<< Пред.           стр. 42 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу

 оказываются совместимыми с различными
 ответами на практические моральные вопросы.
 Например, решение таких трудных вопросов о
 том, что лежит в основе морали - разум или
 чувство, не влечет за собой какие-то
 определенные выводы о специфических
 моральных вопросах. Даже в тех случаях,
 когда из теоретических позиций можно
 сделать какие-то практические выводы, все
 же не ясно, являются ли теоретические сооб-
 ражения предпосылкой этических решений, так
 как мы часто отрицаем теоретическую позицию
 как раз в силу того, что она ведет к
 практическим выводам, которые мы не можем
 принять. Такие проблемы усугубляются
 непростой задачей снятия различий между
 теми конфликтующими моральными аксиомами,
 которые характеризуют кантианскую,
 
 
  297
 
 марксистскую, утилитарианскую,
 либертарианскую и другие точки зрения.
 Двести лет, что сущестует философия не
 привели к разрешению противоречий, на-
 пример, между конкурирующими позициями
 приоритета индивидуальной свободы или
 равенства, и попытки осуществить выбор
 между теоретическими позициями относительно
 этой дилеммы, приводят исследователя,
 скорее, к тому, что разногласия
 углубляются, а не смягчаются. Могут быть
 случаи, при рассмотрении которых нельзя
 будет обойтись без решения проблем такого
 рода, но отсюда не следует, что сначала
 нужно принять определенный теоретический
 подход и только затем браться за решение
 конкретных этически вопросов.
  Здесь невозможно рассмотреть все те
 вопросы, которые возникают в результате
 применения теоретической позиции к прак-
 тическим моральным проблемам. Вместо такого
 рассмотрения (которое могло бы оказаться по
 существу противоположным тому, что я
 предлагаю), я хочу подкрепить свою позицию,
 проиллюстрировав ее на конкретном примере
 моральных аспектов порнографии и
 допустимости ее цензуры, тем более, что в
 англоязычных странах полемика по вопросу
 цензуры порнографии все время отличается
 излишним акцентом на теоретических вопро-
 сах.
  Начнем наше рассмотрение с дискуссий,
 имевших место в семидесятых годах, когда
 наблюдалась тенденция изображать
 порнографию как положительный фактор
 здорового сексуального освобождения, а ее
 цензуру - как сексуальное подавление. В тех
 дискуссиях отразилось слишком наивное
 
 
 298
 
 понимание порнографии, и на этом следует
 уделить внимание, практически показав, что
 влечет за собой отрицание цензуры4. Как
 заметил один комментатор после просмотра
 конфискованных в Торонто материалов, "Мы не
 можем рассуждать о порнографии абстрактно,
 если не хотим оказаться в дураках"5.
  Конечно, не всякая порнография содержит
 насилие и ненасильственная порнография
 (иногда называемая "эротикой" или "мягкой
 порнографией") как таковая не вызывает
 моральных возражений. Но именно поэтому
 практически ориентированные дискусси о
 порнографии должны уделять специальное
 внимание насильственной порнографии,
 поскольку все увеличивающаяся тенденция к
 насилию стала наиболее отличительным
 признаком порнографии последних двадцати
 лет. В Северной Америке, Великобритании,
 Швеции и Голландии изначальная терпимость в
 отношении сексуальной откровенности,
 перелилась в порнографические журналы,
 фильмы и видеоклипы, в которых все большее
 и большее место принадлежит насилию
 (особенно насилию в отношении женщин и
 детей) как источнику сексуального
 удовлетворения. В результате
 распространяется продукция, которая,
 ____________________
 4 Например, философская дискуссия, в ходе
  которой не удалось выяснить эти
  последствия, представлена у Sparohott
  F.E. Art and Censorship: A Critical
  Survey of the Issue // Philosopohy and
  Contemporary Issues. N.Y.: Macmillar,
  1976.
 5 Cameron A. Hard Core Horror // Broadside.
  1983. February. N 5.
 
 
  299
 
 является более впечатляющей и открытой
 (отчасти благодаря и техническим
 достижениям), чем традиционные садо-ма-
 зохистские произведения типа сочинения де
 Сада и других, и которая обусловила
 значительные изменения в характере изобра-
 жения женщин. Яркие примеры, которые дают
 такие образы и темы, вызывают тревогу. На
 это обращает внимание в предисловии к
 сборнику "Верните ночь: женщины о
 порнографии" Л.Ледерер, анализирующая
 результаты исследования порнографии,
 проводившиеся калифорнийской группой
 "Женщины против насилия в порнографии и
 средствах массовой информации". За три
 месяца они просмотрели двадцать шесть
 порно-фильмов в Сан-Франциско, чтобы как-то
 понять их содержание. В двадцати одной из
 просмотренных картин содержались сцены
 изнасилования, в шестнадцати изображались
 угнетение и истязания, два фильма были
 похотливом влечении к ребенку и два
 изображали убийство женщин с целью
 стимуляции сексуального чувства. При
 анализе порнографических журналов они
 обнаружили, например, такие материалы, как
 разворот в "Пентхаузе" (Penthouse) под
 заголовком "Радость боли", был
 иллюстрирован изображениями вонзенных под
 ногти и в пальцы женщин игл. В статье
 "Покоренная Джейн Беркин" в "Куи" (Qui),
 одном из журналов, издаваемых "Плейбоем"
 (Playboy), приводятся иллюстрации,
 "описывающие решение всех проблем с
 дисциплиной": на цветных фотографиях Джейн
 Беркин изображена в наручниках, с кляпом во
 рту, повергаемой порке и избиваемой.
 Непременным персонажем журнала "Хастлер"
 
 
 300
 
 (Husler) 1978 г. был Честер; в ха-
 стлеровском журнале "Честер Молестер"
 (Chester the Molester). Честер каждый месяц
 домогался (molested) очередной девушки,
 прибегая ко лжи, похищению или прямому
 нападению. В журнале "Бондидж" (Bondage)
 изображаются связанные женщины с воткнутыми
 в их грудь и вагину ножницами, раскаленными
 железными предметами, паяльниками и ножами.
 В журнале под названием "Brutal Trio"
 (Жестокая троица) описано, как трое мужчин
 успешно похищают женщину, двенадцатилетнюю
 девочку и бабушку; ударами в лицо, голову,
 тело они избивают их до бесчувствия, а
 когда те приходят в себя, их насилуют и
 снова избивают6.
  А вот другие образцы порнографии,
 позаимствованные из материала, который
 действительно был подвергнут цензурой и
 потому оказался недоступным широкой
 публике. Некоторые из них описывает
 Э.Камерон в статье, в которой она излагает
 свои впечатления от посещения Проекта П,
 антипорнографической выставки,
 организованной канадской полицией, чтобы
 показать наглядно те материалы, которые
 легко доступны. Среди конфискованных
 материалов она обнаружила иллюстрированные
 описания зоофилии, педофилии и неистово-
 жестокой сексуальности. "Я видела
 фотографии с изображением женщины во всех
 мыслимых позах, подвергаемых немыслимому по
 своему характеру и разнообразию
 обращению"7. В одном журнале была
 ____________________
 6 Lederer L. Take Back the Night: Women on
  Pornography. N.Y., 1980. P. 18-19.
 7 Cameron A. Ibid.
 
 
  301
 
 иллюстрированная статья, разъяснявшая, как
 держать четырехлетнюю девочку и какую позу
 необходимо принять, чтобы осуществить с ней
 коитус, в то время как другая фотография
 изображала "высокого молодого смеющегося
 блондина с эрегированным пенисом", стоящего
 над кучей людских тел, "искромсанных на
 куски". Своими впечатлениями о выставке
 делится М.Этвуд в романе "Телесное увечье";
 в нем выставку посещает главный герой
 романа, и он делает вывод, что "лучше не
 узнавать о вещах, о которых не знаешь"8.
  Примером того, как далеко готовы пойти
 производители порнографии ради возбуждения
 сексуальности и как давно уже
 распространяется порнография насилия,
 является фильм "Убиение" (Snuff), созданный
 в 60-х годах в Южной Америке. Это фильм с
 не очень внятной фабулой о женщинах,
 поклоняющихся мужчине по имени Сатана. Их
 единственная цель - путешествовать по
 сельской местности и бессмысленно убивать
 людей. После особенно отвратительной сцены
 убийства беременной женщины, камера
 разворачивается и мы видим съемочную
 группу. Женщина и мужчина рассказывают, как
 эта сцена убийства... сексуально возбудила
 их. Они сливаются в объятии, но характер
 эпизода резко меняется, когда мужчина
 хватает нож и начинает наносить неожиданные
 удары и буквально расчленять женщину. Фильм
 завершается тем, что он достает горстями ее
 внутренности и громко кричит в
 оргазмическом наслаждении. Прообразом этой
 
 ____________________
 8 Atwood M. Bodily Harm. Toronto, 1981. P.
  211.
 
 
 302
 
 сцены послужило действительное жестокое
 убийство помощницы режиссера фильма9.
  В такие же агрессивные тона окрашена
 реклама "порнозвезды" Ванессы Дель Рио,
 появившаяся в журнале "Видео Х". Читателю
 обещается "наиболее жалкая, жестокая,
 варварская расправа. Здесь - женщины,
 связанные веревками и ремнями, иссеченные
 хлыстами, с заткнутыми ртами, - в общем
 полный ассортимент. И Ванесса при этом
 неповторима: она безнадежна, беспомощна,
 бессильна". Наконец, еще один пример,
 свидетельствующий о масштабах тенденции к
 насилию в порнографии, дает видео-игра
 "Реванш Кастера", в Северной Америке посту-
 пившая в продажу в начале 80-х годов. Она
 изображает изнасилование обнаженной
 индианки армейским офицером с явно эреги-
 рованным пенисом. Женщина привязана к
 столбу, а игрок набирает очки, если может
 овладеть ею, не уколовшись кактусом и
 увернувшись от летящих стрел10.
  Во всех этих образцах набольшую тревогу
 вызывает стремление порнографии к
 изображению насилия. Как отмечает
 Т.Маккормак, "появилась новая крутая садо-
 ____________________
 9 См. рецензию о фильме в Broadside. 1983,
  February. Статью о фильме см. также:
  Victoria Times-Colonist. 1982, 24
  September. Здесь, правда, возникает
  вопрос, было ли в фильме изображено
  реальное убийство; но я не буду его
  касаться, поскольку я обратился к сюжету
  фильма лишь с тем, чтобы
  проиллюстрировать содержание порнографии.
 10 Описание игры см. в: X-Rated Computer
  Games // Ms. 1983. January. 21.
 
 
  303
 
 мазохистская порнография, в которой
 женщины, изображенные в цепях, исхле-
 станными и избитыми, оказываются униженными
 и оскорбленными. При этом в порнографии
 такого рода представляется, будто бы
 женщины сами стремятся к такому обращению и
 получают от него наслаждение, поскольку
 насилие увеличивает эротическое возбуждение
 обоих партнеров"11. Многие комментаторы
 высказывают мысль, что такие тенденции
 показывают несостоятельность требований
 свободы порнографии, хотя надо сказать, что
 Маккормак и другие все еще выступают против
 всех форм цензуры. Имея в виду цели данной
 работы, достаточно отметить, что в ходе
 ответственного обсуждения проблем морали и
 порнографии в англоязычных странах нужно
 признать существование этого аспекта
 порнографии и выразить свою тревогу в связи
 с этим явлением. Следует в связи с этим
 заметить, что философы слишком медлят с
 анализом проблемы насилия в порнографии. И
 наоборот, нужно отдать должное общественным
 активистам (особенно женским группам),
 которые выдвинули эту проблему в повестку
 дня этичеких дискуссий. Такое положение дел

<< Пред.           стр. 42 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу