<< Пред. стр. 13 (из 20) След. >>
Теоретики развития описали эту мотивацию как стадию конкретных операций (Piaget, 1972), инструментальную (Kohlberg,1976), имперскую (Kegan, 1982) и оппортунистическую (Loevinger, 1976).
Аналогичный мотив или "потребность" описывались как потребность силы (McClelland, 1961; Murray, 1964), потребность безопасности (Maslow, 1954) или как поздние стадии потребности существования (Alderfer, 1969).
Другими в аналогичных терминах описывалась внешняя мотивация (Bandura, 1986; Deci, 1975; Staw, 1976) и материальное побуждение (Barnard, 1938).
Мотивация, проистекающая из внешней концепции Я
Мотивация этого рода проистекает из внешних источников: индивидуум ориентирован прежде всего на других, ища у них подтверждения своих черт, компетентности и ценностей. Идеальное Я усваивается из ролевых ожиданий референтных групп. Индивидуум ведет себя так, чтобы удовлетворить членов референтной группы, сначала для того, чтобы быть принятым ими, а после достижения этого - для того, чтобы получить статус.
Этот источник мотивации аналогичен социально-моральной вовлеченности (Etzioni, 1961), внешней межличностной мотивации (Deci, 1975; Staw, 1976) и социальному побуждению, следованию групповым аттитюдам (Barnard, 1938).
Этот источник также родственен теории социальной идентичности (Ashford and Mael, 1989).
Теоретики развития обсуждали аналогичную мотивацион-ную стадию как межличностную (Kegan, 1982; Kohlberg, 1976), ранних формальных операций (Piaget, 1972) и конформистскую (Loevinger, 1976).
Другими обозначениями являются потребность в аффилиа-ции (McClelland, 1961; Murray, 1964), потребность в любви, привязанности и принадлежности (Maslow, 1954), потребность отношений (Alderfer, 1969).
Катц и Кан (1978) описали работников, ищущих членства и старшинства в организациях, одобрения со стороны лидеров и одобрения групп в терминах, аналогичных мотивации, проистекающей из внешней концепции Я.
Мотивация, проистекающая из внутренней концепции Я
Такая мотивация имеет внутренние основания. Индивидуум внутренне ориентирован. Он сам устанавливает внутренние стандарты черт, компетентности и ценностей, которые становятся основанием для идеала Я. Впоследствии личность мотивируется к такому поведению, которое подкрепляет эти стандарты и позволяет достичь более высоких уровней компетентности.
Этот источник аналогичен высокой потребности достижения (McClelland, 1961), внутренней мотивации преодоления вызова (Deci, 1975), идеалу интернализованной мотивации, формируемой в результате исполнения роли (Katz and Kahn, 1978).
Теоретики развития описали аналогичную стадию как стадию полных формальных операций (Piaget, 1972), социальных систем (Kohlberg, 1982), институциональную (Kegan, 1982) и дол-женствовательную (Loevinger, 1976).
Аналогичные мотивы были описаны как потребность достижения (McClelland, 1961; Murray, 1964), потребность уважения (Maslow, 1954), мотивирующие факторы (Herzberg, 1968) и потребности роста, связанные с развитием индивидуального потенциала (Alderfer, 1969).
Бандура (1986) описывает самооценочные механизмы, саморегуляцию и личностные стандарты в терминах, аналогичных мотивации, проистекающей из внутренней концепции Я.
Катц и Кан (1978) описывают аналогичный мотив как интернализованную мотивацию, или мотивацию самовыражения в исполняемой роли. Этот мотив описывался также как внутренняя мотивация преодоления вызова (Deci, 1975) и внутренняя мотивация личных достижений (Staw, 1976).
Мотивация интернализации цели
Поведение мотивируется интернализацией цели. Индивидуумы усваивают аттитюды и виды поведения, конгруэнтные их личной системе ценностей. Каждый работающий верит в цель и поэтому мотивирован целью своего коллектива. Этот источник аналогичен системе ценностей (Kelman, 1958), интерна-лизованным ценностям (Katz and Kahn, 1978), интернальной
ценности результата (Deci, 1975) и чистой моральной вовлеченности (Etzioni, 1961).
Специалисты теории развития описывают аналогичную мо-тивационную стадию как постформальную операциональную (Piaget, 1972), ориентированную на принцип (Kohlberg, 1976), межиндивидуальную (Kegan, 1982), и автономную стадию (Loevinger, 1976).
Исследователи потребностей описывают аналогичный мотив как самоактуализацию (Maslow, 1954).
Предложенная классификация дает нам систему координат, столь необходимую для понимания индивидуального поведения и принятия решений (Barbuto, 1996).
Целью авторов настоящего исследования было создание и валидизация опросника для измерения пяти источников мотивации. Использовалась процедура, предложенная Hinkin & Schriesheim (1989), Devellis (1991) и Spector (1992). На первой стадии это предполагало создание и внедрение новых, концептуально непротиворечивых, теоретических определений каждого из конструктов (Hinkin and Schriesheim, 1989).
В опоре на приведенные выше описания были даны операциональные определения каждого из пяти источников мотивации:
Внутренние процессы
Инструментальная мотивация Внешняя концепция Я
Внутренняя концепция Я Интернализация цели
Желание получить удовольствие и наслаждение от процесса деятельности
Желание осязаемых внешних вознаграждений, таких как плата, премии и т. п.
Желание принятия и подтверждения своих черт, компетентности и ценностей со стороны других индивидуумов или референтной группы
Желание отвечать собственным стандартам черт, компетентности и ценностей
Желание достигать целей, соответствующих интернализованным ценностям
Таблица П-1
Интегрирующая типология источников мотивации
Ученый
Внутренние процессы
И нструментальная мотивация
Внешняя концепция Я
Внутренняя концепция Я
Интернализация цел и
Алдерфер (1969) Маслоу(1954) Херцберг(1968) Бандура(1986)
КатциКан(1978) Этзиони (1975) Деси (1975) Пиаже (1972)
Кольберг(1976) Кеган(1982)
Лоевингер (1976)
Мак-Клелланд (1961) Мюррей (1964)
Барнард(1938)
Существование физиологические
Сенсорные внутренние физиологические
Удовольствие от задачи Пре-операциональ-ная фаза Гетерономная Импульсивная
Импульсивная
Внутреннее удовольствие
Безопасность Удовлетворители Внешняя
Легальное послушание Расчетливая/ отчужденная Идущая извне
Конкретная
И нструментал ьная Имперская
Оппортунистическая
Сила Сила!
Материальные побудители
Отношения Любовь Уловлетворители
Одобрение других
Социально-моральная Межличностная
Формальная
Межличностная Межличностная
Конформистская
Привязанность Привязанность
Социальные побудители
Рост Уважение Мотиваторы Саморегуляция Личностные стандарты Исполнение роли
Преодолевающая вызов Полная формальная Социальных систем Институциональная Долженствова-тельная Достижение Достижение
Самоактуализация
И нтернализо ванные ценности Чисто моральная
Ценность результата Пост-формальная
Принципиальная Внутри-индивидуальная Автономная
' Потребности внутреннего удовольствия и силы /power/ в первоначальную классификацию Мюррея не включались (см.выше).
Опросник мотивационных источников Motivation Sources Inventory (MSI)
/. Внутренние процессы
Пункт
Номер пункта в первоначальном варианте опросника
06 11 16 21
31 51
Я люблю делать только то, что доставляет мне удовольствие
Если мне не нравится то, что надо делать на работе, я бросаю эту работу
Я часто откладываю работу, если можно заняться чем-то более интересным
Когда я выбираю работу, то останавливаюсь на той, которая кажется мне наиболее интересной
Я провожу свое время с теми людьми, с которыми мне интереснее всего
Если выбирать между двумя работами, то критерием для меня будет: "А какая из них интереснее?"
Номер пункта Пункт в опроснике
07
12
17
22
32
52
Объем моих усилий в процессе работы определяется требованиями этой работы
Каждый час работы должен быть оплачен
Я работал бы более интенсивно, если бы был уверен, что получу более высокую плату за мои усилия
Когда я выбираю работу, то останавливаю свой выбор на той, где больше платят
Мой любимый день на работе - день зарплаты
Нужно всегда держать глаза и уши открытыми для улавливания информации о лучших местах работы
3. Внешняя концепция Я
Номер пункта в опроснике
Пункт
03 08
18 23 58 53
Для меня важно, чтобы другие одобряли мое поведение
Я часто принимаю решение на основании того, что подумают другие
Я упорно работаю над задачей, если ее выполнение связано с общественным признанием
Если я выбираю работу, то ищу такую, в которой успех принесет мне признание
Те люди, у кого больше друзей, жили более полной жизнью
Я прилагаю максимальные усилия, если мне известно, что это будет замечено наиболее влиятельными людьми в организации
4. Внутренняя концепция Я
Номер пункта в опроснике
Пункт
04 49
34
29 39
54
Мои решения обычно отражают те высокие стандарты, которые я сам для себя установил
Для меня важно работать в такой организации (компании), которая позволяла бы мне использовать мои способности и опыт
Я стараюсь добиваться того, чтобы мои решения соответствовали моим личным стандартам поведения
Я считаю себя человеком, который сам себя мотивирует
Мне нравится делать вещи, которые дают ощущение личного достижения
Мне нужно знать, что своими умениями и ценностями я вношу вклад в успех организации
5. Интернализация цели
Номер пункта в опроснике
Пункт
05 10
35 25 50
55
Я бы не стал работать в компании, если бы не был согласен с ее целями
Я должен поверить в идею, прежде чем работать над ее воплощением
Пока я не поверю в идею, я не могу работать по-настоящему упорно
Когда я выбираю компанию, то ищу ту, которая поддерживала бы мои убеждения и ценности
Для того, чтобы я мог упорно работать, цели компании должны совпадать с моими ценностями
Если я разделяю цели компании, то не имеет значения, я ли добился успеха
К разделу 3.9: Строение головного мозга
К. Вилли, В. Детье. Биология
М.: Мир, 1974, С. 628-630.
Гипоталамус рассматривают как центр, контролирующий >начительную часть мотивированного поведения... Если прямо в ;пецифических участках гипоталамуса с помощью тонкой иглы шрыснуть ничтожное количество гипертонического раствора юли, коза начнет пить и выпьет огромное количество воды, хотя >на перед тем утолила жажду и организм ее не нуждается в воде. Даже если испортить вкус воды, добавив к ней соли или хинина, соза будет с жадностью поглощать ее...
Помимо прочих данных, о важной роли гипоталамуса в мо-
•ивации поведения свидетельствуют эксперименты с самораз-1ражением, проведенные на крысах. Если крысе вживить элек-
•род в определенный участок гипоталамуса (или некоторых дру
гих структур мозга, например, septum' или tegmentum2) и включить этот электрод в сеть таким образом, чтобы животное могло, нажимая на рычаг, производить электрическое раздражение собственного мозга, то оно будет делать это непрерывно. Для того чтобы подойти к рычагу, крыса будет даже пробегать по сетке, находящейся подтоком. Это необычайно яркий пример мотивированного поведения.
Гипоталамус не единственная часть головного мозга, влияющая на мотивированное поведение. В связи с самораздражением мы уже упоминали о septum и tegmentum. Имеет также значение и кора больших полушарий, особенно в отношении эмоционального поведения. Новая кора (неокортекс), вероятно, играет важную роль в пробуждении агрессивности, так как кошки после ее разрушения ведут себя чрезвычайно миролюбиво; напротив, после разрушения старой коры (палеокортекса) они становятся невероятно свирепыми.
' Sepium - перегородка.
2 Tegmentum - верхний дорзальный отдел ножки мозга, содержащий идущие к мозговой коре волокна.
Приложение 1
ГЛОССАРИЙ.
Термин
Вид
термина'
Определение
Активация
психол.
1) Вся совокупность факторов, влияющих на уровень возбуждения и тонус нервной системы; 2) Объем возбуждения, энергии, мобилизации
Апатия
психол.
Отсутствие чувств и эмоций в ситуациях, которые обычно их вызывают. Безразличие к окружающему
Автономизация мотива
психол.
Превращение действия, первоначально служившего лишь механизмом достижения цели, в самостоятельный мотив; переключение мотива с цели на средства
Внутренняя мотивация
психол.
Стремление совершать деятельность ради нее самой
Гипоталамус
анат.
Структура ствола мозга, контролирующая значительную часть мотивированного поведения
Квазипотребность
психол.
Динамическое состояние, которое возникает у человека при осуществлении какого-нибудь намерения
Комменсализм
биол.
Использование одним партнером для питания только отбросов, избытков, остатков пищи другого партнера
Конкуренция (межвидовая борьба)
биол.
Отрицательное воздействие организмов друг на друга в борьбе за пишу, место обитания и другие необходимые для жизни элементы
Манипуляция
психол.
Скрытое побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. При этом для манипулятора важно, чтобы адресат считал эти мысли, чувства, решения и действия своими собственными, а не "наведенными" извне, и признавал себя ответственным за них
Мониторинг
психол.
Сплошное, разностороннее и непрерывное наблюдение
__________________
' Термин, который создан специально для данного тренинга, будем называть условным (усл.), термины, используемые в науке помимо данного тренинга, - по названию науки (психол. - психологический, биол. - биологический и т. п.)
_________________
Продолжение табл.
Термин
Вид
термина
Определение
Мотив
психол.
Побуждение поведения, деятельности
Мотивация
психол.
1) Весь комплекс факторов, направляющих и побуждающих поведение человека; 2) Система мотивов определенного человека; 3) Система действий по активизации мотивов другого человека (мотивационный менеджмент)
Мотивировать
психол.
Активизировать мотивы субъекта
Мотив-ботаника
усл.
Импульсы движения и роста растений
Мотив-зоология
усл.
Мотивы, которые роднят людей с животными, но людьми часто подавляются или игнорируются
Нейтрализм
биол.
Отсутствие взаимодействия между организмами
Паразитизм
биол.
Использование одним организмом другого в качестве источника пищи и места обитания с возложением на него обязанностей регуляции взаимоотношений с внешней средой
Парателическое состояние
психол.
Ориентация на процесс текущей деятельности и связанные с этим ощущения (или потребность в такой ориентации)
Патернализм
психол.
Практика управления или контролирования людей путем обеспечения их потребностей, но без предоставления им ответственности за что-либо
Принуждение
психол.
Угроза применения инициатором воздействия своих контролирующих возможностей для того, чтобы добиться от адресата требуемого поведения. Контролирующие возможности - это полномочия в лишении адресата каких-либо благ или изменении условий его жизни и работы. В наиболее грубых формах принуждения могут использоваться угрозы физической расправы. Субъективно принуждение переживается как давление: инициатором - как собственное давление, адресатом - как давление на него со стороны инициатора или "обстоятельств"
Продолговатый мозг
физиол.
Самый задний отдел головного мозга, лежащий непосредственно перед спинным мозгом. В нем находятся рефлекторные центры, регулирующие ряд важнейших физиологических процессов: дыхание, частоту сокращений сердца, расширение и сужение кровеносных сосудов, а также глотание и рвоту.
Саботаж'
психол.
Сдерживание, торможение, затруднение действий оппонента
Самоактуализация
психол.
Потребность человека развить и реализовать свой потенциал
Самоисполняющиеся предсказания
психол.
Предубеждение по отношению к человеку, выражаемое в не осознаваемых нами поведенческих сигналах, провоцирующих его вести себя в соответствии с нашим предубеждением
____________________
' От франц. сабо - деревянные башмаки, которыми работники били и разрушали оборудование во время забастовок.
____________________
Продолжение табл.
Термин
Вид термина
Определение
Симбиоз
биол.
Взаимно полезное сожительство организмов
Синойкия
биол.
Квартирантство одного из организмов на или в теле другого, при том, что пользу от этого могут извлекать оба организма или только один из них
Стимул
психол.
Первоначально - палочка для того, чтобы подгонять домашнее животное. То, что побуждает.
Стимулировать
психол.
Пробуждать, усиливать или ускорять мысли, чувства и действия
Таксис
биол.
Вызванные внешними раздражениями упорядоченные свободные перемещения у бактерий, сине-зеленых водорослей, слизистых грибов и других растений. У человека (условно, в концепции мотивационного тренинга) - автоматическое движение к чему-либо или от чего-либо вследствие притягательности или отвра-тительности внешнего стимула; этот автоматизм непреодолим или весьма трудно преодолим, даже если он осознается
Таламус
анат.
Структура ствола мозга, действующая как ретранслятор электрических импульсов, входящих в кору головного мозга и выходящих из нее
Телическое состояние
психол.
Ориентация на важную, существенную цельдеятельности (или потребность быть ориентированным на такую цель)
Территоризм
биол.
У животных - борьба за занятое жизненное пространство определенной площади и конфигурации. У человека может обретать форму борьбы не только за пространство, но и за то, что символически сохраняет или увеличивает пространство, "обогащает" его: деньги, вещи, количество подчиненных, объем властных полномочий и т. п.
Харизма
психол.
Способность притягивать к себе людей, увлекая их своей личностью и своими целями
Харизматическая личность
психол.
Человек, чьи цели хочется признать своими
Эффект Зейгарник
психол.
Возникновение напряжения при невозможности завершить задачу и лучшее запоминание материала этой задачи по сравнению с завершенными задачами
Эффект Лисснер
психол.
Падение интереса к незавершенной задаче после работы над более трудной и интересной новой задачей
Эффект ореола