<< Пред.           стр. 43 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу

 хотя бы частично можно объяснить тем, что
 философы слишком много внимания уделяют
 теоретическим проблемам, не оставляя места
 для эмпирических исследований. Большее же
 внимание к реальным обстоятельствам при
 анализе практических проблем морали, дало
 бы возможность скорее бы ответить на вызов,
 который бросает современная порнография.
 ____________________
 11 Passionate Protest: Feminists and
  Censorship // Canadian Forum. 1980.
  March. N 9.
 
 
 304
 
  Итак, мы должны понять действительное
 положение вещей, касающихся порнографии.
 Однако предлагаемый мной подход к
 практической этике предполагает, что
 глубокое обсуждение порнографии должно
 начинаться с должного понимания психологии
 этого явления, а она очень часто толкуется
 неправильно. Многие авторы указывают на то,
 что такого рода сюжеты и образы, ана-
 логичные тем, что приведены выше,
 обеспечивают необходимый выход агрессивным
 импульсам, присущим человеческой природе
 (находящимся, по Фрейду, в Id и подавляемым
 Super-ego). По этой логике, рассматривание
 порнографии, основанной на насилии,
 приводит к эффекту катарсиса, позволяющего
 человеку освобождать эти негативные
 импульсы, не нанося вреда другим. И
 наоборот, если общество, в котором нет
 порнографии, заставляет человека
 "закупоривать" в себе эти агрессивные
 импульсы, они обнаруживают себя в
 антиобщественных взглядах и поведении. Так
 что выходит, как бы странно это ни звучало,
 что негативное отношение к женщинам и
 антиобщественное сексуальное поведение
 должны уменьшаться в обществе, которое
 позволяет непристойные и вызывающие
 порнографические изображения насилия.
  Такого рода наивные предположения
 противоречат как здравому смыслу, так и
 результатам психологического анализа пор-
 нографии. Предположение, что свободная
 продажа и рекламирование, порнографической
 продукции, живо изображающей и всячески
 смакующей насилие, будь то изнасилование,
 истязание или нанесение увечий, ведет к
 более здоровому отношению к сексу и к
 
 
  305
 
 окружающим, prima facie12 неубедительно, в
 особенности потому, что таким образом
 возникает опасность культивирования у
 некоторых людей вкуса к такого рода
 действиям. Особенно это опасно для
 неуровновешенных людей; трудно поверить,
 что они будут в силах предотвратить
 перенесение бесчувственности к чужим
 страданиям, что характеризует такого рода
 "развлечения", на другие стороны их жизни
 (их отношение к изнаcилованию, например). К
 этому следует добавить, что множество
 примеров свидетельствует о том, что
 жестокая порнография скорее толкает
 человека к тем действиям, которые она изо-
 бражает, чем удерживает от них. Примером
 этого может быть известный судебный процесс
 над убийцей по прозвищу "Моор" ("Moor") в
 Великобритании в начале шестидесятых
 годов13. Он осудил Брэди и Миру Хиндли за
 истязание и убийство двоих детей. Совершая
 преступление Хиндли записывали крики детей
 и их мольбы о пощаде на магнитофон. После
 ареста обнаружилось, что у Хиндли была
 большая коллекция порнографии, включавшая
 более пятидесяти журналов с названиями,
 типа "Оргии пыток и жестокости". Очевидно,
 что чтение этих журналов не облегчило их
 агрессивности. Не так давно в США Теодор
 Банди, многими подозреваемый в убийстве по
 крайней мере сорока женщин, был осужден за
 особо тяжкое преступление - похищение и
 убийство двух женщин и девочки двенадцати
 лет. На суде он признал, что вкус к
 ____________________
 12 изначально (лат.)
 13 См.: Marchbanks D. The Moor Murders.
  L.: Frewin, 1966.
 
 
 306
 
 сексуальному насилию он приобрел благодаря
 порнографии; когда же порнография перестала
 его удовлетворять, он обратился к насилию и
 преступлению14. Нетрудно найти и другие
 примеры; однако связь жестокой порнографии
 с асоциальными взглядами и поведением
 подтверждается новейшими исследованиями,
 обобщающими сотни работ, которые прямо по-
 казывают, что рассматривание порнографии
 ведет к негативному отношению к женщинам,
 провоцирует принятие допустимости насилия,
 а затем и реальные жестокие действия в
 отношении человека15. Эти исследования
 показывают, что рассматривание жестоко-
 агрессивной порнографии ведет скорее не к
 катарсису, а к все увеличивающемуся желанию
 осуществлять самому насилие и причинять
 вред другим (психологи называют это
 "обесчувствованием" ["desensitization"]).
  Указав на эти стороны насильственной
 порнографии можно вернуться к вопросу о
 правомочности ее цензуры. При этом важно
 отметить, что ограничения здесь не
 распространяются на ненасильственную
 порнографию. Задача же прикладной этики
 уделять внимание именно насильственной
 порнографии, поскольку в теоретических
 дискуссиях постоянно упускается из виду
 эта, характеризующая неограничиваемую
 порнографию, тенденция к изображению
 насилия и, следовательно, действительные
 ____________________
 14 См.: Michaud S.G., Aynesworth H. The
  Only Living Witness. N.Y.: Bantam, 1986.
 15 Хорошее обозрения исследований
  последнего времени можно найти в:
  Pornography and Sexual Violence: Evidence
  of the Links. L.: Everywoman, 1988.
 
 
  307
 
 психологические характеристики порнографии.
 Эти сложности усиливаются приверженностью
 таким теоретическим взглядам, которые не
 способствуют понять те обстоятельства, в
 контексте которых существует порнография, и
 подталкивают к принятию эмпирических
 выводов, только подтверждающих определенные
 теоретические взгляды. Именно этим можно
 объяснить теоретическое объяснение
 порнографии через катарсис; его можно было
 принять, лишь игнорируя объективную
 очевидность и надеясь на возможность с его
 помощью рационализировать априорно принятый
 тезис о том, что свобода самовыражения дей-
 ствительна в любых условиях. Эти же
 ощущения свойственны Заключению
 Президентской комиссии по порнографии 1970
 года. Основанное на сомнительных выводах (в
 проводившемся исследовании, в частности,
 принимался во внимание только краткосрочный
 эффект рассматривания порнографических изо-
 бражений и не анализировались отдаленные
 последствия жестокой порнографии),
 отрицающих очевидную связь порнографии с
 негативными социальными последствиями. В
 этом и многих других случаях изначальные
 теоретические пристрастия приходят в
 противоречие с ответственностью
 исследователя и не позваляют понять те
 обстоятельства, в которых действительно
 возникают моральные проблемы.
  Трудности, возникающие в связи с
 абсолютизацией теоретического подхода к
 практическим вопросам, становятся очевид-
 ными также при анализе обычной реакции на
 жестокую порнографию в англоязычных
 странах. Здесь нет возможности вдаваться в
 детали этой реакции, и все же можно
 
 
 308
 
 сказать, что большинство комментаторов
 признают, что единственно возможным
 средством оправдать действия, направленные
 против жестокой порнографии может стать
 принятие новой нормативной теории,
 отрицающей ту приверженность свободе
 высказываний, которая была взлелеяна
 английской и северо-американской политико-
 правовой и философской традициями.
 Теоретики же, обсуждающие проблемы
 порнографии (например, Фейнберг, Коэн,
 Кларк, Лендерер), чаще всего,
 следовательно, заявляют, что нужно от-
 вергнуть традиционные принципы, мешающие
 свободе выражения или что нужно принять
 жестокую порнографию, поскольку эти
 теоретические принципы слишком важны, чтобы
 от них отказываться16. При этом слишком
 большие надежды возлагаются на то, что
 ответ на вызов порнографии может быть дан
 благодаря обновлению теории, хотя косвенно
 подразумевается, что новые нравственные
 проблемы решаются именно посредством
 развития новой моральной теории. Напротив,
 как мы увидим, проблема жестокой
 порнографии может быть подвергнута анализу
 и с помощью традиционных теоретических
 ____________________
 16 Feinberg J. Harmless Immoralities and
  Offensive Nuisances // Rights, Justice
  and the Bounds of Liberty. Princeton:
  Princeton University Press, 1980; Cohen
  M. The Case Against Censorship //
  Philosophy and Contemporary Issues. N.Y.:
  Macmillan, 1976; Clark L. Liberalism and
  Pornography // Pornography Censorship.
  Buffalo: Prometheus, 1983; Lederer L. Op.
  cit. P. 19.
 
 
  309
 
 взглядов, но при понимании, что современные
 обстоятельства требуют нового приложения
 этой теории. Поэтому представление о том,
 что полемика вокруг порнографии
 свидетельствует о предпочтении этиками чис-
 той, а не прикладной, теории является
 спорным и, скорее, свидетельствует о том,
 как сильно мы все привязаны к
 теоретическому методу.
  Классический пример защиты свободы
 высказывания дан в работе Дж.С.Милля "О
 свободе"17. Суть его взглядов заключается в
 положении о том, что свобода представляет
 собой всеобщее благо, которое должно быть
 максимализировано; отсюда следует вывод о
 том, что "единственной целью справедливого
 применения власти в отношении какого-либо
 члена цивилизованного сообщества, и против
 воли, является предотвращение нанесения им
 вреда другим"18. Исходя из этого принципа,
 можно утверждать, что свобода выражения
 является фундаментальным правом, поскольку
 выражение мыслей и мнений само по себе не
 наносит другим вреда. "Именно такова
 подлинная сфера человеческой свободы. В нее
 ____________________
 17 Взгляды Милля, конечно, не бесспорны.
  Однако их разбор не входит здесь в мои
  задачи. Достаточно сказать, что они
  представляют собой редко обсуждаемую
  часть либеральной теории, к которой
  современные теоретики обращаются лишь
  между делом, в то время как бремя анализа
  ложится на тех, кто хотел бы их
  опровергнуть.
 18 Милль Дж.С. О свободе // Милль Дж.С.
  Утилитарианизм. О свободе. Спб.,1900. С.
  208 [перевод уточнен - Ред.].
 
 
 310
 
 входит, прежде всего, внутренняя область
 сознания, требующего свободы мысли и
 чувства, абсолютной свободы мнений и оценок
 по всем предметам... Свобода выражения и
 публикации мнений [является] почти столь же
 важной, как сама свобода мысли и
 практически неразрывно с нею связана"19.
 Отсюда вроде следует, что защита Милем
 свободы выражения несовместима с цензурой
 даже над жестокой порнографией (так как она
 сама по себе не причиняет никому вреда). Но
 такой поспешный вывод был бы ошибочным.
 Хотя Милль и в самом деле выступает за
 свободу выражения, он никогда не говорит о
 полной свободе выражения. Так что вопрос о
 том, насколько традиционная приверженность
 свободе слова совместима с подавлением
 жестокой порнографии, должен быть поставлен
 по-другому: насколько такого рода
 порнография нарушает границы свободы
 выражения, предполагаемые традиционными
 подходами.
  Чтобы понять, что традиционные границы
 свободы высказывания допускают цензуру над
 большей частью современной порнографии,
 нужно отметить, что Милль, в целом
 согласился бы с мнением, что государство
 правомочно подавлять свободу слова, если
 она используется с целью причинить вред
 другим. Явно Милль не формулирует этот
 принцип, но его можно вывести из
 миллевского анализа действий, осуждаемых

<< Пред.           стр. 43 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу