<< Пред.           стр. 9 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу

  2. Доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров или иного имущества, кроме указанного в подпунктах 5 и 6 настоящей статьи, осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации в соответствии со статьей 306 настоящего Кодекса, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
 
  Получается интересная ситуация: с одной стороны до принятия 25 главы НК РФ, выдержка из которого была сейчас приведена, считалось, что если иностранное юридическое лицо получает доходы от российских предприятий за оказание им услуг или выполнение работ на территории других государств (т.е. за пределами РФ)., то такие доходы не относятся к доходам от источников в Российской Федерации и не подлежат налогообложению у источника выплаты.
  С другой же стороны, после вступления в силу 25 главы НК РФ и, в частности, статьи 309 считается, что доходы, полученные иностранной организацией от осуществления работ, оказания услуг на территории Российской Федерации, не приводящие к образованию постоянного представительства в Российской Федерации, обложению налогом у источника выплаты не подлежат.
  Какой же вывод можно из этого сделать? Если услуги оказаны за пределами Российской Федерации, то, значит, они уже подлежат налогообложению у источника выплаты? Т.е. до вступления в силу 25 главы они не подлежали налогообложению, а теперь подлежат налогообложению? Так что ли? Получается какой-то бред...
  Успокаивающим является отрывок из следующего ответа на вопрос налогоплательщика, сделанного государственным советником налоговой службы третьего ранга:
  Российское ОАО согласно заключенному контракту приобретает телевизионные услуги у иностранной компании. Данный контракт предусматривает оказание услуг, не требующих присутствия сотрудников иностранного контрагента на территории РФ и направляемых заказчику посредством спутниковой связи.
  Просим разъяснить, подлежат ли доходы иностранной компании обложению налогом на доходы иностранных юридических лиц от источников в РФ?
 
  В соответствии с п. 5.1.11 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" к доходам иностранных юридических лиц из источников на территории Российской Федерации, подлежащим налогообложению в России, относятся, в частности, доходы за работы и любого рода услуги, выполненные и предоставленные на территории Российской Федерации.
  В соответствии с заключенным контрактом компания-нерезидент получает доходы за оказание телевизионных услуг, которые включают спутниковые передачи Всемирной Службы Новостей. Материалы телевизионных услуг используются ОАО в своих программах.
  При решении вопроса о порядке налогообложения иностранной компании необходимо учитывать, что подготовка, обработка и формирование информации, передаваемой посредством спутниковых каналов связи, находящихся за пределами территории Российской Федерации, осуществляется компанией-нерезидентом за рубежом. В связи с этим доходы от оказания таких услуг, получаемые компанией от российского заказчика, не относятся к доходам из источников в Российской Федерации как не связанные с деятельностью компании в России и, следовательно, не облагаются налогом на доходы иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации при их выплате. По указанным доходам оформлять какие-либо формы заявлений не требуется.
 
 А.А. Глинкин,
 заместитель руководителя Управления
 государственный советник налоговой службы III ранга
 
  Т.е. как мы видим в данном случае, доходы иностранной компании не относятся к доходам из источников в Российской Федерации, как не связанные с деятельностью компании в России. Следовательно, они не облагаются налогом на доходы иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации при их выплате.
  Однако неприятно то обстоятельство, что это официальное заявление было сделано в 2001 году, т.е. до введения в силу 25 главы НК РФ. Поэтому, пока что мы не чувствуем 100% уверенности в положительном решении этого вопроса и как только появится официальное разъяснение налоговых органов по этому вопросу, датированное 2002 годом, мы обязательно вернемся к этому вопросу на страницах книги.
  В связи с этим если вы хотите добиться 100% уверенности в положительном результате после налоговой проверки, то рекомендуется подумать насчет использования в наиболее спорных ситуациях Кипрской компании и, таким образом, застраховаться от возможных проблем.
  Существует единственный вид работ, оказываемых иностранной фирмой, который уж точно не облагается налогом на доходы иностранных юридических лиц: международные перевозки за пределами территории Российской Федерации.
  Дело в том, что в 309 статье НК РФ сказано, что с одной стороны международные перевозки облагаются этим налогом, но затем она дает следующее определение международных перевозок:
 
  Под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами Российской Федерации;
 
  На основании вышеизложенного можно прийти к заключению о том, что если перевозки осуществляются за пределами РФ, то доход иностранной фирмы по таким перевозкам не подлежит налогообложению.
  Кроме того, мы наткнулись на интересное письмо Департамента Налоговой Политики, которое в некотором роде проясняет вопрос налогообложения услуг, оказываемых иностранными компаниями:
 
 Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ
 от 23 ноября 2000 г. N 04-06-05
 
  Вопрос: 1. Застрахованный обратился за медицинской помощью в медицинское учреждение США и получил там медицинские услуги (в соответствии со страховой программой).
  Медицинское учреждение США выставляет счет Страховой Компании на оплату медицинских услуг.
  Нужно ли при перечислении денежных средств удерживать налог с иностранного юридического лица (медицинского учреждения США) с суммы оказанных медицинских услуг Застрахованному на территории США?
  2. Страховая компания на основании договора на оказание услуг по обучению отправила сотрудника в Германию.
  Нужно ли при переводе денежных средств за обучение удерживать налог с иностранного юридического лица если обучение проводится на территории Германии?
 
  Ответ: Департамент налоговой политики рассмотрел ваше письмо по вопросу налогообложения сумм, перечисляемых российским предприятием за оказанные за рубежом услуги, и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
  В соответствии с пунктом 5 Инструкции Госналогслужбы России от 16.06.1995 г. N 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" налогообложению в Российской Федерации подлежат доходы иностранного юридического лица за работы и любого рода услуги, выполненные и предоставленные на территории Российской Федерации.
  Таким образом, денежные средства, перечисляемые СЗАО "Медэкспресс" иностранным юридическим лицам в США и Германию за услуги, оказанные на территории указанных стран, не подлежат налогообложению на территории Российской Федерации.
 
 Руководитель Департамента А.И.Иванеев
 
  При моделировании таких схем необходимо учитывать возможность возникновения у застрахованного лица подоходного налога, который за него должна удержать и перечислить в бюджет Российская организация - источник выплаты доходов.
  Также, мы нашли еще одно очень интересное письмо МНС, которое наглядно показывает, каким образом международная компания SWIFT была освобождена как от налога на доходы иностранного юридического лица, так и НДС. Это письмо показалось нам таким интересным и захватывающим, что мы решили его полностью опубликовать:
 
 Письмо МНС РФ от 26 февраля 2001 г. N 06-1-12/31-Г414
 
  В связи с началом применения с 1 января 2001 года части второй Налогового кодекса Российской Федерации и Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16.06.95 Управление международных налоговых отношений в дополнение к письмам МНС России от 01.09.98 N 06-1-14/31, от 22.04.99 N 06-1-12/31 и от 04.04.00 N 06-1-12/31-172 по вопросам налогообложения общества "SWIFT" в 2001 году сообщает.
  Как следует из представленной Российской национальной Ассоциацией членов S.W.I.F.T. уточненной информации о видах доходов, выплачиваемых обществу "SWIFT" российскими пользователями телекоммуникационной системы SWIFT, к таким доходам относятся:
  1) членские (вступительные) взносы за вступление в общество "SWIFT";
  2) регистрационные взносы за подключение к системе SWIFT и ежегодные платежи за его поддержку, включающие оплату: чиповых карточек, логического терминала, кода БИК, портов выделенного/общего (необязательный платеж - по согласию пользователя), акций общества (необязательный платеж - по согласию пользователя);
  3) платежи, перечисляемые в качестве компенсации административных расходов, связанные с дополнительной ручной обработкой специалистами общества "SWIFT" счетов, применяемой в случае неиспользования членами общества механизма прямого дебетования для расчетов со SWIFT;
  4) ежеквартальная плата за передаваемые по системе сообщения о банковских расчетах и операциях (трафик);
  5) разовые платежи за право использования лицензионного программного обеспечения работы пользователей в системе SWIFT и ежегодные платежи за его поддержку (роялти);
  6) разовые платежи за установку лицензионного программного обеспечения и инструктаж специалистов по его эксплуатации;
  7) платежи за справочно-информационную литературу.
 
  1. По вопросу взимания с доходов от источников в Российской Федерации
 
  Платежи, указанные в пунктах 1, 2, 3, 7 настоящего письма, не относятся к доходам иностранных юридических лиц от источников в Российской Федерации, облагаемым налогом у источника выплаты, в силу того, что их получение не связано с предпринимательской деятельностью иностранной организации в России. Такие выплаты могут перечисляться без оформления каких-либо документов.
  Платежи за предоставление права использования лицензионного программного обеспечения, являясь доходами от авторских прав и лицензий, подпадают под действие статьи 12 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Королевства Бельгии об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 16.06.95, которая предусматривает налогообложение таких доходов в стране постоянного местопребывания их получателя.
  В отношении этих доходов обществу "SWIFT" предоставлялось предварительное освобождение от налогообложения, для реализации которого в 1996 - 2001 гг. применялась упрощенная процедура оформления документов.
  В 2001 году для этой цели может использоваться Заявление на предварительное освобождение пассивных доходов от источников в Российской Федерации по форме 1013 DT, составленное на 2001 год на русском или английском языках без проставления в нем отметки компетентного органа Бельгии, удостоверяющей резиденство "SWIFT".
  Подтверждением того, что общество является резидентом Бельгии для целей применения Конвенции в 2001 году может служить копия Аттестации Управления прямого налогообложения Министерства финансов Бельгии от 20.12.00 (прилагается), оригинал которой находится в Управлении международных налоговых отношений. Копию Аттестации российские пользователи системы SWIFT, выплачивающие доходы обществу, в обязательном порядке должны прилагать к указанному Заявлению, представляемому в налоговые органы.
  Услуги по установке программного обеспечения и инструктажу специалистов по его эксплуатации реализуются обществом периодически и кратковременно, вследствие чего, данная деятельность не образует состав постоянного представительства, так как не осуществляется на постоянной основе и не носит регулярного и продолжительного характера. Поскольку вышеуказанная Конвенция предусматривает налогообложение только той прибыли, которая получена через постоянное представительство, доходы от оказания услуг по установке программного обеспечения и инструктажу специалистов по его эксплуатации не облагаются налогом в России. В целях освобождения от налогообложения данных доходов их сумма может быть указана в Заявлении отдельной строкой.
 
  2. По вопросу взимания НДС
 
  В соответствии с пунктом 2 статьи 153 части второй Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг).
  В связи с тем, что членские, регистрационные взносы и компенсационные выплаты по административным расходам (пункты 1 - 3) не связаны с оплатой реализованных обществом "SWIFT" услуг, они не включаются в налоговую базу по НДС.
  Платежи в виде трафика (пункт 4) получены обществом "SWIFT" от реализации услуг по передаче сообщений о банковских расчетах и операциях, роялти (пункт 5) - услуг по предоставлению права использования лицензионного программного обеспечения работы пользователей в системе.
  Поскольку эти услуги не относятся к перечисленным в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса, местом их реализации в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 указанной статьи будет считаться территория России в том случае, если организация, оказывающая эти услуги, осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. В связи с тем, что при оказании услуг общество "SWIFT" фактически не присутствует и не имеет постоянного представительства в России, местом осуществления его деятельности, а, следовательно, и местом реализации рассматриваемых услуг территория России не является. Таким образом, реализация услуг, по которым выплачиваются трафик и роялти, не облагаются НДС в России.
  Услуги по установке лицензионного программного обеспечения и инструктажу российских специалистов, от оказания которых SWIFT получает доходы, означенные в пункте 6, связаны с движимым имуществом, находящимся на территории России. В связи с этим, местом их реализации согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса является Российская Федерация, и, следовательно, реализация данных услуг облагается НДС, который обязаны уплачивать пользователи системы.
  Справочно-информационную литературу, предоставляемую обществом "SWIFT" своим пользователям, следует рассматривать как товар, ввозимый на территорию Российской Федерации. Статья 147 Налогового кодекса определяет местом реализации товаров территорию Российской Федерации в случае, если товар находится на территории Российской Федерации и не отгружается и не транспортируется и/или товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории России. Поскольку при передаче литературы указанные обстоятельства отсутствуют, местом реализации данного товара Россия на является, в связи с чем, справочно-информационная литература оплачивается без удержания НДС.
 
  Примечание: В главе, посвященной методам ухода от НДС, подробно объясняются некоторые лазейки, применяя которые, можно избегать начисления и уплаты НДС у источника выплаты при оказании услуг или выполнения работ.
 
 
 СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
 
  Российская фирма и ее иностранный партнер заключают соглашение о совместной хозяйственной деятельности, осуществляемой на территории России (договор простого товарищества). Условие договора, касающееся вкладов в совместную деятельность и долей участия каждой из сторон в полученных прибылях, сформулировано таким образом, что российский участник имеет символический процент, основная же часть прибыли причитается иностранному партнеру. Принципы автономии воли участников гражданско-правовых отношений и свободы договора позволяют это делать.
  Между тем наряду с официальным договором о совместной деятельности между иностранным участником и его российским партером существует негласное соглашение, по которому полученная на территории России прибыль, принадлежащая иностранной фирме, делится между сторонами в соответствии с реально внесенными, а не указанными в документах вкладами в совместный бизнес, причем это происходит не в России, а в стране иностранного участника. Фактическая, а не символическая доля российской стороны зачисляется на ее зарубежный счет.
  В результате российский резидент выплачивает налог с символического, минимального процента прибыли, а оставшаяся ее часть в валюте размещается за рубежом.
  Это обусловлено легальными особенностями налогообложения результатов совместной деятельности. В соответствии с п.11 ст.2 Федерального закона от 27 декабря 1991 года N 2116-I "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции последующих законов Российской Федерации, принятых в 1992-1997 годах) прибыль, полученная в результате совместной деятельности без образования нового юридического лица, распределяется между участниками совместной деятельности до налогообложения на основании заключенного ими договора.
  Прибыль, полученная каждым участником совместной деятельности, являющимся юридическим лицом, после фактического получения включается во внереализационные доходы и самостоятельно облагается налогом в составе валовой прибыли по установленным ставкам налога на прибыль.
  В том случае, если Россия и государство (например, Кипр), резидентом которого является иностранный партнер по совместной деятельности, заключили договор об устранении двойного налогообложения, то прибыль Кипрской фирмы будет подлежать налогообложению по ставке 10% в своей юрисдикции, которую можно снизить за счет возможностей налогового законодательства республики Кипр.
  Однако следует учитывать, что на НДС такие соглашения не распространяются.
 
  Еще одна интересная особенность использования договора совместной деятельности состоит в возможности легализации денежных средств, находящихся за рубежом, таким образом, что иностранная компания вкладывает в Российскую компанию деньги, которые используются для приобретения какого-либо имущества, например, недвижимости, после чего это имущество "повисает" на балансе этой Российской компании, а реальный владелец денег начинает использовать имущество в своих личных целях. Для решения проблем, связанных с необходимостью уплаты Российской фирмой налогов, и особенно налога на имущество, эта фирма переходит на упрощенную систему налогообложения, которая подразумевает замену уплаты всех федеральных и местных налогов (включая налог на имущество) патентом, размер которого рассчитывается на основе выручки фирмы за предыдущий квартал. Созданная специально для этой цели фирма не занимается какой-либо коммерческой деятельностью и имеет очень маленькую выручку, скажем, 10000 рублей в квартал, на основании которой она добивается начисления символичного размера налоговых выплат по патенту. После этого, она заключает с иностранной компанией долгосрочный договор о совместной деятельности, получает вклад в совместную деятельность в виде денег, приобретает на эти деньги имущество на территории России и продолжает свое незаметное для кого-либо существование, оберегая реального собственника имущества от необходимости публичного раскрытия информации о том, что он является реальным владельцем имущества и, кроме того, экономя ему 13% ставку подоходного налога, которую ему бы пришлось заплатить, если бы он захотел оформить имущество лично на себя. Таким образом, можно оттянуть на долгое время необходимость выплаты 13% ставки подоходного налога, пока не изменится законодательство, которое пока позволяет приобретать имущество и избегать необходимости уплаты налога на имущество.
 
  И, кстати, раз уж здесь зашла речь об оформлении недвижимого имущества на имя иностранной компании, то неплохо бы было обсудить несколько важных моментов, связанных с этим вопросом. Если появилась необходимость перевести какое-либо недвижимое имущество на иностранную компанию, то, с одной стороны, необходимо подумать о возможности возникновения налога на доходы иностранного юридического лица, а с другой стороны, учесть, что если иностранная компания производит оплату за недвижимое имущество на расчетный счет Российской компании, которая владеет этим имуществом, то у Российской компании возникает НДС и налог на прибыль от реализации имущества. Как выйти из этого замкнутого круга?
  Нам кажется, что наилучшим (безналоговым) решением данного вопроса будет построение следующей схемы: предположим, что иностранная фирма за какое-то время до приобретения имущества имела какие-то дела с другой Российской компанией. В результате этих дел та другая Российская компания оказалась должной нашей иностранной компании и за это выдала ей свой вексель. Тогда иностранная компания берет и рассчитывается с продавцом имущества векселем, который она получили у той компании. Естественно надо понимать, что ко времени приобретения иностранной фирмой имущества за вексель третьей фирмы та третья фирма уже не сдает какую-либо отчетность и поэтому денежных средств по этому векселю уже никогда не поступит, да и требовать их уже не с кого, т.к. фирма испарилась в неизвестном направлении. В результате получается, что выручки за вексель у продавца имущества уже не будет и соответственно ни НДС, ни налог на прибыль у него не возникнет, если, конечно, на предприятии ведется учетная политика по оплате. Что же касается налога на доходы иностранного юридического лица, то налоговые органы не могут не только взыскать этот налог, но и доказать его возникновение т.к. след той третьей фирмы уже простыл и не к кому обращаться по этому вопросу. Продавец же имущества не может в данном случае выступать в роли налогового агента т.к. не он выплачивал доход иностранной фирме. Да и та третья компания также не может выступать в том качестве т.к. она денежных средств иностранной фирме не выплачивала, а только рассчиталась своим собственным векселем.
  Внимание! В связи с тем, что по векселям был нанесен очередной удар, вместо векселей рекомендуется использовать договор перевода долга так, как об этом написано в конце главы "Оприходование товара при оплате векселем".
 
  В связи с последними изменениями в главе 224 НК, посвященной налоговым ставкам на доходы физических лиц, у физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, т.е. проживающих в РФ не менее 183 дней в году, появилась возможность легализовать выведенные за рубеж деньги под 6%. Дело в том, что теперь согласно пункту 4 этой главы:
 
 Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов в отношении доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов.
 
  Т.е. сначала деньги под разными предлогами, описанными в других главах нашей книги, выводятся за рубеж, а затем возвращаются обратно в виде дивидендов, с которых необходимо платить только 6% вместо положенных 13%. Тем же, чьи деньги были выведены раньше, нет необходимости суетиться и торопиться как можно быстрее загонять свои деньги в Россию и оформлять их на себя, т.к. государство всегда найдет способы, как обложить налогами полученные вами "дивиденды".
  Всегда лучше заводить деньги в высоконалоговую юрисдикцию под видом чужих инвестиций, чем под видом своих собственных денег. Это - одно из основных правил разумного финансового планирования, которое лучше не нарушать, даже если высоконалоговое государство создает льготы, подстрекающие вас это сделать. Если же перед вами серьезно встала проблема необходимости легализации зарубежных денежных средств, то вы можете легализовать таким образом только какую-то часть вашего капитала, которую вам действительно необходимо показать как ваши собственные деньги.
 
 
 
 
 
 
 НАРУШАЕТ ЛИ ЗАКОН ВЫВОЗ КАПИТАЛА?
 
  Часто приходится слышать от деловых людей один и тот же вопрос: имеет ли право гражданин России открыть счет в иностранном банке? Купить акции иностранных компаний или приобрести недвижимость за рубежом?
  Известно, что вплоть до 1 июля 2001г. ЦБ России запрещал гражданам России открывать за рубежом офшорные компании и банковские счета, не получив на это у него разрешения.
  Начиная с 1 июля 2001г. политика правительства Российской Федерации по отношению к своим гражданам несколько изменилась. Теперь согласно изменениям, появившимся в законе о валютном контроле и регулировании, без ограничений осуществляются следующие валютные операции
  переводы физическим лицом резидентом иностранной валюты в Российскую Федерацию и из Российской Федерации на сумму, не превышающую 75 тысяч долларов США, осуществляемые в течение календарного года в целях "приобретения физическим лицом резидентом прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, или в целях реализации физическим лицом резидентом принадлежащих ему прав на указанные ценные бумаги.
 Указанные переводы осуществляются физическим лицом резидентом через счет в уполномоченном банке, порядок открытия и ведения которого определяется законодательством Российской Федерации. При переводе физическим лицом резидентом иностранной валюты для приобретения прав на ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте, указанное лицо и уполномоченный банк, через который был совершен указанный перевод, обязаны в течение 10 рабочих дней с даты осуществления такого перевода уведомить о состоявшемся переводе налоговый орган по месту учета осуществившего этот перевод физического лица резидента, приложив банковские выписки по указанному счету.";
  Благодаря этому значительному изменению граждане, являющиеся налоговыми резидентами России, т.е. лица, постоянно проживающие на территории РФ, получили право приобретать акции иностранных компаний. Сюда же можно отнести акции офшорных компаний, из чего можно сделать вывод, что приобретение иностранной офшорной компании посредством приобретения ее акций стало совершенно законным предприятием.
  Однако из этого разрешения не следует, что теперь можно расслабиться и спокойно открывать иностранные офшорные компании и банковские счета и таким образом уклоняться от выплаты Российских налогов. Такой вывод делать нельзя ни в коем случае.
  Если Российский гражданин приобрел акции офшорной компании, то он должен получать дивиденды с этих акций, которые подлежат обложению подоходным налогом с физических лиц. Конечно, при правильном оформлении документов можно установить размер выплаты дивидендов на минимальном уровне и, таким образом, минимизировать уровень возникающего подоходного налога.
  Однако представьте себе ситуацию, когда вы являетесь единственным акционером какой-либо офшорной компании и налоговые органы об этом знают. В этом случае при установлении минимальной ставки дивидендов, с которой вам выплачиваются дивиденды, налоговые органы могут попросить вас предоставить договора и контракты, заключенные вашей компанией. Коль вы являетесь единственным ее владельцем, то директор компании обязан по первому же вашему распоряжению предоставить вам эти документы.
  В связи с этим нам кажется, что наиболее разумным выходом из этого положения является приобретение статуса акционера, которому принадлежит менее 50% акций офшорной компании. Тогда можно заявить налоговым органам, что вы не обладаете абсолютными правами на прибыль компании и ваше распоряжение о предоставлении документации компании может быть не исполнено директором этой компании.
  Естественно ни в коем случае нельзя раскрывать налоговым органам тот факт, что директор компании имеет номинальный статус и может быть вами уволен со своего поста по вашему первому распоряжению, а также то обстоятельство, что другой акционер компании, которому принадлежат более 50% акций вашей офшорной компании, также имеет номинальный статус и всего лишь взял эти акции в траст. Поэтому нужно побеспокоиться о безопасности трастового договора с номинальным акционером и неподписанного бланка увольнения директора.
  Кроме того, нельзя забывать о том обстоятельстве, что если вы расслабитесь и станете акционером иностранной офшорной компании (даже если вам принадлежит менее 50% акций этой компании), ведущей активную торговую деятельность на территории России, то в случае принадлежности вам какой-либо Российской компании, с которой эта иностранная компания заключала контракты и договора, то налоговые органы могут в любой момент заново пересчитать налоговую обязанность, возникающую у Российской компании, т.к. налицо сделка между взаимозависимыми компаниями, т.е. компаниями, принадлежащими одному лицу.
  Ниже приводится статья 20 Налогового Кодекса о взаимозависимых лицах:
 
  Статья 20. Взаимозависимые лица
 
  1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц, а именно:
  1) одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. Доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность иных организаций определяется в виде произведения долей непосредственного участия организаций этой последовательности одна в другой;
  2) одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;
  3) лица состоят в соответствии с семейным законодательством Российской Федерации в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также попечителя и опекаемого.
  2. Суд может признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).
 
  Обратите внимание на пункт № 2. Согласно этому пункту суд может признать лица взаимозависимыми даже в том случае, если доля участия в иностранной компании лица, контролирующего Российскую компанию, составляет менее 20%.
  Это правило особенно актуально для владельцев Кипрских компаний в виду наличия в соглашении об избежании двойного налогообложения между Кипром и Россией некоторых неприятных моментов, а именно, следующей ниже статьи об ассоциированных предприятиях:
 
 Статья 9
 Ассоциированные предприятия
 
  1. Если
  (а) предприятие одного Договаривающегося Государства прямо или косвенно участвует в управлении, контроле или капитале предприятия другого Договаривающегося Государства, или
  (b) одни и те же лица прямо или косвенно участвуют в управлении, контроле или капитале предприятия одного Договаривающегося Государства и предприятия другого Договаривающегося Государства,
  и в каждом случае между двумя предприятиями в их коммерческих или финансовых взаимоотношениях создаются или устанавливаются условия, отличные от тех, которые имели бы место между независимыми предприятиями, то любая прибыль, которая могла бы быть начислена одному из предприятий, но из-за наличия этих условий не была начислена, может быть включена в прибыль этого предприятия и, соответственно, обложена налогом.
 
 Внимание: ЦБ России издал инструкцию "О счетах физических лиц - резидентов в банках за пределами Российской Федерации", где подробно разъясняется порядок открытия физическими лицами счетов в иностранных банках, а также список стран, в которых разрешается открывать счета. Примечательная особенность этой инструкции состоит из трех моментов:
 1. Счета могут открываться только для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
 2. Счета могут открываться только в банках тех стран, которые указаны в приложении к Инструкции (смотрите список ниже).
 3. Инструкция подробно разъясняет порядок уведомления налоговых органов об открытии счетов в иностранных банках.
 
  После внимательного изучения этой инструкции возникает странное ощущение. С одной стороны можно подумать, что государство теперь разрешает Россиянам открывать счета в иностранных банках, но с другой стороны, какой смысл открывать счет, о существовании которого сразу же узнают налоговые органы? Давайте подробно рассмотрим список стран, в которых нам теперь разрешается открывать счета (жирным шрифтом выделены страны, которые наиболее предпочтительны для открытия счетов):
 
 Австралия
 Австрийская Республика
 Аргентинская Республика
 Великое Герцогство Люксембургское
 Венгерская Республика
 Греческая Республика
 Ирландия
 Итальянская Республика
 Канада
 Королевство Бельгии
 Королевство Дания
 Королевство Испания
 Королевство Нидерланды
 Королевство Норвегия
 Королевство Швеция
 Мексиканские Соединенные Штаты
 Новая Зеландия
 Португальская Республика
 Республика Исландия
 Республика Корея
 Республика Польша
 Республика Сингапур
 Словацкая Республика
 Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии
 Соединенные Штаты Америки
 Специальный административный район КНР Сянган (Гонконг)
 Турецкая Республика
 Федеративная Республика Бразилия
 Федеративная Республика Германия
 Финляндская Республика
 Французская Республика
 Чешская Республика
 Швейцарская Конфедерация
 Япония
 
  Согласно тексту инструкции указанные выше страны являются членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Специальной финансовой комиссии по проблемам отмывания капиталов (ФАТФ) и поэтому гражданам России разрешается открывать в них счета. Из текста Инструкции ясно, что счет может быть оформлен только на физическое лицо (т.е. на компанию счет открывать нельзя) и что деньги, положенные на счет, нельзя использовать для предпринимательской деятельности.
 
  В то же самое время нельзя забывать о суровой мере наказания для тех, кто не возвращает из-за границы валютные средства:
 
  Статья 193 Уголовного кодекса РФ
 Невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте
 
 Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок до трех лет.
 
 Примечание. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает десять тысяч минимальных размеров оплаты труда.
 
  На сегодняшний момент десять тысяч минимальных оплат труда составляет примерно 35000 долларов США. Следовательно, в том случае, если у Российского гражданина на иностранном счету находится не более 35000 долларов США, то он не может быть привлечен к уголовной ответственности.
  В том случае, если сумма, находящаяся на счете, превышает эту величину, то вы либо можете надеяться на сохранение банком тайны вашего вклада, либо на защиту вашего реального имени, предоставляемую "банковским" паспортом, который можно приобрести именно с этой целью.
  Также можно использовать возможность открытия нескольких банковских счетов, на каждом из которых находится не более 35000 долларов. При этом вам необходимо соблюдать определенные меры предосторожности, т.к. если силовые структуры узнают об этом, то могут возбудить против вас уголовное дело по статье 193 УК РФ.
  Поэтому самая лучшая защита ваших финансовых средств - это использование "банковского" паспорта другой страны с другим именем, либо приобретение второго гражданства такой страны, законодательство которой не запрещает иметь счета в зарубежных банках. При этом необходимо отдавать себе отчет, что приобретение второго гражданства является более эффективной защитой, нежели "банковский" паспорт.
  С другой стороны многое зависит от того, гражданство какой страны вы приобрели, т.к. "банковский" паспорт гораздо лучше защитит ваш капитал от возможной конфискации и налогообложения, чем, например Американский паспорт. Дело тут в том, что даже иностранцы, прожившие в США более 183 дней, обязаны платить налоги по своим международным доходам независимо от того, гражданами какого государства они являются. Т.е. как только вы избавились от необходимости декларировать свои доходы государственным органам России, вам придется делать то же самое государственным органам своей новой страны.
  Следовательно, отсюда можно сделать вывод, что только "банковский" паспорт поможет вам стать практически неуязвимым от притязаний налоговых властей любой страны.
 
 
 АНТИОФШОРНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
 
  В развитых капиталистических странах существует достаточно сложная система анти-офшорного законодательства, препятствующая эффективному использованию компаний, зарегистрированных в офшорных зонах. Такие страны, как Германия, Франция и другие регулярно публикуют списки стран, которые ввели у себя элементы офшорного законодательства, в результате чего при заключении контрактов с компаниями из этих стран предпринимателям Германии, Франции и многих других государств приходится доказывать налоговым органам, что они не имеют к этим компаниям никакого отношения. При этом им зачастую приходится доказывать, что директор компании, с которой они заключили контракт, действует самостоятельно и не выполняет конфиденциальных распоряжений Германского или Французского предпринимателя.
  России до такой изощренности еще далеко. Однако при сравнении налоговой системы России с налоговыми системами Европейских стран или США необходимо учитывать, что в западных странах отсутствует такое понятие, как налог на доходы иностранного юридического лица, где при заключении контракта с иностранной компанией у лица, выплачивающему ему доход, возникает обязанность удержать налог на доходы иностранного юридического лица и НДС. Именно поэтому, стремясь любым способом затруднить использование офшорных компаний своими гражданами, правительства западных стран ввели у себя антиофшорное законодательство.
  Давайте попробуем подробно разобраться, насколько сильно налоговое законодательство России мешает отечественным предпринимателям заключать контракты с офшорными компаниями.
  Прежде всего, необходимо отметить, что преобладающее большинство законных актов и инструкций ЦБР на эту тему вставляют палки в колеса Российским банкам при установлении ими корреспондентских отношений с банками-нерезидентами.
 Например, Федеральный закон от 5 июля 1999 г. N 126-ФЗ "О внесении дополнения в статью 28 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" говорит о том, что:
 "Кредитные организации устанавливают корреспондентские отношения с иностранными банками, зарегистрированными на территориях офшорных зон иностранных государств, в порядке, определяемом Банком России.";
  Наверное, основным документом, наносящим чувствительный удар по Российским банкам, использующих дочерние офшорные банки-нерезиденты для своих махинаций, можно назвать следующее указание ЦБР:
 
 Указание ЦБР от 13 июля 1999 г. N 606-У
 "О формировании резерва под операции кредитных организаций
 Российской Федерации с резидентами офшорных зон"
 
  В соответствии со статьей 71 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", а также решением Совета директоров (протокол от 9.07.99 N 21) Банк России устанавливает, что кредитные организации Российской Федерации должны формировать резерв под операции (далее по тексту - резерв) с резидентами офшорных зон (список государств и территорий, где расположены офшорные зоны, приведен в Приложении 1 к Указанию Банка России от 12.02.99 N 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства") (далее по тексту - нерезиденты).
  Для целей настоящего Указания к категории резидента офшорной зоны относятся:
  а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в государствах и(или) на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и(или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (далее - офшорная зона), в том числе временно находящиеся за пределами офшорной зоны;
  б) юридические лица, зарегистрированные на территории офшорной зоны;
  в) организации с местонахождением на территории офшорной зоны, не имеющие статуса юридического лица;
  г) находящиеся за пределами офшорной зоны филиалы и представительства резидентов, указанных в подпунктах "б" и "в".
  1. Резерв формируется под:
  1.1. всю ссудную задолженность нерезидентов в составе, определенном Инструкцией Банка России от 30.06.97 N 62а "О порядке формирования и использования резерва на возможные потери по ссудам" (с учетом изменений и дополнений) (далее по тексту - Инструкция N 62а), включая учтенные кредитной организацией векселя, индоссированные или авалированные нерезидентами;
  1.2. корреспондентские счета в банках-нерезидентах;
  1.3. суммы, списанные до выяснения с корреспондентских счетов кредитных организаций - резидентов Российской Федерации, открытых в банках-нерезидентах;
  1.4. стоимость имущества, переданного в лизинг на основании сделок с нерезидентами, за минусом амортизации;
  1.5. гарантии и поручительства, выданные нерезидентам; кредитные линии, открытые нерезидентам, в полном объеме неиспользованного лимита;
  1.6. приобретенные ценные бумаги, эмитированные нерезидентами.
 1.7. срочные сделки, учитываемые на балансовом счете 47408 "Расчеты по конверсионным сделкам и срочным операциям".
 
  Единственным документом, наносящим легкий удар по владельцам офшорных компаний, можно назвать следующее указание ЦБР:
 
 Указание ЦБР от 12 февраля 1999 г. N 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным банкам за нарушения валютного законодательства"
 
  1.1. Уполномоченный банк, через который юридическим лицом - резидентом (далее - клиент) осуществляются валютные операции, обязан потребовать от клиента документы, на основании которых осуществляется валютная операция.
  Клиенты уполномоченного банка обязаны представить в уполномоченный банк необходимые документы до осуществления валютных операций, если иное не установлено Банком России.
  1.2. Уполномоченный банк на основании анализа представленных клиентом документов обязан представлять в Банк России информацию о валютных операциях, проводимых клиентом на основании договоров, имеющих любой из следующих признаков:
  а) в договоре (контракте) не предусмотрена уплата контрагентами-нерезидентами штрафных санкций за несоблюдение сроков платежей/поставок товаров и не предусмотрено обеспечение ими исполнения своих обязательств;
  б) в договоре (контракте) предусмотрены экспорт резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) либо платежи по импорту товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) в пользу нерезидентов, зарегистрированных в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны), перечень которых установлен в Приложении 1 к настоящему Указанию;
  в) в договоре (контракте) предусмотрен авансовый платеж в пользу нерезидента, превышающий 30% от цены импортируемого товара (услуги, работы, результата интеллектуальной деятельности) либо превышающий сумму, эквивалентную 100 тысячам долларов США;
  г) в кредитном договоре (договоре займа) предусмотрена уплата резидентом процентов и иных дополнительных платежей в пользу нерезидента, в совокупности превышающих в год 20 процентов от основной суммы кредита (займа);
  д) по договору (контракту) нерезидентом полностью не исполнены обязательства и осуществлен возврат ранее произведенной резидентом предоплаты (аванса);
  е) получателем денежных средств либо товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) являются нерезиденты, не являющиеся стороной по договору (контракту), предусматривающему импорт (экспорт) резидентом товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности);
 ж) договоры (контракты) заключены от имени резидента - юридического лица, период деятельности которого с момента его государственной регистрации не превышает 3 месяцев.
 
  Надо сказать, что после внимательного прочтения этого документа становится ясно, что в данном случае ЦБР требует от уполномоченных банков, чтобы последние предоставляли в ЦБР отчетность, касающуюся тех случаев, когда резидент-экспортер экспортирует товары (работы, услуги) в пользу офшорной компании, либо резидент-импортер осуществляет платеж за импортируемые товары. Все остальные пункты этого указания никаким образом не касаются офшорных компаний и распространяются на любые нерезидентные (иностранные) компании. Т.е. благодаря валютному контролю за валютными операциями резидентов под валютный контроль попадают любые валютные операции резидентов даже если идет торговля с обычной иностранной (не офшорной) компанией.
  Поэтому можно смело утверждать, что этот документ не наносит по офшорным компаниям даже легкого удара, а всего лишь слегка сотрясает вокруг них воздух.
  Также хотелось бы обратить ваше внимание на интересный ответ на вопрос об офшорных компаниях, содержащийся в следующем письме ЦБР:
 
 Вопросы по применению Указания Банка России от 12.02.99 N 500-У "Об усилении валютного контроля со стороны уполномоченных банков за правомерностью осуществления их клиентами валютных операций и о порядке применения мер воздействия к уполномоченным
 банкам за нарушения валютного законодательства"
 
  а) подпадают ли под действие данного подпункта случаи, когда платежи осуществляются в пользу нерезидента, зарегистрированного не в офшорной зоне, на его счет, открытый в офшорном банке?
 
 Действие подпункта "б" пункта 1.2 Указания Банка России N 500-У не распространяется на случаи, когда платежи осуществляются в пользу нерезидента, зарегистрированного не в офшорной зоне, на его счет, открытый в офшорном банке.
 
  Этим документом законодатель сам подсказывает нам, каким образом можно обойти ограничения на операции с офшорными компаниями. Обычная офшорная компания, например, Панамская, открывает счет в офшорном банке, после чего используются услуги какой-нибудь секретарской компании по доставке почты, находящейся в Англии, Канаде, Франции, Германии или где-либо еще. Затем на всех бланках иностранной офшорной компании указывается этот почтовый адрес, что свидетельствует о том, что теперь Панамская компания стала Германской, Канадской или какой-либо еще, но никак не офшорной.
  Во многих случаях это ухищрение вполне может пройти незамеченным, а даже если истина и раскроется, то каким образом карательные органы России могут наказать за этот "проступок" хитрую Панамскую компанию? Что они могут ей предъявить? Российский партнер этой компании не может иметь к этому никакого отношения. Он оказался такой же жертвой обмана, как и все другие и не может нести за это какой-либо ответственности.
  Все приведенные в этой главе документы и рассуждения наглядно показывают, что анти-офшорного законодательства, как такового, в России еще не существует и оно не скоро появится. В данном случае офшорные компании приравниваются по своему налоговому статусу ко всем иностранным компаниям. Единственное неудобство по этому поводу испытывают только Российские банки, которые настолько осмелели, что подчас допускали очень грубые нарушения валютного контроля, за что и были наказаны ЦБР. Поэтому владельцам офшорных компаний не стоит по этому поводу особо переживать и волноваться. Кроме того, в рамках изложенного совершенно абсурдным выглядит желание открыть компанию в юрисдикции пока еще не имеющей явно офшорного статуса, например, такой как Венгрии.
  Для более лучшего усвоения позиции налоговых органов на эту проблему можно прочитать следующий документ:
 
 Письмо Департамента налоговой политики Минфина РФ
 от 23 февраля 1998 г. N 04-06-02
 
  В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации (пункт 13 Протокола заседания Комиссии Правительства Российской Федерации по экономической реформе от 20.12.97 N 15) Министерство финансов рассмотрело вопрос в отношении ограничения деятельности на территории Российской Федерации предприятий, зарегистрированных в офшорных зонах и сообщает следующее.
  В соответствии с декларированным Россией на самом высоком уровне принципом гарантирования национального режима для иностранных инвестиций мы не имеем никаких прав дискриминировать инвестиции из каких-либо стран или регионов лишь по причине того, что в указанных странах существуют более льготные режимы налогообложения, чем в России или других странах с "нормальным" налогообложением. Данный подход распространен во всем мире.
  В то же время нельзя не признать, что офшорные налоговые системы зачастую используются в целях уклонения от налогообложения или получения необоснованных налоговых льгот. Страны, имеющие проблемы с уходом национальных капиталов в офшорные зоны или использованием таких стран с целью получения не облагаемых налогами доходов или доходов, облагаемых по минимальным ставкам, как правило, имеют в своих национальных законодательствах специальные положения, защищающие собственную доходную базу.
  Здесь в основном речь идет о случаях, когда страна имеет с офшорными странами соглашения об устранении двойного налогообложения, гарантирующие льготы по налогу на прибыль (доходы) или имущество резидентам офшорной страны, поскольку в противном случае существенных проблем с уходом от налогообложения в рамках законности не возникает.
  Вопрос в контексте противодействия уклонению использования офшорных стран для уклонения от уплаты налогов акцентирован на выяснении следующих фактов: действительно ли лицо, имеющее льготы по налоговому соглашению, является налоговым резидентом офшорной страны, а также лицом, являющимся фактическим владельцем доходов. Кроме того, выясняется возможность существования более тесных отношений между плательщиком и получателем дохода, чем отношения между независимыми сторонами (включая обоснованность используемых цен). На выяснении указанных фактов и базируются современные системы противодействия уклонению от налогообложения во многих экономически развитых странах (ФРГ, Франции, США, Италии, Австралия, Новая Зеландия).
  Эта задача в значительной мере лежит на национальных налоговых службах, хотя определенное участие принимает и министерство финансов, а также правоохранительные органы. Например в ФРГ ежегодно составляется перечень стран, которые имеют элементы офшорного налогового законодательства. Указанные перечни имеются в распоряжении налоговых органов и используются для того, чтобы в отношении получателей доходов, являющихся резидентами этих стран применялся более серьезный контроль за обоснованностью предоставления льгот. И пока налоговые органы не будут удовлетворены имеющейся информацией (причем, за ее предоставление отвечает получатель дохода, что само по себе блокирует действие закона о банковской тайне, характерного для офшорных стран), налоговые льготы по налоговым соглашениям или по иным основаниям не предоставляются. Данная система апробирована во многих странах и серьезных нареканий со стороны налогоплательщиков не вызывает.
  Действие указанной системы предусматривает разработку налоговыми органами детализированных формуляров, заполняемых получателями доходов из источников в Российской Федерации, являющихся резидентами стран с офшорным законодательством (аналоги таких формуляров легко найти в тех же ФРГ или Австралии), или же в отношении операций, в связи с которыми налоговые органы имеют сомнения в обоснованности предоставления льгот.
  Такой путь представляется наиболее справедливым, логичным и легко реализуемым (поскольку не дает серьезных оснований предъявить России претензии в дискриминации).
  В данном контексте необходимо упомянуть, что отдельные (очень немногие, как например США и Великобритания) страны предусматривают в своих налоговых соглашениях с офшорными странами специальные положения, ограничивающие действие таких соглашений применительно к офшорному сектору, однако, как это показывает практика, такие меры малоэффективны. В настоящее время все больше возможностей опосредованного предоставления налоговых льгот, когда офшорная юрисдикция либо использует метод освобождения от налогов всех или отдельных доходов от экспорта капитала ("exemption method"), или компенсирует взысканные налоги, или же обеспечивает льготы иным методом, что камуфлирует безналоговый статус компании и в итоге нивелирует смысл включения в налоговое соглашение оговорок об исключении из сферы его действия офшорных компаний. Достаточно вспомнить в указанном контексте наш опыт существования предприятий, зарегистрированных в зоне экономического благоприятствования "Ингушетия". Таким образом, не исключая в целом возможности использования подобного метода борьбы с уклонением от уплаты налогов через использование офшорных юрисдикций, мы тем не менее не считаем его реальной панацеей.
  В связи с указанным полагаем целесообразным поручить Госналогслужбе России по согласованию с Минфином России разработать порядок и формы в отношении требований по предоставлению налоговым органам информации для целей налогообложения от резидентов отдельных стран, имеющих элементы льготного (офшорного) законодательства, получающих доходы из Российской Федерации.
 
  Совсем недавно, а именно приказом ГТК РФ от 8.05.2002г. "Об утверждении Положения о критериях отнесения товаров и внешнеэкономических операций к группам риска" была введена следующая группа критериев:
 
  2.7. Группа критериев "Ж" - особенности внешнеторговой сделки
 
 Ж4. Одна из сторон внешнеторговой сделки зарегистрирована в офшорной зоне.
 
 Ж9. Внешнеторговым договором (контрактом) предусмотрено осуществление платежей через банки, расположенные в оффшорных зонах.
 
  Что же следует из того, что контракт подпадает под указанную группу критериев, и о том, какие меры должны применяться к участникам таких сделок, в данном документе не написано. Вероятно, таможенный офицер должен проявить особое рвение при таможенном оформлении товаров, поставляемых по сделкам, относящимся к группе риска. Поэтому можно сказать, что данный документ чисто декларативный характер и не содержит в себе какой-то конкретной программы борьбы с компаниями из офшорных зон.
 
 
 
 
 
 
 ПРОБЛЕМЫ ТРАНСФЕРТНОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
 
  Примером перехода к новым правилам налогообложения может служить включение в НК РФ ряда положений, связанных с трансфертным ценообразованием. В течение 1992-1998 гг. почти в неизменной форме в налоговом законодательстве присутствовали нормы, препятствовавшие продажам товаров (работ, услуг) по ценам ниже себестоимости. При подобных "неправильных" продажах включались специальные правила, предписывающие пересчитывать налоги так, как если бы реализация осуществлялась по рыночным ценам.
  Такой механизм не позволял налогоплательщикам ориентироваться на реальные цены, складывающиеся на рынке под действием спроса и предложения, предписывая продавцам руководствоваться собственными издержками и усугубляя положение тех, у кого по каким-либо причинам эти издержки оказывались выше цен, по которым продукция могла быть востребована рынком.
  В то же время этот механизм не позволял государству поставить барьеры, препятствующие уклонению от налогообложения (в частности, с использованием офшорных схем) и вывозу капитала за границу. За счет разницы между внутренними и мировыми ценами можно было вполне легально избежать уплаты тяжелых российских налогов и сконцентрировать средства за рубежом в надежных банках или инвестировать их в экономику других государств, продавая, например, из России в офшор продукцию по цене чуть выше себестоимости и платя при этом минимальные налоги и перепродавая ее затем по реальным ценам и практически без налогов. Даже при отсутствии разницы в ценах такой механизм мог быть привлекательным только из-за того, что позволял обойти ограничения валютного законодательства.
  С подобными манипуляциями борются все государства, контролируя "правильность цен", по которым совершаются сделки, особенно международные. Контролируются также сделки между родственными компаниями, которые могут договориться о последующем использовании доходов от экономии на налогах. Такой контроль применяется только в налоговых целях и не навязывает партнерам цен, по которым должны совершаться сделки. Конкретные параметры сделок - дело продавца и покупателя, но интересы государства должны быть защищены. Такие правила, в международной практике получившие название правил "вытянутой руки", значительно эффективнее ограничений по себестоимости, но значительно сложнее в администрировании.
  Россия делает только первые шаги в этом направлении и вводит упрощенные правила, которые не позволяют еще в полной мере решить проблему трансфертного ценообразования и по-прежнему оставляют широкие возможности для обхода ограничений. Понадобится несколько лет, чтобы добиться паритета между интересами государства и налогоплательщиков, разработать методики контроля и учета существенных для принятия решения факторов, обобщить судебную практику по подобным делам для выработки некоторых критериев в тех случаях, когда законодатель оперирует оценочными категориями.
  Однако некоторые направления совершенствования налогового законодательства - включая исправление сделанных ошибок - отчетливо видны уже сейчас. Они связаны как с расширением возможностей контроля цен отдельных сделок на основе сравнения их с рыночными, так и с пересмотром установленных правил определения взаимной зависимости между участниками этих сделок.

<< Пред.           стр. 9 (из 12)           След. >>

Список литературы по разделу