<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 - Управление чувством гнева
 - Чувством горя и тревоги
 - Чувствами, обусловленными потерей, насилием и травмой.
 
 * Навыки управления стрессом
 - Контроль времени
 - Положительное мышление
 - Методика релаксации.
 В стремлении достичь конкретных поведенческих результатов программы, направленной на развитие жизненных навыков молодых людей вне определенного контекста, например, поведения, имеющего значение для здоровья или условий, оказываются менее эффективными, чем программы, которые акцентируют внимание на применении жизненных навыков по конкретным вопросам, таким как наиболее распространенные проблемы здоровья. Нельзя забывать также и о значении развития жизненных навыков, направленных на то, чтобы подготовить молодых людей и к другим аспектам их развития, например, к поддержанию положительных межличностных отношений с учителями, учащимися и членами семьи.
 
 Рисунок 4 показывает, как учащиеся могут применять один или несколько жизненных навыков, практикуя выбор положительного поведения, и создание здоровых условий в случае появления какой-либо обеспокоенности по поводу здоровья.
 
 Рисунок 4. Конкретные жизненные навыки для основных проблем здоровья
 
 ВОПРОСЫ ЗДОРОВЬЯ НАВЫКИ КОММУНИКАЦИИ И МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ НАВЫКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НАВЫКИ САМОКОНТРОЛЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ АЛКОГОЛЬ, ТАБАК И НАРКОТИКИ * Навыки коммуникации Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - информирования других об отрицательных и социальных последствиях и личных причинах отказа от алкоголя, табака и наркотиков;
 - обращения с просьбой к родителям не курить в машине, когда они едут вместе.
 
 * Навыки сопереживания
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - слушать и показать понимание причин, по которым друг может принять решение использовать наркотики;
 - предложить альтернативы привлекательным и убедительным образом.
 
 * Навыки пропаганды и защиты
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - убеждать руководителя принять и ввести в силу политику школы, свободной от табака;
 - обеспечить поддержку на местном уровне школам и общественным зданиям, свободным от табакокурения.
 
 * Навыки ведения переговоров/ навыки отказа
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - противостоять неоднократным просьбам друзей пожевать или покурить табак, таким образом, чтобы не потерять престиж или друзей.
 
 * Навыки межличностного общения
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - поддержать людей, которые пытаются остановить потребление табака или других наркотиков;
 - выразить конструктивную позитивную нетерпимость к тому, что друг потребляет вредные вещества. "Нехорошо, что ты делаешь это..." * Навыки принятия решений
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - собирать информацию в отношении последствий потребления алкоголя и табака;
 - Оценивать последствия в сравнении с причинами, которые молодые обычно приводят в защиту потребления алкоголя или табака;
 - привести собственные доводы отказа от алкоголя или других наркотиков и дать объяснение этих причин другим людям;
 - предложить пить безалкогольные напитки на вечеринке, где подается алкоголь;
 - принять и придерживаться решения прекратить потребление табака или других наркотиков, и обратиться за помощью к другим людям с этой целью.
 
 * Навыки критического мышления
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - анализировать рекламу, целью которой является приобщение молодых людей к потреблению табака, и посмотреть, как она играет на желании выглядеть "хладнокровным", привлекательным для девушек или юношей;
 - давать контринформацию, которая включает стоимость покупки сигарет и то, как еще можно использовать эти средства;
 - Оценить, как потребление табака сказывается на бедных людях;
 - проанализировать, что может подтолкнуть их к потреблению вредных веществ, и направить их на поиски здоровой альтернативы.
 
  * Навыки управления стрессами
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - анализировать, что способствует стрессу;
 - уменьшать стресс с помощью физических упражнений, медитации и управления временем;
 - заводить дружбу с людьми, которые оказывают поддержку и помогают расслабиться
 ВОПРОСЫ ЗДОРОВЬЯ НАВЫКИ КОММУНИКАЦИИ И МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ НАВЫКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НАВЫКИ САМОКОНТРОЛЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ Навыки коммуникации
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - убедить родителей и друзей готовить и выбирать здоровую пищу.
 
 * Навыки отказа
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - противостоять социальному давлению в пользу нездоровой практики питания.
 
 * Навыки пропаганды и защиты
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - давать информацию о здоровом питании другим людям через плакаты, рекламу, представления и презентации;
 - заручиться поддержкой влиятельных взрослых, например, руководителей, учителей, местных врачей с тем, чтобы обеспечивать школу здоровой пищей. * Навыки принятия решений
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - выбирать пищу и закуски с большими питательными свойствами;
 - убедительно демонстрировать понимание последствий несбалансирован-ного питания (заболевания, обусловленные дефицитом).
 * Навыки критического мышления
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - оценивать питательные свойства рекламируемых продуктов и новости, касающиеся питания. * Навыки самоанализа и самоконтроля
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - распознать связь между нарушением питания и психологическими и эмоциональными факторами;
 - определять личные предпочтения среди всех питательных продуктов и закусок;
 - создать здоровый имидж тела.
  СЕКСУАЛЬНОЕ И РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ И ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ/СПИДа Навыки коммуникации
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - эффективно выражать нежелание иметь сексуальные контакты;
 - оказывать влияние на других с тем, чтобы они либо воздерживались от сексуальных контактов, либо практиковали безопасный секс с использованием презерватива, если они не поддаются убеждению воздерживаться от сексуальных контактов;
 - демонстрировать поддержку предупреждению дискриминации в связи с ВИЧ/СПИДом.
 
 * Навыки пропаганды и защиты
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - аргументировать свою возможность доступа к информации по сексуальному и репродуктивному здоровью, услугам и консультированию молодых людей.
 
 * Навыки ведения переговоров/ навыки отказа
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - отказаться от сексуального контакта или обговорить использование презерватива.
 
  * Навыки принятия решений
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - искать и находить надежные источники информации по анатомии человека; половому созреванию, зачатию и беременности; ИППП, ВИЧ/СПИДу, местному уровню их распространенности; имеющимся методам контрацепции;
 - анализировать разнообразие потенциальных ситуаций для сексуальных контактов и определять разнообразные возможные действия, а также последствия таких действий.
 
 * Навыки критического мышления:
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - анализировать различные слухи и неверные представления о ВИЧ/СПИДе, противозачаточных средствах, гендерных ролях и образе человеческого тела, создаваемого в средствах массовой информации. * Навыки управления стрессами
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - искать службы оказания помощи в области репродуктивного и сексуального здоровья, например, контрацептивы, презервативы для профилактики ВИЧ-инфицирования или нежелательной беременности, в случае сексуального насилия, эксплуатации, дискриминации (на основе пола), насилия или другой эмоциональной травмы.
 
 * Навыки увеличения личной уверенности и способность контролировать, нести ответственность, производить или обуславливать перемены
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - отстаивать личные ценности в случае давления со стороны сверстников и других людей.
 
 ВОПРОСЫ ЗДОРОВЬЯ НАВЫКИ КОММУНИКАЦИИ И МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ НАВЫКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ И КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НАВЫКИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПРОБЛЕМ И САМОКОНТРОЛЯ СЕКСУАЛЬНОЕ И РЕПРОДУКТИВНОЕ ЗДОРОВЬЕ И ПРОФИЛАКТИКА ВИЧ/СПИДа * Навыки межличностного общения
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - проявлять интерес и активно слушать других людей;
 - проявлять заботу и сочувствие, в том числе и при общении с ВИЧ- инфицированными людьми. - Анализировать социально-культурное влияние в отношении сексуального поведения. СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ГЕЛЬМИНТОЗА (ГЛИСТНОЙ ИНФЕКЦИИ) Навыки коммуникации
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - предоставлять информацию в отношении глистных инфекций семье, сверстникам и членам сообщества;
 - стимулировать сверстников, братьев и сестер, а также других членов семьи к тому, чтобы проводить меры по дегельминтизации и избегать повторных инфекций.
 
 * Навыки пропаганды и защиты
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - пропагандировать такую среду и поведение, которые будут неблагоприятными для распространения глистной инфекции;
 - обмениваться положительными результатами мер по дегельминтизации. * Навыки принятия решений/ решения проблем
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - определять и избегать поведения и окружения, которые могут вызвать инфекцию, например, прием пищи с пола или контакты продуктов питания с загрязненной землей, практиковать поведение, которое может предотвратить инфекцию, например, воздерживаться от загрязнения почвы или поверхности воды фекалиями;
 - потреблять безопасную воду и незагрязненную пищу.
  * Навыки самомониторинга
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - практиковать поведение, необходимое для профилактики гельминтоза и заражения глистной инфекцией, например, не пить грязную воду. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЖЕСТОКОСТИ ИЛИ ОБУЧЕНИЕ МИРУ Навыки коммуникации
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - излагать свою позицию четко и спокойно, без обвинения;
 - выслушивать мнение друг друга;
 - сообщать положительную информацию;
 - использовать "Я" заявления и не обвинять других.
 
 * Навыки ведения переговоров
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - вмешиваться и предостерегать других от конфликтов прежде, чем они обострятся.
 
 * Навыки пропаганды и защиты
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - участвовать в мероприятиях сообщества, которые пропагандируют ненасильственное поведение;
 - присоединяться, поддерживать и информировать других в отношении ненасильственных действий и организаций;
 - отстаивать программы выкупа оружия или создания зон, свободных от оружия;
 - рекомендовать отказ от просмотра фильмов и от видеоигр, пропагандирующих насилие.
  * Навыки принятия решений/ решения проблем
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - понимать роли агрессора, жертвы и стороннего наблюдателя.
 
 * Навыки критического мышления
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - распознавать и избегать конфликтных ситуаций;
 - оценивать насильственные и ненасильственные решения, которые представляются успешными в средствах массовой информации;
 - анализировать собственные стереотипы, убеждения и представления, поддерживающие насилие;
 - помочь уменьшить число предрассудков и увеличить терпимость в отношении различий. * Навыки управления стрессами
 Учащиеся могут наблюдать и практиковать способы:
 - находить и внедрять мирные способы разрешения конфликтов;
 - противостоять давлению со стороны сверстников и взрослых в отношении участия в насильственных действиях.
 
 В оптимальном варианте санитарное образование на основе навыков должно проводиться в различных областях. Руководство по некоторым из этих содержательных областей можно найти в Информационной серии ВОЗ по санитарному образованию в школе (см. Приложение 1).
 
 Образование в области здоровья на основе привития жизненных навыков и права человека
 
 Образование в оласти здоровья на основе жизненных навыков способствует соблюдению основных прав человека, включенных в Конвенцию о правах ребенка (КПР), в особенности тех, которые касаются права ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения (статья 24) и права на образование в целях развития детей, реализации их способностей в самом полном объеме (статья 28 и 29). Дети имеют всеобщие и неотъемлемые права, включая право на выживание; защиту от вредного влияния, насилия и эксплуатации; на полное участие в семейной, культурной и социальной жизни. Дети имеют право на получение информации, образования и услуг; право на наиболее совершенное физическое и психическое здоровье, а также на формальное и неформальное просвещение в вопросах народонаселения и здоровья, включая вопросы сексуального и репродуктивного здоровья (Международная конференция по народонаселению и развитию, 1999). Государства-участники обязаны обеспечивать уважение, защиту и соблюдение прав детей. Образование должно отвечать наилучшим интересам и целям непрерывного развития ребенка в целом, без дискриминации, с уважением к его взглядам и с его активным участием. Образование в области здоровья на основе навыков является одним из средств достижения этих целей.
 
 2.2. МЕТОДЫ ПРЕПОДАВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛСТИ ЗДОРОВЬЯ НА ОСНОВЕ НАВЫКОВ
 
 Для достижения образовательных целей и задач образования в области здоровья на основе жизненных навыков необходимы соответствующие эффективные методы преподавания и обучения. Эффективное обучение жизненным навыкам повторяет естественные процессы, опираясь на которые дети учатся вести себя в обществе. Это включает в себя моделирование, наблюдение и социальное взаимодействие. Интерактивные методы преподавания и обучения или методы на основе широкого участия являются важной частью санитарного просвещения на основе навыков.
 
 Навыки усваиваются лучше всего в процессе наблюдения и использования приобретаемых знаний, когда учащиеся имеют возможность активно практиковать их. Простое перечисление навыков учителем и лекции, которые слушают учащиеся, не всегда приводят к тому, что учащиеся овладевают ими. Необходимо учиться на практике. Учителя должны использовать такие методы в классе, которые дают возможность молодым людям наблюдать эти навыки на практике, а затем использовать их в жизни. Ученые считают, что если учащиеся могут практически применять эти навыки в классе, скорее всего, они смогут использовать их и вне школы.
 
 Роль учителя, осуществляющего образование в области здоровья на основе привития навыков, заключается в том, чтобы обеспечить обучение и активное участие самих обучаемых (то есть естественный процесс обучения), помимо чтения лекций или использования других приемлемых и эффективных методов достижения учебных задач. Обучение на основе активного участия опирается на опыт, мнения и знания членов учебной группы; оно создает творческий контекст для исследования и развития возможностей и вариантов, а также является источником взаимного комфорта и безопасности, которые способствуют процессу обучения и принятия решений (КАРИКОМ и ЮНИСЕФ, 1999).
 
 Теория социального познания дает некоторое теоретическое представление о том, почему методика преподавания на основе активного участия наиболее эффективна. Исследования Бандуры показывают, что люди учатся тому, что надо делать и как делать, наблюдая за другими. Положительное поведение усиливается положительными или отрицательными результатами, наблюдаемыми или получаемыми непосредственно самими обучаемыми. Поведение лучше закрепляется тогда, когда люди в уме или в реальности повторяют какие-либо поведенческие модели (Бандура, 1977).
 
 Конструктивистская теория дает другое обоснование. Л. Выготский считает, что социальное взаимодействие и активное участие ребенка в решении проблем вместе со своими сверстниками и взрослыми является основой развития умственных способностей (Выготский, 1978). Многие программы рассчитывают на способность сверстников влиять на социальные нормы и индивидуальное поведение. Взрослые и молодые люди стремятся действовать таким образом, чтобы их считали нормальными, или такими, как все люди их возраста. Если подростки (правильно или неправильно) считают, что большинство молодых людей решают проблемы только через драку, тогда драка становится нормой или типичным способом разрешения споров, который они признают. Если, с другой стороны, учащиеся почувствуют, что нормой является обсуждение проблемы, а прохожие будут активно вмешиваться, чтобы остановить драку, вместо того чтобы поощрять ее, тогда большинство молодых людей будут склоняться к этой норме поведения. В сотрудничестве со сверстниками, продвигающими просоциальное поведение, представление о нормах меняется у сверстников в сторону поддержки здорового и позитивного поведения; оно также может повлиять и на некоторых сверстников, практикующих рискованное поведение, таким образом, что они станут склоняться к нормам просоциального поведения (Водарский и Фейт, 1997). Установить позитивные стандарты поведения в школьной среде очень важно: если учащиеся будут знать об этих стандартах и рассматривать их в качестве образца, тогда многие из них сформируют и закрепят для себя поведение, способствующее укреплению здоровья (Мангрулкар и другие, 2001, с. 27).
 
 На рисунке 5 приводится описание модели развития навыков, которые могут служить в качестве руководства для организации занятий в классе.
 
 Рисунок 5. Цикл развития навыков
 
 Определение и продвижение конкретных навыков
 - Определение навыков: какие навыки являются наиболее важными для оказания влияния на целевое поведение или условия; что могут сделать учащиеся, если упражнения на развитие навыков будут успешными?
 - Создание положительных и отрицательных примеров того, как можно применять навыки.
 - Поощрение вербальной практики и действий.
 - Исправление неправильных представлений в отношении того, что представляет собой тот или иной навык, и как его развивать.
 -
 Поддержка развития навыков и их практическое применение
 - Предоставление возможности наблюдать эффективное применение навыков.
 - Предоставление возможности практического применения навыков под руководством преподавателя и с его комментариями.
 - Оценка практического применения навыков.
 - Предоставление отзыва и рекомендаций в отношении мер исправления.
 
 Поддержание навыков/ обобщение/ генерализация
 - Предоставление возможности для личной практики.
 - Поддержка самооценки и регулирования навыков.
 (Текст на рис. 5 адаптирован из Мангрулкар и др., 2001, страница 27.)
 
 Исследования подходов к санитарному просвещению показали, что активные обучающие действия на основе широкого участия в них учащихся являются наиболее эффективным методом одновременного развития знаний, отношений и навыков, опираясь на которые учащиеся могут делать выбор в пользу здорового образа жизни (например, Вилсон и др., 1992; Тоблер, 1998).
 
 Конкретные преимущества методов преподавания и обучения на основе активного участия, а также работы в группах включают следующие компоненты:
 * Усиление восприятия себя и других участников
 * Поддержка сотрудничества, а не конкуренции
 * Обеспечение возможности для членов группы и их тренеров/учителей признавать и ценить навыки и усиливать чувство собственного достоинства
 * Дать возможность участникам лучше узнать друг друга и продлить отношения
 * Продвигать навыки слушания и коммуникации
 * Облегчать работу с чувствительными вопросами
 * Продвигать толерантность и понимание отдельных людей и их потребностей
 * Поощрять новаторство и творчество.
 (КАРИКОМ, 2000; КАРИКОМ и ЮНИСЕФ, 1999.)
 
 Методы преподавания на основе участия, используемые для развития навыков и воздействия на отношения, включают в себя следующие моменты:
 * Обсуждения в классе
 * Метод "мозговой атаки"
 * Демонстрация и практика под руководством инструктора
 * Ролевая игра
 * Работа в маленьких группах
 * Учебные игры и имитация/моделирование
 * Конкретные ситуации
 * Рассказы
 * Дебаты
 * Практическая отработка жизненных навыков, характерных для конкретного контекста, с другими участниками
 * Аудиовизуальные виды работ, например, искусство, музыка, театр, танцы
 * Вычерчивание карты решений и дерева проблем.
 
 Эффективные программы наиболее полно и сбалансированно сочетают методы на основе широкого и активного участия с информацией и отношениями, касающимися контекста (Кирби и др., 1994). На рисунке 6 дается описание содержания, преимуществ и процессов, отвечающих на вопрос "как", применяемых в некоторых основных методах преподавания на основе активного участия. В приводимой ниже конкретной ситуации молодые люди использовали навыки пропаганды и поддержки, а также умения действовать для изменения условий окружающей среды в целях укрепления здоровья.
 
 Конкретная ситуация
 
 Учащиеся начальной школы в Гиббинге, Миннесота, Соединенные Штаты Америки, участвовали в программе Навыки, необходимые для роста, разработанной Лайонз-Квестом, инициативой Лайонз клаб интернейшнл/Фонда Лайонз клабз интернейшнл для обучения молодежи жизненным навыкам. Учащиеся решили, что палочку жевательной резинки "Хей Ман Кул" с красным кончиком, производящую облачка сахарного "дыма", можно легко принять за настоящую сигарету, и что в данном случае производитель рекламировал курение. Они добились того, что два местных кондитерских магазина убрали эти сладости со своих полок, а затем предъявили претензии производителю - "Чуинг гам корпорейшн" из Филадельфии. Компания согласилась изменить упаковку, убрать красный кончик и изменить форму жевательной резинки. Вдохновленный этим успехом, учитель сказал, чтобы учащиеся теперь взялись за компанию по производству вяленой говядины, чей продукт напоминает жевательный табак.
 (Из: http://www.quest.edu/content/OurPrograms/EvaluationReport/evalreport.html)
 Рисунок 6. Методы преподавания на основе широкого участия
 
 Каждый из методов преподавания, приведенных на рис. 6, можно использовать для обучения жизненным навыкам.
 
 
 МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ОПИСАНИЕ ДОСТОИНСТВА ПРОЦЕСС ОБСУЖДЕНИЕ В КЛАССЕ (в маленьких или больших группах) Класс изучает интересную проблему или тему с целью лучше понять вопрос или навык, найти наилучшее решение или разработать новые идеи и направления для группы. Дает учащимся возможность учиться друг у друга и практиковать обращение друг к другу при решении проблем. Дает учащимся возможность углубить свое понимание темы и персонифицировать свою связь с ней. Помогает развивать навыки слушания, уверенности в себе и сопереживания. * Решите, как организовать места для проведения обсуждения.
 * Определите цель обсуждения и понятно изложите ее.
 * Задавайте значимые, открытые вопросы.
 * Отслеживайте прогресс обсуждения. МОЗГОВАЯ АТАКА Учащиеся активно выдвигают самые разнообразные идеи в отношении определенной темы или вопроса за определенный, часто короткий промежуток времени. Количество идей - основная задача данного упражнения. Оценка или обсуждение идей проводится позже. Дает возможность учащимся очень быстро и спонтанно выдвигать идеи. Помогает учащимся использовать свое воображение, отходить от установленных форм реакции. Является хорошим началом для обсуждения, поскольку класс может творчески выдвигать идеи. Важно оценивать все "за" и "против" каждой идеи или ранжировать идеи в соответствии с определенными критериями. * Определите лидера и протоколиста.
 * Изложите вопрос или проблему и попросите дать идеи.
 * Учащиеся могут предлагать любые идеи, которые приходят на ум.
 * Не обсуждайте идеи сразу после того, как они будут предложены.
 * Записывайте идеи там, где они будут видны всем.
 * После мозговой атаки проанализируйте идеи, сделайте добавления, уберите, что считаете нужным, распределите по категориям. РОЛЕВАЯ ИГРА Ролевая игра представляет собой неформальную инсценировку, в ходе которой люди разыгрывают предлагаемую ситуацию. Представляет собой отличную возможность для практической отработки навыков; дает представление о том, как можно разрешить потенциальную ситуацию в реальной жизни; увеличивает сопереживание с другими людьми, с их точкой зрения и дает возможность лучше понять собственные чувства. * Опишите ситуацию, которую предстоит инсценировать.
 * Выберите актеров.
 * Дайте необходимые инструкции актерам.
 * Начинайте ролевую игру.
 * Обсудите, что произошло. МАЛАЯ ГРУППА/ "БЗ-З-З" ГРУППА Для работы в малых группах большой класс делится на маленькие группы по шесть или менее человек, учитывая ограниченное время для выполнения задания, выполнения действий или обсуждения конкретной темы, проблем или вопросов. Полезно проводить, если группы большие, а время ограничено. Максимально увеличивает вклад учащихся. Дает возможность учащимся лучше узнать друг друга и увеличивает вероятность того, что они будут учитывать мнение других людей. Помогает учащимся услышать и получить знания от своих сверстников. * Сообщите о цели обсуждения и времени, которое отводится на него.
 * Сформируйте небольшие группы.
 * Расставьте стулья таким образом, чтобы члены группы могли хорошо слышать друг друга.
 * Попросите группу выбрать протоколиста.
 * В конце попросите протоколистов рассказать, как проходило обсуждение в группе. ИГРЫ И ИМИТАЦИЯ Учащиеся играют в такие игры, которые могут быть использованы для обучающего контекста, критического мышления, решения проблем, принятия решения, а также для анализа и закрепления. Имитационные игры спланированы таким образом, чтобы создать у учащихся ощущение реального опыта. Игры и имитационные упражнения вызывает веселье, способствуют активному обучению и обогащают обучение в классе, так как участники очень стараются подтвердить свои очки или заработать их. Они требуют комплексного применения знаний, отношений и навыков и позволяют учащимся апробировать свои предположения и способности в относительно безопасной обстановке. Игры:
 * Напомните учащимся, что это упражнение должно быть в удовольствие для них, поэтому не важно, кто будет победителем.
 Имитация:
 * Это упражнение бывает эффективнее всего, когда оно короткое и обсуждается сразу.
 Учащихся просят представить себя в какой-то ситуации или они должны играть в соответствующим образом организованную игру, или проводить такое действие, чтобы у них возникло чувство, которое может возникнуть и в другой ситуации. СИТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ И КОНКРЕТНЫЕ СИТУАЦИИ Упражнения по ситуационному анализу позволяют учащимся подумать, проанализировать и обсудить ситуации, с которыми они могут столкнуться. Конкретные ситуации - это реальные жизненные истории, которые детально описывают, что случилось в общине, семье, школе или в жизни конкретного человека. Ситуационный анализ позволяет учащимся исследовать проблемы и дилеммы, а также безопасно апробировать решения; он дает возможность работать вместе, обмениваться идеями, а также узнать, что люди иногда видят вещи по-другому. Конкретные ситуации являются мощными катализаторами мышления и обсуждения. Учащиеся рассматривают силы, которые сходятся в одной точке, чтобы заставить человека или группу действовать так или иначе, а затем оценить последствия. Участвуя в таком мыслительном процессе, учащиеся могут улучшить собственные навыки принятия решений. Классные занятия могут быть привязаны к конкретной деятельности для того, чтобы помочь учащимся принять правильное решение до того, как они столкнутся с риском для здоровья в реальной жизни. * Наводящие вопросы бывают полезными для стимулирования мышления и обсуждения.
 * Фасилитатор/ ведущий должен уметь получить ключевые моменты от учащихся, отступить и поставить "более широкие" вопросы.
 * Ситуационный анализ и конкретные ситуации требуют адекватного времени для развития и творческого мышления.
 * Учитель должен выступать как ведущий и как наставник, а не как единственный источник "ответов" и знаний. ДЕБАТЫ2 В дебатах определенная проблема или вопрос представляется классу, и учащиеся должны занять определенную позицию в отношении решения проблемы или вопроса. Класс может участвовать в дебатах в целом или в маленьких группах. Дает возможность рассмотреть определенный вопрос детально и творчески. Вопросы охраны здоровья хорошо подходят для этой цели: учащиеся могут проводить дебаты, например, в отношении того, следует ли запрещать курение в общественных местах в сообществе. Дает возможность учащимся защищать значимую для них позицию. Дает возможность практики навыков мышления более высокого порядка. * Позвольте учащимся выбрать позицию по собственному усмотрению. Если слишком много учащихся занимают одну и ту же позицию, попросите добровольцев придерживаться противоположной точки зрения.
 * Дайте учащимся достаточно времени, чтобы изучить тему.
 * Не допускайте доминирования одних учащихся за счет других, желающих высказаться.
 * Обеспечьте условия для того, чтобы учащиеся проявляли уважение к мнению и мыслям других участников дебатов.
 * Контролируйте класс и следите, чтобы дебаты не выходили за рамки заданной темы. РАССКАЗЫ3 Учитель или учащиеся рассказывают или читают рассказ группе. Рассказ можно иллюстрировать рисунками, комиксами и слайдами. Учащихся просят подумать и обсудить важные (касающиеся здоровья) моменты или методы, приведенные в рассказе. Могут помочь учащимся думать о местных проблемах и развить навыки критического мышления. Учащиеся могут использовать свои собственные творческие навыки, помогая составить рассказы, или группа может работать в интерактивном режиме во время рассказа. Рассказ позволяет провести аналогию или сравнения, помогает людям найти здоровые решения. * Рассказ должен быть простым и понятным, содержать один или два основных момента.
 * Необходимо, чтобы рассказ (и рисунки, если они включены) касался жизни учащихся.
 * Рассказ должен быть достаточно драматичным, чтобы вызвать интерес. Постарайтесь включить в него примеры проявления счастья, печали, возбуждения, смелости, серьезных мыслей, решений и способы разрешения проблем.
 Источник: Обучение жизненным навыкам в обучении по вопросам здоровья и семьи, Барбадос, март/апрель 2001, разработано HHD/EDC, Ньютон, Массачуссетс.
 
 
 
 3. ТЕОРИИ И ПРИЦИПЫ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ ОБУЧЕНИЕ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ НА ОСНОВЕ ПРИВИТИЯ ЖИЗНЕННЫХ НАВЫКОВ4
 
 Цель: обобщить основополагающие теории и принципы обучения в области здоровья на основе жизненных навыков и осветить их применение.
 
 Обоснование преимуществ применения образования в обасти здоровья на основе жизненных навыков содержится в многочисленных теоретических и научных публикациях. В данном разделе приводятся отдельные теории с краткими аннотациями, указывающими на их значение для планирования обучения в области здоровья на основе жизненных навыков. Эти теории содержат много общих положений, и все они внесли свой вклад в разработку санитарного образования на основе жизненных навыков.
 
 Поведенческая наука и дисциплины, касающиеся образования и развития ребенка в контексте принципов прав человека, представляют собой главный источник этих основополагающих теорий и принципов. Те, кто работает с этими дисциплинами, внесли свой вклад, основанный на опыте, накопленном в ходе десятилетий научных исследований и практической работы, в понимание того, как происходит процесс роста и познания людей, в частности, детей и подростков; как они приобретают знания, формируют отношения, вырабатывают навыки, как ведут себя в обществе. Научные исследования и опыт также помогли определить те многочисленные факторы, которые влияют на рост и развитие детей и подростков в различном окружении, начиная с семьи и групп сверстников и заканчивая школой и общиной.
 
 Большинство теорий, рассматриваемых ниже, основаны на работах западных и североамериканских ученых - специалистов в области общественных наук, и они могут иметь, а могут и не иметь определенного значения для другой культуры и практики. Поэтому авторы программ совместно с местными специалистами в области общественных и поведенческих наук, педиатрами, антропологами, педагогами и другими специалистами, изучающими развитие детей и подростков, возможно, пожелают рассмотреть значение этих идей, а также собственные культурные представления в процессе разработки проектов.
 
 3.1. ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА И ПОДРОСТКА
 
  Понимание комплексных биологических, социальных и познавательных изменений, гендерного осознания и нравственного развития, происходящих в детстве и подростковом возрасте, лежит в основе большинства теорий человеческого развития.
 
 Начало полового созревания лежит в основе биологических изменений, происходящих в детстве и раннем подростковом возрасте. Важным компонентом социального познания при переходе из подросткового периода во взрослое состояние является процесс осознания себя и других людей и понимание взаимоотношений в человеческой среде. Способность понимать причинно-следственные отношения формируется в раннем подростковом периоде, когда процесс решения проблем становится более сложным. Подросток становится способен осмысливать одновременно несколько переменных, может мыслить абстрактно и вырабатывать правила решения проблем (Пьяже, 1972). В это время социальные взаимоотношения становятся более сложными. Подростки проводят больше времени со своими сверстниками; более интенсивными становятся их взаимоотношения со сверстниками противоположного пола; они проводят меньше времени дома, с членами своей семьи. Нравственное развитие также происходит в этот период; подростки начинают давать рационалистическое объяснение различным мнениям и информации, получаемой из различных источников, начинают формировать собственные ценности и правила уравновешивания собственных интересов, конфликтующих с интересами других людей.
 
  Значение для образования в области здоровья на основе навыков:
 
 (1) Возраст позднего детства и раннего подросткового периода (6-15 лет) в школьной среде представляет собой критический период и одновременно дает возможность для развития навыков и положительных привычек. В этот период дети развивают способность мыслить абстрактно, понимать последствия, общаться со своими сверстниками по-другому и решать проблемы, поскольку в этот период они становятся более независимы от родителей, приобретают больше навыков, чтобы контролировать собственную жизнь.
 
 (2) Более широкий социальный контекст раннего и среднего подросткового периодов предоставляет разнообразные ситуации, в которых дети могут практически отрабатывать новые навыки и формировать положительные привычки общения со сверстниками и другими людьми за пределами семейного круга.
 
 (3) Развитие отношений, ценностей, навыков и компетенций считается критически важным для того, чтобы у ребенка появилось осознание собственного "Я", самостоятельной личности, а также важно для всего процесса обучения в школе.
 
 (4) В этот промежуток времени привычки молодых людей одного возраста или разных возрастов могут сильно меняться. Поэтому деятельность, в которой они принимают участие, должна соответствовать их возрастному развитию.
 
 3.2. РАЗНООБРАЗНЫЕ СПОСОБНОСТИ
 
  В соответствии с теорией, разработанной Говардом Гарднером (1993), существует восемь человеческих способностей, которые основываются на широком разнообразии человеческих возможностей. Они включают в себя лингвистические, логические/математические, музыкальные, пространственные, материальные/кинестетические, натуралистические, межличностные и внутриличностные способности, но они неодинаково проявляются у разных людей, и в процессе развития навыков или решения проблем люди используют свои способности по-разному.
 
  Значение для образования в области здоровья на основе навыков:
 
 (1) Более широкое видение человеческих способностей указывает на необходимость использования разнообразных учебных методов, чтобы вовлечь различные стили обучения и сильные стороны учащихся.
 
 (2) Способность управлять эмоциями и умение понимать собственные чувства, а также чувства других людей очень важны для человеческого развития, и подростки могут научиться этим способностям так же, как они учатся читать и считать.

<< Пред.           стр. 2 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу