<< Пред. стр. 5 (из 8) След. >>
Таблица 13
Формы монополистических объединений
Форма монополии Отличительные признаки Картель Объединение сохраняющих коммер-ческую и производственную самостоятельность предприятий, проводящих единую ценовую политику на поделенных рынках Синдикат Объединение, в котором распределение заказов, приобретение сырья и реализация готовой продукции осуществляются через единую сбытовую контору Трест Полное объединение производственной, сбытовой, финансовой деятельности предприятий, производящих однородную продукцию Концерн Многоотраслевые объединения трестового типа на основе комбинирования диверсификации
Технологической вершиной монополии стало массовое поточно-конвейерное производство с единичным разделением труда, обязанное своим происхождением предприятиям Форда в США.
Для монополий и финансовой олигархии, образованной в результате слияния банковского капитала с промышленным, самым эффективным способом получения прибыли был вывоз капитала в более отсталые страны. Рост международной торговли и развитие средств транспорта и связи, относительная узость внутреннего рынка, а также стремление увеличить прибыль при помощи международных соглашений приводят к образованию международных монополистических союзов. В целом действие монополизирующих факторов на макроуровне способствовало возникновению особого режима международного экономического регулирования, получившего в марксистской литературе название "империализма".
В конце XIX-начале XX вв. движение экономики изменило свой темп. Наиболее высокие темпы экономического развития показывали молодые капиталистические государства - США и Германия. Англия потеряла промышленную монополию, а ее торговая гегемония сильно пошатнулась. Это было связано со следующими причинами:
* моральным и физическим износом оборудования времен промышленного переворота;
* усилением конкуренции на внешнем рынке;
* мировым аграрным кризисом 1874-1894 гг.;
* недостаточной мощностью и слабой концентрацией электростанций;
* увеличением экспорта капитала.
Нехватка денежных средств внутри страны привела к необходимости их мобилизации с помощью акционерных компаний. В стране складываются предпосылки к монополизации промышленности, преимущественно в форме картелей. При этом тенденция к возникновению монополий была сильнее в новых отраслях, чем в старых.
Особенности английских монополий:
* более позднее возникновение;
* относительная слабость;
* ориентация на экспорт;
* получение сверхприбыли.
В 1870-1913 г. Англия продолжала быть ведущей страной в мировой торговле. Однако характерной чертой этого времени стал более быстрый рост ввоза товаров по сравнению с их вывозом. При этом наблюдался рост доходов на капитал, помещенный за границей, за посреднические и банковские операции, фрахт и страхование морской торговли, пользование услугами портов и т.д. Англия оставалась крупнейшей колониальной страной, что позволяло сохранять ориентацию промышленников на использование дешевого сырья и гарантированных рынков сбыта.
В конце XIX в. в мировом промышленном производстве снижается удельный вес и Франции. На ее экономическом положении сказались следующие факторы:
1) ростовщический характер капитализма, связанный с мальтузианской моделью развития и направленный на минимизацию риска, на простое воспроизводство;
2) поражение во Франко-прусской войне (отторжение Эльзаса и Лотарингии, вывоз ценностей, уплата контрибуции и т.д.). Общий итог - 13 млрд. франков;
3) моральный и физический износ оборудования;
4) вывоз капитала, способствовавший сохранению ростовщического характера экономики;
5) нехватка сырья и топлива;
6) неразвитый аграрный сектор.
Отсталой во Франции была и структура экономики, где в отличие от других развитых стран ведущее место занимало производство предметов потребления, ориентированное на внешний рынок. В связи с началом милитаризации экономики в начале XX в. в хозяйственном развитии страны происходят серьезные изменения, связанные с развитием тяжелой промышленности и началом процесса концентрации производства. Наиболее типичными для Франции формами монополистических объединений были картели и синдикаты, однако возникали и концерны. Более эффективно в стране действовал финансовый капитал. Хотя по размерам экспорта капитала первое место в мире занимала Англия, главным мировым ростовщиком была Франция, экспортировавшая капитал не в форме инвестиций, а в форме ссуды. После 1900-1903 гг. в стране происходит промышленный подъем, но темпы развития низкие: уменьшение промышленного производства с 1871 по 1913 г. с 10 до 6%, соответствующих 4-му месту в мире.
В Японии, несмотря на активное и целенаправленное развитие тяжелой промышленности, господствующее положение занимала текстильная промышленность. Страна оставалась аграрно-индустриальной, а в ее общенациональной продукции промышленность занимала 40 %. При этом особое значение играла военная промышленность, получавшая государственные дотации и субсидии и способствовавшая агрессивному внешнему курсу. Продолжался процесс концентрации производства и капитала, но монополистические объединения составили всего 0, 4 % от общего числа компаний, действующих в стране.
Экономическое развитие США и Германии в рассматриваемый период времени характеризуется значительным ускорением темпов роста, что позволило этим странам занять места ведущих индустриальных держав. Для американской экономики это объяснялось следующими факторами:
* наличием природных ресурсов;
* высоким уровнем накопления национального капитала;
* быстрым ростом населения за счет притока иммигрантов из других стран;
* расчетливой протекционистской политикой государства;
* удаленностью от основных конкурентов;
* поздним завершением промышленного переворота.
Индустриализация конца XIX-начала XX в. в отличие от предшествующего периода опиралась на внутренние возможности США. В промышленности наряду с использованием достижений мирового опыта был сделан акцент на собственные технические идеи ( изобретения Т. Эдисона, А. Белла и т. д.). США стали родиной трестов, первый из которых - объединение "Стандарт Ойл Траст" - был создан в 1879 г. Рокфеллером. Важное значение для становления новых форм организационно-экономической структуры экономики имело возникшее на уровне трестов отделение функций управления от исполнителей, легшее в основу идей "научного управления" - менеджеризма Ф. У. Тейлора.
Процессы монополизации протекали в банковской сфере. В США были созданы две крупнейшие финансовые группы - Моргана и Рокфеллера. Монополизация в стране приобрела наиболее законченные формы, но здесь сильнее всего проявились и антимонопольные тенденции. По принятому Конгрессом США закону Шермана 1890 г. всякое объединение в форме треста или иной форме, направленное на ограничение производства и торговли, объявлялось незаконным. Усиление регулирующей роли государства в промышленной и банковской сфере ярко проявилось в серии реформ начала XX в., получившей название "прогрессивной эры" в рамках "честного курса" президента Т. Рузвельта (1901-1909 гг.) и характеризовавшейся принятием законов о контроле за деятельностью трестов. Продолжением этих реформ стала политика "новой демократии" президента В. Вильсона (1913-1921), основанная на идее регулирования конкуренции. Важнейшим законом, положившим начало реорганизации кредитной и банковской систем США, был закон о создании Федеральной Резервной системы (ФРС), принятый в декабре 1913 г.
Столь же стремительным было экономическое развитие объединившейся в единое государство Германии. В последней трети XIX в. промышленность стала играть основную роль в хозяйственной жизни страны, в начале XX в. там было занято уже 43 % населения против 29 %, занятых в сельском хозяйстве. Технический уровень немецкой, относительно новой промышленности был выше английской и французской старой. Поэтому немецкая промышленность практически не знала проблемы перевооружения. Значительно медленнее, чем тяжелая индустрия, развивалась легкая и пищевая промышленность, что определялось недостаточной емкостью внутреннего рынка. Промышленный подъем сопровождался значительной концентрацией производства и капитала. Монополистические объединения в Германии имели свои особенности:
* господство картелей и трестов;
* более полный, но не глубокий характер;
* меньший политический вес;
* более ранние и быстрые сроки создания.
Несоответствие развития производства платежным способностям внутреннего рынка, а также необеспеченность страны некоторыми видами сырья (особенно нефтью) вынуждали немецкие монополии активно действовать на мировом рынке. В 1910 г. насчитывалось уже около 100 международных монополий с участием Германии. Однако германский торговый баланс был пассивным, т.к. стоимость ввозимого сырья и продовольствия превосходила стоимость экспорта промышленных товаров. Дефицит торгового баланса покрывался прибылями от иностранных инвестиций немецкого капитала в развивающиеся страны.
Усложнение внешнеэкономических связей привело к возникновению проблемы финансирования международной торговли. Экономическое лидерство Англии, превратившее ее в мирового финансового короля, способствовало ориентации национальных валют к фунту стерлингов, который еще с XVII в. имел золотое содержание. Однако до конца XIX в. золотоденежное обращение соседствует с серебряным, то есть действует система биметаллизма. В 1865 г. по соглашению Франции с другими биметаллическими державами (Италией, Испанией, Бельгией) был образован Латинский денежный союз. Девальвация серебряных денег вследствие роста производства серебра привела к отмене свободной чеканки таких монет и ограничению их обращения. Это решение Латинского денежного союза получило название " хромого" биметаллизма. Большинство развитых стран в конце XIX-начале XX вв. присоединилось к системе золотого стандарта, при котором деньги обменивались на золото. Валютный курс являлся стабильным, колебание допускалось в небольших пределах, которые именовались "золотыми точками".
Переход к новому уровню промышленного производства усилил неравномерность экономического развития, тем более что распределение рынков сбыта и источников сырья не соответствовало реальной роли стран в мировом хозяйстве. Это приводило к нарастанию противоречий между развитыми государствами, которое привело к первой мировой войне.
7.2. Экономические причины и последствия
первой мировой войны
Первая мировая война разразилась между двумя военными блоками: Антантой (Англия, Франция, Россия и др.) и Тройственным союзом (Германия, Турция, Австро-Венгрия, Болгария и др.). В целом в ней приняло участие 34 из 56 существовавших тогда суверенных государств. Основной причиной войны стала борьба за передел уже поделенного мира, обусловленная поиском рынков сбыта и источников сырья для молодых капиталистических стран, прежде всего Германии и США, не имевших колоний.
Мировая война предъявила небывалые требования экономике. Она поглотила 1/3 материальных ценностей человечества. Военные расходы воюющих держав увеличились более чем в 20 раз, превысив в 12 раз наличные запасы золота. Однако из стран - участниц военных действий только США и Япония смогли увеличить свое национальное богатство - соответственно на 40 и 25 %. При этом США за счет продажи вооружения сосредоточили у себя около половины мировых запасов золота. Не оправдав надежд зачинщиков и не разрешив острейших противоречий, первая мировая война принесла колоссальные людские потери, составившие в общей сложности около 36 миллионов человек. Структура экономики стран оказалась деформированной в результате непомерно раздутого военного сектора, прекращение же военных действий потребовало новых затрат на решение проблем разоружения. Система золотого стандарта в результате девальвации национальных валют потерпела крушение. Не менее значимыми были и экологические последствия, связанные с использованием химического оружия. К тому же во многих странах, участвовавших в войне, произошла перестройка социально-экономического и политического строя. Турецкая и Австро-Венгерская империи распались, в России и Германии в ходе революций были свергнуты монархии.
Режим отношений в западном мире после первой мировой войны определила серия международных договоров, составившая Версальско-Вашингтонскую систему. Центральное место в ней занял Версальский мирный договор, подписанный 28 июня 1919 г.
Версальский мирный договор
Основные вопросы Содержание 1 2 1. Территориальные Сокращение территории Германии на 1/8.Возвращение Франции Эльзаса и Лотарингии, округов Мальмеди и Эйпен - Бельгии, Познани, части Поморья и Пруссии - Польше. Гданьск - вольный город, Клайпеда передавалась в ведение держав-победительниц. Шлезвиг - плебисцит. Передача Франции Саарского угольного бассейна на 15 лет. Демилитаризация левобережья Рейна и полосы правого берега. Утрата колоний площадью около 3 млн. кв. км 2. Военные Ликвидация военно-морского флота Германии и ограничение сухопутной армии. Сокращение производства оружия и военных материалов. Запрещение производства броневиков, танков, военных судов, химического оружия
Окончание табл.
1 2 3. Репарационные Возмещение убытков, нанесенных странам-победительницам, в виде репараций, включавших платежи в золоте и товарах, поставки различного рода оборудования, угля, скота, строительных материалов, содержание оккупационных войск, а также установление наиболее благоприятного режима для судоходства и торговли со странами союзных и объединившихся держав
Позже сумма репараций была определена в размере 132 млрд. марок. Первые 20 млрд. необходимо было внести в качестве аванса в течение двух лет.
Репарации - вид материально-правовой ответственности, состоящей в возмещении государством, начавшем войну, причиненного ущерба странам-победительницам по договору.
Репарации следует отличать от контрибуции, запрещенной современным международным правом.
Контрибуция - 1) платежи, налагаемые на побежденное государство в пользу победителя; 2) принудительный денежный сбор, взимаемый неприятелем с оккупированной местности.
Необходимость выполнения условий Версальского договора потребовала серьезного реформирования экономики Германии. Важнейшей мерой стабилизации внутриэкономического положения в этой стране стало проведение денежной реформы 1923 г., направленной на прекращение инфляции. Ее результатом стал выпуск новых банкнот, обеспеченных золотом и золотыми девизами на 40 % и подлежащих обмену на золото, правда, временно отсроченному. Кроме этого была осуществлена модернизация оборудования, усиление экономических позиций немецких монополий, заменивших ранее господствовавшие картели и синдикаты на тресты и концерны; повышалась интенсификация труда. Однако экономическое положение страны оставалось крайне тяжелым, что вызвало обострение социальных противоречий. Отказ Германии от выплаты репараций в 1922 г. инициировал ввод в Рурскую область франко-бельгийских войск. Угроза возникновения новой войны и рост революционных выступлений немецких рабочих заставил страны-победительницы пойти на некоторые уступки Германии. Летом 1924 г. на Лондонской конференции был принят план Дауэса, предусматривающий резкое уменьшение ежегодных репарационных платежей: 1 млрд. марок в 1924-1925 гг.; 1,2 - в 1925-1926 гг.; с последующим увеличением вплоть до 2,5 млрд. марок с 1928-1929 гг. При этом Германии гарантировалась устойчивость валюты вплоть до приостановки перевода репарационных платежей за границу в случае колебания валютного курса. План Дауэса выделял следующие источники обеспечения репараций:
* специальные облигации;
* доходы железных дорог;
* налоги с промышленности.
Кроме того, для стимулирования роста немецкой промышленности США предоставили заем 800 млн. марок, что составило около 70 % внешних инвестиций.
Последовавшие за этим Локарнские договоры (1925 г.) также смягчали положения Версальского договора, т.к. обеспечивали отмену военного контроля над немецкой военной индустрией, эвакуацию французских войск из Саара, снятие ограничений для гражданской авиации и т.д. К концу 20-х гг. Германия смогла достичь довоенного уровня промышленного развития.
В 1929 г. в условиях надвигавшегося мирового экономического кризиса план Дауэса был заменен планом Юнга, по которому ежегодные репарационные платежи снижались на 20%, Германия получила возможность отсрочки выплат. Кроме того, было рассчитано, что страна будет делать взносы до 1988 г. при уменьшении общей суммы до 113,9 млрд. марок. Источниками репараций остались только госбюджет и прибыль от железных дорог. Для получения и распределения репараций, осуществления расчетов по экономическим долгам был создан Банк международных расчетов, во многом обеспечивший финансиро-вание тяжелой промышленности и укрепивший позиции аме-риканского капитала в немецкой экономике.
Ухудшение положения в кризисной ситуации привело к сворачиванию выполнения плана Юнга. В начале 30-х годов последовала серия решений, связанных с регламентаций репарационных платежей. Так, в 1931 г. президент США Гувер выступил с предложением отсрочки платежей на год, получившей название "Моратория Гувера". В 1932 г. Лозанская конференция предоставила Германии право выкупа за 3 млрд. марок своих репарационных облигаций на условиях погашения выкупных облигаций в течение 15 лет.
Особую роль в послевоенном развитии мировой экономики сыграло изменение мировой валютной системы. На смену золотому стандарту приходит золотовалютный стандарт - система, при которой страна хранит для внешних расчетов определенное количество иностранной валюты, рассматриваемой в качестве эквивалента золота и конвертируемой по твердому курсу в национальную валюту. Она получила распространение по рекомендации Женевской конференции 1922 г. и характеризова-лась попытками восстановления валютной стабильности в период с 1924 по 1928 г. При этом золото не использовалось для чеканки монет, не находилось в свободном обращении, а фигурировало в золотых слитках в кассовой наличности эмиссии банка. Международные расчеты требовали проведения согласованной политики, т.к. валютные центры должны были поддерживать высокий уровень экономической активности и высокий спрос на импорт, чтобы позволить странам-участницам свободно приобретать необходимые им резервные средства.
Золотовалютная система состояла из нескольких зон, привязанных к определенной валюте. Так, стерлинговая зона возникла в 1931 г. по решению стран Британского содружества (за исключением Канады), Португалии, Ирана, Скандинавских стран и Латвии стабилизировать свои денежные системы по отношению к фунту стерлингов, а не золоту. Это объяснялось особым положением Великобритании, т.к. ее национальный доход претерпел наименьшие сокращения в годы великой депрессии, кроме того, она являлась основным торговым партнером всех перечисленных стран. Практически одновременно возникли зона доллара и зона франка. Их развитие способствовало расширению функций центральных банков, т. к. в рамках существующих валютных зон они должны были поддерживать твердые курсы продажи и покупки основной валюты. Главной проблемой стало обеспечение ликвидности центра в отношениях со странами, не входящими в валютную зону, поэтому основным инструментом финансовой политики служили фонды валютной стабилизации, действующие в Париже, Лондоне и Нью-Йорке. В октябре 1936 г. между ними было подписано трехстороннее соглашение о регулировании курса золота для снижения убытков при конвертируемости валют.
7.3. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг.
В октябре 1929 г. разразился кризис на Нью-Йоркской фондовой бирже, ставший началом мирового экономического кризиса 1929-1933 гг., вошедший в историю как Великая Депрессия - самый глубокий кризис перепроизводства в истории.
Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. сильнее всех стран поразил США, где он охватил все сферы народного хозяйства. Так, курс акций на Нью-Йоркской фондовой бирже с 216 пунктов в сентябре 1929 г. упал до 34 в январе 1931 г.; за 4 года "лопнул" 5761 банк с общей суммой вкладов в 5 млрд. долл. Промышленное производство снизилось на 46 % по сравнению с 1929 г. (уровень 1905-1906 гг.), а цены на сельхозпродукцию упали в 3-4 раза. Национальный доход уменьшился в 2 раза; в 3 раза уменьшился объем внешней торговли. Правительство Гувера предложило шестидесятидневную программу борьбы с кризисом. В соответствии с ней предполагалось вложить 8 млрд. долл. в капитальное строительство, привлечь 3 млрд. частных инвестиций для развития промышленных и железнодорожных компаний, создать национальную кредитную корпорацию и Федеральное фермерское бюро (капитал в 3,5 млрд. долл.) для закупки сельхозпродуктов и поддержания уровня цен. Однако смягчить кризис не удалось. С 1932 г. после победы Ф. Рузвельта на выборах начинается осуществление крупномасштабных реформ, получивших название "Нового курса Рузвельта". Его теоретической основой в отличие от "грубого индивидуализма" предшествующих политиков стала кейнсианская доктрина, предусматривающая усиление государственного регулирования экономики.
Этапы "Нового курса Рузвельта"
Хронологические рамки Основное содержание 1 2 1933-1935 Создание национальной администрации восстановления промышленности (НИРА), принудительное картелирование промышленности на основе "Кодекса честной конкуренции"
Учреждение администрации по регулированию сельского хозяйства (ААА), сокращение посевных площадей и поголовья скота, ликвидация фермерской задолженности
Стабилизация финансовой системы путем введения чрезвычайного закона о банках и девальвации доллара
Борьба с безработицей. Создание молодежных лагерей и организация общественных работ
Окончание табл.
1 2 1935-1939 Социализация курса. Принятие закона Вагнера (Национальный акт о трудовых отношениях) и закона о социальном страховании. Запрет использования детского труда. Введение единых нормативов заработной платы и максимальных пределов продолжительности рабочей недели
Таким образом, важнейшим инструментом регулирования стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялись расширенное воспроизводство и социальные преобразования.
В Англии мировой кризис начался позже из-за медленного послевоенного восстановления промышленности. Однако его последствия были очень ощутимыми для экономики, т.к. объем производства сократился на 15 %. Наиболее значительно пострадали традиционные отрасли производства, произошло ухудшение внешней торговли и обесценивание национальной валюты на 30 %. Еще до наступления кризиса правительство лейбористов образовало специальное министерство "по борьбе с безработицей", которое предложило следующую программу: переселение рабочих из районов депрессии в сельскую местность и доминионы и организацию общественных работ. Однако реализация этой программы результатов не дала. Для решения кризисных проблем в марте 1931 г. была создана особая королевская комиссия по национальной экономике во главе с крупным банкиром Дж. Мэем. Уменьшение дефицита госбюджета в 120 млн. фунтов стерлингов предполагалось достигнуть в результате сокращения государственных расходов путем снижения пособий по безработице, расходов на социальные нужды и увеличения налогов. Принятый в ноябре 1931г. "Закон о проверке нуждающихся", запрещающий выдачу пособий тем безработным, которые находились на иждивении семьи, привел к уменьшению выплат пособий по безработице. Следующей мерой правительства стала отмена золотого стандарта фунта стерлингов, что привело к девальвации бумажного фунта, но укрепило положение Англии на мировом товарном рынке. Одновременно вводятся временные протекционистские меры, которые в феврале 1932 г. были заменены законом об импортной пошлине, предусматривавшим 10 % обложение всех ввозимых товаров. Вместе с тем данный закон давал возможность правительству увеличивать размеры пошлины до 100 % стоимости на товары тех стран, которые применяли дискриминационные меры к товарам, производимым в Британской империи. Мировой экономический кризис вынудил Англию пересмотреть вопрос об отношениях с Германией. Тесное сотрудничество крупнейших английских банков и монополий и немецких компаний приносило им большие доходы, но одновременно они вместе с американскими компаниями вырастили конкурента и агрессора, развязавшего вторую мировую войну.
Осенью 1930 г., несколько позже, чем в других капиталистических странах, во Франции разразился затяжной экономический кризис, который продолжался до 1935 г. включительно. Падение промышленного производства в этой стране не было таким быстрым, как в Германии и США, но зато более длительным. Развитие кризиса можно проследить по таблице 14.
Таблица 14
Индекс промышленного производства развитых стран
(1929 г. = 100 %)
Страна 1930 1931 1932 1933 1934 1935 США 80, 7 68, 1 53, 8 64, 9 66 76 Великобритания 92, 4 83. 8 83, 8 86, 1 99 106 Франция 100, 7 89, 2 69, 1 77, 4 75 72 Германия 88, 3 71, 7 59, 8 66, 8 80 94
За годы кризиса продукция французской машиностроительной промышленности упала до 69,6 % от уровня 1929 г., производство средств производства - до 80 %, выплавка чугуна и стали - почти на 50 %. Внешняя торговля уменьшилась более чем в два раза. Закрывались банки, росла безработица, массовый характер приняло разорение крестьянских хозяйств.
Одним из следствий такого положения стала достаточно отчетливая тенденция фашизации Франции по примеру соседних Германии и Италии. Однако в отличие от названных стран фашизм во Франции не имел достаточной социальной базы. Его развитию противостояли республиканские, демократические традиции гражданского общества. Наиболее активные противники фашизма объединились в единый Народный фронт, программа которого была опубликована в январе 1936 года.
Программа Народного фронта:
* национализация объектов военной промышленности и Французского банка;
* реформа налоговой системы;
* создание национального фонда помощи безработным;
* организация общественных работ для безработных;
* сокращение рабочей недели с сохранением заработной платы;
* введение пенсий по старости;
* заключение коллективных договоров;
* введение справедливых цен на сельскохозяйственную продукцию;
* расширение советско-французских связей.
Важнейшей победой Народного фронта стали "Матиньонские соглашения" между Всеобщей конфедерацией труда (ВКТ) и предпринимателями об увеличении заработной платы; признание профсоюзов и цеховых старост; 40-часовая рабочая неделя и оплачиваемый отпуск (14 дней в году). Однако фактически деятельность Народного фронта сводилась не к борьбе с кризисом, а к расшатыванию социально-экономических устоев капиталистического государства. Дальнейшие меры правительства Л. Блюма, связанные с осуществлением частичной национализации военной промышленности, банковской и налоговой реформ, социальных программ привели к росту дефицита госбюджета и оттоку капиталов за рубеж. В 1937-1938 гг. правительство Народного фронта вынуждено было объявить паузу в проведении реформ, а в апреле 1938 г. после прихода к власти правительства Ф. Даладье произошел окончательный отход от программы левых сил. В условиях нарастающей военной угрозы был взят курс на милитаризацию экономики. Однако опыт Народного фронта заложил основы политики реформирования экономических отношений в интересах общества без применения крайних форм социальной борьбы.
Германия стала одной из наиболее пострадавших стран от мирового экономического кризиса, т.к. ее экономические успехи в значительной степени базировались на иностранных инвестициях. Непрерывное падение промышленного производства продолжалось с конца 1929 г. до июля-августа 1932 г. Объем промышленной продукции за это время уменьшился на 40,6 %. Прекратилось строительство. В 2,5 раза упали обороты внешней торговли. Число безработных к началу 1933 г. равнялось 9 млн. человек, что составляло половину лиц наемного труда. Под влиянием промышленного углублялся и сельскохозяйственный кризис, в результате которого объем сельскохозяйственного производства сократился на 31 %.
Кризис в Германии вызвал к власти фашизм. Его сущность еще в 1934 г. определил ХIII пленум Коминтерна как открытую террористическую диктатуру наиболее реакционных кругов финансового капитала. Главным содержанием экономической политики фашизма стала всеобщая милитаризация. В июне 1933 г. при министерстве экономики был организован Генеральный совет немецкого хозяйства, который направлял государственную экономическую политику. В 1934 г. был издан декрет о трудовом фронте, который запрещал стачки и переход рабочих с одного предприятия на другое. Были отменены коллективные договоры, а руководители предприятий получали диктаторские полномочия. Начала официально формироваться система принудительного труда. Одновременно осуществлялась принудительная концентрация производства, выгодная крупным монополистам. В 1933 г. был издан закон о принудительном синдицировании, в соответствии с которым отдельные предприятия должны были входить в состав существовавших картелей и синдикатов, а в 1934 г. - принят закон об органическом построении германского хозяйства. Все предприятия в принудительном порядке были объединены по отраслям и территориальным районам. Так была создана Организация промыслового хозяйства, которая делилась на шесть имперских групп (промышленности, энергетики, торговли, ремесла, банковского и страхового дела). Наряду с отраслевой создавалась и региональная структура управления: вся Германия была разделена на 18 хозяйственных областей, в каждой из которых создавалась своя хозяйственная палата как высший экономический орган во главе с крупными монополистами, получавшими титул хозяйственных вождей. Основным принципом управления стал "фюрер-принцип", требовавший безоговорочного подчинения вышестоящему начальнику.
Милитаризация экономики Германии велась ускоренными темпами. В сентябре 1936 г. был утвержден четырехлетний план мобилизации ее экономических ресурсов, накопления дефицитных материалов и расширения производства военного снаряжения. При этом запрещалось осуществлять инвестирование в бумажную, хлопчатобумажную, шерстяную и другие отрасли.
К концу 1933 г. было реорганизовано и сельское хозяйство. Аграрная политика предусматривала создание продовольственных резервов к началу войны. Была введена система принудительных поставок сельскохозяйственной продукции, ликвидирован профсоюз сельскохозяйственных рабочих. Изданный в 1933 г. закон "О наследственных дворах" объявил хозяйства от 7,5 до 125 га неотчуждаемыми и освобожденными от налогов на наследство и поземельного. Такие хозяйства передавались по наследству только старшему сыну. Закон разделил сельское население на крестьян и сельских хозяев. Право называться крестьянами получили только владельцы наследственных дворов арийского происхождения. Сельские же хозяева, владевшие небольшими участками земли, несли всю тяжесть повинностей по подготовке продовольственных запасов к войне. Продукция каждого двора находилась на строгом учете, и большую ее часть необходимо было сдавать государству по чрезвычайно низким ценам.
Подобные изменения были сделаны и в области внешней торговли. Согласно принятому в 1935 г. закону "Об обороне империи" произошло сокращение импорта продукции и увеличение экспорта для получения валюты под покупку стратегического сырья. В основу внешнеторговых отношений Германии легли три идеи: переход к многосторонней системе торговых расчетов и двусторонней, построенной на принципах клиринга; количественное ограничение ввоза и централизованное определение объема импорта; формирование экспорта путем осуществления компенсационных сделок.
Таким образом, развитие экономического кризиса 1929-1933 гг. доказывало неспособность рыночной системы решать совокупность проблем, получивших в экономической теории общее название "фиаско рынка". Усиление государственного регулирования нашло отражение в механизме развертывания экономического цикла 1890-1940/50 гг. Не случайно этот цикл стал характеризоваться как "неомеркантилистский" по своей сути.
7.4. Особенности экономического развития России
в конце XIX - начале XX вв.
К середине XIX в. в России объективно назрел общий структурный кризис феодально-крепостнической системы. Крепостное право тормозило развитие товарно-денежных отношений, особенно торгового земледелия. К тому же общество характеризовалось крайне низким образовательным уровнем (22 % в возрасте старше 9-22 лет, тогда как в развитых европейских государствах этот показатель был более 85 %). Это сказывалось на медленном формировании отечественного слоя предпринимателей, необходимого для начавшейся индустриализации. Главным показателем несостоятельности существующей экономической системы стала Крымская война 1853-1856 гг. В результате военных действий в тринадцать раз сократился вывоз хлеба, в восемь - льна. В десять раз уменьшился импорт машин, в два с половиной - хлопка. В конце 50-х гг. Россия оказалась в состоянии фактически неплатежеспособного должника. Государственный долг достиг 1 млрд. рублей. Бюджетный дефицит возрос в шесть раз - с 52 до 307 млн. рублей. Нарастала инфляция, следствием которой стало исчезновение из обращения звонкой монеты. Несмотря на запреты правительства, она не удерживалась внутри страны и уходила за границу. Особенно тревожным было состояние кредитной системы. Ее банкротство заставило правительство в 1859 г. прекратить выдачи помещикам ссуд под залог имений.
В целом прирост продукции крупной промышленности в 1860-1900 гг. ежегодно составлял около пяти процентов. При этом лидерами были текстильная, пищевая, горнозаводская и металлургическая промышленность. Одновременно наблюдалось и усложнение отраслевой структуры экономики за счет появления новых отраслей, например, комплекса, обеспечивающего строительство и обслуживание железных дорог.
Строительство железных дорог, позволившее установить прочную связь между отдельными территориями страны, повлекло к совершенствованию региональной структуры экономики (табл. 15).
Таблица 15
Региональная структура экономики России XIX в.
Тип районов Название Основная характеристика Центральный Район многоотраслевой обрабатывающей промышленности Петербургско-Прибалтийский Район многоотраслевой обрабатывающей промышленности Польский Обрабатывающая, угольная промышленность, передельная металлургия Уральский Горнозаводская промышленность Донецко-Криворожский Горнозаводская и угольная промышленность Бакинский Нефтяная промышленность Украинский Выращивание сахарной свеклы Поволжский Выращивание злаковых культур Северо-Кавказский Выращивание злаковых культур
В зону промышленного освоения стали попадать отдаленные территории Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Формирование рыночной экономики России имело свои специфические особенности. Россия, как и Германия, позже других европейских стран вступила на этот путь, то есть была в роли догоняющей страны, входящей во "второй эшелон" развития капитализма. Однако это позволяло во многом использовать иностранный опыт в науке, технике и организации производства. Так, уже в 80-х гг. появились первые русские монополии в промышленности и первое картельное объединение двух петербургских акционерных банков - Международного и Русского банка внешней торговли. Активно развивается акционирование и синдицирование промышленности. К началу XX в. Россия занимает первое место по концентрации капитала и производства, но от 1/3 до 1/2 накоплений в промышленности осуществлялось за счет иностранного капитала. Вместе с тем развитию национального предпринимательского сектора в этот период времени способствуют две важнейшие реформы: денежная 1895-97 гг. и тарифная 1891 г. Первая из них, вошедшая в историю с именем министра финансов С.Ю. Витте (1849-1915), ознаменовала вхождение страны в систему Золотого стандарта и характеризовалась переходом на твердую конвертируемую валюту - золотой рубль. Вторая - поставила высокие экономические заслоны на пути импорта товаров, принуждая тем самым ввозить из-за границы не готовые изделия, а капиталы для их производства.
Бурный рост промышленности застопорился в 1900 г. Сказался кризис перепроизводства в Европе. Затем последовали: проигранная русско- японская война, первый революционный взрыв 1905-1906 гг., расстройство государственных финансов. Особое значение для продолжения индустриализации стало иметь решение земельного вопроса. Вдохновителем и проводником новой аграрной политики явился председатель совета министров П.А. Столыпин (1862-1911). Согласно новой крестьянской реформе вся общинная земля делилась на две части:
1) землю, где на протяжении 24 лет не производились переделы. Она переходила в собственность крестьян;
2) землю, где переделы были. В этом случае крестьянин мог потребовать закрепления за ним земли, которой он пользовался после передела.
Кроме того, каждый выделившийся из общины мог в случае чересполосицы требовать участка в одном месте.
Хутор - крестьянское хозяйство, возникающее в результате переселения домохозяина на новый выделенный участок.
Отруб - выделенный земельный участок с сохранением крестьянских построек в деревне.
Важную роль в осуществлении реформы играл Крестьянский поземельный банк, созданный еще в 80-х гг. для перепродажи крестьянам помещичьих земель. Этот банк также кредитовал переселенческую политику Столыпина, нацеленную на снижение аграрной перенаселенности центра страны путем переселения более трех миллионов человек на "свободные земли" Сибири, Дальнего Востока, Алтая, Средней Азии. Конечно, переселенцы сталкивались с огромными трудностями: недостаточной финансовой поддержкой государства, отсутствием дорог, отдаленностью территорий, плохой приспосабливаемостью организма к новым климатическим условиям и т.п. Однако были и существенные достижения. Если в целом по стране посевные площади увеличились примерно на 10,5 га, то в тех регионах, где происходило больше всего выходов крестьян из общины, количество посевных угодий возросло в 1,5 раза. В 1911-1913 гг. страна получила зерновых на 28 % больше, чем США, Канада и Аргентина, вместе взятые. Сельское хозяйство стало переходить к интенсивному типу воспроизводства, связанному с использованием техники и минеральных удобрений. Вместе с тем для проведения аграрных преобразований в России не было соответствующей материальной и финансовой базы, поэтому проведение реформы в целом носило половинчатый характер и осуществлялось с помощью принудительных административных мер без учета региональных особенностей развития.
В 1909-1913 гг. начался новый экономический подъем, который охватил практически все народное хозяйство страны.
За этот период общий среднегодовой прирост промышленной продукции составил 9 %. При этом поступления от промышленного производства в национальном доходе почти сравнялись с поступлениями от аграрного сектора, а продукция промышленности покрывала 80 % внутреннего спроса. Усиливался процесс монополизации. Быстрее всего крупные объединения возникали в тяжелой промышленности. В легкой промышленности также действовали картели, синдикаты, а группа Кноппа, объединявшая хлопчатобумажные фабрики, имела признаки треста. Однако эти объединения не занимали преобладающего места в целом по отрасли. Своеобразием отличались и методы господства российских монополий на рынке, предусматривающие сдерживание объемов производства и повышение продажных цен. В ход шли не только регламентация производственной и ценовой политики входивших в монополии предприятий, но и выплата им премий в случае уменьшения выделенных квот производства, а также практика закрытия действующих предприятий и запрет создания новых. По-прежнему большое значение для развития крупного производства имел иностранный капитал. Российские монополистические объединения обычно возникали как акционерные общества, что позволяло им обойти положения антимонопольного законодательства, разработанного в стране по лучшим европейским образцам.
Заметных успехов достигла внутренняя и внешняя торговля. Объем внутренней торговли в 1913 г. составлял 18 млрд. руб., или в полтора раза больше, чем в 1909 г. Внешнеторговый оборот также увеличился за этот период примерно в 1,5 раза и составил к 1913 г. 2,6 млрд. руб., причем объем экспорта уверенно превышал объем импорта - соответственно 1,5 и 1,1 млрд. руб. Перед первой мировой войной Россия являлась одной из ведущих стран-экспортеров хлеба в мире.
Активное внешнеторговое сальдо служило делу укрепления государственного бюджета. Помимо доходов от внешней торговли в числе источников государственного бюджета были доходы от винной монополии и откупной системы, от казенных железных дорог, а также косвенные налоги. Однако расходы бюджета росли горазда быстрее, чем доходы. Деньги тратились на огромный бюрократический аппарат, на поддержание помещичьих хозяйств, на военные нужды, на выплату процентов по иностранным кредитам. На 1 января 1914 г. государственная задолженность России по внешним и внутренним долгам составляла около 9 млрд. руб. Таким образом, в начале XX вв. отечественная экономика развивалась быстрее, чем властные структуры, оказавшиеся не в состоянии решить существующие проблемы социального и индустриального положения мирным путем. Царизм, в расчете сбить напряжение в стране, втянул ее в первую мировую войну. В эти годы начала апробироваться на практике идеология организованного, планового хозяйства в национальных масштабах.
7.5. Условия формирования командно-административной
системы экономики России
В конце ХIХ-начале ХХ в. в стране складывается "государст-венный капитализм".
"Государственный капитализм" - особая система управления экономикой, сочетающая жесткий бюрократический централизм государственной власти с возросшей силой и самостоятельностью частного капитала, объединенного в крупные союзы и синдикаты, а также либеральную оппозицию, состоящую в основном из интеллигенции и опирающуюся на Государственную думу.
Причины формирования в России системы "государственного капитализма":
1) медленные темпы развития;
2) недостаточные стимулы к предпринимательству;
3) мобилизационный путь развития;
4) связь развития промышленности с государственными заказами;
5) двойственность социально-экономической структуры: промышленный капитализм и архаичное сельское хозяйство;
6) узость внутреннего рынка и нестабильность финансовой системы.
Стремление к макроэкономическому регулированию не было специфической российской чертой. Однако формы его проявления в нашей стране имели свою собственную специфику. До начала XX в. их основной характеристикой был сословный характер. Так, например, казенная промышленность развивалась преимущественно в интересах дворянства. В 90-е годы основной акцент делается уже на развитие частного предпринимательства, регулирование которого осуществляется через систему госзаказов. Мировая война резко усилила потребность в координации деятельности всех участников хозяйственной жизни. Формирование системы централизованного регулирования осуществлялось как "сверху" путем создания специальных правительственных органов для решения проблем военной экономики, так и "снизу" посредством деятельности представительных органов частного капитала. Была и третья сила: левые партии и общественные организации, влияющие на формирование общественного мнения в стране. Между 1914 и 1929 гг. были опробованы различные варианты прямого государственного вмешательства в осуществление хозяйственного процесса с целью его планомерного регулирования.
В годы войны каркас централизованного регулирования составили образованные в августе 1915 г. четыре особых совещания - по обороне, перевозкам, топливу и продовольствию. Они имели широкие полномочия и возглавлялись ведущими членами правительства, указания которых подлежали безотлагательному исполнению. Особые совещания опирались на разветвленную сеть региональных и местных органов.
На случай же возникновения межведомственных трений было создано "сверхсовещание" с участием министра внутренних дел. Уже в этот период возникают черты, присущие российской модели командно-административной системы:
1) множественность регулирующих органов;
2) главная функция - снабженческо-распределительная (введение государственных монополий на хлеб, уголь, сахар, нефть и хлопок);
3) покрытие нехватки финансовых ресурсов за счет усиления прямого налогообложения крестьянства;
4) административное ограничение роста аграрных цен при росте промышленных цен;
5) создание системы государственных планов, прежде всего по заготовке продовольствия.
Несмотря на принимавшиеся правительством меры экономическая ситуация в стране обострялась, что послужило одним из факторов социальной революции.
Опыт централизованного регулирования народного хозяйства Временным правительством включает два основных момента: введение ряда государственных монополий (на хлеб, уголь и сахар) и попытку создания экономического центра, вырабатывающего единый план. Для этого при правительстве был создан Экономический совет.
Практический опыт реализации мер дал результат, прямо противоположный ожидаемому. Неэффективность политики обусловливалась рядом факторов: неповторимостью бюрократических государственных структур, пытавшихся заменить собой рыночный механизм согласования спроса и предложения; разрушением частнохозяйственного аппарата, традиционно обслуживающего товарообмен между городом и деревней, дестимулирующим влиянием на деревенских производителей фиксации цен на их продукцию, тогда как все остальные цены росли. В этих условиях внимание экономистов, придерживавшихся различной идейно-политической ориентации, все чаще стали привлекать общие вопросы планомерного регулирования всего народного хозяйства. Выделяются два совершенно различных подхода.
1. Стремление выработать концепцию экономической реформы с использованием важнейших принципов планирования (антимонопольное законодательство, демократизация производственной деятельности, увязка общегосударственных и частных интересов, целостность и централизм экономической политики).
2. Обоснование использования государства как силы, способной заменить рынок и активно вмешаться в хозяйственный механизм для его модернизации. На крайнем левом фланге сторонников этой позиции находились большевики, утверждающие необходимость доведения до логического конца тенденции укрупнения и монополизации общественного производства путем принудительного синдицирования, национализации ключевых сфер производства, привлечения рабочих к управлению и организации рабочего контроля.
Победа Октябрьской революции привела к превращению второй позиции в господствующую. Однако сформированные в первые годы советской власти правительственные органы, например ВСНХ, во многом воспроизводили систему централизованного управления промышленностью в годы первой мировой войны. Экономическая политика этого периода имела ситуативный характер, то есть характер реагирования на происходящие процессы. Это выражалось и в практических шагах: реализация Декрета о земле (раздел, а затем и передел земли); сведение национализации финансовой системы (Государственного и частных банков) и промышленных предприятий к стихийной конфискации, что в конце концов подтолкнуло СНК к принятию решения о всеобщей национализации крупной (июнь 1918), а позже (январь 1919 г.) всей промышленности, национализации торговли с ее заменой принудительным государственно организованным распределением и установлением прямого товарообмена между городом и деревней (ноябрь 1918 г.); введение продовольственной разверстки (январь 1919 г.) и всеобщей трудовой повинности и т. д. Очевидно, что указанные и другие меры не являлись реализацией общей программы, а проводились исключительно ради того, чтобы каким-то образом спасти остатки хозяйственных связей и сосредоточить в своих руках оскудевшие ресурсы в условиях угрозы и разгорания гражданской войны и интервенции. В таких условиях система управления народным хозяйством характеризовалась следующими чертами:
* жесткая централизация и отсутствие действенных горизонтальных связей между вертикальными образованиями - главками и наркоматами;
* множественность плановых органов, их межведомственный характер и стихийность возникновения;
* упор на централизацию распределительных функций;
* отчуждение управленческого аппарата государства от народных масс и реального хозяйственного процесса.
Причины быстрого формирования административно-команд-ной системы управления в Советской России:
* опора новой власти на репрессивный аппарат;
* традиционно сильное государственное вмешательство в экономику;
* господство идей справедливости в массовом сознании.
7.6. Особенности хозяйственного развития
Советской России в 1917-1927 гг.
По характеру экономической политики первые 10 лет после Октябрьской революции подразделяются на период "военного коммунизма" (1918-1920) и период новой экономической политики - нэп (1921-1927), различающиеся между собой прежде всего отношением к частному капиталу, применению наемного труда и степенью использования и признания товарно-денежных отношений.
"Военный коммунизм" - внутренняя политика Советского государства в условиях гражданской войны, направленная на преодоление экономического кризиса и опирающаяся на теоретические представления о возможности непосредственного введения коммунизма.
Основные черты политики "военного коммунизма":
* национализация всей крупной и средней промышленности и большей части мелких предприятий;
* продовольственная диктатура;
* продразверстка;
* прямой продуктообмен между городом и деревней;
* карточная система распределения продуктов;
* натурализация хозяйственных отношений;
* всеобщая трудовая повинность;
* уравнительность в оплате труда;
* военно-приказная система руководства всей жизнью общества.
В основе системы управления, созданной при "военном коммунизме", лежал ресурсно-распределительный принцип. Это выражалось в господстве в хозяйственном руководстве ведомств и учреждений, которые занимались распределением того или иного материального ресурса, соответственно Наркомата продовольствия, Комиссии использования, Главного топливного комитета и Главного комитета по проведению трудовой повинности. Следствием такой политики стало доминирование отраслевого принципа управления. Созданный в декабре 1917 г. для регулирования экономической жизни страны в целом ВСНХ постепенно превратился в Наркомат промышленности. Решение всех экономических вопросов, непосредственно не относящихся к промышленности, в том числе оперативных, сосредоточивалось в Совнаркоме, Политбюро ЦК РКП (б), хозяйственных наркоматах (продовольствия, труда, финансов).
Принципиальная особенность системы управления данного периода - отсутствие у хозяйственных учреждений и ведомств, производственных предприятий и отдельных работников заинтересованности в результатах своей деятельности, повышении ее эффективности. Это привело к распространению форм неэкономического принуждения - всеобщей трудовой повинности и необходимых методов контроля.
Несмотря на подрыв рынка как регулятора воспроизводственного процесса, план не занял его место. Развитие экономики страны было анархичным: отсутствовал не только единый план развития страны, но и планы развития отдельных отраслей и предприятий. Планирующие и распределяющие органы (главки) просто не знали количества подчиненных им предприятий и производственных потребностей в ресурсах. Всеобщий дефицит породил особый механизм перераспределения, названный "ударностью", что подразумевало выделение группы предприятий, получавших сырье и рабочую силу в первую очередь. Ведомственно-отраслевая дезинтеграция, анархия производства и распределения приводили к анархии в области финансов. Так, хотя в 1920 г. был провозглашен переход к бесплатному распределению государственными органами предметов потребления и средств производства, прекращено взимание денежных налогов и т. д., эмиссия денег продолжала нарастать. Если в первом полугодии 1919 г. денежная масса в обращении увеличилась на 65 %, а во втором - на 123, то в 1920 г. - на 127 и 128 % соответственно. Эмиссия означала признание того, что значительная часть хозяйства находится за пределами государственного контроля и, следовательно, производимый там продукт может быть получен только рыночными методами, путем его покупки за деньги. Не менее противоречивой была и аграрная политика. С одной стороны, предпринимались попытки форсированного огосударствления сельскохозяйственного сектора, но в 1919-1920 гг. по социально-политическим причинам форсированная коллективизация проведена не была. С другой стороны, все декларации о недопустимости насилия по отношению к беднейшему и среднему крестьянству касались тактики, а не стратегии. "Перекачка" ресурсов из сельского хозяйства, опирающаяся на внеэкономическое принуждение, осуществлялась в формах, подрывающих заинтересованность крестьян в результатах своего труда.
"Военный коммунизм" имел катастрофические последствия для экономики страны, значительно усугубив урон, нанесенный ей гражданской войной. Валовая продукция сельского хозяйства уменьшилась за 1913-1920 гг. на 33 %.Объем валовой продукции промышленности снизился на 43 %. Была полностью разрушена финансовая система страны. В 1921 г. на Россию обрушилось новое испытание - голод, от которого пострадало не менее 20 % населения. В ответ на ужесточение государственной политики по всей стране вспыхивали антиправительственные восстания. Наиболее крупным выступлением был мятеж матросов и красноармейцев Кронштадта. В этих условиях радикальное изменение хозяйственного механизма стало необходимо.
Основные черты нэпа (новой экономической политики):
* замена продразверстки продналогом;
* укрепление союза рабочих и крестьян на экономической основе;
* кооперирование населения на добровольной основе;
* развитие промышленности на базе электрификации;
* использование товарно-денежных отношений;
* внедрение хозрасчета, стимулирование личной заинтересованности в результатах труда;
* совершенствование госуправления.
Вопреки установившейся в литературе традиции, нэп не представляет собой комплекс сознательно осуществляемых мероприятий, направленных на развитие товарно-денежных отношений. Действительно, разрешение свободной реализации излишков сельхозпродукции крестьянами подразумевало развитие местного товарооборота, а не торговли, возрождение которой стало для правительства неожиданностью. Признание же торговли как способа смычки между городом и деревней заставило пересмотреть взгляды на роль денег и частнопредпринимательской деятельности в новом обществе (табл. 15).
Таблица 15
Система реформ нэпа
Направление
реформы Содержание реформы 1 2 Промышленность * Введение коммерческого расчета на госпредприятиях
* создание системы трестов и синдикатов;
* использование аренды, концессии, кооперативных и смешанных форм функционирования государственных предприятий
* денационализация небольшого количества государственных предприятий и передача их в частные руки
* использование частного и иностранного капитала Сельское
хозяйство Организация сельскохозяйственных коммун, артелей и товариществ по совместной обработке земли Система управления экономикой * Упразднение главков в системе ВСНХ
* введение системы планирования на основе ГОЭЛРО и годовых отраслевых программ 1922-1923 гг.;
* разработка первого пятилетнего плана;
* воссоздание и развитие биржевого аппарата Окончание табл. 15
1 2 Финансы и денежное
обращение * Возрождение Госбанка
* введение в обращение золотого червонца (реформа Сокольникова) 1922-1924
* учреждение специализированных банков Торгово-промышленного, Электробанка, Сельхозбанка и др.
* Ликвидация дефицитности госбюджета 1923-1924 гг. Оплата труда * Устранение принципа уравнительности
* введение 17-разрядной тарифной сетки
Несмотря на бурное развитие рыночных отношений, в годы нэпа сохранялось жесткое государственное регулирование экономических процессов. Хотя допускалось функционирование различных институтов, поощряющих частную инициативу, "командные высоты" в экономике оставались у государства. Для восстановления и интенсивного развития крупной промышленности, ставшей приоритетным направлением в политике, нужны были огромные средства, которые можно было извлечь только из сельского хозяйства через налоги и сознательное установление особой системы цен. Однако на практике это означало сохранение традиционной для страны мобилизационной модели развития со свойственной ей системой компенсаций. Результатом ее действия стали глубокие диспропорции, так называемые "ножницы цен". Их существование явилось причиной кризиса сбыта 1923 г.
"Ножницы цен" - расхождение уровней и динамики цен на отдельные группы товаров, в период нэпа принявшее форму установления завышенных цен на промышленные изделия и заниженных - на сельскохозяйственную продукцию.
Нарушение эквивалентного обмена между промышленностью и сельским хозяйством, а также между легкой и тяжелой промышленностью создало условия для свертывания товарообмена на стоимостной основе и постепенную его замену государственным распределением. Это, в свою очередь, усиливало тенденции к централизации управления экономикой и страной в целом.
Отход от нэпа начал обозначаться уже с середины 20-х годов (усиление административных мер по регулированию рынка и наступлению на частнокапиталистические элементы; отказ от частичной конвертируемости червонца; ориентация, особенно с 1927 г., на директивное планирование, уменьшение самостоятельности трестов и синдикатов). Наиболее значительный и ощутимый удар по нэпу был нанесен в 1928 г. чрезвычайными мерами в области хлебозаготовок, когда фактически были возрождены чрезвычайные методы "военного коммунизма".
Причины свёртывания нэпа:
1) рост бюрократического аппарата;
2) обострение политической борьбы;
3) курс на индустриализацию;
4) управление на принципах партийности.
Механизм свертывания нэпа можно рассмотреть на примере функционирования советских трестов и синдикатов.
Трест - основное производственное звено в промышленности, представляющее объединение однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, действующих на принципах хозрасчета, то есть полной финансовой самостоятельности, вплоть до выпуска долгосрочных облигационных займов.
В период образования трестов декларировалась их хозяйственная независимость от государства, но одновременно основные фонды трестов были изъяты из рыночного оборота и управление ими было передано ВСНХ и наркоматам. Тресты не имели права продать, заложить, сдать в долгосрочную аренду эти фонды, возвести здания или сооружения. Вступление в синдикат, обусловленное паевым взносом, также санкционировалось ВСНХ.
Синдикат - объединение трестов для оптового сбыта их продукции, закупок сырья, кредитования, регулирования торговых операций на внутреннем и внешнем рынках.
Административное вмешательство происходило по всем направлениям деятельности трестов и синдикатов. Вышестоящие органы устанавливали производственные задания, утверждали сметы доходов и расходов, отчеты и балансы, назначали и смещали правление, регламентировали процессы ценообразования и сбыта продукции (принудительные цены, убыточные госзаказы). С середины 20-х гг. в хозяйствовании трестов и синдикатов стали усиливаться планово-административные черты. В новом Положении о трестах 1927 г. уже исчезла ориентация на прибыль, ее место занял план. В их деятельность вошли обязательные госзаказы, широкое нормирование цен, генеральные договоры, централизация и строгое регулирование капитального строительства.
Однако некоторые элементы "нэповских" методов управления продолжали сохраняться и в последующих мероприятиях партии и правительства: переходе от трестовского хозрасчета к хозрасчету предприятий, расширении роли рабочих в управлении, попытках устранения проблем чрезмерного централизма и монополизма трестов и синдикатов. Вместе с тем создаваемый в конце 20-х гг. новый хозяйственный механизм был ориентирован на приоритетное развитие тяжелой индустрии за счет накопления в самой промышленности, усиленной перекачки ресурсов из сельского хозяйства, ограничения потребления трудящихся.
7.7. Экономика СССР в конце 20-сер. 30-гг.
Конец 20-начало 30-х гг. ознаменовались коренным поворотом в экономической политике. Был взят курс на структурную перестройку экономики путем индустриализации промышленности и коллективизации сельского хозяйства.
Реорганизация хозяйственного механизма в промышленности связана с реформами 1929-1932 гг., которые продолжили и завершили процесс ограничения сферы товарно-денежных отношений и расширения организационно-распределительных отношений, обозначившийся с середины 20-х годов (табл. 16).
Таблица 16
Система экономических реформ 1929-1932 гг.
Направление реформы Содержание реформы 1 2 Промышленность * 1929 г. - превращение синдикатов в объединения (главки) и передача им управления промышленностью
* 1931-1932 гг. - разукрупнение главков и выделение промышленных наркоматов Сельское хозяйство * 1929 г. - "великий перелом" - насильственная коллективизация, предполагающая унификацию форм собственности и форм хозяйствования Система управления экономикой * 1929 г. - введение "районирования"
* 1931 г. - составление годовых народнохозяйственных планов, обязательных для выполнения всеми отраслями и регионами страны
Окончание табл. 16
1 2 Финансы и денежное обращение * 1930 г. - налоговая реформа (введение двух основных налогов: налога с оборота и отчисления от прибыли (и для колхозов - подоходный налог)
* 1930 г. - кредитная реформа (ликви-дация коммерческого кредита)
* 1931-1932 гг. - наделение предприятий собственными оборотными средствами, введение особой формы расчетов - акцептов (перечисление средств на счет поставщика после согласия покупателя на оплату) Оплата труда * 1930 г. - распространение трудодней - условной единицы соизмерения затрат труда колхозников и определения их доли в конечных результатах деятельности хозяйства
* 1931-1933 гг. - тарифная реформа (вве-дение новой тарифной сетки)
Важнейшая отличительная черта реформ 1929-1932 гг. - расхождение между формой и содержанием. Формально они были направлены на демократизацию управления, углубление экономических методов, охват хозрасчетными отношениями различных уровней хозяйствования: объединений - предприятий- цехов, участков, бригад. Реально же привели к образованию административно-командной системы управления промышленностью, а затем и сельского хозяйства. Механизм управления аграрным сектором имел свои особенности, связанные с использованием внеэкономических методов хозяйствования.
Основные черты механизма управления колхозами:
* установление "сверху" всех производственных заданий;
* ликвидация системы сельскохозяйственной кооперации;
* личное подсобное хозяйство как основной источник доходов колхозников;
* "прикрепление" к колхозам его членов с помощью паспортной системы;
* сосредоточение машинной техники в государственной собственности (МТС);
* натуральная оплата за используемую государственную технику на неэквивалентной основе;
* обязательные поставки колхозной продукции государству, имевшие силу и характер налога.
В совхозах практически применялись те же методы хозяйствования, что и на промышленных государственных предприятиях.
В начале 30-х гг. происходит почти полное вытеснение частного капитала из различных секторов экономики. Так, если в 1928 г. доля частных предприятий в промышленности составляла 18 %, то в 1933 г. - всего 0,5 %. В сельском хозяйстве этот процесс имел такую динамику: с 97 % в 1928 г. до 20 % в 1933 г., в розничной торговле - с 24 % до нуля. К этому же времени были практически аннулированы все иностранные концессии.
Составной частью процесса огосударствления экономики стало планирование, принявшее с 1927 г. форму государственного диктата. Госплан стал разрабатывать директивные указания, содержавшие более или менее точно определенные количественные объемы производства каждого вида продукции и качественные контуры плана, которые в виде заданий развертывались по плановым комиссиям наркоматов и экономических районов, а те готовили свои предложения, затем наступал этап балансовой увязки полученных материалов в рамках единого государственного хозяйственного плана. При данной схеме было неизбежно планирование от достигнутого, превращение плановой установки в директиву, которую нужно выполнять любой ценой. Мерой успеха становились досрочность выполнения заданий, ежегодное повышение уровня производства. Переход к преимущественно административным методам хозяйствования практически совпал с включением в систему управления экономикой перспективных пятилетних планов.
Первый пятилетний план (1928/29-1932/33 гг.) составлялся до волюнтаристского ускорения индустриализации страны и коллективизации хозяйства и ориентировался на использование "нэповских" методов хозяйствования. Приоритет тяжелой индустрии в нем соединялся с соблюдением определенного равновесия, сбалансированности накопления и потребления, развития промышленности и сельского хозяйства, производства средств производства и предметов потребления. Однако политическим руководством страны была предпринята попытка путем фальсификации действительного положения в экономике стимулировать экономический рост, навязав нереальные темпы индустриализации. Целенаправленную политику на установление небывало высоких темпов роста тяжелой промышленности в ущерб другим секторам экономики принято называть политикой "Большого скачка". Так, на 1929-1930 г. резко увеличили темп развития крупной промышленности по сравнению с контрольными цифрами пятилетки - на 32 %. То же происходило в сельском хозяйстве. Чтобы решить проблему накопления, были выпущены большие займы для размещения среди населения, расширилась продажа водки, увеличился экспорт хлеба, нефтепродуктов и леса. Еще одним источником средств стала громадная денежная эмиссия: в 1928 г. она была незначительной, в 1929 г. - уже 800 млн. руб., в 1930-1931 - примерно по 1,5 млрд. руб., в 1932 - 2,7 млрд. руб.
Первый пятилетний план был сорван, хотя официально объявлялось, что он был выполнен за 4 года и 3 месяца. В действительности план был перевыполнен только по капитальным вложениям (на 1/3) и по производству продукции тяжелой промышленности (на 8 %), причем в стоимостных, а не натуральных показателях. Важное значение имела структурная перестройка промышленности: появились новые отрасли (авиационная и автомобильная промышленность, тракторо-, комбайно-, танко-, электростроение, производство (синтетического каучука, , нефтехимия и др.), а старые отрасли стали выпускать новую продукцию. Однако национальный доход за 1929-1933 гг. вырос только на 59 % вместо запланированных 103 %, продукция промышленности - на 102 % вместо 130 %, а продукция сельского хозяйства сократилась на 14 % вместо запланированного роста на 55 %. Кроме того, форсированная индустриализация сочеталась с резким снижением темпов экономического роста. Так, ежегодные темпы прироста национального дохода за предвоенный период снизились с 18 до 3-4 %. Создание крупной промышленности рекордно высокими темпами произошло не благодаря административно-командной системе, а вопреки ей, в условиях снижения жизненного уровня населения и общих темпов развития всего народного хозяйства. В течение нескольких лет СССР превратился в страну с сокращающимся населением, что показала перепись 1937 г. Причин этому было много: снижение рождаемости, а также голод, репрессии, тяготы индустриализации.
Таким образом, народнохозяйственное планирование начало принимать деформированные формы, ставшие тормозом экономического развития. Но без них сложившаяся административно-командная система не могла добиться поставленных целей.
Дополнительная литература
Мау В. Реформы и догмы. 1914-1929. - М., 1993.
Тесты по теме
Тема 7. Основные тенденции в развитии мирового хозяйства в конце
XIX-первой трети XX вв. Ответы Выберите единственно верный ответ.
1. Основная форма английских монополий:
а) трест;
б) картель;
в) синдикат;
г) концерн.
2. В чем состояла особенность вывоза капитала во Франции в конце XIX в.:
а) инвестиции;
б) займы;
в) союзная помощь;
г) благотворительность?
3. Главная причина экономического подъема Германии в конце XIX в.:
а) победа над Францией;
б) объединение страны;
в) более позднее начало промышленного переворота;
г) относительно дешевая рабочая сила.
4. Родиной первых трестов является:
а) Германия;
б) Франция;
в) США;
г) Россия.
5. Какая из названных стран наиболее пострадала от экономического кризиса начала 30-х гг.:
а) Англия;
б) Германия;
в) СССР;