<< Пред.           стр. 1 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 Практическое руководство
 по использованию сбалансированной
 системы показателей
 Оценка
 эффективности
 деятельности
 компании
 
 Performance Drivers
 A Practical Guide to Using the Balanced Scorecard
 Nils-Goran Olve Jan Roy Magnus Wetter
 Wiley & Sons, LTD
 New York ¦ Chichester ¦ Wemheim ¦ Brisbane ¦ Singapore ¦ Toronto
 
  Практическое руководство по использованию сбалансированной
 системы показателей
 Оценка
 эффективности
 деятельности
 компании
 Нильс-Горан Ольве
 Жан Рой
 Магнус Веттер
 
 
  Издательский дом "Вильяме" Москва ¦ Санкт-Петербург ¦ Киев
 2004
 
 ББК 88.5Я75
  0-56 УДК 681.3.07
 
 Издательский дом "Вильяме"
 Зав. редакцией Н. В. Шульпина
  Перевод с английского Э. В. Кондуковой, И. С. Половицы Научный редактор Э. В. Кондукова
 По общим вопросам обращайтесь в Издательский дом "Вильяме" по адресу: info@williamspublishing.com, http://www.williamspublishing.com
 Ольве, Нильс-Горан, Рой, Жан, Веттер, Магнус
 0-56 Ольве, Нильс-Горан, Рой, Жан, Веттер, Магнус _Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей: Пер. с англ. - М. : Издательский дом "Вильяме", 2004. - 304 с. : ил. - Парал. тит. англ. ISBN 5-8459-0432-3 (рус.)
  После выхода основополагающей работы Д. Каштана и Р. Нортона сбалансированная система показателей приобрела широкую популярность в деловом мире. До этого многие компании ориентировались в своей деятельности преимущественно на текущие финансовые цели, которые слабо увязывались с долгосрочными целями компании. Как правило, это приводило к возникновению разрыва между разработкой стратегии компании и ее практической реализацией. Стратегические карты, построенные на основе системы сбалансированных показателей, дают полное представление о положении компании, отражая не только финансовые возможности компании, но и ее отношения с потребителями, организацию внутренних бизнес-процессов, перспективы развития и обучения. Однако, стратегические карты - это не просто система показателей для оценки деятельности компании. Они обеспечивают концентрацию усилий менеджеров на достижении успеха в будущем, а следовательно являются инструментом управленческого контроля и реализации стратегии компании.
 ББК 88.5,75
  Все названия программных продуктов являются зарегистрированными торговыми марками соответствующих фирм.
  Никакая часть настоящего издания ни в каких целях не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, будь то электронные или механические, включая фотокопирование и запись на магнитный носитель, если на это нет письменного разрешения издательства John Wiley&Sons, Inc.
  All rights reserved; no part of this publication may be reproduced, stored in retrieval system, or transmitted, in any form or by any means, electronic, mechanical, photocopying, scanning or otherwise, except under the terms of the Copyright, Designs and Patent Act 1988 or under the terms of a licence issued by the Copyright Licensing Agency, 90 Tottenham Court Road, London, W1P 9HE, UK without the permission in writing of the publisher.
  Authorized translation from English language edition published by John Wiley&Sons, Inc., Copyright (c) 1999.
  Rusian language edition published by Williams Publishing House according to the Agreement with R&l Enterprises International, Copyright (c) 2003.
 ISBN 5-8459-0432-3 (рус.) (c) Издательский дом "Вильяме", 2003
 ISBN 0-4714-9542- 5 (англ.) (c) Copyright 1999 by John Wiley&Sons, Ltd, Baffins
 Lane, Chichester, West Sussex PO 19 UD, England, 2000
 
 Оглавление
 
 Предисловие авторов 11 Об авторах 15 Структура книги 16 Часть I. Введение и основные понятия 19 Глава 1. Концепция стратегических карт 21 Глава 2. Стратегические карты: контроль за реализацией миссии компании 31 Часть II. Разработка стратегических карт 53 Глава 3. Процесс разработки стратегических карт 55 Глава 4. Примеры применения стратегических карт в компаниях разных отраслей 93 Глава 5. Основные проблемы разработки стратегических карт 115 Глава 6. Стратегические карты как инструмент управленческого контроля 139 Глава 7. Причинно-следственные связи в системе показателей стратегических карт 173 Часть III. Внедрение стратегических карт 205 Глава 8. Информационные системы и технологии для стратегических карт 207 Глава 9. Создание обучающейся компании 227 Часть IV. Другие возможности применения стратегических карт 249 Глава 10. Стратегические карты как способ предоставления информации внешним пользователям 251 Глава 11. Стратегические карты в государственном секторе 263 Часть У. Выводы и рекомендации 275 Глава 12. Внедрение стратегических карт - путь к преуспеванию 277 Приложение. Примеры показателей для различных аспектов деятельности 291 Библиография 299 Предметный указатель 304
 
 
 
 Содержание
 
 Предисловие авторов 11 Об авторах 15 Структура книги 16 Часть I. Введение и основные понятия 19 Глава 1. Концепция стратегических карт 21 Актуальность модели стратегических карт 21 Истоки: концепция стратегических карт Р. Каштана и Д. Нортона 23 Итоговые показатели или основные факторы деятельности? 25 Прогнозные возможности и гибкость модели стратегических карт 28 Глава 2. Стратегические карты: контроль за реализацией миссии компании 31 От финансового контроля к стратегическому контролю 31 Критика традиционной системы управленческого контроля 32 Стратегическая карта - регистрация фактов или стратегический анализ? 34 Модель стратегических карт Каштана и Нортона 35 Другие варианты модели стратегических карт 37 Модель стратегических карт Л. Мейселя 37 Пирамида деятельности 39 ЕР2М 40 Понимание природы бизнеса 41 Интеллектуальный капитал и стратегические решения 44 Оправданный риск в бизнесе 49 Часть II. Разработка стратегических карт 53 Глава 3. Процесс разработки стратегических карт 55 Общая характеристика этапов разработки стратегических карт 56 Разработка стратегии 57 Системы управленческого контроля 57 Роль информационных технологий в совершенствовании систем управленческого контроля 57 Обучающаяся организация 58 От миссии компании к плану конкретных действий 58 Выбор подразделения 60 Оптимальная организация работ и состав участников 61
 Исходные предпосылки 62 Этап 1. Определение характерных особенностей и путей развития отрасли, роли компании в ней 65 Этап 2. Разработка и подтверждение миссии компании 68 Этап 3. Определение ключевых аспектов деятельности компании 71 Этап 4. Детализация миссии компании для ключевых аспектов деятельности и определение стратегических целей 72 Этап 5. Определение ключевых факторов успеха 79 Этап 6. Разработка системы показателей, выявление причинно- следственных связей, согласование краткосрочных и долгосрочных целей 82 Этап 7. Разработка корпоративной стратегической карты 82 Этап 8. Разработка формата и системы показателей для стратегических карт отдельных подразделений 83 Этап 9. Определение конкретных целей 87 Этап 10. Разработка плана мероприятий 88 Этап 11. Внедрение стратегических карт 90 Резюме 91 Глава 4. Примеры применения стратегических карт в компаниях разных отраслей 93 ABB 94 Halifax 97 Skandia 100 Electrolux 104 British Airways 107 Coca-Cola Beverages Sweden 109 SKF 112 Резюме 114 Глава 5. Основные проблемы разработки стратегических карт 115 Организация разработки стратегических карт 116 Ключевые аспекты и фокусы деятельности 117 Может ли компания самостоятельно выбрать ключевые аспекты деятельности 119 Понятие показателей деятельности 121 Кто отвечает за отбор показателей 126 Оптимальное количество показателей для ключевых аспектов деятельности и стратегических карт различных уровней 127 Декомпозиция показателей для низовых организационных уровней 130 Индивидуальные стратегические карты 134 Показатели как инструмент установления целей деятельности 135 Резюме 137 Глава 6. Стратегические карты как инструмент управленческого контроля 139 Новое в управленческом контроле 139 Особенности стратегических карт как системы управленческого контроля 141
 Стратегические карты как инструмент управления в условиях множественности целей 155 Стратегические карты и другие теории внутрифирменного планирования 157 Стратегические карты вместо системы бюджетов компании 158 Отражение вертикального или горизонтального подхода к управлению в стратегических картах 164 Модель стратегических карт как общая система управленческого контроля 166 Резюме 171 Глава 7. Причинно-следственные связи в системе показателей стратегических карт 173 Движущие факторы и итоговые показатели деятельности 174 Общая характеристика системы показателей стратегических карт 175 Показатели в аспекте финансовой деятельности 176 Показатели в аспекте отношений с потребителями 178 Показатели в аспекте организации бизнес-процессов 180 Показатели в аспекте инноваций и развития 182 Показатели в аспекте отношений с работниками 183 Показатели в аспекте информационных технологий 185 Показатели в аспекте окружающей среды 187 Причинно-следственные связи между показателями 188 Небольшое отступление от темы: оценка отношения потребителей 194 Использование стратегических карт в моделировании хозяйственной деятельности 197 Стратегические карты, "стратегические диалоги" и сценарии 198 Моделирование динамики стоимости акционерного капитала 200 Резюме 202 Часть III. Внедрение стратегических карт 205 Глава 8. Информационные системы и технологии для стратегических карт 207 Условия эффективного применения стратегических карт 208 Обобщающий анализ содержания понятий и методики расчета показателей 210 Проверка надежности и адекватности систем и методов оценки 211 Информационные технологии и модель стратегических карт 213 Первое поколение: интерфейс пользователя 215 Второе поколение: системы управленческой информации 216 Третье поколение: имитационные модели 222 Резюме 224 Глава 9. Создание обучающейся компании 227 Стратегические карты, стратегическое развитие и обучение 227 Обучение организации как часть информационного менеджмента 229
 Использование стратегических карт в информационном менеджменте 231 Информационные системы в информационном менеджменте 234 Стратегические карты и система стимулирования сотрудников 236 Организация ответственности на основе стратегических карт 239 Роль контролера-бухгалтера при использовании стратегических карт 241 Стратегические карты: постоянный или периодический анализ 244 Резюме 246 Часть IV. Другие возможности применения стратегических карт 249 Глава 10. Стратегические карты как способ предоставления информации внешним пользователям 251 Стратегические карты в традиционной финансовой отчетности 251 Информация из стратегических карт в отчетах для собственников 253 Информация из стратегических карт для анализа и принятия управленческих решений 257 Для кого предназначена дополнительная информация в годовом отчете? 259 Информация из стратегических карт в отношениях с контрагентами 261 Резюме 262 Глава 11. Стратегические карты в государственном секторе 263 Применение стратегических карт в общественных организациях 263 Местное самоуправление 264 Применение стратегических карт в центральных органах власти 267 Изменения, вносимые в модель стратегических карт для государственного сектора 269 Для кого предназначена эта информация? 272 Резюме 273 Часть У. Выводы и рекомендации 275 Глава 12. Внедрение стратегических карт - путь к преуспеванию 277 Значение стратегических карт для стратегического и операционного контроля 278 Условия успешного внедрения стратегических карт 282 Поддержка и сотрудничество персонала 283 Четкое определение приоритетов 284 Состав инициативной группы 284 Масштабы реализации проекта стратегических карт 284 Связь с корпоративной стратегией 285 Ясно и последовательно сформированная система показателей 285 Сбалансированность и причинно-следственные связи между показателями 286 Установление обоснованных и реальных целей 286
 Связь с существующей в компании системой управленческого контроля 286 Гибкость показателей и методик их оценки 287 Информационные технологии и компьютерные системы для стратегических карт 287 Обучение и коммуникации в процессе внедрения i 288 Создание обучающейся компании 288 Анализ результатов внедрения стратегических карт 288 Резюме 289 Приложение. Примеры показателей для различных аспектов деятельности 291 Аспект финансовой деятельности 292 Аспект отношений с потребителями 293 Аспект внутренних бизнес-процессов 294 Аспект обучения и развития 295 Аспект трудовых ресурсов 296 Библиография 299 Предметный указатель 304
 Предисловие авторов
  Концепция стратегических карт появилась в 1992 году. С того времени многие компании на собственном опыте убедились в разнообразии и жизненности заложенных в ней идей, их удивительной способности адаптироваться к конкретным условиям. В самой идее объединения нескольких показателей в систему, позволяющую дать адекватную характеристику состояния компании, нет ничего особо нового или оригинального. В то же время в последние годы появились новые эффективные формы организации управленческого контроля. Их трудно уложить в классическую модель стратегических карт, поскольку они в большей мере связаны с процессом применения, а не с содержанием и структурой этих карт. В частности, в отличие от традиционных форм, новые формы управленческого контроля предусматривают такие особенности.
 • Ориентация системы управленческого контроля на стратегическую перспективу.
 • Постановка перед каждым работником четкой цели его (ее) деятельности.
 • Обсуждение будущих выгод от формирования базисной компетенции компании,
 развития отношений с потребителями, создания информационных систем.
 • Организация обучения персонала в процессе систематического анализа ключе
 вых факторов успеха и обсуждения его результатов.
 • Признание того факта, что часто самые значительные события и действия компа
 нии не приводят к немедленному росту объема продаж или снижению издержек.
 • Поиск новых путей и способов информирования заинтересованных лиц о том,
 что собой представляет компания и на что она способна. Такая информация
 расширяет и дополняет характеристику финансового положения компании,
 представленную в финансовой отчетности.
  Все эти требования не так просто реализовать в повседневной деятельности. Именно благодаря им модель стратегических карт оказалась в центре оживленных дискуссий на научных конференциях, послужила основой многочисленных программ переподготовки персонала и объектом исследования в дипломных работах выпускников бизнес-школ. Тем не менее все еще нет единого мнения о том, что же такое модель стратегических карт.
  В этой книге мы стремились представить теоретические основы концепции стратегических карт, описать процесс их разработки и применения в ряде компаний. Ее написание потребовало обобщения нашего собственного опыта работы, а также содействия и помощи множества людей в компаниях и организациях, с которыми мы сотрудничали. Каждая компания вносила нечто свое в традиционную модель стратегических карт, поэтому мы стремились максимально широко представить различные варианты и способы применения исходной модели на практи-
 
 ке. Примеры стратегических карт послужили одновременно материалом для развернутых ситуаций для анализа и аргументами в обсуждении тех или иных проблем практического применения стратегических карт.
  Мы придаем большое значение сравнительному анализу модели стратегических карт с другими аналогичными моделями или концепциями, поскольку такой анализ позволяет дать более широкую картину современных методов и форм управленческого контроля.
  Предыдущее издание этой книги в Швеции (1997 год) вызвало значительный интерес. У нас сложилось впечатление, что стратегические карты наиболее широко применяются в англоязычных странах и в Скандинавии. В этом издании добавлены новые примеры из опыта деятельности английских компаний, а также сохранены примеры ситуаций с крупнейшими шведскими компаниями, многие из которых активно оперируют на зарубежных рынках.
  По нашему мнению, глобальная цель внедрения модели стратегических карт состоит в создании обучающейся организации. Информация в формате стратегических карт предназначается для более глубокого и детального понимания сущности бизнеса компании и для вовлечения в его обсуждение большинства сотрудников.
 • Комплексная и глубокая картина состояния и развития бизнеса. Как работа каж
 дого сотрудника вписывается в общую деятельность компании? Понимает ли он,
 почему предпринимаются те или иные действия и насколько они обоснованы?
 • Долгосрочная перспектива. Все больше рабочего времени сотрудники тратят на
 то, чтобы подготовить компанию к будущему. Формирование базисной компе
 тенции и развитие связей с потребителями представляют собой инвестиции,
 результаты от которых не всегда очевидны. Как убедить сотрудников и инве
 сторов компании в их необходимости? Как мобилизовать весь персонал на
 формирование будущих конкурентных преимуществ?
 • Опыт. Как эффективнее всего использовать накопленные знания? В настоя
 щее время многие сотрудники компании напрямую контактируют с потреби
 телями и контрагентами, получая в результате этих контактов бесценный опыт
 и информацию. Могут ли другие сотрудники и компания в целом воспользо
 ваться этими приобретениями?
 • Гибкость. Ориентация на долгосрочную перспективу и использование накоп
 ленных знаний для обучения должны органично сочетаться со способностью
 быстро реагировать на происходящие в деловой среде изменения.
  При написании этой книги мы использовали собственный опыт деятельности в различных отраслях. Вместе с коллегами из шведской консалтинговой компании Серю (Стокгольм) мы принимали участие в ряде проектов по внедрению стратегических карт и приобрели бесценный опыт их внедрения в компаниях различных отраслей и масштабов деятельности. Некоторые из наших коллег оказывали нам содействие в написании этой книги. Необходимые материалы и информация также получены от ряда университетов и исследовательских организаций. Особую признательность мы хотели бы выразить Ричарду Уолтмену, благодаря которому книга
 
 вышла на английском языке. Мы надеемся также, что нашли хорошее применение знаниям и опыту всех, кто обсуждал с нами модель стратегических карт. Примите, пожалуйста, нашу самую искреннюю благодарность!
  Недавно проводившийся в скандинавских странах опрос компаний зафиксировал устойчивый интерес к модели стратегических карт; 63 компании или подразделения (27% из принимавших участие в опросе) уже внедрили какой-либо вариант стратегических карт, а 145 компаний (61%) предполагали внедрить их в течение ближайших двух лет (Kald and Nilsson, 2000, p. 124). Можно надеяться, что и в других странах последуют примеру шведских компаний. Подтверждением этому служит огромное количество писем и электронных сообщений из самых разных концов света, полученных нами в течение года после выхода первого издания этой книги. В 2000 году книга была переведена на испанский, японский и другие языки, что также говорит о большом интересе к данной теме. В будущем мы надеемся провести исследование о взаимосвязи между особенностями применения стратегических карт и национальными особенностями стиля управления в отдельных странах.
 Нильс-Горан Ольве, Жан Рой, Магнус Веттер Стокгольм, апрель 2000 года
 
 Об авторах
  Нильс-Горан Ольве (Nils-Goran Olve) занимает должность адъюнкт-профессора в Университете Линкопинга. Он давно работает над усовершенствованием методов управления, является соавтором вышедшей в 1997 году в издательстве Wiley книги "Virtual Organizations and Beyond" ("Виртуальные компании и их окружение"). Его научные интересы включают проблемы управленческого контроля, в частности стратегические карты, менеджмент информационных технологий и нематериальных активов.
  Жан Рой (Jan Roy) работал исполнительным директором нескольких шведских компаний, преимущественно в розничной торговле. Как консультант, он в основном занимается вопросами стратегического развития компаний.
  Жан Рой и Нильс-Горан Ольве активно сотрудничают с ConcoursCepro, консалтинговой компанией из Стокгольма, где Жан Рой занимает должность исполнительного директора. ConcoursCepro входит в состав Concours Group (www.concours-group.com), эта консалтинговая компания быстро расширяет свою деятельность в США и Европе и специализируется на проблемах стратегического и тактического использования трудовых ресурсов и информационных технологий. Стратегические карты играют важную роль во многих проектах, выполненных этой компанией.
  Магнус Веттер (Magnus Wetter) - консультант по менеджменту, специализирующийся на проблемах стратегического развития и реализации стратегических программ. Он получил степень магистра делового администрирования от Ланд-ского университета, а также учился в университете Мак-Гилла, в Монреале.
 e-mail: companyOcepro. se
 Web-страница компании: www.cepro.se (см. также www.concoursgroup.com)
 
 Структура книги
  Структура этой книги отражает разнообразие способов применения стратегических карт. На рисунке показаны взаимосвязи между ее отдельными разделами. Книга начинается с характеристики основных понятий и обоснования актуальности темы на современном этапе (часть I, главы 1 и 2).
  Первые модели стратегических карт (часть II) появились в результате стремления усилить ориентацию компании на стратегические цели ее деятельности и улучшить контроль за их реализацией. Если читатель нуждается прежде всего в практических рекомендациях в этой области, то ему лучше начать изучение книги с главы 3; в ней последовательно изложена суть стратегических карт с иллюстрациями их применения на примере шведской розничной компании KappAhl. В главе 4 рассматриваются различные деловые ситуации, иллюстрирующие отдельные особенности метода стратегических карт, а в главе 5 рассмотрена методика их разработки и особенности формата.
  В некоторых из рассмотренных деловых ситуаций стратегические карты выступают в первую очередь в качестве инструмента текущего управленческого контроля, дополняющего и расширяющего возможности финансового контроля. Стратегические карты, несомненно, могут применяться при решении стратегических проблем, однако эта книга посвящена проблемам их применения в текущей деятельности компании. Часто создается впечатление, что в основном стратегические карты применяются, чтобы получить краткую характеристику общего состояния компании. Этот вопрос рассмотрен в главе 6 на примере нескольких деловых ситуаций; та же тема продолжается и в главе 7 с акцентом на взаимосвязях отдельных показателей.
  Модель стратегических карт так или иначе должна включать практическую методику оценки успехов компании в реализации своей стратегии (при том, что разработка стратегических карт начинается с определения стратегии компании). Читателю, желающему ознакомиться с начальными этапами разработки стратегических карт, лучше перейти от главы 3 непосредственно к части III (глава 8), а затем вернуться к главам 5-7. Этот маршрут также отражен на рисунке.
  Мы считаем, что для успеха любого проекта, связанного с стратегическими картами, очень важно четко определить позиции менеджеров компании по вопросам, рассмотренным в главах 8 и 9. В главе 8 рассматриваются информационные технологии как вспомогательные инструменты для внедрения и использования стратегических карт. Глава 9 посвящена приобретающим все большее значение вопросам корпоративного обучения и управления этим процессом.
 
 
 
 
  Часть IV включает две главы, посвященные специальным возможностям стратегических карт. Большинство читателей могут рассматривать эти главы как дополнительный материал. В главе 10 обсуждается включение какой-либо сводной информации из стратегических карт в финансовую отчетность компании. Иногда в научной литературе обсуждается использование стратегических карт для оценки бизнеса или интеллектуального капитала компании. На этом основании некоторые исследователи предлагают приводить часть нефинансовых показателей в финансовой отчетности компаний в типичном для стратегических карт формате. Мы считаем эту дискуссию весьма интересной, однако уверены в том, что на современном этапе стратегические карты лучше применять в основном для внутреннего управления компанией. По этой же причине стратегические карты применимы и в государственном секторе (глава 11), поскольку государственный аппарат в целом или отдельные муниципалитеты могут рассматриваться как организации, сопоставимые с крупной промышленной корпорацией или группой корпораций.
  Наконец, в части V (глава 12) подводятся итоги обсуждения применения стратегических карт в управленческом контроле. Один из основных выводов этой главы состоит в том, что стратегические карты могут применяться как для стратегического, так и для текущего контроля, причем методика разработки должна отражать особенности их применения.
 
 Часть I
 Введение и основные понятия
 
 1
 Концепция стратегических карт
  В этой главе мы попытаемся ознакомить читателя с понятием стратегических карт и их использованием для определения направлений развития бизнеса. Идея описать деятельность компании с помощью стратегических карт впервые появилась в 1992 году и вызвала большой интерес. Причина этого, по всей видимости, кроется в том, что большинство менеджеров осознали необходимость получения более детальной и систематизированной информации по сравнению с той, которая приводится в стандартных оперативных отчетах.
 АКТУАЛЬНОСТЬ МОДЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КАРТ
  Ответственность и доверие - вот ключевые слова в лексиконе менеджеров современных компаний. Но за что конкретно несут ответственность менеджеры? Десятилетиями обсуждалась организация ответственности менеджеров по центрам возникновения затрат и прибыли. Обычно результаты деятельности, в том числе и менеджеров, измерялись в стоимостной форме. Отчеты о прибылях и убытках, подготавливаемые для отдельных подразделений компании, имеют в своей основе ту же структуру, что и отчет о прибылях и убытках компании в целом.
  Достаточно ли этого? Действительно ли миссия отдельных подразделений компании состоит лишь в том, чтобы генерировать прибыль и обеспечивать достаточную доходность на вложенный капитал? Во многих случаях ответ, видимо, будет отрицательным. Дальновидные руководители понимают, что их компания должна формировать конкурентные преимущества, необходимые для обеспечения будущего процветания. Правда, такая стратегия не приносит прибыли немедленно, хотя и требует значительных затрат.
 
  В этом и состоит основной ответ на вопрос, зачем компании нужны стратегические карты. Необходимость в них тем более очевидна для тех организаций, для которых прибыль не является главной целью деятельности (например, правительственных учреждений или вспомогательных подразделений промышленных компаний). Чтобы ответить на вопрос, какие текущие цели должна ставить перед собой компания и насколько успешно они реализуются, необходимо проделать дополнительную работу.
  Возможно, раньше эта проблема не стояла так остро. Показатели объема продаж и производства продукции рассматривались прежде всего в краткосрочной перспективе. Планированием на длительную перспективу занимались в основном отделы стратегического развития, сосредоточив в своих руках принятие решений об инвестировании средств.
  Однако сейчас такой подход устарел. Понятие стратегического планирования значительно расширилось и включает планирование инвестиций в интеллектуальный капитал компании, установление системных отношений с потребителями и создание современных информационных систем. Большая часть этой работы осуществляется за пределами центральных офисов компаний. Возникла реальная опасность того, что стремление к получению прибыли сейчас и немедленно помешает компании принять правильные решения на долгосрочную перспективу.
  В этой книге будет рассматриваться совершенствование системы традиционных финансовых показателей для приведения их в соответствие с более важными для развития компании целями. Кроме того, для большинства сотрудников компании цели их деятельности, описанные с помощью нефинансовых показателей, будут более ясными и убедительными. Именно такие показатели используются в стратегических картах. Стратегические карты - это способ согласования целей деятельности и контроля за их достижением.
  Использование нефинансовых показателей для описания деятельности компании нельзя назвать чем-то совершенно новым. Можно припомнить множество ныне забытых показателей, предназначенных для характеристики деятельности предпринимательских структур и учреждений государственного сектора. Отличие состоит в том, что стратегические карты содержат систему тщательно отобранных показателей (немногочисленных, но достаточных для выполнения контрольных функций) и что эта система показателей используется для реализации и пропаганды согласованной концепции стратегического развития компании. По смыслу своего названия, стратегическая карта представляет собой инструмент достижения оптимальной сбалансированности множества различных экономических факторов1. Достижение такой сбалансированности и является стратегической целью компании.
  1 В англоязычной литературе существует несколько вариантов термина, переведенного как "стратегические карты", в том числе balanced scorecards (в этой книге) и performance scorecards. Поскольку используемый в англоязычном варианте термин буквально переводится как "карты сбалансированных показателей деятельности", в данном случае речь идет о достижении баланса показателей, что отражено в самом термине. - Прим. ред.
 
  В состав стратегической карты должны быть включены показатели, дополняющие информацию из финансовых отчетов и снижающие риск принятия решений, нацеленных на краткосрочные приоритеты. Одновременно они помогают работникам компании глубже осознать смысл своей работы и ее связь с общей стратегией развития компании. В связи с этим некоторые исследователи говорят о замене экономического контроля стратегическим контролем. Однако правильнее было бы говорить об углублении понятия экономического контроля, выходящего за пределы банального текущего контроля стоимостных показателей. Качественный экономический контроль предполагает эффективное управление экономическими ресурсами компании. Современная компания - это нечто большее, чем просто сумма денег, инвестированная в бизнес. Все большее значение приобретает управление интеллектуальным потенциалом, политикой компании на рынке и накопленными знаниями.
 Пример
 В течение ряда лет компания Product стремилась, чтобы все ее работники осознали важность контроля за уровнем рентабельности. Оборачиваемость капитала находилась на удовлетворительном уровне, производственные издержки постоянно снижались. Занятый сбытом персонал сосредоточил основные усилия на продвижении наиболее рентабельных видов продукции.
 Но благополучную картину портила одна деталь. Компания с большой неохотой модернизировала свои производственные мощности, а отдел сбыта в первую очередь заботился о сохранении уже имеющихся покупателей. Такая политика оправдывалась необходимостью поддержания высокого уровня рентабельности. Естественно, Product старалась избегать крупных капиталовложений в рискованные проекты, сулившие отдачу лишь в будущем. Исполнительный директор понимал опасность такого положения в случае возникновения непредвиденных осложнений с имеющимися производственными мощностями или потери части постоянных покупателей. Совет директоров как раз приступил к обсуждению миссии компании и ее стратегии в новом столетии. Однако задумывался ли над этими же вопросами кто-нибудь из сотрудников компании?
 Исполнительный директор обсудил этот вопрос со своим заместителем по финансам. Последний тоже считал, что система финансового контроля компании направлена на достижение главным образом краткосрочных целей. Оба менеджера полагали, что есть способ расширить систему финансового контроля, включив в нее дополнительные показатели и добившись равновесия между сохранением текущего уровня прибыли и задачами стратегического развития. В качестве выхода из ситуации было предложено использовать стратегические карты. Обязательным условием их внедрения было участие всех сотрудников в разработке миссии и стратегии компании.
 ИСТОКИ: КОНЦЕПЦИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КАРТ Р. КАПЛАНА И Д. НОРТОНА
  Первоначально концепция стратегических карт была представлена Робертом Капланом и Дэвидом Нортоном в первом номере Harvard Business Review за 1992 год. Стратегические карты предназначались для согласования краткосрочных целей деятельности компании с ее миссией и стратегией на долгосрочную перспективу с помощью определения четырех основных аспектов деятельности (рис. 1.1).
 
 
 
 
 
  Таким образом, усилия компании сосредотачивались на достижении нескольких основных целей в приоритетных направлениях. Иными словами, компания получала возможность контролировать влияние текущих операций на ее перспективы. Стратегические карты отражают три момента во времени: вчера, сегодня и завтра. Усилия, предпринимаемые компанией сегодня для улучшения своего финансового положения завтра, могут не дать очевидного результата вплоть до послезавтра. Поле зрения менеджеров компании таким образом значительно расширилось, что позволило увеличить количество контролируемых показателей.
  Нефинансовые показатели не являются чем-то абсолютно новым. Давно известно, что деятельность компании не сводится к получению прибыли в краткосрочной перспективе; следовательно, и необходимость использования нефинансовых показателей в управленческом контроле также не нова. Однако организационная структура большинства компаний в 1980-х годах основывалась на децентрализации ответственности за получение прибыли по отдельным подразделениям. Компания рассматривалась как совокупность подразделений, каждое из которых вело себя как маленькая самостоятельная компания. Этот принцип применялся, как ни странно, не только в крупных компаниях, но и в предприятиях среднего и малого бизнеса. Но в 1990-х годах потребовались новые подходы к организации бизнеса.
  Начиная с 1992 года интерес к модели стратегических карт значительно возрос. Необходимо отметить, что эта модель затрагивает работу менеджеров на всех уровнях организационной иерархии. Менеджеры среднего звена особенно восприимчивы к ней, поскольку их текущую деятельность легко выразить в терминах стратегических карт как определенный компромисс между различными приоритетами компании. Менеджеры высшего звена не сразу восприняли эту модель, поскольку идея использования нефинансовых показателей для текущего контроля, казалось, противоречила более типичному для бизнеса представлению о приоритетности контроля рентабельности и доходности. Таким образом, очень важно правильно определить, каких именно результатов ждать от применения стратегических карт и какие трудности могут встретиться на пути их внедрения в деловую практику.
  Простота исходной концепции привела к тому, что менеджеры разных компаний стали вкладывать разное содержание в это понятие. Мы лично сталкивались с несколькими удачно усовершенствованными модификациями модели; в то же время некоторые новации оказывались неудачными. По этой причине в данной книге особое внимание уделяется применению модели стратегических карт на практике.
 ИТОГОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ИЛИ ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
  В стратегических картах итоговые показатели приводятся вместе с показателями, характеризующими использование ресурсов или виды деятельности компании. Тео-
 
 ретически первая группа показателей должна располагаться в картах сверху (см. рис. 1.1), а показатели второй и третьей групп - внизу. Но иногда ставится цель оценить результаты конкретного мероприятия в составе карты "Обучение и развитие", и одновременно эти же показатели используются как исходные для карт "Маркетинг" или "Производство", т.е. карт, посвященных внутренним процессам компании. Термин "основные факторы деятельности" подразумевает необходимость количественной оценки тех факторов, которые будут влиять на результаты деятельности компании в перспективе.
  Традиционно к ключевым задачам управленческого контроля относится получение прибыли в каждом центре прибыли. Это означает, что классический управленческий контроль ориентирован прежде всего на финансовые результаты деятельности. На рис. 1.2 показана причинно-следственная связь целей и показателей в рамках традиционной модели "затраты-выпуск", начиная с объема привлеченных ресурсов и заканчивая показателями эффективности деятельности (под показателями эффективности деятельности понимаются различные относительные итоговые показатели: например, превышение плановых показателей прибыли, улучшение имиджа компании, сокращение вредных выбросов в окружающую среду). Некоторые из них, в свою очередь, влияют на показатели деятельности компании в будущем, становясь исходными данными для следующего планового периода. Эта взаимосвязь еще отчетливее видна на примере показателей эффективности бизнес-процессов, к которым принадлежат новые навыки и опыт, усовершенствование технологических процессов, больший объем получаемой информации или привлечение новых потребителей.
  Вообще говоря, делать какие-либо выводы лучше, имея данные о результатах (справа на рис. 1.2). Только по полученным результатам можно судить о том, насколько обоснованно был определен объем необходимых ресурсов или насколько успешно велось управление операциями. Но иногда ожидаемых результатов нельзя достичь немедленно либо они не очевидны. Более того, некоторые менеджеры довольно обоснованно утверждают, что результаты их деятельности должны оцениваться по тому, насколько эффективно (в том числе экономически эффективно) они справились с порученными им хозяйственными операциями. Ответственность же за то, насколько необходимы и экономически эффективны сами эти операции, возлагается на топ-менеджеров, которые отдали распоряжения об их выполнении. Таким образом, требуются показатели, характеризующие эффективность выполнения хозяйственных операций, в том числе эффективность использования ресурсов.
  На практике часто целесообразно организовывать управленческий контроль на основе показателей, размещенных на рис. 1.2 слева. Иногда разделение на показатели исходных условий и показатели результатов носит несколько искусственный характер. Можно предположить, что удовлетворенные -покупкой потребители сохранят приверженность продуктам компании и в будущем, однако утверждать это наверняка нельзя. Можно предположить также, что быстрая доставка заказа увеличит количество удовлетворенных потреби-
 
 телей, но точная формула зависимости между скоростью доставки и степенью удовлетворенности потребителей неизвестна или, по крайней мере, требуется определенное количество наблюдений для ее установления. Именно поэтому показатели, расположенные на рис. 1.2 слева, могут рассматриваться в качестве основных факторов деятельности. Понимание их природы и адекватное управление ими приведет к росту эффективности деятельности компании, а со временем - и к лучшим конечным результатам.
 
  Рис. 1.2. Модель "затраты-выпуск"
  Ориентированный на немедленное получение прибыли управленческий контроль не обеспечивает проведения такого глубокого анализа различных аспектов деятельности компании. Прибыль - хороший критерий эффективности деятельности, однако он не всегда пригоден для оценки эффективности управления. Во всяком случае это справедливо в тех случаях, когда оценивается эффективность выполнения операций, требующих длительного времени для своего завершения.
  Удачно составленные стратегические карты характеризуют одновременно итоговые показатели (в частности, прибыль) и основные факторы деятельности. Часто между этими двумя группами показателей трудно провести границу, поскольку между ними существует причинно-следственная связь. Для менеджера по материально-техническому снабжению время доставки - это итоговый показатель. Однако для менеджера по работе с потребителями время доставки может быть одним из основных факторов деятельности, который способен улучшить отношение потребителей к компании. По нашему мнению, стратегические карты в значительной мере способны выявить степень соответствия между теоретическими предположениями о связи различных по-
 
 казателей и реальным характером этой связи; эти теоретические предположения, в свою очередь, помогут выбрать методы контроля бизнеса.
 ПРОГНОЗНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ГИБКОСТЬ МОДЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КАРТ
  Все уже привыкли, что мы живем в век перемен. Технологические новшества изменяют нашу жизнь гораздо сильнее, чем можно было предположить еще несколько лет назад. Рынки многих отраслей приобретают все более фрагмен-тированный характер, поскольку потребители стремятся наиболее полно удовлетворить свои индивидуальные потребности. Темпы этих изменений представляют собой серьезное испытание для способности компаний адаптироваться в условиях изменяющейся среды. Компания должна поддерживать связь с каждым отдельным потребителем. Это требование касается не только компаний, производящих товары для промышленного использования, но и компаний, производящих товары широкого потребления. Обратная связь компании с каждым отдельным потребителем укрепляет их уверенность в том, что приобретенные продукты будут соответствовать индивидуальным требованиям или будут специально произведены по их индивидуальному заказу.
  Возможности для удовлетворения подобных требований постоянно расширяются. Но нельзя на этом основании считать, что компания должна отказаться от планирования своей деятельности и лишь пассивно реагировать на изменения рынка. Индивидуализированный, построенный на поддержании постоянных связей с потребителями маркетинг дает компании возможность управлять формированием своего сегмента потребителей и номенклатурой продуктов в соответствии с рыночным спросом. Здесь нет стандартных рецептов или общих решений. Решающими факторами все чаще становятся информационное обеспечение и интеллектуальный потенциал компании. К ним же необходимо отнести и репутацию фирмы, созданную за счет поддержания взаимовыгодных отношений с потребителями.
  Все эти факторы могут действовать лишь в рамках динамичной компании с высокой степенью самостоятельности отдельных работников в принятии решений. В такой ситуации традиционный финансовый контроль не дает результата, и не только потому, что создаваемая в его системе информация часто оказывается устаревшей и слишком неточной, чтобы служить обоснованием принимаемых решений; помимо этого менеджеры, принимающие решения, требуют иных задач и стимулов деятельности, чем стоимостные показатели прибыли или доходности капитала, рассчитанные по данным финансовой отчетности. Для воплощения в жизнь комплексной миссии или концепции бизнеса необходимы другие ориентиры. Все подразделения компании должны понимать общую стратегию действий, знать правила игры и действовать согласованно. Такая согласованность возможна лишь на основе установления общепризнанных приоритетов.
 
  Все это поясняет, почему стратегические карты получили такое широкое признание. Они послужат действенным средством достижения согласия во взглядах на будущее компании и ее рыночной среды, а также основой организации стратегического управленческого контроля.
 
 
 Стратегические карты: контроль за реализацией миссии компании
 
  Модель стратегических карт не только включает систему показателей деятельности в определенном формате, но и характеризует возможности и условия ее применения. Концепция стратегических карт, таким образом, становится частью системы стратегического управленческого контроля и своеобразным ответом на критику в адрес традиционной системы управленческого контроля. Интересно сравнить оригинальную модель стратегических карт Каплана и Нортона с аналогичными моделями других авторов, а также с моделью интеллектуального капитала компании. С появлением модели стратегических карт система целей деятельности и методов контроля за их реализацией значительно расширилась. Нельзя сказать, что финансовые показатели утратили свою значимость, но теперь они приводятся в соответствие с системой стратегических показателей как финансового, так и нефинансового характера.
 ОТ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ КОНТРОЛЮ
  В 1990-х годах значительно усилилась критика традиционной системы управленческого контроля из-за слишком узкой ориентированности на финансовые показатели. Контроль лишь финансовых показателей оказался недостаточным в условиях изменения характера экономической деятельности по сравнению с теми временами, когда сформировалась традиционная система управленческого контроля.
  В XX веке традиционная система управленческого контроля действовала в условиях зрелых рынков и медленно изменяющихся технологий [Hally, 1994]. Иногда даже говорят, что традиционная система управленческого контроля остановилась в своем развитии где-то в 1925 году. К этому моменту сформировались все основные ее инструменты, используемые и по сей день: бюджетирование, расчет себестоимости по ме-
 
 тоду "стандарт-кост", трансфертное ценообразование, модель Дюпона и т.п. [Johnson & Kaplan, 1987]. Роль управленческого контроля сводилась к поддержанию эффективности функционирования компании; в результате основное внимание менеджеров было обращено на затраты и поиск путей их сокращения, а значение роста объема продаж недооценивалось. После Второй мировой войны промышленность вступила в эпоху глобальных технологических перемен, размеры компаний увеличились, а их организационная структура стала более сложной. Изощренные технологии и производственные процессы предъявляли новые требования к корпоративным системам управленческого контроля. Финансовые показатели отражали результаты ранее принятых решений, но они не могли адекватно отразить процессы долгосрочного стратегического развития бизнеса. Многие менеджеры начали понимать, что сохранение конкурентоспособности компании требует представления более полной информации о различных аспектах ведения бизнеса. По этой причине в 1980-х годах сформировался целый ряд новых концепций и инструментов управленческого контроля; в качестве примера можно привести концепцию Кайдена, концепцию всеобщего контроля качества (Total Quality Management - TQM), концепцию гибкого производства (lean production) и концепцию реинжиниринга производственных процессов (Business Process Redesign - BPR). Инициатива перемен редко исходила от бухгалтерии или отдела финансового контроля. Цели новых методов зачастую вступали в противоречие с целями традиционного управленческого контроля, или, по меньшей мере, их взаимоотношения до последнего времени оставались неопределенными. Стратегия компании, основанная на высокой самостоятельности работника в принятии решений, плохо согласуется с традиционным краткосрочным планированием, порождаемым приоритетностью финансовых показателей.
  Однако устоявшаяся система управленческого контроля подвергалась критике не только с точки зрения эффективности внутреннего контроля. Новая стратегия требовала новой информации для разработки планов, принятия решений, мониторинга хозяйственных процессов и организации контроля. Таким образом, функции системы управленческого контроля расширялись за счет анализа внешних факторов и накопления стратегической информации, позволяющей судить о перспективах сохранения компанией конкурентоспособности в будущем.
 КРИТИКА ТРАДИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ
  Современная деловая среда выдвигает новые и разнообразные требования к системе управленческого контроля, используемой компанией. В 1990-х годах критика традиционной системы управленческого контроля все усиливалась, и ниже приводятся основные критические замечания в ее адрес. Считается, что традиционной системе управленческого контроля присущи такие недостатки1.
  1 Под традиционным управленческим контролем понимается контроль за принятием решений и повседневной деятельностью организации с целью роста прибыли, рентабельности и укрепления финансового положения.
 
 • Недостоверность информации для принятия решения. Информация об издерж
 ках, объеме продаж и рентабельности составляет основу для принятия реше
 ний менеджерами. Традиционные финансовые показатели отражают результа
 ты деятельности в предшествующие периоды. Информация такого рода может
 привести к принятию решений, не отвечающих стратегическим целям
 [Goldenberg & Hoffecker, 1994].
 • Неспособность учитывать современные требования организации бизнеса и стра
 тегии компании. Задачи финансового контроля противоречат задачам стратеги
 ческого планирования. Например, на основе данных финансового контроля
 могут принять решения о сокращении затрат на исследования и разработки,
 подготовку персонала, отмене эмиссии акций, отложить решения об инвести
 ровании средств. Таким образом, основная проблема заключается в согласова
 нии долгосрочных и краткосрочных целей [Peters, 1987].
 • Опора на информацию, полученную в системе бухгалтерского учета. Управленче
 ский контроль осуществляется на основе данных бухгалтерского учета, кото
 рый ведется в соответствии с законодательно установленными требованиями.
 Акционеры же хотят постоянно получать информацию о ходе дел компании с
 тем, чтобы сравнивать альтернативные варианты капиталовложений. Одни
 только финансовые показатели не дают полной и адекватной картины разви
 тия бизнеса [Johnson & Kaplan, 1987].
 • Недостоверность информации о распределении затрат и контроле за инвестициями.
 Традиционно контроль затрат не включал анализ причин возникновения затрат,
 он просто регистрировал их сумму и место возникновения. Традиционный прин
 цип распределения затрат, когда косвенные затраты распределяются пропорцио
 нально прямым, в настоящий момент устарел. Взаимосвязь между прямыми и
 косвенными затратами изменилась в результате роста расходов на исследования
 и разработки, синергического эффекта, упрощения схем производственных про
 цессов и т.п. Производство различных видов продуктов на тех же или частично
 совпадающих технологических линиях затрудняет расчет рентабельности каждого
 отдельного изделия. Более того, зачастую просто нельзя определить полную стои
 мость разработки продукта в долгосрочном аспекте. Необходимо разработать но
 вый метод распределения затрат, отличный от традиционных методов списания
 накладных расходов, таких как метод ABC [Johnson & Kaplan, 1987].
 • Предоставление работникам лишь обрывочной информации. Финансовые показа
 тели мало о чем говорят большей части сотрудников компании, поэтому им
 трудно уловить связь между результатами своего труда и цифрами в кварталь
 ных и ежемесячных финансовых отчетах. Финансовые показатели слишком
 сложны для понимания и препятствуют принятию быстрых мер в случае необ
 ходимости [Shank & Govindarajan, 1993].
 • Недостаточное внимание к деловой среде, в которой функционирует компания. Тра
 диционная система финансовых показателей не отражает возможного поведения
 потребителей и конкурентов в будущем, а следовательно, не может предупредить о
 •
 возможных изменениях в отрасли и деловой среде. Ключевые финансовые показатели, используемые в большинстве таких систем, ориентированы скорее на внутренние проблемы компании, чем на внешние. Они предназначены для сравнения текущих показателей с предшествующими периодами на основе нормативов, разработанных для внутреннего употребления. На их основе трудно провести объективное сравнение компании с ее основными конкурентами, хотя такой анализ не менее важен, чем анализ реализации поставленных целей [Eccles & Pyburn, 1992].
 • Ориентация на текущие результаты деятельности. Лидеры рынка в настоящее время отдают предпочтение ежемесячным и квартальным отчетам, что приводит к принятию краткосрочных инвестиционных решений. Кроме того, ориентация на краткосрочную перспективу подталкивает менеджеров к манипулированию финансовыми показателями для приукрашивания текущего состояния компании, а в результате принимаются ошибочные управленческие решения [Smith, 1992].
 СТРАТЕГИЧЕСКАЯ КАРТА - РЕГИСТРАЦИЯ ФАКТОВ ИЛИ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ?
  "Запись выигранных очков (как в игре)", - так в словаре Мэрриана и Вебстера определяется понятие score (счет). Для глагола score ("оценивать, считать") есть еще одно значение - "ранжировать". Когда речь идет об стратегической карте (счете) деятельности, это означает, что ранжирование должно отражать равновесие между несколькими существенными параметрами деятельности. Мы считаем, что нельзя рассматривать стратегические карты лишь как форму записи достигнутых результатов. Не менее важно то, что они позволяют планировать получение тех или иных результатов. Стратегические карты могут служить иллюстрацией к бизнес-плану компании, характеризовать цели и задачи, стоящие перед ее отдельными подразделениями. Поэтому стратегические карты иногда используются как своеобразная альтернатива составлению бюджета (кроме того, формат стратегической карты оказывает влияние на весь процесс составления бюджетов в целом). Они помогают установить правильное соотношение между краткосрочными и долгосрочными целями, согласовать стратегическое направление деятельности для каждого подразделения. Часто информация из стратегических карт вызывает оживленные дискуссии (возможно, они возникли бы и без стратегических карт, но тогда они наверняка были бы менее содержательными). Поэтому простая запись значений показателей за прошлый период может напоминать стратегическую карту по формату, но не по существу.
  Мы не считаем своей первоочередной задачей разработку новой системы показателей деятельности. Книга имеет прежде всего практическую направленность и обобщает наш опыт сотрудничества со многими компаниями. Следует заметить, что модель стратегических карт обсуждается многими специалистами (в том числе за пределами США и Великобритании), и этот термин часто используется для обозначения разных по смыслу понятий. На своем собственном опыте мы убедились, что стратегические карты могут пригодиться в самых разных практических ситуациях (многие из них описаны в книге). Все эти ситуации, как правило, имеют общую черту: стратегические карты начали применять в последние годы те компании, ко-
 
 торые осознали необходимость нескольких различных систем показателей для оценки своей деятельности на всех этапах ее планирования и контроля.
 МОДЕЛЬ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КАРТ КАПЛАНА И НОРТОНА
  Первое ставшее широко известным описание метода стратегических карт принадлежит Роберту Каплану и Дэвиду Нортону и опубликовано в журнале Harvard Business Review за 1992 год. Оба автора успешно занимаются исследовательской и консалтинговой деятельностью. Они сотрудничали с целым рядом компаний в программах разработки методов оценки деятельности "компаний будущего". Кроме вышеупомянутой, авторы опубликовали и еще несколько статей на эту же тему, а в 1996 году обобщили результаты своих исследований в книге. Ранее уже шла речь о выделенных ими четырех ключевых аспектах деятельности компании.
 • Как должна выглядеть преуспевающая компания в глазах своих акционеров?
 • Какой имидж должна иметь компания в глазах потребителей, чтобы преуспеть
 в реализации своей миссии?
 • В организации каких внутренних бизнес-процессов компания должна преус
 петь, чтобы оправдать ожидания акционеров и потребителей?
 • Каким образом компания должна действовать, чтобы реализовать свою миссию?
  Таким образом, четко сформулированная миссия и стратегия лежат в основе всех четырех ключевых аспектов деятельности. Для каждого из них должны быть сформулированы стратегические и промежуточные цели, разработана система показателей и план действий.
  Модель стратегических карт позволяет одновременно контролировать реализацию целей во всех четырех аспектах; ее преимущество состоит в том, что она позволяет определить решающие для достижения успеха направления деятельности. В книге, вышедшей в 1996 году, Р. Каплан и Д. Нортон характеризуют эту модель как неразрывную последовательность действий (рис. 2.1). Миссия компании получает наглядное воплощение и может быть доведена до ведома всех сотрудников. Она представлена в виде конкретных целей и стимулов для их достижения. Это необходимо для сосредоточения усилий в наиболее важных направлениях распределения ресурсов и установления целей. В результате сотрудники обучаются стратегически мыслить и могут внести собственные идеи и дополнения в формулировку миссии и стратегии компании, что, в свою очередь, ведет к ее переосмыслению на новом уровне. На каждом этапе своего использования стратегические карты служат средством широкого распространения миссии и стратегии компании.
  Для обучения особенно существенна взаимосвязь между различными показателями деятельности компании. Если компания стремится стать прибыльной, она должна добиваться лояльности со стороны потребителей; для того чтобы потребители сохраняли лояльность по отношению к компании, необходимо улучшать качество их обслуживания. Чтобы добиться улучшения качества обслуживания, необходимо разработать и эффективно осуществлять операции по всей цепочке ценностей компании, а для этого потребуется развитие знаний, навыков и способностей работников. "Таким
 
 образом, грамотно составленная стратегическая карта должна содержать информацию о прошлой и будущей стратегам конкретного хозяйственного подразделения компании. Она должна определять и ясно представлять последовательность гипотез и концепцию причинно-следственной связи между показателями, измеряющими результаты деятельности, и теми внутренними движущими силами, которые привели к этим результатам. Каждый показатель, включенный в стратегическую карту, должен представлять собой звено той цепи причинно-следственных зависимостей, которая связывает стратегию данного хозяйственного подразделения и стратегию компании в целом" [Kaplan & Norton, 1996a, p. 31].
 
 Рис. 2.1. Характеристика метода стратегических карт в модели Каплана и Нортона
 Источник. Адаптировано по статье Robert S. Kaplan, David P. Norton, "Using the Balanced Scorecard as a Strategic Management System" Harvard Business Review, January-February 1996, p. 77.
  Из этого следует, что показатели, включенные в стратегическую карту, должны характеризовать как достигнутые результаты, так и обусловившие их основные факторы.
  Прочное финансовое положение компании относится к категории долгосрочных целей, однако существует целый ряд показателей, которые могут оперативно сигнализировать о неблагоприятных тенденциях и позволяют вовремя реагировать на их появление. Отнюдь не все возможные показатели, в том числе и ключевые финансовые коэффициенты, включаются в состав стратегических карт: компании доступно множество других методов анализа своего положения. Стратегические карты предназначены для сосредоточения внимания на тех сторонах деятельности компании, которые действительно наиболее важны в настоящий момент и в перспективе.
 
  Мы рекомендуем применять стратегические карты в качестве стимула к обсуждению и распространению информации о миссии и стратегии компании. Этот аспект их применения будет изложен в следующей главе. Р. Каплан и Д. Нортон описывают более чем двухлетний опыт применения стратегических карт, что дает представление о годичном цикле планирования и контроля на их основе. Внедрение стратегических карт начинается с верхнего уровня организационной структуры компании, с инициативы топ-менеджеров. Примерно через три месяца в процесс вовлекаются менеджеры среднего звена, каждое хозяйственное подразделение разрабатывает собственную стратегическую карту на основе общекорпоративной. В то же время топ-менеджеры прекращают выполнение проектов, которые не актуальны с точки зрения заложенной в стратегических картах стратегии, или, наоборот, открывают новые проекты там, где это необходимо. В конце первого года внедрения все хозяйственные операции компании на разных организационных уровнях анализируются с точки зрения стратегии, заложенной в стратегических картах. Заключение по результатам этого анализа доводится до ведома всех сотрудников компании. В течение второго года внедрения наиболее реальные цели трансформируются для каждого подразделения и организационного уровня компании вниз по организационной цепочке, вплоть до отдельного работника. Одновременно разрабатываются соответствующие методы стимулирования и контроля.
  Мы в значительной мере разделяем основные инновационные идеи Р. Каплана и Д. Нортона, заложенные в концепции стратегических карт. По сути, эти идеи довольно просты и сводятся к тому, что стратегические карты обеспечивают:
 • удобный формат для пропаганды содержания стратегии компании;
 • анализ причинно-следственных зависимостей среди прочих факторов в качест
 ве необходимого условия, а также стратегическое видение в качестве основы
 выбора направления движения;
 • систематическое обсуждение достижения поставленных в стратегических кар
 тах целей, которое может заменить традиционные методы планирования и
 контроля чисто финансовых показателей.
 ДРУГИЕ ВАРИАНТЫ МОДЕЛИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ КАРТ
  В научной литературе по данной теме можно найти множество моделей, подобных модели Д. Каплана и Р. Нортона. Все они предназначены для оценки эффективности деятельности компании во взаимосвязи с ее общей стратегией.
 Модель стратегических карт Л. Мейселя
  Модель стратегических карт Л. Мейселя не только имеет то же название, что и модель Р. Каплана и Д. Нортона. Как и они, Л. Мейсель выделяет четыре ключевых аспекта, по которым проводится оценка бизнеса компании (рис. 2.2). Однако вместо аспекта обучения и экономического роста Мейсель использует аспект трудовых ресурсов. В рамках этого аспекта оценке подлежат инновационная деятельность, обучение и подготовка персонала, совершенствование продукции,
 
 формирование базисной компетенции фирмы и корпоративной культуры. В целом его модель не слишком отличается от модели Р. Каплана и Д. Нортона. Выделение отдельного аспекта трудовых ресурсов Л. Мейсель аргументирует тем, что менеджеры обязаны уделять первостепенное внимание и уметь оценивать эффективность деятельности как организации в целом, так и ее сотрудников.
 
 Рис. 2.2. Модель стратегических карт Л. Мейселя
 Источник. Воспроизведено с согласия автора по статье Lawrence S. Maisel, "Performance Measurement. The Balanced Scorecard Approach", Journal of Cost Management, Summer, 1992, p. 50.
 
 Пирамида деятельности
  В статье К. Мак-Найра, Р. Линча и К. Кросса [McNair, Lynch & Cross, 1990] приведена модель под названием "Пирамида деятельности компании" (рис. 2.3). Как и в рассмотренных моделях, ее основная идея состоит в ориентации на потребителя и выявлении связи между общей стратегией компании и финансовыми показателями ее деятельности, дополненными еще несколькими коэффициентами нефинансового характера. В традиционной модели управленческого контроля такая информация предоставляется только менеджерам высших уровней управления. Пирамида деятельности, в отличие от этого, основывается на концепциях всеобщего управления качеством и промышленными разработками, а также учета затрат по видам деятельности в цепочке ценностей компании.
 
 Рис. 2.3. Пирамида деятельности компании
 Источник. Приведено с согласия авторов по статье C.J. McNair, CMA, R.L. Lynch, K.F. Cross, "Do Financial and Nonfinancial Performance Measures Have to Agree?", Management Accounting, November 1990, p. 30.
  Пирамида деятельности включает четыре уровня организационной структуры компании и характеризует систему двусторонней связи, необходимую для того, чтобы распространить идеи корпоративной миссии и стратегии на разных уровнях организационной иерархии. Цели и показатели согласованы со стратегией компании и ее видами деятельности. Иными словами, цели компании распространяются от высших уровней иерархии к нижним, адаптируясь при этом к особенностям каждого уровня, а показатели оценки деятельности передаются снизу вверх, создавая целостную картину.
  На высшем уровне топ-менеджеры формулируют корпоративную миссию. На втором уровне цели хозяйственных подразделений выражены через финансовые и маркетинговые показатели. Это обусловлено тем, что именно такие показатели
 
 используются потребителями и акционерами, т.е. внешними по отношению к компании лицами, в процессе анализа ее деятельности.
  Третий уровень, собственно говоря, не соответствует какому-либо уровню организационной иерархии. Скорее представленная здесь группа показателей отражает некоторые качественные характеристики, общие для всех или для части уровней организационной иерархии. К этим качественным характеристикам относятся удовлетворение потребителей, гибкость и производительность. Они выступают в качестве связующего звена между верхними и нижними уровнями пирамиды. Эти качественные характеристики играют основную роль в достижении маркетинговых и финансовых целей компании, т.е. целей второго уровня. Кроме того, такие показатели четвертого уровня, как качество, время доставки, операционный цикл и уровень брака, прямо вытекают из них. В частности, качество и время доставки прямо связаны с эффективностью внешних операций компании, а операционный цикл и уровень брака отражают эффективность ее внутренних операций.

<< Пред.           стр. 1 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу