<< Пред.           стр. 6 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 Статья 264.
  37) периодические (текущие) платежи за пользование правами на результаты интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (в частности, правами, возникающими из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности);
 
  Следовательно, выплата роялти на себестоимость не относится за исключением выплаты авторских вознаграждений и по рационализаторским предложениям.
 
 УХОД ОТ НДС
 
  Действующее налоговое законодательство РФ исключает возможность уклонения от выплат НДС при осуществлении иностранной фирмой коммерческой деятельности на территории РФ, возложив на Российскую фирму - источник выплаты - обязанность перечисления в бюджет НДС с полной суммы выплаты.
  Однако некоторые юристы считают, что от НДС можно уйти, мотивируя это следующим образом:
 
 Когда можно взыскать с налогового агента налог?
 
 Ситуация:
 
  Иностранная компания, не имеющего в России постоянного представительства, продала российской организации товар. А последняя не удержала с иностранного юридического лица налог на добавленную стоимость. Поскольку иностранное предприятие на налоговом учете не состояло, обязанность по удержанию НДС из средств, перечисляемых иностранным предприятиям, возлагается на российское предприятие, который эту обязанность не исполнил.
  В связи с этим налоговая инспекция приняла решение об обязании российской организации перечислить в федеральный бюджет суммы не удержанного с иностранной организации НДС. Кроме того, решением налоговой инспекции российская организация привлечена в соответствии со статьей 123 НК РФ к ответственности за невыполнение обязанности по удержанию и перечислению НДС за иностранное юридическое лицо.
  Обосновывают свою позицию налоговые органы как до 2001г., так и с 2001г. примерно одинаково. В соответствии со статьей 2 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" (с 2001 г. по статье 143 НК РФ) иностранные юридические лица, осуществляющие производственную или коммерческую деятельность на территории России, являются самостоятельными плательщиками НДС.
  Согласно пункту 5 статьи 7 Закона о НДС (с 2001 г. ст. 161 НК РФ) и пункту 21 Инструкции ГНС России от 11.10.95 N 39 российские предприятия обязаны уплачивать этот налог за счет средств, перечисляемых иностранным юридическим лицам, не состоящим на учете в налоговом органе.
 
 На самом деле:
 
  Доначисление налоговому агенту НДС и пеней за иностранное юридическое лицо не законно. Налоговым кодексом установлена ответственность источника выплаты за неисполнение обязанности по удержанию и перечислению НДС. В данной ситуации налоговый агент был законно привлечен к ответственности по статье 123 НК РФ.
  Взыскание же с налогового агента суммы, эквивалентной сумме не удержанного с иностранного юридического лица налога, за счет средств самого источника выплаты является также мерой ответственности (санкцией). Но такой санкции действующим законодательством не предусмотрено, а значит и ее взыскание невозможно.
  Кроме того, в пункте 1 статьи 46 НК РФ указано, что основанием для взыскания налога является неуплата его в установленный законом срок. Пунктом 2 статьи 45 НК РФ предусмотрено, что если в соответствии с названным кодексом обязанность по исчислению и удержанию налога возложена на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом.
  Следовательно, до момента удержания налоговым агентом суммы налога обязанность по его уплате лежит на налогоплательщике. В то же время в случае удержания суммы налога налоговым агентом лицом, обязанным перечислить эту сумму, становится налоговый агент.
  Взыскание суммы налога с налогового агента может быть обращено только на средства налогоплательщика, удержанные налоговым агентом, но не перечисленные им в бюджет.
  По этому вопросу уже было решение Арбитражного Суда, которое оказалось благоприятным для налогоплательщика, не перечислившего в бюджет сумму НДС с выплаты, осуществленной в пользу иностранного юридического лица. При этом Суд пришел к следующим выводам:
 
  Согласно пункту 5 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  В соответствии со статьей 123 Налогового кодекса Российской Федерации неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению.
  Следовательно, налоговым законодательством не установлена ответственность налогового агента в виде взыскания неудержанной суммы налога из средств источника выплаты. Поэтому действия налоговой инспекции могут быть признаны правомерными лишь в части взыскания с налогового агента штрафа на основании статьи 123 Налогового кодекса Российской Федерации.
  При таких обстоятельствах постановление апелляционной инстанции об отказе в иске о признании недействительным решения налоговой инспекции полностью подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права.
 
  Еще хотелось бы заметить, что до сих пор существует возможность незаконного ухода от НДС и налога на доходы иностранного юридического лица, используя некоторые интересные возможности, предлагаемые рядом Прибалтийских банков, а именно, возможность открытия счета в таком банке на имя иностранной офшорной компании с последующим изменением названия счета на кодированное слово на русском языке, например, счет можно назвать как ООО "Урожай", используя при этом уже имеющуюся Российскую компанию, оформленную на людей, которых вы никогда не видели и не увидите.
  Однако с принятием новой инструкции Центрального Банка России № 93-И, заменившую ранее действующую инструкцию № 16, ситуация несколько усложняется и выводить деньги за рубеж на счет иностранной компании, прикрываясь названием Российской фиктивной или офшорной компании, стало труднее. Теперь, согласно этой инструкции при перечислении денежных средств на счет нерезидента банку необходимо показывать контракт, на основании которого делается перечисление. Но возможности все-таки остались т.к. перечисления осуществляются банком без необходимости предъявления оправдательных документов в том случае, если сумма платежного поручения не превышает 500 МРОТ.
 
  Возможность ухода от НДС на законном основании при не превышении выручки предприятия 1 млн. рублей в квартал открывает еще одну, совершенно неожиданную возможность в использовании иностранных офшорных компаний:
  Известно, что при использовании иностранных офшорных компаний возникают две основные трудности: НДС и налог на доходы иностранного юридического лица по ставке 20%. И даже если удалось уйти от последнего налога за счет использования Кипрской офшорной компании, то возникает НДС. Но что если выручка иностранной офшорной компании не превысит 1 млн. рублей в квартал? Можно ли на этом основании не платить НДС? Ведь если на иностранную офшорную компанию распространяются обязанности по уплате НДС, то на нее также должны распространяться и льготы налогового законодательства РФ. Ниже следует статья 144 НК, которая частично отвечает на этот вопрос:
 
 Статья 144.
 Постановка на учет в качестве налогоплательщика
 
  1. Налогоплательщики подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе в соответствии со статьями 83, 84 настоящего Кодекса и с учетом особенностей, предусмотренных настоящей главой.
 
 1. Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.
 
  То есть только при наличии постоянного представительства в РФ иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах РФ в качестве налогоплательщика НДС и, соответственно, воспользоваться всеми преимуществами в сфере НДС. Хотя, с другой стороны, надо понимать, что налоговые органы будут только приветствовать, если иностранная офшорная компания, у которой нет постоянного представительства в РФ, захочет встать у них на учет независимо от того, действительно ли у конкретной офшорной компании имеется в России постоянное представительство. К примеру, по налогу на имущество достаточно иметь имущество в РФ, чтобы встать на налоговый учет в качестве налогоплательщика налога на имущество. И даже в случае не превышения оборота установленного критерия придется собирать много документов для подтверждения действительности утверждения о том, что вы (иностранное юридическое лицо) фактически имеете выручку за последний квартал не более 1 миллиона рублей. В то же время для получения лицензий в РФ наличие постоянного представительства не обязательно (инофирма просто ставится на учет через органы юстиции).
  Итак, получение льготы по НДС автоматически оборачивается возникновением других проблем. В виду этого перед тем, как идти по пути получения льготы по НДС, необходимо тщательно продумать всю налоговую ситуацию, чтобы затем не возникло непредвиденных проблем. Если у иностранной фирмы возникает представительство, то тогда возникает необходимость уплаты налога на прибыль. Однако это неудобство не является такой большой преградой или помехой. Если вы решили воспользоваться соглашением об избежании двойного налогообложения, то не применяйте для этой цели ту же самую иностранную компанию, которую вы решили использовать для получения освобождения от НДС при непревышении выручки ее постоянного представительства 1 миллиона рублей.
 Раз уж иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах РФ, то думается, что они должны иметь право пользоваться льготами.
 
  Мы нашли письмо Министерства Финансов РФ, которое подтверждает обсуждаемую идею:
 
 Вопрос: Американская фирма, зарегистрировавшая в ГНИ представительство, продает Российской библиотеке периодические издания стран СНГ. Налоги от источника дохода в РФ уплачиваются с применением льготы по СМИ. Имеет ли фирма право на льготы по налогу на прибыль и НДС как организация, распространяющая периодические печатные издания? Налоговая инспекция не принимает льготу, ссылаясь на то, что эти льготы относятся только к Российским фирмам. Права ли ГНИ?
 
 Ответ:
 
 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 ПИСЬМО
 от 29 мая 1999 г. № 04-06-05
 
  В части уплаты представительством американской компании налога на добавленную стоимость сообщаем, что согласно пп. "э" п.1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 6 декабря 1991г. №1992-1 "О налоге на добавленную стоимость" (с изменениями и дополнениями) обороты по реализации продукции СМИ от налога на добавленную стоимость освобождены независимо от того, Российская или иностранная организация осуществляет реализацию данной продукции. В связи с этим периодические издания, реализуемые на территории Российской Федерации представительством американской фирмы, налогом на добавленную стоимость не облагаются.
 
 Руководитель Департамента налоговой политики А.И. Иванеев
 
  Давайте рассмотрим, в каких случаях возможен уход от налога на доходы иностранного юридического лица, а от НДС уйти не удается?
 
 1. Существование строительной площадки в течение периода, не превышающего 12 месяцев, оформленной на Кипрскую офшорную компанию (соглашение об избежании двойного налогообложения)
 2. Перечисление оплаты за роялти, ноу-хау на имя Кипрской офшорной компании (использование соглашения об избежании двойного налогообложения)
 3. Реализация Кипрской фирмой движимого имущества, облагаемого НДС (использование соглашения об избежании двойного налогообложения)
 4. Оказание Кипрской офшорной компанией услуг по транспортировке экспортируемых товаров за пределы Российской Федерации (использование соглашения об избежании двойного налогообложения)
 5. Перечисление оплаты за услуги, оказанные иностранной офшорной компанией за пределами Российской Федерации.
 
  Если мыслить логически, то согласно вышеприведенным аргументам во всех четырех случаях иностранная офшорная компания имеет право не уплачивать НДС при условии не превышения ее выручки 1 млн. рублей в течение одного квартала. Для того, чтобы воспользоваться этой льготой, иностранная компания должна встать на учет в МНС РФ, которая выдаст ей свидетельство о постановке на учет с указанием ИНН и КПП.
  Единственное, что пока непонятно, это, каким образом иностранная компания сможет получить:
 * Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе российской организации в качестве налогоплательщика налога на добавленную стоимость (НДС), а также
 * Сведения о предоставленном освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика
  Дело в том, что указанные свидетельства упоминаются только в отношении Российских фирм, а об иностранных компаниях в этом документе ни слова не говорится. Учитывая вышеизложенное, представляется логичным нежелание налоговых органов признавать эту льготу в отношении иностранных компаний и особенно, офшорных.
  При практическом решении данного вопроса рекомендуется осуществить постановку представительства иностранной компании на учет в доброжелательно настроенной налоговой инспекции, которая может находиться в одном из низконалоговых регионов России, например, на Алтае или в Эвенкийском автономном округе. Наиболее реальным успешное решение данного вопроса за счет постановки фирмы на учет в доброжелательно настроенном органе налоговой инспекции видится в случаях № 2, № 3 и № 4 т.к. в случае № 1 (строительная площадка) придется ставить на налоговый учет строительную площадку, находящуюся именно там, где ведется строительство, и это не всегда может быть территория низконалогового региона.
  Что касается случая № 5, то тут появляется еще одна проблема, связанная с тем обстоятельством, что при постановке на учет в качестве налогоплательщика не Кипрской фирмы налоговые органы могут заявить, что если у иностранной фирмы возникает представительство, то тогда возникает необходимость уплаты налога на прибыль. Какой же тогда смысл использования иностранной офшорной компании, если можно использовать для этой цели Российскую низконалоговую компанию? Из этого можно сделать вывод, что и в 5-ом случае рекомендуется также использовать Кипрскую офшорную компанию с тем, чтобы можно было уйти от налога на прибыль (налога на доходы) за счет соглашения об избежании двойного налогообложения между Кипром и Россией.
 
  Примечание: Конечно, нельзя забывать о возможностях уменьшения выплат по НДС при использовании иностранной офшорной компании в комбинации с группой Российских низконалоговых компаний путем применения способов снижения НДС, представленных предыдущих главах настоящего издания. То есть сначала деньги загоняются на счет Российской низконалоговой компании, после чего они уходят за рубеж под другим предлогом.
 
  От уплаты НДС можно уйти на законном основании за счет применения бартерных зачетов, которые не облагаются НДС согласно следующей ниже выдержке из судебного постановления:
 
 ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 41
 ПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 9
 ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 11 июня 1999 года
 
 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, СВЯЗАННЫХ С ВВЕДЕНИЕМ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
 10. В соответствии со статьей 24 Кодекса налоговый агент обязан перечислить в соответствующий бюджет сумму налога, удержанную в установленном порядке из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщику.
 В том случае, когда доход, подлежащий обложению налогом у налогового агента, получен налогоплательщиком в натуральной форме и денежных выплат в данном налоговом периоде налогоплательщику не производилось, у налогового агента отсутствует обязанность удержания налога с плательщика. В этом случае необходимая информация представляется агентом в налоговый орган в порядке, предусмотренном подпунктом 2 пункта 3 статьи 24 Кодекса.
 
  К сожалению, новая глава о налоге на прибыль, появившаяся во второй части Налогового Кодекса, наносит удар по бартерным зачетам, т.к. она гласит следующее:
 
 Статья 310. Особенности исчисления и уплаты налога с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, удерживаемого налоговым агентом
 
 В случае, если доход выплачивается иностранной организации в натуральной или иной неденежной форме, в том числе в форме осуществления взаимозачетов, или в случае, если сумма налога, подлежащего удержанию, превосходит сумму дохода иностранной организации, получаемого в денежной форме, налоговый агент обязан перечислить налог в бюджет в исчисленной сумме, уменьшив соответствующим образом доход иностранной организации, получаемый в неденежной форме.
 
  Единственное утешающее обстоятельство состоит в том, что указанная статья имеет в виду уплату налога на доходы иностранных юридических лиц, а на уплату НДС не распространяется т.к. находится она в главе, посвященной налогу на прибыль и на доходы иностранных юридических лиц.
  Поэтому отсюда следует вывод, что если удастся сконструировать схему таким образом, чтобы к уплате возникал только НДС, а расчеты с инофирмой проводить бартерными зачетами или еще каким-то неденежным способом, то таким образом можно эффективно уклоняться от налогообложения доходов, выплачиваемых иностранной компании.
  В данном случае огромным преимуществом иностранной компании является тот факт, что она не должна вести какую-либо бухгалтерскую и налоговую отчетность при отсутствии на территории России активной хозяйственной деятельности, приводящей к образованию постоянного представительства.
  Для того, чтобы отрезать налоговой инспекции шансы по конфискации товара, надо показать им по документам, что, якобы, иностранная компания приобрела товар, находящийся на складе, у какой-то Российской компании какое-то время тому назад, например, полгода тому назад.
  При расчете времени приобретения товара нужно стараться попасть в тот временной промежуток, когда "левая" Российская контора пока еще была "правой", т.е. задолго до того, как она начала грубо нарушать налоговое законодательство.
  Если бы в данном случае в качестве временного хозяина товара использовалась какая-то нормальная Российская фирма, то эта фирма обязана была в соответствующее время показать наличие товара по бухгалтерскому балансу, чего она естественно не могла сделать.
  Однако у иностранной фирмы таких проблем не возникает, и единственные моменты, которые необходимо учитывать при ее использовании на территории России в таком качестве, следующие:
  1. Необходимо избежать возможности такого толкования налоговыми органами деятельности иностранной офшорной компании, которая приводит к образованию постоянного представительства, т.е. надо доказывать, что иностранная компания, как будто бы, занимается второстепенной деятельностью, которая не приводит к образованию постоянного представительства при следующих видах деятельности:
  а) использование сооружений исключительно для цели хранения, демонстрации или поставки товаров или изделий, принадлежащих предприятию;
  b) содержание запасов товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для цели хранения, демонстрации или поставки;
  с) содержание запаса товаров или изделий, принадлежащих предприятию, исключительно для цели переработки другим предприятием;
  d) содержание постоянного места деятельности исключительно для цели закупки товаров или изделий или для сбора информации для предприятия;
  е) содержание постоянного места деятельности исключительно для цели осуществления для предприятия любой другой деятельности подготовительного или вспомогательного характера;
  f) содержание постоянного места деятельности исключительно для осуществления любой комбинации видов деятельности, упомянутых в подпунктах от а) до е).
  2. Необходимо нейтрализовать возможность возникновения налога на доходы иностранного юр. лица по ставке 20% и НДС по той же ставке, взимаемые у источника выплаты. При покупке товара какое-то время тому назад у какой-либо Российской фирмы у иностранной фирмы, естественно таких налогов возникнуть не может т.к. в данном случае иностранная фирма не получает дохода, а всего лишь покупает товар. При этом по документам можно показать, что она рассчиталась за товар какими-нибудь векселями, например, векселями Сбербанка или еще какими-нибудь.
  3. Необходимо тщательно предусмотреть возможность возникновения у иностранной фирмы постоянного представительства на территории России со всеми вытекающими отсюда неприятными последствиями. Для этого надо показать, что иностранная фирма приобрела товар не с целью его дальнейшей перепродажи, а в других целях. Например, товар был закуплен для экспорта его за рубеж и он был помещен на склад, пока не появится возможность отправить его за рубеж (такая возможность, естественно, никогда не появится). И вот именно в этот самый момент, когда налоговая полиция заинтересовалась происхождением товара, товар уже лежал на складе несколько месяцев (или лет?).
  4. Как только возникнет необходимость избавиться от товара, его необходимо реализовывать точно по той же цене, по какой он когда-то был куплен у той "левой" Российской фирмы. При этом, как говорится в статье, лучше всего использовать в качестве платежа какой-либо товар или ценные бумаги. Поэтому при официальной реализации товара его лучше всего реализовывать через какую-то прокладку, т.е. другую Российскую фирму, которая может быть как левой, так и правой. Это не имеет большого значения т.к. у органов налоговой полиции нет возможности контролировать все сделки, заключаемые между Российскими компаниями в режиме реального времени и они начинают распутывать клубок только спустя какое-то время. А та Российская фирма, которая к данному времени может уже быть "левой" либо приближаться к этому состоянию, может получить оплату от покупателей товара либо "черными" деньгами, либо безналичным перечислением с последующим обналичиванием, либо еще как-то, после чего она уже сама рассчитается с иностранной компанией за данный товар (а может кстати и не рассчитаться с ней, а самым наглым образом ее "кинуть").
 
  При тщательном анализе статьи 148 НК РФ, которая излагает принципы определения места реализации работ (услуг) с целью исчисления НДС, появляются интересные возможности ухода от НДС при конструировании взаимоотношений между Российской и иностранной офшорной компанией. Для подробного рассмотрения этих возможностей необходимо ознакомиться с отрывком из статьи 148 НК, в котором перечисляются виды работ (услуг), когда покупателем является Российская компания, находящаяся в России:
 
  Местом осуществления деятельности покупателя считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя работ (услуг), указанных в настоящем подпункте, на территории Российской Федерации на основе государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства (если работы (услуги) оказаны через это постоянное представительство), места жительства физического лица. Положение настоящего подпункта применяется при выполнении работ (оказании услуг):
  по передаче в собственность или переуступке патентов, лицензий, торговых марок, авторских прав или иных аналогичных прав;
  консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, а также при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. К инжиниринговым услугам относятся инженерно-консультационные услуги по подготовке процесса производства и реализации продукции (работ, услуг), подготовке строительства и эксплуатации промышленных, инфраструктурных, сельскохозяйственных и других объектов, предпроектные и проектные услуги (подготовка технико-экономических обоснований, проектно-конструкторские разработки и другие подобные услуги). К услугам по обработке информации относятся услуги по осуществлению сбора и обобщению, систематизации информационных массивов и предоставлению в распоряжение пользователя результатов обработки этой информации;
  по предоставлению персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;
  по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;
  услуг агента, привлекающего от имени основного участника контракта лицо (организацию или физическое лицо) для оказания услуг, предусмотренных настоящим подпунктом;
  услуг, оказываемых непосредственно в российских аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по обслуживанию воздушных судов, включая аэронавигационное обслуживание;
  работ (услуг) по обслуживанию морских судов (лоцманская проводка, все виды портовых сборов, услуг судов портового флота, ремонтных и других работ (услуг);
 
  Казалось бы, законодатель перечислил все возможные виды работ и услуг, которые могут быть оказаны и тут уже ничего не придумаешь. Однако давайте еще раз прочитаем следующий абзац:
  по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением наземных автотранспортных средств;
  С одной стороны данный абзац говорит о том, что при сдаче в аренду движимого имущества НДС возникает, но если в аренду сдаются наземные автотранспортные средства, то НДС не возникает. Т.е. Российская фирма берет у иностранной фирмы в аренду автотранспортные средства, например, для доставки товара до России на автотранспортных средствах и выплачивает за это иностранной компании арендную плату. При этом необходимо предусмотреть, чтобы наземные автотранспортные средства использовались Российской фирмой за пределами РФ. Конечно, выстраивая схему ухода от НДС никогда нельзя забывать про возможность возникновения налога на доходы иностранного юридического лица. К счастью, известно, что при оказании услуг и выполнении иностранной компанией работ за пределами России и представлении документальных доказательств (что не очень то сложно сочинить, оформить на бумаге и заверить печатями и подписями, как полагается) этого налог на доходы иностранного юридического лица не возникает.
  При этом надо иметь в виду, что под перевозками, доходы от которых подлежат налогообложению в Российской Федерации у источника выплаты, понимаются любые перевозки морским, воздушным, автомобильным, железнодорожным транспортом, осуществляемые иностранными организациями между пунктом на территории иностранного государства и пунктом на территории Российской Федерации (международные перевозки) или между пунктами на территории Российской Федерации. Поэтому, во избежание споров с налоговыми органами рекомендуется оформлять документы по перевозкам таким образом, чтобы перевозка, за которую иностранной компании перечисляется оплата, осуществлялась исключительно за пределами Российской Федерации, например, до ближайшего населенного пункта, находящегося за рубежом, включая территорию СНГ (т.к. страны СНГ с целью исчисления НДС являются зарубежными государствами). А затем уже последние несколько километров перевозка может осуществляется между пунктом на территории иностранного государства и РФ.
  Таким образом, получается, что после внимательного прочтения и анализа статьи 148 НК РФ мы сумели найти лазейку, которую оставил нам законодатель. Более того, самое приятное состоит в том, что для использования этой лазейки совсем необязательно заключать договор с компанией из страны, с которой имеется соглашение об избежании двойного налогообложения, как правило, с Кипрской компанией. В данной схеме вполне можно использовать дешевую Панамскую компанию или любую другую иностранную офшорную компанию (на эту тему смотрите дополнительный комментарий в главе "Услуги, оказываемые иностранной фирмой вне России").
  Еще одна интересная лазейка состоит в интерпретации следующего пункта:
 
 по предоставлению персонала, в случае если персонал работает в месте деятельности покупателя;
 
  Получается, что если иностранная компания предоставляет Российской компании услуги персонала, работающего за пределами РФ, то оплата за услуги зарубежного персонала не подлежит обложению НДС. Только здесь нельзя забывать о том, что при выплате денег иностранным физическим лицам возникает обязанность по уплате подоходного налога, начисляемого у источника выплаты. Однако можно ведь сделать так, чтобы оплата труда иностранного персонала выплачивалась иностранной фирме, а не самим зарубежным работникам. Тогда мы благополучно уходим от подоходного налога.
  Известно, что перечень услуг, взятый нами из статьи 148 НК РФ, имеет закрытый характер и если мы сумеем найти какие-либо виды услуг или работ, не содержащиеся в данном перечне, то у нас появится еще одно основание перечисления денег за рубеж без возникновения НДС у источника выплаты (у Российской компании, выплачивающей доход).
  Для решения этой задачи мы обратились к Классификатору услуг во внешнеэкономической деятельности (с изменениями от 6 февраля 2001 г.) и тщательно сравнили его с перечнем услуг главы 148 НК РФ с целью поиска работ и услуг, которых нет в главе 148 НК. В результате, у нас получился список работ и услуг, которых нет в Налоговом Кодексе и, следовательно, которые не облагаются НДС у источника выплаты при перечислении оплаты иностранной фирме за выполненную работу или оказанную услугу. Вот, этот список:
 
 * Услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей и мотоциклов
 * Услуги по ремонту металлических изделий, машин и оборудования
 * Услуги почт и связи
 * Услуги по обработке грузов
 * Перевозка грузов в контейнерах
 * Международная перевозка
 * Грузовые воздушные перевозки
 * Фрахтование - заключение договора фрахтования (чартера) о найме судна для перевозки. Чартер оформляется между судовладельцем и фрахтователем на аренду всего судна или его части на определенный рейс или срок и должен содержать наименование сторон (фрахтователя и фрахтовщика).
 * Услуги по проведению расследований и обеспечению безопасности
 * Услуги по упаковке товаров
 * Переводческая деятельность
 * Услуги полиграфические
 * Услуги в области образования
 
  Получается, что все указанные выше виды работ и услуг не облагаются НДС и их можно смело применять в качестве предлога для перечисления денежных средств на банковский счет вашей иностранной офшорной компании. Другой уже вопрос, сможете ли вы отнести их на расходы (себестоимость) продукции вашего Российского предприятия. Естественно, надо понимать, что в данном случае должны быть квалифицированно оформлены все документы (договор, счета на оплату, акты приема-сдачи работ/услуг и т.д.), требующиеся для того, чтобы налоговые органы признали ваше право на льготу в отношении НДС и отнесения на себестоимость.
 
  Еще один вариант уклонения от уплаты НДС - это оформить уплату таким образом, чтобы услуги или работы, за которые проводится оплата, носили вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг). Эта возможность возникает в виду приведенного ниже пункта 3 статьи 148 НК:
 
  3. Если реализация работ (услуг) носит вспомогательный характер по отношению к реализации основных работ (услуг), местом такой вспомогательной реализации признается место реализации основных работ (услуг).
 
  В подтверждение указанной схемы можно привести постановление федерального арбитражного суда в отношении Российской компании, которая приобрела у Итальянской фирмы оборудование по автоматической переработке и упаковке молочных продуктов, после чего Итальянская фирма-поставщик оборудования оказала Российской компании услуги по установке, монтажу и наладке автоматической линии, обучению персонала. Так как было выяснено, что данные услуги носят вспомогательный характер по отношению к поставке оборудования, то у Российской компании не возникло необходимости удерживать и перечислять в бюджет РФ НДС с суммы оплаты за оказанные услуги. Обязанности уплаты налога на доходы иностранного юридического лица у Российской компании также не возникло в виду того, что деятельность иностранной компании при оказании услуг не привела к созданию постоянного представительства.
 
 ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОГЛАШЕНИЙ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
 
  Интересные возможности появляются у Российских предпринимателей в связи с соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества:
 
 Статья 13
 Другие доходы
 
 Не перечисленные в предыдущих статьях настоящего Соглашения виды доходов, получаемые лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве из источников в другом Договаривающемся Государстве, не подлежат налогообложению в этом другом Государстве.
 
  О каких видах доходов, не подлежащих налогообложению, говорилось в данном соглашении ранее? Соглашение содержит в себе формулировки следующих видов доходов:
 
 Статья 8 Доходы от международных перевозок
 Статья 10 Дивиденды
 Статья 11 Проценты
 Статья 12 Роялти
 Статья 13 Доходы от отчуждения имущества
 Статья 14 Доходы от независимых личных услуг
 
  Появляется интересная возможность, связанная с доходами, полученными от продажи акций. Акции - это движимое имущество и согласно налоговому законодательству их реализация не облагается НДС. Следующие ниже пункт Соглашения говорит о доходах, связанных с использованием движимого имущества:
 
 Статья 13
 Доходы от отчуждения имущества
 
 4. Доходы от отчуждения любого имущества иного, чем то, о котором говорится в пунктах 1, 2 и 3, подлежат налогообложению только в том Договаривающемся Государстве, резидентом которого является лицо, отчуждающее имущество.
 
  В результате получается, что Кипрская фирма может покупать и продавать в России акции с прибылью для себя и при этом не платить в России налоги с полученных доходов, а Российская фирма - источник выплаты доходов не обязана удерживать в бюджет НДС и налог на доходы иностранного юридического лица. Предлагаемый вариант прост и надежен в применении. Что касается налогообложения прибыли Кипрской фирмы в своей юрисдикции по ставке 10%, то это символическое налогообложение; в действительности налоговое законодательство Кипра очень либеральное и Кипрским фирмам разрешается относить на себестоимость расходы по различным основаниям. Например, Кипрская фирма может арендовать какое-либо имущество у Багамской компании и полностью относить все расходы по аренде на себестоимость.
  В связи с этим хотелось бы отметить, что Кипрская фирма хороша только для проведения операций, которые позволяют использовать соглашение об избежании двойного налогообложения, т.е. при выплате процентов, дивидендов, роялти, дохода по движимому имуществу, не облагаемому НДС, и в некоторых других случаях.
  Если же вам требуется офшорная фирма только для торговой деятельности, то лучше приобрести обычную офшорную фирму в такой офшорной юрисдикции, как: Панама, Гибралтар и т.д. В этих юрисдикциях налог равен 0%.
  Зачем регистрировать Кипрскую фирму и подключать ее к другой офшорной фирме для того, чтобы уйти от налога по ставке 10%, когда можно использовать обычную офшорную фирму и забыть про все налоги и бухгалтерскую отчетность? Тем более регистрация и поддержка Кипрской фирмы значительно дороже компаний, зарегистрированных в других офшорных юрисдикциях. Кроме того, известно, что, несмотря на офшорный статус Кипра информация о бенефициарном владельце Кипрской фирмы должна быть представлена Центральному банку Кипра, в то время как в большинстве других офшорных юрисдикций эта информация никому не разглашается.
  Поэтому при открытии Кипрских фирм рекомендуется соблюдать определенные меры предосторожности и лучше всего использовать при регистрации номинальных лиц, т.к. при открытии Кипрской фирмы от вас требуется выслать по факсу регистрационной компании только ксерокопию паспорта бенефициарного владельца компании.
 
  Одним из видов активной предпринимательской деятельности, осуществляемой иностранными инвесторами в Российской Федерации, является проведение торговых операций по купле-продаже ценных бумаг через уполномоченных ими посредников - юридических или физических лиц. В качестве таких посредников могут выступать профессиональные участники рынка ценных бумаг, имеющие соответствующую лицензию и осуществляющие сделки для неограниченного круга клиентов за комиссионное вознаграждение по ставке или в виде фиксированной суммы, предусмотренной договором, т.е. действующие как агенты с независимым статусом.
  Международными соглашениями об избежании двойного налогообложения установлено также, что коммерческая деятельность иностранной организации, осуществляемая через брокера, комиссионера или другого независимого агента, при условии, что эта деятельность не выходит за рамки их обычной профессиональной деятельности, не рассматривается как постоянное представительство.
  Исходя из изложенного деятельность указанной категории посредников по заключению сделок с ценными бумагами не создает для такого иностранного инвестора постоянного представительства на территории Российской Федерации при условии, что посредник - профессиональный участник рынка ценных бумаг - действует для клиента строго в рамках функций, предусмотренных его лицензией, выданной соответствующим лицензирующим органом, а иностранный инвестор является резидентом государства, с которым у Российской Федерации имеется действующее международное соглашение об избежании двойного налогообложения.
  Доходы, получаемые иностранными инвесторами от деятельности по купле-продаже ценных бумаг по сделкам, заключенным на основании их поручений посредником - профессиональным участником рынка ценных бумаг, не связанные с деятельностью через постоянное представительство, налогообложению в России не подлежат и могут быть освобождены от удержания налога у источника выплаты в предварительном порядке, установленном пп.6.3 (если иностранная организация и ее российский контрагент - банки) и 6.4 инструкции N 34.
  Одновременно с заявлением на предварительное освобождение от налогообложения доходов от источников в Российской Федерации (форма 1013DT(1996) к инструкции N 34) в налоговый орган необходимо представлять следующие документы:
  копию лицензии, на основании которой посредник - профессиональный участник рынка ценных бумаг осуществляет свою деятельность на рынке ценных бумаг;
  копию договора, на основании которого посредник - профессиональный участник рынка ценных бумаг оказывает услуги по заключению сделок купли-продажи ценных бумаг иностранному клиенту - инвестору.
  В случае если деятельность посредника по операциям с ценными бумагами отвечает вышеуказанным критериям и требованиям, налоговые органы могут одобрять заявления на предварительное освобождение (неудержание) налога с доходов от источника в Российской Федерации.
  Если профессиональным участником рынка ценных бумаг является обособленное подразделение иностранной организации, то деятельность такого обособленного подразделения в Российской Федерации рассматривается как постоянное представительство указанной иностранной организации.
 
  Примечание:
  С 1 января 2002 года в связи с вступлением в силу гл. 25 НК РФ (Налог на прибыль организаций) достаточно представить указанные в п. 2 ст. 310 документы:
 
  4) случаев выплаты доходов, которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту надлежащим образом оформленного подтверждения, предусмотренного пунктом 1 статьи 312 настоящего Кодекса.
 
  Статья 312. Специальные положения
 
  1. При применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.
 
  Вывод: с 1 января 2002 года из процедуры освобождения устраняются налоговые органы, которые лишь будут получать от налоговых агентов информацию о суммах выплаченных доходов и удержанных налогов.
 
  Важный момент:
  В статье 309 НК РФ имеется интересная лазейка, позволяющая уклоняться на законном основании от налогов на доходы иностранного юридического лица даже в том случае, если используется обычная офшорная компания (не Кипрская). Вот, эта статья:
 
  Статья 309. Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации
 1. Следующие виды доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов:
 
  5) доходы от реализации: акций (долей в капитале) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей). При этом доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, законно обращающихся на этих биржах, не признаются доходами от источников в Российской Федерации;
 
  В результате получается, что в том случае, если иностранная компания продает акции Российской компании, менее 50 процентов активов которой состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), то доходы иностранной компании в этом случае не облагаются налогом на доходы иностранного юридического лица.
 
 НОВОЕ СОГЛАШЕНИЕ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ С КИПРОМ
 
  Летом 1999г. было ратифицировано новое Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал". Согласно ратификации новое соглашение вступило в силу с 1 января 2000 года.
  Новое соглашение имеет гораздо больший объем, чем предыдущее, и теперь похоже на соглашения, заключенные Россией с другими странами. К счастью, основные преимущества данного соглашения (например, определение постоянного представительства) остались неизменными за исключением некоторых изменений, в частности, налогообложение дивидендов.
  Основное изменение в отношении дивидендов заключается в том, что теперь дивиденды могут облагаться налогом в России, но при этом налог не должен превышать:
 
  (а) 5% от общей суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму эквивалентную не менее 100.000 долларов США;
  (b) 10% от общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.
 
  При международном планировании через Кипрскую офшорную фирму необходимо учитывать положения статьи 9 об Ассоциированных предприятиях. Эта статья наносит мощный удар по любителям использования офшорных компаний, поэтому в связи с этим ниже мы приводим полностью текст этой статьи:
 
 Статья 9
 Ассоциированные предприятия
 
  1. Если
  (а) предприятие одного Договаривающегося Государства прямо или косвенно участвует в управлении, контроле или капитале предприятия другого Договаривающегося Государства, или
  (b) одни и те же лица прямо или косвенно участвуют в управлении, контроле или капитале предприятия одного Договаривающегося Государства и предприятия другого Договаривающегося Государства,
  и в каждом случае между двумя предприятиями в их коммерческих или финансовых взаимоотношениях создаются или устанавливаются условия, отличные от тех, которые имели бы место между независимыми предприятиями, то любая прибыль, которая могла бы быть начислена одному из предприятий, но из-за наличия этих условий не была начислена, может быть включена в прибыль этого предприятия и, соответственно, обложена налогом.
 2. Если одно Договаривающееся Государство включает в прибыль предприятия этого Государства и соответственно облагает налогом прибыль, в отношении которой предприятие другого Договаривающегося Государства обложено налогом в этом другом Государстве, и прибыль, включенная таким образом, является по утверждению первого упомянутого Государства прибылью, которая была бы начислена предприятию этого первого упомянутого Государства, если бы взаимоотношения между двумя предприятиями были такими, которые существуют между независимыми предприятиями, тогда это другое Государство сделает соответствующую корректировку суммы налога, взимаемого с такой прибыли, если это другое Государство посчитает такую корректировку обоснованной. При определении такой корректировки должны быть учтены другие положения настоящего Соглашения, и компетентные органы Договаривающихся Государств будут при необходимости консультироваться друг с другом.
 
  Этот пункт говорит нам о том, что налоговые власти в любой момент могут оспорить разделение прибыли между Российской компанией, выплачивающей дивиденды, либо другие доходы, и Кипрской офшорной компанией - получателем доходов в том случае, если у Российских налоговых властей появятся доказательства того, что владельцем Кипрской фирмы является Российский гражданин, который также владеет и Российской компанией, выплачивающей доход. Все Кипрские адвокаты, получающие свой доход за счет продажи Российским бизнесменам Кипрских офшорных компаний, в один голос будут вас успокаивать цитатами из закона о банковской тайне на Кипре.
  Однако ни один из них не сможет вам объяснить, почему в отличие от большинства других офшорных юрисдикций мира Центральный Банк Кипра требует от Кипрских адвокатских контор, регистрирующих Кипрские офшорные фирмы, раскрытие имени бенефициарного владельца. Почему бы это?
  Именно поэтому мы еще раз повторяем о важности регистрации Кипрской офшорной фирмы на паспорт номинального лица, которое не имеет к вам никакого отношения. Более того, при прочтении предложения о том, что "компетентные органы Договаривающихся Государств будут при необходимости консультироваться друг с другом" становится как-то неуютно.
  В новом соглашении видоизменена трактовка понятия "роялти" следующим образом:
 
 Термин "роялти" при использовании в настоящей статье означает платежи любого вида, получаемые в качестве возмещения за использование или предоставление права пользования любым авторским правом на произведения литературы, искусства или науки, включая кинофильмы и записи для радио- и телевещания, любым патентом, ноу-хау, компьютерными программами, товарным знаком, дизайном или моделью, планом, секретной формулой или процессом, или за информацию, касающуюся промышленного, коммерческого или научного опыта, или за пользование или право пользования промышленным, коммерческим или научным оборудованием.
 
  Что касается доходов налогообложения доходов от отчуждения движимого имущества, то здесь все остается в силе, включая возможность безналоговой реализации акций.
  В заключение необходимо обратить внимание на еще одну статью, имеющую значение для международного налогового планирования:
 
 Статья 22
 Другие доходы
 
  1. Виды доходов резидента Договаривающегося Государства, независимо от источника их возникновения, о которых не говорится в предыдущих статьях настоящего Соглашения, подлежат налогообложению только в этом Государстве.
 
  Т.е. остается в силе возможность ухода от налогов с помощью расширительного толкования данного пункта. Например, доходы от страхования не были приведены в данном Соглашении.
  Следовательно, возможности Кипрских страховых и псевдо-страховых офшорных фирм остаются в силе.
  Однако нельзя игнорировать положения следующего пункта, который гласит следующее:
 
 2. Положения пункта 1 не применяются к доходу иному, чем доход от недвижимого имущества, определенного в пункте 2 статьи 6, если получатель такого дохода, являясь резидентом одного Договаривающегося Государства, осуществляет предпринимательскую деятельность в другом Договаривающемся Государстве через находящееся там постоянное представительство или оказывает в этом другом Государстве независимые личные услуги с расположенной там постоянной базы, и право или имущество, в отношении которых выплачивается доход, действительно связаны с таким постоянным представительством или постоянной базой. В таком случае применяются положения статьи 7 или статьи 14, в зависимости от обстоятельств.
 
  При международном налоговом планировании необходимо тщательно следить за тем, чтобы в России не образовалось постоянное представительство инофирмы и при осуществлении активной деятельности в разных областях необходимо использовать несколько компаний с тем, чтобы раздробить деятельность по разным компаниям и тогда неожиданно возникшее постоянное представительство не нанесет налогового удара по всей деятельности, а только по небольшой ее части.
 
 
 ПРЕДПРИЯТИЕ С ИНОСТРАННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ
 
  Создание предприятия с иностранными инвестициями, т.е. создание СП со своей собственной иностранной офшорной фирмой иногда используется нашими предпринимателями с целью снижения налогообложения и создания реинвестиционного механизма по возвращению ранее выведенных финансовых средств из-за рубежа.
  Представленный ниже официальный документ разъясняет, какие именно требуются документы для регистрации акционерного общества с иностранным участием:
 
 Приказ Государственной регистрационной палаты при Министерстве экономики РФ от 7 февраля 1996 г. N 2 "О порядке регистрации акционерных обществ с иностранными инвестициями" Перечень документов, необходимых для государственной регистрации акционерных обществ с иностранными инвестициями и внесения их в Государственный реестр коммерческий организаций.
 
 1. Письменное заявление учредителей с просьбой о проведении Государственной регистрации коммерческой организации и внесении ее в Государственный реестр - в 1 экз.
 2. Документ о согласовании с администрациями субъектов Федерации (администрациями краев, областей, республик, национальных округов на территории РФ) (оригинал или копия, заверенная нотариально или местными органами власти) - в 1 экз.
 3. Карточка "Сведения о регистрации ...", полностью заполненная с обеих сторон (виды деятельности, даты и т.д.), заверенная учредителями или доверенным лицом - в 1 экз.
 4. Устав - оригинал и нотариально заверенная копия.
 5. Договор о создании общества (нотариально заверенная копия) - в 1 экз.
 Примечание: если учредитель один - договор не составляется.
 6. Решение об учреждении общества (протокол учредительного собрания - нотариально заверенная копия) - в 1 экз.
 7. Выписка из торгового реестра страны происхождения иностранного юридического лица или иное эквивалентное подтверждение юридического статуса иностранного инвестора в соответствии с законодательством страны его местонахождения, гражданства или постоянного местожительства (оригинал или нотариально заверенная копия с отметкой о легализации и заверенным переводом на русский язык) - в 1 экз.
 Представляется в Палату ежегодно.
 Примечание: Для стран - участниц Гаагской конвенции от 05.10.1961 г. возможно проставление штампа-апостиля.
 8. Документ о платежеспособности иностранного инвестора, выданный обслуживающим его банком, с отметкой о легализации и заверенным переводом на русский язык (оригинал или нотариально заверенная копия) - в 1 экз. Срок с момента выдачи указанного документа по подачи заявления в Палату - не более 6 месяцев. Представляется в Палату ежегодно.
 Примечание: Для стран - участниц Гаагской конвенции от 05.10.1961 г. возможно проставление штампа-апостиля.
 9. Учредительные документы на российских учредителей - юридических лиц (копия свидетельства о регистрации и копия устава, заверенных нотариально или регистрирующим органом) - в 1 экз.
 10. Для российских учредителей - юридических лиц - решение собственника имущества или решение уполномоченного им органа о создании акционерного общества (копии, заверенные нотариально или регистрирующим органом) - в 1 экз.
 11. Заключение соответствующих экспертиз в случаях, предусмотренных Законами Российской Федерации (от Минтопэнерго РФ, Минэкологии РФ, Государственного комитета по антимонопольной политике и др.) - оригиналы или нотариально заверенные копии - в 1 экз.
 12. Доверенность на ведение дел в Государственной регистрационной палате (если ведение дел поручено доверенному лицу) - в 1 экз.
 Примечание: срок действия доверенности - до 1 года, если доверенность не ограничена меньшим сроком.
 13. Квитанция об уплате регистрационного сбора.
 
  Став учредителем совместного предприятия или предприятия со 100%-ными иностранными инвестициями (с точки зрения льгот различий практически нет), иностранный участник становится российским юридическим лицом со всеми вытекающими последствиями.
  К положительным последствиям для него можно отнести освобождение от уплаты таможенных пошлин на грузы, поступающие для формирования уставного капитала, для организации производственного процесса предприятия.
 
 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА

<< Пред.           стр. 6 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу