<< Пред.           стр. 14 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу

 20 Естественные науки в целом Б
 
 22 Физико-математические науки В
 
 24 Химические науки Г
 
 26 Науки о Земле Д
 
 28 Биологические науки Е
 
 3 Техника. Технические науки Ж/О
 
 4 Сельское и лесное хозяйство П
 
 5 Здравоохранение. Медицинские науки Р
 
 6/8 Общественные и гуманитарные науки -
 
 60 Общественные науки в целом С
 
 63 История. Исторические науки Т
 
 65 Экономика. Экономические науки У
 
 66 Политика. Политические науки Ф
 
 67 Государство и право Х
 
 68 Военная наука. Военное дело Ц
 
 71/79 Культура. Наука. Просвещение Ч
 
 80/84 Филологические науки Ш
 
 85 Искусство. Искусствознание Щ
 
 86 Атеизм. Религия Э
 
 87 Философские науки (история
 
 философии, логика, этика, эстетика) Ю
 
 88 Психология
 
 9 Библиографические пособия.
 
 Справочные издания. Журналы -
 
 - Литература универсального содержания Я
 
 В отличие от таблиц для научных библиотек общий отдел, замыкающий основной ряд, назван иначе - "Литература универсального содержания".
 
 Система вспомогательных или типовых делений состоит из таблиц общих и территориальных типовых делений, используемых во всех отделах классификации, и таблиц специальных типовых делений - для обозначений отдельных отраслей науки. К основному индексу при его детализации индексы одной ступени деления присоединяются в следующем порядке: а) индексы общих типовых делений, б) индексы территориальных типовых делений, в) индексы специальных типовых делений, г) индексы с двоеточием, д) индексы основной таблицы с буквенными обозначениями, е) индексы основной таблицы с цифровыми обозначениями. Например: 63.3 (2) История СССР, 63.3 (2)я7 Учебники по истории СССР, 63.3 (2)-6 Внешняя политика СССР, 63.3 (2) 5 Период капитализма (1861-1917).
 
 База индексации смешанная - цифровая и буквенная. Кроме того, используются: точка, двоеточие, дефис, круглые скобки, знак равенства, косая черта. В таблицах общих и территориальных делений применяются строчные и прописные буквы русского алфавита.
 
 Арабские цифры используются для обозначения: 1) основных классов ББК; 2) второй, третьей и последующих ступеней деления основных таблиц; 3) территориальных типовых делений неадминистративного характера [например, (4) Европа] и в сочетании с буквами русского алфавита для обозначения государств - (5Я) Япония; 4) второй и последующих ступеней деления общих типовых таблиц (например, я2 Справочные издания); 5) специальных типовых делений (например, -2 Грамматика).
 
 Прописные буквы русского алфавита служат для обозначения отдельных понятий, предметов, территорий, народов и т.д. при алфавитном расположении материала, используются в сочетании с цифрами, имеют мнемонический характер, например (2Б) Белоруссия.
 
 Строчные буквы русского алфавита применяются: 1) для обозначения основного ряда общих типовых делений, например, г. История науки, я2 Справочные издания; в качестве дополнения к прописной букве в тех случаях, когда при алфавитном расположении материала с одной буквы начинаются наименования двух и более понятий, например (2У) Узбекистан, (2Ук) Украина.
 
 Точка применяется в качестве разделительного знака для лучшей обозримости и удобства произношения индекса. Она проставляется после первых двух цифр индекса, которые, как правило, заменяют прописную букву основных делений ББК для научных библиотек, затем после каждой группы цифр из трех знаков, считая слева направо (например, 34.39 Порошковая металлургия, 26.325.1 Металлические полезные ископаемые).
 
 Дефис является отличительным признаком специальных типовых делений (например, "-4 Агротехника" в рубрике таблицы типовых делений под индексом 42).
 
 Круглые скобки - отличительный признак индексов территориальных типовых делений, например, (2) СССР, (5) Азия.
 
 Двоеточие применяется при комбинировании индексов рубрик одного основного класса с индексом рубрик других основных классов, например, 91.9:85 Библиографические пособия по искусству и искусствознанию.
 
 Косая черта применяется для обозначения сдвоенного индекса, например, 6/8 Общественные и гуманитарные науки.
 
 Классифицирование по отраслям знания делает неизбежным рассредоточение различных аспектов одного и того же вопроса по разным отделам, подотделам и более мелким делениям. Для того чтобы их собрать в одном месте, используется алфавитно-предметный указатель. Такой способ организации материала позволяет отразить его как бы в двух разрезах: в предметном и систематическом. При этом из двух разделов (частей) классификационной системы - таблиц и указателя - образуется единое, органически взаимосвязанное, неразрывное целое.
 
 Помимо предметных рубрик, указывающих конкретный индекс соответствующего предмета, или отсылочных рубрик, отсылающих к другим предметным рубрикам, в указателе даны рубрики методического характера, которые объясняют, где искать данный предмет, например:
 
 История 63.3
 
 библиографические пособия по И. 91.9.69 и 63
 
 методика преподавания в общеобразовательной школе 74.263.1
 
 отдельных наук или предметов см. в соответствующих подразделениях классификации
 
 По изложенной характеристике можно видеть, что ББК в ее настоящем виде нуждается в дальнейшем совершенствовании. Такая работа ведется в РГБ, которая и играла главную роль в ее разработке.
 
 В целом методика составления библиографических записей, пособий и изданий - одно из самых неразработанных в современном библиографоведении направлений. Да, действуют ГОСТы (они указаны в прилагаемом библиографическом списке), но и наличие их не отменяет необходимости разработки соответствующих методик. Особенно это касается библиографических обзоров - "венца" ( М.Н.Куфаев) библиографической работы. Только на базе оптимальной методики составления библиографических пособий и изданий становится возможным эффективное библиографическое обслуживание.
 
 
 
 
 Глава 14. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
 
 Первоочередное внимание уделено определению самого базового понятия, характеристике основных видов, методов, форм и средств библиографического обслуживания.
 
 14.1. ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ВИДЫ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ
 
 
 
 
  Несмотря на наличие ГОСТов, общепринятого определения этого важнейшего процесса библиографической деятельности пока нет. Например, ГОСТ 7.0-84 определяет библиографическое обслуживание как процесс доведения библиографической информации до потребителей. На наш взгляд, такое понимание не отражает существа этого важнейшего библиографического процесса. В литературе можно встретить и другие точки зрения на этот счет и, естественно, другие терминообозначения. Мы не будем отказываться от нормативно и официально утвержденного термина "библиографическое обслуживание", но дадим свою интерпретацию его определения. Оно должно быть приближено к дефиниции самой библиографии, данной в том же ГОСТ 7.0-84. Другими словами, не просто "доведение библиографической информации до потребителей", а именно доведение ее в целях удовлетворения информационной потребности . Следовательно, библиографическая информация не самоцель, а лишь средство для целенаправленного удовлетворения потребности в любой нужной информации.
 
 В специальной литературе можно встретить термины, где слово "доведение" заменено на "обеспечение". Может быть, в этом направлении и надо думать о совершенствовании термина "библиографическое обслуживание". Тем более, в самом ГОСТ 7.0-84 при определении одного из видов библиографического обслуживания - библиографического информирования - говорится именно об "обеспечении библиографической информацией".
 
 Существует и еще одна терминологическая проблема. Дело в том, что информационные потребности, в том числе и библиографические, раскрываются в форме информационного запроса, т.е. текста, выражающего на естественном языке необходимость в определенной информации. Правда, в ГОСТ 7.0-84 библиографический запрос определяется как "требование на библиографическую информацию, поступившее от потребителя в организацию, осуществляющую библиографическое обслуживание". Но в любом случае запрос не всегда точно выражает информационную потребность, чаще всего, из-за наличия индивидуальных лингвистических и логических особенностей изложения, терминологической неоднозначности и т.п. С этим и связано введение в библиографическую эвристику (теорию информационного поиска) такого понятия, как критерий смыслового соответствия в процессе (режиме) "запрос - ответ". По этому критерию выделяются два варианта соответствия: в том случае, если основное смысловое содержание ответа соответствует запросу, речь идет о релевантности, релевантном ответе; в случае соответствия информационной потребности - пертинентности, пертинентном ответе.
 
 Как видим, понятия релевантности и пертинентности библиографического обслуживания не эквивалентны, они пересекаются, но не совпадают одно с другим. В силу субъективности процесса "запрос - ответ" необходима определенная формализация его. В частности, на основе существующих ныне искусственных языков (ИПЯ) создается как бы в определенной степени формализованный заменитель запроса - поисковый образ запроса (ПОЗ). Для его формирования используются заглавия и оглавления (содержания) документов, индексы и предметные рубрики действующих библиографических классификаций (УДК, ББК и т.п.), ключевые слова (дескрипторы), взятые из соответствующих тезаурусов и дополненные синонимами, видовыми и ассоциативными терминами из других словарей, но во всех случаях соотносимыми с текстом информационного запроса потребителя. Порой возникает необходимость в обращении к самому потребителю с просьбой уточнить свой запрос и дать перечень синонимов, ассоциативных терминов и других формулировок запроса. Все это будет способствовать достижению точного и полного смыслового соответствия "запрос - ответ", т.е. получению не только релевантного, но и пертинентного ответа.
 
 Нам важно отметить, что именно характер запроса - постоянный (долговременный) или разовый - является ведущим критерием для выделения двух основных видов библиографического обслуживания: библиографическое информирование и справочно-библиографическое обслуживание. Используются и другие типологические критерии для систематизации действующих и возможных видов библиографического обслуживания. Так, по хронологическому признаку выделяют текущее и ретроспективное библиографическое обслуживание, по содержательному - библиографическое, документальное и фактографическое, по числу потребителей - индивидуальное и коллективное (групповое, массовое и т.п.), по функциональному - рекомендательное и т.д. Современные информационные технологии открыли новые возможности для библиографического обслуживания, с чем связана тенденция, с одной стороны, к его универсализации, а с другой - растущему разнообразию самих запросов, форм и средств их реализации. В действующем ГОСТ 7.0-84 выделены два вида библиографического обслуживания - справочно-библиографическое и библиографическое информирование. Ими мы и ограничим в дальнейшем наше изложение.
 
 
 
 
 14.2. СПРАВОЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
 
 
 
 
  Согласно ГОСТ 7.0-84 оно определяется как "библиографическое обслуживание в соответствии с разовыми запросами потребителей информации". Такие запросы могут носить самый различный характер: начиная от сведений фактографического и тематического характера, наличия и местонахождения запрашиваемых документов и кончая предоставлением самого документа или его копии. Наиболее широко распространенной формой ответа на запрос является библиографическая справка. Отсюда и само название рассматриваемого вида библиографического обслуживания.
 
 Особый случай справочно-библиографического обслуживания (СБО) - "библиографическая консультация", когда в ответ на разовый запрос даются советы по самостоятельному использованию путей и средств библиографического поиска. В практике крупных библиотек и органов НТИ сложилась уже стереотипная форма выдаваемой справки относительно консультаций, например: "Нужный Вам материал можно найти в ... разделе каталога (картотеки) или в ... библиографических пособиях, где поиск интересующей Вас информации целесообразно проводить следующим образом...".
 
 Библиографическая консультация дается обычно на следующие виды запросов: а) письменный запрос поступил из другой библиотеки, где имеются все необходимые библиографические источники для успешного поиска по данному запросу; б) запрос дается в целях получения информации для работы над диссертацией, дипломной или курсовой работой; в) по теме запроса есть определенный, не вызывающий особых затруднений при использовании потребителем, библиографический источник; г) запрос связан с интеллектуальным видом досуга (решение кроссвордов, викторин, участие в конкурсах и т.д.); д) необходим сплошной просмотр многих выпусков конкретного текущего библиографического издания за большой период времени.
 
 Важно отметить, что библиографическая консультация может быть дана вместо библиографической справки по всем видам запроса. Считается, что это полезно для пользователя, так как он становится непосредственным участником библиографического поиска, проявляет большую активность и приобретает опыт библиографической работы.
 
 Сложилась определенная совокупность наиболее часто используемых видов библиографической справки: уточняющая, тематическая, адресная и фактографическая. В частности, уточняющая библиографическая справка (УБС) устанавливает и (или) уточняет элементы библиографического описания, которые отсутствуют или искажены в запросе. П.Н.Берков в своей монографии "Библиографическая эвристика" называет такую библиографическую работу "поиском недостающего звена". Подобные запросы относятся к наиболее сложным и трудоемким. Алгоритм поиска на уточнение приведен в учебнике "Библиографическая работа в библиотеке".
 
 Следует учитывать и типичные ошибки в уточняющих запросах потребителей. Основными из них являются следующие: а) искажения фамилии автора (замена одной буквы на другую, сходную по начертанию или близкую по звучанию, искажение инициалов, женскую фамилию путают с мужской и т.д.); б) сокращения и неточное название книг, периодических изданий; в) представление переводчика, составителя, редактора, иллюстратора как автора книги; г) неверно указаны год издания, издательство; д) авторскую работу приняли за коллективную и наоборот; е) представление названия статьи, раздела, главы книги, частного заглавия тома или выпуска многотомного издания как названия самостоятельного произведения или издания; ж) отсутствие наименования коллектива в продолжающихся изданиях, материалах симпозиумов, конференций и т.д.; з) неточный перевод на русский язык названия зарубежного издания.
 
 Тематическая библиографическая справка содержит библиографическую информацию по определенной теме (ГОСТ 7.0-84). П.Н.Берков называл такую библиографическую работу "подбором литературы по данному вопросу". По имеющимся данным, такие справки занимают ведущее место в СБО, составляя 50-80% от всех библиографических справок, выдаваемых библиотеками за год [Библиографическая работа в библиотеке. С. 170]. В указанном учебнике подробно изложена методика выполнения тематических справок, включающая следующие этапы: прием запроса; изучение темы запроса, определение круга и последовательности просмотра источников; библиографический поиск, отбор, группировка материала и оформление тематической справки.
 
 Наибольший интерес здесь представляет классификация тематических справок по степени сложности или трудоемкости выполнения. Показатели категорий сложности приведены в табл. 19. Выделяются три категории сложности в зависимости от целевого названия справки; круга и характера использованных источников библиографического поиска; принципа выявления и отбора литературы; способов библиографической группировки; объема выданной библиографической информации; формы справки (устной или письменной).
 
 Адресная библиографическая справка устанавливает наличие и (или) местонахождение запрашиваемого документа в определенном фонде (ГОСТ 7.0-84). Первым условием ее выполнения является точное и в необходимой степени полное библиографическое описание документа. Естественно, если такового нет, то сначала проводится уточняющий поиск. Второе условие - определить соответствующий фонд библиотеки и органа НТИ, используя имеющиеся каталоги и картотеки непосредственно или их издания. При отсутствии нужного документа в данном фонде приходится обращаться к сводным каталогам (например, сводному краеведческому каталогу, сводному каталогу книг на иностранных языках, сводному каталогу периодических изданий, получаемых библиотеками и органами НТИ), летописям и ежегодникам РКП, МБА и т.д. В конечном итоге потребитель должен получить полное и точное описание нужного документа с указанием его нахождения в фондах библиотек страны.
 
 ГОСТ 7.0-84 не включает такого понятия, как "фактографическая библиографическая справка", видимо, на том основании, что фактография не является якобы делом библиографии. Фактографическая справка представляет собой ответ по существу запроса: сообщение точной даты, цифры, цитаты, изложение концепции, определение термина и т.п. Соответственно фактографический поиск предполагает выявление самих фактов, данных, а не сведений о документах, где эти факты содержатся. Так писал Н.Н.Щерба в учебнике "Библиографическая работа в библиотеке", и тут же оговаривал: "Поэтому данный поиск не является библиографическим, но в библиотеках традиционно относится к справочно-библиографическому обслуживанию" (выделено нами. - А.А.Г.). Мы придерживаемся другой точки зрения: выполнение фактографических справок - прямая обязанность библиографа. Конечно, они требуют от него эрудиции, хорошей профессиональной подготовки, знания круга необходимых для фактографического поиска библиографических источников. Более того, без библиографических сведений о документах они становятся недоступными, а без документов нельзя найти и соответствующие факты.
 
 Для выполнения фактографических справок используются прежде всего энциклопедии, словари, справочники, фактографические картотеки (цитат, знаменательных дат, свойств, параметров и т.п.). Но всегда имеются запросы по фактам сегодняшней жизни, которые еще не нашли отражения в справочных изданиях. Поэтому библиограф вынужден обращаться непосредственно к текущей литературе. Здесь помощь ему может оказать обращение к специалистам. Наконец, желательно, чтобы фактографическая библиографическая справка сопровождалась и необходимым библиографическим списком, что позволит потребителю убедиться в достоверности приведенных сведений, а также самому обратиться к первоисточникам.
 
 Фактографические запросы составляют значительную часть всех запросов, особенно в библиотеки и информационные органы научно-технического профиля. В этом отношении новые возможности открываются в связи с созданием АИС разного назначения. Другими словами, СБО во всем своем разнообразии получает возможность использовать помимо традиционных устной и письменной (печатной) электронные формы выдачи информации (непосредственно на экране компьютера, в виде дискет, оптических дисков и т.п.).
 
 
 
 
 14.3. БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ИНФОРМИРОВАНИЕ
 
 
 
 
  Согласно ГОСТ 7.0-84 библиографическое информирование (БИ) определяется как "систематическое обеспечение библиографической информацией в соответствии с долговременно действующими запросами и (или) без запросов". В библиографической литературе можно встретить и еще один термин - "информационно-библиографическое обслуживание" [Библиография: Общий курс. 1981. С. 447-462]. Оба термина неудачны. Выручает лишь сам критерий не разового, а долговременного или постоянного запроса. Другая особенность БИ связана с характером самого потребителя. В ГОСТ 7.0-84 выделены три разновидности БИ в зависимости от категории потребителя. Индивидуальное БИ осуществляется с учетом индивидуальных информационных потребностей, т.е. постоянно действующего запроса отдельного потребителя. Групповое БИ - по запросу группы потребителей, выделенной по определенному признаку, члены которой имеют близкие по содержанию информационные потребности. Массовое БИ ориентировано на широкий круг потребителей информации.
 
 В учебной литературе [см., напр.: Библиография: Общий курс. 1981. С. 447-473; Библиографическая работа в библиотеке. С. 134-165] указанные три разновидности БИ объединяют в две: недифференцированное (массовое) и дифференцированное (индивидуальное и групповое). С учетом специфики рассмотрим их отдельно.
 
 Одной из самых распространенных форм массового БИ является издание информационных бюллетеней, в которых сведения о поступивших в библиотеку (орган НТИ) изданиях располагают в определенном порядке (чаще всего систематически). Главное, чтобы эти бюллетени обеспечивали оперативность обслуживания и сводили к минимуму информационный интервал (время от поступления изданий в библиотеку до отражения их в очередном номере бюллетеня). Оптимальным считается ежемесячное издание бюллетеней с информационным интервалом, не превышающим полутора месяцев.
 
 Однако не все библиотеки и органы НТИ имеют возможность издавать такие бюллетени. Поэтому соответствующие списки новых поступлений вывешивают у стола выдачи литературы. Или заменяют списки картотекой, размещая ее на столе выдачи либо рядом с каталогами. Другой выход из положения - использование средств массовой информации: местной периодической печати, радио- и телепередач. Главное, чтобы это носило постоянный характер, использовались известные потребителю рубрики типа "Книжная полка", "Новые книги", "Ученый, который знает все" (о реферативных журналах).
 
 Эффективной формой ознакомления с новыми поступлениями является проведение "Дней информации", "Дней специалистов", выставок-просмотров. Регулярность проведения "Дня информации" зависит от объема новых поступлений. Поэтому устанавливается заранее какой-либо день в неделю, 2-3 раза в месяц, один раз в месяц. "День специалиста" организуется для определенных категорий потребителей - экономистов, учителей, инженеров и т.д. Выставки-просмотры организуются не только для показа новых поступлений, но и на определенную ретроспективу. Важно, что указанные мероприятия сопровождаются консультациями, устными обзорами и т.п.
 
 Следует также учитывать роль, которую играют в массовом БИ издания текущей библиографии: летописи и ежегодники РКП, издания библиографической информации, экспресс-информации, реферативной информации (особенно РЖ) органов ГСНТИ и др. Тем более что на эти издания существует подписка и при желании потребитель может заказать полнотекстовую копию, перевод интересующего его документа.
 
 Сущность дифференцированного БИ заключается в том, чтобы обеспечить для специалистов возможность постоянного слежения за вновь появляющейся литературой с минимальными затратами времени, предоставляя им сведения обо всех нужных источниках информации с необходимой степенью полноты. Определяющим моментом для такого БИ является установление круга обслуживаемых специалистов, выявление их информационных потребностей с учетом не только тематического профиля их интересов, но и должностного, функционального статуса, научно-производственной и информационной активности, этапности выполнения научных исследований и специфики производства, образовательной подготовки, индивидуально-психологических особенностей и т.д.
 
 Обычно запрос на информацию формулирует сам потребитель, заполняя специально для этого предназначенный опросный лист. Практика многих библиотек и служб НТИ подтвердила целесообразность ведения двух особых картотек. Одна - алфавитная картотека абонентов - содержит сведения о каждом из них (место работы, должность и т.п.) и названия заявленной темы или тем. Она предназначена для учета абонентов и посылаемых им извещений о литературе. Вторая - алфавитно-предметная картотека запросов - состоит из карточек с названиями тем и перечнем лиц, которых данная тема интересует. С ее помощью собирают литературу по каждой теме и определяют абонентов, которым необходимо направить оповещение.
 
 Способы оповещения различны в зависимости от конкретных условий и возможностей. Обычно посылаются письменные сообщения на специальных бланках, используется телефон. Применяются и специальные картотеки-накопители, шкафы с ячейками для каждого индивидуального или группового потребителя. В этом случае важно наладить регулярное посещение абонента соответствующей библиотеки или органа НТИ. Абонент знакомится с накопленной информацией и делает заявку на заинтересовавшие его документы, может уточнить свой запрос.
 
 
 Наиболее прогрессивной формой дифференцированного БИ считается система избирательного распространения информации (ИРИ). Основное ее свойство - наличие постоянных запросов потребителей и обратной связи между потребителями и библиографической службой. В настоящее время действуют как ручные, так и автоматизированные системы ИРИ. Ручные системы обслуживают небольшое число абонентов (30-50) на основе специально разработанного рубрикатора (перечня тем), в совокупности охватывающего определенную узкую область знания. Потребители отмечают в нем те рубрики, которые соответствуют их профессиональным информационным потребностям. Обычно каждой предметной рубрике присваивается условный цифровой код, которым индексируются и запросы, и вводимые в систему документы. Это облегчает определение необходимого числа карт для рассылки абонентам.
 
 Этот же принцип положен в основу автоматизированных систем ИРИ. Отличие заключается в том, что сформулированные на естественном языке запросы переводятся на ИПЯ данной системы (в большинстве случаев дескрипторный) и вводятся в память машины, образуя массив поисковых образов запросов (ПОЗ). Вводимые в систему библиографические описания документов также индексируются на том же ИПЯ и образуют массив поисковых образов документов (ПОД). Машина производит сравнение ПОЗ и ПОД и в случае их совпадения на выходном устройстве печатает на естественном языке библиографическую информацию в виде списка документов с указанием абонентов, которым он должен быть направлен.
 
 Система ИРИ обслуживает как индивидуальных, так и коллективных абонентов. Но считается, что именно обслуживание индивидуальных абонентов является основной задачей системы ИРИ, поскольку только в этом случае могут проявиться все преимущества этих систем. Для обеспечения полноты и точности БИ потребителям направляются сигнальные карты с аннотированными или реферативными библиографическими списками. Из копий таких карт комплектуются картотеки, необходимые для последующего отбора запрашиваемых абонентами первоисточников и для использования в других видах БИ (например, ретроспективного). Вместе с сигнальными картами как их составная часть абонентам направляется талон обратной связи для оценки ими получаемой информации. В каждой системе ИРИ эти оценки разрабатываются с учетом особенностей ее функционирования, а также специфики тех организаций, в которых такие системы внедряются.
 
 В самом общем виде эти оценки ранжируются следующим образом (предлагается обвести кружком нужную цифру):
 
 5 - ценная, будет использована в работе, внедрена;
 
 4 - представляет интерес;
 
 3 - известна ранее, из других источников;
 
 2 - не представляет интереса;
 
 1 - не соответствует теме запроса;
 
 0 - необходима копия первоисточника, перевод.
 
 Абонент, отметив одну из оценок, возвращает талон обратной связи в библиографическую службу, где он становится основанием для определения показателя точности (релевантности) БИ, выявления необходимости в корректировке планов комплектования фондов, уточнения постоянного запроса и т.д. Эффективность использования системы ИРИ не означает, что все другие формы БИ не должны быть задействованы. Важно использовать все возможное разнообразие библиографического обслуживания в оптимальном комплексе.
 
 Библиографическое обслуживание является заключительным этапом в процессе библиографической деятельности. Теперь начинается новый цикл ее, где библиография в лице своих служб выступает в качестве обратной связи для производства новой библиографической информации в целях удовлетворения возникающих информационных потребностей.
 
 
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
 
 
 
  Русская библиография в своем становлении и развитии прошла путь в несколько веков. Он отмечен разнообразными опытами и достижениями, некоторые из них и до настоящего времени не потеряли своего научного и практического значения. К таковым можно отнести "Опыт российской библиографии" В.С.Сопикова, "Литературу русской библиографии" Г.Н.Геннади, "Критико-биографический словарь" С.А.Венгерова, "Среди книг" Н.А.Рубакина и др. К началу XX в. в России сложилась достаточно разветвленная система библиографии, где наряду с государственными учреждениями особую роль играли Академия наук, вузы, научные общества. Свой вклад внесли и специально созданные Русское библиографическое общество при Московском университете и Русское библиологическое общество в Петербурге. Усилиями нескольких поколений русских дореволюционных библиографов были разработаны основы науки о библиографической деятельности - теперь библиографоведение. В этой связи особенно примечательны труды В.Г.Анастасевича, В.С.Сопикова, Н.М.Лисовского, А.М.Ловягина, Н.А.Рубакина и др. В своем развитии библиография была неотделима от русской культуры, системы народного образования, науки, искусства, промышленности. Более того, во многом она способствовала их эффективному развитию.
 
 К сожалению, в годы сталинизма многое из накопленного опыта было утрачено, не получило дальнейшего совершенствования. И все же нельзя не отметить и определенные новации. В первую очередь, это касается созданной в 60-е годы ГСНТИ, важнейшей частью которой стала библиография. Правда, последняя сейчас в условиях перехода к рыночным отношениям переживает определенный кризис. Идет трудный поиск новых решений, новых форм и направлений библиографии. В частности, продолжают активно работать такие федеральные центры ГСНТИ, как РКП, ВИНИТИ, ИНИОН, такие крупные библиотеки, как РГБ, РНБ, ВГБИЛ и др. В наш информационный век необходимость в овладении библиографическими знаниями и современными средствами производства, распространения и использования библиографической информации является обязательной не только для специалистов, но и для каждого человека. Поэтому важно и сохранить уже достигнутое, и двигаться вперед.
 
 В этой связи существует ряд проблем, которые или еще не решены, или трудно решаются. Прежде всего, отсутствует достаточно обоснованная и убедительная наука о библиографии. Хотя ее относительная самостоятельность была осознана уже в начале XX в., но до сих пор множатся все новые и новые подходы, в основном не совместимые между собой, а главное - отрицающие необходимую историческую преемственность, уже сложившиеся тенденции и закономерности. В частности, история русской дореволюционной библиографии создана в трудах Н.В.Здобнова и М.В.Машковой, а вот истории советской библиографии до сих пор в монографическом исследовании и изложении нет. Это и ведет к тому, что в библиографии отсутствует необходимая для ее практики методика. Последняя монография "Методика библиографической работы" Е.И.Шамурина была издана в 1933 г. В результате, даже при наличии государственной стандартизации, уровень методического обеспечения библиографической деятельности очень низок.
 
 Еще одна нерешенная проблема - это система библиографической терминологии. Да, имеется специальный ГОСТ 7.0-99, но каждая новая редакция его (их было уже три) как бы заново решает эту проблему. Один пример: в предшествующей редакции 1977 г. была попытка определить основные виды библиографии. В действующей редакции такой раздел отсутствует, но в названиях соответствующих библиографических пособий прежние терминообозначения остались.
 
 Далее, мы одна из немногих цивилизованных стран, которая до сих пор не имеет своего репертуара книги. Другими словами, книжное дело в нашей стране действует вслепую. Отсюда некоторая односторонность в российском репертуаре книги, отсутствие необходимой и целенаправленной поступательности в развитии. Правда, есть определенные успехи в создании репертуара русской периодической печати. Здесь обеспечена нужная преемственность, хотя полного свода в виде, скажем, многотомного издания по образцу труда Н.М.Лисовского тоже нет. Вообще не решается еще более трудная задача - репертуар публикаций в российской периодике. Сейчас, в условиях современной информационной технологии, эта проблема также может быть эффективно решена.
 
 Россия уже с дореволюционных времен активно участвовала в международном библиографическом сотрудничестве, начиная с деятельности Международного библиографического института в Брюсселе. В настоящее время большинство программ такого сотрудничества осуществляется при ЮНЕСКО. И важно, чтобы участие в них нашей страны активизировалось, что, естественно, плодотворно скажется и на развитии русской библиографии. Особенно это существенно в плане грядущей тотальной компьютеризации информационной деятельности. В этом отношении мы несколько отстали, поэтому должны принимать как данное свое участие в системах "Интернет", "Юнимарк" и др. Главное, чтобы с учетом нашей российской действительности довести до конца создание своей национальной системы - ГСНТИ. И последнее: до сих пор не существует специальной подготовки кадров библиографов с высшим образованием. Обычно библиография входит в учебные планы других специальностей - издательских, книготорговых, библиотечных и прочих работников. На наш взгляд, именно компьютеризация информационных процессов в современном обществе еще в большей мере требует специалистов, знающих и умеющих эффективно и качественно осуществлять логическую переработку документальной информации, готовить соответствующие библиографические пособия, вести все виды библиографического обслуживания. Поистине: тот, кто владеет библиографией, владеет информацией, кто владеет информацией - владеет миром.
 
 
 

<< Пред.           стр. 14 (из 14)           След. >>

Список литературы по разделу