<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Всемирная Организация Здравоохранения
 
 
 Навыки, Необходимые для Здоровья
 
 Образование в области здоровья, основанное на привитии жизненных навыков (ООЗОПЖН), -
 важный компонент доброжелательной к ребенку/укрепляющей здоровье школы
 
 
 
 
 ВОЗ с благодарностью отмечает великодушный финансовый вклад в оформление и публикацию данного документа следующих организаций:
  Отдел здоровья подростков и школьников,
 Национальный центр профилактики хронических заболеваний и укрепления здоровья,
 Центр по контролю и борьбе с заболеваниями, Атланта, Джорджия, США.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Принципы и политика каждого из приведенных выше агентств основаны на важных решениях их органов управления. Каждое агентство проводит меры вмешательства, описанные в данном документе, в соответствии с этими принципами и политикой, а также в рамках своего мандата.
 
 
 Данный документ был подготовлен при технической поддержке Карле Олдингер и Черил Вин-Витман, Программа развития здоровья и человеческого развития (ЗЧР) в Центре развития образования (ЦРО). ЗЧР/ЦРО является центром, сотрудничающим с ВОЗ, по укреплению здоровья через школу и сообщество.
 
 Амайя Гиллеси из Отдела по образованию ЮНИСЕФ и Джек Т. Джоунс из Отдела профилактики неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья в ШК/ВОЗ осуществляли общее руководство при написании данного документа.
 
 При написании данной публикации использовались различные источники и научная литература, а также проводились консультации с экспертами предыдущей публикации "Подход на основе жизненных навыков к здоровому развитию детей и подростков" (Л. Мангрулкар, Ч. Винс-Витман и М. Познер в журнале Панамериканской организации здравоохранения, 2001). Кроме того, использовались вопросники исследования, представленные многим международным агентствам на глобальном, региональном и национальном уровнях, а также материалы, разработанные ЮНИСЕФ и ВОЗ. Черновой вариант данного документа был предоставлен организациям ЮНЕЙДС, осуществлявшим совместное финансирование, и другим партнерам.
 
 Неоценимый вклад в создание и публикацию данного документа также внесли:
 
 Дейвид Кларк, Департамент по международному развитию, Лондон, Великобритания;
 Дон Банди и Сьюнг Ли, Всемирный банк, Вашингтон, О.К., США;
 Силия Майер, Партнерство во имя развития ребенка, Лондон, Великобритания;
 Нейл МакКи и Антье Бекер и коллеги, Университет Джона Хопкинса, Балтимор, МД, США;
 Изольде Бердтистл, Сара Гудьянга, Дайан Виддус, Маргарета Кимзеке;
 Питер Букланд, Элейн Фурнисс, Ноала Скиннер, Андре Гурреро, Астер Харегот, Онно Купманс, Элейн Кинг, Нурпер Улкер, Анна Обура, Чангу Маннатоко, Пол Вафер, Штаб-квартира ЮНИСЕФ, региональные и страновые офисы;
 Франсиска Инфанте, ПАХО, Вашингтон, О.К., США;
 Сесилия Мойа, Кент Клиндера "Защитники молодежи", Вашингтон, О.К., США;
 Брад Стрикланд и Джоан Вудс, ЮСАИД, Вашингтон, О.К., США;
 В. Чандра-Моули "Здоровье детей и подростков", ШК/ВОЗ, Женева, Швейцария;
 Чарльз Голлмар, СиДиСи, Атланта, Джорджия, США;
 Делиа Барселона, ШК/ЮНФПА, Нью-Йорк, США;
 Анна Мария Хоффман, ЮНЕСКО, Париж, Франция.
 
 
 
 
 
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ
 
 На начало XXI столетия образовательный потенциал значительного числа детей и молодежи в каждой стране мира оказался слабым. Голод, недостаточность питания, дефицит питательных микроэлементов, паразитарные инфекции, злоупотребление наркотиками и алкоголем, насилие и травматизм, ранняя и нежелательная беременность, заражение ВИЧ и другими инфекциями, передающимися половым путем, представляют собой серьезную угрозу здоровью и жизни детей и молодежи (ЮНЕСКО, 2001). И все-таки данную ситуацию можно и нужно изменить к лучшему. Образование в области здоровья, основанное на привитии жизненных навыков, как показывает практика, вносит свой вклад в здоровое развитие детей и подростков, а также положительно сказывается на дальнейшем поведении детей и подростков, что имеет большое значение для здоровья.
 
 На соответствующих уровнях развития - начиная с дошкольного возраста и на протяжении всего периода раннего детства - дети могут участвовать в процессе познания, который поможет им избежать болезней и травм, что, в свою очередь, будет стимулировать здоровые взаимоотношения. Они могут приобрести необходимые им знания и навыки, например, практические навыки соблюдения личной гигиены и санитарии; навыки ведения переговоров и умение сделать выбор в пользу правильного сексуального поведения и репродуктивного здоровья, а также умение слушать и эффективно общаться в процессе формирования взаимоотношений. По мере взросления молодые люди могут стать лидерами создания здоровой среды, возглавив, например, движение за школу и сообщество, свободные от табакокурения.
 
 Школы также должны играть важную роль в обеспечении детей знаниями, умениями и навыками, необходимыми для защиты собственного здоровья. Образование в области здоровья на основе приобретенных навыков - это часть рамки ФРЕШ (Направление ресурсов на обеспечение эффективной охраны здоровья в школе), предложенной и поддерживаемой ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ЮНФПА и Всемирным банком. Данный документ, опубликованный совместными усилиями агентств, поддерживающих инициативу ФРЕШ, делает акцент на роли школ, однако он будет полезным и для внешкольных учреждений. Его целью является активизация усилий по внедрению качественного образования в области здоровья на основе навыков в национальном масштабе во всех странах мира.
 
 Пекка Пуска, Рут Каджия,
 Отдел неинфекционных заболеваний, Отдел сети образования и
 Профилактики и укрепления здоровья, человеческого развития,
 Директор, Директор,
 ВОЗ/ШК, Женева. Всемирный банк, Вашингтон, О.К.
 
 Крим Райт, Мари Симонен,
 Сектор образования, Отдел технической помощи,
 Руководитель, ЮНФПА, Нью-Йорк.
 ЮНИСЕФ, Нью-Йорк.
 
 Черил Винс-Витман,
 Сотрудничающий центр ВОЗ по Мери Джой Пигоцци,
 Пропаганде здоровья через школу и Отдел поддержки
 Сообщество, качественного образования,
 Директор, Директор,
 Корпорация Центр развития образования. ЮНЕСКО.
 
 1.
 ВВЕДЕНИЕ
 
 Цель: дать обоснование и описать аудиторию, для которой предназначен данный документ; дать определение ключевых понятий и объяснить, каким образом санитарное просвещение на основе полученных навыков, включая и жизненные навыки, отвечает более широкому контексту того, что может сделать школа для улучшения качества образования и здоровья.
 
 Важнейшей частью системы образования является обеспечение здоровья детей и полноценной возможности учиться. Как показывают различные исследования, образование и здоровье неотделимы. Статус питания ребенка оказывает существенное влияние на умственные способности ребенка и влияет на показатели тестирования; длительное отсутствие в школе, пропуски занятий по причине заболеваний, вызванных паразитарными инфекциями, ведут к плохой успеваемости и отсеву (Винс Витман и др., 2001). Структура и условия учебной среды играют такую же важную роль, как и человеческий фактор: качество водоснабжения и плохие санитарные условия в школе могут сказаться на посещаемости девочек; дети не могут посещать школу, не могут концентрировать внимание на учебе, когда они расстроены или боятся насилия, и т.д. С другой стороны, у детей, посещающих школу без пропусков на протяжении ряда лет, состояние здоровья лучше, у них больше возможностей полноценно реализоваться в жизни. Получение знаний, умений и навыков на основе образования подобно вакцинации против болезней, угрожающих здоровью. Образование с целью обеспечения здоровья - важный компонент любого образования, равно как и программы общественного здравоохранения. Такое образование защищает молодых людей как от поведенческих, так и экологических угроз, дополняет и поддерживает политику, услуги и изменения в состоянии окружающей среды.
 
 На протяжении десятилетий санитарное просвещение людей являлось важной стратегий профилактики заболеваний и травматизма. Этот подход в значительной мере основан на практике общественного здравоохранения, социальной науке, коммуникации и образовании. В своем раннем опыте образование в основном строилось на предоставлении информации и фактов. Постепенно образовательные подходы стали больше ориентироваться на развитие жизненных навыков, включая все аспекты здорового образа жизни: физическое, социальное, эмоциональное и психическое благополучие. В процессе воспитания детей и подростков уже с раннего возраста им необходимо прививать навыки здорового образа жизни, что поможет предотвратить риск нежелательных последствий и преждевременную смерть. Для охвата детей и молодежи такого рода образовательными услугами важно использовать не только школу, но и внешкольные учреждения, однако в данном документе акцент делается только на школьной деятельности. Образование во имя здоровья является важным и существенным компонентом эффективной программы школьного санитарного просвещения, его эффективность увеличится еще больше, если оно будет дополнено политикой и услугами в области охраны здоровья, а также здоровой средой.
 
 1.1. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ
 
 На Всемирном форуме по образованию, проходившем в Дакаре (Сенегал) в апреле 2000 года, ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и Всемирный банк пришли к соглашению о сотрудничестве в целях внедрения эффективной программы санитарного просвещения в общеобразовательные школы. Их рамка, названная ФРЕШ "Направление ресурсов на обеспечение эффективной охраны здоровья в школе", призывает к одновременному осуществлению четырех ключевых компонентов во всех школах:
 
 * Школьная политика в области охраны здоровья
 * Обеспечение школ качественной питьевой водой и средствами санитарии и гигиены - важные шаги в обеспечении здоровой учебной среды
 * Санитарное просвещение на основе привития навыков
 * Услуги по охране здоровья и обеспечению полноценного питания в школе.
 
 Эти компоненты следует поддерживать и осуществлять на основе эффективного партнерства между учителями и работниками здравоохранения, а также между сектором образования и здравоохранения; на основе эффективного партнерства сообществ; на основе информирования учащихся и их непосредственного участия в процессе образования (ЮНЕСКО/ЮНИСЕФ, Всемирный банк, 2000).
 
 1.2. ПОЧЕМУ БЫЛ ПОДГОТОВЛЕН ДАННЫЙ ДОКУМЕНТ
 
 Данный документ может использоваться вместе с дополнительными Краткими инструкциями, в целях лучшей ориентации работников образования и медицинских работников на улучшение здоровья молодежи посредством санитарного просвещения на основе навыков, включая жизненные навыки. Данный документ предлагается для внедрения ЮНИСЕФ, ВОЗ, Всемирным банком и ЮНФПА, он дополняет другие документы, которые можно найти на веб-сайтах:
 
 http://www/unicef/org/program/lifeskills/,
 http:www.who.int/school-youth-health/,
 http:www.dchoolsandhealth.org, http:www.unfpa.org.
 
 ЮНИСЕФ, ВОЗ, Всемирный банк и ЮНФПА совместно работали над подготовкой данного документа с целью стимулировать большее число учащихся и сообществ к использованию санитарного просвещения на основе навыков, включая жизненные навыки, в качестве метода улучшения здоровья и образования. Все эти агентства привержены делу продвижения школьных программ здоровья, которые будут осуществлять санитарное просвещение на основе жизненных навыков наряду со школьной политикой по охране здоровья, обеспечения здоровой и поддерживающей среды, а также предоставления услуг здравоохранения во всех школах.
 
 Все агентства разделяют приверженность образования в области здоровья в школе на основе привития навыков в качестве важной предпосылки здоровья для каждого ребенка. Они и их партнеры по ФРЕШ считают, что санитарное просвещение в школе на основе выработки жизненных навыков является важным компонентом программы санитарного просвещения в школах.
 
 ФРЕШ поддерживает инициативу "Образование для всех" (ОДВ). Начало данной инициативе было положено в Джомтьене (Таиланд), где в марте 1990 года лидеры стран мира собрались на свою первую Всемирную конференцию по ОДВ, положившую начало обновленной всемирной инициативе, направленной на удовлетворение базовых образовательных потребностей всех детей, молодежи и взрослого населения планеты. Эта приверженность была вновь подтверждена на Всемирном форуме по образованию в Дакаре (Сенегал) в апреле 2000 года. В принятых на этом форуме Дакарских рамках действий (2000) делается ссылка на воспитание жизненных навыков в цели 3 и в цели 6 ("улучшение всех аспектов качественного образования, обеспечение отличного качества образования для всех учащихся, чтобы признанные и оцениваемые результаты обучения были достигнуты всеми, особенно в области грамотности, счета и жизненных навыков"), а также в стратегии 8.
 Как видно из рисунка 1, стратегия 8 Дакарских рамок призывает страны к созданию безопасной, здоровой, инклюзивной и в равной степени обеспеченной ресурсами образовательной среды. Такая образовательная среда основана на четырех ключевых принципах ФРЕШ. Дакарские рамки действий (2000) включают следующие компоненты:
 - адекватное водоснабжение и санитария;
 - доступ или связь по вопросам охраны здоровья и питания поддерживаются школами, содействующими укреплению здоровья, и школами доброжелательного отношения к ребенку, а также связанной с ними сетью во всем мире.
 Раздел 5.2.2 главы 5 содержит описание школ, содействующих укреплению здоровья. Характеристика школ доброжелательного отношения к ребенку дается в разделе 5.2.3.
 
 1.3. ДЛЯ КОГО ПОДГОТОВЛЕН ДАННЫЙ ДОКУМЕНТ
 
 Данный документ разработан для людей, заинтересованных в пропаганде, инициировании и укреплении санитарного просвещения на основе приобретенных навыков, включая жизненные навыки, в качестве их подхода к санитарному просвещению:
 
  (а) для людей, разрабатывающих национальную политику и принимающих решения, для тех, кто разрабатывает программы и координирует их исполнение на местном, районном, областном и национальном уровнях, особенно для представителей министерств образования, здравоохранения, органов по делам женщин и молодежи, сообществ, для людей, отвечающих за политику в области народонаселения, религии и социального обеспечения;
 
  (б) для членов неправительственных и других организаций, которые отвечают за планирование и осуществление программ, описанных в данном документе, включая персонал, а также местных и международных консультантов по вопросам здравоохранения, образования, занятых в данных программах, агентств по развитию, заинтересованных в укреплении здоровья через школы;
 
  (в) для лидеров сообществ и других членов сообщества, таких как местные жители, религиозные лидеры, представители средств массовой информации, медицинские работники, социальные работники, психотерапевты, специалисты в области развития, члены организованных групп, например, молодежные группы, женские группы, заинтересованные в улучшении здоровья, образования и благополучия в школах и сообществах;
 
  (г) членов школьных сообществ, включая учителей и представительские организации, консультантов, учащихся, администрации, персонал, родителей и работников сферы обслуживания в школах.
 
 1.4. ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ САНИТАРНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ НА ОСНОВЕ НАВЫКОВ И ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ
 
 Образование в области здоровья, основанное на привитии навыков, представляет собой подход к созданию или внедрению здорового образа жизни и условий на основе знаний, отношений и навыков с использованием познавательного опыта с акцентом на методике совместного участия.
 
 Жизненные навыки представляют собой способность к адаптации и практике положительного поведения, что позволяет людям эффективно решать проблемы и преодолевать трудности повседневной жизни (определение ВОЗ). В частности, жизненные навыки включают в себя группу психосоциальных компетенций и навыки межличностного общения, помогающие людям принимать информированное решение, решать проблемы, мыслить критически и творчески, эффективно общаться, строить здоровые взаимоотношения, сопереживать, справляться с жизненными проблемами и вести здоровый и продуктивный образ жизни. Жизненные навыки могут быть направлены на личные действия или действия в отношении других людей, а также на действия по изменению окружающей среды с тем, чтобы сделать ее благоприятной и безопасной для здоровья.
 
 Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия (определение ВОЗ).
 
 На протяжении многих десятилетий рекомендации в отношении охраны здоровья и здорового поведения рассматривались как "санитарное просвещение". Однако в рамках этого широкого термина санитарное просвещение может иметь самые разные формы. Санитарное просвещение определялось как "любое сочетание образовательного опыта, призванного обеспечить добровольную практику благоприятного для здоровья поведения" (Грин и др., 1980). В школе такое просвещение может быть включено в хорошо спланированный, последовательный учебный план для детей и молодежи, осуществляемый подготовленными педагогами и направленный на получение знаний и навыков в области охраны здоровья и создание положительного отношения к своему здоровью и благополучию. Образование в области здоровья охватывает широкий круг вопросов: эмоциональное и психическое здоровье, питание, злоупотребление алкоголем, табакокурение и потребление наркотических средств; репродуктивное и сексуальное здоровье; травмы и другие вопросы, с учетом прав человека и гендерного равенства как межсекторальных или основополагающих принципов. Обучение различным навыкам всегда включалось в санитарное образование. Психосоциальные и межличностные навыки являются главными, поскольку они включают в себя и общение, и принятие решений, и решения и преодоление проблем, самоуправление, а также умение избегать вредного для здоровья поведения. Одновременный учет знаний, отношений и навыков (с акцентом на навыки) является важной особенностью, отличающей образование на основе навыков от других методов образования по вопросам здоровья.
 
 По мере развития образования в области здоровья за последнее десятилетие значительно возросли роль и значение психосоциальных навыков и навыков межличностного общения в развитии молодых людей, начиная с ранних лет, в детском, подростковом и юношеском возрасте. Полученные навыки в этой области влияют на способности и умение молодых людей защитить себя от угрозы собственному здоровью, создать компетенции для положительной поведенческой практики и для формирования здоровых взаимоотношений. Жизненные навыки увязывались с конкретным поведенческим выбором в отношении охраны здоровья, например, отказ от табакокурения, выбор здоровой диеты или информированный выбор в отношении безопасных взаимоотношений. В зависимости от цели и темы акцент может быть сделан на разных жизненных навыках. Например, навыки критического мышления и принятия решений важны для анализа, умения противостоять влиянию сверстников или средств массовой информации в отношении табакокурения; навыки межличностного общения необходимы при обсуждении альтернатив сексуальному поведенческому риску. Молодые люди имеют возможность также приобрести знания в области защиты собственных интересов, с помощью которых они могут оказывать влияние на более широкую аудиторию и окружение, влияющие на их здоровье. Их усилия могут привести к созданию зон, свободных от табака и оружия, обеспечению школ качественной питьевой водой и благоустроенными туалетами, помогут правильно выстраивать свое поведение в сфере репродуктивного и сексуального здоровья, в том числе использовать презервативы для профилактики ВИЧ-инфицирования.
 
 Образование в области здоровья, основанное на привитии жизненных навыков, можно включать в школьный учебный план по-разному. Иногда оно может включаться в качестве обязательного предмета в расширенный учебный план. Иногда оно рассматривается в контексте вопросов, связанных с охраной здоровья и социальными аспектами, в рамках основных, скажем, гуманитарных дисциплин. Или оно может вводиться в качестве внеклассной программы (см. раздел 5.3.). Однако, независимо от того, где оно будет проводиться, все учителя и другой школьный персонал должны принимать активное участие в рамках своих предметов в санитарном образовании школьников на основе привития навыков с тем, чтобы закрепить этот процесс в школьной среде.
 
 Примечание по поводу образования на основе выработки жизненных навыков и навыков зарабатывать средства для жизни
 
 Термины "образование на основе жизненных навыков" и "санитарное образование в области здоровья на основе жизненных навыков" взаимозаменяемы. Различие между двумя подходами заключается только в содержании или в охватываемых вопросах. Образование на основе навыков делает акцент на вопросах здоровья. Образование в области здоровья на основе жизненных навыков может включать более глобальные вопросы - мир, права человека, гражданственность и другие социальные проблемы, включая охрану здоровья. Оба подхода рассматривают применение важных знаний, отношений и навыков в реальной жизни и применяют интерактивные методы преподавания и обучения.
 
 Термин "навыки зарабатывать средства для жизни" относится к способностям, ресурсам и возможностям достижения индивидуальных и семейных экономических целей (Совет населения, Кения); другими словами, он означает получение дохода. Навыки зарабатывать средства для жизни включают в себя технические и профессиональные способности (плотницкое дело, шитье, компьютерное программирование и т.д.); навыки поиска работы - стратегию проведения интервью, управление бизнесом, предпринимательство и навыки управления денежными средствами.
 Хотя навыки зарабатывания средств для жизни являются важными для выживания, охраны здоровья и развития, главное внимание в данном документе уделено другому аспекту.
 
 1.5. НА ЧТО НАПРАВЛЕНО ГЛАВНОЕ ВНИМАНИЕ ДАННОГО ДОКУМЕНТА
 
 В данном документе главное внимание уделяется вопросам образования в области здоровья, основанном на привитии жизненных навыков с целью обучения детей и подростков тому, как вести и поддерживать здоровый образ жизни. В нем рассматриваются знания, отношения, навыки и поддержка, необходимые для того, чтобы практиковать здоровое поведение, иметь здоровые взаимоотношения и создавать здоровую среду.
 
 В частности, данный документ:
 * дает определение санитарного просвещения на основе навыков, включая жизненные навыки;
 * описывает теоретические основы;
 * анализирует образовательные подходы санитарного просвещения на основе жизненных навыков;
 * содержит доказательство на основе оценки и практического опыта, достаточные для того, чтобы внедрять образование на основе жизненных навыков в качестве части эффективной школьной программы санитарного просвещения;
 * анализирует критерии эффективных программ и подготовки тех, кто проводит такие программы;
 * дает описание имеющихся ресурсов.
 
 Школьная среда. Образование в области здоровья на основе навыков и жизненные навыки могут быть и были внедрены во многие учреждения для широкого круга целевого населения. В данном документе делается акцент на школьные программы. Реформа в образовании дает возможность включить санитарное просвещение на основе навыков в учебный план и в различную внеклассную работу. Специальные программы для учащихся и родителей, а также программы консультирования, программы для школы/сообщества предлагают возможности для учащихся применять на практике все, что они узнают.
 
 Участие учащихся в активном процессе обучения может укрепить взаимоотношения ученика и учителя, улучшить климат в классе, позволит применять различные стили обучения и обеспечить альтернативные способы обучения. Образование в области здоровья на основе жизненных навыков может и должно использоваться для решения проблем здоровья, с которыми могут столкнуться дети и молодые люди в школьной среде, включая употребление алкоголя, табака и наркотических средств; кишечные и другие глистные инфекции; питание; репродуктивное и сексуальное здоровье, а также профилактику насилия и ВИЧ/СПИДа.
 
 Рисунок 1. Связь между ОДВ, ФРЕШ, школами укрепления здоровья (ШУЗ), школами доброжелательного отношения к ребенку (ШДОР), санитарным просвещением на основе навыков (СПОН) и жизненными навыками (ЖН).
 
 
 ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ (ОДВ)
 Глобальная инициатива поддержки базового образования
 Стратегия 8 Дакарских рамок: "Создание безопасной, здоровой учебной среды, способствующей успешному обучению и достижению четко определенных уровней успеваемости для всех при справедливом обеспечении ресурсами".
 
 
 НАПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСОВ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОЙ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ (ФРЕШ)
 Базовые компоненты школьных программ по охране здоровья во всем мире
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2. ПОНИМАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ НА ОСНОВЕ НАВЫКОВ И ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ
 
 Цель: определить содержание и методы санитарного образования на основе навыков и привести примеры.
 
 Образование в области здоровья на основе привития жизненных навыков само по себе представляет образование хорошего качества и качественное санитарное образование, в частности. Оно основано на важном и эффективном содержании и широком участии или методах интерактивного1 преподавания и обучения.
 
 При планировании образования в области здоровья на основе навыков важно рассмотреть сначала цели и задачи, а затем содержание и методы (см. рисунок 2). Цели образования в области здоровья на основе навыков дают общее описание вопросов здоровья или связанных с ним социальных вопросов, на которые необходимо повлиять каким-то определенным образом. Задачи дают конкретное описание поведения или условий (см. рисунки 3 и 4), которые при положительном решении окажут благоприятное воздействие на цели. На поведение и условия оказывают влияние многие факторы, и санитарное образование на основе навыков является одним из них.
 
 Содержание образования в области здоровья на основе навыков является четким отражением конкретных знаний, отношений и навыков, включая жизненные навыки, в овладении которыми молодым людям необходимо помочь, чтобы они практиковали такое поведение или создавали условия, описанные в задачах. После определения содержания делается выбор методов, которые наилучшим образом подходят для данного содержания. Например, лекции являются подходящим методом с целью помочь учащимся приобрести точные знания; обсуждения/дискуссия подходят для оказания влияния на отношения; а ролевые игры можно эффективно использовать для развития навыков. Можно и нужно использовать широкий круг методов преподавания и обучения, чтобы помочь учащимся приобрести знания, сформировать отношения и закрепить навыки (смотри пример в рамке).
 
 Пример
 
 Цели и задачи определяют содержание и методы санитарного просвещения на основе навыков. Давайте предположим, что целью является профилактика проблем здоровья, обусловленных табакокурением. Задачи данной цели могут включать в себя снижение уровня потребления табачных изделий молодыми людьми и изменение условий, которые могут повлиять на потребление табака, как, например, число мест, свободных от курения, а также стоимость и доступность сигарет. Таким образом, содержание может быть направлено на (1) знание о вреде табакокурения для здоровья; (2) знание хитрой тактики, которую использует табачная промышленность, чтобы убедить молодых людей в использовании табака и сделать их зависимыми от него; (3) отношения, которые позволяют защитить от причинения вреда собственному здоровью и здоровью других людей; (4) навыки критического мышления и принятия решений, помогающие отказаться от табакокурения; навыки общения и отказа, помогающие противостоять давлению со стороны сверстников, а также навыки пропаганды и поддержания среды, свободной от курения. Методы преподавания в этой области могут включать в себя (1) презентацию, которая ясно и убедительно объяснит вред табакокурения, и то, как компании используют маркетинг, чтобы сделать табак привлекательным; (2) дискуссии и работу малыми группами с использованием аудио-визуальных материалов для демонстрации опасности табакокурения; (3) упражнение для исследования стратегий, используемых табачной промышленностью, для привлечения молодежи с целью пополнения армии курильщиков; (4) ролевые игры для тренировки навыков отказа; (5) общешкольные мероприятия в поддержку школьной среды, свободной от курения. Как показывает практика, санитарное просвещение на основе навыков помогло многим молодым людям избежать такого риска для здоровья, как табакокурение. Однако во многих сообществах социальная и экономическая политика и практика не дают возможности достичь цели санитарного просвещения на основе навыков или восхваляют рискованное поведение. Необходимы национальные и местные стратегии, не допускающие влияния такой политики и практики, для получения полноценной пользы от санитарного просвещения на основе навыков.
 Рисунок 2. Пирамида для планирования образования в области здоровья на основе навыков
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 2.1. СОДЕРЖАНИЕ
 
 Образование в области здоровья, основанное на привитии жизненных навыков, по своему содержанию относится к конкретному знанию и отношению к самому себе и к другим, а также к навыкам, необходимым для оказания влияния на поведение и условия, касающиеся определенных вопросов здоровья. Оно должно помочь молодому человеку применить знания и выработать определенное отношение и конкретные навыки, необходимые для принятия положительного решения и действий для пропаганды и поддержки собственного здоровья, а также здоровья других людей.
 
 Знание относится к широкому кругу информации и ее пониманию. Для передачи этих знаний учителя могут сочетать инструкции в отношении фактов с объяснением того, как эти факты соотносятся друг с другом (Грин и Симонс-Мортон, 1984). Например, учитель может рассказать, как передается ВИЧ-инфекция, а затем объяснить, что сексуальные отношения с потребителями инъекционных наркотиков повышают риск ВИЧ-инфицирования.
 
 Отношения - есть личные предрассудки, предпочтения и субъективные оценки, которые предрасполагают человека к действию или к реакции предсказуемым образом. Отношения ведут к тому, что людям что-то нравится
 или не нравится, или они находят что-то хорошим, а что-то - плохим, важным или неважным, заслуживающим внимания или нет. Например, гендерная чувствительность, уважение к другим или уважение к собственному телу и понимание необходимости заботиться о нем - это все отношения, важные для сохранения здоровья и хорошего функционирования (Грин и Симонс-Мортон, 1984). Для целей данного документа область отношений предполагает широкий круг идей, включая ценности, убеждения, социальные нормы, права, намерения и интересы.
 
 Навыки сгруппированы в данном документе в жизненные (определение приводится ниже) и другие навыки. Вообще, навыки - это способности, которые дают возможность людям практиковать определенное поведение. Фраза "другие навыки" относится к практическим навыкам охраны здоровья или компетентности, например, в оказании первой помощи (наложение повязки, реанимация, стерилизация инструментов и других принадлежностей и т.д.), в гигиене (мытье рук, чистка зубов, подготовка оральных регидратационных растворов) или в области сексуального здоровья (правильное использование контрацептивов).
 
 Жизненные навыки - это способность к адаптивному и положительному поведению, которое дает возможность человеку эффективно справляться с потребностями и трудностями повседневной жизни (определение ВОЗ). В частности, жизненные навыки - это психосоциальные компетенции и навыки межличностного общения, которые помогают людям принимать информированные решения, решать проблемы, мыслить критически и творчески, эффективно общаться, строить здоровые взаимоотношения, сопереживать другим людям, организовывать свою жизнь здоровым и продуктивным образом. Жизненные навыки могут быть направлены на личные действия или действия в отношении других людей, или могут применяться к действиям, которые меняют окружающую среду с тем, чтобы сделать ее благоприятной для здоровья.
 
 Различные организации здравоохранения и образования, молодежные организации и исследователи подросткового населения давали различные определения и распределяли ключевые навыки по разным категориям. Несмотря на эти различия, эксперты и практики согласились с тем, что термин "жизненные навыки" обычно включает навыки, перечисленные в предшествующем определении. К этому мы еще добавили навыки защиты и пропаганды, поскольку они важны для личных и коллективных усилий по формированию поведения и созданию условий, благоприятных для здоровья. (Конкретную ситуацию по развитию навыков пропаганды и поддержки см. в разделе 2.2.)
 
 Процесс распределения различных жизненных навыков по категориям может навести на мысль о различии между ними (см. рисунок 3). Однако многие жизненные навыки взаимосвязаны, а некоторые из них можно прививать одновременно в процессе обучения.
 
 
 Рисунок 3. Жизненные навыки для санитарного просвещения на основе навыков
 
 КОММУНИКАЦИЯ И НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ НАВЫКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НАВЫКИ
 САМОУПРАВ-
 ЛЕНИЯ
 И РЕШЕНИЯ
  ПРОБЛЕМ * Навыки межличностного общения
 - Вербальная/невербальная коммуникация
 - Активное слушание
 - Выражение чувств: получение и предоставление (без обвинений) и получение отклика.
 
 * Навыки ведения переговоров/отказа
 - Переговоры и разрешение конфликтов
 - Навыки настойчивости
 - Навыки отказа.
 
 * Формирование сопереживания/ эмпатии
 - Способность слушать, понимать потребности других людей, понимать обстоятельства и выражать это понимание.
 
 * Сотрудничество и коллективная/ групповая работа
 - Проявление уважения к тому, что делают другие люди, и к другому стилю
 - Оценка собственных возможностей и вклад в коллектив/ группу.
 
 * Навыки пропаганды/ защиты интересов
 - Влияние на навыки и убеждения.
 - Навыки создания сети и мотивации.
  * Навыки принятия решения/решения проблем
 - Навыки сбора информации
 - Оценка будущих последствий совершаемых действий для самого себя и для других - определение альтернативных решений проблем
 - Навыки анализа влияния ценностей и отношений, касающихся себя лично и других, на мотивацию.
 
 * Навыки критического мышления
 - Анализ влияния сверстников и средств массовой информации
 - Анализ отношений, ценностей, социальных норм, убеждений и факторов, влияющих на них
 - Определение существенной информации и источников информации. * Навыки увеличения самоуверенности и способностей самоконтроля, принятия ответственности, изменения или достижения изменений
 - Формирование чувства собственного достоинства/ самоуверенности
 - Формирование навыков самоанализа, включение осознание прав, влияния, ценностей, отношений, прав, сильных и слабых сторон
 - Определение целей
 - Навыки самооценки, самоконтроля.
 
 * Навыки управления чувствами/ эмоциями

<< Пред.           стр. 1 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу