<< Пред.           стр. 6 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу

 знания. Второй уровень обоснования - это
 "подкрепление", удостоверение истинности
 или правильности самих базисных положений.
 Так, Декарт строил философию и науку на
 единственном содержательном основании: "Я
 мыслю, следовательно, я существую", из
 которого он дедуцировал все остальные
 знания, т.е. полагание данного постулата и
 было обоснованием знания. Но на чем
 зиждется само это исходное положение?
 Гарантия его истинности - самоочевидность,
 засвидетельствованная интеллектуальной
 интуицией.
  Лейбниц, в отличие от Декарта, основанием
 системы знаний считал не какое-то одно
 исходное положение, а множество анали-
 тических суждений (т.е. суждений,
 ____________________
 1 Cм.: Печенкин А.А. Обоснование научной
  теории: классика и современность. М.,
  1991. С. 11.
 
 
 38
 
 выражающих тождество), истинность которых
 самоочевидна для разума. Вообще, критерий
 самоочевидности применительно к исходным
 знаниям имел весьма широкое признание в
 философии нового времени, к нему
 апеллировали не только рационалисты, но и
 - с определенными дополнениями и оговорками
 - также эмпирики. Согласно Лейбницу,
 аналитические истины, составляющие
 фундамент знания, будучи независимыми от
 случайностей опыта, обладают всеобщностью и
 необходимостью, они суть "истины во всех
 возможных мирах". Эти характеристики
 переносятся и на производные знания в той
 мере, в какой последние можно свести к
 тождественно-истинным суждениям. На
 подобных истинах основана, в частности,
 чистая математика, которая в целом (т.е.
 вместе с выводным знанием) представляет
 собою систему аналитических истин.
  Радикальное новшество в
 рационалистические представления об
 обосновании знаний внес Кант. Всеобщими и
 необходимыми, полагал он, могут быть не
 только аналитические, но и синтетические
 суждения, при условии их априорности.
 Именно априорность (обусловленная наличием
 врожденных форм чувственности и рассудка),
 а не аналитичность сама по себе является
 источником необходимости того или иного
 суждения. Синтетическими априори являются,
 например, основоположения науки,
 открываемые с помощью чистых рассудочных
 понятий. Обосновать знание - это и значит
 найти, установить такие основоположения,
 которые, являя собою необходимую истину,
 сами в силу этого уже не нуждаются в каком-
 то дополнительном обосновании, подведении
 
 
  39
 
 под них некоего иного фундамента. Эти осо-
 бенности эпистемологии Канта, как мы увидим
 далее, отразились на его концепции
 обоснования морали.
  Разумеется, философская и научная мысль и
 после Канта продолжала продуцировать разные
 модели обоснования знания, в том числе
 такие, которые решительно порывают с
 классической традицией2. Однако именно
 "Критика чистого разума" (в ее преломлении
 через "Критику практического разума")
 задала те направления поисков и тот круг
 логико-эпистемологических понятий, в
 которых этика рационалистического толка до
 сих пор ставит и пытается решить проблему
 обоснования морали.
 
 
  Обоснование морали в понятиях
  рационалистической эпистемологии
 
  Выстраивая фундамент морали,
 рационалистическая мысль (если иметь в виду
 общую логику ее движения) проходит два
 этапа, подобные тем, из которых
 складывается обоснование научной теории. На
 первом этапе отыскиваются, формулируются
 основные положения, принципы морали,
 принадлежащие самому нравственному сознанию
 и логически первичные по отношению ко всему
 ____________________
 2 Анализ современных концепций обоснования
  знания содержится в следующих работах:
  Никитин Е.П. Открытие и обоснование. М.,
  1988; Печенкин А.А. Указ. соч.; Сокулер
  З.А. Проблема обоснования:
  Гносеологические концепции Л.Витгенштейна
  и К.Поппера. М., 1988.
 
 
 40
 
 множеству конкретных моральных норм и
 оценок. На втором этапе ставится задача
 подвести рациональную основу уже под эти
 исходные принципы, доказать их истинность,
 правильность, необходимость, обязательность
 и т.д., опираясь на санкцию разума (причем
 разум понимается как особая познавательная
 способность).
  Граница между указанными этапами обычно
 размыта, само наличие этой
 двухступенчатости в обосновании морали
 почти не артикулировалось, не подвергалось
 рефлексии в рационалистических концепциях
 нового времени. Многие философы сводили
 обоснование морали к доказательству
 абсолютности, объективности, необходимости
 первых принципов морали, не фиксируя со-
 держания этих принципов. Такого рода
 "усеченное" обоснование встречалось,
 главным образом, в трудах тех мыслителей,
 для которых этические проблемы не
 составляли самостоятельной области
 исследования, а затрагивались лишь попутно,
 в более общем теоретико-познавательном
 контексте3. Однако подобный подход
 характерен и для некоторых собственно
 этических концепций. Так, этический
 ____________________
 3 Лейбниц, например, вообще избегал ссылки
  на какие-то суждения морали,
  ограничившись указанием на то, что эти
  суждения суть"необходимые истины - вроде
  тех, которые встречаются в чистой
  математике", и что "наука о
  нравственности", как и арифметика,
  "зависит от доказательств, доставляемых
  разумом" (Лейбниц Г.В. Соч.: В 4 т. М.,
  1983. Т. 2. С. 49-50; 94).
 
 
  41
 
 интуитивизм XVIII века, отстаивая
 абсолютность и автономность морали,
 оставлял ее содержательный аспект на
 усмотрение разумной интуиции4.
  Оба названных этапа обоснования
 представлены в философии Канта. Логически
 первым шагом на пути обоснования нрав-
 ственности было полагание категорического
 императива. Формула этого императива, по
 мысли Канта, должна выполнять роль
 основания всей системы действительных и
 возможных оценок и норм морали, должна
 удостоверять их моральную аутентичность. Из
 данной формулы можно развернуть все
 конкретное содержание нравственности (что
 Кант и демонстрирует с помощью ряда
 примеров).
  Нетрудно видеть, что основной постулат
 морали есть органический продукт кантовской
 эпистемологии. Практический разум как
 непосредственный источник категорического
 императива - это не какая-то особая
 способность, противостоящая спекулятивному
 (теоретическому) разуму: "мы имеем дело с
 одним и тем же разумом, который должен
 иметь различие лишь в применении"5.
 Познавательная деятельность чистого разума
 одновременно есть и деятельность
 полагающая, конструктивная; априорные
 суждения (и аналитические, и синтетические)
 именно в силу своей априорности суть знания
 - конструкты, произведенные разумом.
 ____________________
 4 См.: Артемьева О.В. Этический
  интеллектуализм Ричарда Прайса // Филос.
  науки. 1991. N 4.
 5 Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4,
  ч. 1. С. 226.
 
 
 42
 
 Поэтому и основоположение нравственности у
 Канта - это не результат исследования и
 обобщения реальных, "эмпирических"
 феноменов морального сознания, а фабрикат
 чистого разума.
  Из эпистемологии же берется и основание
 общеобязательности морального принципа.
 Собственно говоря, для Канта полагание,
 установление принципа (т.е. то, что было
 обозначено выше как первый этап
 обоснования) и определение его в качестве
 всеобщего и необходимого (т.е. вторая
 ступень обоснования) фактически сливаются
 воедино, так как и формула исходного прин-
 ципа, и его обязующий характер в равной
 мере обусловлены априорностью чистого
 разума. Из этого источника проистекают и
 "общая законосообразность поступков"
 (требование которой составляет содержание
 категорического императива)6, и сама его
 "категоричность".
  Стремлением Канта "возвысить" мораль до
 объективности (дать ее объективный критерий
 и представить ее императивы как
 "объективные требования") можно объяснить
 то, что нравственное сознание он выражает и
 описывает в категориях безличной
 рационалистической теории познания;
 адресатом моральных предписаний выступает
 не личность с ее чувствами и стремлениями,
 даже не люди вообще с их "эмпирически
 ____________________
 6 Несмотря на прокламируемую "формальность"
  категорического императива, он,
  несомненно, несет в себе определенное
  содержание, хотя и весьма абстрактное и
  бедное, сообразно своему статусу
  всеобщего принципа.
 
 
  43
 
 случайной" телесной и духовной
 организацией, а любые разумные существа.
  Кант не может избежать упоминания таких
 важнейших некогнитивных составляющих
 нравственного сознания, как чувство долга,
 добрая воля, уважение к закону и т.п.,
 однако и эти феномены "эмпирической
 психологии" он подвергает эпистемологи-
 ческим операциям, несмотря на сильнейшее
 сопротивление материала. В результате
 специфический эмотивный субстрат морального
 императива бесследно исчезает, растворяясь
 в абстрактно-когнитивной форме. Так,
 обязующий характер морального требования,
 его необходимость Кант (как и весь
 классический рационализм) полностью
 отождествляет с необходимостью,
 свойственной некоторым когнитивным -
 например, логически-истинным - суждениям.
 Действительно, этическая рефлексия дает
 повод для такого отождествления: ведь
 субъективно человек воспринимает,
 переживает моральное требование как нечто
 существующее "во мне", но "не мое" и в этом
 смысле объективное; к тому же это
 требование выражено самым настоятельным,
 категорическим образом. Поэтому оно и
 получает определение "объективно-
 необходимого". Однако необходимость эта
 фактически имеет психологический смысл, она
 обозначает "непреклонность" императива,
 обращенного к воле и чувствам, тогда как в
 сфере знания аналогичный термин фиксирует
 определенную логико-эпистемологическую
 характеристику суждения, свободную от
 эмотивно-волевых ассоциаций.
  Рассматривая мораль через призму своей
 теории познания, Кант полагал, что
 
 
 44
 
 эмпирически, путем исследования реального
 содержимого человеческой психики,
 невозможно "составить представление об
 обязательности" какого-либо требования и,
 следовательно, определить его в качестве
 морального; такое понятие выводимо лишь
 априори из разума7. Он был бы прав, если бы
 обязательность морального требования
 выражала особую модальность (а именно -
 аподиктичность) высказывания, описывающего
 данное требование. Если же обязательность
 (необходимость, категоричность и т.п.)
 понимать как реальное свойство реальных (в
 психологическом смысле) феноменов морали,
 то оно вполне поддается эмпирическому
 познанию. Это относится к моральному
 сознанию в целом, в том числе и к осно-
 воположениям нравственности. Не существует
 неодолимых препятствий к тому, чтобы, не
 прибегая к категориям "чистого разума",
 выявить абстрактно-всеобщее содержание
 нравственности, сложившееся в сознании
 людей помимо всякой философской или научной

<< Пред.           стр. 6 (из 45)           След. >>

Список литературы по разделу