<< Пред.           стр. 8 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

  Рублевые расчеты компаний - участников ОКЦ
  1 - 8 Иностранные офшорные компании участников ОКЦ
  ОКЦ Иностранная офшорная компания, выполняющая
  функцию зарубежного банка
 
 
 АРЕНДНЫЕ ПЛАТЕЖИ БЕЗ НДС
 
  Один из широко известных способов использования иностранной офшорной компании - это оформление на ее имя договора аренды офиса или какого-либо другого помещения (склада, торгового помещения и т.д.) с тем, чтобы избежать уплаты в бюджет НДС с суммы аренды. Однако указанное преимущество осложняется тем фактом, что используемая с данной целью иностранная офшорная компания должна быть аккредитована в России.
  Представленное ниже письмо ГНС проясняет моменты, связанные с этим вопросом:
 
 Письмо Госналогслужбы РФ от 13 июля 1994 г. N ЮУ-6-06/80н "Об освобождении от налога на добавленную стоимость сдачи в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам, аккредитованным в Российской Федерации"
 
  В соответствии с Законом Российской Федерации от 22.12.92 г. N 4178 -1 " О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" с 01.01.93 г. от налога на добавленную стоимость освобождается сдача в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам, аккредитованным в Российской Федерации, в случаях, если их национальным законодательством установлена аналогичная льгота в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации либо если эта льгота предусмотрена в международных договорах.
 Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет список государств, в отношении которых применяется освобождение от налога на добавленную стоимость при сдаче в аренду на территории Российской Федерации служебных и жилых помещений иностранным гражданам и юридическим лицам.
 
  С 1 января 2001 года предоставление данной льготы предусмотрено главой 21 части второй Налогового кодекса РФ.
 ОФОРМЛЕНИЕ НЕДВИЖИМОСТИ ИЛИ ПАКЕТА АКЦИЙ НА ИМЯ ОФШОРНОЙ КОМПАНИИ
 
  Существует возможность оформления пакета акций или недвижимости в России на имя иностранной офшорной компании. Впоследствии этот пакет акций или недвижимость могут быть с прибылью проданы третьему лицу путем продажи этому лицу акций офшорной компании. То есть формально пакет акций или недвижимость остаются принадлежать какой-либо определенной офшорной компании, в то время как в действительности эта компания с принадлежащим ей имуществом продается и покупается.
  В данном случае лучше всего использовать Панамскую офшорную компанию, т.к. стоимость такой компании достаточно низкая. Хотя в некоторых случаях может быть более целесообразным приобретение более престижной компании со счетом в Западном банке.
  В результате ни у налоговых органах, ни у какого-либо другого заинтересованного лица нет возможности узнать о факте продажи пакета акций или недвижимости либо определить реального владельца.
  Необходимо заметить, что указанный способ часто используется за рубежом при покупке и продажи недвижимости через офшорную компанию с тем, чтобы избежать выплаты налога на продажу недвижимости, например, в таких странах как Португалия и Греция. Мы не стали комментировать этот способ дальше, т.к. в отличие от самофинансирования этот способ прост, понятен и не требует особых знаний для своего осуществления.
 
 ВЫПУСК АКЦИЙ ЗА РУБЕЖОМ
 
  Одна из интересных возможностей, предоставляемых иностранными офшорными компаниями, это доступ к иностранным кредитным ресурсам путем выпуска ценных бумаг и их продажи на зарубежном фондовом рынке (например, Люксембурга).
  С этой целью открывается публичная компания в такой юрисдикции, как Люксембург. После капитализации Люксембургской компании она издает проспект эмиссии Еврооблигаций, после реализации которых инвесторам у владельца Люксембургской компании появляется доступ к финансовым ресурсам.
  После этого Люксембургская компания предоставляет кредит Российской компании, а также осуществляет инвестиции в Россию. Российская компания выплачивает проценты по кредиту, которые она относит на себестоимость своей продукции в целях налогообложения, а Люксембургская компания, в свою очередь, из полученных процентов выплачивает иностранным инвесторам дивиденды, т.е. происходит трансформация процентов в дивиденды.
 
 Схема № 30
 Использование Люксембургской компании для получения кредитных ресурсов
 
 
  Проценты по кредиту Дивиденды по акциям
 
 
  кредит
 
 
  Надо сказать, что открытие Люксембургской публичной компании, которой может быть разрешено выпустить свои облигации на Евровалютном рынке (Люксембургской фондовой бирже), задача, которая под силу только состоятельным предпринимателям в силу того, что минимальный оплаченный устав такой компании имеет значительную величину. Подробнее об этом смотрите в разделе, посвященном характеристикам иностранных офшорных юрисдикций на нашем сайте в Интернете по адресу: http://www.gloffs.ru
 
 
 БЕЗНАЛОГОВАЯ ВЫПЛАТА ЗАРПЛАТЫ СОТРУДНИКАМ И АГЕНТАМ ИНОСТРАННЫХ КОМПАНИЙ
 
 Схема № 31.
 Выплата зарплаты рублевой счет типа "Н"
 
  рубли
  US$
 
 
  акции
 
 
  Комментарий: Иностранная офшорная компания перечисляет деньги на свой рублевой счет типа "Н" в России, где валюта конвертируется в рубли. После этого физическое лицо продает свое личное имущество (акции) иностранной офшорной компании. Между иностранной офшорной компанией и физическим лицом можно разместить Российскую низконалоговую (офшорную) компанию (т.е. физическое лицо продает свое имущество Российской компании, а та перепродает его иностранной офшорной компании) с тем, чтобы избежать возможных проблем с налоговыми органами. Подробнее об этом способе смотрите в главе о снижении налогов с ФОТ.
  При открытии на имя иностранной компании в Российском банке рублевого счета, который будет в дальнейшем использоваться для выплаты дохода сотрудникам и агентам иностранных компаний необходимо учитывать приведенное ниже письмо Пенсионного Фонда:
 
 Письмо ПФР от 27 июля 2000 г. N КА-16-25/6855 "О выдаче нерезидентам справок для представления в банк для открытия расчетного (текущего) и иных счетов"
 
  В соответствии с инструкцией Банка России от 16.07.93 N 16 при решении вопроса об открытии рублевых счетов нерезиденту основным фактором является наличие легализованных в посольстве или консульстве Российской Федерации за границей с заверенным нотариально либо посольством (консульством) иностранного государства в Российской Федерации переводом на русский язык копий учредительных документов нерезидентов, выписки (копии выписки) из торгового реестра, нотариально заверенной карточки с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом и оттиском печати нерезидента, а также документов, содержащих сведения о полном наименовании и месте нахождения нерезидента, на имя которого открывается счет.
  Таким образом, нерезидент, не имеющий на территории Российской Федерации представительств и/или филиалов для решения вопроса о необходимости его регистрации в качестве плательщика страховых взносов и получения справки для открытия счетов для представления в уполномоченный банк должен представить в орган ПФР вышеуказанные документы.
  Кроме того, необходимо наличие документов, определяющих отношения нерезидентов с российскими партнерами (резидентами) - организациями или физическими лицами (договор, контракт), то есть документов, подтверждающих право осуществления нерезидентом предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, а также подтверждающих возникновение трудовых либо гражданско-правовых отношений нерезидентов с физическими лицами - резидентами, поскольку нерезиденты согласно письму Банка России от 02.09.94 N 107 могут начислять и выплачивать в валюте Российской Федерации физическим лицам - резидентам заработную плату, премии, любые иные вознаграждения и выплаты, связанные с выполнением этими физическими лицами своих трудовых обязанностей (в том числе, при заключении трудового договора (контракта) на определенный срок и на время выполнения определенной работы), оплачивать работу (услуги) физических лиц по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг.
  Если из документов следует, что нерезидент не планирует привлекать для осуществления своей деятельности на территории Российской Федерации наемных работников (физических лиц - резидентов), он не подлежит регистрации в органах ПФР. В этом случае выдача справки для открытия счетов нерезидентам в уполномоченном банке органами ПФР не производится. В данном случае нерезиденту (распорядителю счета) может быть выдана справка произвольной формы о том, что он в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит регистрации в органах ПФР. Указанная справка включается в общий реестр справок, выдаваемых органами ПФР плательщикам страховых взносов для представления в банк для открытия счета.
 Если из представленных документов следует, что нерезидент привлекает для своей деятельности на территории Российской Федерации наемных работников (физических лиц - резидентов), то его регистрация в органах ПФР в соответствии с абзацем 2 пункта 2 Порядка уплаты обязательна. После регистрации нерезиденту (распорядителю счета) может быть выдана справка для представления в уполномоченный банк, в порядке и по форме, утвержденным постановлением Правления ПФР от 22.03.2000 N 33 "Об утверждении Порядка выдачи плательщикам справок для представления в банк для открытия расчетного (текущего) и иных счетов".
 
 Вместе с тем нерезидент, открывший на территории Российской Федерации представительство и/или филиал, в соответствии с Порядком уплаты обязан зарегистрировать обособленное подразделение в органах ПФР в течение 30 дней со дня заключения договора (контракта), договора гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, авторского договора с физическими лицами, имеющими право на пенсионное обеспечение в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. В данном случае в соответствии с пунктом 2.5 раздела IV инструкции Банка России от 16.07.93 N 16 средства с рублевых счетов типа "Т" по распоряжению владельцев (распорядителей) счетов могут быть использованы для уплаты налогов, пошлин, сборов и других обязательных платежей подобного характера, а также взносов на социальное страхование и осуществление переводов сумм страховых взносов по обязательным и добровольным видам страхования. Органами ПФР, осуществляющими регистрацию представительств и/или филиала нерезидента, выдается справка в банк для открытия этого счета.
 
  Указанное письмо показывает, что Пенсионный Фонд РФ наконец-то опомнился и решил навести порядок в сфере выдачи зарплаты сотрудникам и агентам иностранных компаний.
  Существуют два способа обхода этого письма:
 
 Первый способ (нежелательный) состоит в открытии рублевого счета на имя иностранной офшорной компании в Российском банке и представление таких документов в Пенсионный Фонд, из которых следует, что нерезидент не планирует привлекать для осуществления своей деятельности на территории Российской Федерации наемных работников (физических лиц - резидентов), и, следовательно, он не подлежит регистрации в органах ПФР. После этого иностранная офшорная может приобретать у физических лиц фиктивное личное имущество, стоимость которого не превышает 125000 рублей. В связи с тем, что иностранная офшорная компания не обязана предоставлять бухгалтерские отчеты в МНС РФ то ей нет необходимости доказывать налоговым органам реальность этого имущества.
 
 Второй способ (рекомендуемый) состоит в использовании иностранной офшорной компанией мультивалютного счета, открытого в одном из Прибалтийских банков, где иностранная офшорная компания может легко перечислять деньги в рублях на любые счета в Российских банках, например, на карточные счета физических лиц, исполняющих роль сотрудников или агентов компании. При этом иностранная офшорная компания может запросто игнорировать требования Пенсионного Фонда по уплате единого социального налога.
  МНС России не в состоянии каким-либо образом привлечь иностранную офшорную компанию к ответственности за нарушение порядка выплаты доходов физическим лицам. А если вдруг по каким-то непонятным причинам сотрудник МНС "заупрямится" и захочет связаться с руководством этой компании и пристанет с этими вопросами к ее сотрудникам или агентам, то они могут ответить ему, что не они составляли трудовой договор, а Панамская компания, которая находится в Панаме и с которой они осуществляют связь по электронной почте. Поэтому если ему что-то не понравится, то дайте ему какой-нибудь электронный адрес на hotmail и пускай он их запрашивает и к тому же находит переводчика, чтобы тот переводил его сообщения на английский язык.
 
  Конечно, оба эти способа можно сочетать в разной мере, т.к. офшорная компания может позволить себе действительно принять на работу сотрудников и агентов и выплачивать им небольшую официальную зарплату размером, скажем, $100 в месяц, а остальные выплаты проводить другим (неофициальным) образом.
 
 
 ДОХОДЫ ОТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПЕРЕВОЗОК
 
  В некоторых случаях при правильном оформлении документов у Российских экспортеров сырьевых товаров имеется возможность выводить за рубеж денежные средства на законном основании и при этом относить эти выплаты на себестоимость продукции.
  Представленный ниже пункт из Соглашения об избежании двойного налогообложения, заключенного между Россией и Кипром, проясняет данную возможность:
 
 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества
 
 Статья 8
 Доходы от международных перевозок
 
  1. Доходы от эксплуатации морских или воздушных судов или дорожного транспорта в международных перевозках владельцами или арендаторами или фрахтователями и доходы от сдачи в аренду контейнеров и соответствующего оборудования, относящегося к эксплуатации морских или воздушных судов или дорожного транспорта в международных перевозках, подлежат налогообложению только в том Договаривающемся Государстве, резидентами которого являются указанные лица, получающие такие доходы.
 2. Положения пункта 1 применяются также к доходам от участия в пуле, совместной деятельности или в международной организации по эксплуатации транспортных средств.
 
 (g) термин "международная перевозка" означает любую перевозку морским или воздушным судном, или дорожным транспортом, эксплуатируемым резидентом одного Договаривающегося Государства, кроме случаев, когда такой транспорт эксплуатируется исключительно между пунктами в другом Договаривающемся Государстве;
 
  Из приведенных документов следует, что имеется возможность осуществлять международную перевозку между территорией России и Кипром.
 
  Т.е. в том случае, если международную перевозку осуществляет Кипрская фирма, то налог у источника отсутствует, если же использовать офшорную фирму из другой юрисдикции, то налог у источника взимается по ставке 6%.
  Внимание! С 1 января 2002г. эта ставка равна 10%:
 
  Статья 284.
  2. Налоговые ставки на доходы иностранных организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, устанавливаются в следующих размерах:
  1) 20 процентов - с любых доходов, кроме указанных в подпункте 2 настоящего пункта и пункте 3 и 4 настоящей статьи;
  2) 10 процентов - от использования, содержания или сдачи в аренду (фрахта) судов, самолетов или других подвижных транспортных средств или контейнеров (включая трейлеры и вспомогательное оборудование, необходимое для транспортировки) в связи с осуществлением международных перевозок.
 
  Статья 309.
  1. Следующие виды доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов:
  7) доходы от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории Российской Федерации, в том числе доходы от лизинговых операций, доходы от предоставления в аренду или субаренду морских и воздушных судов и (или) транспортных средств, а также контейнеров, используемых в международных перевозках;
  8) доходы от международных перевозок.
  Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации;
 
  Теперь необходимо отнести расходы по международной перевозке на себестоимость. Данный способ целесообразно применять при экспортных поставках сырьевых материалов за рубеж. Стоимость транспортировки может быть завышенной.
 
  А вот выдержка из Налогового Кодекса РФ насчет отнесения расходов по транспортировке на себестоимость:
 
 Статья 253.
 2. Расходы, связанные с производством и (или) реализацией, подразделяются на:
 1) материальные расходы;
 
 Статья 254. Материальные расходы
 1. К материальным расходам, в частности, относятся следующие затраты налогоплательщика:
 К работам (услугам) производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных подразделений
 
  К сожалению, после введения второй части Налогового Кодекса освобождение от НДС услуг или работ по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров распространяется только на Российских перевозчиков. В связи с этим, при оформлении услуг по транспортировке товаров за пределы Российской Федерации на иностранную (Кипрскую) компанию льгота по НДС отменяется.
  Следовательно, при оплате Российской компанией за услуги, оказываемые иностранной компанией, у нее возникает обязанность по удержанию в бюджет НДС по ставке 20% с суммы, выплаченной иностранной компании. На основании этого можно бы было заявить, что схема по выводу прибыли за рубеж посредством использования Кипрской офшорной компании, оказывающей фиктивные или реальные услуги по транспортировке каких-либо товаров за рубеж, стала неэффективной.
  К счастью, отмеченная выше (в главе о способах ухода от НДС) возможность не платить НДС при условии не превышения выручки Кипрской компании 1 миллиона рублей в квартал спасает ситуацию и дает возможность использовать Кипрскую компанию.
  Единственное, о чем теперь нельзя забывать - это о необходимости не превышения выручки Кипрской компании 1 миллиона рублей в квартал.
 
 Схема № 32
 Использование Кипрской компании в международных перевозках
 
  Рубли Валюта
 
 
 
  Комментарий: Предположим, что экспортер собирается продать товар Американской фирме. Для того, чтобы использовать преимущество соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром, экспортер заключает контракт на продажу товара Кипрской офшорной компании (хотя в действительности товар продается Американской компании, но уже от имени Кипрской компании) и поручает своей Российской офшорной компании доставить товар до Республики Кипр и при этом осуществить перегрузку и разгрузку.
  Российская офшорная компания, в свою очередь, заключает контракт на осуществление международной перевозки с Кипрской офшорной компанией именно с целью извлечения выгоды из положений, содержащихся в тексте соглашения об избежании двойного налогообложения между Россией и Кипром.
  В данном случае между Российским экспортером и Кипрской офшорной фирмой размещается Российская офшорная компания именно с целью оградить экспортера от возможных проблем с налоговыми органами, т.к. Российской офшорной компании проще использовать противоречия в налоговом законодательстве, чем экспортеру, который находится под пристальным вниманием органов валютного контроля.
  В результате экспортер относит платежи по перевозке на себестоимость и не выплачивает НДС согласно закону об НДС. В связи с тем, что Российская офшорная компания поручает Кипрской фирме осуществить международную перевозку, ее платеж также не облагается НДС согласно закону об НДС и налог у источника не взимается.
  Что касается Кипрской компании, то она может поручить осуществление перевозки другой иностранной офшорной фирме для того, чтобы уйти от налога размером 10%.
 Необходимо понимать, что в действительности товар поставляется не на Кипр, а в США, и контракт на перевозку товара до Кипра имеет надуманный характер.
  В связи с использованием преимуществ соглашения об избежании двойного налогообложения в контракте на международную перевозку с Кипрской фирмой необходимо указать, что товар доставляется до пункта на Кипре. Данный вариант является интересным способом перевода денег за рубеж с отнесением выплат по этому контракту на себестоимость продукции экспортера.
  Недостатком данной схемы является то обстоятельство, что при поставке товара за рубеж на условиях CIF у экспортера увеличивается сумма контракта в отношении исчисления налога на пользователей автодорог. Ведь именно по этой причине большинство Российских экспортеров в настоящее время продают товары за рубеж на условиях FCA (т.е. на территории России) своим иностранным офшорным компаниям, которые уже сами заключают договора с железной дорогой и портами на перевозку и портовую перевалку груза. Таким образом, Российские экспортеры снижают общую сумму контракта и снижают налог на пользователей автодорог.
  В связи с выше изложенными обстоятельствами при проведении экспортных поставок необходимо тщательно проанализировать все детали с учетом представленного механизма и возможных проблем с налоговыми органами.
 
 
 ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ДЕНЕГ ИНОСТРАННОМУ ГРАЖДАНИНУ
 
  Введение второй части НК оказало влияние на исчисление НДС при оказании иностранным гражданином услуг Российской компании. К сожалению, они стали облагаться НДС даже в случае оказания их за пределами Российской Федерации. Причина здесь состоит в том, что 149 статья НК подробно перечисляет, в каких случаях в целях исчисления НДС местом реализации услуг является территория Российской Федерации. Однако некоторые лазейки все же остались и они подробно обсуждаются в конце главы о способах ухода от НДС.
  Кроме того, предлагаем вам ознакомиться с интересной консультацией на тему, непосредственно касающуюся предлога для перечисления оплаты иностранному гражданину, например, за переводческие услуги:
 
  Российская организация заключила договор с иностранной фирмой на перевод технической документации для заказчика на итальянский язык. Цена договора выражена в долларах США и включает итальянский налог в размере 20%.
  Возникает ли в данном случае объект обложения НДС и налогом на доходы иностранного переводчика?
 
  Согласно с п.1 ст.146 НК РФ объектом налогообложения признаются следующие операции:
  1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации.
  Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг);
  2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций;
  3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
  Таким образом, если реализация или передача товаров (работ, услуг) осуществляется на территории Российской Федерации, то возникает объект налогообложения НДС.
  В соответствии с подп.5 п.1 ст.148 НК РФ местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если деятельность организации, которая выполняет работы (оказывает услуги), осуществляется на территории Российской Федерации (в части выполнения работ (оказания услуг), не предусмотренных подп.1-4 настоящего пункта). Услуги по переводу технической документации не предусмотрены вышеуказанными подпунктами (их перечень исчерпывающий). Перевод осуществляется на территории иностранного государства, о чем свидетельствуют договор на оказание услуг по переводу и акт об оказании услуг, подписанный сторонами на территории иностранного государства. Поэтому объект налогообложения НДС по данным услугам и обязанность по перечислению НДС у налогового агента не возникают.
  Согласно ст.3 Закона РФ от 27.12.91 N 2116-1 (ред. от 09.05.01) "О налоге на прибыль предприятий и организаций" при определении прибыли иностранных юридических лиц, полученной от источника в Российской Федерации, необходимо учитывать, что налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью в Российской Федерации. Для целей налогообложения не учитывается прибыль иностранного юридического лица, полученная по внешнеторговым операциям, связанным с экспортом в Российскую Федерацию продукции (работ, услуг), при которых российское юридическое лицо становится собственником продукции (работ, услуг) до пересеченияею государственной границы Российской Федерации.
  Инструкцией Госналогслужбы РФ от 16.06.95 N 34 (ред. от 07.04.2000) "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" (далее - Инструкция) определено, что налогообложению подлежат доходы иностранных юридических лиц, связанные с их деятельностью в Российской Федерации, и доходы из источников, находящихся на территории Российской Федерации (не связанные с деятельностью через постоянное представительство).
  В соответствии с п.5.1.11 Инструкции к доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты, относятся доходы, получение которых не связано с деятельностью через постоянное представительство, за работы и любого рода услуги, выполненные и предоставленные на территории Российской Федерации. Если иностранное юридическое лицо получает доходы от российских предприятий за оказанные им услуги на территории других государств, подтверждением чего являются договор и акт об оказании услуг, то данные доходы не относятся к доходам от источников в Российской Федерации и не подлежат налогообложению у источника выплаты.
 
 
 ПЕРЕСТРАХОВАНИЕ
 
  Один из известных примеров перевода финансовых средств за рубеж - это договор перестрахования.
  Российская страховая компания переводит за рубеж финансовые средства посредством перестрахования своих рисков в собственной офшорной страховой компании.
 Российская страховая компания заключает договор перестрахования с иностранной офшорной компанией - страховым брокером, который в свою очередь обязан перестраховать этот страховой риск в обычной иностранной страховой компании. В зависимости от целей и интересов Российской страховой компании страховой брокер может этого не делать.
  Почти во всех офшорных юрисдикциях к страховым компаниям предъявляются очень жесткие требования по размеру минимального оплаченного уставного капитала. Обычно его размер должен быть не менее 1 миллиона долларов.
  Однако в некоторых офшорных юрисдикциях, в частности Святом Винсенте, до сих пор имеется возможность открыть настоящую страховую компанию по цене обыкновенной офшорной компании со словом "insurance" (в переводе с английского "страхование") в ее названии и без каких-либо требований по минимальной величине уставного капитала.
  Кроме того, в таких юрисдикциях, как Кипр имеется возможность открыть офшорную компанию, исполняющую функцию страхового брокера, по цене обычной офшорной компании и с обыкновенной величиной уставного капитала.
  Необходимо учитывать, что при перечислении денег за рубеж по договору перестрахования компания - источник выплаты - обязана удержать и перечислить в бюджет налог на доходы иностранного юридического лица по ставке 2.5%.
  Однако, если использовать в качестве страховой компании или страхового брокера Кипрскую фирму, то, исходя из широкого толкования соглашения об устранении двойного налогообложения между Россией и Кипром, этот налог удерживать не нужно.
  Доказательством этого может служить следующая выдержка из соглашения между Россией и Кипром:
 
 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества
 
 Статья 13
 Другие доходы
 
 Не перечисленные в предыдущих статьях настоящего Соглашения виды доходов, получаемые лицом с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве из источников в другом Договаривающемся Государстве, не подлежат налогообложению в этом другом Государстве.
 
  В виду того, что страхование и перестрахование не были перечислены в этом соглашении, то доходы Кипрской фирмы от страхования или перестрахования не облагаются налогом у источника выплаты.
  Налоговые органы России были озабочены существованием этой возможности и в связи с этим был опубликован следующий документ:
 
 Письмо Департамента налоговых реформ Минфина РФ от 26 мая 1997 г. N 01-10/04-1829
 
 Министерство финансов Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации рассмотрели предложения Всероссийского союза страховщиков по вопросам налогообложения страховых организаций и сообщают следующее.
 Правительство Российской Федерации в своем постановлении от 22 ноября 1996 года N 1387 "О первоочередных мерах по развитию рынка страхования в Российской Федерации" определило круг вопросов, которые необходимо решить для обеспечения оптимальных условий функционирования отечественных страховых компаний.
 Одним из таких вопросов, требующих решения, является вопрос о налогообложении российских страховщиков, доля перестрахования которых у иностранных перестраховщиков суммарно превышает 40% сбора страховой премии за истекший год, включающей перестраховочные премии, комиссии и тантьемы, переданные за границу в истекшем году в пользу иностранных перестраховщиков.
 Учитывая, что окончательный вариант вышеназванного постановления Правительства Российской Федерации был подготовлен Министерством экономики Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации письмом от 17 января 1997 года N 04-07-04 (С.Д. Шаталов) попросило Минэкономики России представить в возможно короткие сроки конкретные предложения, обоснования, расчеты и заключения экспертов по данному вопросу.
 Министерство экономики Российской Федерации письмом от 25 марта 1997 года N ВП-213.28-120 сообщило, что вопрос о налогообложении российских страховщиков, доля перестрахования которых у иностранных перестраховщиков суммарно превышает 40% сбора страховой премии за истекший год является чрезвычайно сложным, поэтому его следует вынести на обсуждение Экспертного совета по страхованию при Правительстве Российской Федерации.
 
 С.Д. Шаталов
 
  Примечание: Согласно последним изменениям в положения валютного контроля без ограничений осуществляются расчеты, связанные со взносами и выплатами по страхованию и перестрахованию, осуществляемыми в период срока действия соответствующего договора, при условии, что срок действия указанного договора не будет превышать пять лет с даты его заключения;
 
  Необходимо учитывать, что российские страховые организации могут заключать договоры:
  перестрахования непосредственно с иностранными страховыми компаниями;
  возмездного оказания посреднических услуг с иностранной брокерской конторой на обеспечение перестрахования рисков, принятых российской организацией, в иностранных перестраховочных компаниях.
  В рамках таких договоров брокер обязуется осуществлять подбор зарубежных перестраховочных компаний, от своего имени и по поручению российской страховой организации заключать с ними договоры перестрахования. При этом брокер отвечает лишь за своевременное размещение рисков в перестрахование и не несет ответственности по страховым рискам. Расчеты по премиям и убыткам ведутся через брокера: перестраховочная премия и комиссия брокера перечисляются российской организацией на счет брокера, который далее направляет их иностранным перестраховщикам, т.е. брокер выступает в качестве комиссионера с участием в расчетах. В обоих этих случаях лицом, имеющим фактическое право на получение доходов в виде перестраховочных премий, является перестраховочная компания-нерезидент, несмотря на то, что она может быть непосредственно не связана договорными обязательствами с российской организацией. На роль такой компании лучше всего подходит Кипрская офшорная компания.
  Такие доходы подлежат обложению налогом на доходы у источника выплаты и должны удерживаться российской страховой организацией с полной суммы премии с применением коэффициента 0,125. Вместе с тем, если указанные доходы исходя из положений конкретного международного соглашения об избежании двойного налогообложения (например, с Кипром) не облагаются налогом в Российской Федерации и у российского страховщика на момент выплаты имеется надлежаще оформленное иностранной перестраховочной компанией заявление на предварительное освобождение, налог с доходов этой иностранной организации не удерживается.
 Что касается доходов брокера в виде получаемых им сумм комиссионного вознаграждения в случае осуществления деятельности только на территории иностранного государства, то такие доходы не облагаются налогом на доходы в Российской Федерации, поскольку не являются доходами из источников в Российской Федерации. При этом оформлять какие-либо формы заявлений не требуется. Если брокер ведет указанную деятельность через расположенное в России представительство или через третьих лиц, то вопрос налогообложения его доходов должен решаться с учетом характера фактически осуществляемой деятельности.
 
 Налог на доходы иностранных юридических лиц по операциям
 страхования, сострахования, перестрахования
 
  По сравнению с действующим режимом налогообложения в главе 25 НК РФ установлено, что не признаются доходами от источников в Российской Федерации премии по перестрахованию и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру. Напомним, что на текущий момент премии по прямому страхованию и сострахованию, премии по перестрахованию, а также проценты на депо премий, формируемых российскими страховщиками по договорам, переданным в перестрахование иностранным перестраховщикам, и тантьемы, уплачиваемые иностранному партнеру, относятся к доходам из источников в Российской Федерации, подлежащим налогообложению у источника выплаты. При этом доходы от премий по прямому страхованию и сострахованию рассчитываются исходя из полной суммы премии, умноженной на коэффициент 0,25, доходы от премий по перестрахованию - с применением коэффициента 0,125.
  В то же время согласно вводимым с 2002 г. нормам удерживается у источника выплаты налог с получаемых иностранной организацией процентных доходов, не связанных с ее предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, от долговых обязательств любого вида.
  Поскольку согласно ст.269 НК РФ в целях главы 25 Кодекса под долговыми обязательствами понимаются кредиты, товарные и коммерческие кредиты, займы или иные заимствования независимо от формы их оформления, можно сделать вывод, что проценты на депо премий по рискам, переданным в перестрахование, относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
  Текст ст.309 НК РФ вносит некоторую неопределенность в вопрос о признании доходами от источников в Российской Федерации для целей налогообложения страховых взносов по страхованию и сострахованию, перечисляемых иностранным страховщикам (в частности, страховой компанией, выступающей в качестве агента от имени иностранного страховщика по страхованию гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы Российской Федерации).
  С одной стороны, доходы, полученные иностранным страховщиком от этих операций, могут быть признаны доходами от оказания страховых услуг на территории Российской Федерации (поскольку понятие "место расположения страхового интереса" допускает различные толкования), и тогда они подпадают под действие абзаца 1 п.2 ст.309 НК РФ. Согласно этому пункту доходы, полученные иностранной организацией от оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным Кодексом, обложению налогом у источника выплаты не подлежат. В то же время неясно, с какой целью законодатель выделяет доходы иностранных организаций по перестраховочным договорам.
 
 
 КОРРЕКТИРОВКА ПРИБЫЛИ ПОСТОЯННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА
 
  Одна из интересных возможностей налогового планирования состоит в том, что можно эффективно использовать некоторые особенности налогообложения представительств иностранных компаний в России, а именно расходы представительства, понесенные за рубежом.
 
 Соглашение между Российской Федерацией и Великим Герцогством Люксембург об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество
 
 Статья 7
 Прибыль от производственной и коммерческой деятельности
 
 1. При определении прибыли постоянного представительства должен быть сделан вычет на документально подтвержденные расходы, понесенные для целей деятельности такого постоянного представительства, включая управленческие и общие административные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в Государстве, где находится постоянное представительство, или за его пределами.
 
 
 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Ирландии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы
 
 Статья 7.
 Прибыль от предпринимательской деятельности
 
 2. При определении прибыли постоянного представительства допускается вычет расходов, понесенных для целей такого постоянного представительства, включая управленческие и общие административные расходы, независимо от того, понесены ли эти расходы в Государстве, где находится постоянное представительство, или за его пределами.
 
 Соглашение между ПравительствомРоссийской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения доходов и имущества
 
 2. При определении доходов постоянного представительства из общей суммы доходов, относящихся к деятельности постоянного представительства, вычитаются расходы, связанные с его деятельностью, включая управленческие и общеадминистративные расходы, как в стране местонахождения, так и за ее пределами.
 
 Инструкция Госналогслужбы РФ от 16 июня 1995 г. N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц"
 
 3.1.7. Все записи в бухгалтерских регистрах должны быть подтверждены оправдательными документами, в частности, контрактами иностранных фирм с российскими контрагентами, заключенными при участии отделения, выписками из банковских счетов, счетами-фактурами и т.п. Должна быть ясная и простая связь между каждой записью в счетах и формах учета.
 Наличные выплаты должны подтверждаться соответствующими первичными документами.
 Операции, учитываемые постоянным представительством, должны включать все издержки и доходы, за которые оно несет ответственность, как на территории Российской Федерации, так и за границей.
 Эти операции включают все товары, наличные средства, другие активы и услуги, предоставляемые головным офисом иностранного юридического лица или другими его обособленными подразделениями постоянному представительству в Российской Федерации, а также товары, наличные средства, другие активы и услуги, предоставляемые этим постоянным представительством головному офису или другим обособленным подразделениям иностранного юридического лица.
 
 3.1.8. Прямые затраты должны быть специфицированы по каждой статье затрат в соответствии с формой N 2-пп.
 
 4.3. Налогообложению подлежит прибыль постоянного представительства, определяемая как разница между выручкой от реализации продукции (работ, услуг) без налога на добавленную стоимость, специального налога и акцизов, других доходов и затратами, непосредственно связанными с осуществлением деятельности иностранного юридического лица в Российской Федерации, включая управленческие и общеадминистративные расходы, понесенные как на территории Российской Федерации, так, в отдельных случаях, и за границей.
 
 4.7. В состав расходов постоянного представительства могут включаться расходы, понесенные за рубежом иностранным юридическим лицом на осуществление деятельности постоянного представительства в Российской Федерации, такие как расходы на заработную плату иностранных сотрудников, работающих в постоянном представительстве, командировочные расходы, расходы на подготовку российских сотрудников отделения, другие расходы, понесенные в Российской Федерации и оплаченные головным офисом иностранного юридического лица.
 Не включаются в состав расходов постоянного представительства расходы на содержание любых подразделений иностранного юридического лица, не находящихся на территории Российской Федерации, включая подразделения головного офиса.
 Расходы, передаваемые головным офисом постоянному представительству, считаются произведенными в тот период, когда они были фактически переданы.
 
 5. Порядок исчисления и уплаты в бюджет налога с доходов иностранных юридических лиц, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство
 
 5.1. Иностранные юридические лица, получающие доходы из источников, находящихся на территории Российской Федерации, подлежат обложению налогом на доходы у источника выплаты.
 К доходам из источников в Российской Федерации, в частности, относятся следующие доходы.
 
 5.1.11. Другие доходы, получение которых не связано с деятельностью через постоянное представительство, в частности, за работы и любого рода услуги, выполненные и предоставленные на территории Российской Федерации, в том числе за:
 з) услуги и консультации, оказываемые иностранной компанией своим дочерним компаниям, в связи с осуществлением последними предпринимательской деятельности в Российской Федерации, а также за услуги и консультации, предоставляемые в пользу представительства головным офисом иностранного юридического лица;
 
 Письмо Госналогслужбы РФ от 20 декабря 1995 г. N НП-6-06/652 "Методические рекомендации по применению отдельных положений инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц"
 
 Так, не учитываются при определении прибыли расходы постоянного представительства на содержание любых подразделений иностранного юридического лица, не находящихся на территории Российской Федерации, включая подразделения головного офиса.
 
  Комментарий: В связи с приведенными документами у постоянного представительства появляется возможность вычесть из своих доходов те расходы, которые были понесены за рубежом, при этом объективность таких расходов достаточно трудно проверить.
 Однако, нельзя забывать о том, что в налоговом законодательстве отсутствует четкое определение по этому вопросу, поэтому ГНИ может потребовать постоянное представительство уплатить в бюджет НДС и налог на доходы иностранного юридического лица в отношении сумм, уплаченных постоянным представительством другим иностранным фирмам, т.к. на постоянное представительство распространяются нормы Российского законодательства. Но в то же самое время и от НДС, и от налога на доходы иностранного юридического лица можно уклониться, грамотно оформив документы в соответствии с принципами, при которых выплата доходов другим иностранным юридическим лицам постоянным представительством не облагается ни НДС, ни налогом на доходы иностранного юридического лица. Подробно об этом написано в главах: Уход от НДС и Услуги, оказываемые иностранной фирмой вне России.
 
 ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ ДЕНЕГ ЗА РУБЕЖ ПРИ ВЕДЕНИИ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
 
  Один из применяющихся в настоящее время методов снижения налоговых платежей при ведении туристического бизнеса - это открытие иностранной офшорной фирмы, работающей в паре с Российской туристической компанией, и оформление получаемой прибыли на иностранную офшорную компанию.
  Туристическим фирмам достаточно легко уйти из-под жесткого налогообложения, т.к. у них нет проблем с возникновением НДС и налога на доходы иностранного юридического лица в силу того, что они перечисляют деньги от имени своих клиентов - физических лиц, которые запросто могут "игнорировать" положения статьи 306 НК РФ.
  А вот еще документ, который выводит перечисление денег за рубеж из-под пресса валютного контроля:
 
 Приказ ЦБР от 24 апреля 1996 г. N 02-94 "Об утверждении Положения об изменении порядка проведения в Российской Федерации некоторых видов валютных операций" (с изменениями от 3 февраля, 27 августа, 24 октября 1997 г.)
 
 Без разрешений Банка России осуществляются следующие виды валютных операций:
 
 1.20. Переводы из Российской Федерации иностранной валюты физическими лицами в пользу нерезидентов, основная деятельность которых связана с реализацией физическим лицам за пределами Российской Федерации товаров в розничной торговле (производство работ, оказание потребительских услуг), в счет оплаты приобретаемых у указанных нерезидентов за пределами Российской Федерации товаров (работ, услуг).
 
  В некоторых случаях туристическая фирма может попасть в ситуацию, представленную в следующем разъяснении:
 
 Вопрос: Турфирма, имеющая лицензию на осуществление международного туризма, осуществляет таймшерную деятельность. Может ли эта деятельность рассматриваться в льготном режиме, предусмотренном подпунктом "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений)?
 
  Туристские путевки согласно подп. "у" п.1 ст. 5 Закона Российской Федерации от 06.12.91 "О налоге на добавленную стоимость" (с учетом изменений и дополнений) освобождены от этого налога за исключением комиссионного и агентского вознаграждений, полученных турагентом от продажи туристских путевок.
  В соответствии с нормативным письмом Госналогслужбы России, Минфина России и Роскомтуризма от 25.09.96 NN ВЗ-4-03/58н, 04-03-07, СШ-01/449 от налога освобождаются туристские путевки, являющиеся бланками строгой отчетности, форма которых утверждена в установленном законодательством порядке, в качестве туристских путевок.
  Таймшерная деятельность не попадает под вышеуказанный порядок освобождения от НДС, вне зависимости от наличия лицензии на осуществление международного туризма, так как в рамках этой деятельности не предусмотрена реализация упомянутых выше путевок.
  В связи с появляющимися у туристических фирм трудностями с возникновением НДС при ведении таймшерной деятельности рекомендуется следующая схема работы: при реализации таймшерных путевок среди своих клиентов Российская туристическая фирма использует свою иностранную офшорную компанию таким образом, чтобы ее клиенты сами перечисляли деньги на зарубежный счет этой фирмы. В силу того, что деньги перечисляют клиенты (физические лица), то на них положения инструкции №34 не распространяются и, следовательно, ни налога на доходы иностранного юридического лица, ни НДС у них не возникает.
 
 УСЛУГИ, ОКАЗЫВАЕМЫЕ ИНОСТРАННОЙ ФИРМОЙ ВНЕ РОССИИ
 
  Одна из возможностей применения иностранной офшорной компании - это снижение налогообложения Российской компании и перечисление денег за рубеж за услуги, оказанные Российской компании. Услуги могут быть как реальными, так и надуманными.
  Доходы, полученные иностранной компанией за оказание услуг и выполнение работ вне территории РФ, не являются объектом для исчисления налога на доходы. Однако факт предоставления работ и услуг за пределами РФ должен быть доказан документально.
  В ряде случаев налоговым органам достаточно представления подробного отчета иностранной фирмы о проделанной ею работе и её конкретных результатах.
  Вот что на этот счет говорит Налоговый Кодекс РФ:
 
  Статья 309. Особенности налогообложения иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающих доходы от источников в Российской Федерации
 

<< Пред.           стр. 8 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу