<< Пред.           стр. 17 (из 58)           След. >>

Список литературы по разделу

 
  Как мы помним, сутью счётной книги является не производство и не создание чего-либо, а простая перепродажа. Тот же принцип перепродажи лежит и в основе пирамиды. Поганый покупает товар, на котором строится пирамида, только ради того, чтобы впоследствии перепродать его с прибылью другому.
 
  Как всегда в перепродаже, имеет значение не столько абсолютная цена покупки, сколько разница между ценами. Не важно, купит ли "инвестор" дом, на строительство которого затрачено 50 тысяч, за 1 миллион или за 2 миллиона. Важно, найдёт ли он такого дурака, который купит у него этот дом за ещё большие деньги.
 
  Поскольку каждый поганый считает себя особым сверхчеловеком, который умнее всех остальных, то такое сборище сверхумников, считающих остальных дураками, в целом может вздуть цены на абсолютно любой товар за короткое время на бесподобные высоты. Как ни странно, в итоге в дураках оказываются все.
 
 Фазы спекуляций
  При наблюдении за спекуляциями можно чётко выделить 4 фазы их развития.
 
  Как мы помним, в религии денег человеком управляют два чувства - страх и жадность. От соотношения этих чувств и зависит переход спекуляции из одной фазы в другую.
 
  Мы рассмотрим эти фазы на примере последней крупной спекуляции - рынка технологических акций 1990-х годов. Предметом спекуляции могут быть любые товары и символы, а не только акции, но на примере акций закономерности видны лучше всего.
 
 
 
 
  График роста стоимости индекса технологических акций Nasdaq за 1991-2003 годы.
  На нижней части графика показаны объёмы торгов в миллионах штук акций.
 
  1. Зарождение
 
  На участке зарождения спекуляции преобладает осторожность. Страх почти равен жадности. Никто не знает, будет ли спекуляция успешна. Число участников пирамиды невелико, это в основном профессионалы. Цены и объёмы торгов растут, но умеренно.
  На графике этому этапу соответствует период с начала 1991 года до начала 1995 года.
 
 
  2. Рост
 
  На рост цен начинают обращать внимание сторонние люди. В пирамиду резко возрастает поток денег. Цены начинают расти очень стабильно, вследствие чего количество вкладчиков тоже увеличивается; цены растут ещё лучше. Растут объёмы торгов.
  Жадность преобладает над страхом. Люди стремятся как можно скорее принять участие в пирамиде, обогнать остальных. Отдельные падения цен воспринимаются как краткосрочные корректировки, как шанс скупить товар по дешёвке. Тот, кто не участвует в пирамиде, выглядит идиотом.
  На графике - период от начала 1995 года до конца 1998 года.
 
 
  3. Эйфория
 
  Страх падает до нуля, жадность возрастает до бесконечности. Кажется, что наступило время всеобщего и бесконечного богатства. Цены идут вверх как воздушные шары, объёмы торгов удваиваются и утраиваются.
  Кажется, что цены будут расти всегда, и богатыми будут все. Даже последние скептики бегут в пирамиду.
  На графике - период от конца 1998 года до марта 2000 года.
 
 
  4. Крушение
 
  Если последние скептики включились в пирамиду, это означает, что все ресурсы по развитию пирамиды исчерпаны. Как только приток денег извне иссякает, по законам денежного обращения цены расти больше не могут.
  Любая попытка выйти из пирамиды и вывести из неё деньги заканчивается снижением цен. Это снижение болезненно воспринимается остальными. Вдруг страх не получить максимальную прибыль становится выше, чем жадность. Начинается лавинообразное падение цен, и жадность полностью уступает место страху.
  Идёт повальная паника, желание избавиться от товаров любой ценой. Объёмы торгов могут оставаться высокими, так как участники пирамиды мечутся, пытаясь продать свой товар, а при возможности и частично покрыть убытки224. Профессиональные спекулянты активно играют на понижение одних и временное повышение стоимости других товаров.
  Цены падают, пока они не достигают некоего дна, когда держатели товаров уже не видят смысла продавать их по столь низкой цене.
 
  На графике этап крушения начался в марте 2000 года и не закончился до начала 2003 года.
 
  * * *
  Рост любой пирамиды идёт волнами. За подъёмами следуют спады, за спадами - новые подъёмы.
 
  Чтобы понять, находится ли та или иная спекуляция в стадии роста или падения, можно воспользоваться двумя простыми правилами. Надо выделить точки локальных подъёмов и точки локальных спадов.
 
 * Если текущий спад (точка А на графике) не достигает уровня предыдущего локального спада (точка Б), то текущий спад - временный, и идёт общий рост.
 Если текущий подъём (точка В) превышает предыдущий локальный подъём (точка Г), то идёт общий рост.
 
 * Если текущий подъём (точка Д) не достигает уровня предыдущего подъёма (точка Е), то текущий подъём - временный, и идёт общий спад.
 Если текущий спад (точка Н) ниже уровня предыдущего спада (точка М), то идёт общий спад.
 
  Для удобства определения уровней на графике можно провести горизонтальные линии от предыдущих спадов (показаны красным цветом), и от текущих подъёмов (показаны зелёным цветом).
 
 История спекуляций
  Давайте рассмотрим некоторые спекулятивные пузыри, оставившие наиболее замечательные следы в истории225.
 
 
 Мания тюльпанов в Голландии XVII века
 
  Не прошло и сотни лет с момента зарождения религии денег, как возникла первая масштабная спекуляция. Естественно, что она возникла именно в той стране, которая первой стала поклоняться новому идолу.
 
  В 1562 году груз луковиц тюльпанов прибыл в голландский порт Антверпен из Константинополя. В последующие годы тюльпаны приобрели в Голландии большую популярность. К началу XVII века владение луковицами стало считаться признаком богатства, и из-за ограниченного количества луковиц они начали быстро расти в цене. К 1636 году одну луковицу уже можно было поменять на карету с двумя лошадьми и полным набором упряжи.
 
  Луковицы так часто переходили из рук в руки, что у их владельцев даже не было времени посадить тюльпаны в землю. Луковицами торговали на фондовой бирже, в тавернах и на специально отведённых площадках во всех крупных и мелких городах Голландии.
 
  Люди массово закладывали свои дома и своё имущество. Все деньги вкладывались в тюльпаны в расчёте на быструю и гарантированную прибыль.
 
  Невиданные прибыли привлекли иностранцев, и деньги из-за границы рекой полились в Голландию. Это вызвало резкий рост цен в Голландии и на остальные товары из категории удовольствий.
 
  В 1637 году наступил конец. Неожиданно началась паника, цены мгновенно упали. Разорились тысячи спекулянтов. Имущество богатейших купцов, вложенное в тюльпаны, превратилось в прах. В Голландии наступила всеобщая многолетняя депрессия.
 
 
 Компания Миссиссиппи
 
  В 1716 году казна Франции имела огромные долги, возникшие в результате бесконечных войн недавно скончавшегося Людовика Четырнадцатого. Для оплаты долгов Регент Франции Филипп Второй прибег к услугам шотландского картёжника и финансового гения Джона Лоу (John Law).
 
  Был основан Королевский Банк (Banque Royale), который выпустил бумажные долговые расписки для погашения долгов правительства. Расписки можно было свободно поменять на золото.
 
  Для покрытия набегавших процентов была основана Компания Миссиссиппи, которая якобы добывала золото в Луизиане, французской колонии в Северной Америке. Акциями этой компании стали торговать в лучших отелях Парижа. Естественно, что вся выручка от продажи акций шла не на разведку золота (которого и не существовало), а на выплаты по погашению старых долгов правительства.
 
  Но поскольку акции компании росли на глазах, то кредиторы правительства немедленно вкладывали полученные от него выплаты обратно в акции, что ещё больше увеличивало цену акций. Выпускались новые серии долговых расписок, и новые серии акций, в которые вкладывались расписки. Количество выпущенных бумажек намного превысило запас золотых монет, хранившийся в Королевском Банке.
 
  В 1720 году держатели долговых расписок начали волноваться. Чтобы их успокоить, были срочно наняты сотни нищих, которые промаршировали по улицам Парижа с лопатами на плечах, якобы отправляясь в Луизиану на добычу золота. Через несколько дней нищих стали замечать на привычных местах.
 
  В июле 1720 года началась паника. В один из дней 15 человек были затоптаны насмерть во время столпотворения вкладчиков перед входом в Королевский Банк. Тысячи людей были разорены, но создатель пирамиды Джон Лоу при покровительстве регента благополучно покинул Францию.
 
 
 Компания Южного Моря
 
  В том же 1720 году весьма похожая спекуляция достигла пика в Лондоне. Основанная в 1711 году Компания Южного Моря (South Sea Company) выпустила долговые расписки на покрытие долгов правительства британского. Взамен от правительства она получила... исключительные права на всю территорию Центральной и Южной Америки, начиная от Мексики, и заканчивая Огненной Землёй (за исключением Бразилии).
 
  Компания начала активную продажу своих акций, чтобы привлечь средства якобы на разработку этих земель. В частности, она рассчитывала получить хорошие прибыли от залежей металлов в Мексике и Перу, и от работорговли.
 
  Единственным неудобством было то, что Испания также считала эти территории своими. Но с Испанией удалось договориться. Она разрешила Компании Южного Моря совершать ровно один вояж в год в эти земли, при условии участия Испании в прибыли.
 
  Компания продолжала выпускать акции, и к началу 1720 года она полностью избавила Британию от долгов. Директорами компании были видные члены Парламента. Министры правительства получали от неё щедрые подарки.
 
  Даже английские аристократы побороли свою гордость и приняли активное участие в торговле акциями. С января по август 1720 года акции поднялись в цене со 128 фунтов до 1100 фунтов. Появилось множество новоиспечённых богачей.
 
  Пример успеха Компании Южного Моря вызвал к жизни множество подражателей. Выпустила акции компания по разработке вечного двигателя, компания по страхованию лошадей, и даже компания "по ведению дел в области, приносящей огромную выгоду, но эта область является коммерческим секретом".
 
  Как бы то ни было, уже к декабрю 1720 года акции упали в цене в 7 раз, и от дальнейшего краха их спасло только активное вмешательство правительства и вновь созданного Банка Англии. Среди потерпевших был и сэр Исаак Ньютон. Как и во Франции, после краха пирамиды в Англии наступила всеобщая депрессия.
 
 
 Спекуляции XIX века
 
  По мере распространения религии денег и сведения всех чувств человека к страху и жадности перед материальными идолами, спекуляции стали не только распространённым, но и регулярным явлением.
 
  В 1824 году в Лондоне появилась компания, которая ставила целью осушить Красное море, чтобы вернуть "сокровища, которые были покинуты египтянами после исхода евреев".
 
  Посмотрим на историю США. Вскоре после войны 1812 года226 банки начали возникать в церквях, тавернах и кузницах. Каждый из этих банков выпускал свои долговые обязательства. Банкноты выпустили даже цирюльники и владельцы баров. Цены на недвижимость росли, экономика процветала. К 1819 году деньги цирюльников неожиданно потеряли силу, бурный рост закончился всеобщими банкротствами и сильной депрессией.
 
  К 1830-м годам память о прошлом пузыре выветрилась, появились новые банки, начался новый экономический подъём. Спекуляция закончилась крахом и депрессией в 1837 году. Прошло 10 лет, необходимых для очистки памяти, опять начался выпуск бумажек, и он тоже закончился крахом и депрессией, в 1857 году.
 
  Наверное, читатель уже догадался, что последовало дальше. Взлёт, крах и депрессия 1873 года, на этот раз связанные с пирамидой долгов компаний по строительству железных дорог. Следующий подъём-крах, в 1907 году, прошёл по тому же известному сценарию. Очередная депрессия планировалась на середину 1910-х годов, но она была отсрочена Первой мировой войной.
 
  В 1890 году объявила банкротство по долгам Аргентина, что чуть не обрушило всю банковскую систему Англии. В последующие годы Аргентина объявляла и объявляет банкротство с такой же постоянной и завидной регулярностью, с какой происходят биржевые крахи в США.
 
 
 Вторичный контур и кризисы
 
  Перейдём к рассмотрению наиболее интересной пирамиды, пирамиды акций. Как мы отмечали в 6-й главе, спекуляция на средствах производства приводит к возникновению вторичной стоимости и механизма вторичного контура.
 
 I.
 Составляющие вторичного контура
  Просуммируем всё, что мы говорили выше о четырёх типах товаров и подробнее рассмотрим, как появляется вторичный контур. Допустим, что нет ни концентрации капитала, ни его накопления. Тогда экономика выглядела бы очень просто.
 
 
 
 
 Слева - схема идеального обмена товарами на рынке без денег.
 Справа - схема обмена товарами через деньги.
 
 
  В идеальной системе люди просто обмениваются товарами - результатами своего труда. Даже если одни из них потребляют больше, чем другие - заслуженно или не заслуженно - в целом товарообмен продолжает работать, так как нет накопления капитала, обращение денег не нарушается их выводом в сундуки или на рынки накопительных товаров.
 
  При множестве производителей схему товарообмена с использованием денег можно упрощённо представить следующим образом. Жёлтые стрелки - это движение денег.
 
 
 
  * * *
  В этот момент появляется перепродавец, хозяин, капиталист, корпорация, который хочет получать прибыль, то есть узурпировать власть через контроль товарообмена.
 
  Производители превращаются в наёмных рабочих, которые подчинены корпорации. Корпорация становится владельцем средств производства, средств создания потребительских товаров (товары не обязательно материальны).
 
  Далее на схемах мы будем обозначать денежную оплату, которую получает рабочая сила за свой труд, как "зарплату".
 
 
 
 
 
  Поскольку корпорация создаётся с целью получения прибыли, то она изымает деньги с рынка (стрелка от зарплаты к корпорации). Но эта же корпорация может инвестировать, добавлять деньги в рынок (стрелка от корпорации к зарплате), если инвестиции позволяют ей рассчитывать на ещё большую прибыль в будущем.
 
  Если в целом в экономике Изъятие = Инвестированию, то круговорот денег и товаров не прерывается, экономика продолжает работать.
 
  * * *
  Однако проблема в том, что главная цель корпорации - не только в получении, но и в накоплении и сохранении прибыли; в накоплении и длительном сохранении своей власти. Производство интересует корпорацию только как средство достижения этой цели.
 
  Как мы отмечали в 6-й главе, в религии денег все товары разделяются на накопительные и потребительские временные.
 
  Для сохранения капитала недостаточно изъять с рынка и сохранить временные товары, которые производятся и потребляются ежедневно. Эти временные товары обычно недолговечны, скоропортящиеся, они занимают много места при хранении.
 
  Соответственно, у перепродавца возникает исключительная нужда в особых накопительных товарах, которые долго сохраняют свою стоимость относительно временных товаров и относительно рабочей силы.
 
 
 
 
 
  Корпорация использует накопительные товары как вещественные идолы, хранящие её власть (капитал). Как мы отмечали в 6-й главе, в простейшем случае накопительный товар - это золото. Также широко используются недвижимость, драгоценности, предметы искусства и так далее. Накопительные товары всегда являются предметами пирамиды; нахождение в пирамиде и обеспечивает рост их стоимости. Приток денег в эту пирамиду происходит за счёт их ухода с рынков потребительских товаров.
 
  Если условия для инвестирования неблагоприятны, то корпорация уводит свои средства в накопительные товары - складывает золото в сундуки или строит пирамиды недвижимости и драгоценностей. Естественно, что при этом наёмные рабочие выбрасываются на улицу, и нередко не имеют средств к существованию. Наступает кризис.
 
  Когда условия для инвестирования становятся благоприятными, корпорация достаёт средства из накопительных товаров (золото из сундуков), и вкладывает капиталы назад в производство. Наёмные рабочие получают работу, увеличивается производство. Через некоторое время цикл повторяется.
 
  * * *
  Следующим шагом становится конкурентная борьба между погаными за вещественных идолов, за накопительные товары.
 
  В этот момент происходит интересное превращение. Как мы отмечали в 6-й главе, поскольку в накопительных товарах их владельца интересует прибыль - увеличение стоимости, а средства производства также приносят прибыль, то средства производства приобретают вторичную стоимость и сами становятся накопительными товарами и предметами пирамиды (на следующей схеме Корпорация = Средство производства).
 
 
 
 
  Средства производства начинают конкурировать в привлекательности с традиционными накопительными товарами. Если быстрее растёт пирамида средств производства, то меньше денег уходит в сундуки и в драгоценности, больше возвращается в производство.
 
  Если же пирамида, например, недвижимости становится более привлекательной, чем пирамида акций, то начинается откачивание денег в спекуляции и наступает кризис.
 
 
  Обратим также внимание на связи между зарплатой и накопительными товарами, и на связи между зарплатой и акциями корпорации (синие стрелки на схеме).
 
 
 
 
 
  Если зарплата выше уровня жизненно необходимого, то некоторая её часть может уходить в накопительные товары (сбережения), или в покупку акций. Если часть зарплаты уходит в пирамиды накопительных товаров, то это неизменно снижает спрос на рынке временных товаров, что в принципе может вызвать снижение производства и общий кризис.
 
  С другой стороны, если деньги, ушедшие в накопительные товары из зарплаты, будут возвращены на рынок через изъятие средств из накопительных товаров корпорациями, то приток уравновесит отток.
 
  Таким образом, если деньги из зарплаты уходят в акции корпораций, то они как могут вернуться в зарплату, так и вытечь в накопительные товары.
 
  Может сложиться и ситуация, когда одновременно будут расти в цене и накопительные товары, и акции, и зарплаты, а временные товары не будут изменяться в цене или даже подешевеют. Это происходит, если деньги замыкаются в суб-контуре "Зарплата - Накопительный товар - Корпорация".
 
  Возникновение той или иной ситуации зависит от множества факторов и от поведения всех участников товарообмена и обмена идолами.
 
  * * *
  Итак, в нашей модели присутствуют четыре типа стоимости:
 1) Постоянные накопительные товары (недвижимость, золото, драгоценности),
 2) Временные потребительные товары (еда, товары для быта),
 3) Временный товар рабочая сила (зарплата),
 4) Вторичный товар средства производства временных (корпорация).
 
  Обобщим отношения к стоимости товаров с точки зрения участников этого процесса.
 
  Для владельца производства первичны накопительные товары. Потребительные товары нужны только для того, чтобы они приносили накопительные товары. Небольшое (по сравнению с размером капитала) количество временных товаров, в основном статуса и удовольствия, нужно для собственного потребления. Рабочая сила нужна как средство производства временных товаров.
  Вторичный товар имеет ценность как приносящий прибыль, но он может становиться накопительным при условии образования пирамиды или спекуляции на средства производства.
 
  Для рабочей силы первичны потребительные товары и наличие работы. Однако если у рабочих появляются излишние деньги, то они могут вложить их и в накопительные товары, особенно в свои жилые дома. Тогда они будут заинтересованы в росте стоимости принадлежащих им накопительных товаров.
 
  Владельцев накопительных товаров (если у них нет средств производства), интересует рост стоимости принадлежащих им товаров и низкие цены на товары потребления. Отметим, что обычно владельцы производства и владельцы накопительных товаров - одни и те же люди.
 
  Каждый из участников этого процесса хочет, чтобы стоимость его товара росла относительно стоимости других товаров. Просуммируем эти желания:
 
 Отношение к изменению стоимости товара Владелец производства Владелец
 накопительного товара Рабочая сила Накопительного Постоянство или Рост Рост Постоянство или Рост Временного Снижение Снижение Снижение Рабочей силы Снижение Снижение Рост Вторичного
 (как оборудование) Снижение Не имеет значения Не имеет значения Вторичного
 (как накопительного) Рост Рост Рост
 
  Как видим, желания участников совпадают в следующем:
 * все хотят снижения цен на временные потребительные товары,
 * все хотят роста или постоянства стоимости накопительных товаров,
 * все хотят роста стоимости средств производства, если они рассматриваются как накопительный товар.
 
  Желания противоречат в следующем:
 * Владельцы производства и накопительных товаров хотят снижения стоимости рабочей силы, рабочая сила хочет увеличения своей стоимости.
 
 Условия возникновение вторичной стоимости
  Для роста производства необходим рост вторичной стоимости, то есть рост стоимости средств производства. От чего же зависит размер вторичной стоимости?
 
  Во-первых, средства производства должны приносить простую прибыль. От самого производства можно абстрагироваться, и считать, что это обычное вложение денег, приносящее столько-то процентов годовых. Как мы отмечали в предыдущей главе, простая прибыль - это первая производная от стоимости.
 
  Тогда оценку стоимости средств производства можно выразить как
 
  ожидаемая прибыль за предстоящие X лет +
 стоимость оборудования минус амортизация оборудования за X лет
 
  Таким образом, важно, чтобы ожидаемая прибыль от производства за определённый период была выше, чем ожидаемая прибыль от роста стоимости накопительных товаров.
 
 
  Во-вторых, как только пирамида акций запущена, важным становится уже не только рост приносимой производством прибыли, но сам рост биржевой стоимости, то есть изменение производной от прибыли (вторая производная от стоимости).
 
  Конечно, вторая производная зависит от первой производной. Но особенность заключается в том, что в расчёт берётся не прошлая, но будущая, ожидаемая, предсказываемая прибыль - вперёд на Х лет. Это и даёт хорошую почву для спекуляций и строительства пирамид.
 
  При этом очень важно понимать, что вторичная стоимость возникает только тогда, когда работает первый контур (товары - рабочая сила). Остановится движение в первом контуре, падает стоимость вторичного.
 
 Связи во вторичном контуре
  Говорим ли мы о первой, или о второй производной от стоимости, они обе в конечном итоге зависят от наличия самой стоимости, богатства, которое можно присвоить.
 
  Если в обществе есть внешние источники нового богатства, например, золотодобывающая шахта, то производство как погоня за этим новым богатством может быть бесконечным.
 
  Но как мы отмечали, для общества в целом рано или поздно внешние источники богатства истощаются, и иерархия превращается в замкнутую систему; перераспределение богатства происходит внутри её.
 
  Давайте подробнее рассмотрим связи между стоимостями в такой замкнутой системе. Добавим отдельный блок для денег, выведенных из оборота (казино).
 
 
 
 
 
  Под рынками "казино" мы понимаем не только скачки, карточные игры или рулетку, но и спекуляции на валютных рынках, на всевозможных фьючерсах и опционах.
 
  Главное отличие рынков "казино" от пирамид накопительных товаров в том, что деньги, вращающиеся на рынках "казино" просто переходят из рук в руки, не создают новой стоимости и не меняют соотношения цен на товары227. Деньги, участвующие в пирамидах, создают новую стоимость и меняют соотношения цен.
 
 
 Связь между временными товарами и рабочей силой
  Поскольку все деньги в конечном итоге выплачиваются людям (а не вещам или природе), то для массового производства необходимо, чтобы
 
  стоимость временных товаров в целом была равна стоимости рабочей силы228
 
  Но в этом случае не будет прибыли. Прибыль толкает к необходимости выведения денег из этого контура, к необходимости снижения стоимости рабочей силы. Включается насос богатства наверх иерархии.
 
  Таким образом, имеется прямое противоречие - для работы вторичного контура надо, чтобы деньги полностью сохранялись в первичном контуре ("товар - рабочая сила"). Но целью создания вторичного контура является отсос денег из первичного контура наверх.
 
 
 Связь между вторичной стоимостью и рабочей силой
  Вся прибыль может инвестироваться назад в производство в том случае, если вторичная стоимость растёт в цене. Прибыль будет возвращаться для закупки нового оборудования, для найма новых работников, для повышения зарплаты, то есть будет временно перераспределяется назад вниз иерархии.
  Но как мы помним, любая стоимость - относительная величина. Чем выше стоимость накопительных товаров, тем ниже относительная стоимость рабочей силы и переменных товаров, тем меньше они могут принести относительной накопительной стоимости. Рано или поздно инвестиции в производство с точки зрения прибыли теряют смысл.
  И если вторичная стоимость падает в цене, то это вызывает сокращение затрат и уменьшение стоимости рабочей силы, что опять снижает стоимость средств производства, вызывает новое сокращение затрат и рабочей силы и так далее по спирали вниз.
 
 
 Связь между накопительной и вторичной стоимостью
  Для массового производства необходимо, чтобы вторичная стоимость росла быстрее, чем накопительная, иначе все деньги перебегают в спекуляции с золотом или недвижимостью; и будет расти только производство товаров роскоши для верхушки.
  Обычно рост стоимости акций сопровождается ростом стоимости накопительных товаров, так как часть денег владельцы акций вкладывают в дома, предметы искусства и так далее.
 

<< Пред.           стр. 17 (из 58)           След. >>

Список литературы по разделу