<< Пред.           стр. 6 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу

 Устная презентация и сообщения. На основе устной презентации учащиеся могут организовать то, что они знают о содержании, и продемонстрировать свою способность думать и рассуждать. Такой формат также дает учащемуся возможность продемонстрировать различные аспекты навыков коммуникации. В какой-то степени игры, пародирование, ролевые игры, выступления и дебаты можно рассматривать как вариации устных презентаций и докладов.
 
 Портфолио. Портфолио - это собрание или выставка примеров наилучших работ школьника в определенной области. Портфели имеют то преимущество, что они содержат студенческие работы (продукцию), собранные за определенный период времени, и их размышления (процесс) о выполнении данной работы. Портфели могут содержать свидетельство возросшего объема знаний учащихся и их навыки, могут документировать их прогресс в обучении.
 
 Ненавязчивая методика. Этот термин относится к методике наблюдения, которая может включать в себя анализ школьных журналов, библиотечных записей о выдаче или получении литературы, журналов посещаемости, тетрадей учащихся и физических факторов, например, произвольное расположение мест или добровольный выбор места. Это требует изобретательности и творчества от учителя.
 
 (Из ЮНИСЕФ/КАРИКОМ, 2001, из Аннетт Вилтшир Для семинара по Программе подготовки тренеров, Проект CARICOM HFLE, май, 2000).
 
 ПРИЛОЖЕНИЕ 1: МАТЕРИАЛЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СЕРИИ ВОЗ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ В ШКОЛЕ
 
 Приведенные ниже документы можно заказать во Всемирной Организации Здравоохранения, Отдел неинфекционных заболеваний и укрепления здоровья, 20 Авеню Аппия, 1211, Женева, 27, Швейцария, телефон +41-22-791-2582 или 3581; или найти в Интернете по адресу: http://www.who.int/school-youth-health/
 
 Действия на местном уровне. Создание школ, содействующих укреплению здоровья, ВОЗ/ШКОЛА/98.7, опубликовано в 2000 году совместно ВОЗ, ЮНЕСКО и EDC, в помощь людям, работающим на местном уровне и занимающимся планированием, осуществлением и оценкой усилий, направленных на улучшение здоровья через школы. Данный материал представляет собой практическое руководство, содержит механизмы и идеи, собранные в школах разных стран мира. Руководство предлагает варианты совместной работы школьных администраторов, учителей, учащихся, родителей и членов сообщества над осуществлением четырех компонентов эффективной программы охраны здоровья в школе: (1) школьная политика в области здоровья; (2) чистая вода и санитарные условия в качестве первых шагов по созданию здоровой школьной среды, (3) санитарное просвещение на основе навыков и (4) службы охраны здоровья и питания в школе, как они называются ВОЗ, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО и Всемирным банком в совместной инициативе Направление ресурсов на обеспечение эффективной охраны здоровья в школе (ФРЕШ).
 
 Профилактика ВИЧ/СПИД/ИППП и связанной с ними дискриминации - важная обязанность школы, укрепляющей здоровье. ВОЗ/ШКОЛА/98.6, опубликовано в 1999 году совместно ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНЕЙДС и Эдьюкейшн интернешнл в помощь людям, пропагандирующим и осуществляющим профилактику ВИЧ/СПИД/ИППП через школу. Данный материал дает убедительное обоснование необходимости профилактики ВИЧ/СПИД/ЗППП через школу; содержит концепцию и особенности школы, содействующей укреплению здоровья, а также дает представление о конкретных путях использования всех организационных возможностей школы для профилактики ВИЧ-инфекции. В этой публикации также дается описание того, как можно использовать каждый из четырех компонентов ФРЕШ для профилактики ВИЧ/СПИД/ЗППП.
 
 Профилактика табакокурения - важная обязанность школы, содействующей укреплению здоровья. ВОЗ/ШКОЛА/98.5, опубликовано в 1999 году совместно ВОЗ, ЮНЕСКО, ЮНЕЙДС и Эдьюкейшн интернешнл в помощь людям, пропагандирующим и осуществляющим профилактику табакокурения через школу. Данный материал дает убедительное обоснование необходимости профилактики табакокурения через школу; содержит концепцию и особенности школы, содействующей укреплению здоровья, а также дает представление о конкретных путях использования всех организационных возможностей школы для профилактики табакокурения. В этой публикации также содержится описание того, как можно использовать каждый из четырех компонентов ФРЕШ для профилактики табакокурения.
 
 Профилактика насилия - важный элемент школы, содействующей укреплению здоровья. ВОЗ/ШКОЛА/98.3, опубликовано в 1999 году совместно ВОЗ, ЮНЕСКО и Эдьюкейшн интернешнл в помощь людям, пропагандирующим и осуществляющим профилактику насилия через школу. Данный материал дает убедительное обоснование необходимости усилий по профилактике насилия через школу; содержит концепцию и особенности школы, содействующей укреплению здоровья, а также дает представление о конкретных путях использования школой всех своих организационных возможностей для профилактики насилия.
 
 Здоровое питание - важный элемент школы, содействующей укреплению здоровья. ВОЗ/ШКОЛА/98.4, опубликовано в 1998 году совместно ВОЗ, ФАО и Эдьюкейшн интернешнл в помощь людям, пропагандирующим и осуществляющим меры по пропаганде и защите здорового питания через школу. Данный материал дает убедительное обоснование необходимости усилий по обеспечению здорового питания и здоровой практики питания в школах; содержит концепцию и особенности школы, содействующей укреплению здоровья, а также дает представление о конкретных путях использования школой всех своих организационных возможностей для улучшения питания молодых людей, персонала школы и их семей. В этой публикации также дается описание того, как можно использовать каждый из четырех компонентов ФРЕШ для улучшения практики питания.
 
 Расширение мер по снижению уровня гельминтоза - предпосылки для развития школ, содействующих укреплению здоровья. ВОЗ/ШКОЛА/96.1, опубликовано в 1996 году ВОЗ в помощь министерствам здравоохранения и образования при разработке политики, введении санитарного просвещения на основе навыков, создания здоровой среды, а также обеспечения услуг по охране здоровья в школе, которые способствовали бы снижению уровня глистных инфекций у школьников, их семей и сообщества в целом. В этой публикации дается описание того, как можно использовать каждый из четырех компонентов ФРЕШ для профилактики глистных инфекций.
 
 Создание среды, благоприятной для эмоционального и социального благополучия, - важная обязанность школы, содействующей укреплению здоровья, доброжелательной к детям. Разработана совместно ВОЗ и ЮНИСЕФ в помощь школьному персоналу при проведении оценки того, насколько школьная среда поддерживает эмоциональное и социальное благополучие. Данный документ содержит также вопросники и инструкцию для школьного персонала по определению качества среды, поддерживающей эмоциональное и социальное благополучие учащихся и школьного персонала, на основе системы выставления баллов. Данный материал также поможет школьному персоналу определить, в какой степени эти характеристики присущи их собственной школе.
 
 Защита от солнца - важный элемент школы, содействующей укреплению здоровья. ВОЗ/NPH/02.6. Документ опубликован в 2002 году совместно ВОЗ/PHE, ВОЗ/NPH и ЮНЕСКО в помощь школьному персоналу для оценки того, в какой степени учащиеся и персонал в их школе информируются о вреде солнечного воздействия, и как это дает им возможность защищать себя от этого воздействия.
 
 Профилактика злоупотребления алкоголем - важный элемент школы, содействующей укреплению здоровья. Готовится к публикации в 2003 году совместно с ВОЗ/MPH и ВОЗ/NPH в помощь школе по использованию четырех главных компонентов ФРЕШ для профилактики злоупотребления алкоголем среди учащихся.
 
 Активный образ жизни - важный элемент школы, содействующей укреплению здоровья. Готовится к публикации в 2003 году ВОЗ в помощь людям по пропаганде и практике активного образа жизни (физическая активность, занятия спортом и отдых) через школу. Данный материал дает убедительное обоснование необходимости ведения активного образа жизни; содержит концепцию и особенности школы, содействующей укреплению здоровья, а также дает представление о конкретных путях использования всех организационных возможностей школы для пропаганды активного образа жизни среди учащихся и школьного персонала.
 
 Модельная школа борьбы с табакокурением. Готовится к публикации в 2003 году совместно с ВОЗ/NPH и ВОЗ/TFI в помощь школе по осуществлению программ борьбы с табакокурением, противоположных программам табачной промышленности, а также по вовлечению молодежи в глобальные, национальные и местные действия по профилактике потребления табака. В документе делается особый акцент на тех действиях, которые могут предпринять учащиеся для поддержки Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с потреблением табака.
 
 Создание школьной среды, благоприятной для здоровья, - важная обязанность школы, содействующей укреплению здоровья. Готовится к публикации в 2003 году совместно с ВОЗ/PHE, ВОЗ/NPH в помощь руководителям школ по созданию безопасной и надежной среды для учащихся, а также вовлечению учащихся в процесс обеспечения безопасной и здоровой среды для всех.
 
 Семейная жизнь, репродуктивное здоровье и просвещение населения - важная обязанность школы, содействующей укреплению здоровья. Готовится к публикации в 2003 году совместно с ВОЗ/NPH, ВОЗ/RHR, ЮНЕСКО и EDC в помощь руководителям школ по ликвидации противоречий и проблем, возникающих в школах, в этой области. Данный документ поможет руководителям в их работе с членами сообщества и в выборе наиболее приемлемых путей просвещения учащихся в этих вопросах.
 
 ПРОПАГАНДА И ПОДДЕРЖКА В ЗАЩИТУ ИНТЕРЕСОВ
 
 Стратегия коммуникации и пропаганды: Репродуктивное и сексуальное здоровье подростков. Буклет 2: Программы и стратегии пропаганды и ИОК. Буклет 3: Полученные уроки и Руководство (2001), опубликованы совместно ЮНЕСКО и ЮНФПА, имеются в главном региональном офисе ЮНЕСКО по Азиатско-Тихоокеанскому региону, ПЯ 967, Пост-офис Праканонг, Бангкок, 10110, Таиланд. Буклет 2 включает стратегию по пропаганде и поддержке по обеспечению заинтересованности и обязательств тех, кто принимает решение, поддержку различных секторов в разработке рекомендаций и других документов. Буклет 3 обобщает полученные уроки в области пропаганды, поддержки и коммуникации, а также предлагает обсуждение тех факторов, которые способствуют и препятствуют пропаганде и поддержке.
 
 После Каира: Справочник по пропаганде и поддержке для женщин-лидеров (1994), имеющийся в Центре деятельности в области развития и народонаселения, 1717, Массачуссетс, Ав.НВ, Сьют 200, Вашингтон, О.К. 20036, США. Данный справочник содержит информацию о том, как планировать и осуществлять стратегию по пропаганде и поддержке в следующих главах: "Планирование в целях пропаганды и поддержки", "Представление информации общественности", "Приобретение союзников", "Пропаганда в целях получения ресурсов" и "Профили пропаганды".
 
 Пропаганда в связи с ТБ: Практическое руководство (1998), ВОЗ/ТБ/98.239, имеется в Глобальной программе по борьбе с туберкулезом Всемирной организации здравоохранения, Женева, Швейцария. Несмотря на то, что данное руководство охватывает различные темы, оно содержит полезную информацию, необходимую для поэтапного планирования усилий по пропаганде: документирование условий, формирование сообщений, работа со средствами массовой информации и мобилизация других.
 
 Почему мы должны инвестировать в подростков Марты Берт (1996), опубликованная Панамериканской Организацией Здравоохранения (ПАОЗ, 1998), Вашингтон, О.К. В данном документе (акцентируется внимание на странах Карибского бассейна и Латинской Америки) подчеркивается важность инвестирования ресурсов здравоохранения и других вспомогательных ресурсов в подростков, чтобы укрепить будущие результаты охраны здоровья и производительности. Документ содержит Рамку для работы со взрослым населением, анализирует обстоятельства и потребности молодежи Латинской Америки и стран Карибского бассейна, обсуждает эффективную отдачу от инвестирования в деятельность по укреплению здоровья подростков и предлагает рекомендации по формированию и направлению инвестиций в подростков.
 
 Коммуникационный брифинг: 101 способ повлиять на очень занятых людей (1998), опубликовано Брифингс паблишинг групп, 1101 Кинг стрит, Сьют 110, Александрия, ВА 22314, США. Это практическое руководство о том, как влиять на людей. Оно дает информацию о роли человека, оказывающего влияние, и включает тактику убеждения других, особенно на рабочем месте.
 
 Влияние: Психология убеждения (1993), Роберта Циалдини, опубликована Уильямом Морроу, Нью-Йорк Сити. Эта книга объясняет шесть психологических принципов, которые руководят нашим импульсом уступить давлению других людей и показать, как мы можем заставить работать принципы в своих интересах и защитить себя от манипулирования собой.
 
 ПЛАНИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА
 
 Совершеннолетие: от фактов - к действиям в защиту сексуального и репродуктивного здоровья подростков, ВОЗ/FRH, ADH/97.18, ВОЗ (1997), Всемирная Организация Здравоохранения, Женева, Швейцария. Данное пособие включает шаги по планированию, проведению и использованию ситуационного анализа, в частности, в отношении сексуального и репродуктивного здоровья. Шаги проведения анализа включают объединение существующей на данный момент коллективной информации и определенных выводов.
 
 Советы по разработке учебного плана для развития жизненных навыков с целью профилактики ВИЧ-инфекции среди африканской молодежи: Обобщение уроков. Технический документ № 115 (2002), опубликован Американским агентством по международному развитию, Африканское бюро, Офис по устойчивому развитию. Информацию или копии материалов можно получить в Информационном центре Африканского бюро, 1331, Пенсильвания Авеню НВ, Сьют 145, Вашингтон О.К. 2004-1703; или по электронной почте: abic@dis.csdie.org. Данный документ представляет собой практическое руководство для людей, осуществляющих планирование, внедрение или совершенствование учебного плана по санитарному просвещению на основе жизненных и приобретенных навыков среди молодых людей африканских стран, расположенных к югу от Сахары. Раздел I содержит исходную информацию по вопросам подростковой сексуальности и уязвимости, а также о проведении ВИЧ-профилактики среди молодых людей. Раздел II предлагает практические советы по осуществлению программ развития жизненных навыков для молодежи по темам "Советы по планированию" и "Советы для администраторов". Раздел III содержит обновленную библиографию документов, приложение А содержит список успешных учебных планов по развитию жизненных навыков и контактную информацию.
 
 Расширение программ по репродуктивному здоровью для молодого взрослого населения (2000). Документ опубликован ФОКУС, Молодое взрослое население, 1201, Коннектикут авеню, НВ, Сьют 501, Вашингтон О.К. 20036, США. Телефон 1-202-835-0818; Факс 1-202-835-0282; http://www.pathfind.org/guides-tools.htm. В документе дается описание четырех моделей расширения программ, приводятся четыре конкретных примера из различных стран, а также ключевые идеи и извлеченные уроки. Это дополнятся разделом, содержащим практические механизмы, которые включают десять упражнений для оказания помощи менеджерам в расширении программ по репродуктивному здоровью для молодого взрослого населения.
 
 Учиться жить: Мониторинг и оценка ВИЧ/СПИД-программ для молодежи, Д. Вебб и Л. Эллиот в сотрудничестве с Департаментом Великобритании по международному развитию и ЮНЕЙДС. Данное руководство опубликовано фондом "Спасите детей", Великобритания (2000). Можно получить в "Спасите детей", Великобритания, 17, Гроув лейн, Лондон SE5 8 RD, Великобритания; телефон 00 44 20 7703 5400, факс 00 44 20 7793 7626. Это практическое руководство по разработке, мониторингу и оценке программ в области ВИЧ/СПИД для молодежи, основанное на опыте программ в разных странах мира. Разработано с учетом опыта проектов, осуществленных в разных странах мира. Акцент в нем делается на уроках недавно проведенной работы с молодыми людьми в области обучения по принципу равный равному; школьного образования и оказания клинических услуг особенно уязвимым детям и детям с ВИЧ/СПИДом. Содержит примеры положительной практики.
 
 Руководство по мониторингу и оценке программ по репродуктивному здоровью подростков (2000), опубликовано ФОКУС, Молодое взрослое население, 1201, Коннектикут авеню, НВ, Сьют 501, Вашингтон О.К. 20036. Телефон 1-202-835-0818; Факс 1-202-835-0282; http://www.pathfind.org/guides-tools.htm. Также имеется на испанском языке: ФОКУС, Молодое взрослое население/Панамериканская организация здравоохранения (2002). Manual de monitoreo y evalucion, Вашингтон О.К. Документ можно посмотреть на сайте: http://www.paho.org/Spanish/HPP/HPF/ADOL/monitoreo.htm.
 
 Данный документ из 450 страниц посвящен мониторингу и оценке. В нем дается объяснение, как разрабатывать и проводить мониторинг выполнения плана оценки, а также содержатся индикаторы, программа оценки и выборки, сбора данных и анализа. Кроме того, данное руководство включает 15 различных инструментов и вопросники, которые можно адаптировать для определенных потребностей в области мониторинга и оценки.
 
 ПРИЛОЖЕНИЕ 3: МЕТОДИКА ВМЕШАТЕЛЬСТВА В РАМКАХ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВЬЯ НА ОСНОВЕ НАВЫКОВ
 
 ЦЕЛЬ/СТРАНА/ ССЫЛКА МЕТОДИКА ВМЕШАТЕЛЬСТВА МЕТОД ОЦЕНКИ ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Подростки, посещающие десять средних школ в двух районах Намибии
 
 А.Фитцжеральд, Б.Стантон, НюТеррей, Х.Шипена, К.Ли, Дж.Кахихута, И.Рикардо, Дж.Галбрайт и А.ДеДжагер (1999). Применение западных мер вмешательства по уменьшению риска ВИЧ-инфицирования среди подростков африканского населения. Журнал Подростковое здоровье 25, 52-61. Ссылка ID:8586 Содержание: программа состояла из 14 двухчасовых занятий, которые проводились в течение семи недель и были посвящены основным фактам, касающимся репродуктивных функций и поведенческого риска, например, злоупотребление алкоголем, наркотиками и насилие.
 
 Навыки:
 Занятия были основаны на теории защитной мотивации и акцентировали значимость навыков коммуникации и принятия решений.
 
 Метод на основе участия:
 Занятия проводились после школы учителем-добровольцем и молодым человеком, не являющимся учеником данной школы (либо студентом педагогического учебного заведения, либо молодым человеком, закончившим 12 классов) в группе из 15 -20 учащихся разного пола.
 
  Учащихся пригласили принять участие в занятиях на добровольной основе. Выразили желание участвовать 80% учеников; 515 участникам (средний возраст 17 лет; в среднем образование составило 11 классов) предложили заполнить базовые вопросники. Произвольно была сформирована контрольная группа или группа, в отношении которой проводились меры вмешательства. Сразу после проведения этих мер участники получали вопросники для оценки знаний, отношений, намерений и поведения, представляющего риск ВИЧ-инфицирования. После заполнения второго вопросника в отношении контрольной группы проводились меры вмешательства. Знания групп, в отношении которых проводились меры вмешательства, заметно увеличились по сравнению с контрольной группой молодежи (88% по сравнению с 82%; правильные ответы, p<0001). В вопроснике после проведенных мер большее число людей в этой группе, нежели в контрольной группе молодежи, считали, что могут иметь интимность без сексуальных контактов (p<0.05%), могли иметь друга или подругу, обходясь длительное время без половых контактов (p<0.01), могли объяснить процесс зачатия (p<0.05) знали, как использовать презерватив (p<0.0001) и могли попросить презервативы в клинике (p<0.05). Меньше молодых людей в первой группе, нежели в контрольной, считали, что если девушка отказывается вступить с парнем в половой контакт, то он может ударить ее (p<0.01), и что презерватив мешает юноше получить удовольствие. Большее число участников в первой группе, по сравнению со второй группой, предполагали использовать презерватив во время половых контактов (p<0.05), и меньше предполагали потреблять алкоголь (p<0.05). И, наконец, после проведенных мер тенденция к использованию презервативов увеличилась (но не существенным образом). Базовые данные содержали значительные гендерные различия, хотя проведенные меры имели одинаковый результат для обоих полов.
 
 
 
 ЦЕЛЬ/СТРАНА/ ССЫЛКА МЕТОДИКА ВМЕШАТЕЛЬСТВА МЕТОД ОЦЕНКИ ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 80,000 учащихся из 800 средних школ в КваЗулу, Южная Африка
 
 Б.Харвей, Дж.Стюарт и Т.Сван (2000). Оценка программы Драма в образовании для повышения информированности в отношении СПИДа в южноафриканских средних школах: рандомизированные испытания мер вмешательств на уровне общины. Межд. Ж. ЗППП СПИД 11, 105-111, Ссылка ID:8726. Содержание:
 Профилактика ВИЧ/СПИДа
 
 Навыки:
 Коммуникация и принятие решений.
 
 Методы участия:
 На первом этапе группы, состоящие из квалифицированных учителей/актеров и медицинских сестер представляли пьесу, включающую вопросы, касающиеся ВИЧ/СПИДа. На втором этапе члены группы проводили семинары в школах по использованию драмы, где учителя и учащиеся применяли методику на основе участия, например, ролевую игру. Программа завершилась проведением "дня открытых дверей" школ, где вопросы профилактики ВИЧ, СПИДа представлялись на основе пьес, песен, танцев, чтения стихов и плакатов, в подготовке которых принимали участие все учащиеся. Две школы, разделенные расстоянием более чем в 10 км в каждом из пяти районов (четыре сельских и один городской) были отобраны для проведения мер вмешательств (проведение программы по использованию драмы в образовании) и контрольные школы (получившие буклет на 10 страницах по СПИДу). Учащимся восьмиклассникам одного и того же уровня были розданы вопросники до (n=1080) и спустя 6 месяцев после проведения мер вмешательства (n=699) - средний возраст 18,3 среди 13-25 летних. Вопросник включал разделы, касающиеся знаний о ВИЧ/СПИДе, отношений к личной восприимчивости, непосредственность угроз и предполагаемая ее степень, отношения к людям со СПИДом, самоэффективность и сообщаемое поведение, включая информацию в отношении того, имели ли место половые контакты, использование презерватива и число половых партнеров. Увеличился (p<0.0002) средний показатель, касающийся отношения к ВИЧ/СПИДу; увеличение составило от 38.1 (n=491) до 50.5 (n=305) в школах, где проводились меры по сравнению с контрольными школами (50.0, n=585 до 51.8, n=394). Увеличился также и средний показатель (p<0.0000) отношений в школах, где проводились мероприятия, (38.1, n=491 до и 50.5, n=305 после) по сравнению с контрольными школами (40.5, n=586 и 40.3, (n=392). Поведение сексуально активных учащихся в первой группе несколько изменилось, но увеличение было значительным только в отношении использования презервативов (p<0.01). Доказательств увеличения сексуальной активности в результате образовательной программы не было. Основные недостатки данного исследования, отмеченные авторами, это отсутствие связи между тестом до и после мер (потому что вопросники были анонимными), использование результатов на основе самосообщений, а также потеря учащихся из первоначальной выборки, сделанной до проведения теста. Однако важно отметить, что достижения, оценка которых была проведена, поддерживались в течение шестимесячного периода между предварительным и заключительным тестами, показывая, что проведенные меры достигли большего, чем просто кратковременные улучшения. ЦЕЛЬ/СТРАНА/ ССЫЛКА МЕТОДИКА ВМЕШАТЕЛЬСТВА МЕТОД ОЦЕНКИ ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Начальные школы в районе Сороти в Уганде
 
 Д.Шуи, Б.Бабишангир, С.Омиат и Х. Багарукайо (1996). Увеличение полового воздержания среди школьников подросткового возраста в результате санитарного просвещения в районе Сороти, Уганда. Исследование санитарного просвещения: Теория и практика 14, 411-419. Ссылка ID:8437. Содержание:
 СПИД-профилактика в школьном учебном плане.
 
 Навыки:
 Навыки принятия решений.
 
 Методы на основе участия:
  Создание и мероприятия в школьном клубе здоровья, применение методики санитарного просвещения от ребенка к ребенку (обучение по принципу равный равному), игровая состязательность, эссе, стихотворения и песни на темы, касающиеся здоровья.
 
  В 38 произвольно выбранных школах была сделана выборка десяти учащихся (пять мальчиков/пять девочек) из каждой школ, средний возраст которых 14 лет, заканчивавших начальную школу. Они должны были самостоятельно заполнить вопросник на английском языке (но объяснение вопросов было дано на местном языке). Это вопросник был предложен аналогичной выборке детей спустя два года после проведения мер вмешательства. Процент учащихся, которые заявили о том, что вели активную половую жизнь, снизился с 42.9% (123 из 287) до 11.1% (31 из 280) в группе, где проводились меры вмешательства (p<0.0001), хотя значительные изменения не были зарегистрированы в контрольной группе. Изменения оставались значительными и тогда, когда они были разбиты по полу, по местности (город/село). Учащиеся в первой группе чаще обсуждали со сверстниками и учителями сексуальные вопросы (p=0.34). Увеличение числа причин, которые учащиеся приводили, объясняя причины воздержания от половых контактов после завершения периода исследования, были связаны с моделью рационального принятия решения, а не со страхом наказания. Целью проекта было достичь устойчивости, работая на основе имеющихся структур с привлечением только одной дополнительной штатной единицы. Учащиеся начальной школы в Египте
 
 М.Котб, М.Аль-техеави и Х.Хуссейн (1998). Оценка модели школьного санитарного просвещения по поводу шистосомоза: рандомизированное исследование на уровне общины. Журнал здоровье, Восточное Средиземноморье, 4, 265-275. Ссылка ID:8384. Содержание:
 Санитарное просвещение состояло из трех модулей, представленных в течение трех дней с охватом риска от загрязненной воды, жизненного цикла шистосомоза и характера и значения положительного для здоровья поведения.
 
 Навыки:
 Навыки профилактического для здоровья поведения, включая скрининг.
 
 Методы участия:
 Этот метод включал беседы на тему о здоровье, рассказы, истории болезней, ролевые игры и драму. На уровне общины было проведено рандомизированное исследование трех пар сопоставимых сельских школ. В одной школе в каждой паре проводилось обследование, лечение и санитарное просвещение, а в других проводилось только обследование и лечение, Было проведено базовое исследование с участием 422 и 378 детей из трех экспериментальных и трех контрольных школ, соответственно. Первое исследование было проведено месяц спустя после выполнения программы санитарного просвещения с участием 121 детей экспериментальных школ. Второе исследование было проведено год спустя после проведения программных мер с участием 394 и 360 детей в экспериментальной и контрольной группах, соответственно. Исследование показало значительные улучшения в знаниях и отношениях, а также в уменьшении уровня шистосомоза год спустя после проведения программы в 1 и 2 паре экспериментальных школ (p<0.05). Однако улучшения в знаниях в экспериментальной школе 3 не сопровождались существенными улучшениями в отношениях или уровне шистосомоза.
 ЦЕЛЬ/СТРАНА/ ССЫЛКА МЕТОДИКА ВМЕШАТЕЛЬСТВА МЕТОД ОЦЕНКИ ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Школьники в Бразилии
 
 Дж. Албандар, Й.Буйши, Л. Оливейра и П.Акселссон (1995). Отсутствие эффекта от обучения подростков оральной гигиене на развитие периодонтита у них в течение 3 лет. Журнал Пародонтология 66, 255-260.
 Ссылка ID:6135. Содержание:
 Была проведена оценка двух программ обучения оральной гигиене для борьбы с образованием зубного камня и профилактики воспаления десен у подростков. Первая группа участвовала во всесторонней программе на основе индивидуальных потребностей, которая включала информационные занятия в отношении этиологии и профилактики заболеваний зубов.
 
 Навыки:
 Навыки самодиагностики и гигиены полости рта.
 
 Методы участия:
 Развитие навыков.
 Кроме того, были проведены информационные занятия для родителей и учителей этих детей. 227 бразильских школьников пошли клиническое обследование в начале программы, а потом обследовались ежегодно на протяжении трех лет (1984-1987) для оценки наличия зубного камня и кровоточивости десен. Данные подверглись многоуровневому анализу с вариативным компонентом и были поделены на три группы: контрольные (n=76), тест 1 (n=79), тест 2 (n=72); 4% участников из выборки вышли из программы. Все дети демонстрировали постоянное улучшение их практики оральной гигиены и состояния десен на протяжении исследования. Улучшения, которые наблюдались во первой группе, были значительно лучше, чем в контрольной группе. Результаты в группе, где программа была не такой всесторонней, как в первой группе, не отличались существенно от полученных результатов в контрольной группе. Более длительное участие в программе, похоже, дало больше улучшений; дети с более высоким показателем зубного камня и гингивита до начала программы показали менее успешные результаты; результат девочек были лучше, чем мальчиков. Результаты после трех лет программы были лучше, чем после года, что говорит о важности продолжительности. Лучшие результаты были получены у девочек. Учащиеся начальной школы в Танзании
 
 У.Ньяндинди, А.Милен, Т.Палин-Палокас и В.Робисон. Результаты санитарного просвещения в отношении гигиены полости рта среди учащихся начальной школы до и после обучения учителей в Танзании. Хелс промоушн интернешнл 11(3):193-201, 1996. Ссылка ID:4160. Содержание:
 Было проведено модифицированное санитарное просвещение и семинары для учителей в одном районе группой стоматологов вместе со школьной администрацией.
 
 Навыки:
 Навыки чистки зубов; выбор диеты.
 Методы участия:
 Учащиеся активно изучали концепции и практические навыки выбора питания и чистки зубов. Влияние времени года оценивалось с точки зрения изменений в знаниях учащихся об уходе за полостью рта, отношениях и практике. Эти рандомизированные выборки по 300 человек в каждой группе, включая обычные группы и модифицированные группы, а также контрольные группы, где не проводилось санитарное просвещение в отношении гигиены полости рта, были проинтервьюированы и обследованы. Группа, в которой проводилось модифицированное санитарное просвещение, имела лучшие знания гигиены полости рта, (p<0.001), потребление продуктов на основе сахара, по сообщениям самих учащихся, в ней снизилось (p<0.01), а частота чистки зубов увеличилась (p<0.001). Навыки изготовления "мсваки" (жевательные палочки) улучшились (p<0.001), гигиена полости рта также незначительно улучшилась по сравнению с контрольной группой. Группа, где проводилось обычное санитарное просвещение в отношении гигиены полости рта, имела лучшие знания в этом отношении, однако их практика была не лучше, чем в контрольной группе.
 
 
 ЦЕЛЬ/СТРАНА/ ССЫЛКА МЕТОДИКА ВМЕШАТЕЛЬСТВА МЕТОД ОЦЕНКИ ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Студентки - учителя в Зимбабве
 
 Д.Вилсон, А.Мпарадзи и Е.Лавелль (1992). Экспериментальное сравнение двух СПИД профилактических мер среди молодых людей Зимбабве. Журнал Социальной психологии, 132(3), 415-417. Меры вмешательства в отношении СПИДа на основе навыков
 
 Содержание:
 ВИЧ/СПИД и сексуальное здоровье.
 
 Навыки:
 Акцент на навыках взаимоотношений и использования презерватива.
 
 Методы участия:
 Одна группа пассивно слушала лекции.
  Сравнение знаний и навыков до и после мер вмешательств группы, которая слушала лекции, и группы, которая участвовала в интерактивной работе. Студентки - учителя, которые принимали участие в мероприятиях на основе навыков по профилактике и борьбе со СПИДом, имели лучшие знания в отношении презервативов и их правильного использования, более высокое чувство самоэффективности, имели меньше препятствий и сообщали о меньшем числе половых партнеров четыре месяца спустя после проведения мер, нежели их коллеги, которые участвовали в лекциях. Исследователи пришли к выводу, что интерактивные методы преподавания "более эффективны по сравнению с лекциями в плане увеличения использования презерватива, уверенности при его использовании, а также в уменьшении числа сексуальных партнеров". 6,000 учащихся из 56 школ в Соединенных Штатах
 
 Несколько исследований Дж.Ботвина; Смотри: http://www.lifeskillstraining.com/LST1.html и http://www.cdc.gov/nccd-php/dash/rtc/eval6.htm
 
 Контактная информация: Национальная ассоциация укрепления здоровья, 141 С.Централ авеню, Сьют 208, Хартсдейл, Н.Ю. 10530; США
 Тел.+1-914-421-2525 или 1-800-293-4969; факс +1-914-683-6998 Содержание:
 Программа по профилактике злоупотребления вредными веществами/ улучшение знаний, призванная направить усилия, прежде всего, на основные социальные и психологические факторы, способствующие злоупотреблению вредными веществами. Программа состоит из 15 классов, которые можно провести в первый год средней школы. Она также включает десять и пять занятий для закрепления и расширения обучения в последующие два последовательных года, соответственно.
 
 Навыки:
 Сюда входят навыки противостояния социальному (сверстники) давлению с тем, чтобы начать курить, пить и потреблять наркотики; умение справляться с социальными проблемами и гневом. Навыки принятия решений; навыки коммуникации и социальные навыки.
  Методы участия:
 Учебный план основан на модели взаимодействия человека со средой, которая предполагает, что существует множество путей, ведущих к потреблению табаку, алкоголя и наркотиков. Учебный план должен повлиять на социальные факторы риска, включая влияние средств массовой информации, и давление со стороны сверстников, а также личные факторы риска, например, тревога и низкое самоуважение. Он также включает обучение и практическое закрепление навыков, упомянутых выше. Учащиеся были произвольно отобраны либо для Обучения жизненным навыкам (ОЖН) (условия лечения), либо в контрольную группу. Исследование началось, когда учащиеся были в седьмом классе, и затем продолжили ОЖН в восьмом и девятом классах на занятиях по закреплению навыков. До начала проведения программы, в самом начале семестра и в конце его, была проведена оценка потребления табака, алкоголя и других наркотиков, а также прочих факторов, связанных с риском злоупотребления вредными веществами, с помощью вопросников. Были также взяты пробы дыхания для увеличения надежности самоотчета. Мониторинг осуществления программы проводился персоналом проекта в произвольно отобранных классах, где преподавание вели учителя из экспериментальной группы (где проводились меры вмешательства). На третьем году исследования данные анализировались для определения различия в уровне распространения табакокурения (сигареты), потребления алкоголя и наркотиков между экспериментальной и контрольной группами. Позже данные анализировались для определения долгосрочной эффективности профилактики. Результаты третьего года исследования мер показали, что ОЖН имело значительное влияние на снижение уровня курения сигарет, марихуаны и потребления алкоголя среди тех учащихся, чьи учителя преподавали, по крайней мере, 60% программы. Результаты последующего шестилетнего наблюдения показали, что эффект от программы сохранялся до конца двенадцатого класса. В частности, в экспериментальных группах ОЖН было на 44% меньше учащихся, чем в контрольной группе, которые потребляли табак, алкоголь и марихуану раз или два в месяц, и на 66% меньше ОЖН учащихся, которые сообщили о потреблении всех трех вредных веществ один или более раз в неделю. Самый сильный эффект профилактики оказался у тех учащихся, которые прошли наиболее полную ОЖН программу, включая два занятия для закрепления навыков. Другие значительные результаты включали следующее: ОЖН помогло снизить потребление вдыхаемых вредных веществ, наркотиков и галлюциногенов. ОЖН увеличило уровень самоуверенности, самообладания, личного контроля и самоудовлетворения. Учащиеся К-6 класса в Соединенных Штатах
 
 http://www.ed.gov/pubs/EPTW/eptw9/eptw9d.htmal
 
 Контактная информация:
 Американский фонд здоровья, 800 Второе авеню,
 Нью-Йорк, НЙ 10017; США
 Тел. +212-551-2507 или 551-2509
  Содержание:
 Программа Школы, содействующей укреплению здоровья, Знай свое тело - ЗСТ (Know your body - KYB) состоит из пяти основных компонентов: (1) учебного плана санитарного просвещения на основе навыков; (2) обучение учителя/ координатора, (3) биомедицинский скрининг, (4) внеклассные мероприятия и (5) оценка программы. На основе модулей по злоупотреблению вредными веществами, здоровым отношениям и развитию навыков программа может помочь в снижении уровня потребления наркотиков и насилия. В качестве части обучения координаторы программы узнают, как улучшить службу питания в школе, а так же, как достичь школы, свободной от табакокурения, обеспечив, таким образом, благоприятную для обучения среду.
 
 Навыки:
 Программа подчеркивает индивидуальную ответственность за здоровье и обеспечивает основу для укрепления здоровья и решений по предупреждению болезней. Навыки связаны с определенными возрастными результатами, например, как приготовить здоровый завтрак, выбрать закуски и попросить взрослых не курить в присутствии молодых людей.
 
 Методы участия:
 Модули навыков, соответствующих возрасту, включая книги деятельности учащихся кукольные постановки Несколько проведенных продолжительных оценок показали эффективность программы ЗСТ. В 1995 году Департамент образования США назвал ее одной из "Работающих образовательных программ". Результаты оценки показали, что программа ЗСТ оказывает значительный положительный эффект на знания учащихся в области здоровья, на их поведение и биомедицинские факторы риска такие как, например, уровень холестерина в крови, артериальное давление, сердечно-сосудистая выносливость, табакокурение и режим питания.
 
 
 ЦЕЛЬ/СТРАНА/ ССЫЛКА МЕТОДИКА ВМЕШАТЕЛЬСТВА МЕТОД ОЦЕНКИ ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Учащиеся 9 и 10 классов Соединенных Штатов Америки
 
 Http:/www.ed.gov/pubs/EPTW//eptw9g/html
 Контактная информация: Стэндфордский центр исследований по профилактике заболеваний, Стэндфордская университетская школа медицины, 1000 Велш Роуд Пало Алто, СА 94304-1885; США, тел.: +1-415-723-1000 Содержание:
 Стандартный учебный план по Болезням сердца - это многофакторный учебный план по снижению риска/профилактике сердечно-сосудистых заболеваний у подростков. В центре внимания данного плана находятся факторы, обусловленные образом жизни, например, табакокурение, режим питания, физическая активность, стресс и личное решение проблем.
 
 Навыки:
 В основе учебного плана лежит познавательная социальная теория, и акцент в нем делается на развитии навыков саморегулирования, создании представлений о самоэффективности и обучении сопротивлению социального давления. Каждый модуль дает учащимся информацию о результатах для здоровья, нормативную информацию о распространенности нездорового поведения, а также о познавательных и поведенческих навыках, которые дают им возможность изменить собственное поведение; развить специфические навыки противостояния социальному влиянию перенять плохие привычки; и применить на практике эти навыки для улучшения поведения.
 
 Методы участия:
 Учебный план предусматривает проведение ролевых игр под руководством тренера, вступительную видео-драму, с акцентом на личном выборе и последствиях, обсуждение и личные дневники учащихся.
  Данная программа была названа Департаментом образования США в 1995 году одной из "Образовательных программ, которая работает". Результаты тестов, разработанных программой на основе подтвержденных критериев, показывают, что учащиеся, участвующие в программе, демонстрируют значительное улучшение знаний о факторах риска кардиоваскулярного заболевания; демонстрируют улучшение физиологических/антропометрических результатов в плане улучшения сердечного ритма, толщины кожной складки на трехглавой мышце, а также толщины подлопаточный кожной складки; они, более готовы к выбору здоровой для сердца пищи, нежели учащиеся в контрольной группе. Значительно больший процент тех людей, которые в самом начале программы были зарегистрированы как "не занимающиеся спортом", после двух месяцев занятий по учебному плану стали регулярно заниматься аэробикой. Большее число "экспериментирующих курильщиков" в самом начале программы при последующем наблюдении заявили, что они бросили курить; значительно меньшее людей стали регулярными курильщиками, нежели в контрольной группе.
 ЦЕЛЬ/СТРАНА/ ССЫЛКА МЕТОДИКА ВМЕШАТЕЛЬСТВА МЕТОД ОЦЕНКИ ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Учащиеся 6-8 классов в США
 
 Http://www.projectalert.best.org
 
 Контактная информация:
 Фонд БЕСТ за свободное от наркотиков будущее
 725 S улица Фигуэроа, Сьют 970, Лос Анжелес, СА 90017; США
 Тел. +1-213-623-0580; Факс +1-213-623-0585
  Содержание:
 Двухлетний учебный план по профилактике наркомании для учащихся 6, 7 и 8 классов, называемый Проект Алерт. 14 уроков призваны предотвратить или сдержать начало потребления наркотиков и переход к регулярному их потреблению. Акцент в учебном плане делается на вредных веществах, которые подростки потребляют в первую очередь и достаточно широко: алкоголь, табак, марихуана и вдыхаемые вещества.
 
 Навыки:
 Прежде всего, это навыки отказа, например, противостояние давлению и отказ потреблять наркотики, общение с родителями.
 
 Методы участия:
 
 Проект Алерт использует активные упражнения и видео для того, чтобы помочь учащимся установить нормы отказа от наркотиков, продумать причины для отказа и противостоять давлению начать потребление наркотиков. Упражнения, направленные на формирование навыков, включают моделирование, практику и стратегию обратной связи. Обсуждения в классе под наблюдением учителя, а также работа в малых группах, стимулируют взаимодействие сверстников и ставят проблемы перед учащимися, а интенсивные ролевые игры дают возможность учащимся практически отработать и улучшить навыки отказа. Домашние задания с участием родителей продлевают познавательный процесс.
  Оригинальная программа была апробирована в 30 средних общинных школах в Калифорнии и Орегоне и включала различные географические территории, различные уровни дохода и разную плотность населения, а также разные расовые/ этнические группы. Один из ведущих американских исследовательских институтов по вопросам политики в области наркотиков, провел полевое испытание учебного плана Проекта Алерт, а также серьезную научную оценку, включавшую 6,000 учащихся младших классов из 30 средних школ. Проект Алерт был задуман как "Показательная программа" Департаментом образования США в 2001 году. Проект Алерт оказался очень эффективным в отношении подростков в возрасте от 11 до 14 лет, представлявших широкое разнообразие биографического происхождения и сообществ. Он был успешным в отношении молодых людей из групп низкого и высокого риска, из городских, сельских и окраинных сообществ с разным социально-экономическим уровнем, кавказцев, афро-американцев, латино-американцев и азиатских американцев. Продольная оценка показала, что Проект Алерт:
 - Уменьшает число начинающих потреблять марихуану и табак на 30%
 - Снижает активное курение среди тех, кто начинает экспериментировать с табакокурением на 50 - 60%
 - Эффективен в отношении учащихся с высоким и низким уровнем риска, включая представителей меньшинств
 - работает одинаково хорошо в разных социо-экономических условиях.
 
 
 ЦЕЛЬ/СТРАНА/ ССЫЛКА МЕТОДИКА ВМЕШАТЕЛЬСТВА МЕТОД ОЦЕНКИ ДОСТИГНУТЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Дошкольные учреждения через учащихся младших классов средней школы в Соединенных Штатах Америки
 
 http://www/cfchildren.org/violence.html
 Контактная информация: Комитет по делам детей, 2203, Эйрпорт Вей Саут, Сьют 500 Сиэтл, ВА 98134, США; Тел: +1-206-343-1223 или 1-800-634-4449, факс +1-206-343-1445 Содержание:
 Второй шаг - школьный учебный план по развитию социальных навыков, направленный на изменение у детей отношений и поведения, которые могут привести к насилию. Он также включает школу и членов семьи в качестве части всестороннего подхода к снижению насилия.
 
 Навыки:
 Учебный план формирует социальные навыки, необходимые для уменьшения импульсивного и агрессивного поведения у детей и повышения их уровня социальной компетенции. Те же самые навыки развиваются соответствующим возрасту образом на уровне каждого класса: сопереживание, контроль импульсов и подавление гнева. Одногодичная оценка включала 12 школ, которые были произвольно определены в экспериментальные или контрольные группы. Исследователи изучили влияние программы на агрессивность и положительное социальное поведение среди учащихся начальной школы. Второй этап был назван "Модельной программой" Департаментом образования США в 2001 году. Наблюдение за поведением показало, что физическая агрессивность снизилась с осени до весны среди учащихся, которые участвовали во Втором этапе программы, а в контрольной группе она возросла. Доброжелательное поведение, включая про-социальные и нейтральные взаимодействия, возросло с осени до весны в классах Второго этапа. Шесть месяцев спустя, учащиеся, прошедшие программы, сохраняли уровень положительного взаимодействия. Исследователи пришли к выводу, что Второй этап ведет к умеренному снижению агрессии и увеличению нейтрального и про-социального поведения в школе. Без учебного плана Второго этапа поведение учащихся ухудшилось, стало более агрессивным физически и словесно на протяжении всего учебного года. Промежуточные оценки на Втором этапе показали положительные изменения в отношениях учащихся в плане агрессии в средней школе и младших классах средней школы, а также улучшение социальных навыков и знаний в классах до уровня К-9. Учащиеся в возрасте 10-15 лет в Колумбии
 
 Мария Луиза Вазкес Наваретт (1999). Региональное исследование Школ здоровья и питания в Латинской Америке и странах Карибского бассейна. Обучение жизненным навыкам в Колумбии: Конкретная ситуация. Вашингтон, ОК. Всемирный банк/ Панамериканская организация. Содержание:
 Данная программа осуществлялась НПО Фе и Алегрия от имени Министерства здравоохранения. Акцент в ней был сделан на культурных корнях насилия и нездорового поведения.
 Навыки:
 Модули обучения жизненным навыкам включают навыки управления эмоциями, решения проблем и эффективной коммуникации.
 
 Методы участия:
 Методы на основе участия применяются на каждом этапе; это включает в себя семинары с родителями. Формальная оценка данной программы не проводилась до написания данного документа, но интервью с участниками программы позволили выделить следующие показатели успеха:
 * Положительные изменения в поведении учащихся
 * Улучшение навыков решения проблем
 * Улучшение навыков управления эмоциями
 * изменения в отношении учителей и в поведении
 * спонтанная потребность в обучении жизненным навыкам
 * улучшение навыков преодоления трудных ситуаций, участие учителей, учащихся, директоров школ, руководящих работников образования, родителей и других членов сообщества (оценка деталей неизвестна).
  Родители заметили положительные изменения у детей, что в свою очередь сказалось на взаимоотношении в семье. Дети научились останавливать ссоры между своими родителями, используя выражения, которые они узнали на семинаре. Уровень агрессивности в классе понизился. Дети научились говорить в общественных местах и выражать свои эмоции. Учителя расширили свои возможности слушать, и стали более чуткими к учащимся. Учащиеся, которые не участвовали в обучении, попросили обучить их жизненным навыкам. После резни семинары по обучению жизненным навыкам помогли справиться с трудной ситуацией. Учащиеся начальных и средних школ в Мьянмаре
 
 Отчет, представленный офисом ЮНИСЕФ в Мьянмаре Содержание:
 ШЕЙП (Школьное обучение здоровому образу жизни и профилактике ВИЧ/СПИДа) - это школьный предмет, который дети изучают со 2 класса по 9, используя спирально построенный учебный план, обеспечивающих преемственность. Целью такого учебного плана является вооружить людей знаниями и навыками для продвижения здорового образа жизни и профилактики передачи ВИЧ/СПИДа.
 
 Навыки:
 Развиваются такие жизненные навыки, как коммуникация, преодоление эмоциональных и стрессовых состояний, принятие решений, решение проблем, а также консультирование.
 
 Методы участия:
 ШЕЙП использует методы преподавания и обучения, ориентированные на учащихся, которые стимулируют учащихся практически применять то, чему они научились в классе и дома. Обучение по принципу равный равному, передача информации от детей к родителям и сотрудничество между школами и сообществами - важные стратегии программы ШЕЙП. Анализ собраний, по-видимому, с участием учителей, учащихся, директоров школ, руководителей образования, родителей и других членов сообщества (подробности оценки не были предоставлены). Совещания по анализу, по-видимому, с участием учителей, учащихся, директоров школ, руководителей образования, родителей и других членов сообщества (подробности оценки не были предоставлены). Успех программы ШЕЙП сказался на всем сообществе. В одном случае все сообщество сейчас потребляет йодированную соль в результате того, что учащиеся узнали в школе, а потом поделились со своими родителями, а те, в свою очередь, убедили хозяина магазина поменять сорт соли, которую он продавал. В другом сообществе сирота со СПИДом был признан полноправным членом деревни после того, как учащиеся узнали и поделились истинной информацией в отношении СПИДа. Эти примеры иллюстрируют долгосрочное влияние, которое может иметь ШЕЙП, и показывают, что изменение поведения одним или двумя людьми в результате того, что они узнали, может повлиять на поведение большего числа людей в сообществе со временем. Ближайшая необходимость заключается в том, чтобы понять, какие условия способствуют "положительному отклонению", а затем тиражировать эти условия.
 
  ЛИТЕРАТУРА
 
 Дж. Аллегранте (1998). Укрепление здоровья персонала через школу. Е. Маркс, С. Вули и Д. Нортроп (Ред.), Health in academic: A guide to coordinated school health programs. New York: Teachers College Press.
 
 А. Бандура (1997). Социальная теория обучения. Englewood Cliffs, NJ: Prentice Hall
 
 Б. Бернард (1991). Воспитание гибкости в детях: Факторы защиты в семье, школе и сообществе. Portland, OR: Western Centre Drug-Free Schools and Communities.
 
 С. Блейбер (1999). Модули санитарного просвещения для подростков: Извлеченные уроки и проблемы. Представлены на Совещании экспертов по жизненным навыкам Панамериканской организации здравоохранения (ПАОЗ), Вашингтон, О.К.
 
 Р. Блум и П. Райнхард (1997). Уменьшение риска: Связи, которые меняют жизнь молодежи. Bethesda, MD: Add Health Project. Originally published in Journal of American Medical Association, 10 Sept. 1997.
 
 Г. Ботвин (2001). Обучение жизненным навыкам: программа. Можно найти на сайте: http://www.lifeskillstraining.com/facts.html
 
 Г. Ботвин (1986). Исследование профилактики злоупотребления вредными веществами; последние достижения и будущие направления. Journal of School Health, 56(9). 369-373.
 
 Г. Ботвин, А. Енг и С. Вилльямс (1980). Предупреждение начала табакокурения на основе обучения жизненным навыкам. Preventive Medicine, 9, 135-143.
 
 Г. Ботвин, Е. Бейкер, Е. Ботвин, А. Филазолла и Р. Миллман (1984). Профилактика злоупотребления алкоголем на основе развития индивидуальных и социальных компетенций: Пилотное исследование. Journal of Studies on Alcohol, 45, 550-552.
 
 Г. Ботвин, Н. Реник, А. Филазолла и Е. Ботвин (1984). Когнитивно-поведенческий подход к профилактике злоупотребления вредными веществами. Addictive Behaviors, 9, 137-147.
 
 М. Берт (1998). Почему мы должны инвестировать в подростков? Вашингтон, О.К.: Панамериканская организация здравоохранения (ПАОЗ), Также можно найти на сайте: http://www.paho.org/english/http/adol_burt.htm.
 
 Карибское сообщество (КАРИКОМ, 2000). Пособие межсекторальной программы для тренеров программ на основе жизненных навыков в формальном и неформальном секторах. Georgetown, Guyana: CARICOM. Цитируется в Health and Family Life Education (HELE), Life Skills Training, Barbados, March/April 2001, compiled by HHD/EDC, Newton, Mass.
  КАРИКОМ и ЮНИСЕФ (1999). Санитарное просвещение и вопросы семейной жизни: Расширение возможностей молодых людей на основе навыков здорового образа жизни. An information package. Bridgetown, Barbados.
 
 М. Каплан, Р. Вайссберг, Дж. Гробер, П. Сиво, К. Гради и С. Джакоби (1992). Развитие социальных компетенций у подростков, живущих в городе и пригороде: Влияние на социальную адаптацию и потребление алкоголя. Journal of Consulting and Clinical Psychology, 60(1), 56-63.
 
 Центр по контролю и борьбе с заболеваниями (СиДиСи, 1999). Здоровье подростков и школьников. Можно найти на сайте: http://www.cdc.gov/nccdphp/dash/.
 
 Р. Циалдини (1993). Влияние: Психология убеждения. New York: William Morrow/
 
 Дакарские рамки действий. Образование для всех: выполнение наших коллективных обязательств (2000). Текст принят Всемирным форумом по образованию для всех, Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 года. Париж, ЮНЕСКО. Можно найти на сайте:
 http://www.unesco.org/education/efa/ed_for_all/darkfram_engshtml
 
 Дж. Деффенбахер, Р. Линч, Е. Эттинг и С. Кемпер (1996). Уменьшение злости у подростков младшего возраста. Journal of Counselling Psychology, 41(2), 149-157.
 
 Дж. Деффенбахер, Е. Эттинг, М. Хафф и Дж. Твайтес (1995). Пятнадцатимесячное последующее наблюдение за развитием подходов по уменьшению злости вообще на основе социальных навыков когнитивной релаксации. Journal of Counseling Psychology, 42(3), 400-405.
 
 Л. Дусенбери и М. Фалко (1995). Одиннадцать компонентов эффективного учебного плана по профилактике злоупотреблений наркотиками. Journal of School Health, 65(10), 420-425.
 
 М. Элиас, М. Гара, Т. Шельер, Л. Брандон-Мюллер и М. Сейетт (1991). Развитие социальных компетенций. American Journal of Orthopsychiatry, 6(13), 409-417.
 
 М. Элиас (1991). Подход к оценке результатов учебного плана по развитию навыков принятия решений и решения проблем для предупреждения поведенческих нарушений и академической неуспеваемости среди детей на основе исследования действий. Evaluation and Program Planning, 14(4).
 
 П. Ингландер-Голдерн, Дж. Джексон, К. Крейн, А. Шварцкопф и П. Лайл (1989). Навыки коммуникации и самоуважения в предупреждении деструктивного поведения. Adolescence, 14, 481-501.
 
 М. Эррекарт, Х. Валберг, Дж. Росс, Р. Голд, Дж. Фидлер и Л. Колбе (1991). Эффективность модулей санитарного просвещения для подростков. Journal of Social Health, 61(1), 26-30.
 
 Р. Иванс и др. (1978). Сдерживание детей в отношении начала курения: Знание промежуточных физиологических результатов и преодоление давления сверстников, средств массовой информации и подражания родителям. Journal of Applied Social Psychology, 8.
 
 Р. Иванс (1976). Табакокурение среди детей: Разработка социальной психологической стратегии сдерживания.
 
 Е. Фейндлер, Р. Эктон, Д. Кингсли и Д. Даби (1986). Групповое обучение навыкам контроля гнева подростков мужского пола в психиатрических больницах. Behaviour Therapy, 17, 109-123.
 

<< Пред.           стр. 6 (из 7)           След. >>

Список литературы по разделу