<< Пред.           стр. 11 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

 Для контроля за предпринимательской деятельностью имеет значение классификация субъектов рыночных отношений. В общей форме выделяют четыре их категории: фирмы, банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры.
 Все они функционируют как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Но сферу рыночных отношений имеют разную: рынок средств производства и недвижимости, потребительский рынок, финансовый рынок, рынок интеллектуальной собственности. Сфера рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпри­нимательской деятельности, обусловливает пределы, формы и ме­тоды государственного контроля за деятельностью предпринима­телей.
 Для выбора средств государственно-правового воздействия на рыночные отношения имеет значение установление предприни­мательской среды и выделение внутренней и внешней предпри­нимательской среды.
 Под предпринимательской средой экономисты понимают ус­ловия и факторы, которые воздействуют на функционирование субъекта предпринимательства, принятие им решений.
 Государственно-правовому регулированию в большей степени подвержены факторы внешней предпринимательской среды. Все эти факторы можно поделить на несколько категорий:
 - характер рыночных отношений;
 - характер правовых связей субъектов предпринимательства;
 - общесоциальные факторы;
 - общеэкономические условия;
 - общеполитические факторы.
 Рынок - система экономических отношений между продав­цами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку то, и другое, и третье не всегда и не во всем предсказуемо, говорить об эффективности пря­мого государственно-правового воздействия на рынок (на меха­низм рыночных отношений) не приходится. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в известном смысле является благом.
 Контроль государства в экономической сфере подразделяют на прямой и косвенный. Трудно отдать предпочтение какому-либо из них, поскольку косвенный контроль проявляет себя как весьма эффективное средство. Сюда относится система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости населения, профессиональной подготовки, влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и т.д.
 К прямому государственному контролю относят:
 - финансовый контроль;
 - экологический контроль;
 - санитарный контроль;
 - пожарный надзор;
 - контроль за мерой весов и денежной единицы;
 - контроль за качеством продукции.
 Эти и другие контрольные меры осуществляются в правовой и организационной форме, как в процессе правотворческой дея­тельности, так и в ходе реализации права.
 Оценивая перспективы вмешательства государства в предпри­нимательскую сферу (в сферу экономики, бизнеса), следует при­нять во внимание целый ряд обстоятельств:
 - необходимость предупреждения экологической катастро­фы, решения экологических проблем, порождаемых свободным предпринимательством;
 - необходимость борьбы с криминализацией экономических отношений;
 - предотвращение экономических кризисов, социальных потрясений, контроль за использованием общенациональных ресурсов, социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения.
 Иногда характер отношений между государством и бизнесом пытаются представить как партнерство. Если это так, то «парт­нерство» оказывается весьма своеобразным. Там, где государство выступает в качестве политической, властной структуры, его «партнеры» вынуждены следовать воле государства. Там, где пос­леднее выступает в качестве субъекта экономической деятельнос­ти, - идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и биз­нес взаимно зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общесоциальных задач. Понимание этих истин созда­ет основу для деловых отношений, предупреждает излишние трения.
 В последние годы вновь поднимается вопрос формирования ми­рового права. Основой соответствующих процессов является ин­тернационализация экономических отношений, деятельность транснациональных промышленных компаний и международная торговля. Отсюда в документах ООН, многосторонних и двусто­ронних соглашениях государств, в национальном законодатель­стве появляются нормы, регулирующие предпринимательство, конкуренцию, торговлю в международном масштабе.
 Устанавливаются разной юридической силы нормы, ограни­чивающие монополизм, злоупотребления в партнерских отноше­ниях, обман потребителей и т.д. Отлаживаются процедуры и меры ответственности. Для примера международно-правовой гуманиза­ции предпринимательской деятельности можно сослаться на за­конодательство и директивы в свете Римского договора 1957 г. об образовании ЕЭС.
 Соответственно и национальное законодательство ориентиру­ется на разрушение монопольных структур путем жесткого госу­дарственного контроля за процессами централизации капитала. Одновременно некоторые государства проводят такую либерали­зацию рыночных отношений, когда монополизация рынка обора­чивается невыгодными сторонами (поддержка малого бизнеса, поддержка иностранных инвесторов, снижение импортных огра­ничений и т.д.). Одно из самых «старых» - антитрестовское за­конодательство США, ведущее свою историю с 1890 г. Не так давно (в 1986 г.) обновилось, например, законодательство о либерали­зации цен и конкуренции во Франции. Оно предусматривает:
 - ликвидацию государственного контроля над ценами;
 - приватизацию предприятий государственного сектора;
 - ослабление государственного контроля в некоторых отрас­лях экономики;
 - расширение государственного контроля за недобросовест­ной конкуренцией. Получила прямое запрещение деятельность по ограничению доступа на рынки, фиксированию цен, распределе­нию рынков и т.д.
 Существенным является вопрос о предоставлении определен­ного правового режима иностранным хозяйствующим субъектам. Здесь возможны три основных варианта. Во-первых, иностранным участникам может предоставляться режим, свободный от дискри­минации. При этом правовом режиме отечественные предприни­матели пользуются приоритетом. Во-вторых, иностранным участ­никам может предоставляться режим наибольшего благоприятст­вования. В-третьих, может быть предоставлен национальный режим, который ставит их в равное положение с другими парт­нерами. Выбор того или иного правового режима, который предо­ставляется иностранным участникам, зависит от многих факторов экономического и политического порядка. Многие зарубежные государства избирают путь защиты отечественных предпринима­телей. Основные направления в регулировании рыночных отно­шений следующие:
 1. Установление целей развития рынка. В законодательстве указываются только общие ориентиры, а граждане вольны посту­пать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозво­лено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей при­роде антигуманны, противоестественны.
 2. Законодательство закрепляет и гарантирует все формы соб­ственности и их равенство.
 
 Тема 34. Государство, право и культура
 
 34.1. Регулирующая роль законодательства в сфере культуры
 
 Предварительным условием надежных выводов и рекоменда­ций науки является общетеоретическая разработка вопроса о воз­можностях закона и пределах его регулирующей функции. Сегод­ня уже недостаточно ограничиваться констатацией возрастающей роли правового регулирования, необходим предметный анализ во­проса применительно к разным областям и характеру обществен­ных отношений. Особый акцент должен быть сделан на границах законодательного регулирования, так как развитие общественных отношений юридическими средствами возможно лишь в одном случае: если эти отношения подвластны правовому воздействию.
 При этом нельзя отбрасывать уже достигнутое нашими иссле­дованиями:
 а) юридический закон - сильное, но не всесильное средство;
 б) кроме права существуют иные социальные регуляторы по­ведения людей;
 в) пока имеются противоречия, обусловленные принципами со­циального развития, пока остается государство, законодательство не потеряет своего значения в установлении порядка, обеспечении стабильности и согласованного развития общественных отноше­ний, в предупреждении социальных отклонений и борьбе с наи­более вредными из них.
 Вместе с тем область культуры, человеческие отношения в этой сфере столь специфичны, что их регулирование с помощью зако­нов является делом не менее тонким, чем регулирование эконо­мических отношений. Есть большая доля истины в том, что право не может быть выше, чем культурное развитие общества. Поэтому издаваемые государством законы если и должны в качестве опре­деленной модели вести за собой (формировать) соответствующие отношения, то не настолько, чтобы отрываться от них и превра­щаться в законы неправовые. Можно также утверждать, что для большого числа людей нормативом поведения служит не закон, а сама культура (общая и юридическая), поскольку они не знают конкретных нормативно-правовых предписаний, никогда не зна­комились с правовыми актами. Однако здесь легко впасть и в дру­гую крайность (в ошибку), а именно - недооценить роль зако­нодательства в формировании культуры. Причем не обязательно напрямую. Чаще всего косвенно - через правоприменительную практику (решение юридических дел в судах и управленческих учреждениях), через общение с друзьями и коллегами и т.д. Сле­дует всегда иметь в виду двустороннюю связь закона и культуры, не упуская из вида «производительную» роль культуры в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения общая и правовая культура выполняет роль дополнительного (наряду с за­коном и вместе с ним) фактора оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела. Но при реализации права гражда­нами их культуре доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения от нормы закона в силу личной заинтересованности, неразвитости юридической культуры, пробельности ее или отста­лости, сориентированности на асоциальные ценности.
 Роль законодательства в сфере культуры, взаимодействие и взаимопроникновение этих феноменов социального бытия можно выяснять не только на уровне конкретных актов реализации права (микроуровень) или на уровне законодательной деятельности (средний уровень), но и на самом высоком (макроуровень) срезе - государство и общество. Высокий уровень культуры неизбежно открывает путь правовому развитию общества, правовому закону и правовому государству. Неразвитость культуры, напротив, обу­словливает правовой нигилизм, деспотические формы и методы властвования. Таким образом, эффективность регулирующей роли законодательства в области культуры прямо пропорциональна уровню развития культуры, т.е. объекту регулирования.
 Взаимодействие законодательства и культуры в практичес­ком плане мыслится только в рамках определенной страны (госу­дарства) и ее общей, политической, религиозной, нравственной, правовой культуры. В этом отношении заслуживает пристально­го анализа пример России. В общем, следует, видимо, согласить­ся с академиком Д.С. Лихачевым, который решительно возража­ет против тезиса об отсталости тысячелетней культуры России. И в таком случае тот правовой нигилизм, который свойствен как рядовому, так и чиновному российскому люду, одновременное стремление к свободе и власти будут объясняться особенностями поляризованного русского характера, евразийским началом все­ленских стремлений восточнославянских народов.
 
 34.2. Роль закона в формировании правовой культуры
 
 Правовая культура - это одновременно:
 - определенный уровень правового мышления и чувственно­го восприятия правовой действительности;
 - состояние процессов правотворчества и реализации права;
 - специфические способы правовой деятельности;
 - результаты правовой деятельности в виде духовных и ма­териальных благ, созданных людьми.
 Каждый из названных срезов правовой культуры может рассматриваться на личностном уровне, когда акценты смещаются в сторону личностных свойств и качеств, и на уровне универса­листских обобщений, когда обращается внимание на функцио­нирование социального организма в его целостности. И в том, и в другом случае принимается во внимание деятельное творческое начало, обеспечивающее движение по пути прогресса и цивили­зованности. Такое понимание отвечает широкому взгляду на куль­туру вообще как на категорию, объединяющую все ценности, со­зданные человечеством в процессе его духовной и практической деятельности. Основополагающей культурной ценностью являют­ся само право и правовые законы. Правы те ученые, которые упо­добляют «изобретение» законов появлению, например, колеса.
 Закон как инструмент организации общественных отношений яв­ляется пока непревзойденным и всеобъемлющим среди всех средств социального регулирования и контроля. Конструирование правовых законов - важнейшее завоевание цивилизации. Рано или поздно, но в идеале зрелая культура неизбежно порождает законодательство. Оно, в свою очередь, как дитя культуры, в идеа­ле проявляет заботу о своей матери, упрочивая и приумножая культурные завоевания. И здесь следует особо подчеркнуть: зако­ны способны, если они совершенные, формировать, в том числе и право как одно из проявлений культуры. Одновременно упрочи­ваются и другие, обусловленные правом, юридические ценности. В качестве примера ценностных завоеваний культуры в средствах (способах) и формах правовой деятельности можно указать на за­конность и правосудие. Без них трудно было бы ожидать надле­жащего правопорядка. Законом создаются исходные ценности процедурно-процессуального порядка. Об уровне правовой куль­туры красноречиво свидетельствуют такие, например, процессы, как парламентские процедуры по принятию законов, порядок раз­решения конфликтов между властями, отправление правосудия по уголовным или гражданским делам и т.д.
 Относительная самостоятельность закона в том и проявляет­ся, что он способен активно воздействовать на все проявления правовой культуры. Во-первых, будучи отражением правовой идеологии, закон способен питать правовые идеи, способствовать появлению новых, более прогрессивных подходов к решению про­блем правового регулирования. Во-вторых, на основе закона из­даются подзаконные нормативные акты, формируются правовые институты, свидетельствующие об уровне правовой культуры. В-третьих, через посредство законов и основанных на них под­законных актов утверждается система поступков и отношений, отвечающих минимальным стандартам культуры. В-четвертых, законом создаются или оформляются те учреждения (органы), ко­торые способны нести юридическую культуру в широкие массы. Таким образом, любое состояние правовой культуры - интериорное (отражающее психические процессы), нормативное (фик­сирующее совокупность норм права), поведенческое (указываю­щее на характер действий), объективированное (закрепляющее результаты правовой деятельности) - подвластно в той или иной степени закону и испытывает с его стороны прямое или косвенное воздействие.
 Правовая культура, равно как и любая другая разновидность культуры, подвержена оценкам. Отсюда представляется возмож­ным говорить о роли закона в формировании высокой культуры при ориентации его на средний уровень и преодоление уровня низ­кого. Разумеется, оценки будут относительны. Для одного обще­ства определенного времени развития по отношению к каким-то правовым явлениям будут употребляться одни эпитеты, а по от­ношению к другому обществу или другому времени оценки одного и того же института или учреждения или поступка будут другие. Разные люди, разные общности людей, политические партии, лица, находящиеся у власти, и оппозиционеры могут по-разному оценивать культурные достижения в государственно-правовой сфере. Как с субъективной, так и с объективной стороны сущест­вуют серьезные препятствия в достижении единства интерпрета­ции правовых явлений в качестве культурных завоеваний. Тем не менее, эти препятствия преодолимы. История выработала уже некоторые общецивилизованные критерии в определении уровня культуры, и на этой основе создается возможность для определе­ния основных направлений повышения правовой культуры. В том числе с помощью закона. К их числу следует отнести:
 - формирование чувства права и законности;
 - освоение достижений логико-правового мышления;
 - совершенствование законодательства;
 - повышение уровня законопроектных работ;
 - увеличение объема и качественное совершенствование правопослушного поведения;
 - совершенствование юрисдикционной и иной правоприменительной деятельности;
 - разделение власти законодательных, исполнительных и су­дебных учреждений;
 - изучение памятников права и правоприменительной прак­тики как основы юридического образования.
 Повышение уровня правовой культуры предполагает, с одной стороны, работу с гражданами, а с другой - надлежащее кадровое оснащение юридических учреждений, законодательных, испол­нительных и правоохранительных органов.
 Было бы утопичным сделать каждого гражданина юристом. Через призму широкого информирования граждан о праве, раз­личные формы обучения праву можно говорить о правовом вос­питании граждан. Но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм - это одно из условий развития правовой культуры. Отсюда вытекают задачи для всех тех, кто по роду своей деятельности заинтересован в юридических знаниях или по зани­маемой должности обязан иметь необходимый их минимум:
 1) обеспечить надлежащую ориентацию в основных началах и принципах государственно-правовой жизни;
 2) создать базу для значительного расширения объема и по­вышения уровня правового поведения адресатов права;
 3) обеспечить грамотную и эффективную борьбу носителей прав и обязанностей за свои законные интересы;
 4) профилактировать правонарушения в аспекте реального действия принципа «незнание закона не освобождает от ответст­венности»;
 5) активизировать правомерное поведение.
 Определяя роль закона в формировании правовой культуры, нельзя забывать о культуре тех, кто занимает какие-либо долж­ности в государстве. Эти и понятно: они активно участвуют в правотворческой деятельности, призваны к строгому исполнению за­конов, обеспечивают действие права, формируют и осуществляют правовую политику. Правовой нигилизм представителей власти, злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом.
 Формирование подлинно государственного правосознания должностных лиц связано с преодолением узковедомственных, национальных и региональных интересов. В центр всей политики ставится гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства. Но в фокусе правовой деятельности должностных лиц остаются вместе с тем общегосударственные интересы вопреки интересам индивидуальным, групповым, классовым, партийным.
 Выделяется также профессиональный уровень правовой куль­туры. Это культура юристов, практикующих в той или другой об­ласти. Данной культуре присуща более высокая степень знания и понимания правовых явлений. Повышение профессиональной культуры связано с глубиной юридического образования, форми­рованием высокого уровня прогрессивного правосознания, степе­нью развития юридических наук, приобретением практических юридических навыков, степенью правовой активности профессио­налов.
 Однако среди всех названных факторов особое место принад­лежит законодательству. Его роль, как убеждаемся, в позитив­ном воздействии на умы, волю и поступки людей, и прежде всего юридически подготовленных граждан и должностных лиц. Но не только. В не меньшей степени закон путем установления мер юри­дической ответственности способствует повышению уровня куль­туры, профилактируя отступление от нее со стороны тех, кто спо­собен на совершение правонарушения.
 
 
 Тема 35. Государство, право и глобальные проблемы человечества
 
 35.1. Общая характеристика глобальных проблем современности
 
 Особенности современного мира, входящего в XXI в., заклю­чаются в том, что он, с одной стороны, охвачен всеобщей научно-технической революцией и научно-техническим прогрессом, до­стиг фундаментальных социальных сдвигов, во многом руковод­ствуется теорией нового политического мышления, а с другой - пестр, многолик, пронизан противоборствующими тенденциями, острыми противоречиями, доходящими до конфликта. Это слож­ный, целостный мир, стремящийся к стабилизации на основе ре­шения обострившихся глобальных проблем.
 Глобальными считаются проблемы, охватывающие населе­ние всего земного шара, всеобщие, т.е. относящиеся ко всем и каждому государству, которые не могут быть решены одним от­дельно взятым государством. Они обладают следующими призна­ками: во-первых, эти проблемы затрагивают интересы всего че­ловечества, а в перспективе и будущее существование человечес­кого общества, т.е. имеют общепланетарный характер; во-вторых, эти проблемы проявляют себя как объективные характеристики развития общества во всех или в большинстве регионов мира; в-третьих, нерешенность их создает угрозу для будущего человече­ства, препятствует прогрессу общества, что делает их неотложны­ми; в-четвертых, они могут быть решены только благодаря уси­лиям всего мирового сообщества, большинства или многих госу­дарств; в-пятых, они предполагают примат международного права, т.е. неукоснительное соблюдение всеми государствами меж­дународных норм, повышение роли институциональных механиз­мов современного международного права, осознание всеми значи­мости международного суда как конечной инстанции по разреше­нию международных споров юридического характера и важности международных переговоров на основе посредничества или парт­нерства при урегулировании споров политического, территориаль­ного, национального и другого характера.
 Принято выделять несколько групп глобальных проблем:
 - международное сотрудничество и упрочение мира;
 - обеспечение прав и свобод человека;
 - национальная и международная безопасность;
 - экология;
 - народонаселение или установление демографического рав­новесия планеты;
 - научно-техническая революция и использование ее резуль­татов для преодоления отсталости;
 - международное сотрудничество в борьбе с преступностью и другими антиобщественными явлениями.
 Указанные группы проблем тесно между собой связаны, а поэ­тому решение их взаимообусловлено и должно быть комплексным. Содержание их можно конкретизировать следующим образом:
 1) предотвращение мировой ядерной катастрофы, прекраще­ние гонки вооружений, испытаний ядерного оружия;
 2) обеспечение международного сотрудничества и партнерства в экономической, политической, экологической, духовно-куль­турной и других областях;
 3) преодоление разрыва в уровне экономического роста между государствами развитыми и развивающимися;
 4) ликвидация или уменьшение энергосырьевого, продоволь­ственного, демографического кризиса (или предкризисного состо­яния), соблюдение требований экологии, совместное освоение кос­мического пространства и т.д., т.е. создание условий выживания и нормального существования, относящихся к взаимоотношениям человека и среды обитания;
 5) использование достижений научно-технического прогресса для совершенствования систем здравоохранения и просвещения, социального и духовного развития личности и т.д.;
 6) международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, наркобизнесом, взрывами самолетов, попытками преступников скрыться от правосудия за рубежом, сбытом похищенного или «отмыванием» преступных доходов за границей, незаконным оборо­том наркотиков, культурных ценностей и оружия и т.д.
 Новое мышление государственных деятелей предлагает пере­шагнуть через то, что мир разделяет, ради общих человеческих интересов, ради жизни на Земле. Нормализация международных отношений в экономике, в сфере информации, в экологии может быть осуществлена на основе широкой интернационализации, партнерства, поиска баланса интересов государств, так как без этого невозможна стабильность на планете. Основной исходный принцип взаимоотношений между государствами и во внутрен­ней политике каждого государства прост: ядерная война не мо­жет быть средством достижения политических, экономических, каких бы то ни было иных целей, что означает коренной отход от традиционных представлений о войне и мире. В глобальном ядерном конфликте не оказалось бы ни победителей, ни побеж­денных и неминуемо погибла бы вся цивилизация. Соответствен­но в основу международной политики должны быть положены общечеловеческие морально-этические принципы и нормы, спо­собные гуманизировать межгосударственные отношения. В этом контексте решение глобальных проблем экономического разви­тия, экологии и др. должно служить обеспечению прочного и справедливого мира, с одной стороны, развитию личности, об­щества и государства - с другой. Провозглашен и осуществля­ется приоритет общечеловеческих ценностей, прежде всего вы­живания и прогрессивного развития человечества. Отсюда кон­версия, закрытие ядерных полигонов, цивилизованное решение экономических и экологических проблем.
 Законодательство России по глобальным проблемам приводит­ся в соответствие с международными стандартами. Но, к сожале­нию, в России имеются большие трудности, связанные с Черно­былем и событиями, порожденными переходным периодом в раз­витии общества и государства. В результате не все государствен­ные программы полностью финансируются, не все законодатель­ство материально и организационно обеспечено.
 По существу, все глобальные проблемы современности входят в содержание экономической, политической, социальной и духов­но-культурной функций каждого государства, но в разной мере и степени реализуются в жизни.
 Положение дел с экологией, продовольствием, энергетически­ми ресурсами и т.д. диктует необходимость повышения ответст­венности мирового сообщества за решение глобальных проблем или продвижение по пути к их решению. Необходимы научные методы решения глобальных проблем и социальные условия пре­творения их в жизнь, что также входит в содержание функций государств. При этом центральным звеном стратегии должно быть развитие международного сотрудничества государств, объедине­ние усилий всего человечества путем расширения политических, экономических, гуманитарных и культурных связей, совершен­ствования средств коммуникации на основе утверждения в меж­дународных отношениях нового политического мышления, исхо­дящего, как уже отмечалось, из приоритета общечеловеческих идей справедливости и солидарности.
 Помимо норм международного права каждое государство должно иметь и обеспечивать реализацию специальных блоков за­конодательства, регулирующего социальное развитие, охрану природы и окружающей среды, оборону и внешнюю безопасность. Законодательство, регулирующее экономику и охрану обществен­ного порядка, также необходимо сориентировать на решение гло­бальных проблем современности.
 Заслуживают поддержки, выделяемые в литературе основные тенденции глобализации мировой политики, относящиеся к каж­дому государству и всему мировому сообществу:
 - понимание целостности современного мира и приоритета глобальных проблем как целей международной политики;
 - создание вместо существующих военно-политических бло­ков международной системы содружества, все составляющие ко­торой исходят из примата международного права над националь­ным, прежде всего применительно к общепризнанным правам и свободам человека, и международных форм - над национально-государственными;
 - усиление взаимодействия государств при решении глобаль­ных проблем, ориентация внутренних функций на глобальное со­трудничество и решение задач мирового сообщества;
 - повышение ответственности государств перед мировым со­обществом за решение национальных проблем, могущих стать гло­бальными;
 - повышение политической культуры сотрудничества на ос­нове компромисса при выработке соглашений;
 - разработка совместных с другими государствами или со­гласованных с ними научных программ решения глобальных проблем;
 - ориентация национального законодательства на решение глобальных проблем современности.
 
 35.2. Государство, право и экология
 
 Проблема охраны окружающей среды, экологической безопас­ности является, пожалуй, центральной среди всех проблем, с ко­торыми столкнулось человечество в XX в. и которые признаны глобальными. Это обусловлено тем, что все остальные проблемы, от которых зависит само существование человека, так или иначе связаны с экологией. Так, термоядерная война вряд ли уничтожит всех людей, ведь существуют подземные убежища, но погибнет природа и тем самым возможность жизни на Земле. Тесно связаны с экологией и такие глобальные проблемы, как демографическая, продовольственная, энергетическая, научно-технического про­гресса и др.
 В течение многих веков и тысячелетий люди, будучи частью природы, практически не изменяли окружающую среду: природа легко восполняла тот урон, который наносился собирательством, охотой и рыбной ловлей, тем более что численность населения Земли была весьма незначительной - к началу неолита (около 12 тыс. лет тому назад) она составляла около 10 млн. человек.
 «Давление» человека на природу заметно возросло с переходом к производящей экономике, т.е. в период неолитической револю­ции. Стали вырубаться леса, распахиваться земли, гораздо более интенсивно пошло истребление животных. Все это было связано и с существенным - в несколько раз - ростом населения Земли. Однако в этот период и в последующие века, хотя человек выде­лился из природы, стал противостоять ей, природа, в свою очередь, достаточно успешно противостояла воздействию человека - на­носимый им вред не имел заметных последствий.
 Перелом произошел в XX в., когда не только резко выросла численность населения планеты, достигшая к середине века двух, а к концу - 5 млрд. человек, но в глобальных масштабах в ре­зультате научно-технической революции возросли и разрушаю­щие возможности человечества. Человек, по выражению одного из крупнейших мыслителей современности В.И. Вернадского, стал «могучей геологической силой», и этой силой, своей техни­ческой мощью люди нередко пользуются весьма неразумно, на­нося непоправимый ущерб природе, который она уже не в состо­янии восполнять. Если не произойдет коренных изменений в про­мышленных технологиях, в отношении человечества к экологи­ческой проблеме, то уже вскоре люди задохнутся в собственных отходах.
 Негативное влияние человека на окружающую среду идет по многим направлениям, из которых следует выделить следу­ющие.
 Загрязнение атмосферы. Ежегодно в атмосферу выбрасывает­ся 200-400 млн. тонн пыли, 150 млн. тонн сернистого ангидрида, около 700 млн. тонн других вредных веществ. В индустриальных районах загрязненность в тысячу и более раз выше естественной. Почти во всех городах России с населением более 100 тыс. человек вредные выбросы в воздух превышают все допустимые нормы. В таких условиях живет 43% россиян.
 Ежегодно в атмосферу поступает около 20 млн. тонн двуокиси углерода, что приводит к парниковому эффекту и глобальному по­теплению климата. Выбросы фреонов влекут утрату озонового слоя атмосферы, препятствующего воздействию губительного для всего живого ультрафиолетового излучения.
 Вредное влияние оказывается и другими видами загрязне­ния - акустическим и волновым (ультрафиолетовым, электро­магнитным, инфракрасным, радиационным).
 Загрязнение воды. В океан ежегодно выбрасывается свыше 30 тыс. видов химических веществ в количестве около 1200 млн. тонн, из них 6 млн. тонн нефти.
 В России на одного человека в год приходится свыше 500 ку­бометров сточных вод, т.е. около 170 кг ядовитых веществ. По­ловина населения России вынуждена пользоваться водой, не со­ответствующей экологическим нормативам.
 При этом с начала 40-х гг. XX в. потребность в воде возросла в 2 раза, прогнозируется, что к 2000 г. она удвоится. Уже сейчас в 40 странах 80% населения страдает от недостатка питьевой во­ды, во многих странах она продается. Положение осложняется тем, что 70% поверхностных вод непригодны для питья и только 3% мирового запаса воды - пресная, из них половина сосредото­чена в Байкале, воды которого стали интенсивно загрязняться сто­ками целлюлозно-бумажного комбината.
 Положение осложняется и нерациональным использовани­ем воды. Так, в Москве расход воды составляет около 600 литров на человека в сутки (в большинстве развитых стран - примерно в 5 раз меньше). Неумеренный расход воды связан с плохим со­стоянием водоводов: значительная часть ее просто уходит в землю, затопляет подвалы.
 Загрязнение почвы. Ежегодно на Земле теряет плодородие 20 млн. гектаров земли, причем около 6 млн. га превращается в пус­тыню. В землю каждый год вносится около 4 млн. тонн ядохи­микатов. У нас заражено токсичными отходами 62 млн. га земли. В США за 200 лет потеряно 36% плодородной земли. В России 56% почв находятся в опасном состоянии.
 Особенно опасно радиоактивное загрязнение, которое может поразить и воздух, и воду, и землю. Опасность представляют не только катастрофы типа Чернобыльской, но и накопление радио­активных отходов (на начало 1996 г. их в России скопилось около 600 млн. кубометров).
 Уничтожение животного и растительного мира. По данным экологов, каждый год гибнет около 100 видов животных и расте­ний. На грани уничтожения находятся около 50 тыс. видов жи­вотных. Красная книга, опубликованная Международным союзом охраны природы, в которую включены исчезающие виды только млекопитающих и птиц, представляет собой два объемистых тома.
 Огромный вред наносит подпольная торговля редкими жи­вотными. Она приносит доходы около 6 млрд. долларов в год. Бра­коньерство принимает организованные формы, в него активно включается мафия. Латентность этого вида преступлений превы­шает 70%.
 За 200 лет площадь лесов, которые являются легкими планеты, уменьшилась вдвое. В год исчезает 11 млн. гектаров лесов. Унич­тожено 40% тропических лесов Америки, 50% - Африки. Около 25% площади растительного покрова Земли нарушено, прогнози­руется, что каждый седьмой вид растений исчезнет к 2000 г.
 В нашей стране в год происходит до 30 тыс. лесных пожаров на площади свыше 2 млн. га. Запасы древесины за 20 лет умень­шились на 8 млрд. кубометров.
 При этом исчезновение животных и растений происходит не только за счет прямого истребления, но и в результате уничтоже­ния среды обитания соответствующих видов.
 Надо иметь в виду, что потери от уничтожения флоры и фауны невосполнимы; гибнет сам природный генофонд, и не известно, сколько уже утрачено растений и животных, которые могли бы принести пользу человечеству.
 «Мы разоряем мир, в котором обитаем. Мы ведем себя, словно малолетние недоумки, оставленные без присмотра в бесподобном, изумительном саду, и медленно, но верно превращаем его в бес­плодную пустыню с помощью ядов, пил, серпов и огнестрельного оружия», - пишет Джеральд Даррел.
 В решении экологической проблемы большую роль могут сыг­рать государство и право, реализация ими природоохранительной функции.
 Можно выделить следующие направления государственно-правового воздействия на решение экологических проблем.
 Во-первых, это совершенствование правового регулирования природоохранительной деятельности. Законодательство закреп­ляет:
 - режим природопользования (порядок использования зем­ли, эксплуатации лесных угодий, порядок восстановления при­чиненного в результате пользования ущерба, улучшения состоя­ния земельных и других угодий и проч.);
 - выделение особо охраняемых, режимных объектов (запо­ведники, заказники и т.п.), режимы их функционирования;
 - социальные и технические стандарты (например, нормы ПДК - предельно допустимых, концентраций различных веществ в воздухе, воде, санитарно-гигиенические нормативы и т.д.);
 - порядок осуществления контроля и надзора за реализацией соответствующих правовых предписаний, средства защиты и ох­раны среды;
 - уголовно- и административно-правовые запреты (ответст­венность за загрязнение среды, браконьерство, незаконную поруб­ку леса и др.);
 - процедуры решения спорных вопросов, реализации юри­дической ответственности, средства юридической защиты долж­ностных лиц, осуществляющих природоохранительную деятель­ность и проч.
 Во-вторых, это правоохранительная деятельность соответст­вующих органов государства, направленная на обеспечение закон­ности в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в том числе:
 - организация и деятельность суда, прокуратуры, органов внутренних дел;
 - организация и деятельность выполняющих природоохранительные задачи комиссий и иных организаций (лесоохраны, рыбоохраны и проч.);
 - деятельность администрации соответствующих государст­венных учреждений, предприятий, организаций (в том числе ад­министрации заповедников, заказников и проч.).
 В-третьих, деятельность государства в сфере международно-правовых отношений. Здесь можно указать на следующие формы:
 - участие государства в работе международных организаций, осуществляющих экологическую деятельность;
 - сотрудничество с Международным союзом охраны при­роды и другими подобными неправительственными организа­циями;
 - обеспечение реализации международно-правовых соглаше­ний и иных документов, направленных на решение природоохранительных задач (Общесистемная программа ООН по окружаю­щей среде и др.).
 В-четвертых, немалое значение имеют и неправовые формы природоохранительной деятельности государства. Здесь можно указать на организацию экологического воспитания населения, экологической пропаганды, сотрудничество с общественными объ­единениями, осуществляющими природоохранительную деятель­ность, вовлечение в эту работу широких слоев населения.
 Стоит между тем отметить имеющееся в нашей стране небла­гополучие в организации и обеспечении экологической безопас­ности. Так, в значительной степени устарело законодательство, регламентирующее сферу экологии. Оно не в полной мере учиты­вает новые условия жизни общества, в том числе развитие рыноч­ных отношений. Сейчас проводится работа по обновлению этой сферы законодательства.
 Нормы ПДК (предельно допустимых концентраций) не опуб­ликованы и существуют далеко не по всем веществам (около 200, хотя в промышленных выбросах их тысячи).
 Как отмечал бывший министр охраны окружающей среды, и природных ресурсов России Данилов-Данилян, на природу у нас не обращают внимания. Лесо-, рыбо-, охотохрана, санэпидстанции не работают, нередко сами дают разрешения на нарушение эко­логических норм. Охрана природы передана из ведения государ­ства в ведение муниципальных органов. Очистных сооружений не строят, деньги расходуют на другие цели.
 Все это указывает на необходимость резкой активизации природоохранительной деятельности государства. Проблема стано­вится еще более актуальной в связи с низким уровнем экологи­ческой культуры большинства граждан и должностных лиц: весь­ма небольшое число людей понимает важность этой проблемы, со­знает реальность угрозы гибели природы и связанной с этим не­избежной гибели самого человечества (рис. 1 и 2).
 
 Рис. 1. Воздействие человека на природу
 
 Рис. 2. Формы государственно-правового влияния на решение экологической проблемы
 
 35.3. Государство, право и народонаселение
 
 Проблема народонаселения - одна из глобальных проблем со­временности, выдвинувшаяся на первый план и тесно связанная, прежде всего, с проблемами мира, жизнеобеспечения и преодоле­ния отсталости. Прямо или косвенно она входит в содержание каждой из четырех сфер деятельности государства: экономичес­кой, политической, социальной и духовной, но прежде всего - социальной. Народонаселение является предметом изучения нау­ки, носящей название «демография». Демография исследует чис­ленность народонаселения, его географическое распределение и состав, процессы воспроизводства населения (рождаемость, смерт­ность, продолжительность жизни), зависимость состава и движе­ния населения от социально-экономических, духовно-культурных и других факторов.
 Развитие человеческого общества, возникновение и функцио­нирование государств имеет своей конечной целью производство и воспроизводство непосредственной жизни, включающее произ­водство двух видов: производство средств к жизни и продолжение рода. Считается, что глобальная проблема народонаселения не только и не столько в росте численности населения планеты во­обще, сколько в неравномерности роста этой численности в раз­личных странах и регионах из-за особенностей демографических и социально-экономических процессов, что приводит к перерас­пределению численности населения по регионам мира, а также внутри регионов между городским и сельским населением. Вос­производство населения - это процесс непрерывного возобновления поколений людей в результате взаимодействия рождаемости и смертности.
 Наряду с социальным и национальным, демографический фак­тор является главным для большинства процессов, которые ха­рактеризуют уровень развития производительных сил и характер производственных отношений, т.е. те условия, при которых жили и живут люди.
 Государственное управление демографическими процессами имеет целью оптимизацию величины трудовых ресурсов, т.е. на­селения как производителя материальных благ, а также поддер­жание достойного и достаточного уровня его жизни как потреби­теля этих благ.
 Осуществляя свои функции, государство использует право­вые и неправовые (организационные) методы. В этой связи важ­но отметить существенную роль законодательства, относящегося к блоку отраслей, регулирующих социальное развитие: трудовое, авторское законодательство, законодательство о социальном обес­печении, в том числе пенсионное, жилищное законодательство, законодательство об образовании и здравоохранении, брачно-семейное законодательство, другие отрасли. Принятие и реализация этого законодательства зависят от успешности функционирования государства.
 Каждое государство осуществляет определенную демографи­ческую политику, которая является частью социально-экономи­ческой политики и, естественно, тесно связана с духовно-нравст­венной сферой. Ее главные направления следующие: воспроизвод­ство и миграция населения; формирование его образовательного потенциала; состав и структура трудовых ресурсов; профессио­нальная ориентация; трудоустройство; занятость населения. Все сведения об этих процессах фиксируются в государственной ста­тистике и, в частности, при проведении переписи населения, на­ходятся в поле зрения законодательной и исполнительно-распо­рядительной властей. Главные показатели при этом - количество и качество населения.
 Предметом этой политики является семья, как та обществен­ная структура, в которой прежде всего происходит воспроизвод­ство человека - члена общества. Поэтому значительное боль­шинство конституций не обходят ее своим вниманием. Типич­ной в этом отношении является ст. 24 японской конституции, где указано, что все вопросы брака и семьи должны регулиро­ваться законами, исходящими из принципа личного достоинства и равенства полов, что семья - основа сохранения и развития нации.
 Всякое государство может использовать при выполнении своих функций комплекс мер воздействия на демографические процес­сы, и прежде всего льготы, стимулирующие рождение, как пра­вило, первого, второго, третьего ребенка, четвертого и последую­щих; ежемесячные пособия на детей: многодетным матерям, оди­ноким матерям, на детей военнослужащих срочной службы, на детей, родители которых уклоняются от их содержания; малообес­печенным семьям. Защищаются трудовые права женщин. Имеют место компенсационные выплаты лицам, ухаживающим за инва­лидами, матерям, имеющим детей до трех лет. Платятся стипен­дии и осуществляются другие выплаты студентам высших и сред­них учебных заведений или они освобождаются от оплаты за учебу. Поощрение рождаемости имеет место также при распределении муниципальной жилой площади и вступлении в жилищно-строительные кооперативы, например в России. Государство осущест­вляет заботу не только о женщинах и детях, но и о пенсионерах, инвалидах, выделяя в бюджете различные суммы для поддержа­ния малоимущих и выполнения названных и многих других со­циальных программ, способствующих увеличению продолжитель­ности жизни. В целом широко используются прежде всего стиму­лы (побудительные факторы), но также имеют место и ограниче­ния (сдерживающие факторы) в ходе реализации рассматриваемой демографической политики.
 Мировой истории известно множество примеров, когда бла­годаря правильной демографической политике государства по­дъем рождаемости превращался из утопии в реальность. Так, когда в 1870 г. Германия завоевала часть Франции, получила с нее огромную контрибуцию, страна впала в нищету. Одновремен­но произошло резкое падение рождаемости. Франция теряла на­селение, пустели города, вымирали деревни. И тогда ученые раз­работали, а правительство осуществило обширную программу. Для женщин ввели большое пособие за одного ребенка и еще боль­шее - за двух, трех детей. Для семей с детьми были снижены цены на лекарства и некоторые продукты питания. Иметь много детей стало выгодно. И они появились. После Второй мировой войны подобные мероприятия проводил президент де Голль и по­лучил такой же результат.
 До 80-х гг. СССР в целом и Россия в частности по рождаемости находились на уровне развитых стран Европы, США, Канады, где прирост населения был или очень незначительный, или ста­бильный. И средняя продолжительность жизни была у нас на ев­ропейском уровне - 70 лет. В 1981 г. было принято постанов­ление Правительства о помощи семьям с детьми, предусмотревшее надбавки к зарплате, увеличение оплачиваемого и неопла­чиваемого отпусков. В общем-то, небольшие льготы, но для не­избалованного населения и они послужили стимулом. И с 1983 г. рождаемость стала расти. В течение четырех лет в России еже­годно рождалось 2,5 млн. младенцев, на полмиллиона больше, чем раньше. А потом началась реформа с шоковой терапией, эко­номическим кризисом, спадом производства, безработицей, рос­том преступности, что не могло не сказаться на демографической ситуации. Резко упала средняя продолжительность жизни. Сей­час для мужчин она составляет 57 лет, для женщин - около 70. В среднем - это 64 года, т.е. на уровне таких стран, как Ангола, Гвинея, Вьетнам, Монголия. В России оказалась разрушена сис­тема государственного бесплатного здравоохранения, которая не­смотря на многие недостатки, все же служила людям. Теперь же стало дорого лечиться, особенно дорого стоят лекарства, что ухуд­шило в первую очередь положение пенсионеров. Нарушен тра­диционный баланс питания. На прилавках магазинов обилие ал­коголя и суррогатов. Экономический кризис отразился на рож­даемости, которая заметно снизилась.
 В целом по прогнозу ООН, данному в 1994 г., к 2050 г. чис­ленность населения России сократится до 130 млн. человек или более чем на 12% от современной. В то же время население, на­пример, Узбекистана, возрастет более чем вдвое и составит около 47 млн. человек. Население Таджикистана за тот же период утро­ится, достигнув 15,5 млн. человек. Соотношение между населением России, с одной стороны, и населением стран Центральной Азии и Казахстана, с другой, изменится следующим образом. Если в 1995 г. население России превосходило население перечисленных стран в 2,7 раза, то к 2050 г. оно окажется всего лишь на 1/4, или на 26 млн. больше. Именно с этих позиций оцениваются совре­менные тенденции сокращения численности населения слабозасе­ленной России, большая часть территории которой сосредоточе­на именно в Азии. Наряду с традиционными способами или сред­ствами снижения смертности, стимулирования рождаемости и обеспечения большей продолжительности жизни россиян, спе­циалисты видят резерв повышения численности населения в воз­вращении на историческую родину 25 млн. русских, оказавших­ся в государствах, отделившихся от России, что возможно при осуществлении комплексных государственных мер, включающих предоставление им земли в вечное пользование, денежных ссуд и других льгот. Известно, что, когда французам пришлось уйти из Северной Африки, они вывезли на родину всех соотечествен­ников - почти 2 млн. человек, и люди оказались нужны для подъема экономики страны. Или пример Израиля, который соби­рает евреев со всего света, что и позволило ему в рекордно короткий срок войти в число самых высокоразвитых государств.
 Демографические отношения охватывают важнейшую сферу отношений системы «человек - семья - общество» и являются чувствительными к влиянию научно-технической революции. Разрушение системы колониальной зависимости привело впервые к вовлечению в историю народов и целых континентов, которые прежде были отрезаны от основного потока человеческого разви­тия. Проблема народонаселения столкнулась с беспрецедентным явлением «демографического взрыва» в развивающихся странах. Стремительным ростом оказалось охвачено без малого 2/3 чело­вечества. За период с 1980 по 2000 г. прогнозировался рост насе­ления Африки на 70%, Латинской Америки - на 45%, Азии - на 39% , Океании - на 25% , Китая - на 20%, но прогноз оправ­дался лишь частично. Предполагалось, что к 2020 г. человечество настолько заселит нашу планету, что не сможет себя прокормить, исчерпав все ресурсы Земли. Кривая роста населения за последние годы поднимается не так быстро, как еще 10 лет назад. Это отно­сится не столько к богатым государствам, где прирост населения в XX столетии и так был довольно слабым, сколько к развиваю­щимся государствам, где рождаемость значительно сокращается. Особенно это заметно на примере Индии и Мексики, которые были главной опорой в теории демографической катастрофы. Даже в Африке, где рождаемость продолжает оставаться очень высокой, тоже имеет место тенденция к ее снижению.
 Раньше высокая рождаемость в слаборазвитых государствах объяснялась высокой смертностью, особенно детей, из-за нехватки продовольствия, воды и многого другого. Поэтому требовалось ро­жать много детей, чтобы хоть часть выжила и обеспечила числен­ность населения. Теперь же успехи в здравоохранении, достигну­тые в развитых государствах и успешно внедряемые в развиваю­щихся, позволили успешно бороться с многими болезнями, что значительно понизило смертность населения, в том числе детскую. Больше детей стало выживать, поэтому и рожать их стали меньше, чтобы не превысить традиционное количество детей в семье. Ука­занное обстоятельство свидетельствует о значительной роли меж­дународного сотрудничества государств в решении демографичес­кой проблемы.
 Демографическая проблема имеет особенно важное значение в социально-экономическом развитии Китая, население которого составляет почти одну четвертую всей численности населения зем­ного шара. Там государство, наряду с планомерным развитием экономики, осуществляет и планомерный контроль над ростом насе­ления, с тем, чтобы он соответствовал социально-экономическому развитию. Регулирование численности населения в Китае, в том числе путем ограничения рождаемости, является важным компо­нентом общей программы развития государства, а содействие в регулировании размеров семьи положено в основу национальной политики. Исключительно сложная демографическая ситуация в Китае заставила поднять государственное регулирование рожда­емости на уровень конституции. В нее включены следующие нормы: «Государство осуществляет планирование рождаемости, чтобы привести рост населения в соответствие с планами эконо­мического и социального развития» (ст. 25); «Супруги - муж и жена - обязаны осуществлять планирование семьи» (ст. 27 ч. 2). Практически сдерживается рост рабочей силы в количественном отношении и принимаются меры к повышению ее качества путем ускорения развития науки, образования, культуры, здравоохра­нения и системы социального обеспечения, т.е. надлежащего вы­полнения государством социальной функции, что должно неук­лонно улучшать моральное самочувствие населения, а также его физическое, духовное и культурное развитие.
 В государствах - членах ООН действует Всемирный план в области народонаселения, принятый на Международной конфе­ренции по народонаселению в Мехико. С конца 60-х гг. ООН при­няла на себя координацию всех мер по оказанию помощи в области народонаселения, в связи с чем в 1969 г. был образован специаль­ный фонд (ЮНФПА). В этом направлении действует и ЮНЕСКО, которая помогает решать демографические проблемы, в том числе через просвещение населения.
 По данным центра демографии Института социально-эконо­мических исследований РАН, пока численность населения Земли растет. По прогнозам ООН, в последующие 50 лет оно вырастет до 9,8 млрд., а в дальнейшем прирост резко замедлится. Поэто­му к концу третьего тысячелетия землян на планете станет 10-11 млрд. и на этом их численность стабилизируется.
 Власть в любом государстве должна исходить из того, что ин­теллектуальный потенциал населения является самым ценным из всех ресурсов, что современный человек является, прежде всего, создателем, а затем уже потребителем ресурсов и что оптимальные темпы роста населения должны превышать темпы самого быстрого внедрения новых технологий.
 
 
 35.4. Государство и право в решении проблемы международного общения
 
 Пока существуют национальные правовые системы и суве­ренные национальные государства, решение проблем междуна­родного общения можно связывать с их совместными усилия­ми. Поэтому речь должна идти в первую очередь о роли между­народного права, международных правительственных и непра­вительственных организаций, различного рода союзах госу­дарств, соглашениях, пактах и т.д. Отсюда тенденция к образо­ванию мирового права, а в какой-то перспективе и мирового пра­вительства. Образование, в частности, ЕЭС и Совета Европы, пред­метная деятельность последнего подтверждают названную тен­денцию. Активизировались и некоторые органы ООН: Совет Без­опасности, ЮНЕСКО и др. Их вклад в разрешение проблем мира, социального и культурного развития народов стал более резуль­тативным.
 Оптимизация самого процесса общения народов мира - это одна из глобальных проблем человечества. В ее решении перво­степенная роль отводится процедурным нормам и самим проце­дурам мирного разрешения конфликтов, согласования усилий по совместному достижению социально полезных целей.
 Решение названной, а также и других глобальных проблем диктует примат международного права перед внутренним. Долгое время этого не хотели признавать в России. Конституция 1993 г. объявила общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации состав­ной частью ее правовой системы. Там же (ст. 15) установлено:
 «Если международным договором Российской Федерации установ­лены иные правила, чем предусмотренные законом, то применя­ются правила международного договора».
 Итак, решение проблем международного общения зависит от доброй воли отдельных государств (соответственно закрепляющих ее общепланетарную целостность как непреходящую ценность, частями которой выступают отдельно взятые государства). Про­блема в том, чтобы научиться ценить социальную гармонию, спо­койствие и безопасность в обществе, регионе, на планете как ус­ловия прогресса цивилизации. Мир нашей планеты един и в своем развитии подчиняется объективным законам системной органи­зации целого.
 В прошлом целостность отдельно взятого государства обес­печивалась главным образом военно-политическими средства­ми: максимальное вооружение; создание крупных оборонительных систем и долговременных сооружений (Великая Китайская стена, линии Мажино, Маннергейма, Зигфрида, Сталина, Ат­лантический вал и т.д.); объединение в двусторонние и много­сторонние военно-политические союзы, пакты, блоки и т.п. Со­ответственно этому и разрабатывались концепции безопасности государств, военные доктрины, на основе которых шел передел мира, воспитывались целые поколения, формировались нацио­нализм, расизм, шовинизм. В XX в. глубокие противоречия меж­ду враждовавшими военно-политическими группировками при­вели к двум мировым войнам и неисчислимым локальным кон­фликтам.
 К сожалению, и сегодня мы видим, что иррационализм в по­нимании целостности государства не только не потеснен, но и мощно проявляется на многих других направлениях. На смену глобальной, во многом одномерной, конфронтации пришла кон­фронтация многомерная, региональная, внутрирегиональная. Резко возросло количество кризисов, войн и вооруженных кон­фликтов. И все это один из косвенных результатов разрушения основ биполярной целостности мира, открывшего дорогу центро­бежным процессам. Очевидно, существует глубинная связь между национальной, региональной и глобальной социально-политичес­кой целостностью. Она не всегда видна, не сразу обнаруживается, но влияние ее на цивилизацию бесспорно. Причем характер этого влияния, по мере повышения уровня взаимозависимости и взаи­мообусловленности современного мира, нарастания интеграцион­ных процессов становится все более жестким. Страны и регионы постепенно обретают новый облик как части, элементы и компо­ненты единой социальной системы -цивилизации. И только во взаимодействии они способны создать общепланетарную социаль­но-политическую целостность как символ всеобщего союза наро­дов, проживающих на Земле.
 Однако мировое сообщество еще не полностью отошло от про­пасти цивилизационной катастрофы, предпосылки которой фор­мируются новыми, в определенной степени еще не до конца осо­знанными источниками системной напряженности человечества. Причина же их видится в одном - в недооценке планетарной зна­чимости целостности отдельного государства как фактора стабиль­ности и упорядоченности общественных отношений, условия ре­формирования и эволюционирования социума. Налицо ситуация, которая несет в себе потенциальный взрывной заряд не только национальным, но и планетарным интересам. Пример тому - СССР, Югославия, распавшиеся как от разрушительного сепара­тизма, так и под воздействием нарастающего экономического и политического кризиса господствовавшей политической системы, оказавшейся неспособной к адаптации к новым условиям. Причем мировое сообщество также оказалось неспособным максимально «мягко» реформировать гибнувшие режимы. Проблема заключа­ется в постижении системной природы общества, государства, ци­вилизации и в понимании того, что экономический и культурный потенциал государства выступает частью экономического и куль­турного потенциала человечества.
 Целостность отдельного государства как планетарная ценность представляет собой также и важный международно-правовой ин­ститут, основывающийся на принципе суверенного равенства го­сударств в международном общении. Таким образом, можно ут­верждать, что правовая природа целостности государства вытекает из общепринятого в международном праве принципа суверенного равенства.
 О какой бы конкретной целостности государства ни шла речь, можно выделить несколько постоянно присутствующих компо­нентов. Прежде всего совокупность представлений о том, как уст­роен мир и каким законам он подчиняется и должен подчиняться. Затем взгляды на человека, общество, государство и цивилизацию в целом в таком мире. И наконец, указания на то, как должны вести себя человек, общество и. государство, выстраивая свои от­ношения с другими людьми, обществами и государствами.
 Понятно, что элементы, составляющие содержание целостнос­ти государства, могут толковаться по-разному. Но неизменными остаются основные функции целостности государства как опреде­ленной социальной ценности. Они заключаются в том, что у че­ловека, обретшего разум, организуется сознание в нечто «целост­ное», что открывает возможность осознанного поведения, а не пси­хологических метаний; позволяет использовать любой запас жиз­ненного опыта и знаний. Отсюда целостность государства - это целая государственная и общепланетарная идеология, которая оп­равдывает и благословляет целенаправленные усилия человека и социально-политической организации, формы и методы решения тех или иных задач.
 Изложенное позволяет сделать вывод: важно сделать все то, что позволит свести до минимума иррациональные, антигуман­ные, антидемократические тенденции в государственном и меж­государственном развитии, избавить жизнь от насилия, фанатиз­ма, идолопоклонства, презрения к разуму. Ведь государство может нести в себе и неценностные заряды, если господствующий режим служит различного рода социально-политическим аномалиям - утверждению классовых, националистических, расистских и им подобных идей и идеологий. Иными словами, власть способна быть не только созидательной, но и разрушительной для общественно­го организма силой. Она - как своеобразное обоюдоострое ору­жие - может быть одновременно и полезной и опасной для об­щества; способна направлять свою энергию как на праведные, так и на неправедные цели; как на защиту правовых законов, так и на их попрание; может злоупотреблять своей мощью, своим пра­вом (говоря словами Макса Вебера) «на законное насилие».
 Само государство и право следует рассматривать в перспективе как планетарную ценность. Это есть отрицание Зла и утверждение Добра, границы и начала которых можно почерпнуть в древней­ших и вечных памятниках человеческой мудрости: Библии, Ко­ране, Талмуде и др. Универсальный гуманизм объективно, а по­тому и неуклонно ведет к сближению различных политических систем и измерений, к объединению народов и культур планеты, к провозглашению новых духовных, философских основ интегра­ции человечества.
 Таким образом, от целостности отдельного государства можно идти к целостности цивилизации - объективной социальной цен­ности и потребности общественного прогресса. Учет названной ценности в политике, международной деятельности в качестве до­минанты современности - магистральное направление развития всего мирового сообщества, объективный императив совершенст­вования Человека и Человечества.
 
 35.5. Эволюция права и государства
 
 Разные подходы к праву, разные взгляды на сущность и функ­ции государства обусловили многообразие взглядов на историчес­кие судьбы права и государства. Общее мнение одно - право и государство развиваются. Даже теологи, придерживающиеся док­трины возрожденного естественного права, признают изменение содержания правовых требований. И только агностики (не при­знающие возможности проникнуть в суть происходящего) могут отрицать необходимость уяснения вопроса о том, куда движется человечество, а вместе с ним и государство, и право.
 Каким целям будет служить такого рода прогноз? Разумеется, не просто для удовлетворения человеческого любопытства.
 Во-первых, анализ дальнейшей эволюции права и государства позволит еще раз проследить связь и взаимозависимость общества, права и государства, «отточить» инструменты активного воздей­ствия на общественное развитие. Во-вторых, это дает возможность предотвратить возможные неблагоприятные отклонения в государственно-правовом развитии, поставить последним необходи­мые заслоны.
 Признание закономерностей социального развития и обраще­ние в связи с этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое определение судеб права и государства будет удовлетворять научному подходу и служить практике государст­венно-правового строительства.
 Еще два-три десятилетия назад политическая система России развивалась в русле марксистско-ленинской теории отмирания го­сударства и права. Ее основной вывод состоял в том, что государ­ство и право существуют не извечно; они опять исчезнут с постро­ением бесклассового коммунистического общества. Полагали, что люди постепенно привыкнут к соблюдению правил общежития без принуждения, без контроля со стороны особого аппарата, назы­ваемого государством. Для этого необходимы экономические пред­посылки (достижение высокого уровня благосостояния на базе об­щественной собственности на средства производства), социальные (исчезновение классов и классовых антагонизмов), политические (развитие социалистической демократии), духовные (достижение высокого уровня сознания трудящихся масс). Отмирание государ­ства и права представлялось процессом превращения (преобразо­вания) их в органы общественного самоуправления и неправовые нормы коммунистического общежития. Первые должны были бы руководить хозяйственной деятельностью, социальным, культур­ным, духовным, нравственным процессами в обществе. А правила общежития - обеспечивать самоорганизацию жизни людей, под­держивать дисциплину и порядок.
 Соответственно названным идеям не уделялось должного вни­мания надлежащей подготовке юридических кадров, суды не об­разовывали особой ветви власти, частное право вообще не призна­валось в качестве особой отрасли. Напротив, поощрялась деятель­ность общественных формирований (народных дружин, товари­щеских судов, разного рода общественных комиссий), деклариро­валась передача государственных функций общественности.
 Было бы неверно оценивать весь опыт советского государст­венного строительства только отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных теоретических положений (догм), забегание вперед, прожектерство, огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие властвующих структур. В любом случае в постперестроечный период теория отмирания государства и права не находит своих сторонников. Единственной теорией, ко­торая в последнее десятилетие XX в. пришла ей на смену в России, является теория цивилизма (B.C. Нерсесянц), согласно которой на базе реального социализма открылась возможность формирования неотчуждаемого права каждого на равную цивильную соб­ственность и в целом движения к более высокой ступени в про­грессе свободы. А какой-либо другой формы бытия и выражения свободы в жизни людей, кроме правовой, человечество не изобре­ло. Поэтому прогрессирующий процесс освобождения людей от различных форм личной зависимости, угнетения и подавления - это и правовой (государственно-правовой) прогресс. Названная теория в отличие от теории Гегеля (который считал буржуазное право верхом прогресса) и теории Маркса (который считал бур­жуазное право последним типом права) допускает постбуржуазное и постсоциалистическое право.
 На Западе не принято подвергать сомнению ценность буржу­азного права, и соответственно об отказе от права и государства речь не идет. Однако как в Европе, так и в США постоянно деба­тируется вопрос о том, не слишком ли велика роль права и госу­дарства в обществе. Многие американцы, например, полагают, что у них имеет место слишком большое увлечение законами и юри­дическими процессами, что американское общество поймано в сети права. Другие возражают, считая рост правовой системы при­знаком приверженности к справедливости и национальной гор­достью. Анализируя будущее право в Соединенных Штатах, аме­риканский юрист Лоуренс Фридмэн оправдывает всеобъемлющую роль права и дальнейшее расширение юридического процесса внедрением в жизнь научно-технических достижений, увеличе­нием мобильности людей, расширением личных свобод и особен­но расширением сферы неперсонифицированной общественной жизни, а также необходимостью контроля за всепроникающей де­ятельностью правительства*.
 
 *Фридмэн Лоуренс. Введение в американское право. М.: Прогресс, 1992. С. 228-236.
 
 Общая теория права и государства не может акцентировать внимание на перспективах эволюции отдельных правовых систем. Эта наука ставит вопрос о судьбах права и государства вообще. И в решении его легко впасть в утопию, уйти в заоблачные дали. Если же не отрываться от мировых реалий, следует констатиро­вать следующие моменты:
 1. Все большее усложнение общественных отношений, что, ес­тественно, диктует потребность в таких инструментах, как госу­дарство и право.
 2. Глобализацию ряда проблем (о некоторых из них речь шла в предыдущих разделах), требующих в своем разрешении усиле­ния роли права и государства.
 3. Рост социальных конфликтов, предполагающих государст­венно-правовой инструментарий их преодоления.
 4. Возросшее стремление людей к свободе, которая только и возможна в рамках права и при поддержке государственных ин­ститутов.
 5. Основное направление эволюции права и государства - в сближении национальных систем в силу ограниченности зем­ного пространства, близости народов и необходимости общих ре­шений.
 Негативное отношение к государству и неправовым законам, от него исходящим, может иметь место только там, где законода­тельство и государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристику нельзя распространять на государство и право во­обще. Уместно в этой связи вспомнить, в силу каких причин по­явилось государство, почему его воле стали придавать общеобя­зательное значение. И если среди этих обстоятельств видеть некие общесоциальные (общечеловеческие) потребности, то именно с ними и следует связывать судьбы права и государства. Хорошо сравнение изобретения права с изобретением колеса. Последнее, как известно, могло употребляться для казней людей (колесова­ние), но куда в большей степени оно используется для обеспечения поступательного развития общества. Наука общей теории права и государства должна моделировать прогрессивную роль государ­ственно-правового механизма.
 
 содержание
 
 ПРЕДИСЛОВИЕ К ТРЕТЬЕМУ ИЗДАНИЮ............................................................................................................................................ 2
 ПРЕДИСЛОВИЕ КО ВТОРОМУ ИЗДАНИЮ.......................................................................................................................................... 2
 Раздел первый. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ТЕОРИИ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА.......................................................................... 3
 Тема 1. Предмет теории права и государства................................................................................................................. 3
 1.1. Теория права и государства в системе общественных наук........................................................................................ 3
 1.2. Теория права и государства в системе юридических наук................................................................................................. 5
 1.3. Определение предмета вузовского курса теории права и государства........................................................................ 7
 1.4. Функции теоретической науки о праве и государстве и ее развитие............................................................................. 9
 Тема 2. Метод теории права и государства.................................................................................................................... 11
 2.1. Значение методологии в познании права и государства. Связь предмета и метода науки................................... 11
 2.2. Основные подходы в изучении права и государства.......................................................................................................... 12
 2.3. Деидеологизация научного знания............................................................................................................................................ 15
 2.4. Частные и специальные методы познания права и государства................................................................................... 16
 Раздел второй. ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ПРАВА И ГОСУДАРСТВА............................................................................................. 19
 Тема 3. Основные понятия о праве и правовых явлениях.................................................................................... 19
 3.1. Определение права........................................................................................................................................................................ 19
 3.2. Источник (форма) права............................................................................................................................................................ 19
 3.3. Определение закона и подзаконных актов............................................................................................................................. 19
 3.4. Законность...................................................................................................................................................................................... 20
 3.5. Правопорядок................................................................................................................................................................................. 20
 3.6. Правоотношение........................................................................................................................................................................... 20
 3.7. Юридический факт....................................................................................................................................................................... 21
 3.8. Субъективное право и юридическая обязанность............................................................................................................... 21
 3.9. Правосознание................................................................................................................................................................................ 21
 3.10. Действие права........................................................................................................................................................................... 21
 3.11. Реализация права........................................................................................................................................................................ 21
 3.12. Применение права....................................................................................................................................................................... 22
 3.13. Правонарушение.......................................................................................................................................................................... 22
 3.14. Юридическая ответственность............................................................................................................................................ 22
 3.15. Санкции.......................................................................................................................................................................................... 23
 3.16. Система права............................................................................................................................................................................ 23
 Тема 4. Основные понятия о государстве........................................................................................................................ 23
 4.1. Определение государства.......................................................................................................................................................... 23
 4.2. Механизм государства................................................................................................................................................................ 23
 4.3. Функции государства.................................................................................................................................................................. 24
 4.4. Форма государства...................................................................................................................................................................... 24
 4.5. Государственная власть............................................................................................................................................................. 24
 4.6. Механизм функционирования государства........................................................................................................................... 25
 4.7. Государственный строй............................................................................................................................................................. 25
 Раздел третий. ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО, ПРАВО........................................................................................................... 25
 Тема 5. Происхождение государства и права.............................................................................................................. 25
 5.1. Общая характеристика теорий происхождения государства и права...................................................................... 25
 5.2. Характеристика первобытного общества.......................................................................................................................... 28
 5.3. Восточный (азиатский) путь возникновения государства.............................................................................................. 30
 5.4. Западный путь возникновения государства.......................................................................................................................... 32
 5.5. Возникновение права.................................................................................................................................................................... 35
 5.6. Общие закономерности возникновения государства и права.......................................................................................... 37
 Тема 6. Государство в политической и правовой системе общества.......................................................... 40
 6.1. Гражданское общество и политическая организация общества................................................................................. 40
 6.2. Государство в правовой надстройке...................................................................................................................................... 41
 Тема 7. Соотношение права и государства.................................................................................................................... 43
 7.1. Методологические подходы к проблеме соотношения права и государства............................................................ 43
 7.2. Воздействие государства на право. Юридическая (правовая) политика государства......................................... 45
 7.3. Воздействие права на государство. Принцип связанности государства правом (верховенство права).......... 48
 Тема 8. Относительная самостоятельность государства и права.............................................................. 50
 8.1. Понятие относительной самостоятельности государства........................................................................................... 50
 8.2. Относительная самостоятельность государства по отношению к экономике........................................................ 51
 8.3. Относительная самостоятельность государства по отношению к господствующему классу и классовой борьбе 53
 8.4. Относительная самостоятельность отдельных органов государства....................................................................... 55
 8.5. Относительная самостоятельность права.......................................................................................................................... 56
 Раздел четвертый. ТЕОРИЯ ПРАВА.............................................................................................................................................. 56
 Тема 9. Современные подходы к пониманию права и их значение для юридической практики............. 57
 9.1. Общие вопросы понимания права и их значение для практической деятельности................................................... 57
 9.2. Нормативный подход к праву как средству поддержания законности и стабильности....................................... 58
 9.3. Социологический подход к праву как средству обеспечения динамизма общественной жизни........................... 59
 9.4. Психологическая теория права и возможности ее использования в юридической практике............................... 60
 9.5. Теория естественного права (философский подход к праву) как утверждение свободы и справедливости в практике правового государства...................................................................................................................................................................... 61
 9.6. Интегративный подход к пониманию права......................................................................................................................... 62
 Тема 10. Право в системе нормативного регулирования..................................................................................... 64
 10.1. Право в системе социальных норм........................................................................................................................................ 64
 10.2. Сущность права. Признаки права.......................................................................................................................................... 68
 10.3. Принципы права.......................................................................................................................................................................... 72
 10.4. Ценность права........................................................................................................................................................................... 74

<< Пред.           стр. 11 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу