<< Пред. стр. 1 (из 3) След. >>
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕСТ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙВ.Ф. Сопов Л.В. Карпушина
(Бланк теста находится в приложенном файле "Бланк теста МТЖЦ.xls)
Выявление причин действий, поступков, деятельности человека - процедура, требующая кропотливого изучения. Исследование жизненных ценностей человека является одним из важнейших направлений в выявлении этих причин. В ряде исследований [1; 5-8] показано, что сила мотива и эффективность деятельности человека зависят от того, насколько ясно осознается человеком цель, смысл деятельности. Ценности являются "специфической формой смысловых образований в личностных структурах" [4, с. 99], а потому имеют непосредственное отношение к осмысленной мотивации деятельности.
Предлагаемый вариант опросника жизненных ценностей призван помочь практическому психологу как в индивидуальной диагностике и консультировании, так и при исследовании различных групп (трудовых и учебных коллективов) по проблемам мотивации, для лучшего понимания важности различных жизненных сфер деятельности. Методика возникла как результат использования и дальнейшего усовершенствования методики И. Г. Сенина [10].
Данная методика получила название "Морфологический тест жизненных ценностей" (МТЖЦ), исходя из целей и задач исследования - определения мотивационно-ценностной структуры личности.
Основным диагностическим конструктом МТЖЦ являются терминальные ценности. Под термином "ценность" мы понимаем отношение субъекта к явлению, жизненному факту, объекту и субъекту, и признание его как важного, имеющего жизненную важность.
Перечень жизненных ценностей включает:
1. Развитие себя. т.е. познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и других личностных характеристик.
2. Духовное удовлетворение, т.е. руководство морально-нравственными принципами, преобладание духовных потребностей над материальными.
3. Креативность, т.е. реализация своих творческих возможностей, стремление изменять окружающую действительность.
4. Активные социальные контакты, т.е. установление благоприятных отношений в различных сферах социального взаимодействия, расширение своих межличностных связей, реализация своей социальной роли.
5. Собственный престиж, т. е. завоевание своего признания в обществе путем следования определенным социальным требованиям.
6. Высокое материальное положение, т.е. обращение к факторам материального благополучия как главному смыслу существования.
7. Достижение, т. е. постановка и решение определенных жизненных задач как главных жизненных факторов.
8. Сохранение собственной индивидуальности, т.е. преобладание собственных мнений, взглядов, убеждений над общепринятыми, защита своей неповторимости и независимости.
Терминальные ценности реализуются по-разному, в различных жизненных сферах. Под жизненной сферой понимается социальная сфера, где осуществляется деятельность человека. Значимость той или иной жизненной сферы для разных людей неодинакова.
Перечень жизненных сфер:
1. Сфера профессиональной жизни.
2. Сфера образования.
3. Сфера семейной жизни.
4. Сфера общественной активности.
5. Сфера увлечений.
6. Сфера физической активности.
Введение сферы физической активности обосновывается наличием у каждого человека базовой потребности в движении [11, с. 108]. А.Ц. Пуни [6, с. 285] выделил разновидности данной потребности: потребность в движении, потребность в выполнении обязанностей, потребность в спортивной деятельности. У разных индивидов важность, значимость жизненной сферы физической активности неодинакова.
Опросник направлен на изучение индивидуальной системы ценностей человека с целью лучшего понимания смысла его действия или поступка. Самобытность человека вырабатывается относительно основных ценностей, признаваемых в обществе. Но личностные ценности могут и не воспроизводить точную копию ценностей общественных.
В конструкцию опросника входит шкала достоверности степени желания у человека социального одобрения его поступков. Данная шкала разработана на основе опросника американских психологов Дугласа П. Крауна и Дэвида А. Марлоу [3, с. 366-367]; она позволяет выявить, во-первых, степень зависимости человека от других людей, во-вторых, выдает ли человек в качестве ответа желаемые, одобряемые всеми общественные ценности или свою индивидуальную (а не эталонную) систему жизненных ценностей. Чем выше результат, тем больше поведение испытуемого (на вербальном уровне) соответствует одобряемому образцу.
Введение двух новых шкал (физической активности и шкалы достоверности) определило структуру опросника в 112 вопросов (прилож. 1). Составленный опросник был первоначально апробирован на выборке из 104 человек. Утверждения, факторный вес которых был ниже критического значения 0,256 при р < 0,01, были скорректированы и вновь апробированы.
По окончании апробации и дальнейшей статистической проверки были рассчитаны основные психометрические показатели, позволившие остановиться на предлагаемом варианте теста.
Надежность теста
В широком смысле, надежность теста - это характеристика того, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым результатам отражают действительные различия в измеряемых свойствах, и то, в какой мере они могут быть приписаны случайным ошибкам [2, с. 58].
С учетом всех этих факторов для оценки надежности была использована тета-надежность, определяемая в результате проведения факторного анализа по методу главных компонент [9, с. 71].
Оценка надежности шкал теста была проведена на выборке из 282 студентов с первого по пятый курс технических и гуманитарных вузов (табл. 1, 2). Таблицы 1 и 2 показывают, что коэффициенты надежности по согласованности шкал высоки. Шкалы однородны как логически, так и эмпирически.
Таблица 1
НАДЕЖНОСТЬ ПО СОГЛАСОВАННОСТИ ШКАЛ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Название шкалы Абсолютный вес главной компоненты Тета-надежность Развитие себя 3,32 0,76 Духовное удовлетворение 3,18 0,75 Креативность 3,89 0,81 Активные социальные контакты 3.18 0,75 Собственный престиж 3,76 0,78 Достижения 3,79 0.80 Высокое материальное положение 4,89 0,87 Сохранение собственной индивидуальности 3,48 0,78
Таблица 2
НАДЕЖНОСТЬ ПО СОГЛАСОВАННОСТИ ШКАЛ ЖИЗНЕННЫХ СФЕР
Название шкалы Абсолютный вес главной компоненты Тета-надежность Сфера профессии 4,37 0,82 Сфера обучения и образования 4.50 0,83 Сфера семьи 3,45 0,76 Сфера общественной активности 5,43 0.87 Сфера увлечений 5,30 0,87 Сфера физической активности 5,98 0,89 Шкала достоверности 3,10 0,72
Ретестовая надежность определялась дважды. Интервал между первым и повторным тестированием составил 1 месяц, между первым и третьим - 5 месяцев.
В первом ретестировании участвовало 22 человека, во втором - 26 человек (количество мужчин и женщин одинаково, все - студенты-первокурсники). Корреляция общих баллов по всем шкалам по результатам ретестирования производилась с помощью формулы произведений моментов Пирсона. Результаты представлены в табл. 3 и 4.
Таблица 3
РЕТЕСТОВАЯ НАДЕЖНОСТЬ ШКАЛ ЖИЗНЕННЫХ СФЕР
Название шкалы Коэффициенты корреляции 1 месяц 5 месяцев Сфера профессиональной жизни 0,83 0.34 Сфера обучения и образования 0,75 0.62* Сфера семейной жизни 0,86 0.64* Сфера общественной активности 0,93 0.46* Сфера увлечений 0,69 0.72* Сфера физической активности 0,84 0.80* Уровень значимости Р < 0.01 Р<0.05
Таблица 4
РЕТЕСТОВАЯ НАДЕЖНОСТЬ ШКАЛ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Название шкалы Коэффициенты корреляции 1 месяц 5 месяцев Развитие себя 0,83 0,53* Духовное удовлетворение 0,69 0,59* Креативность 0,75 0,48* Активные социальные контакты 0,62 0,72* Собственный престиж 0,92 0,61* Достижения 0.84 0,34 Высокое материальное положение 0,76 0,47* Сохранение собственной индивидуальности 0,72 0,55* Шкала достоверности 0,42 0,46* Уровень значимости Р < 0,01 * - р < 0.05
Проверка на валидность
Проверка критериальной валидности, позволяющей уточнить особенности ценностно-мотивационной структуры у представителей различных социальных групп, осуществлялась методом контрастных групп. В качестве основных критериев были использованы половые и социальные различия. В результате проверки статистические значения имеют различия на уровне 5% между мужчинами и женщинами из семей служащих во всех сферах, кроме сфер увлечений и физической активности, а также терминальной ценности высокого материального положения.
Есть различия между мужчинами из семей служащих и женщин из семей рабочих в сферах образования, семьи, общественной активности. При сравнении этих категорий видны различия в жизненных ценностях духовной удовлетворенности и креативности.
Относительно ценности креативности можно также сказать, что женщины из семей рабочих ценят ее выше, чем люди из других категорий (табл. 5).
Конструктная валидность, цель которой получить данные об адекватности интерпретации тестовых результатов по отношению к цели тестирования, содержанию основного понятия (конструкта), была осуществлена на основе определения факторной валидности. Были сопоставлены результаты, полученные при использовании МТЖЦ, с результатами методики диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Тест Т. Лири направлен на диагностику межличностных отношений и свойств личности, существенных при взаимодействии с другими людьми. Выборка, на которой проверялась конструктная валидность, состояла из 77 человек в возрасте 21-22 года: все мужчины студенты. Условно выборка была разделена на две группы (по принадлежности к различным факультетам). В группе 1 - 38 человек, в группе 2-39 человек.
Таблица 5
Выборка Пол/соц. Состав Коэффициент Жизненные сферы Жизненные ценности Профессия Образование Семья Общ. Акт Увлечение Физ.акт Саморазвитие Духовное удвол. Креативность Соц. кон-т Престиж Достижения Матер. полож Сохр. Инд Женщины (служащие) Сред 61,8 63,5 54,4 55,9 54,1 50,8 41,6 43 39,6 44,1 39,5 43,2 45,3 44 СКО 5,68 7,66 6,4 7,03 8,06 10,6 6,18 4,62 7,32 5,02 6,44 5,24 6,91 6,04 Мужчины (рабочие) Сред 60,7 63,5 51,9 54,4 55 55,5 41,2 43,6 37,5 42,5 40,9 46 46,9 42,3 СКО 5,41 6,7 7,01 6,05 5,79 6,36 4,74 3,98 5,66 3,97 5,19 4,61 4,44 4,08 Мужчины (служащие) Сред 56,4 58,9 50,2 51,8 54,1 50 39,9 40,3 36,2 40,3 39,2 41,3 44,8 39,4 СКО 8,4 8,51 6,52 7,08 8,14 9,5 5,19 5,43 7,15 5,09 7,45 6,98 6,6 5,63 Женщины (рабочие) Сред 62,5 63,8 56,8 58,1 53,9 46,3 42,9 45,1 41,5 42,3 39,7 43,1 45,1 41,7 СКО 6,79 6,29 8,28 10 8,96 8,82 5,92 3,81 6,64 5,96 6,73 5,43 5,13 6,29 Примечание: Сред. - среднее значение, СКО - стандартное отклонение.
Тест Лири позволяет построить профиль личности на основе степени выраженности следующих свойств личности:
1) Одоминантность;
2) уверенность в себе;
3) непреклонность, консерватизм;
4) независимость, холодность в общении;
5) зависимость, неприспособляемость;
6) неуверенность в себе;
7) общительность, уживчивость;
8) отзывчивость, альтруизм.
В табл. 6 и 7 приведены данные коррелирования результатов отношения различных свойств личности и жизненных ценностей и жизненных сфер. Из таблиц видно, что испытуемые группы 1, уверенные в себе, независимые, эгоистичные реалисты, честолюбивые личности не ценят сферу семьи, не желают отдавать силы и время решению проблем своей семьи (коэффициент корреляции -0,54 при уровне значимости 0,05).
В группе 2 значимые коэффициенты корреляции между свойствами доминирования независимости с основными сферами: профессиональной - 0,49, обучения и образования - 0,34, семьи - 0,33, общественной активности - 0,42, увлечений - 0,40. Доминирующие, властолюбивые, направленные на успех, желают завоеваний во всех жизненных сферах. В то же время они ценят духовное удовлетворение (0,35), креативность (0,41), активные социальные контакты (0,50) - ценности идеалистической направленности, а также все ценности прагматической направленности: престиж (0,35), достижения (0,38), высокое материальное положение (0,42), сохранение индивидуальности (0,45).
Таким образом, данный тип личности является противоречивым сточки зрения их жизненных ценностей.
Группа 2 выделяется еще и тем, что личности эгоцентричные, неудавшиеся лидеры, закрытые, недоверчивые, мстительные не принимают ценности креативности, стремления внести элемент творчества в сферы своей жизни (коэффициент корреляции - 0,40 при значимости 0,05).
Таким образом, проверка МТЖЦ по критериальной и конструктной валидности показала, что опросник позволяет выявлять особенности жизненных ценностей в различных группах относительно их социально-психологических характеристик.
Следующим обязательным качественным показателем методики должен быть показатель нормы (norma - руководящая идея, образец). При оценке и интерпретации измеряемых тестом показателей необходимо их анализировать в сравнении со статистическими значениями нормативной выборки.
Таблица 6
МАТРИЦА КОРРЕЛЯЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ ШКАЛ МТЖЦ И ОПРОСНИКА Т. ЛИРИ (ГРУППА 1)
Шкалы Т. Лири
(группа 1) МТЖЦ Жизненные сферы Жизненные ценности Профессия Образование Семья Общ. Акт Увлечение Физ.акт Саморазвитие Духовное удвол. Креативность Соц. кон-т Престиж Достижения Матер. полож Сохр. Инд К1/К5 лидерство 0,07 0,03 -0,2 0,23 0 0,16 0,21 0,07 0,15 0,12 -0 0,02 -0,1 0,02 К2/к6 кверенность в себе 0,02 -0,2 -0,5 -0,2 -0,1 -0,2 -0,2 -0,3 -0 -0,3 -0,3 -0,3 -0,3 -0,1 К3/К7 консерватизм 0,27 0,21 -0 -0,1 0,27 -0,3 -0,1 0,06 0,09 0,04 0,04 0,06 0,12 -0 К4/К8 эгоцентризм 0,22 0,24 0,07 -0,1 0,26 -0,1 0,08 0,08 0,21 0,06 0,06 0,05 0,14 0,11 Критическое значение 0,311 (р<0,01) или 0,402 (p<0,05)
Таблица 7
МАТРИЦА КОРРЕЛЯЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ ШКАЛ МТЖЦ И ОПРОСНИКАТ ЛИРИ (ГРУППА 2)
Шкалы Т. Лири
(группа 1) МТЖЦ Жизненные сферы Жизненные ценности Профессия Образование Семья Общ. Акт Увлечение Физ.акт Саморазвитие Духовное удвол. Креативность Соц. кон-т Престиж Достижения Матер. полож Сохр. Инд К1/К5 лидерство 0,49 0,34 0,33 0,42 0,4 0,29 0,19 0,36 0,41 0,5 0,35 0,38 0,42 0,45 К2/К6 уверенность в себе 0,09 0,05 -0,2 0,12 -0,1 -0,2 -0,2 -0,1 -0,2 -0,1 -0,2 0,14 0,17 -0,1 К3/К7 консерватизм -0,1 -0,1 -0,2 -0,1 -0 0,03 -0,2 0,07 -0,2 -0,1 0,08 -0 -0,1 -0,2 К4/К8 эгоцентризм -0,1 -0 -0 -0,2 -0,1 0 -0,2 -0,1 -0,4 -0 0,15 0,01 0,07 -0,2 Критическое значение 0,311 (р<0,01) или 0,402 (p<0,05)
Выборка должна соответствовать по своему объему назначению методики. Чем более генерализованной по области применения теста является методика, тем большим должно быть число испытуемых в нормативной выборке.
Ориентировочные нормы для мужчин 25-60 лет приведены в табл. 1 и 2 (n = 79) прилож. 3, а для женщин 25-55 лет в табл. 3 и 4 (n = 63).
Ориентировочные нормы для юношей 17-25 лет приведены в табл. 5 и 6 (n = 178) прилож. 3, а для девушек 17-25 лет в табл. 7 и 8 (n = 103) .
Ориентировочные нормы для юношей 14-16 лет приведены в табл. 9 и 10 (п = 202) прилож. 3, а для девушек 14-16 лет в табл. 11 и 12 (n = 60).
Условия проведения методики и порядок обработки полученных данных
Условия проведения
Морфологический тест жизненных ценностей состоит из 112 утверждений (прилож. 1), каждое из которых испытуемому необходимо оценивать по 5-балльной системе. Перед началом тестирования испытуемому дается следующая инструкция:
"Вам предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое утверждение по 5-балльной шкале следующим образом:
- если для Вас смысл утверждения не имеет никакого значения, то в соответствующей клетке бланка поставьте цифру 1;
- если для Вас имеет небольшое значение, то поставьте цифру 2;
- если для Вас имеет определенное значение - поставьте цифру 3;
- если для Вас это ВАЖНО - поставьте цифру 4;
- если для Вас это ОЧЕНЬ ВАЖНО - поставьте цифру 5.
Просим Вас помнить, что здесь не может быть правильных и неправильных ответов и что самым правильным будет правдивый ответ. Старайтесь не использовать для оценки утверждения цифру "3"..
Опрос необходимо проводить при соблюдении благоприятного эмоционального климата. Экспериментатор должен быть доброжелательным, должен уметь ответить на возникающие вопросы, но не провоцировать определенный ответ испытуемого на утверждение. При групповом проведении опроса каждый испытуемый должен иметь свой текст опросника. Допускается зачитывание утверждений экспериментатором вслух для всей группы. Каждый должен ответить индивидуально.
Порядок обработки полученных результатов
Прежде чем приступить к обработке полученных данных, необходимо убедиться в том, что бланк ответов заполнен целиком.
Далее суммируем баллы ответов в соответствии с ключом (табл. 8). Таким образом получаем первичные тестовые результаты. В шкале достоверности при подсчете необходимо учитывать знак. Все ответы со знаком минус инвертируются. Так, если испытуемый ставит 5 баллов в ответе на утверждение, относящееся к шкале достоверности, то ему соответствует 1 балл. Если же за утверждение с отрицательным значением испытуемый ставит 1 балл, то ему будет соответствовать 5 баллов.
После подсчетов все результаты заносятся в таблицу (табл. 9). Предложенные ценности относятся к разнонаправленным группам: духовно-нравственные ценности и эгоистически-престижные (прагматические). Это концептуально важно для определения направленности деятельности личности или группы. К первым относятся: саморазвитие, духовная удовлетворенность, креативность и активные социальные контакты, отражающие нравственно-деловую направленность. Соответственно, ко второй подгруппе ценностей относятся: престиж, достижения, материальное положение, сохранение индивидуальности. Они в свою очередь отражают эгоистически-престижную направленность личности.
При всех низких значениях - направленность личности неопределенная, без выраженного предпочитаемого целеполагания. При всех высоких баллах - направленность личности противоречивая, внутриконфликтная. При высоких баллах ценностей 1-й группы направленность личности является гуманистической, 2 -и группы - прагматической.
Для графического представления полученных результатов и анализа соотношения ценностей внутри структуры жизненных ценностей личности разработан бланк-график (табл. 9), позволяющий установить соотношение между социально одобряемыми и социально неодобряемыми ценностями, мотивами. Интерпретация шкал по жизненным ценностям и жизненным сферам приведена в прилож. 2.
Таблица 8
КЛЮЧ К МОРФОЛОГИЧЕСКОМУТЕСТУ ЖИЗНЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ (ФОРМАА)
жц
ЖИЗНЕНН
ЫЕ СФЕРЕ
э!
Шкала достоверности
ПРОФЕС.
ОБРАЗОВ.
СЕМЬЯ
ОБЩЕСТ.
УВЛЕЧ.
ФИЗИЧ.
Развитие себя
1
57 15
71 27
83 37
93 45
101 51
107
+7
-14
+20
+31
-40
+47
+52
-55
-63
+70
+76
+87
+96
-103
-108
-111 Духовное удовлетворение 8
64 2
58 16
72 28
84 38
94 46
102 Креативность
21
77 9
65 3
59 17
73 29
85 39
95 Социальные контакты 32
88 22
78 10
66 4
60 18
74 30
86 Собственный престиж 41
97 33
89 23
79 11
67 5
61 19
75 Достижения
48
104 42
98 34
90 24
80 12
68 6
62 Материальное положение 53
109 49
105 43
99 35
91 25
81 13
69 Сохранение индивидуальности 56
112 54
110 50
106 44
100 36
92 26
82
Литература
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 1991. - 299 с.
2. Афанасьева Н.В. Руководство к тесту мотивации достижении детей 9-11 лет МД-решетка Шмальта. - М.: Когито-Центр, 1998. - 36 с. (Серия "Библиотека практического психолога". Вып. 5).
3. БурлачукЛ.Ф., Морозов СМ. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб.: Питер Ком, 1999. - 528 с.
4. Будинайте Г.Л., Корнилова Т.В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта // Вопросы психологии. - 1993. - № 3. - С. 99-105.
5. Деятельность: теории, методология, проблемы. - М.: Политиздат, 1990. -366с.
6. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2000. - 512 с.
7. Лапин Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социс. - 1999. -№ 5. - С. 114-118.
8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - Т. 2 . - М.: Педагогика, 1989. - 328 с.
9. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева и В.В. Столина. - М.:
МГУ, 1987. - 304 с.
10. Сенин И.Г. Опросник терминальных ценностей. Руководство. - Ярославль:
Содействие, 1991. - 19 с.
11.Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. - Т. 1. ~ М.: Педагогика, 1986. -406с.
Приложение 1
ОПРОСНИК МТЖЦ
Просим оценить Ваши желания и стремления, побуждающие Вас к определенным
действиям, по 5-балльной шкале, проговаривая фразу:
"Для меня сейчас (ваша оценка) ... "
- если утверждение НЕ ИМЕЕТ НИКАКОГО ЗНАЧЕНИЯ, поставьте в бланке цифру "1"
- если утверждение ИМЕЕТ НЕБОЛЬШОЕ ЗНАЧЕНИЕ, поставьте цифру "2"
- если утверждение ИМЕЕТ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ЗНАЧЕНИЕ, поставьте цифру "3";
- если утверждение ВАЖНО, поставьте цифру "4";
- если утверждение ОЧЕНЬ ВАЖНО, поставьте цифру "5".
1. Постоянно повышать свою профессиональную квалификацию
2. Учиться, чтобы узнавать что-то новое в изучаемой области знании
3. Чтобы облик моего жилища постоянно изменялся
4. Общаться с разными людьми, участвовать в общественной деятельности
5. Чтобы люди, с которыми я провожу свободное время, увлекались тем же чем и я
6. Чтобы участие в спортивных состязаниях помогало мне в установлении личных рекордов
7. Испытывать антипатии к другим
8. Иметь интересную работу, полностью поглощающую меня
9. Создавать что-то новое в изучаемой мною области знании
10. Быть лидером в моей семье
11. Не отставать от времени, интересоваться общественно-политической жизнью
12. В своем увлечении быстро достигать намеченных целей
13. Чтобы физическая подготовленность позволяла надежно выполнять работу, дающую хороший заработок
14. Позлословить, когда у людей неприятности
15. Учиться чтобы "не зарывать свой талант в землю
16. Вместе с семьей посещать концерты, театры, выставки
17. Применять свои собственные методы в общественной деятельности
18. Состоять членом какого-либо клуба по интересам
19. Чтобы окружающие замечали мою спортивную подтянутость
20. Не испытывать чувства досады, когда высказывают мнение, противоположное моему
21. Изобретать, совершенствовать, придумывать новое в своей профессии
22. Чтобы уровень моей образованности позволял чувствовать себя уверенно в общении с самыми разными людьми
23. Вести такой образ семейной жизни, который ценится обществом
24. Добиваться конкретных целей, занимаясь общественной деятельностью
25. Чтобы мое увлечение помогало укрепить мое материальное положение
26. Чтобы физическая подготовленность делала меня независимым в любых ситуациях
27. Чтобы семейная жизнь исправила некоторые недостатки моей натуры
28. Находить внутреннее удовлетворение в активной общественной жизни
29. В свободное время создавать нечто новое, ранее не существовавшее
30. Чтобы моя физическая форма позволяла мне уверенно общаться в любой компании
31. Не испытывать колебаний, когда кому-то нужно помочь в беде
32. Иметь приятельские отношения с коллегами по работе
33. Учиться, чтобы не отстать от людей моего круга
34. Чтобы мои дети опережали в своем развитии сверстников
35. Получать материальное вознаграждение за общественную деятельность
36. Чтобы мое увлечение подчеркивало мою индивидуальность
37. Развивать свои организаторские способности, занимаясь общественной деятельностью
38. Полностью сосредоточиться на своем увлечении, проводя свободное время за хобби
39. Придумывать новые упражнения для физической разминки
40. Перед длительной поездкой всегда продумывать, что взять с собой
41. Какое впечатление моя работа оказывает на других людей
42. Получить высшее образование или поступить в аспирантуру, получить ученую степень
43. Чтобы моя семья обладала очень высоким уровнем материального благосостояния
44. Твердо отстаивать определенную точку зрения в общественно-политических вопросах
45. Знать свои способности в сфере хобби
46. Получать удовольствие даже от тяжелой физической нагрузки
47. Внимательно слушать собеседника, кто бы он ни был
48. В работе быстро достигать намеченных целей
49. Чтобы уровень образования помог бы мне укрепить мое материальное положение
50. Сохранять полную свободу и независимость от членов моей семьи
51. Чтобы активная физическая деятельность позволяла изменять мой характер
52. Не думать, когда у людей неприятности, что они получили по заслугам
53. Чтобы на работе была возможность получения дополнительных материальных благ (премии, путевки, выгодные командировки и тп)
54. Учиться, чтобы "не затеряться в толпе"
55. Бросать что-то делать, когда не уверен в своих силах
56. Чтобы моя профессия подчеркивала индивидуальность
57. Заниматься изучением новых веяний в моей профессиональной деятельности
58. Учиться, получая при этом удовольствие
59. Постоянно интересоваться новыми методами обучения и воспитания детей в семье
60. Участвуя в общественной жизни, взаимодействовать с опытными людьми
61. Завоевать уважение у людей благодаря своему увлечению
62. Всегда достигать намеченных спортивных разрядов и званий
63. Не бросать что-то делать, если нет уверенности в своих силах
64. Получать удовольствие не от результатов работы, а от самого процесса
65. Повышать уровень своего образования, чтобы внести вклад в изучаемую дисциплину
66. Чтобы для меня не имело значения, что лидер в семье - кто-то другой
67. Чтобы мои общественно-политические взгляды совпадали с мнением авторитетных для меня людей
68. Занимаясь на досуге любимым делом, детально продумывать свои действия
69. Участвуя в различных соревнованиях, завоевать какой-либо приз, вознаграждение
70. Не говорить с умыслом неприятных вещей
71. Знать, какого уровня образования можно достичь с моими способностями, чтобы их совершенствовать
72. В супружестве быть всегда абсолютно надежным
73. Чтобы жизнь моего окружения постоянно изменялась
74. Увлекаться чем-то в свободное время, общаясь с людьми, увлекающимися тем же
75. Участвовать в спортивных соревнованиях, чтобы продемонстрировать свое превосходство
76. Не испытывать внутреннего протеста, когда меня просят оказать услугу
77. Чтобы приемы моей работы изменялись
78. Повышать уровень своего образования, чтобы быть вхожим в круг умных и интересных людей
79. Иметь супруга (супругу) из семьи высокого социального положения
80. Достигать поставленной цели в своей общественной деятельности
81. В своем увлечении создавать необходимые в жизни вещи (одежду, мебель, технику и т п)
82. Чтобы физическая подготовка, давая свободу в движениях, создавала и ощущение личной свободы
83. Научиться понимать характер моей супруги (супруга), чтобы избежать семейных конфликтов
84. Быть полезным для общества
85. Вносить различные усовершенствования в сферу моего хобби
<< Пред. стр. 1 (из 3) След. >>