<< Пред. стр. 1 (из 10) След. >>
Тема 1. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИЗАДАНИЯ
1. П. Э. Самуэльсон говорит о разных определениях экономики. Кто из экономистов сформулировал указанные определения?
Определение Экономист Наука о видах деятельности, связанных с обменом и денежными сделками между людьми Наука о богатстве Наука об использовании людьми редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, машины, технические знания) для производства различных товаров (пшеница, говядина, дороги, яхты) и распределения их между членами общества в целях потребления Наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей, об извлечении ими средств к существованию и использовании этих средств Наука о том, как человечество справляется со своими задачами в области потребления и производства 2. Какие формы умозаключений вы знаете?
3. Дайте определения следующим понятиям:
Анализ -
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Синтез -
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Индукция -
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Дедукция -
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Сравнение -
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Аналогия -
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Антиномия -
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Апория -
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
4. Кто из экономистов, и каким образом использовал метод аналогий? Приведите примеры.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
5. Охарактеризуйте роль гипотез в создании научной теории.
А) Каковы требования, предъявляемые к научной гипотезе?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Б) Каковы пути логического доказательства гипотезы?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6. Назовите известных вам российских экономистов первой половины XX века, чьи идеи предвосхитили последующие научные разработки западных экономистов - Нобелевских лауреатов.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ТЕСТЫ
(выберите правильный ответ и обоснуйте его)
7. В работе Э. Джонсона "Предшественники Адама Смита"1 дано определение одной из теорий как "серии доктрин, придававших чрезмерное значение драгоценным металлам, внешней торговле, увеличению численности населения и государственному руководству экономической политикой". Речь идет о:
а) физиократах;
б) меркантилистах;
в) экономических теориях средневековых схоластов;
г) экономических представлениях мыслителей Древней Греции.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
8. Исследования по глобальным проблемам современности, проводящиеся с 1970-х годов под эгидой Римского клуба, развиваются в русле:
а) монетаризма;
б) марксизма;
в) теории общественного выбора;
г) классического институционализма.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ЗАДАЧИ
9. По оценке английского статистика конца XVII века Грегори Кинга, когда в Англии урожай был ниже нормального уровня на 30%, цена на пшеницу поднималась выше своего постоянного значения на 16%2. Вычислите формулу функции зависимости цены от урожая, предполагая, что эта зависимость является линейной. Средний уровень цен на пшеницу в Англии XVII века составлял примерно 40 шиллингов за 1 квартер (12,7 кг), а средний урожай - порядка 20 млн. центнеров.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ПРОБЛЕМЫ
(подготовьте письменные ответы на следующие вопросы)
10. Охарактеризуйте основные этапы развития предмета экономической теории. По каким направлениям шло его расширение? Какие вопросы выпадали из поля зрения экономической теории и почему?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
11. В чем сходство и различия позитивного и нормативного подходов к экономике? В каких случаях предпочтительнее первый, а в каких - второй? _____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
12. Возможно ли создание единого, универсального метода экономической теории? Если да, то каковы его характерные черты? Если нет, то почему?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Тема 2. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
ЗАДАНИЯ
13. Ограниченность каких ресурсов сдерживает возможности экономического развития России? Как, по вашему мнению, следует решать проблему редкости этих ресурсов?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
14. Что происходит с кривой производственных возможностей, если растет количество ресурсов, находящихся в распоряжении общества? Может ли при этом произойти скачок вперед в развитии технологии?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
15. Может ли экономика работать эффективно при незанятости части ресурсов?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ТЕСТЫ
(выберите правильный ответ и обоснуйте его)
16. Кривая производственных возможностей экономики показывает:
а) точные количества двух благ, которые собирается производить общество;
б) лучшую из возможных комбинаций двух благ;
в) альтернативные комбинации двух благ, которые можно произвести при наличии данного количества ресурсов;
г) верно все перечисленное выше.
17. Гражданин хранит деньги на банковском счете, годовая ставка банковского процента равна 5%. Гражданин желает подписаться на журнал, при этом он учитывает, что подписка на один год стоит 10 долл., на два года - 18 долл. Определите, в какую сумму обойдется ему подписка на второй год:
а) 7,5 долл.; в) 8,4 долл.; б) 8 долл.; г) 8,9 долл. 18. Если линия производственных возможностей А в стране Банангладеш сдвинется из положения 7 в положение 2, то это будет означать, что:
а) в стране увеличилась эффективность производства продукта А;
б) в обществе увеличилась эффективность производства продукта Б;
в) произошло вовлечение в экономику новых, ранее не занятых ресурсов;
г) общество перешло от состояния неполной занятости к состоянию полной занятости.
19. Студент учится в университете, получая стипендию 200 руб. Бросив учебу, он мог бы работать коммерческим агентом, получая 1000 руб. Альтернативные издержки обучения в университете:
а) 200 руб.; в) 800 руб.; б) 1000 руб.; г) 1200 руб. 20. Иван хочет продать партию товара за 10 млн. руб. Покупатель предлагает ему вексель на сумму 10,5 млн. руб. сроком на 1 месяц. При каком проценте годовых по месячным вкладам ему стоит согласиться:
а) 65%; в) 100%; б) 60%; г) 120%.
ЗАДАЧИ
21. Пусть Василий затрачивает 1 час на производство табуретки и 2 часа на производство стола, а Иван - 2 часа на производство табуретки и 1 час на производство стола.
A) Как выглядит кривая производственных возможностей их одновременного труда в течение 8 часов?
Б) Как изменится кривая производственных возможностей, если Василий освоит технологию Ивана в производстве столов?
B) Каковы альтернативные издержки производства первого и последнего стола, изготовленных суммарными усилиями по технологии Ивана?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
22. Пусть технология позволяет производить 2 табуретки за 1 человекочас и 3 стола за 2 человекочаса.
A) Как будет выглядеть кривая производственных возможностей бригады из 5 человек в рамках 40-часовой рабочей недели?
Б) Как изменится кривая производственных возможностей, если вдвое сократятся трудозатраты на производство табуреток и сокращается на четверть продолжительность рабочей недели?
B) Каковы альтернативные издержки производства 1 табуретки в первом случае и альтернативные издержки производства 1 стола во втором случае?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
23. Билет на аттракцион "Колесо обозрения" приносит чистый доход 1 долл. Среднее число посетителей в день - 500 человек при 300 рабочих днях в году. Если ставка процента по депозитам - 5% годовых, сколько бы вы отдали за аттракцион?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
ПРОБЛЕМЫ
(подготовьте письменные ответы на следующие вопросы)
24. Джон Мейнард Кейнс писал: "Идеи экономистов и политических мыслителей - и когда они правы, и когда ошибаются - имеют гораздо большее значение, чем принято думать. В действительности только они и правят миром. Люди-практики, которые считают себя совершенно не подверженными интеллектуальным влияниям, обычно являются рабами какого-нибудь экономиста прошлого. Безумцы, стоящие у власти, которые слышат голос с неба, извлекают свои сумасбродные идеи из творений какого-нибудь академического писаки, сочинявшего несколько лет назад"3. Прокомментируйте это утверждение. Можете ли вы назвать имена экономистов, чьи идеи в разные периоды оказывали влияние на экономическую политику России?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
25. Можно ли делать вывод о неэффективности экономик бывших социалистических стран по сравнению с западными державами на основании данных об отставании производства потребительских товаров в СССР и Восточной Европе? Используйте при ответе аппарат кривой производственных возможностей.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Тема 3. РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ЗАДАНИЯ
26. "Равновесие на рынке устанавливается, когда наибольший объем продукции находит сбыт. Неудовлетворенный спрос, как и затоваривание, служит признаком нарушения равновесия". Прокомментируйте эти утверждения.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
27. Приведите примеры товаров, равновесие на конкурентных рынках которых не будет установлено. Проиллюстрируйте это на графиках спроса и предложения.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
28. На рынке риса три потребителя: А, В, С. Функции спроса:
10 - 2Р, Р < 5 12 - 3Р, Р< 4 15 - 5Р; Р< 3 qa=0, Р > 5 qь = 0, Р > 4 qс= 0, Р> 3 А) Каков спрос каждого при Р = 10, Р = 2, Р = 3?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Б) Постройте функцию совокупного спроса и ее график.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
<< Пред. стр. 1 (из 10) След. >>