<< Пред.           стр. 13 (из 26)           След. >>

Список литературы по разделу

  Однако в противоположность людям сознательного риска людей, которые рискуют неосознанно, куда больше. Они поступают "на авось" и, даже собственными руками подпиливая сук, на котором сидят, совершенно не ожидают вполне закономерного падения.
 
  А потом абсолютно искренне, "на голубом глазу", удивляются происходящим с ними ЧП! Они склонны считать, что попали в тяжелую ситуацию не вследствие своих собственных поступков, а в результате происков судьбы или злобности несчастного случая.
 
  Две старушки из древней Кампучии
  Были очень во всем невезучие:
  Попадали в котлы,
  И на зубья пилы,
  И в другие несчастные случаи.
 
  Такие "невезучие" просто обожают искать виноватых. Это же пресловутый "первый русский вопрос": "Кто виноват?"
 
  Но если у одних вторым вопросом после этого становится "А судьи кто?!" (то есть кто же, кроме меня самого, имеет право определять степень чьей-то виновности в моих неудачах??), то другие ставят перед собой куда более конструктивную проблему: "Что делать?"
 
  Они анализируют допущенные ошибки (свои и чужие например, партнеров) и решают, как следует поступать дальнейшем, чтобы потери обошли стороной, а случайности не застали врасплох.
 
  А поскольку полностью уклониться от риска невозможно практически ни в одной из жизненных ситуаций, то главное - это действовать: ведь выбор есть всегда!
 
  Тому же Илье Муромцу на распутье судьба (в виде трех дорог) предоставила весьма сложный выбор - конечно, дл его жизненной ситуации. И все-таки он выбрал, причем сразу и все!
 
  А вот менее волевой человек в такой ситуации...
  Стоит витязь у камня на распутье и читает!
 
  - Налево поедешь - ох и наваляют! Прямо поедешь, огребешь по полной! Направо поедешь - мало не покажется? Вот, думает, досада какая! Всюду плохо. Может, не ездить никуда, а тихонько восвояси воротиться?
 
  - Эй, ты, перед булыжником! - раздается тут голос сверху.
  - Давай решай по быстрому, а то прямо тут огребешь!
 
  Так что неважно, кто вы - профессиональный богатырь или рядовой милиционер, простой рабочий или большой босс. В жизни чаще всего никто, кроме вас самого, о вас не позаботится!
 
  Разница лишь в том, что владельцу компании в решении подобных вопросов помогает стать умнее и предусмотрительнее своя служба безопасности.
 
  А вот остальным приходится надеяться только на себя.
  И при этом, разумеется, рисковать! Не обязательно жизнью или здоровьем - возможно, "всего лишь" карьерой или благосостоянием...
 
  Опыт многих народов убеждает: тот, кто все же умеет вовремя рисковать, оказывается в большом выигрыше (не путайте с казино - там все продумано за нас, в том числе и возможность счастливого исхода... из казино!).
 
  Хотя и во многих ситуациях в бизнесе неопределенность обстановки тоже возникает не сама по себе, а создается искусственно.
 
  Например, конкуренты путают все карты и всячески вам мешают. Сразу же возникают всевозможные разбирательства - препирательства, а трудовые конфликты начинают мешать работе коллектива...
 
  Но почти каждым риском можно в какой-то степени управлять.
  Отдельно взятый человек может попытаться и вообще исключить из своей жизни многие "индивидуальные риски".
 
  Допустим, бросить курить, перестать пить спиртное, стараться не гулять под сосульками, избегать летать самолетами...
 
  Закончить спать с женщинами и мужчинами...
  Тогда он умрет не от риска, а просто от такой жизни!
 
  Предприятие же создается не для того, чтобы помирать от скуки или безделья, а для получения прибыли. А поскольку степень риска часто соизмерима с ожидаемой прибылью, то лучше всего заранее рассчитывать на сокращение числа источников риска либо их активности.
 
  Например, хорошо бы вовремя выявлять недобросовестных конкурентов и партнеров, а затем ограничивать контакты с ними. Или прекратить общение совсем. Хотя, например, устранение конкурентов, кстати, тоже связано с риском!
 
  Теща сидит на диване. Над ее головой висят старинные массивные часы. Когда теща встает, часы падают.
  - Вечно они опаздывают! - раздосадованно говорит зять.
 
  Чем лучше мы изучили обстановку, тем вернее будет принятое решение и тем меньше риск. Вовремя полученная информация позволит определить общие тенденции развития и избежать потерь от резких изменений рыночной конъюнктуры. А служба информации, при хорошей оснащенности и квалификации, обеспечит тщательное изучение положения на рынке, состояния конкурентов и потребительского спроса.
 
  Тем не менее неизбежный риск в бизнесе все же существует. Его, правда, можно заранее учесть и переложить на плечи страховой компании. Сюда относятся возможные потери от стихийных бедствий, революций, краж и многого другого.
 
  Однако есть риски, которые ну никак нельзя нейтрализовать полностью. О них постоянно пишут и вещают, но подавляющее большинство нашего населения почти не берет их в расчет.
  Это риски политические.
 
  А ведь инвестиции, операции с недвижимостью, капстроительство, банковская, страховая и многие другие виды деятельности совершенно бесперспективны без учета политических рисков.
 
  Очень важно заранее определить свои слабые места.
  Например, вы хотите правильно распорядиться полученным кредитом. Перепроверяете партнеров, контролируете целевое использование займа, планируете налоги, мотаетесь по командировкам...
 
  Но если не доверяете своему бухгалтеру... Возможно, в итоге вы же еще и останетесь всем должны!
  Запомните: очень многое зависит or вас, а не от приходящих со стороны рисков!
 
  Возьмем в качестве примера по управлению рисками и безопасностью на предприятиях опыт американских профессионалов:
 
  6% их времени уходит на планирование рисков компании и разработку общих мер по их управлению;
  20% - на организацию управления безопасностью;
  5% - на создание правовых основ защиты информации (составление контрактов и т.п.);
  14% - на пресечение потерь от попыток промышленного шпионажа, совершения конкретных преступлений против собственности и другой нежелательной активности конкурентов;
  14% - на расследование только что указанных действий;
  18% - на контроль безопасности персонала (проверку новых сотрудников и оценку действующих);
  7% - на защиту особо уязвимой информации материалов;
  16% - на физическую безопасность защищаемых объектов.
  Таким образом, 45% рабочего времени американские специалисты затрачивают на изучение рисков для предприятия и разработку общей системы мер по их контролю.
 
  Но в результате реже возникает необходимость в ликвидации негативных последствий (и опасных сотрудников).
 
  Однако в западных странах фирмы на всякий случай застраховываются даже от убытков, которые может причинить нерадивый персонал.
 
  Для управления большинством бизнес - рисков (вернее, для избежания их или сведения возможного ущерба к минимуму) существуют давно отработанные системы.
 
  Наиболее распространенные из них - лоббирование, путем использования возможностей политических партий и движений, издание и поддержка средств массовой информации.
 
  Но ведь не всякая организация "потянет" свою партию плюс собственный аналитический центр с независимыми источниками информации и аналитиками.
 
  Может быть, поэтому и не идут к нам инвестиции. Новые программы и проекты привлечения денежек разрабатываются часто, да что-то не ловится ничего в них...
  А вот мужик все же поймал золотую рыбку!
 
  - Давай быстро мне три желания исполняй! Мы люди грамотные, тоже, небось, сказки читали.
 
  А она ему и отвечает:
 
  - Охренел совсем? Кризис же в стране!
 
  Жизнь дорожает... "В таких условиях могу исполнить только одно желание.
  Задумался он, чего бы такого себе заказать одним махом и ничего не упустить.
 
  - Во! Придумал. Сделай так, чтобы у меня всё было.
 
  Подумала золотая рыбка и отвечает ему. - Хорошо, мужик. У тебя уже всё... БЫЛО!
  Поэтому главное - никогда не забывать ГЛАВНОЕ!..
 
  Вопросы на сообразительность
  1. Что больше всего способствует новшествам?
  2. Если что-то хранить достаточно долго, что с этим можно сделать?
  3. Отчего зависит количество пострадавших в катастрофе?
 
  Варианты ответов
  1. а) Обветшалые традиции.
  б) Отсутствие проверок их качества.
 
  2. а) Продать как антиквариат.
  б) Выбросить.
 
  3. а) От количества свидетелей.
  б) От расстояния до места катастрофы: чем расстояние больше, тем больше пострадавших.
 
  Чужеземные рынки
  Выход вашей могучей компании на международный рынок (или забег на территорию соседнего колхоза) может иметь различные побудительные мотивы - от желания хоть иногда подальше уезжать от милой супруги до жажды потешить свои амбиции на экзотической территории.
 
  Но вот действительно для дела важны совсем другие причины.
  Одна из важнейших задач по развитию предприятия - это создание условий для его инвестиционной привлекательности. То есть надо делать так, чтобы предприятие не испытывало нужды в привлечении финансов для осуществления ваших грандиозных планов.
 
  А привлекательной для инвесторов компания становится прежде всего при наличии в ее товарообороте экспорта. И желательно, чтобы доля этого экспорта была не менее четверти от общего объема оборота компании (так нас учат классики экономики и экономическая классика).
 
  Именно в таком случае фирма приобретает статус, при котором финансисты готовы без особых душевных мук дать вам денег. Вполне может быть, что даже в любых нужных вам количествах! Ведь они уверены, что деньги к ним вернутся.
 
  Если вы динамично развиваетесь, умеете выигрывать и способны к конкурентной борьбе даже на чужой территории, то у вас всегда будет несколько предложений от финансовых учреждений.
 
  Ведь они живут за счет процентов от выдаваемых кредитов или дивидендов от размещаемых средств.
  А если обслуживающий вас банк не сможет предложить выгодные условия финансирования, деньги всегда можно купить в другом банке. Или в другой стране.
 
  Инвесторы сами постоянно ищут, куда бы надежнее вложить средства. И их очень интересуют эффективно работающие компании.
 
  Но для постоянной работы на внешнем рынке важнейшим условием является поддержка компании правительством страны, где ведется ваша основная деятельность.
 
  Ведь даже при самых радужных стартовых условиях ваш филиал или "дочка", как только они начнут постоянную работу за рубежом, обязательно станут испытывать давление местных и заезжих конкурентов.
 
  Американский капиталист приехал к папе Римскому и предложил ему много миллионов долларов, чтобы он к молитве о хлебе насущном добавлял: "Дай мне сегодня стакан кока-колы". Капиталист долго уговаривав и умолял папу, но получил отказ. И, уже уходя, процедил сквозь зубы:
 
  -Хлеб насущный, хлеб насущный... Интересно, сколько за эту рекламу дали булочники?
 
  начнут грязно наезжать или культурно демпинговать, сбивая цены на аналогичные товары. Тогда и вам придется тоже снижать цену. Ну и кто кого?
 
  Здесь, как и в спорте, победит сильнейший - или тот, у кого жировой запас побольше.
  А при чем же тут правительство? Да при том, что при его. участии ваши силы будут пополняться за счет ресурсов родной державы!.. Большинство мировых компаний (в том числе и частных) поддерживаете," именно правительствами их; государств.
 
  Потому что во всем мире принято считать: международная конкурентоспособность страны - это необходимое условие для признания за ней статуса мощной экономической державы:
 
  А значит, плохая работа фирмы или ее крах на рынке какой-либо другой страны - это хоть и малюсенький, но все же ощутимый нравственный минус для конкурентоспособности родного государства.
  Ну, что-то вроде царапины на носу или пятнышка на лацкане.
 
  Поэтому, когда в вашем международном бизнесе начинаются неприятности, присмотритесь: возможно, через менеджмент конкурентов просачивается реальная конкурентослособность другой державы, ее экономики и ресурсов.
 
  А чтобы не допустить ущемления своего имиджа, правительства стран всегда использовали, а дальше будут просто обязаны использовать все свои внешнеполитические и экономические ресурсы.
 
  Это и разнообразные спецслужбы их спец- опять же возможностями, и длительные льготные кредиты, и программы господдержки - вплоть до политического лоббирования.
 
  Возможно, когда-нибудь и Россия будет так же поддерживать своих бизнесменов, и не только в ресурсодобывающих отраслях бизнеса...
 
  Вот, кстати, и неплохой пример небольшого в общем-то государства, которое заботится о международном имидже своих компаний не менее других развитых стран, -Япония.
 
  Замечательные технологии японского менеджмента известны во всем мире. Японские управленцы прославились своим умением вовлекать весь коллектив в различные "соревнования" за лучший результат труда.
 
  Контроль за всеми этапами изготовления продукции у них осуществляет 80 процентов состава фирмы! Как уж тут не создавать продукцию высшего качества?
 
  Кроме того, весьма трудно конкурировать со страной, правительство которой очень трепетно относится к разработке новых технологий и новейшим научным исследованиям.
 
  Для этих целей только в период с 1996 по 2002 год правительством Японии было выделено около 150 миллиардов долларов. В то время как весь пятилетний российский бюджет меньше этой суммы. Утешимся хоть тем, что гениев, талантов, ископаемых и территории у нас куда больше, чем у японцев...
 
  Сегодня не только правительства, но и все крупнейшие компании мира несут постоянные расходы на повышение своей международной конкурентоспособности.
 
  Одним из ее основных показателей (кроме рейтингов акций компаний) является вложение средств в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКРУ.)
  Получается, что если всерьез и надолго заниматься развитием экспорта своего бизнеса, то реальнее делать это в том направлении, где государство имеет приоритеты.
 
  А теперь
  Этно - Экономические Советы!
  Кое-кому они пригодятся за столом переговоров с представителями иных наций, народностей или племен. В конце концов, и в Монголии есть какая-то своя экономика!..
 
  Для успешных переговоров мало купить разговорник и повертеться перед зеркалом, оценивая стиль своего костюма.
 
  И одного лишь горячего желания не провалить переговоры тоже недостаточно,
  Чтобы подготовить успех, нужно заранее выяснить деловой менталитет нации будущего партнера (с психотипами отдельных личностей пусть разбираются ваша служба безопасности и отдел информационной аналитики),
 
  А еще у каждого народа - свои традиции, культура и деловой этикет.
  Охватить все нации мы, конечно, не сможем, поэтому остановимся лишь на некоторых.
 
  Япония
  Народ там скромный и трудолюбивый"
 
  Японцы не любят прямых взглядов "глаза в глаза" и не сразу приступают к главной теме встречи. Они подолгу обсуждают многие отвлеченные темы, так как считают, что это способствует созданию хорошей атмосферы для переговоров.
 
  Поэтому стоит запастись терпением - первые встречи могут затягиваться.
  На поставленные вопросы японцы не отвечают прямо. Они почти никогда не говорят "нет". Хотя в их словаре такое слово есть. Вместо этого активно используются обороты вроде "это трудно сделать".
 
  А "да" может означать вовсе не согласие, а только то, что вас слушают - вроде универсального российского "ну" или "угу".
 
  Итальяно - японские переговоры провалились! Когда подали налитки, итальянцы провозгласили свое традиционное "Чин-чин!". Для них это что-то вроде немецкого "Прозит" или нашего "Будем" - то есть тост, означающий примерно "На здоровье!".
 
  Но по - японки - то "чин-чин" означает "мужской половой член"...
  Арабские страны
 
  Переговоры и встречи с представителями этого красивого и культурного народа проходят очень спокойно и корректно!
 
  Арабские бизнесмены уделяют немало времени беседам на общие темы, интересуются вашей культурой. Стараются продолжить переговоры в экзотической неформальной обстановке - таковы законы их гостеприимства. Если ваша искренность для них очевидна, проблем не будет.
 
  У них почти нет процентов на кредиты для развития дела - ростовщичество считается грехом. Некоторых может "интересовать не столько доход от будущей совместной раз боты, сколько сама идея сотрудничества с представителями! такой огромной и непонятной даже самой себе страны, как Россия.
 
  Арабский нефтяной магнат говорит американскому туристу:
  - Ваша дочь мне очень нравится! За нее я бы дал столько бриллиантов, сколько она весит,
  -Хорошо, - отвечает американец. -Дайте мне две недели для ответа. -Да, да, я понимаю, вам нужно время поразмыслить.
 
  - Не столько чтобы поразмыслить, сколько чтобы ее откормить.
 
  В европейском союзе единый менталитет пока еще не сложился - это процесс куда более длительный и сложный, чем ударное введение единого евро.
 
  Германия
  Жизнерадостные и громогласные немцы обычно участвуют только в тех переговорах, в которых их выгода ими просчитана заранее.
 
  Педантичность, пунктуальность, организованность и бережливость - это их жизненная основа. Так что если вы вдруг продемонстрируете перед ними нечто подобное, то вполне сможете добиться успеха.
  Помните никаких отклонений от запланированных графиков встреч!
 
  Как приходят поезда разных стран?
  Французский точно опоздает, зато привезет кучу посторонних баб.
  Русский опоздает очень сильно, зато уйдет раньше графика.
 
  А немецкий прибудет строго по расписанию, даже если русские украдут все рельсы...
  Сами переговоры проходят в четкой и строгой последовательности - и ведут к вполне предсказуемому результату, только для этого вы и сами должны просчитать все наперед, чтобы в результате переговоров -не заключить какой-нибудь новый "Брестский договор.
 
  Франция
  Жизнерадостные французы сами придумали про себя анекдот.
  Обустраивая территорию будущей Франции, Господь создал живописные луга и долины, великолепные горы и чистые реки, украсил страну лесами и виноградниками...
  А Лотам Всевышний вдруг задумался: неужели он сотворил раина земле?!
  И чтобы уравновесить содеянное, создал он француза с его характером...
 
  Французы к переговорам готовятся очень тщательно. Стараются учесть любое их развитие и возможные спорные моменты.
 
  Общаются они в очень быстром темпе. В самом начале, как и все, предпочитают общие темы.
  И вы будете просто неотразимы, если заставите их поверить, что умеете разбираться в блюдах и напитках.
  Самые важные темы переговоров французы умеют ой обсуждать вскользь - как они говорят, "между грушей и "сыром".
 
  И еще: если будете сидеть, не раскрывая рта, не ждите успешного исхода переговоров!.
  Англия
  Соседка Франции. Эти страны вечно "воюют" друге другом, причем с переменным успехом. Вот поэтому англичане - полная противоположность французов.
 
  Если французы на переговорах болтают без умолку, то англичане больше тяготеют к недосказанности. Они сдержанны в суждениях, а умение держать паузу - одна из главных их особенностей.
 
  Перед переговорами с англичанами необходимо продумать сценарий беседы - экспромт здесь недопустим. Русская напористость может быть не понята ими и даже воспринята как грубость.
 
  У англичан очень развито чувство собственности и справедливости, поэтому они предпочитают честную игру.
 
  Темы для "дежурных" разговоров - о погоде, спорте и старых добрых английских традициях. Расспросы о семье и их имуществе могут быть расценены как вторжение в частную жизнь. -
 
  Англичанин в европейской гостинице каждые две минуты спускается к портье и просит стакан воды, с которым возвращается в номер.
 
  - Вас так мучает жажда? - интересуется портье.
  - О, нет, что вы! Просто в моем номере пожар.
 
  США
  Еще одни англоязыкие.
  Американцы ценят в партнерах честности откровенность (не путайте с открытостью!)" Они быстро переходят, к сути оставляя формальности юристам.
 
  Хорошо реагируют на юмор (как следует зубрите их анекдоты - но только их: чужой юмор американцы не переносят!). Всячески стараются, подчеркнуть свое дружелюбие и вносят в переговоры минимум официальности, даже если между вами значительная разница в.положении и возрасте.
 
  Задают много вопросов, свидетельствующих о; неподдельной заинтересованности.
  А вот чего следует опасаться" так это затянувшихся пауз. Тогда ваш выход по погоде; индексах, налетах... ну о ковбоях, наконец!
 
  Два ковбоя едут по прерии. Жара, пыль и ску-учно...
  Находят они бизонью лепешку - совсем как коровью, только побольше и постарше.
 
  - Джон, - говорит Гарри, - если ты съешь это дерьмо, я дам тебе 10 баксов..
 
  Джон покряхтел, но слопал и получил свою прибыль.
  Через десяток миль встречается им другая лепешка.
 
  - Гарри, - говорит обрадовавшийся Джон, - а если ты съешь эту лепеху, то уж я дам тебе 10 баксов.
 
  Договорились и едут дальше.
 
  - Джон, - опомнился наконец Гарри, - а тебе не кажется то мы задаром дерьма наелись?
  Россия
  Давайте посмотрим на себя со стороны, глазами иностранцев.
  На переговорах россияне проявляют склонности к крайностям. Наше стремление быстрее перейти от формальных бесед к установлению дружеских отношений воспринимается как проявление эмоциональное и непоследовательное.
 
  Уступки другой стороны - то, что хорошо для японцев - мы чаще всего воспринимаем как слабость.
  Наше нежелание ответить взаимностью на их уступки воспринимается как позиция "отказать себе поболее". Из - за чего достижение "консенсуса" затягивается.
 
  И еще об одной нашей особенности.
  Предварительные переговоры проходят, как у всех, в офисах.
  А вот стол главных переговоров, для достижения наименьших формальностей, стараемся перенести в баню или охотничий домик.
 
  Вопросы на сообразительность

<< Пред.           стр. 13 (из 26)           След. >>

Список литературы по разделу