<< Пред. стр. 10 (из 13) След. >>
Фактическая себестоимость бракованных изделий списывается записью:Дебет 20 "Основное производство",
Кредит 28 "Брак в производстве" - списана фактическая себестоимость бракованных изделий.
Сумма, подлежащая удержанию с работника (в пределах его среднемесячного заработка), отражается проводкой:
Дебет 73-2 "Расчеты с персоналом по прочим операциям",
Кредит 28 "Брак в производстве" - учтена сумма, подлежащая удержанию с работника.
Стоимость бракованных изделий, превышающая среднемесячный заработок работника, учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности.
Разницу между стоимостью бракованных изделий и суммой, подлежащей взысканию с работника, отражают записью:
Дебет 20 "Основное производство",
Кредит 28 "Брак в производстве" - списана разница между стоимостью бракованных изделий и суммой, подлежащей взысканию с работника.
Если сумма ущерба от выпуска бракованных изделий удерживается из заработной платы работника, делают проводку:
Дебет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда",
Кредит 73-2 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" - сумма ущерба от брака удержана из заработной платы работника.
Если для компенсации ущерба работник вносит денежные средства в кассу, делают запись:
Дебет 50-1 "Касса",
Кредит 73-2 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" - сумма ущерба от брака компенсирована работником.
3.6. Удержание своевременно не возвращенных подотчетных сумм
В финансово-хозяйственной деятельности многие организации широко используют механизм выдачи наличных денежных средств на операционные расходы под отчет своим сотрудникам, которые, действуя от имени организации, вступают в хозяйственные отношения (например, приобретают стройматериалы, товары) с другими участниками рыночных отношений. Наличные денежные средства выдаются под отчет на приобретение горюче-смазочных материалов лицам, пользующимся автомобильным транспортом для служебных поездок, на представительские расходы, командировки и др.
3.6.1. Порядок выдачи наличных под отчет
Основанием для выдачи денежных средств под отчет членам трудового коллектива является:
1) утвержденный приказом (распоряжением) руководителя организации список лиц, имеющих право на получение указанных сумм. При этом в приказе в обязательном порядке оговариваются размер выдаваемых сумм и сроки, на которые они выдаются, по истечении которых подотчетное лицо должно отчитаться в произведенных расходах. С работниками, которые включены в список и периодически получают денежные средства на операционные расходы, в целях сохранности выдаваемых им денег необходимо заключать договоры о полной индивидуальной материальной ответственности;
2) заявление работника с разрешающей резолюцией руководителя организации.
Выдача наличных денег под отчет производится только при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному авансу.
Выдача наличных под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, производится в пределах сумм, причитающихся командированным лицам на эти цели, на основании сметы командировочных расходов, составляемой в бухгалтерии организации.
Выдача денежных средств под отчет оформляется в общеустановленном порядке расходными кассовыми ордерами формы N КО-2, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.1998 г. N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации" (с изм. и доп. от 27 марта, 3 мая 2000 г.).
По истечении срока, на который были выданы денежные средства (по возвращении из командировки), подотчетное лицо, получавшее их, обязано не позднее 3 рабочих дней представить в бухгалтерию организации авансовый отчет о произведенных расходах с приложением к нему оправдательных документов, подтверждающих их правильность и достоверность. Целесообразность произведенных расходов подтверждает должностное лицо, в подчинении которого находится сотрудник, представивший отчет. Затем авансовый отчет поступает в бухгалтерию для проверки работниками бухгалтерской службы организации, после чего дается на утверждение руководителю организации. В случае положительной резолюции руководителя авансовый отчет принимается к учету.
Если подотчетное лицо не представило в установленные сроки авансовый отчет об израсходовании выданных ему денежных средств либо не вернуло в кассу остаток неиспользованных сумм авансов, бухгалтер организации имеет право удержать из оплаты труда сумму такой задолженности с соблюдением норм, установленных действующим законодательством.
Выдача наличных денег под отчет производится из касс предприятий.
При временном отсутствии у предприятий кассы разрешается выдавать по согласованию с банком кассирам предприятий или лицам, их заменяющим, чеки на получение наличных денег непосредственно из кассы банка.
Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.
Наличные предоставляются в подотчет при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному ему авансу. Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается (п. 11 Порядка ведения кассовых операций в РФ, утверждено решением Совета директоров ЦБ РФ от 22.09.1993 г. N 40).
Иногда получается так, что работнику приходится потратить больше средств, чем ему было выдано под отчет. В связи с этим на основании расходного кассового ордера ему выплачивается потраченная сумма.
Бывают случаи, когда работник вовремя не представил авансовый отчет и не вернул неизрасходованную сумму. В этой ситуации согласно распоряжению работодателя (не позднее 1 месяца со дня окончания срока возврата денег) у работника удерживается эта сумма из зарплаты.
Командированному работнику оплачиваются:
1) расходы по найму жилого помещения;
2) расходы по проезду к месту командировки и обратно;
3) суточные;
4) другие расходы (например, оплата услуг связи или почты).
На оплату таких расходов работнику перед его отъездом в командировку выдается аванс.
Аванс выдается в рублях. Однако если работник уезжает в зарубежную командировку или в страны СНГ, аванс выдается в валюте страны, в которую он направляется.
Оплата расходов, связанных с зарубежными командировками работников, относится к текущим валютным операциям. Следовательно, разрешение Центрального банка РФ не требуется (подп. "г" п. 9 ст. 1 Закона РФ "О валютном регулировании и валютном контроле").
Для того чтобы получить валюту, вам необходимо открыть валютный счет в банке. Валюта на оплату командировочных расходов может быть получена только с валютного счета.
Внимание: покупать наличную валюту (или дорожные чеки) для оплаты командировочных расходов в обменных пунктах запрещено (Федеральный закон от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп. от 29.06.2004 г.)).
Штраф за такое нарушение составляет от 40 000 до 50 000 рублей (п. 4 ст. 15.25 КоАП РФ).
Внимание: если вы купили валюту для командировочных расходов, то ни на что другое вы ее расходовать уже не можете.
Валюту с текущего валютного счета можно получить не раньше, чем за 10 рабочих дней до выезда работника в командировку. Одновременно с выдачей наличной валюты или дорожного чека вы должны получить на имя каждого командируемого работника или на имя старшего группы справку по форме N 0406007. Она является основанием для вывоза наличной иностранной валюты.
Эту справку необходимо зарегистрировать в журнале учета справок.
Внимание: даже если командируемые работники вывозят за границу более 10 000 долларов США наличными, они не должны получать разрешение Банка России.
При единовременном вывозе из РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте 3 000 долларов США или не превышающей этой суммы, вывозимая наличная иностранная валюта не подлежит декларированию таможенному органу.
При единовременном вывозе из РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 3 000 долларов США, вывозимая наличная иностранная валюта подлежит декларированию таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации на всю сумму вывозимой наличной иностранной валюты.
Единовременный вывоз из РФ физическими лицами-резидентами и физическими лицами-нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, превышающей в эквиваленте 10 000 долларов США, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 Федерального закона от 10.12.2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (с изм. и доп. от 29.06.2004 г.).
Чтобы не перевозить крупные суммы денег через границу, вы можете не получать валюту в российском банке, а перевести ее в иностранный банк на счет командируемого работника либо на его имя до востребования.
Если командировка отменяется, иностранную валюту или дорожные чеки вместе со справкой по форме N 0406007 в течение 5 дней со дня предполагавшегося отъезда нужно сдать в банк.
После возвращения работника из командировки и представления в бухгалтерию авансового отчета сумма неизрасходованного аванса должна быть возвращена в кассу организации.
Если работник получил аванс в валюте, он может возвратить неизрасходованную сумму аванса либо в валюте, либо в рублях (по официальному курсу иностранной валюты на дату утверждения авансового отчета).
Неиспользованные суммы наличной валюты или дорожные чеки нужно сдать в банк в течение 10 рабочих дней после того, как работник вернет их в кассу организации.
Размер суточных, которые фирма выплачивает своим работникам, определяется коллективным договором или локальным нормативным актом. При этом размеры не могут быть ниже размеров, установленных Правительством РФ для бюджетных организаций.
В настоящее время этот размер составляет 100 руб. за день нахождения в командировке (постановление Правительства РФ от 08.02.2002 г. N 93).
Этим же постановлением установлены нормы суточных при загранкомандировках.
Работнику возмещается вся сумма расходов по найму жилого помещения. Исключение из этого порядка предусмотрено для услуг по обслуживанию работника в баре, ресторане или номере и расходов на пользование рекреационно-оздоровительными объектами (например, бассейном, сауной, тренажерным залом и т.д.). Такие расходы работнику не оплачиваются.
Работнику возмещаются расходы по бронированию места в гостинице. Данные расходы оплачиваются в пределах 50% от стоимости проживания в гостинице в сутки.
Пример
Работник ЗАО "Полюс" А.Н. Сомов с 9 по 11 сентября 2004 г. (три дня) направляется в служебную командировку. По приказу руководителя "Полюса" размер суточных для командировок по территории РФ составляет 500 руб. в сутки.
Бухгалтер "Полюса" должен выдать Сомову суточные в размере:
500 руб./дн. х 3 дн. = 1500 руб.
При направлении работника в командировку в местность, откуда он каждый день может возвращаться к своему постоянному месту жительства, суточные не выплачиваются.
Днем отъезда считается день отправления транспортного средства (самолета, поезда и т.д.), на котором работник отправляется в командировку, а днем приезда - день прибытия транспортного средства.
При отправлении транспортного средства до 24.00 включительно днем отъезда считаются текущие сутки, а с 00.00 и позднее - следующие.
Если станция (аэропорт, пристань) находится за чертой населенного пункта, учитывается время, необходимое для проезда до станции (аэропорта, пристани).
Аналогичные правила применяются для определения последнего дня командировки.
Пример
В ноябре 2003 г. работник ООО "Русь" А.Н. Иванов был направлен в служебную командировку.
Ситуация 1
Иванов выезжает в командировку на поезде. Поезд отправляется 20 ноября 2004 г. в 23.59. Иванов вернулся из командировки 25 ноября 2004 г. в 18.00.
Первым днем командировки будет считаться 20 ноября, а последним - 25 ноября 2004 г. Бухгалтер ООО "Русь" должен выплатить суточные за 6 дней.
Ситуация 2
Иванов выезжает в командировку на поезде. Поезд отправляется 21 ноября 2004 г. в 00.03. Иванов вернулся из командировки 25 ноября 2004 г. в 22.00.
Первым днем командировки будет считаться 21 ноября, а последним - 25 ноября 2004 г. Бухгалтер ООО "Русь" должен выплатить суточные за 5 дней.
Ситуация 3
Иванов вылетает в служебную командировку на самолете. Аэропорт находится в 30 мин езды от города. Самолет вылетает 21 ноября 2004 г. в 00.40.
В авиабилете указано, что регистрация пассажиров заканчивается за 40 минут до вылета самолета. Таким образом, для того чтобы успеть на регистрацию, работник должен выехать из города не позднее 23.30. Иванов вернулся из командировки 25 ноября 2004 г. в 15.00.
Первым днем командировки будет считаться 20 ноября, а последним - 25 ноября 2003 г. Бухгалтер ООО "Русь" должен выплатить суточные за 6 дней.
В случае выезда за границу и возврата в Россию в один день суточные оплачиваются в размере 50% от установленной нормы для иностранного государства, в которое был направлен работник.
3.6.2. Бухгалтерский учет расчетов с подотчетными лицами
В соответствии с Планом счетов учет расчетов с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно-хозяйственные, операционные и командировочные расходы, осуществляется на счете 71 "Расчеты с подотчетными лицами".
Для учета денежных средств, выданных и израсходованных подотчетными лицами на административно-хозяйственные расходы, применяется унифицированная форма "Авансовый отчет" (форма N АО-1), утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 01.08.2001 г. N 55.
Проверенный бухгалтером авансовый отчет утверждается руководителем или уполномоченным на это лицом и принимается к бухгалтерскому учету.
При выдаче работнику аванса на командировку делается в учете запись:
Дебет 71 "Расчеты с подотчетными лицами",
Кредит 50-1 "Касса организации" - выданы работнику наличные денежные средства (дорожные чеки) для оплаты командировочных расходов.
Если денежные средства для оплаты командировочных расходов зачисляются на корпоративную пластиковую карту, в учете следует сделать записи:
Дебет 55 "Специальные счета в банках",
Кредит 51 "Расчетные счета" (52) - перечислены денежные средства на специальный карточный счет;
Дебет 71 "Расчеты с подотчетными лицами",
Кредит 55 "Специальные счета в банках" - учтена сумма аванса, выданного работнику для оплаты командировочных расходов.
Порядок отражения в учете расходов командированного работника зависит от цели командировки.
Если командировка необходима для нужд основного (вспомогательного или обслуживающего) производства, то расходы работника отражаются проводкой:
Дебет 20 "Основное производство" (23, 29),
Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - списаны расходы по командировке, необходимой для нужд основного (вспомогательного, обслуживающего) производства.
Если командировка связана с управленческой деятельностью организации (например, проверка деятельности филиала, участие в собрании акционеров), то расходы отражаются записью:
Дебет 26 "Общехозяйственные расходы",
Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - списаны расходы по командировке, необходимой для управленческих нужд организации.
Если командировка была связана с продажами товаров или готовой продукции, то расходы по ней отражаются записью:
Дебет 44 "Расходы на продажу",
Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - списаны расходы по командировке, связанной с продажей товаров или готовой продукции.
Затраты на командировку, связанную с приобретением того или иного имущества, увеличивают его стоимость. Такие затраты отразите записью:
Дебет 08 "Вложения во внеоборотные активы" (07, 10, 41),
Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - списаны затраты по командировке, связанной с покупкой нематериальных активов или основных средств (материалов, товаров).
Расходы по командировке, целью которой является покупка и доставка материалов, товаров, приобретение или создание основных средств, относятся на их стоимость, а не на счета учета затрат, если авансовый отчет отражен до даты списания материалов в производство, ввода в эксплуатацию основных средств. Цель командировки должна быть одинаково указана во всех документах, оформленных в связи с командировкой: в приказе (распоряжении) о направлении работника в командировку (формы N Т-9 и Т-9а), в командировочном удостоверении (форма Т-10) и в служебном задании для направления в командировку и отчете о его выполнении (форма Т-10а), в путевом листе. Учет расходов по командировкам, связанным с приобретением и созданием основных средств, требует более строгого подхода, чем по материалам, так как от стоимости основных средств зависит сумма налога на имущество. Здесь командировочные расходы учитываются в стоимости основных средств. В случае если подотчетное лицо заявило о себе как о представителе организации, т.е. предъявило доверенность, счет-фактура должен быть выписан.
Сумму НДС по командировочным расходам списывается проводками:
Дебет 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям",
Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - учтена сумма НДС по командировочным расходам;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС",
Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" - произведен налоговый вычет (на основании счетов-фактур, полученных от поставщиков товаров (работ, услуг)).
Сумма НДС по расходам непроизводственного характера к вычету не принимается. Такая сумма списывается проводкой:
Дебет 91-2 "Прочие расходы",
Кредит 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям" - списан НДС по расходам непроизводственного характера.
Если работник вашей организации ездил в командировку, связанную с возвратом и транспортировкой бракованной продукции, расходы по ней отражаются так:
Дебет 28 "Брак в производстве",
Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - списаны расходы по командировке, связанной с возвратом и транспортировкой бракованной продукции.
Если командировка связана с получением организацией прочих доходов (например, заключение работником договора о предоставлении имущества организации в аренду), то расходы командированного лица списываются проводкой:
Дебет 91-2 "Прочие расходы",
Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - списаны расходы по командировке, связанной с получением организацией прочих доходов.
Такая же проводка делается, если работник оплатил в командировке те или иные расходы непроизводственного характера (например, расходы на осуществление спортивных мероприятий, отдыха, развлечений и т.п.) и организация их возмещает.
Если работник израсходовал в командировке сумму большую, чем выданный аванс, то эту сумму ему необходимо возместить. Такую операцию отразите записью:
Дебет 71 "Расчеты с подотчетными лицами",
Кредит 50-1 "Касса организации" - возмещены работнику затраты по командировке, превышающие ранее выданный аванс.
Остаток неиспользованного аванса сдается подотчетным лицом в кассу организации по приходному кассовому ордеру (форма N КО-1, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 18.08.1998 г. N 88) в установленном порядке:
Дебет 50 "Касса",
Кредит 71 "Расчеты с подотчетными лицами" - на сумму неизрасходованных денежных средств, возвращенных в кассу организации.
Командировочные расходы включаются в состав прочих затрат (п. 8 ПБУ 10/99).
Не следует забывать о том, что при выплате зарплаты удержания не должны быть больше 20% от суммы заработной платы работника. Размер удержаний может быть увеличен до 50%, если представлены два или больше исполнительных документов. Если работник оспаривает данную ситуацию, то денежные средства могут быть взысканы в судебном порядке. В этом случае используются счет 94 "Недостачи и потери от порчи ценностей", счет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям".
В бухгалтерском учете отражаются следующие проводки:
Дебет 94,
Кредит 71 - отражены денежные средства, не возвращенные в установленные сроки;
Дебет 70,
Кредит 94 - удерживаются из заработной платы работника не возвращенные в установленные сроки денежные средства;
Дебет 73,
Кредит 94 - взысканы не возвращенные в установленные сроки денежные средства в случае, когда они не могут быть удержаны из заработной платы работника организации.
Сумма расходов на проживание командированного работника, оплаченная организацией, налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом, а также взносами на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний не облагается (п. 3 ст. 217, п. 1 ст. 238 НК РФ, п. 4 постановления Правительства РФ от 02.03.2000 г. N 184, п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 г. N 765).
Суммы НДС, уплаченные за наем жилого помещения и дополнительные услуги, оказанные в гостинице в период проживания (за исключением услуг баров и ресторанов, услуг по обслуживанию в номере, услуг по использованию рекреационно-оздоровительных объектов), принимаются к вычету.
Для этого необходимо, чтобы расходы были произведены для осуществления деятельности, облагаемой НДС, и уменьшали налогооблагаемую прибыль фирмы.
Налоговый вычет производится на основании:
1) счета-фактуры гостиницы;
2) расчетных документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога (кассовый чек, бланк строгой отчетности и т.п.).
Сумма расходов на проживание командированного работника и сумма расходов по проезду командированного работника, оплаченная организацией, налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом, а также взносами на обязательное пенсионное страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний не облагается (п. 3 ст. 217, п. 1 ст. 238 НК РФ, п. 4 постановления Правительства РФ от 02.03.2000 г. N 184, п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 г. N 765). Документально не подтвержденные расходы налогооблагаемую прибыль организации не уменьшают.
Расходы по проезду к месту командировки и обратно, возмещаемые командированному работнику, включают:
1) стоимость билета на транспортное средство общего пользования (самолет, поезд и т.д.);
2) оплату услуг, связанных с предварительной продажей (бронированием) билетов;
3) оплату за пользование в поездах постельными принадлежностями;
4) стоимость проезда транспортом общего пользования к станции (пристани, аэропорту), если она находится за чертой населенного пункта;
5) сумму страховых платежей по обязательному страхованию пассажиров на транспорте.
Сумма НДС по расходам, связанным с проездом, принимается к вычету при условии, что пункты отправления и назначения находятся на территории России.
Кроме того, сумма НДС должна быть выделена в проездном документе (билет) отдельной строкой. Счет-фактура в этом случае не требуется, так как билет является бланком строгой отчетности.
Аналогично принимается к вычету и сумма НДС при оплате в поезде постельных принадлежностей, если она включена в цену билета.
Если же стоимость постельных принадлежностей в цену билета не включена, а подтверждается иными документами, счет-фактура обязателен.
3.7. Удержания по займам и ссудам
Вы можете предоставлять своим работникам денежные средства по договору займа. В этом случае с работником заключается письменный договор.
В договоре указываются сумма займа, срок, на который он выдается, а также порядок возврата займа (целиком или частями, вносятся деньги в кассу или сумма займа удерживается из зарплаты и т.д.).
Порядок удержания средств из заработной платы работника также определяется договором. Сумма займа, которая может быть удержана из заработной платы работника, действующим законодательством не ограничена.
Если срок возврата займа в договоре не указан, то работник обязан вернуть деньги в течение 30 дней после того, как вы этого потребуете (ст. 810 ГК РФ).
В договоре вы можете предусмотреть, что за пользование займом работник должен уплатить проценты. Как правило, договор займа предусматривает, что проценты выплачиваются ежемесячно, но вы можете установить и любой другой порядок их уплаты.
Сумма займа не облагается налогом на доходы физических лиц, единым социальным налогом и взносом на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний.
Для определения суммы материальной выгоды бухгалтеру необходимо:
1) рассчитать сумму процентов по заемным средствам исходя из 3/4 ставки рефинансирования Банка России (по займам, выданным в рублях) или 9% годовых (по займам, выданным в валюте);
2) вычесть из суммы процентов, определенных исходя из 3/4 ставки рефинансирования Банка России (по займам, выданным в рублях) или 9 % годовых (по займам, выданным в валюте), сумму процентов, которую должен уплатить сотрудник по займу.
С этой разницы налог удерживается по ставке 35%.
При исчислении налога сумма материальной выгоды на налоговые вычеты не уменьшается.
Налог на доходы с материальной выгоды работник должен уплачивать самостоятельно. Однако он может поручить уплату налога организации. В этом случае работник должен оформить нотариально заверенную доверенность. В доверенности должно быть указано, что организация выступает в роли налогового представителя работника.
Взносом на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, единым социальным налогом и взносами на обязательное пенсионное страхование материальная выгода не облагается.
Сумма займа, выданного работнику, учитывается на субсчете 73-1 "Расчеты по предоставленным займам".
При выдаче займа дается проводка:
Дебет 73-1,
Кредит 50-1 (51) - сумма займа выдана работнику из кассы (перечислена с расчетного счета на банковский счет работника).
Проценты, начисленные по займу, отражается записью:
Дебет 73-1,
Кредит 91-1 - начислены проценты за пользование займом.
Сумму налога на доходы физических лиц с материальной выгоды, полученной работником, при наличии соответствующей доверенности отражается проводкой:
Дебет 70,
Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц" - налог на доходы физических лиц с суммы материальной выгоды удержан из заработной платы работника.
При удержании суммы займа (процентов по нему) из заработной платы работника дается проводка:
Дебет 70,
Кредит 73-1 - удержана сумма займа (процентов по нему) из заработной платы работника.
Если работник вносит сумму займа (процентов по нему) в кассу или на расчетный счет организации, делается запись:
Дебет 50-1 (51),
Кредит 73-1 - работник внес сумму займа (процентов по нему) на расчетный счет организации.
Пример
1 января 2005 г. ЗАО "Витязь" предоставило своему работнику А.Н. Иванову заем в сумме 30 000 руб. на 6 месяцев.
Согласно договору Иванов должен ежеквартально уплачивать проценты за пользование займом в сумме 375 руб.
Вернуть сумму займа "Витязю" Иванов должен по окончании действия договора.
Удержание и уплату налога на доходы физических лиц с суммы материальной выгоды осуществляет организация на основании доверенности, выданной Ивановым.
Проценты по займу удерживаются из заработной платы Иванова. Оклад Иванова - 6500 руб.
С января 2005 г. при исчислении налога на доходы физических лиц заработная плата Иванова на стандартный налоговый вычет в 400 руб. не уменьшается, поскольку его доход в этом месяце превысил 20 000 руб.
Организация уплачивает взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по ставке 3%, а единый социальный налог - по ставке 26%.
Предположим, что ставка рефинансирования Банка России - 13 % годовых.
Сумма материальной выгоды, полученной Ивановым за I квартал 2005 г., составит:
30 000 руб. х 13%/365 дн. х 90 дн. х 3/4 - 375 руб. = 345,90 руб.
При выдаче займа Иванову бухгалтер "Актива" должен сделать проводку:
Дебет 73-1,
Кредит 50-1 - 30 000 руб. - сумма займа выдана Иванову из кассы.
В апреле 2005 г. бухгалтер "Витязя" должен сделать проводки:
Дебет 20,
Кредит 70 - 6500 руб. - начислена заработная плата Иванову;
Дебет 20,
Кредит 69-1 - 195 руб. (6500 руб. х 3%) - начислен взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
Дебет 20,
Кредит 69-1 - 208 руб. (6500 руб. х 3,2%) - начислен ЕСН в части, которая подлежит уплате в фонд социального страхования;
Дебет 20,
Кредит 68 субсчет "Расчеты по ЕСН" - 1300 руб. (6500 руб. х 20%) - начислен ЕСН в части, которая подлежит уплате в федеральный бюджет;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по ЕСН",
Кредит 69-2 - 910 руб. (6500 руб. х 14%) - начисленные взносы на обязательное пенсионное страхование зачтены в счет уплаты ЕСН в федеральный бюджет;
Дебет 20,
Кредит 69-3 - 208 руб. (6500 руб. х 3,2%) - начислен ЕСН в части, которая подлежит уплате в фонды медицинского страхования;
Дебет 70,
Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц" - 845 руб. (6500 руб. х 13%) - удержан налог на доходы физических лиц с заработной платы Иванова;
Дебет 70,
Кредит 68 субсчет "Расчеты по налогу на доходы физических лиц" - 121,06 руб. (345,90 руб. х 35%) - удержан налог на доходы физических лиц с материальной выгоды Иванова;
Дебет 73-1,
Кредит 91-1 - 375 руб. - начислены проценты по займу;
Дебет 70,
Кредит 73-1 - 375 руб. - удержана сумма процентов по займу;
Дебет 70,
Кредит 50-1 - 5158,94 руб. (6500 - 845 - 121,06 - 375) - выдана из кассы зарплата Иванову.
В июне 2003 г. бухгалтер "Витязя" сделает аналогичные проводки.
Возврат займа Ивановым по окончании договора бухгалтер отразит так:
Дебет 50-1,
Кредит 73-1 - 30 000 руб. - возвращен заем в кассу организации.
В случае, если работнику выдается беспроцентная ссуда, в его доход, подлежащий обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 35%, должна включаться материальная выгода в виде экономии на процентах при пользовании заемными средствами.
Такое же правило действует, если проценты, уплачиваемые работником по полученной ссуде, ниже 3/4 ставки рефинансирования, устанавливаемой Центральным банком РФ.
Пример
Работнику предприятия выдана ссуда в размере 5000 руб. на 6 месяцев на возвратной основе с уплатой следующих процентов: вариант 1 - 24% годовых; вариант 2 - 6% годовых; вариант 3 - без уплаты процентов. Уплата процентов осуществляется ежемесячно. Ставка рефинансирования ЦБ РФ составляет 13%.
При варианте 1 работник не имеет материальной выгоды, поскольку уплачиваемые проценты не ниже 3/4 ставки рефинансирования (9,75%).
При варианте 2 ежемесячная сумма налога на доходы физических лиц рассчитывается следующим образом.
1. Сумма процентов, уплачиваемая работником, составляет 24 руб. 00 коп. в месяц ((5000 х 6%) х (30/365)).
2. Сумма процентов, которая должна уплачиваться исходя из 3/4 ставки рефинансирования, составляет 39 руб. 00 коп. ((5000 х 9,75%) х (30/365)).
3. Сумма материальной выгоды составляет 15 руб. 00 коп. (39,00 - 24,00).
4. Сумма налога, подлежащая удержанию, составит 5 руб. 25 коп. (15 х 35%).
При варианте 3 в доход работника, который облагается по ставке 35%, включается вся сумма экономии на процентах, т.е. 243,72 руб. (40,62 х 6).
При изменении ставки рефинансирования в сторону увеличения или уменьшения необходимо делать перерасчет сумм материальной выгоды.
К суммам заемных (кредитных) средств, оставшимся непогашенными по состоянию на 1 января 2001 г., для исчисления налога на доходы физических лиц по суммам экономии на процентах должна применяться ставка рефинансирования, действовавшая на 1 января 2001 г. (25% годовых).
Если принято решение о погашении выданной ссуды или ее части за счет средств организации, то ссуда в полном размере либо соответствующая ее часть подлежит включению в облагаемый налогом на доходы физических лиц доход работника.
Пример
Работнику организации выдана ссуда в размере 5000 руб. на безвозмездной основе. С данного вида дохода работника должна быть удержана сумма 650 руб. (5000 х 13%).
3.8. Удержания за форменную одежду
Подпункт 3 п. 1 ст. 254 Кодекса относит к материальным расходам затраты на приобретение спецодежды, стоимость которой включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода ее в эксплуатацию.
Также при определении перечня расходов, уменьшающих полученные доходы в целях гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса следует учитывать требования, которым должны соответствовать эти расходы согласно ст. 252 Кодекса.
Согласно п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, причем под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Затраты на приобретение спецодежды для своих работников могут быть отнесены к материальным расходам только при условии, что российским законодательством предусмотрено их обязательное применение работниками конкретно той профессии, для которой они приобретаются налогоплательщиком.
Согласно Методическим рекомендациям по применению гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, организация может учесть при налогообложении прибыли затраты, "обусловленные обычаями делового оборота".
Определение обычая делового оборота дано в ст. 5 ГК РФ. По этой статье таким обычаем "признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе".
Таким образом, некоторые расходы организации можно обосновать обычаем делового оборота. Например, затраты на покупку формы сотрудникам охранной фирмы можно включить в себестоимость именно по этому основанию. Дело в том, что в большинстве таких фирм охранники работают в форменной одежде.
Это правило может распространяться и на другие категории сотрудников, которым форменная одежда не положена по закону.
Пример
ЗАО "Витязь" владеет сетью супермаркетов. Своим сотрудникам (продавцам-консультантам, кассирам и т.д.) фирма приобрела форменную одежду.
Расходы фирмы на покупку форменной одежды уменьшают налогооблагаемую прибыль "Витязя". Если по этому вопросу возникнет спор с налоговой инспекцией, фирме необходимо указать, что в подавляющем большинстве супермаркетов продавцы-консультанты работают в форменной одежде. Следовательно, расходы на покупку такой одежды обусловлены обычаем делового оборота и могут быть включены в налоговую себестоимость.
При этом стоимость выдаваемых работникам бесплатно в соответствии с законодательством РФ предметов (включая форменную одежду, обмундирование), остающихся в их личном постоянном пользовании (сумма льгот в связи с их продажей по пониженным ценам) в соответствии с п. 5 ст. 255 Кодекса относится к расходам на оплату труда.
Поэтому организация, обеспечивающая своих сотрудников специальной одеждой, может отнести затраты на ее приобретение к расходам на оплату труда.
Администрация организации может самостоятельно определять круг лиц, для которых форменная одежда является необходимым условием выполнения трудовых обязанностей, например официанты, горничные и т.п.
Согласно законодательству порядок удержания из заработной платы стоимости форменной одежды зависит от того, положена она работнику или нет.
В соответствии с законодательством форменная одежда положена работникам, работающим:
1) в органах юстиции;
2) в таможенных органах;
3) на постах эмиграционного контроля Федеральной миграционной службы России;
4) в Министерстве путей сообщения России;
5) государственными инспекторами по охране природы;
6) в органах МВД России и вневедомственной охране, банкам и др. Порядок удержания стоимости и срок носки форменной одежды устанавливается в нормативном акте. В некоторых случаях работники должны частично компенсировать стоимость форменной одежды.
Однако в большинстве случаев форменная одежда выдается бесплатно. В данной ситуации стоимость форменной одежды может быть удержана в случае, если:
1) работник увольняется и не возвращает форменную одежду предприятию;
2) работник испортил или потерял форменную одежду до окончания срока ее носки. В таких случаях сумма удержаний определяется по формуле:
Су = Со - Со/Су х Сф,
где Су - сумма удержаний;
Со - стоимость одежды;
Су - установленный срок;
Сф - фактический срок носки.
В бухгалтерском учете сделают следующие записи:
Дебет 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда",
Кредит 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба" - удержана из заработной платы стоимость форменной одежды;
Дебет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" субсчет 2 "Расчеты по возмещению материального ущерба",
Кредит 91-1 "Прочие доходы" - стоимость форменной одежды, удержанная из заработной платы работника, отражена в составе прочих доходов.
Пример
Сотруднику ОАО "Ирис" Данилову А.А. была выдана спецодежда, стоимость которой составляет 2600 руб. При этом был установлен срок полезного использования, который оказался равным 2 годам (24 месяца).