общности, для которой
 существование различий необходимо. Могут
 сказать, что это типично гегельянское
 прозрение, но оно во всяком случае
 является, безусловно, характерно моральным
 прозрением.
  В кратком и чрезвычайно сжатом
 пространстве этой статьи мне пришлось
 ограничиться наиболее существенными положе-
 ниями. Само собой разумеется, что в
 реальном конституировании личной
 тождественности весь разнообразный спектр
 культурных и социальных факторов типично
 окажет причинное воздействие многих других
 видов в дополнение к тем, которые опо-
 
 
 256
 
 средствованы изучением соответствующих
 аспектов языка сообщества (или сообществ),
 к которому люди оказываются принадлежащими
 (хотя эти дистинкции, конечно в принципе,
 далеко не так легко определить отчетливо).
 В этой статье, однако, я попытался просто
 показать, каким образом категория "мораль",
 со всеми ее основными сложностями,
 коренится в той же самой глубинной почве, в
 которой коренятся взаимосвязанные образо-
 вания личной и культурной тождественности.
 Если понимать под термином "показать"
 представление или указание, а не доказа-
 тельство, то я надеюсь, что в данной статье
 и предложено не доказательство, но хотя бы
 некоторое представление о том, каким об-
 разом могла бы быть предпринята попытка
 более тщательного и детального изображения
 "естественного" переплетения индивидуальной
 и культурной тождественности6.
 ____________________
 6 Хотя, конечно, нет возможности развить
  этот пункт в рамках данной статьи, все
  же, может быть, стоит хотя бы отметить,
  что среди многих контекстов, в которых
  моральное (а, по сути дела, и
  политическое) рассуждение может повлечь
  ссылку на личную и культурную
  тождественность, имеются и такие, в
  которых две тождественности обнаруживают
  себя оказавшимися в ситуации, в которой
  цена выживания для каждой - это
  эффективное господство над другой и даже
  уничтожение другой - или, что
  принципиально, их способность пойти на
  взаимные уступки, настолько
  основательные, чтобы повлечь коренные
  сдвиги в том, что до сих пор не
 
 
  257
 
 ___________________________________________ признавалось конституирующим сами
  соответствующие тождественности.
  Некоторые направления морального
  рассуждения могут, таким образом,
  привести к такому пункту, в котором нам,
  так сказать, приходится вступать в спор
  по поводу своей самотождественности или
  пересматривать ее. Можно даже обсуждать
  вопрос, уместно ли их отнести к самым
  важным формам морального рассуждения
  вообще. Но все это относится, конечно,
  если не прямо к другой теме, то во всяком
  случае - к дальнейшему развитию той,
  которой мы здесь занимались.
 
 
 258
 
 
 
  Б.Герт
 
 
 
  Рациональное и иррациональное
  в поведении человека
 
  Рациональность - одно из важнейших
 понятий философии морали, как и других
 разделов философского знания. Столь же
 значимо это понятие для общественных наук,
 особенно для политологии, социологии и
 психологии. Совершенно исключительное место
 занимает оно в психиатрии. Философы и
 другие исследователи всегда свободно
 обращались с понятием рациональности,
 считая его совершенно ясным и прозрачным,
 но в действительности оно таит в себе много
 смутного и неопределенного. Характерное для
 нашего времени пренебрежительное отношение
 к рациональности обусловлено, главным
 образом, этой неопределенностью, произволом
 в употреблении данного понятия. Выявление
 точного смысла рациональности имеет
 значение, конечно, не только для
 правильного понимания морали, однако здесь
 я ограничусь обсуждением лишь тех аспектов
 рациональности, которые так или иначе
 связаны с моралью.
  Рациональность, подобно моральности,
 является по преимуществу характеристикой
 поступков. Очень важно проводить различие
 между рациональными и иррациональными
 поступками. За иррациональными действиями
 стоят иррациональные убеждения и желания,
 то есть иррациональная личность. Далее речь
 
 
  259
 
 будет идти, главным образом, об убеждениях
 и желаниях, однако я кратко затрону также
 проблему различения рациональной и
 иррациональной личностей. Со времен Фрейда
 сохраняется мнение, согласно которому
 указанное различие обусловлено лишь
 степенью проявления одного и того же
 качества - рациональности. Все мы время от
 времени ведем себя иррационально. Но для
 того, чтобы признать кого-то
 "иррациональной личностью", необходимо,
 чтобы иррациональность его поступков пре-
 взошла определенную меру.
 
 
  Нежелательность иррациональных поступков
 
  Существенной чертой поступков, которые я
 называю иррациональными, или рационально
 запрещенными (rationally prohibited),
 является то, что практически никто не стал
 бы поддерживать людей, намеренных совершить
 эти поступки; напротив, их постарались бы
 убедить не поступать подобным образом.
 Такие действия не всегда называют
 иррациональными, чаще в этих случаях
 используют эпитеты вроде "сумасбродный",
 "идиотский", "бестолковый", "глупый" и т.п.
 Авторы рационалистических концепций
 (например, Платон, Гоббс, Кант), при всех
 расхождениях между ними, в том числе
 относительно самого понятия разума,
 сходятся в том, что разуму всегда должно
 подчиняться. Я также полагаю, что никогда
 не следует действовать вопреки разуму, и
 что если некий предполагаемый поступок
 верно определен как иррациональный, то
 отсюда вытекает нежелательность его
 
 
 260
 
 совершения. Понятие иррациональности очень
 важно, поскольку оно и дескриптивное, и
 нормативное одновременно, благодаря чему
 становится возможным переход от описания к
 предписанию.
  В свое время я привычно употреблял
 выражение "запрещено разумом" в качестве
 эквивалента иррациональности. Но потом я
 перестал использовать этот словесный

<< Пред.           стр. 36 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу