<< Пред. стр. 4 (из 7) След. >>
- Предмет-курьер может быть усилен проведением через другие предметы. - Выбор предмета-курьера (носителя) может оказаться неудачным; например, биология не может быть подходящим носителем, если в ее рамках нельзя будет рассматривать социальные и личностные вопросы.- Учителя могут иметь, а могут и не иметь достаточных знаний или чувствовать себя достаточно компетентными в отношении содержания, касающегося охраны здоровья.
- Темы, касающиеся здоровья, могут получить меньше времени, чем это необходимо, если тема предмета-курьера будет затмевать их.
3. Включение вопросов здоровья в разные учебные предметы: учителя в классе интегрируют аспекты санитарного просвещения на основе навыков со многими существующими предметами. Этот подход не рекомендуется, так как сам по себе не дает хороших результатов.
ЗА ПРОТИВ - Можно использовать с охватом всей школы.
- В усилии внедрить санитарное просвещение на основе навыков участвуют многие учителя, даже те, кто обычно не участвует.
- Есть потенциал для усиления. - Эти вопросы могут затеряться среди элементов других предметов более высокого статуса.
- Слишком мало времени уделяется содержанию здоровья и развитию навыков.
- Учителя могут включать в содержание и методы его изложения содержательную информационную предвзятость, как это происходит со многими предметами.
- Учителя обычно не имеют соответствующей подготовки.
- Задача оценки всех преподавателей и включение вопросов здоровья во все тексты занимает много времени и требует больших затрат.
- Некоторые учителя не видят важности этого вопроса для своего предмета.
- Потенциал для усиления редко реализуется из-за наличия других барьеров.
6. Сочетание подходов. Еще один вариант - комбинированное непродолжительное использование предмета-носителя с вариантом отдельного предмета в конечном итоге.
Этот вариант рассчитан на продолжительный период.
ЗА ПРОТИВ - Подготовленные учителя могут решать вопросы обучения и перемен всесторонним образом через предмет-носитель, их также можно усиливать и в других предметных областях.
- Можно получить более интенсивный подход и результаты.
- Дает учащимся, нуждающимся в знаниях и навыках, возможность приобрести их в то время, пока разрабатывается отдельный предмет. - Приходится достигать слишком многого сразу; данный подход необходимо тщательно планировать.
- Может потребовать дополнительного времени.
Какой бы вариант не был выбран, важно понимать, что усилия повлиять на поведение и условия, связанные с вопросами здоровья, образования и развития в школе, - это долгосрочное и важное обязательство. Санитарное просвещение на основе навыков более эффективно влияет на поведение там, где есть стратегия усиления. Необходимо приложить все усилия для того, чтобы объединить санитарное просвещение на основе навыков, с дополнительными стратегиями, например, с разработкой политики в этой области, услугами по охране здоровья и благоприятной психосоциальной средой. Учитывая факторы, требующие внимания молодых людей, не следует думать, что только одна положительная стратегия может превалировать над другими, направленными на оказание влияния. Очень важно оказание помощи в моделировании учителями сберегающего здоровье поведения и в создании такой среды, которая поддерживала бы это поведение. Санитарное просвещение на основе навыков необходимо рассматривать как один из четырех основных компонентов ФРЕШ эффективной школьной программы, а такие программы сами по себе являются наиболее эффективными, если они дополняются общественными, национальными и международными стратегиями для поддержки их целей в области охраны здоровья, образования и развития.
АРГУМЕНТЫ ПРОТИВ ВЛИВАНИЯ/ДОПОЛНЕНИЯ
* Опыт с "подмешиванием" санитарного просвещения на основе навыков в Соединенных Штатах показал, что когда учителя проводят общие программы обучения жизненным навыкам, они зачастую не охватывают глубоко специфические вопросы здоровья, с которыми сталкиваются подростки. Оценка программ в Соединенных Штатах, которые делают акцент на общих навыках принятия решений, общих навыках коммуникации и самоутверждения, показала, что они не оказали влияния на здоровье подростков, в особенности на сексуальное поведение (Канн и др., 1995).
* Исследование Центра по борьбе и контролю за заболеваниями (СиДиСи) в Соединенных Штатах (Канн и др., 1995) показало, что, в отличие от "учителей, проводящих санитарное просвещение", "учителя, подмешивающие только отдельные вопросы здоровья" в рамках обучения профилактике ВИЧ/СПИДа, как правило, менее подготовлены или подготовлены по меньшему числу важных тем; они в меньшей степени охватывают необходимые темы, особенно чувствительные и важные темы профилактики; они, скорее, рассматривали научные и биологические аспекты ВИЧ/СПИДа, нежели вопросы профилактики; и были менее склонны включать компоненты семьи и сообщества в свои программы. Они тратили меньше времени на предмет и в меньшей степени использовали рекомендуемые ресурсы (включая формальный учебный план), меньше использовали интерактивные методологии и охватывали меньше навыков, предлагали меньше практического закрепления навыков, нежели "учителя, специализирующиеся на вопросах здоровья".
* Более специфичный для развивающихся стран обзор ВИЧ/СПИД профилактических программ, проведенный при поддержке ЮНИСЕФ в Восточной и Юго-Восточной Африке (Гачухи, 1999), показал, что подход на основе "подмешивания", как правило, не давал желаемого результата, потому что учителя обычно не были достаточно хорошо подготовлены и не выполняли программу соответствующим образом. В особенности учителя упускали "деликатные" вопросы и реальные ситуации, персонифицировавшие риск, с которым молодежь сталкивалась. Отсутствие специального места в расписании для вопросов здоровья также служило барьером для эффективного проведения санитарного просвещения.
* Уганда и Мозамбик в настоящее время отказываются от подхода по принципу "вливания" в пользу более специфических подходов, например, предмета-носителя, придя к выводу, что подход по принципу "вливания" не оказал влияния на сексуальное поведение и навыки подростков по многим из тех причин, которые были обозначены выше (ЮНИСЕФ, 2000, личное общение).
* Обзор, проведенный в Зимбабве, ставит под вопрос интеграционный подход. Подготовка учителей оказалась недостаточной, в результате пострадало качество осуществления (Ндлову и Кайм, 1999; Кайм и другие, 1997).
НЕФОРМАЛЬНЫЕ МОДЕЛИ
Во многих странах время формального учебного плана перегружено, поэтому были разработаны альтернативные подходы, которые не полагаются на его время, например, неформальные или внешкольные программы. На основе этих программ можно охватить и школьников, и другое население. Мероприятия по данным программам можно проводить в школе, и поблизости от школ, или вообще отдельно от школ. Проведение этих программ не возлагается исключительно на учителей, их могут проводить члены неправительственных организаций, сверстники-педагоги, общественные группы, молодежные (например, герлгайды и бойскауты) и религиозные организации. Министерство образования зачастую несет ответственность за формальные и неформальные механизмы охвата детей и молодых людей с тем, чтобы эти механизмы можно было координировать для достижения максимального качества и охвата. Конкретная ситуация, приведенная ниже, являет собой пример успешной программы обучения жизненным навыкам в качестве части неформального школьного предмета.
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА
ШЕЙП - неформальный школьный предмет в Мьянмаре, который преподается во 2 и 9 классах, использует методы преподавания и обучения, ориентированные на учащихся с их широким участием. Эти методы стимулируют учащихся на практическое применение того, что они узнали в классе, дома и в сообществе. ШЕЙП призван вооружить молодых людей знаниями, отношением и навыками, которые необходимы им для продвижения здорового образа жизни на основе активного участия и вовлечения учителей, учащихся, директоров школ, руководителей образования, родителей и других членов сообщества. Содержание программы сфокусировано на целом ряде социальных и здоровьесберегающих вопросов, важных для детей и молодых людей, включая личное здоровье и гигиену, рост и развитие, питание, алкоголь и наркотики, а также ВИЧ/СПИД. По меньшей мере, половина содержания предмета посвящена деятельности, призванной развивать жизненные навыки, например, коммуникации/общения, сотрудничества, преодоления эмоциональных и стрессовых состояний, решения проблем и консультирования, с последующим их применением конкретным образом в отношении вопросов охраны здоровья и социальных вопросов. Другими важными стратегиями ШЕЙП являются образование по принципу "равный равному", передача информации от детей к родителям и сотрудничество школ и сообществ.
Данная программа успешно стимулировала детей к тому, чтобы они делились знаниями, полученными в школе, со своими родителями и другими членами семьи, и улучшали условия для здоровья в своих сообществах. Например, в одной маленькой деревне дети рассказали своим семьям, что они узнали о необходимости употребления в пищу йодированной соли. Впечатленные родители собрались вместе и потребовали, чтобы хозяин магазина заменил тип продаваемой им соли. Таким образом, все сообщество получило пользу от наличия и потребления йодированной соли. В другом поселке дети рассказали родителям, что они узнали в школе о важности использования чистой питьевой воды и гигиеничных туалетов. После того, как эта информация распространилась в сообществе, семьи и члены сообщества собрались вместе и построили достаточное количество туалетов, что значительно улучшило качество санитарного состояния в их общине.
(Эта конкретная ситуация основана на информации, предоставленной Тин Мар Унгом, ЮНИСЕФ, Мьянмар).
5.4. БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИМЕЮЩИХСЯ МАТЕРИАЛОВ
Часто бывает более удобным работать с имеющимися ресурсами, вместо того чтобы начинать заново создавать необходимые материалы для привития навыков.
Следующие вопросы можно было бы учесть, отбирая из существующих материалов.
* Имеют ли материалы цели, которые дают четкое представление о том, как необходимо повлиять на здоровье и связанные с ним социальные вопросы определенным образом? Содержат ли задачи четкое описание поведения или условий, на которые можно было бы воздействовать, с целью существенным образом повлиять на цели? Являются ли они существенными для удовлетворения потребностей наших учащихся?
* Кто представляет целевую аудиторию?
* Сколько времени следует уделить этому (число и продолжительность занятий)?
* Подходят ли материалы для существующей ситуации?
* Является ли используемый язык наиболее подходящим для целевой группы/пользователей материалов? Каковы доказательства эффективности? Каково соответствие "испытанной программы" предполагаемой аудитории и культурной среде?
* Насколько существенны знания для тех вопросов здоровья, на которые они направлены? Понятна ли информация? Обеспечивает ли она точные, современные знания по вопросам здоровья?
* Насколько существенны отношения для вопросов здоровья, на которые они направлены? Насколько существенны навыки для вопросов здоровья, на которые предполагается оказать влияние?
* Насколько существенны методы для достижения образовательных задач (например, расширение знаний, воспитание заботливого отношения к здоровью, развитие навыков)?
* Являются ли материалы гендерно чувствительными по своему содержанию, методам и языку?
* Насколько легко будет учителям, родителям и учащимся адаптировать и изучать материалы?
* Включают ли материалы достаточную образовательную практику для достижения задач? Существующие материалы можно получить в местных или региональных агентствах ООН, например, в ЮНИСЕФ или ВОЗ, а также в правительственных и неправительственных агентствах, учебных заведениях, образовательных учреждениях и частном секторе. Многие материалы этих агентств можно найти в Интернете, например, www.who.int, www.unicef.org, www.unesco.org, www.ei-ie.org, www.cdc.gov, www.unfpa.org, и www.edc.org.
5.5. СВЯЗЬ СОДЕРЖАНИЯ С ПОВЕДЕНЧЕСКИМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ
Программы, направленные на оказание помощи молодым людям в развитии навыков вне определенного контекста, менее эффективны в достижении конкретных поведенческих результатов. Важно, чтобы люди, планирующие программы, ставили задачи и выбирали содержание на основе того, что наиболее существенно для оказания влияния на поведение и условия, связанные с приоритетными вопросами здоровья (смотри рисунок II в главе 2).
Что: Ключевым вопросом является, какое поведение или условия необходимо сохранить или изменить для того, чтобы повлиять на вопросы, касающиеся здоровья. Затем, какие знания, отношения и навыки будет наиболее полезным развивать, учитывая то поведение и условия, которые необходимо изменить? Ответы на эти вопросы будут затем использованы для разработки задач программы. Постановка задач для профилактики или уменьшения поведенческого риска и рискованных условий, а также для продвижения защитного поведения и условий очень важна. Такие задачи необходимы для четкого определения содержания программы, включая знания, отношения и навыки, которые важны для достижения поведенческих и условных задач. Необходимо изучить физические, психические, эмоциональные и социальные параметры знаний, отношений и навыков для того, чтобы принять информированное решение, благоприятное для здоровья. Необходимо также учитывать местные факторы и условия, влияющие на способность отдельных людей предпринимать действия. Например, правильное использование презерватива может не быть осуществимой защитной практикой, если презервативы недоступны из-за их отсутствия.
Информация, полученная в результате оценки ситуации, должна вскрыть наиболее существенные вопросы для здоровья и развития молодых людей, которые будут участвовать в программе. Использование этой информации для определения прямых и косвенных факторов, влияющих на заболеваемость (и в меньшей степени смертность), может быть особенно полезным в процессе определения приоритетов. Проблемы детей школьного возраста и молодых людей во всем мире - это проблемы семьи, молодежь и межличностное насилие, конфликты, установление мира, алкоголь и табакокурение, а также потребление других наркотических средств, непреднамеренные травмы, депрессия и психические заболевания, нежелательная беременность, ВИЧ/СПИД и малярия. Степень значимости аспектов этих вопросов меняется в зависимости от возраста молодых людей.
Когда: Потребности и способности развития молодых людей меняются с возрастом, и программы должны учитывать это. Как правило, в таком случае их называют "программами, учитывающими развитие". Например, концепции в школьном учебном плане должны быть распределены последовательно и равномерно, начиная с начального уровня, включая средний уровень, с целью закрепления предыдущего опыта обучения и проведения связи с новыми знаниями; данный процесс иногда называют "спиралевидным учебным планом". Образование в области таких чувствительных вопросов, как ВИЧ/СПИД, сексуальное и репродуктивное здоровье, должно начинаться по мере проявления к ним интереса, но до того, как целевая группа окажется вовлеченной в поведенческий риск. Строительные блоки для решения таких чувствительных вопросов должны быть уже в самом начале образования детей. Такие блоки включают в себя самоуважение, положительные ценности сотрудничества и групповой работы, защиту и укрепление здоровья, а также просоциальное поведение. Однако для того, чтобы помочь молодым людям сформировать положительное поведение и избежать риска, эти темы следует преподносить так, чтобы они были все больше и больше специфичными для реальных жизненных ситуаций.
На рисунке 9 представлены задачи в отношении важных знаний, отношений и навыков, необходимых в связи с ВИЧ/СПИДом и другими вопросами здоровья, на трех этапах развития: раннее детство, предподростковый и подростковый возраст. Данный обзор представляет собой лишь иллюстрацию. Разрабатывая программу, необходимо всегда учитывать местные условия и факторы. Аналогичную информацию в отношении других вопросов здоровья и социальных вопросов можно найти в материалах ВОЗ, приведенных в приложении 1.
Рисунок 9. Примеры задач санитарного просвещения на основе навыков
РАННЕЕ ДЕТСТВО ЗНАНИЯ ОТНОШЕНИЯ НАВЫКИ Участники должны знать:
* Докуривать сигареты после кого-либо может быть опасным
* Преимущества потребления разнообразных по калорийности продуктов питания (или сбалансированной диеты), и где найти такие продукты поблизости
* Насильственному поведению можно научиться, но можно и отучиться
* Как передается ВИЧ и как не передается * Участники должны продемонстрировать уважение к себе и другим
* Понимание гендерных ролей и сексуальных различий
* Веру в положительное будущее
* Сопереживание другим
* Понимание обязанности в отношении себя и других
* Желание исследовать отношения, ценности и убеждения
* Понимание поведения, приемлемого в контексте социальных и культурных норм
* Поддержка равенства, уважение прав человека и честности.
Участники смогут:
* Продемонстрировать практические и позитивные методы преодоления эмоциональных и стрессовых состояний
* Продемонстрировать фундаментальные навыки здорового межличностного общения
ПРЕДПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ ЗНАНИЯ ОТНОШЕНИЯ НАВЫКИ Участники узнают:
* Об изменениях, которые имеют место у человека во время полового созревания, о том, что эти изменения естественные и здоровые явления в жизни людей.
* О том, как предотвратить глистные и другие инфекции, потребляя безопасную питьевую воду и принимая меры предосторожности.
* Влияние табака, алкоголя и других наркотических веществ на организм человека.
* Где найти питательные продукты поблизости
Участники должны продемонстрировать:
* Приверженность определению этических, моральных и поведенческих норм для себя.
* Собственный позитивный имидж на основе определения позитивных личных качеств и позитивного восприятия изменений тела, имеющих место во время полового созревания.
* Восприятие человеческой сексуальности как здоровой и нормальной части его жизни.
* Решительность в отношении отказа от нездоровых привычек.
* Готовность нести ответственность за собственное поведение.
* Понимание собственных ценностей и норм
* Обеспокоенность по поводу социальных вопросов и их значимости для социальных, культурных, семейных и личных идеалов.
* Чувство заботы и социальной поддержки в отношении тех людей в общине или стране, которые нуждаются в помощи.
* Уважение к знаниям, отношениям, убеждениям и ценностям своего общества, культуре, семье и сверстникам. Участники смогут:
* Передавать информацию семье, сверстникам и членам сообщества в отношении ВИЧ профилактики, здорового питания и борьбы с табакокурением.
* Активно обращаться за информацией и услугами по поводу сексуальности, потребления вредных веществ или в связи с другими вопросами.
* Распознавать и справляться с социальным воздействием и влиянием сверстников на систему личных ценностей.
* Использовать навыки критического мышления для анализа комплексных ситуаций и разнообразия альтернатив.
* Использовать навыки решения проблем для определения круга решений и их последствий в отношении вопросов здоровья, которые испытывают молодые люди.
* Обсуждать с уверенностью и положительным самоуважением сексуальное поведение и другие личные вопросы с ответственными взрослыми и сверстниками.
* Использовать навыки ведения переговоров для противостояния давлению со стороны сверстников в отношении потребления алкоголя, табака или наркотиков или в отношении сексуальной активности.
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ ЗНАНИЯ ОТНОШЕНИЯ НАВЫКИ Участники узнают:
* Какое поведение ставит отдельных людей в положение повышенного риска заражения ВИЧ или малярией.
* Какие профилактические меры могут уменьшить риск заражения ВИЧ, ЗППП, глистной или малярийной инфекцией, а также риск нежелательной беременности.
* Как пройти тестирование и консультирование для определения ВИЧ/СПИД статуса, а также получить помощь в отношении нарушений питания и проблем питья.
* Как приготовить сбалансированную еду.
* Какова роль агрессора, жертвы и стороннего наблюдателя. Участники должны продемонстрировать:
* Понимание различий моральных кодексов в обществе.
* Реалистическое восприятие риска
* Положительное отношение к альтернативе половым контактам.
* Ответственность за личное здоровье, здоровье семьи и сообщества.
* Поддержку школьных и общинных ресурсов, которые обеспечивают информацией, и услуги в отношении мер по предупреждению риска.
* Поощрение других к изменению нездоровых привычек. Участники смогут:
* оценивать риск и вести переговоры в отношении менее рискованных альтернатив.
* Правильно потреблять здоровые продукты питания.
* Искать и выявлять источники помощи в отношении проблемы потребления вредных веществ, включая источники чистых игл или замены шприцев.
* пропагандировать школы, свободные от табака и наркотиков, и обеспечивать местную поддержку.
(Предыдущие задачи в области санитарного просвещения на основе навыков адаптированы из материалов ВОЗ - Информационная серия по охране здоровья в школе).
5.6. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ УЧИТЕЛЕЙ И ГРУППЫ ПОДДЕРЖКИ33
Для успешного осуществления таких программ люди, которые участвуют в обучении в области здоровья на основе привития навыков, должны иметь достаточную квалификацию. Вероятность у обученных в этой области учителей осуществить программы так, как это задумано, то есть охватить весь необходимый объем содержания и использовать эффективные, качественные методы преподавания и обучения, больше, нежели у необученных (Канн и другие, 1995). Учителя, осуществляющие санитарное просвещение на основе навыков, должны обладать сочетанием профессиональных и личностных качеств. Некоторые люди начинают работу, обладая такими качествами, другие должны учиться, чтобы приобрести их. При соответствующей подготовке сами учащиеся (сверстники), сотрудники общественных организаций, наставники или консультанты, социальные работники и психологи или медицинские работники, а также учителя могут способствовать эффективному распространению знаний в области здорового образа жизни на основе навыков.
Далее следует обзор отношений и характерных качеств, профессиональных навыков и компетенций, которыми должны обладать учителя, чтобы проводить санитарное просвещение на основе навыков наряду с некоторыми предложениями в отношении плана обучения с учетом этих требований.
5.6.1 ОТНОШЕНИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ КАЧЕСТВА
Следующие признаки отличают наилучших ведущих (тренеров) программ.
* Ролевые модели здорового поведения
* Пользующиеся доверием и уважением
* Опытные и компетентные
* Способные заручиться ресурсами, руководством и институциональной поддержкой.
5.6.2 ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И КОМПЕТЕНЦИИ
Учителя и другие люди, проводящие санитарное просвещение на основе навыков, должны применять интерактивные методы преподавания. По этой причине они должны иметь или развивать следующие характеристики:
* Способность играть различные роли - поддерживать, акцентировать внимание или задавать группе нужное направление (Тоблер, 1992).
* Способность выступать в роли ведущего, но не доминировать над группой (Тоблер, 1992).
* Уважение к подросткам, к его или ее свободе выбора и индивидуальному самоопределению (Тоблер, 1992).
* Теплота, поддержка и энтузиазм (Ладд и Майз, 1983).
* Способность решать деликатные вопросы, например, личная гигиена, сексуальное и репродуктивное здоровье, профилактика ВИЧ/СПИДа, свидания, дружба, злоупотребление вредными вещества (наркотики, психотропные вещества), принятие трудных решений в отношении будущего. Это те темы, которые учитель или тренер должны быть готовы обсуждать либо отвечая на вопросы, либо зная, где можно получить дополнительную информацию. Для этого необходимо провести обучение с охватом таких вопросов, как этапы развития подростков, имидж тела, сексуальность, а также иметь общественные ресурсы.
* Соответствующие личные и профессиональные отношения и практика. Учителям и тренерам часто приходится работать с подростками над развитием у них навыков, которыми они сами могут не обладать, например, уверенность в себе, умение справляться со стрессом и решение проблем. Более того, учителям и тренерам может потребоваться помощь в решении собственных проблем сексуального здоровья, в борьбе с ВИЧ/СПИДом, решении проблем злоупотребления вредными веществами или насилием в доме. Изучение программ укрепления здоровья для учителей показало, что обучение может принести конкретную пользу для здоровья тех людей, которые проводят программы, а также улучшить посещаемость, моральное состояние и качество обучения (Дж. Аллегрант, 1998). Некоторые меры, направленные на родителей, включали этот вопрос, помогая родителям (как людям, осуществляющим программы) развивать навыки у своих детей (Шур и Спивак, 1979), также помогая родителям улучшить их собственные навыки решения проблем, навыки родительского ухода и преодоления стрессовых ситуаций.
* Закрепляйте практически то, чему вы учите. Учителя и другие тренеры должны иметь возможность практически отработать методы обучения учащихся на основе их активного участия, например, открытая дискуссия, ролевые игры и групповая работа. Они также должны моделировать поведение, на которое направлено обучение.
* Хорошее знание, персональная комфортность в отношении широкого круга рассматриваемых вопросов; способность обращаться к другим источникам специальных знаний, когда это необходимо.
Чтобы стать эффективными провайдерами (учителя/тренеры) программ, многим взрослым необходимо избавляться от авторитарного подхода к обучению. Конкретная ситуация, приведенная после следующего раздела, описывает положительное влияние подобных программ на учителей и учащихся 85 школ Соединенных Штатов.
5.6.3 ПЛАН ОБУЧЕНИЯ
Доступ к обучению хорошего качества и поддержка важны для развития характеристик, описанных в предыдущем разделе.
Учителя и другие тренеры в идеале должны получить качественную подготовку, как в преддипломном, так и последипломном контексте. В процессе подготовки учителя должны иметь возможность набирать опыт работы с методикой преподавания и обучения на основе широкого участия, при административной поддержке на школьном уровне, получать постоянную поддержку от экспертов для того, чтобы осваивать и поддерживать методы преподавания и обучения на основе широкого участия. Образование в области здоровья на основе навыков должно отражать принципы преподавания и обучения программ, которые предстоит осуществлять. Обучение должно включать методику активного преподавания и обучения, принимая во внимание все, что известно в отношении стилей обучения. На самом деле, учителя во многих странах не получают качественного преддипломного обучения, не имеют возможности посещать курсы повышения квалификации, им практически не оказывается помощь в рассмотрении деликатных и сложных тем, требующих специфических навыков.
Независимо от того, имели или нет учителя качественную подготовку в прошлом, качественное обучение может поддержать процесс развития положительных отношений и существенным образом улучшить компетенции, необходимые для преподавания на основе навыков. Стратегии, используемые для преподавания на основе навыков, созвучны традиционному обучению, существовавшему на протяжении поколений в местных культурах. Эти традиции включают обучение в группах, передачу знаний из поколения в поколение через женские группы, группы сверстников, на основе общения мальчиков и девочек друг с другом. Такими путями информация и культура передавались на протяжении всей истории.
Ключевыми элементами эффективной подготовки учителей и других тренеров являются:
* Создание адекватной базы знаний в отношении рассматриваемых вопросов и сети экспертов в качестве источника будущей информации.
* Создание эффективной, безопасной и поддерживающей среды для обучения и программ.
* Обеспечение широкого участия и подлинного взаимодействия.
* Применение методов преподавания на основе широкого участия; например, формирование компетенций в отношении групповых процессов, ролевых игр, инсценировок, дебатов, работа в малых группах и открытые дискуссии.
* Моделирование навыков, включенных в учебный план.
* Акцент на ребенке или подростке в целом, а не, например, воздействии на определенную проблему здоровья.
* Анализ восприятия подростков и подросткового возраста взрослыми, стереотипы и домыслы взрослых, уточнение ценностей, которые взрослые придают вопросам, актуальным для молодых людей.
* Формирование навыков в связи с предоставляемой информацией.
* Рассмотрение чувствительных для подростков вопросов.
* Конструктивная критика и позитивная поддержка и отклик.
* Доступ и оценка качественных ресурсов преподавания и обучения.
* Доступ и оценка систем, куда можно было бы направить за поддержкой и получить ее, связи между сообществами и продвижение местного участия.
* Адаптация обучения к уровню навыков учителей/тренеров (Джингисс, 1992).
* Обеспечение достаточных возможностей для обучаемых продемонстрировать и практически отработать новые навыки, обеспечение постоянного наставничества, включая непрерывную подготовку и сессии повышения знаний и навыков (Хансен, 1992; Ботвин, 1986).
* Предоставление возможностей для обучаемых участвовать в принятии решений в отношении осуществления программ.
* Подбор опытных тренеров/учителей санитарного просвещения на основе навыков для новых обучающихся (Дусенбери и Фалко, 1995).
СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА
Авторы Учебных модулей для обучения здоровому образу жизни на основе навыков, которые легли в основу учебного плана санитарного просвещения на основе навыков в США, - это эффективно подготовленные тренеры/учителя программ в следующих областях:
- создание среды для программы, где придается большое значение открытому общению и положительному взаимодействию сверстников, где происходит конструктивное решение проблем;
- использование методик преподавания на основе широкого участия;
- моделирование навыков и их применение к определенному типу поведения, например, как поощрить и похвалить, чтобы усилить позитивные социальные нормы (О'Донелл, 1998);
- обучение сложным социальным навыкам;
- предоставление ресурсов для получения информации, касающейся здоровья, и направления;
- рассмотрение и решение чувствительных/деликатных вопросов (Бладер, 1999).
Исследование, проведенное в 85 школах, показало, что предварительное обучение УМСПП положительно сказалось на подготовленности учителей по преподаванию УМСПП и на результатах учащихся. Обученные учителя выполняли учебный план с большей точностью, нежели необученные. Обучение учителей также положительно отразилось на результатах учащихся. Показатели знаний и отношений учащихся были значительно выше в тех классах, где обучение велось подготовленными учителями, нежели там, где обучение проводили необученные педагоги. В старших классах средней школы, согласно сообщениям самих учащихся, благодаря подготовленным учителям удалось обуздать нелегальное потребление наркотиков (Росс и другие, 1991).
6. ПЛАНИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА ОБУЧЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ, ОСНОВАННОЕ НА ПРИВИТИИ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ
Цель: определить ключевые шаги для эффективного планирования и пропаганды санитарного просвещения на основе навыков, а также уточнить элементы плана и оценки.
Документ, опубликованный недавно Всемирной Организацией Здравоохранения под называнием "Действия на местном уровне: создание школ, содействующих укреплению здоровья", содержит механизмы, которые могут служить руководством для санитарного просвещения при планировании шагов, описанных в данной главе.
6.1. СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ
Ситуационный анализ проводится для обеспечения значимости проводимых мер для местных условий и культур. Он состоит из сбора данных и оценки нужд и ресурсов, проводимых до планирования мероприятий и их осуществления. Оценка нужд включает в себя сбор точных текущих данных, которые дают представление о вопросах здоровья и поведении в сообществе. Оценка ресурсов дает знания о наличии возможностей и ресурсов в школах и сообществе.
Возможно, потребуется следующая информация:
* статус здоровья, включая данные общественного здравоохранения на местном уровне в отношении заболеваемости и смертности
* приоритеты детей и подростков в области здоровья
* поведение и состояние здоровья, которые определяют приоритетность вопросов здоровья
* знания, отношения, убеждения, ценности, навыки и услуги, имеющие отношение к приоритетности вопросов здоровья молодых людей, а также к соответствующему поведению и условиям
* существенные стратегии
* имеющиеся человеческие, финансовые и материальные ресурсы, а также существующие программы, направленные на социальные и медицинские вопросы.
Сбор данных из заслуживающих доверия источников, которые могут дать ценную информацию в отношении того, что молодые люди знают, о чем думают, что чувствуют и делают, и какие у них проблемы здоровья. В данном процессе можно использовать разные источники информации, включая следующее:
* Фокус группы или подробное интервью с целевой аудиторией или аналогичными группами обучаемых.
* Соответствующая литература и исследования.
* Результаты исследований.
* Профессиональная экспертная оценка.
* Родители, воспитатели и общественные группы.
* Эпидемиологические данные департаментов здравоохранения и местных клиник.
Необходимо провести обмен мнениями между участниками этого процесса и совместно рассмотреть их, а в конечном итоге прийти к общему соглашению. Там, где соглашения трудно достичь, при проведении дискуссий того, что следует включать, необходимо ориентироваться на интересы обучаемых.
Дополнительную информацию можно найти в приложении 2.
6.2. УЧАСТИЕ И ЧУВСТВО СОБСТВЕННОСТИ ВСЕХ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ СТОРОН
В процесс планирования целей и задач для проведения мероприятий в школе можно вовлекать членов школы и сообщества. Такое вовлечение может помочь в обеспечении целевой направленности мер на потребности обучаемых и их продолжения со временем.
В школьные группы могут входить директора школ, учителя, учащиеся, провайдеры услуг в школах, например, медицинские сестры или консультанты, родители и вспомогательный персонал. Члены школьных групп должны отражать разнообразие людей и точек зрения, они должны быть привержены идее укрепления здоровья, быть заинтересованными в санитарном просвещении на основе навыков, хорошо работать в команде, а также иметь возможности и желание выделить для этого определенное время. Члены группы работают вместе для поддержания и укрепления здоровья всех людей, которые работают и учатся в школе, а также для планирования санитарного просвещения на основе навыков.
Советники общин могут дополнить школьную группу и постоянно давать советы и оказывать поддержку со стороны сообщества. Партнерами на местном уровне могут быть представители правительства, религиозные лидеры, представители средств массовой информации и молодежные организации, провайдеры медицинских и социальных услуг, а также представители неправительственных организаций.
Вместе школьные группы и общественные консультанты оценивают потребности и разрабатывают цели и задачи программы, они могут работать вместе над проведением и оценкой действий.
6.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
При наличии результатов ситуационного анализа, особенно когда потребности и ресурсы определены, школьные группы учащихся, учителей и семей при поддержке консультантов других сообществ могут играть активную роль в определении целей и задач программы.
Цель в общих словах описывает то, что планируется достичь в конечном итоге в результате предпринимаемых мер. В достаточно большой заявленной цели акцент делается на изменении в статусе здоровья, например, сокращении числа самоубийств среди подростков или уровня нежелательной беременности в подростковом возрасте. Для достижения результатов на этом уровне нужно иметь много стратегий.
Задачи конечного результата/исхода направлены на поведенческий риск или условия, имеющие отношение к поставленной цели. Например, если целью является снижение уровня самоубийств или нежелательной беременности среди подростков, тогда целевым поведением или условием должна стать отсрочка начала половой жизни и рост числа учителей, которые являются заслуживающими доверие взрослыми, к кому учащиеся могут обратиться в случае депрессии.
Подзадачи (задачи процесса) определяют в специфичном, измеряемом и достижимом отношении что необходимо сделать, чтобы выполнить задачи конечного результата/исхода. Относительно вопросов обучения в области здоровья это означает описание тех мер и вмешательств, которые необходимо осуществить за определенный период времени для оказания влияния на знания, отношения, навыки и другие факторы, связанные с задачами конечного результата, а в конечном итоге, и с целью. Например, подцели могут включать увеличение знаний о том, какие факторы способствуют депрессии, или развитие навыков ведения переговоров в отношении альтернатив сексуальным отношениям.
Рисунок 10. Результаты в отношении ожиданий по трем уровням программы
УРОВЕНЬ ЦЕЛЬ ПРИМЕРЫ СТРАТЕГИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ ЦЕЛЬ
Необходимо иметь много стратегий, чтобы достичь результатов на этом уровне Изменить результаты здоровья или статус здоровья: Сокращение уровня ВИЧ, ЗППП и подростковой беременности, уменьшение числа самоубийств среди подростков, уменьшение числа дорожных аварий, обусловленных управлением автомашиной в нетрезвом состоянии, увеличение числа подростков, питание которых соответствует национальным руководствам по питанию, и т.д. Санитарное просвещение на основе навыков плюс...
Государственная политика и школьная политика, нормативы и правовые стимулы, кампании в средствах массовой информации, доступ к доброжелательным услугам и необходимому оснащению. Партнерство школ и сообществ и т.д. ЗАДАЧА
Необходимо иметь несколько стратегий для достижения этих более сложных и более широких результатов.
Снижение поведенческого риска:
отсрочка начала сексуальных контактов; увеличение уровня использования контрацептивов; уменьшение потребления алкоголя, табака и других наркотических средств молодыми людьми; увеличение числа людей, потребляющих сбалансированное питание; уменьшение хулиганства в школе и т.д. Санитарное просвещение на основе навыков плюс...
Школьные стратегии, связи с медицинскими и социальными услугами, школьная среда, поддерживающая здоровье, партнерство школ и сообществ и т.д. ПОДЗАДАЧА
Необходимы образовательные стратегии для достижения этих, относительно специфичных, ближайших результатов Увеличение знаний, отношений и навыков:
увеличение знаний в отношении передачи и профилактики ВИЧ; мирные средства разрешения конфликтов, компоненты здорового питания; влияние алкоголя, табака и других наркотических средств. Улучшение отношения к собственному имиджу и снижение уровня стигматизации.
Улучшение навыков, продемонстрированных в классной работе, способностей, связанных с утверждением, переговорами, принятием решений, а также уточнение ценностей, применяемых к определенным вопросам, например, ВИЧ/СПИД, насилие или алкоголь, табакокурение и потребление наркотиков. Санитарное просвещение на основе навыков*, проводимое хорошо подготовленными и доброжелательными учителями и тренерами