<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 
 
 
 
 
 
 ОБЗОР СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
 В РОССИИ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Март, 2006 г.
 Москва
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Обзор современных исследований в области социальной политики в России выполнен в рамках Программы поддержки гражданского общества "Диалог" (IREX) при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).
 
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 Введение. Актуальность и общие характеристики работы. 4
 
 1. Методологические подходы и методы исследований. 7
 
 2.Тематика исследований и тенденции ее развития. 12
 
 3. Исследовательские центры и источники финансирования. 16
 3.1. Независимый институт социальной политики (НИСП). 17
 3.2. Фонд Дж. и К. Макартуров. 18
 3.3. Ассоциация независимых центров экономического анализа (ARETT). 19
 3.4. Центр демографии и экологии человека. 20
 3.5. Фонд "Институт экономики города" (ИЭГ). 21
 3.6. Центр независимых социологических исследований (ЦНСИ). 23
 3.7. "Библиотека благотворительности". 24
 3.8. Центр экономических и финансовых исследований и разработок
  в российской экономической школе (ЦЭФИР). 24
 3.9. Финансовые доноры исследований. 24
 
 4. Заключение. Выводы и рекомендации. 25
 
 Приложение 1. Независимый институт социальной политики (НИСП, Москва).
  Список научных программ и программ малых грантов. 28
 
 Приложение 2. Фонд Макартуров. Хронологический список проектов. 33
 
 Приложение 3. Ассоциация независимых центров экономического анализа.
  Список статей, опубликованных в альманахе "Современные
  проблемы социальной политики в России", и источников
  финансирования. 40
 
 Приложение 4. Центр демографии и экологии человека. Список проектов. 42
 
 Приложение 5. Фонд "Институт экономики города". Список методических
  разработок и аннотаций. 44
 
 Приложение 6. Центр независимых социологических исследований (ЦНСИ).
  Тематический список проектов и источников финансирования. 46
 
 Приложение 7. Библиотека благотворительности. Исследования по социальной
  политике 53
 
 Приложение 8. Центр экономических и финансовых исследований и разработок
  (ЦЕФИР). Список проектов. 54
 
 Приложение 9. ГУП "Всероссийский центр уровня жизни" (ВЦУЖ).
  Тематический перечень проектов на 2006 г. 55
 
 
 Обзор исследований подготовлен коллективом авторов:
  Загорулько Нина Максимовна - окончила экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в 1981 г., аспирантуру экономического факультета в 1986 г., имеет ученую степень кандидата экономических наук, автор ряда публикаций по вопросам государственного управления и экономики благотворительности.
  Потапенко Марина Семеновна - окончила экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова в 1983 г., аспирантуру экономического факультета в 1988 г., имеет ученую степень кандидата экономических наук, автор ряда публикаций по вопросам государственного управления и экономики благотворительности.
  Зенкова Лидия Владимировна - окончила исторический факультет Волгоградского педагогического института в 1975 г., аспирантуру МГПИ им. В.И. Ленина в 1984 г., имеет ученую степень кандидата исторических наук, научное звание - доцент.
  Старцева Галина Васильевна - окончила исторический факультет Самарского государственного университета в 1996 г., факультет политических наук Московской высшей школы социальных и экономических наук в 1998 г., аспирантуру Института философии РАН в 1999.
 1. Введение. Актуальность и основные характеристики работы.
  Кардинальные экономические преобразования, составившие основное содержание постсоветского периода развития России, повлекли за собой и радикальные изменения в общественной жизни, в социальной структуре российского общества. Именно рыночная переориентация российской экономики определила основные направления социальных преобразований, а российская специфика развития новых экономических отношений привела к существенному ухудшению социально-экономического положения значительной части россиян.
  Прямым следствием проводимых экономических реформ явилась интенсивная социальная трансформация общества - формирование новых и видоизменение прежних социальных слоев и групп, характеризующихся различным уровнем доходов, отношением к власти, ценностными ориентирами и т.д.
 Беспрецедентная социальная дифференциация российского общества, резкая поляризация населения по уровню доходов сопровождались появлением и обострением социальных проблем, в числе которых бедность, безработица, вынужденная миграция населения, детская беспризорность, высокая смертность и преступность в отдельных регионах РФ и как следствие, снижение уровня и качества жизни.
  Поступательное развитие российского общества оказалось невозможным без решения этих проблем. Объективная необходимость реформирования социальной сферы продиктовала усиление внимания к проблемам социальной политики на федеральном уровне государства, как важнейшего субъекта этой политики, всех ветвей и структур государственной власти в регионах, а также представителей самой широкой общественности.
  Сохранение прежней "монопольной" роли государства в социальной сфере стало объективно невозможным в условиях формирования демократических основ развития экономики и общества в целом. Привлечение представителей всех слоев общества к совершенствованию социальных отношений было продиктовано и тем, что государственного ресурса на проведение реальной (а не декларируемой) социальной реформы было явно не достаточно.
  Вместе с тем, появление новых "игроков" в сфере социальных отношений породило и неисчислимое множество вариантов, подходов, способов решения социальных проблем.
  Эти подходы на разном методологическом уровне с различной глубиной теоретического обоснования пытаются обобщить современные исследователи. Именно многочисленность социальных проблем и множественность подходов к их решению вызвали в последнее десятилетие поистине "лавину" исследований в области социальной политики России.
  Обзор исследований, проведенных в сфере социальной политики в России, выполнен в рамках Программы поддержки гражданского общества "Диалог", реализуемой Американским Советом по международным исследованиям и обменам (IREX) при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID). Новая четырехлетняя программа направлена на консолидацию сообщества организаций гражданского общества, поддержку профессиональных ассоциаций и альянсов некоммерческих организаций, развитие конструктивного диалога между организациями гражданского общества и властями в процессе формирования социальной политики.
  Результаты работы, проделанной в рамках данного проекта в течение февраля-марта 2006 года, подтверждают высокий научный интерес российских и зарубежных исследовательских центров к процессам, происходящим в сфере социальной политики. Исследования содержат существенный объем практически и научно-значимой информации, использование которой могло бы способствовать повышению эффективности деятельности НКО и, в конечном счете, более успешному формированию основ гражданского общества в России.
  Назревшая необходимость систематизировать огромную исследовательскую работу определила основную цель данного исследования.
  Предлагаемый обзор осуществлен на основе анализа открытых источников (исследовательских отчетов, научных публикаций - статей и монографий), доступных через сеть Интернет.
  Способ отбора источников, с одной стороны, максимально соответствует принципам деятельности самих исследовательских организаций, поскольку общедоступность и быстрота поиска информации является одним из базовых принципов развития сетевых взаимодействий в рамках третьего сектора.
  С другой стороны, данный выбор источников продиктован и ограничен объективными обстоятельствами: сложностью доступа к исследовательским отчетам многих научных центров, в том числе независимых, отсутствием специализированных тематических подборок по данной теме (библиотек, архивов), разрозненностью источников, неисчерпаемым объемом исследований по социальной тематике, выполненных за пореформенный период в академических институтах.
  Всего было проанализировано 323 исследовательских и практических проекта, реализованных известными независимыми исследовательскими центрами.
  В числе рассматриваемых источников - 198 научных проектов, 50 практических программ и 75 научных публикаций (статей и монографий). За пределами обзора остались многочисленные публикации, в основном, теоретического характера, подготовленные в рамках проектов российских академических и вузовских исследовательских центров, а также диссертационные работы по данной тематике.
  Способ отбора во многом предопределил хронологические рамки работы: в предлагаемом обзоре представлены исследования за 1996-2005 гг. - период, когда интернет стал в России общедоступным ресурсом.
  География исследований охватывает 26 регионов РФ, включая Москву и Санкт-Петербург. Подавляющее большинство работ по исследованию социальной политики выполняется московскими и петербургскими исследователями. Вопросы социальной политики, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, активно исследуются в Алтайском Крае, Новосибирской области, Ростовской области, Пермской области, Республике Коми, Татарстане.
  Основными исполнителями исследований в регионах являются сотрудники государственных университетов и других региональных вузов. Несколько "грантовых" исследований было выполнено независимыми организациями. Региональные исследователи привлекаются, как правило, в рамках грантовых программ НИСП и фонда МакАртуров.
  Данный обзор состоит из трех разделов, заключения и девяти приложений.
  В первом разделе приводится анализ методологической базы, основных научных понятий, используемых исследователями социальной политики. Здесь же дается описание типологии, характера и основных методов исследований.
  Во втором разделе представлена структура тематики исследований, проанализированы тенденции развития основных исследовательских направлений, показана связь между реалиями социальной жизни и их отражением в работе исследовательских центров.
  В третьем разделе приводятся характеристики основных исследовательских центров и обозначены источники финансирования основных проектов.
  В Заключении в виде тезисов, обобщающих материалы обзора, изложены основные выводы и рекомендации.
  В Приложениях (№№ 1-8) дан исчерпывающий перечень исследований, выполненных исследовательскими центрами, работы которых проанализированы в предлагаемом обзоре.
  В Приложении № 9 приводится перспективный план работ на 2006 г. государственного унитарного предприятия "Всероссийский центр уровня жизни"1 (ВЦУЖ), дающий представления об оригинальных практически значимых проектах в области изучения социальной политики.
  1. Методологические подходы и методы исследований.
  Как показал анализ источников, большинство российских исследований социальной политики имеет выраженный академический характер.
  Сильной стороной этих работ является соблюдение принципов научного исследования, т.е. наличие методологии. Следуя основным методологическим требованиям, исследователи определяют объект исследований, рассматривают явления и процессы в многообразии их связей, в динамике, выявляя, таким образом, устойчивые и изменчивые свойства социальных явлений.
  Ключевым, доминирующим понятием в рассматриваемых исследованиях является понятие социальной политики.
  Исходя из господствующего "государственнического" подхода к анализу процессов, происходящих в социальной политике, в большинстве рассматриваемых исследований принимается определение социальной политики, принятое в российской академической науке
  Социальная политика, по трактовке большинства исследователей, это взаимоотношения социальных групп по поводу сохранения и изменения социального положения населения в целом и составляющих его классов, слоев, социальных, социально-демографических, социально-профессиональных групп, социальных общностей (семьи, населения территориальных единиц, народов)2.
  Главным субъектом социальной политики в понимании академических исследователей, является государство. Другими субъектами - граждане и социальные группы, а также представляющие их и отстаивающие их интересы институты и организации.
  Наиболее общей целью социальной политики признается обеспечение социальной устойчивости, воспроизводимости и безопасности социальной целостности.
  Проблема устойчивости общества как целостности ставит перед государством задачу частичного экономически и политически обоснованного регулирования экономических отношений, а также прямого перераспределения благ и социальных ресурсов от групп-доноров наиболее уязвимым социальным группам.
  Подобное вмешательство государства в систему экономических отношений, которые обеспечивают воспроизводство и благосостояние общества, нацелено на устранение крайних проявлений дисбаланса между наиболее успешными и наиболее уязвимыми социальными группами.
  Для комплексной характеристики жизнедеятельности населения служит понятие социального положения - совокупный результат деятельности различных социально-экономических факторов развития.
  Именно этот показатель является объектом многих рассматриваемых исследований.
  В социальных науках социальное положение измеряется количественно-качественными показателями. Качество и уровень жизни, обеспеченность социальными благами, занятость, устойчивость и защищенность (оценки различных рисков) социального положения - эти и другие показатели на выходе позволяют выделять в обществе социальные совокупности, характеризующие социальное состояние по шкалам "нищета, бедность \ достаток, богатство", "социальная защищенность \ социальная уязвимость" и т.д.
  В практическом плане социальная политика включает в себя стратегии повышения благосостояния населения в области доходов, оплаты труда, занятости, образования, здравоохранения, улучшения жилищных условий, культуры, спорта, защиты и поддержки нуждающихся категорий населения, а также стандарт достижимого качества и уровня жизни населения.
  Исследователи выделяют в социальной политике три основных блока проблем:
 * регулирование занятости экономически активного населения, обеспечение профессионального роста и профессиональной реализации, а также защита доходов и покупательной способности от инфляции;
 * воспроизводство экономически активного населения - предоставление услуг здравоохранения, образования, культуры, спорта, обеспечение жилищных условий;
 * защита и поддержка социально-уязвимых категорий населения (пенсионеры, нетрудоспособные, а также маргинализованные по тем или иным причинам группы, нуждающиеся в социальной реабилитации и адаптации).
  Социальная политика по методам ее реализации подразделяется в исследованиях на активную и пассивную.
  Активная политика включает в себя систему мер, регулирующих существующие отношения на рынке труда и в сфере предоставления социальных услуг и создающая условия для самостоятельной адаптации людей к реалиям жизни при непрямой поддержке государства (законодательное и административное регулирование, система социального страхования).
  Пассивная политика в понимании большинства исследователей - это прямая поддержка уязвимых групп граждан (выплата социальных пособий и предоставление льгот).
  Присутствие независимых исследовательских организаций и широкое распространение, начиная с 90-х годов прошлого века, донорской помощи международных организаций не смогли изменить основную исследовательскую парадигму - доминирование в исследованиях государства как главного субъекта социальной политики.
  Лишь некоторые проекты3 являются примерами конструирования научного понятия, расширяющего понимание социальной политики за пределы стереотипа "государство - население" и предполагающего участие других субъектов, в частности, представителей гражданского общества или "третьего сектора".
  Вместе с тем понятийный аппарат в целом все-таки отражает тенденции изменения основного объекта исследований - социальной политики. В трактовке ученых она все больше "дрейфует" в сторону реализации стандартов социального государства западного типа с поправкой на транзитный характер происходящих в стране социально-экономических процессов. К основополагающим понятиям, введенным в научный оборот в пореформенный период, можно отнести такие как, социальное партнерство, адаптивные экономические стратегии, депривация, качество человеческого капитала и др.
  В исследованиях социальной политики как академического характера, так и в прикладных работах преобладают социологические исследования, реже - работы политологического характера. В тех и других используются практически одинаковые методы исследований.
  Незначительно число работ носит чисто теоретический характер - их основным итогом нередко является теоретическое осмысление новых социальных явлений, введение в научный оборот новых терминов и дефиниций.
  Большинство же работ имеет прикладной характер, позволяющий выявить и проанализировать новые явления социальной жизни.
  Во многих исследованиях применяется комплексный подход к анализу изучаемых явлений, и используются одновременно различные исследовательские методы.
  Анализ вторичных источников используется практически всеми исследователями вкупе с другими методами.
  Анализу подвергается имеющаяся статистическая информация (данные Госкомстата, региональных комитетов по статистике, результаты количественных опросов населения и пр.), законодательная и нормативная база по исследуемой проблематике, материалы СМИ и пр. Метод позволяет обобщить значительный массив ранее накопленной информации, сделать на этой основе необходимые выводы и разработать рекомендации.
  В свою очередь текстовая вторичная информация анализируется в исследованиях, в основном, при помощи известных логических приемов (дедуктивный и индуктивный методы).
  Значительные массивы статистических данных или результаты социологических опросов анализируются при помощи специальных математических методов, среди которых наиболее распространены
 * эконометрический анализ - построение различных математических моделей на основе статистических данных;
 * различные типы регрессионных расчетов (логит-регрессия, пробит-регрессия, многофакторная регрессия4).
  В исследованиях широко используются количественные и качественные методы социологических исследований.
  К рассматриваемым количественным методам относятся различные виды социологических опросов (личные интервью, телефонные, почтовые и пр. опросы) интересующих исследователей групп (например, населения в целом, занятых, инвалидов, избирателей и пр.). Подобные опросы позволяют на больших массивах информации выявить определенные зависимости и активно используются в исследованиях уровня благосостояния, рынка труда, безработицы и других массовых социальных явлений.
  Качественные методы позволяют исследовать более частные социальные феномены. Они используются не для определения количественного превосходства той или иной характеристики, а для сбора и анализа информации, необходимой при выборе оптимального решения.
  К числу качественных методов, наиболее часто используемых в анализируемых исследованиях, относятся
 * фокус-групповые исследования - глубинные интервью по определенной тематике со специальным образом подобранной группой респондентов, отражающих целевую аудиторию;
 * различного рода экспертные интервью, позволяющие выявить позиции референтных групп по интересующим исследователя проблемам;
 * качественный анализ case study - детальное описание и изучение отдельного социального феномена (например анализ деятельности конкретной социальной организации);
 * социологическое наблюдение (включенное, скрытое, полевое).
  Контент-анализ источников - один из качественных методов, применяющийся при анализе информационных источников, в социальной политике, например, это - законодательные и нормативные акты, материалы СМИ.
  Наиболее активно и эффективно качественные методы исследования используются социологами Санкт-Петербурга. Эти методы хорошо отражают специфику таких объектов исследований, как маргинальные или "исключенные" социальные группы (бездомные, наркоманы, ВИЧ-инфицированные, девиантные дети) и различные практики девиантного поведения (попрошайничество, социальный активизм).
  Включенное и скрытое наблюдение, различные виды интервью помогали составить образный "портрет" изучаемой группы.
  Многие исследования сочетают качественный и количественный подход. Например, при рассмотрении адаптивных экономических стратегий различных групп граждан проводится опрос занятых в той или иной сфере, а параллельно с ним - фокус-групповые исследования или глубинные интервью, позволяющие выяснить мотивацию занятости в нелегальной экономике, отношение к данной сфере занятости и пр. факторы. Исследователи используют качественные методы в сочетании с количественными для изучения работы служб занятости, организации труда на предприятиях, в смешанных исследованиях с использованием психологических методов и пр.
  В целом рассмотренные работы позволяют говорить о широком арсенале научных методов, применяемых при анализе сферы социальных отношений. Большинство исследований включает в себя совокупность различных методов и методик исследований.
  Представление о распространенности различных методов исследований дает Диаграмма 1. Она отражает распределение количественных, качественных, смешанных (количественных и качественных) и сугубо теоретических методов исследования, сделанное на основе доступных для анализа отчетов и аннотаций исследовательских проектов 4-х центров: Независимого института социальной политики (НИСП), Центра демографии и экологии человека (ЦДЭЧ), Центра независимых социологических исследований (СПб), Центра экономических и финансовых исследований и разработок в российской экономической школе (ЦЭФИР).
  Диаграмма 1
 
  Как следует из приведенной диаграммы, всего в рассмотренных исследованиях качественных исследований - 60, количественных - 41, смешанных - 18, теоретических - 6. Перевес качественных методов, полученный благодаря ЦНСИ (СПб) - все исследования которого являлись качественными - несколько преувеличивает значение этих методов.
  Отдельный подсчет по исследованиям НИСП дает чуть более сглаженный результат: на долю качественных приходится 19 работ, количественных - 21, смешанных - 10, теоретических -1 (Диаграмма 2).
 
 
 
 Диаграмма 2.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  2. Тематика исследований и тенденции ее развития.
  В области социальной политики можно условно выделить несколько важнейших направлений исследований: рынок труда, благосостояние населения, социальные услуги, общественные группы, нуждающиеся в социальной защите.
  В свою очередь каждое из названных направлений включает следующие специфические темы, подразделы:
 Рынок труда
 * Эволюция форм заработной платы, последствия введения нового Трудового кодекса, тарифные соглашения и тарифные сетки, отсутствие государственного контроля за заработной платой, внеправовые практики на рынке труда (задержки зарплат), МРОТ, деформации спроса и предложения на рынке труда.
 * Неформальная экономика - анализ условий неформального трудового договора, неформальной занятости и самозанятости как адаптивных стратегий, трудовая мобильность и миграция.
 * Стратегии поиска работы на рынке труда, стратегии адаптации к новым экономическим условиям (военные, ученые, сельские жители, пенсионеры, "социальное дно" большого города), социальные сети.
 * Профессиональная переподготовка трудоспособного населения (анализ программ служб занятости).
 * Проблемы занятости - социально-демографический профиль безработных, анализ деятельности служб занятости.
 * Социальная исключенность - сельские эксклюзии на рынке труда.
 * Социальное партнерство.
 
 Благосостояние
 * Уровень и качество жизни.
 * Падение качества человеческого капитала.
 * Риски бедности (социально-демографические характеристики групп риска)
 * Потребительское поведение, покупательная способность
 Социальные услуги
 * Реформирование натуральных льгот, последствия приватизации жилья, задолженность по оплате ЖКХ.
 * Доступность образования, образование и рынок труда, деформации спроса и предложения различных профессий.
 * Доступность медицинских услуг, распространенность практики неформальной оплаты медуслуг, страховая медицина, государственные гарантии в области здравоохранения.
 * Реформа бюджетных учреждений социальной сферы.
 Социальные группы, нуждающиеся в специальной социальной поддержке
 * Беженцы и мигранты (трудовое поведение, дети беженцев).
 * Социальная адаптация инвалидов.
 * Наркоманы и ВИЧ-инфицированные и формы их социальной адаптации.
 * Бездомные, нищие - институциональное формирование социальной группы, стратегии адаптации.
 * Молодежь, дети - дети в семье, детские пособия и уровень бедности, дети-сироты, дети-правонарушители, семьи с детьми-наркоманами, молодежь мегаполисов.
 * Женщины (трудовая дискриминация, здоровье, семейные отношения).
  Анализ тематики исследований социальной политики позволил выявить несколько важных тенденций.
  Преобладание таких "консервативных" тем, как исследование уровня благосостояния и рынка труда, отражает в значительной степени инерционный процесс освоения новых тем, методов и парадигм отечественными социологами.
  Акцентирование тем благосостояния, трудовых отношений и различных адаптивных практик, с одной стороны, соответствует реалиям кризисного состояния российской экономики, которая не способна предоставить значительному числу россиян возможностей для достойного заработка, а, следовательно, самообеспечения. Это делает их потенциальными агентами социальной политики. С другой стороны, такой акцент является наследием советской исследовательской школы, когда социальные процессы рассматривались в макроперспективе, единственным серьезным субъектом социальной политики являлось государство, а население рассматривалось как объект воздействия или потребитель социальных услуг.
  Но исследовательская тематика свидетельствует и о том, что социологические исследования следуют за быстрыми социальными изменениями в трансформирующемся обществе. Так, традиционные исследования рынка труда дополняются исследованиями новых субъектов социальной политики и новых социальных практик.
  Новыми субъектами социальной политики признаются, во-первых, сами работодатели: от различных практик оплаты труда и прочих трудовых практик, лишь "рамочно" регулируемых государством, зависят показатели благосостояния работающего населения и степень их нуждаемости в специальной социальной поддержке.
  Во-вторых, по-новому рассматривается в области трудовых отношений и роль самих работников. Все больше исследований посвящается проблемам самоорганизации работников с целью отстаивания их собственных интересов (в том числе трудовых). В целом адаптивные практики признаются лишь относительно успешными, поскольку являются, по мнению исследователей, практиками приспособления, а не развития.
  Новую направленность приобрели и исследования такой консервативной области социальной политики, как уровень благосостояния, зачастую благодаря введению в научный оборот новых понятий, отражающих жизненные реалии.
  Например, исследования социальной депривации (лишенности) вносят новую качественную составляющую в экономические оценки таких явлений как бедность и нищета.
  В проанализированном массиве работ немалую долю составляют примеры рассмотрения процессов на локальных рынках (с частности на сельских), адаптивных экономических стратегий различных групп граждан, в том числе "внелегальных".
  Отдельным феноменом, который привлекает внимание исследователей, стала неформальная экономика. Виду широкого распространения внелегальных трудовых практик большинство исследователей затрудняются оценить их масштабы и провести четкую границу между формальной и неформальной экономиками.
  Однако неформальная экономика не сводится к криминальной, а рассматривается как форма временной адаптации рынка труда к быстроменяющемуся обществу и форма сдерживания роста скрытой безработицы. Помимо неформальной занятости трудовая миграция также рассматривается как одна из стратегий адаптации к подчас катастрофическим (например, для сельской местности) переменам на рынке труда.
  Высокая эластичность рынка труда в сочетании с распространенностью внелегальных практик и низким уровнем "законопослушности" заставляет исследователей пессимистически оценивать социальные последствия внелегальных трудовых отношений и возможностей их быстрой реструктуризации в будущем.
  Пессимистические оценки процессов на рынке труда находятся в прямой связи с падением качества человеческого капитала - понятия, присущего лишь современной социологической науке. С точки зрения социальной политики в этой связи рассматриваются различные активные стратегии государственной социальной политики, т.е. стимулирующей людей самостоятельно искать способы смены работы на более высокооплачиваемую или выхода из состояния безработицы через профессиональную переподготовку или поиск альтернативных источников существования, помимо трудового найма (открытие собственного дела).
  В исследованиях работы служб занятости отмечается низкая эффективность пассивных программ поддержки безработных.
  Пассивные способы социальной поддержки анализируются при исследовании положения различных социальных групп, нуждающихся в социальном попечении (инвалиды, сироты, социально исключенные).
  Достаточно большая группа исследований рассматривает эти социальные группы не только как объект пассивной социальной политики (выплаты пособий и пенсий), но и как возможных участников активных адаптационных программ. Это является наглядным примером переносом западных социальных практик общества, стремящегося включить в активную и полноценную жизнь всех потенциально "исключенных". Не смотря на то, что такая перспектива непривычна для российской жизни, именно в данном сегменте возможно включение некоммерческих организаций в практику реализации социальных программ. Об этом свидетельствует опыт работы с бездомными в Санкт-Петербурге.
  Проблема государственных социальных гарантий рассматривается исследователями в свете реформ системы предоставления социальных услуг (в сферах здравоохранении, образования, жилищной политике, пенсионного обеспечения).
  Исследования фиксируют распад советской системы государственных социальных гарантий и отсутствие новых работающих систем страхового обеспечения.
  Исключением является пенсионная система, исследованию которой посвящено совсем мало работ.
  Вакуум социального страхования заполняют различные коммерческие практики (неформальная оплата услуг образования и здравоохранения).
  В сфере жилищной политики исследования подтверждают продекларированный отказ государства практически от всех гарантий и сведение политики к созданию рамочных условий решения жилищных и коммунальных проблем рыночными средствами (ипотека, реформа ЖКХ).
  Итоги исследований в здравоохранении и образовании, напротив, показывают, что несмотря на декларации государства, чрезмерная коммерциализация повышает риски дальнейшего падения качества жизни для значительной части населения. Исследователи вскрывают существующие деформации в сфере образования и здравоохранения, связанные с их коммерциализацией и "недореформированным" статусом.
  Проблематика реформы льгот имеет официальный государственный заказ и исследуется также и в практической плоскости.
  Для наиболее уязвимых групп признается необходимость адресной социальной поддержки.
  Незначительное число исследований семейной политики, проблем детства (за исключением образования), а также социального аспекта доступности благ культуры и спорта говорит о том, что эта часть социальной политики оказалась оттесненной на обочину в силу объективных причин, связанных с трудностями переходного периода и наличием более насущных проблем.
  Значительное сокращение активности государства в социальной сфере объективно ставит перед ним не только проблему выстраивания новой более компактной системы социальной защиты, но и создание механизмов привлечения в эту сферу других активных субъектов.
  Тема социального партнерства не получила должного освещения в исследованиях в силу пока недостаточного развития этого направления в социальной практике, однако ряд практических исследовательских проектов в этом направлении уже реализован (к примеру, Институтом экономики города).
 В целом в тематике исследований в области социальной политики прослеживаются закономерности и тенденции, отражающие реалии современной российской действительности:
 * Сохранение доминирующего положения экономической составляющей социальной политики (рынок труда, благосостояние, неформальные экономические практики) говорит об объективном характере подобного социального заказа в силу незавершенности трансформационных процессов в российском обществе;
 * Объективный процесс сокращения активности государства в социальной сфере и всей ее перестройки в социальных исследованиях находит выражение в трансформации общего понимания сути социальной политики - в частности, в переходе от моноцентричной государственнической схемы на полицентричную схему множественности субъектов социальной политики и к доминированию активной социальной политики над пассивной социальной поддержкой;
 * Наличие определенных пробелов в тематике исследований отражает отсутствие социального заказа на исследование определенных тем. Вместе с тем отсутствие научного осмысления тех или иных сфер социальной политики может стать тормозом при попытках актуализировать данное направление политики в будущем;
 * Перестройка системы социальной политики открывает новые исследовательские перспективы, а также возможные направления практического участия организаций "третьего сектора" в социальной политике.
  3. Ведущие исследовательские центры и источники их финансирования
  Многие исследования в сфере социальной политики традиционно ведутся в рамках академических институтов и крупнейших университетов и ВУЗов страны. Среди них наиболее значимыми центрами представляются такие, как Институт социологии РАН, Институт Народнохозяйственного прогнозирования РАН, ИКСИ РАН, Институт социально-экономических проблем народонаселения (ИСЭПН) РАН, Институт мировой экономики и международных отношений РАН, Институт государства и права РАН, ГУ ВШЭ, региональные государственные университеты. Финансируются данные исследования, как государством, так и международными донорскими организациями, пришедшими в Россию в первой половине 90-х годов XX столетия.
  Существует определенный круг исполнителей государственных исследовательских программ по проблемам социальной политики, финансируемых государством. Полностью государственный "Всероссийский центр уровня жизни" (ВЦУЖ) является одним из наследников системы отраслевых НИИ. ВЦУЖ выполняет теоретические и практические разработки по заказу Правительства РФ. Госзаказы выполняют также исследовательские коллективы различных институтов РАН, Государственного Университета "Высшая школа экономики" (ГУ ВШЭ), "Центр фискальной политики", Институт экономики переходного периода (ИЭПП), Центр экономических и финансовых исследований и разработок (ЦЕФИР).
  Независимые исследования социальной политики начали институционально оформляться, начиная с середины 90-х годов прошлого столетия. В это время возникла настоятельная необходимость теоретического осмысления происходящих в обществе перемен и выработки соответствующего теоретико-практического подхода, способного стать рамочным для выработки государственной социальной политики.
  В настоящее время можно выделить наиболее известные и значимые, внесшие существенный вклад в изучение проблем социальной политики.
  3.1. Независимый институт социальной политики (НИСП)5 осуществляет грантовую программу поддержки исследователей социальной политики с 1997 года. За истекший период проведено 4 грантовых конкурса, а также конкурс малых грантов "Социальная политика: вторичный социо-экономический анализ". Всего присуждено исполнителям 80 грантов. Финансируется Всемирным Банком (ВБ) и Фондом Форда (США), Московским общественным научным фондом (МОНФ).
  При подготовке данного обзора были отсмотрены 52 малых гранта и 19 грантовых программ. Основная тематика проектов НИСП связана с различными аспектами функционирования рынка труда, эффективности служб занятости, миграции, проблематикой доходов населения и зоны бедности. Значительное место уделено изучению здоровья населения, проблемам пожилых, доступности образования (Приложение 1).

<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу