<< Пред.           стр. 39 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу

 случаях. Подлинную ценность своих желаний
 человек устанавливает, условно говоря, в
 "момент трезвости", то есть будучи
 свободным от данных желаний и способным
 хладнокровно осмысливать их. То или иное
 желание можно считать иррациональным только
 при условии, что человек понимает (или
 должен понимать), что его поведение в
 соответствии с этим желанием помешает ему
 осуществить другое желание или комплекс
 желаний, которые он в момент спокойной
 рефлексии оценил как значительно более важ-
 ные.
 
 
 
 
 
 
  275
 
  Основные иррациональные желания
 
  Зачисление некоторых желаний в класс
 иррациональных не есть акт произвола, для
 этого всегда имеются определенные ос-
 нования. Это не значит, что можно составить
 список таких желаний, осуществление которых
 всегда иррационально: то, что пред-
 ставляется, на первый взгляд, безусловно
 иррациональным, в каких-то особых условиях
 выглядит вполне рационально. Если, на-
 пример, кто-то хочет, чтобы ему отрезали
 руки, мы почти наверняка расценим это
 желание как иррациональное; но ведь не ис-
 ключено, что он идет на ампутацию рук ради
 спасения своей жизни, а в таком случае его
 намерения рациональны. И все же я могу
 назвать ряд желаний, действовать ради
 удовлетворения которых было бы в ординарной
 ситуации иррационально для любого человека
 интеллект которого достаточен, чтобы
 сделать его субъектом морали. Этот ряд
 включает в себя: желание быть убитым,
 испытывать боль, быть искалеченным, или
 лишенным свободы, или лишенным
 удовольствий.
  Если меня спросят, почему я называю эти
 желания иррациональными, я отвечу: потому
 что они таковы. Разве мы не считаем
 иррациональными действия людей, которые
 руководствуются каким-либо из перечисленных
 желаний просто оттого, что у них имеется
 такая склонность? Возможно, кому-то этот
 ответ покажется неубедительным. Тогда можно
 сказать иначе: указанные желания являются
 иррациональными потому, что человек с по-
 добной склонностью действует (без каких бы
 
 
 
 276
 
 то ни было резонов) против собственных
 интересов, а это неразумно.
 
 
  Убеждение как основание (reason) действия
 
  Человеческие действия определяются не
 только желаниями, но и убеждениями. Если,
 например, человек убежден, что такая-то
 определенная линия поведения уменьшит для
 него риск умереть, пострадать, лишиться
 свободы и т.п., или увеличит его шансы на
 достижение свободы, получение удовольствий
 и пр., то это его убеждение послужит
 основанием (причиной, мотивом) для того,
 чтобы избрать данную линию поведения.
 Наличие подобного убеждения может сделать
 рациональным такой поступок, который без
 этого был бы иррациональным.
 
 
  Определение иррационального действия
 
  Иррациональным является намеренное
 действие человека, достаточно
 информированного и разумного, чтобы
 понимать его предвидимые последствия,
 включая возможность значительного
 возрастания риска смерти, страдания,
 увечья, потери свободы или наслаждения (что
 подразумевает и подавление тех рациональных
 желаний, которые он трезво рассматривает в
 качестве наиболее важных для себя), и при
 этом не имеющего адекватных оснований для
 совершения этого действия. Отнюдь не обяза-
 тельно, чтобы сам человек был убежден, что
 его действие в самом деле может привести к
 такого рода последствиям; речь идет о том,
 
 
  277
 
 что подавляющее число людей имеющих такие
 же знания и интеллект, были бы уверены, что
 такое действие ведет к такого рода
 последствиям.
 
 
  Рациональность и эгоизм
 
  Многие считают, что все желания и
 убеждения, определяющие поступки человека,
 могут быть истолкованы в духе эгоизма, то
 есть подлинным основанием для выбора
 определенного образа действий служит
 убеждение данного субъекта в том, что такие
 действия соответствуют его личному
 интересу. Однако я не думаю что
 интерпретация всего сказанного выше через
 понятие эгоизма может здесь что-то добавить
 или прояснить. Наоборот, это весьма смутное
 понятие можно было бы объяснить, соотнеся
 его с выделенным мною классом
 иррациональных желаний и оснований
 действия.
  Как я уже говорил, иррациональные желания
 - это те, которые противоречат собственному
 интересу личности, а основанием поступка
 является убеждение в том, что данный способ
 действия соответствует этому интересу. Но
 все это правильно лишь в том случае, если
 человек берется изолированно, как
 единственный житель необитаемого острова.
 Рациональность часто отождествляют с
 эгоизмом. Это ошибка, но за нею стоит тот
 реальный факт, что действительность в
 собственных интересах - значит действовать
 рационально. Следует, однако, учесть, что
 здесь имеется в виду не вообще
 рациональность, а рациональная допустимость
 
 
 278
 
 "эгоистических поступков", поэтому из
 указанного факта вовсе не следует, будто
 разум всегда запрещает действовать вразрез
 со своим интересом. Подобные действия
 рационально запрещены лишь в том случае,
 когда для них нет иных оснований, кроме
 собственного интереса действующей личности.
 Для изолированного индивида было бы
 иррационально жертвовать своим интересом.
 
 
  Мотивы поведения и интересы других людей
 
  Обычно, однако, личность не пребывает в
 изоляции, она находится в окружении других
 людей. В связи с этим у индивида, помимо
 эгоистического интереса, формируются и
 другие мотивы деятельности. Отказ от
 удовольствий, готовность принять страдания
 и т.д. теперь уже нельзя считать
 иррациональными побуждениями, если человек
 убежден, что тем самым он спасает кому-то
 жизнь, или облегчает боль, или помогает
 обрести свободу и пр.
  Следовательно, можно назвать рациональным
 поведение человека, когда он отказывается
 от удовольствий и идет на муки не только
 ради собственной выгоды, но и ради пользы
 для другого. Конечно, столь же рационально
 было бы и не лишать себя удовольствий и не
 страдать ради другого. Речь идет лишь о
 том, что рациональные мотивы поведения не
 ограничены эгоистическим интересом. Разум
 не запрещает действовать вопреки собствен-
 ному интересу на благо других, такое
 поведение рационально допустимо.
  Когда человек убежден, что его действие
 принесет пользу другому, то это убеждение
 
 
  279
 
 является одним из рациональных оснований
 поступка. Столь же рационален мотив,
 основанный на убеждении, что данный
 поступок выгоден самому себе. Некоторые ро-
 дители жертвуют своими интересами ради
 детей, другие - нет. Ни тот, ни другой
 выбор не свидетельствует против их рацио-
 нальности. Часто бывает так, что выбор
 людей из взаимоисключающих альтернатив
 рационально допустим, то есть нет рацио-
 нальной необходимости остановиться на одной
 из них. Нельзя утверждать, будто разум
 требует заботиться о благе других. Конечно,
 такая забота рационально допустима, но это
 уже - менее сильное и, думаю, бесспорное
 утверждение.
 
 
  Основные мотивы
 
  Таким образом, мотивом для того или иного
 поступка не обязательно является убеждение
 в том, что данный поступок выгоден самому
 субъекту; этот мотив точно также может
 базироваться и на убеждении в полезности
 поступка для кого-то другого.
 Рациональность не следует отождествлять с
 эгоизмом. Мотив (или разумное основание) -
 это то, что может сделать рациональным
 поступок, направляемым даже иррациональным
 желанием. Мотивом поступка является
 убеждение в том, что его результаты выгодны
 для самого действующего лица или для кого-
 то другого. Я полагаю, что подобные
 убеждения суть основные мотивы
 человеческого поведения, а все прочие
 мотивы так или иначе связаны с этими
 основными.
 
 
 280
 
  Все мотивы, при таком их понимании,
 включают в себя знание о настоящем и
 будущем; знание о прошлом не может быть
 отнесено к числу основных мотивов. Это
 значит, что, например, ваши действия с
 целью отомстить, то есть нанести вред
 другому, поскольку ранее он навредил вам,
 суть действия безосновательные, рационально
 не мотивированные. Точно так же, если кто-
 то сознательно, преднамеренно нарушил
 закон, то этот факт сам по себе еще не дает
 оснований для его наказания. И если кто-то
 оказал вам услугу, то это не является
 достаточным рациональным основанием для
 вашей благодарности. Дело в том, что если
 наказание и выражение благодарности суть
 иррациональные акты, то даже то
 обстоятельство, что субъект "заслужил"
 наказание или благодарность, не делает эти
 акты рациональными. Я понимаю, что это
 звучит несколько парадоксально, но надеюсь,
 что такое ощущение исчезнет в ходе
 последующих размышлений на эту тему.
  О мщении и наказании речь пойдет ниже,
 пока же я постараюсь показать, почему
 благодарность не может быть основана на
 знании о прошлом (например, на ранее
 оказанных услугах) так, что это знание
 послужило мотивом для выражения благодарно-
 сти. Предположим, что выбранный вами способ
 проявления благодарности сопряжен со
 значительным ущербом для вас. Если прошлые
 услуги дают основание для вашей
 благодарности, то было бы вполне разумным
 понести этот ущерб, даже если бы никто - ни
 вы сами, ни тот , кого вы благодарите - не
 получил ни прямой, ни косвенной выгоды от
 вашей акции. Но если человек, оказавший вам
 
 
  281
 
 услугу, не получает никакой пользы от
 вашего действия, то оно и не может быть
 признано выражением благодарности.
 Следовательно, основанием для выражения
 благодарности является не сам факт оказания
 услуги, а ваше стремление принести пользу
 своему благодетелю. Но это основание не
 сводится просто к знанию о прошлом, оно
 ориентировано на будущее. Тем, что вам
 оказана услуга, можно объяснить ваше
 чувство благодарности. Знание о благодеянии
 не может сделать выражение благодарности
 рациональным поступком, но оно может по-
 будить вас к такому рациональному поступку,
 который без этого знания не был бы
 совершен.
  Еще одним следствием моего понимания
 мотивов (или оснований) действия является
 то, что знание о согласии некоторого
 поступка с законом или обычаем само по себе
 не может служить основанием для этого
 поступка. Конечно, человек обычно не нуж-
 дается в каких-либо основаниях для того,
 чтобы действовать в соответствии с законом
 или обычаем, но если такая нужда все же
 есть, то сам факт указанного соответствия
 не дает искомых оснований. Если, однако,

<< Пред.           стр. 39 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу