<< Пред.           стр. 41 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу

 правах, утрата свободы и пр., то есть все
 то, что объемлется понятием "вред". Любая
 из этих реалий противоречит личному
 (эгоистическому) интересу субъекта;
 подвергая других таким же испытаниям, он
 
 
  289
 
 также наносит им вред. Эгоистический
 интерес человека состоит в том, чтобы
 избегать таких вещей и иметь больше
 свободы, удовольствий, возможностей для
 собственного развития и т.д. Помогать
 другим или быть им полезным - значит
 оберегать их от страданий, увечий, смерти,
 от потери свободы и удовольствий, или
 способствовать развитию их способностей,
 возрастанию степени их свободы, получению
 ими удовольствий.
  То, что рациональность определяется здесь
 в конечном счете через перечисление
 некоторых реалий, а не посредством общей
 формулы, для многих послужит достаточным
 основанием, чтобы отвергнуть мою концепцию.
 Предпочтение формулы перед перечнем
 восходит, по крайней мере, еще к Платону.
 Подобно большинству других традиционных
 приоритетов, указанное предпочтение не
 имеет аргументов в свою пользу. Аргументы
 же против перечня реалий сводятся, главным
 образом к эпитетам типа "случайный",
 "произвольный". При этом предполагается,
 что общая формула, в отличие от перечня, не
 является произвольной. Думаю, что мой
 перечень "произволен" единственно в том,
 что взят мною именно как перечень, а не как
 формула. Если рациональность действительно
 есть одно их фундаментальных понятий
 философии науки, то его следует определять
 через перечисление обозначаемых реалий, ибо
 базовые дефиниции вообще должны быть скорее
 остенсивными, нежели вербально-понятийными.
 Удивительно, что этот важный момент
 постоянно упускается из виду.
  Я исхожу из того, что разум не требует от
 индивида заботиться о благе других,
 
 
 290
 
 особенно если это противоречит его соб-
 ственным интересам. Важно, однако,
 учитывать, что в случае конфликта интересов
 рационально допустимым является в равной
 мере как следование собственному интересу,
 так и принесение его в жертву ради других.
 Рациональность не есть руководство к
 действию, как это полагают те, кто
 отождествляет ее либо с эгоизмом, либо с
 моральностью. Рациональность не может слу-
 жить опорой морали, но она и не враг
 морали.
  Я старался трактовать рациональность
 таким образом, чтобы в логическом согласии
 с нею находились производные от нее понятия
 - иррациональное, рационально запрещенное.
 Я понимаю, что некоторые вещи,
 квалифицированные мною как рационально
 допустимые, многие предпочли бы назвать
 иррациональными. Я не отрицаю, что имеются
 сильные доводы в пользу того, чтобы считать
 иррациональными явлениями садизм, мазохизм
 и желание причинить вред другим. (Впрочем,
 я уже указывал, что необходимо различать
 иррациональность и психическое расстрой-
 ство, но, по-видимому, этот довод
 недостаточно убедителен). И я не стал бы
 возражать против подведения под категорию
 рациональности и других вещей, если в
 пользу этого будут выставлены
 соответствующие аргументы. Назвать нечто
 рациональным или рационально допустимым -
 не значит одобрить все это, в этих словах
 имеется только один модальный оттенок -
 "отсутствие осуждения". Одобрительный смысл
 несет в себе лишь выражение "рационально
 необходимый". Что касается слова
 "иррациональный", то оно имеет явно
 
 
  291
 
 выраженный нормативный смысл: называя
 явление иррациональным, мы осуждаем его.
 Многие желают провести четкую
 разграничительную линию между фактами и
 ценностями, дескриптивным и прескриптивным.
 Однако все вышеизложенное свидетельствует о
 том, что применительно к разумному существу
 такое четкое разграничение невозможно, ибо
 рациональность не принадлежит целиком ни к
 одной из альтернатив.
 
 
 
 
 
 
 
 292
 
 
 
  Л. Гроарк
 
 
  Практический разум и полемика вокруг
  порнографии
 
  Современная этика в англоязычных странах
 характеризуется возрастанием интереса к
 практическим проблемам морали - интереса,
 который ставит под вопрос важность
 актуальных прежде дискуссий по проблемам
 метафизической и эпистемологической основы
 морали, особенно подчеркивавшихся различий
 между этическими и фактологическими
 суждениями и принципиальности проблемы
 природы морального дискурса. Движение в
 этом направлении начинается с обзора
 М.Уорнок 1960 года "Этика с 1900 года", в
 котором высказала предположение, что
 сосредоточенность английской этики на
 теоретических проблемах в первой половине
 нашего века "ведет к увеличивающейся
 тривиальнсти ее предмета"1 так как уводит
 философов от размышления о насущных
 моральных вопросах. Как она сама
 предвидела, самые последние этические
 дискуссии в англо-язычных странах отказы-
 ваются от предпочтения теории и обращаются
 к разнообразным практическим проблемам,
 таким как мир, дискриминация, загрязнение
 окружающей среды и порнография.
  Несмотря на эту тенденцию, обсуждение
 практических моральных проблем в
 англоязычном мире все еще остается подчи-
 ____________________
 1 Warnock M. Ethics Since 1900. L., 1960.
 
 
  293
 
 ненными теории; поскольку большинство
 этиков подходят к конкретным моральным
 проблемам, сначала обсуждая их в русле
 определенной теоретической традиции затем
 прилагая соответствующие выводы к проблемам
 долга, прав, обязанностей (наиболее
 типичные при этом кантианская,
 марксистская, христианская,
 либертарианская, контракторная и
 утилитарианская точки зрения).
  В связи с этим я хочу обсудить пути
 подхода к практическим моральным проблемам
 и показать, что призыв обращаться к
 этической теории и "прикладной" этике,
 который характерен для попыток философов
 решать практические проблемы, неверен, и
 его следует заменить таким подходом, когда
 роль этической теории в изучении морали
 сводится к минимуму. Движение к прикладной
 этике, характерное для современных
 этических дискуссий, вполне оправданно,
 хотя оно простирается недостаточно далеко,
 а сам термин "прикладная" этика спорен,
 если при этом предполагается приоритет
 этической теории, считающей, что конкретные
 моральные вопросы должны решаться путем
 "приложения" некоторых, прежде полученных
 теоретических выводов. В противоположность
 этому в данном случае предполагается, что
 этическое исследование должно
 концентрироваться на исследовании
 фактических обстоятельств, в которых
 возникают специфические моральные вопросы,
 и обращаться к моральной теории только при
 необходимости решения каких-то специфи-
 ческих вопросов - т.е. в ситуации, которая
 возникает гораздо реже, чем философы обычно
 полагают. Так что здесь речь пойдет скорее
 
 
 294
 
 не столько о "прикладной", сколько о
 "практической" этике, которая
 рассматривается как выражение
 практического, а не теоретического разума.
 Представив некоторые общие соображения в
 пользу предлагаемого подхода, я
 проиллюстрирую его последствия для дебатов
 о цензуре порнографии.
  Обычный подход к этике не вполне подходит
 при решении практических моральных проблем,
 поскольку он концентрирует внимание на
 теоретических вопросах и дискуссиях,
 которые в большинстве случаев имеют
 косвенное отношение к реальным моральным
 проблемам. Решение последних как правило
 зависит не от сложной этической теории, но
 от глубокого понимания фактов, в связи с
 которыми обсуждается тот или иной вопрос,
 момент. Так, ключом к решению проблемы
 гонки вооружения являются не моральные
 теории и предположения, рассматривающие, в
 которых она рассматривается, а понимание ее
 исторических, экономических,
 стратегических, социологических, техно-
 логических и научных аспектов2. Например,
 понятие ограниченной атомной войны основано
 не на дискутируемых моральных теориях, а на
 недооценке стоящего за ним риска и
 преувеличении наших возможностей справиться
 с ее последствиями. Оба эти заблуждения
 отчетливо видны в американской ядерной
 
 
 ____________________
 2 См.: Nuclear Arms Control: Eluding the
  Prisoner's Dilemma // Fox M.A., Groarke
  L. Nuclear War: Philosophical
  Perspectives. N.Y.: Peter Lang. 1985.
 
 
  295
 
 политике в период президентства Рейгана3;
 хотя попытки ее философского анализа
 переполнены теоретическими моральными
 представлениями (так называемым "моральным
 реализмом", который, в нем провозглашался),
 им не удалось уловить те фактические
 ошибки, которые увековечили ее.
  Легко можно представить другие случаи,
 где эмпирические вопросы должны играть
 превалирующую роль в рассмотрении и решении
 практических моральных проблем. Политика в
 отношении политических беженцев может
 потребовать прежде всего глубокого
 понимания их политических обстоятельств;
 критика обычных вооруженных может
 потребовать переоценки противостоящих им
 сил; необходимое решение экологических
 проблем может быть предопределено научной
 очевидностью; а отрицание отдельных
 аргументов в поддержку смертной казни может
 быть основано на эмпирическом заявлении,
 что она не сдерживает потенциальных убийц.
 В этих и многих других случаях не фило-
 софский взгляд, а понимание обстоятельств,
 в которых возникает проблема, служит ключом
 к пониманию практических моральных
 вопросов. Попытка понять эти
 обстоятельства, а не моральную теорию, дает
 ключ к пониманию многих практических мо-
 ральных вопросов. Следовательно, на первый
 план в этическом анализе должно быть
 выдвинуто именно изучение таких обстоя-
 тельств; так что нет никаких оснований
 считать теоретические дискуссии
 ____________________
 3 См.: Groarke L. Protecting One's Own:
  Hobbes, Realism and Desamament // Public
  Affairs Quarterly. 1988. V. 2, N 1.
 
 
 296
 
 отличительным признаком этического
 исследования.
  Упор на традиционные философские подходы,
 который характерен для этики как
 теоретической дисциплины, также вызывает
 сомнения, поскольку при этом решение
 практических проблем ставится в зависимость
 от сложных и трудных для решения
 теоретических вопросов. В особенности не
 очевидны метафизические и
 эпистемологические аспекты различных
 этических построений, именно поэтому
 теоретизирование при рассмотрении
 практических проблем лишь усложняет их
 решение. Во многих случаях
 теоретизирование, давая решение
 определенных теоретических проблем,
 оказывается несостоятельным при подходе к
 практическим проблемам, поскольку часто
 определенные теоретические решения

<< Пред.           стр. 41 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу