<< Пред.           стр. 38 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу

 рационально необходимые убеждения должны
 приниматься всеми разумными людьми, ясно,
 что лишь малое число рациональных убеждений
 являются рационально необходимыми.
  Рационально необходимые суждения от
 первого лица могут быть обобщены. Эта
 операция порождает соответствующий ряд
 столь же необходимых всеобщих
 (общезначимых) суждений. Приведу некоторые
 из них: люди смертны, любой человек может
 быть лишен жизни другими людьми и обычно он
 не хочет, чтобы его убивали; один человек
 может прочинить страдание другому или
 искалечить его, и обычно люди не хотят,
 чтобы с ними так поступали; люди, как
 правило, хотят свободно удовлетворять свои
 желания, но они могут быть лишены этой
 свободы; все стремятся к удовольствиям, но
 не каждому они доступны из-за препятствий,
 чинимых другими людьми; люди обладают
 ограниченным знанием, они знают кое-что, но
 не все.
 
 
 
 268
 
  Поскольку я намерен основывать свое
 оправдание морали на рационально
 необходимых убеждениях, замечу, что эти
 убеждения не содержат никаких особых знаний
 и не привязаны к какому-либо времени и
 месту. Они должны быть приемлемыми для
 любой личности, достаточно разумной для
 того, чтобы быть субъектом морали, ибо
 нельзя судить о людях, исходя из такой
 моральной системы, которая основана на
 чуждых им убеждениях.
 
 
  Рационально допустимые убеждения
 
  Не всегда рациональные положения являются
 рационально необходимыми. Есть ряд
 положений, которые я называю рационально
 допустимыми (rationally allowed), поскольку
 их нельзя причислить ни к иррациональным,
 ни к рационально необходимым. Большая часть
 человеческих убеждений, вероятно, относится
 к этому классу. Рационально допустимые
 убеждения это те, которые человек,
 достаточно разумный для того, чтобы быть
 субъектом морали, может признать либо
 истинными, либо ложными и при этом не
 выглядеть иррациональной личностью.
 Конечно, кто-то посчитает иррациональным то
 или иное суждение, которые я обозначаю как
 рационально допустимые. Так, для читателя
 этой книги было бы иррациональным верить,
 что Земля плоская. Тем не менее, я отнес бы
 данное убеждение к рационально допустимым,
 а не рационально запрещенным, ибо оно не
 воспринимается как иррациональное многими
 из тех, кто достаточно разумен, чтобы быть
 морально вменяемым.
 
 
  269
 
  Приоритет действий перед убеждениями
 
  В моем анализе рациональности главное
 место занимает действие. Именно к
 действиям, поступкам и относят обычно ха-
 рактеристики рациональности или
 иррациональности. Это не значит, что данные
 характеристики неприменимы к убеждениям. Но
 какие-либо убеждения я называю
 рациональными или иррациональными только
 потому, что они связаны с соответствующими
 действиями.
  По Аристотелю, здоровье - это
 определенное человеческое качество, а все
 остальное, что именуется "здоровым",
 получает это определение лишь вследствие
 своей связи со здоровьем человека. Так, мы
 говорим о здоровом цвете лица, поскольку он
 свидетельствует о хорошем здоровье данного
 индивида; сам по себе, вне указанного
 отношения, цвет лица не может быть здоровым
 или нездоровым. То же самое можно сказать и
 относительно рациональных и иррациональных
 убеждений: они являются таковыми не сами по
 себе, а в качестве признаков определенных
 действий.
 
 
  Давид Юм о разуме
 
  Юм более других философов запутал этот
 вопрос. Он полагал, что рациональность
 соотносится в первую очередь с убеждениями.
 По его мнению, поступки, рассмотренные в
 отрыве от убеждений, нельзя квалифицировать
 как рациональные или иррациональные;
 иррациональными следует считать действия,
 основанные на ошибочных убеждениях,
 
 
 270
 
 рациональными - на истинных. "Я не вступлю
 в противоречие с разумом, - писал Юм, - и в
 том случае, если решусь безвозвратно
 погибнуть, чтобы предотвратить малейшую
 неприятность для какого-либо индейца, или
 вообще совершенно незнакомого мне лица.
 Столь же мало окажусь я в противоречии с
 разумом и тогда, когда предпочту несомненно
 меньшее благо большему и буду чувствовать к
 первому более горячую привязанность, чем ко
 второму"1. Согласно Юму, что бы человек ни
 делал, он поступает рационально, если его
 действие не основано на ошибочном утвержде-
 нии. Совершенно очевидно, что такое
 понимание рациональности является не просто
 неточным, но совершенно ложным.
  Тем не менее, в несколько
 модифицированном виде позиция Юма находит
 поддержку у некоторых философов. Если вы
 спросите их: "Почему действие на основе
 истинных убеждений следует считать
 рациональным?", то они не ответят так, как
 сказал бы последовательный сторонник Юма:
 "Потому что такое действие как раз и
 является иррациональным, по определению".
 Они ответят несколько иначе: "Действие на
 основе истинных убеждений обычно приводит к
 максимальному удовлетворению желаний". Если
 вы далее спросите: "А почему рационально
 поступать так, чтобы максимально
 удовлетворить свои желания?", вы получите
 скорее всего, такой ответ: "Потому что все
 человеческие действия как раз и направлены
 на максимальное удовлетворение желаний".
 Этот ответ неверен, ибо есть люди, которые
 ____________________
 1 Юм Д. Соч.: В 2 т. М., 1965. Т. 1. С.
  557.
 
 
  271
 
 имеют иные стремления. Но наши оппоненты и
 здесь найдут возражение, они скажут: "Да,
 такие люди есть, но они сумасшедшие". В
 этом и состоит суть дела. Понимание
 рационального поступка как такого действия,
 которое основано на истинных убеждениях,
 становится возможным лишь потому, что
 предполагается, будто люди всегда действуют
 рационально. Если же признать, что люди
 могут действовать иррационально и не имея
 ложных убеждений, то определение
 рационального поступка человека через
 "истинное убеждение" станет невозможным.
 
 
  Концепция "максимального удовлетворения
  желаний"
 
  Точка зрения, согласно которой признаком
 рационального действия является его
 сопряженность с максимальным удовлет-
 ворением желаний, есть наиболее
 распространенная модификация юмовского
 подхода. Следует, однако, заметить, что
 разум трактуется здесь совершенно не так
 как у Юма. По Юму, рациональность не
 связана с целью, любое желательное для
 субъекта действие может быть рациональным,
 необходимо лишь, чтобы это действие
 основывалось на истинных представлениях и
 убеждениях. Казалось бы, разница не велика:
 действует человек любым желательным для
 себя способом или ограничивает себя теми
 способами действия, которые ведут к
 максимальному удовлетворению желаний. Но на
 самом деле это различие носит
 принципиальный характер, ибо теперь
 рациональность обретает цель - максимальное
 
 
 272
 
 удовлетворение желаний, и человек способен
 действовать вразрез с этой целью, даже если
 все его убеждения истинны. Рациональность,
 таким образом, уже не связывается с
 убеждениями, и рациональный поступок может
 быть определен без помощи понятия "истинные
 убеждения". Наличие истинных убеждений
 свидетельствует о рациональности лишь по-
 стольку, поскольку они способствуют
 достижению цели - максимально удовлетворить
 желания субъекта.
  Может показаться, что при таком подходе
 рациональность рассматривается как
 характеристика только средств, цели же
 обусловлены желаниями. Это совершенно
 неверно, ибо именно рациональность требует
 максимального удовлетворения желаний. Юм
 говорил: "Разум есть и должен быть рабом
 аффектов и не может претендовать на какую-
 либо другую должность (office), кроме
 служения и послушания им"2. Те же, кто
 модифицирует юмовскую теорию, полагают, что
 разум не может быть рабом каждого
 отдельного аффекта, он подчинен только
 системе аффектов. Между этими двумя
 позициями, как я уже говорил, существует
 огромное различие. Точка зрения Юма не
 имеет достаточных оснований, точка зрения
 его последователей чрезвычайно убедительна.
  Согласно Юму, нет таких аффектов или
 желаний, на реализацию которых разум
 накладывает запрет. Последователи Юма
 уточняют: любое желание само по себе,
 действительно, не является рационально
 запрещенным (иррациональным), однако если
 его осуществление препятствует
 ____________________
 2 Юм Д. Указ. изд. Т. 1. С. 556.
 
 
  273
 
 максимальному удовлетворению желаний, то
 оно подпадает в этом случае под
 рациональный запрет. Если же данное желание
 не противоречит какому-то другому, более
 важному желанию, то действие, направленное
 на его осуществление, нельзя считать
 иррациональным. При этом каждый индивид сам
 решает, какое желание является более
 важным. Рациональность служит только
 средством гармонизации наших желаний,
 каждое из которых, взятое само по себе, вне
 связи с другими желаниями, является
 рационально допустимым (то есть ни
 запрещенным, ни необходимым).
  Одинаково допустимо, с точки зрения
 разума, пожелать съесть апельсин или не
 желать этого, захотеть пойти на концерт или
 предпочесть остаться дома. Иррациональным
 мы называем обычно то или иное действие
 лишь в том случае, если человек знает, что
 удовлетворяя свое желание, он тем самым
 приносит в жертву другое, более важное
 желание. Например, человеку нравится
 выпивать, но не нравится похмелье. Можно ли
 сказать, что он действует иррационально,
 поглощая спиртное? Это зависит от того,
 считает ли он свое желание избежать
 похмелья значительно более важным, чем
 желание выпить. Если он считает именно так,
 то, подчиняясь своему желанию выпить, он
 поступает иррационально; если же он так не
 считает, то его поступок не иррационален.
  Понятно, однако, что в разные моменты
 жизни один и тот же человек по-разному
 оценивает важность тех или иных своих
 желаний. В какой-то момент удовольствие,
 получаемое от выпивки, значит для него
 больше, нежели желание избежать будущих
 
 
 274
 
 неприятностей. На другой день он думает
 иначе. Получается, что квалификация
 некоторого поступка как рационального или
 иррационального зависит от легко меняющихся
 обстоятельств и намерений субъекта.
 Очевидно, взвешенное решение субъект может
 принять лишь в "момент трезвости", когда у
 него нет сильного желания выпить и он не
 страдает после выпивки. То, что он решает в
 этот момент, определяет его оценку своих
 будущих желаний и поступков. Если в таком
 спокойном состоянии он решит, что пьянка
 вполне стоит ее последствий, то его желание
 выпить не будет иррациональным. Однако
 обычно в подобные моменты желание не иметь
 неприятностей от пьянства люди ставят выше
 удовольствия, получаемого от спиртного,
 поэтому, поддаваясь искушению "зеленого
 змия", они как правило, поступают
 иррационально.
  Эту модель можно применить и в других

<< Пред.           стр. 38 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу