<< Пред.           стр. 4 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

  По результатам работы по выявлению юридических лиц, зарегистрированных в Санкт-Петербурге, размещающих отходы производства и потребления на территории субъекта Российской Федерации (Ленинградской области) и не осуществляющих обязательный компенсационный платеж в бюджет Ленинградской области планируется поступление денежных средств в размере 17 064,1 тыс. рублей.
 
 
 
  2.3.5. ВЫЯВЛЕНИЕ И УСТРАНЕНИЕ УЩЕРБА, НАНЕСЕННОГО ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ НАРУШЕНИЙ ПРИРОДООХРАННОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
 
  В ходе осуществления государственного экологического контроля на территории Ленинградской области государственными инспекторами по охране природы было выявлено 23 нарушения действующего природоохранного законодательства, в результате которых был нанесен ущерб окружающей среде на общую сумму 78 215,6 тыс. рублей.
  Для ликвидации последствий ущерба, нанесенного окружающей среде, инспекцией был выработан следующий порядок действия:
  В случае выявления инспекцией фактов несанкционированного размещения отходов производства и потребления на открытом грунте, возбуждается дело об административном правонарушении по ст. 8.6 КоАП РФ (порча земель) и назначается административное расследование, в рамках которого проводится экспертиза и рассчитывается ущерб, нанесенный окружающей среде. На основании результатов экспертизы нарушитель природоохранного законодательства привлекается к административной ответственности и ему выдается предписание на устранение ущерба (вывоз отходов, загрязненного грунта на санкционированную свалку с предоставлением подтверждающих документов). По результатам незаконной деятельности нарушителей, составляется акт осмотра территории, где фиксируется факт устранения выявленного ущерба. По итогам работы за 2004 год по предписаниям инспекции устранено 65 % выявленных ущербов на общую сумму 50 525,0 тыс. рублей. Работа по устранению ущерба, нанесенного окружающей среде продолжается и будет закончена в соответствии с действующим законодательством до конца 2 квартала 2005 года.
 
 
 
  2.4. УЧАСТИЕ В ВЫБОРЕ МЕСТ РАЗМЕЩЕНИЯ И ВВОДЕ В ЭКСПЛУАТАЦИЮ ОБЪЕКТОВ
 
  В соответствии с требованиями Федерального закона "Об охране окружающей среды" и Распоряжением Губернатора Ленинградской области инспекцией постоянно проводилась работа по выбору мест размещения и вводу в эксплуатацию объектов на территории Ленинградской области.
  По результатам проделанной работы в составе комиссий по выбору мест размещения и вводу в эксплуатацию объектов подготовлено 1 796 заключений о соответствии или не соответствии намечаемой и осуществляемой хозяйственной деятельности.
 
 
 
  2.5. РАБОТА С ОБРАЩЕНИЯМИ ФИЗИЧЕСКИХ И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
 
  На рассмотрение в Государственную экологическую инспекцию Ленинградской области за 2004 года поступило 113 обращений от физических и юридических лиц.
  По результатам рассмотрения обращений за отчетный период инспекцией возбуждено 64 дела об административных правонарушениях, в том числе:
  * 43 за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами;
  * 6 за несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;
  * 3 за порчу земель;
  * 2 за нарушение правил охраны атмосферного воздуха;
  * 10 за нарушение законодательства об экологической экспертизе.
  В 17 обращениях факты, указывающие на наличие события административного правонарушения, не подтвердились.
  В одном обращении дело об административном правонарушении прекращено из-за отсутствия состава административного правонарушения.
  13 материалов направлены по подведомственности в федеральные органы исполнительной власти.
 
 
 
  2.6. РАБОТА С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
 
  Во исполнение Постановления Правительства Ленинградской области №18 от 11 февраля 2004 г. "О совершенствовании работы по информированию населения о деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области", за отчетный период инспекция регулярно проводила работу по информированию населения через средства массовой информации.
  Итоги деятельности инспекции публиковались в городских и региональных печатных изданиях; транслировались городскими и областными телеканалами; размещались в Интернет на официальном сайте Правительства Ленинградской области и на сайтах различных информационных агентств.
  В связи с актуальностью и повышенным интересом общественности к теме свалок и несанкционированного размещения отходов на территории Ленинградской области, во всех средствах массовой информации регулярно публиковалась информация о деятельности инспекторов в данной области, о мерах, предпринятых ими для предотвращения и ликвидации массового размещения отходов на территории Ленинградской области.
  В конце апреля 2004 года на территории Ленинградской области впервые проводилась акция по предотвращению вывоза мусора на несанкционированные свалки. Итоги работы инспекторов в данной акции регулярно освещались телеканалами "Россия", "НТВ", "5 канал", ЛОТ; радиостанциями "Гардарика", "Радио России", радио "Маяк", "Эхо Петербурга", "Балтика", "Европа плюс" и др., информационными агентствами "Интерфакс", "Итар-Тасс", "Прайм-Тасс", РИА "Новости", "Росбалт", "Regnum", периодическими печатными изданиями "Вести", "Общество и экология", "Лестной вестник", "Деловой Петербург", "Аргументы и факты", "МК в Питере"; практически всеми региональными печатными изданиями.
  О деятельности инспекции упоминалось в материалах, освещающих итоги встречи Губернатора Ленинградской области с представителями некоммерческих экологических организаций. "Взаимодействие власти региона с экологами началось не сегодня. Защитники природы уже на практике поняли, что к вопросам экологии в регионе относятся серьезно ..... в соответствии с федеральными нормами проводится экологическая экспертиза, в минувшем году (2003 г.) на службу по защите окружающей природной среды вступила областная экологическая инспекция, созданная при комитете по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области...". ("Общество и Экология", "Вести", "Бизнес-Информ").
  В конце июля в петербургском региональном центре ИТАР-ТАСС прошла пресс-конференция, на которой обсуждались проблемы рационального использования природных ресурсов региона, а также были подведены итоги работы инспекции за первое полугодие 2004 г. На встречу были приглашены журналисты всех ведущих СМИ города и области. Информация по итогам конференции, в частности по итогам деятельности ГУ "Леноблэкоконтроль" за первое полугодие 2004 г. была опубликована в газетах "Вести", "Деловой Петербург", "Лесной вестник", "Бизнес-Информ", "Невское время"; практически во всех региональных СМИ, размещена на сайте Правительства Ленинградской области, на сайтах информационных агентств Интерфакс, Итар-Тасс, Прайм-Тасс, РИА "Новости", Регнум, Росбалт, транслировалась по телевидению в новостных блоках телеканалов Россия, НТВ, 5 канал, ЛОТ.
  На территории Ленинградской области работают девять межрайонных отделов инспекции: Всеволожский, Ломоносовский, Выборгский, Лужский, Тихвинский, Тосненский, Лодейнопольский, Волховский, Кингисеппский межрайонные отделы. Начальник каждого отдела за прошедший период давал интервью журналистам областных СМИ, обсуждались итоги деятельности инспекции на территории области; поднимались наиболее актуальные экологические проблемы каждого из районов области; освещались меры, предпринятые для их решения. ("Провинциальные новости", "Новый Путь", "Лужская правда", "Время", "Волховские огни", "Восточный берег", "Свирские огни", "Маяк", "Ладога", "Киришский факел" и др.)
  Помимо активной работы со всеми средствами массовой информации, инспектора за отчетный период регулярно проводили встречи для консультаций и разъяснений по вопросам осуществления хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды с должностными лицами, ответственными за охрану окружающей среды Ленинградской области в муниципальных образованиях, для консультаций и разъяснений по вопросам осуществления хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
 
  ГЛАВА 3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
 
  3.1. СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОГНОЗ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
 
  Целью государственной экологической политики Ленинградской области, направленной на достижение долгосрочных ориентиров, является обеспечение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду, сохранение устойчивого экологического равновесия.
  В среднесрочной перспективе достижение этой цели будет обеспечено путем улучшения состояния окружающей среды в муниципальных образованиях с неблагоприятной экологической обстановкой при сохранении экологической стабильности в остальных муниципальных образованиях области.
  Для этого необходимо будет осуществить меры по внедрению ресурсо- и энергосберегающих технологий, обеспечивающих экологическую чистоту и безопасность процесса производства и готовой продукции, выполнить мероприятия, направленные на улучшение качества окружающей среды.
  Существенное значение будет иметь реализация специальных экологических мероприятий, связанных со строительством и реконструкцией водоочистных сооружений, установок по очистке выбросов в атмосферу, строительству полигонов по размещению твердых бытовых отходов
  Как и в предыдущие годы в 2004 году финансирование мероприятий охраны окружающей природной среды осуществлялось из трех источников: федерального бюджета, областного бюджета и собственных средств организаций.
  Из средств федерального бюджета на выполнение природоохранных мероприятий по программе "Экология и природные ресурсы России" (12 подпрограмм) в 2004 году направлено 110,9 млн. руб.
  Инвестиции в основной капитал составили 37,3 млн. руб., в т.ч. 20,0 млн. руб. - на строительство завода по переработке и захоронению промышленных и токсичных отходов в поселке Красный Бор Тосненского района и 17,3 млн.руб. на строительство полигона твердых бытовых отходов г.Ивангород и реконструкцию канализационных очистных сооружений в г.Сертолово.
  Из бюджета г.Санкт -Петербурга на строительство завода в пос. Красный Бор было выделено 86,3 млн. руб.
  Финансирование природоохранных мероприятий из областного бюджета осуществлялась в рамках 5 региональных целевых программ ("Водоохранные и водохозяйственные работы", "Охрана окружающей среды", "Леса Ленинградской области", "Развитие и использование минерально-сырьевой базы", "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области).
  Общая сумма средств, направленных на выполнение мероприятий программ составила 193,3 млн. руб. На капитальные вложения направлено 79,7 млн. руб. (или 41,2 % от общего объема финансирования.)
  По программе "Леса Ленинградской области" профинансировано мероприятий по лесовосстановлению на сумму 31,2 млн. руб. Значительная роль в лесовосстановлении отводится арендаторам участков лесного фонда. Только за 9 месяцев 2004 года ими создано лесных культур на площади 6811 га, проведены меры содействия возобновлению леса на площади 2373 га, подготовлено почвы на 4176 га. Затраты арендаторов участков лесного фонда по лесовосстановлению составили 17,0 млн. руб.
  В рамках программы "Водоохранные и водохозяйственные работы" капиталовложения в сумме 63 млн. руб. направлены на строительство и реконструкцию канализационных очистных сооружений и реконструкцию гидротехнических сооружений Оредежского каскада.
  За счет средств областного бюджета, выделенных на программу "Охрана окружающей среды Ленинградской области" (48,1 млн. руб.) проведены работы по внедрению автоматических станций контроля качества воды на трансграничных реках ЛО, рекультивации и ликвидации бесхозных свалок, оперативной демеркуризации выявленных загрязненных участков территории. Инвестиции в основной капитал составили 14,7 млн. руб.
  Большую часть инвестиций на охрану окружающей среды в 2004 году составили собственные средства предприятий (2,7 млрд. руб.).
  Основная доля собственных средств (более 2 млрд. руб.) направлена на обеспечение экологической безопасности Ленинградской АЭС (реконструкция атомных реакторов с целью обеспечения радиационной безопасности морских вод Копорской губы Балтийского моря). Кроме того, ОАО "Выборгская целлюлоза" осуществило реконструкцию и техническое перевооружение станции биологической очистки стоков, модернизацию и реконструкцию цеха по производству и переработке щелоков, проведение комплекса технических мер по сульфит-целлюлозному производству (на общую сумму 3,1 млн. руб.); в ОАО "Светогорск" закончен ремонт вторичных отстойников и установка дополнительных насосов откачки промышленных стоков (0,6 млн. руб.).
  Несмотря на значительный объем работ по техническому перевооружению, реконструкции и строительству очистных сооружений, объемы сброса сточных вод без очистки увеличились на 0,8 %. В результате качество вод по интегральному показателю на территории Ленинградской области оценивается как "умеренно-загрязненные".
  Для решения вопросов по очистке сточных вод с доведением их до нормативного уровня требуется проведение системы мер по резкому повышению уровня капитальности и надежности всех элементов канализационных систем: увеличение мощностей КОС, улучшения степени очистки путем реконструкции и расширения КОС, модернизации и замены оборудования.
  В связи с этим в 2005 году Ленинградская область примет участие в 3-х федеральных целевых программах ("Экология и природные ресурсы России", "Ядерная и радиационная безопасность России", "Водное хозяйство и охрана окружающей среды").
  Инвестиции в основной капитал за счет средств федерального бюджета должны составить 167,5 млн.руб. В том числе:
  - 7,76 млн. руб. на реконструкцию и развитие системы очистки сточных вод в г.Сертолово.;
  - 20,0 млн.руб. на реконструкцию канализационных очистных сооружений в г.Приморск;
  - 12,877 млн.руб. на восстановление и оздоровление гидросистем Староладожского и Малоневского каналов и протоки Малой Невки;
  - 6,0 млн.руб. на реконструкцию гидротехнических сооружений Оредежского каскада;
  - 120,9 млн.руб. на строительство завода по переработке и захоронению промышленных и токсичных отходов в поселке Красный Бор Тосненского района.
  В дальнейшем объемы финансирования из федерального бюджета должны увеличиваться, так как в соответствии с Федеральным законом от 22.08.04 № 122-ФЗ, которым внесены изменения в Водный кодекс РФ, разработка и финансирование программ по защите и охране водных объектов входит в компетенцию федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Кроме того, Бюджетным кодексом РФ водный налог (плата за пользование водными объектами), за счет которого осуществлялось финансирование региональной целевой программы "Водоохранные и водохозяйственные работы Ленинградской области" с 2005 года в полном объеме поступает федеральный бюджет.
  В рамках региональных целевых программ в 2005 году ожидаемый объем финансирования из областного бюджета составит 125,85 млн. руб. Это на 161,2 млн. руб. меньше, чем прогнозировлось в начале года. Приняты к финансированию программы - "Водоохранные и водохозяйственные работы на 2003-2005 годы" (51,7 млн. руб.), "Охрана окружающей среды Ленинградской области" (49,6 млн.руб.), "Развитие и использование минерально-сырьевой базы на 2003-2005 годы" (15,25 млн.руб.), "Поддержка и развитие особо охраняемых природных территорий Ленинградской области на период до 2010 года" - (9,3 млн.руб.). Общий объем инвестиций в основной капитал по всем программам составит 71,1 млн. рублей (56,5 % от общего объема).
  Уменьшение объемов финансирования региональных целевых программ обусловлено принятием Федерального закона от 22.08.04 № 122-ФЗ, которым вносятся изменения в законодательные акты по вопросам природопользования.
  В 2005 году в рамках программы "Водоохранные и водохозяйственные работы на 2003-2005 годы" будет продолжено финансирование только тех объектов, по которым начато проектирование и строительство в 2003-2004 годах. Планируется ввести в эксплуатацию 2 объекта ( объем капложений 2005 года - 2,45 млн. руб.): "Строительство канализационных очистных сооружений в п. Лебяжье Ломоносовского района" и "Реконструкцию канализационной насосной станции №12 в г.Волхов". Будет продолжена реконструкция канализационных очистных сооружений в г.Отрадное, Сертолово, .Приморске, Луге. Продолжаться работы по восстановлению и оздоровлению гидросистем Староладожского и Малоневского каналов и протоки Малой Невки, по реконструкции гидротехнических сооружений Оредежского каскада
  В рамках программы "Охрана окружающей среды Ленинградской области" запланировано строительство полигонов и станций перезагруза твердых бытовых отходов в г. Ивангороде и в пос. Рощино Выборгского района; строительство первой очереди полигона твердых бытовых отходов в городе Сланцы; а также проведение проектно-изыскательских работ на строительство полигона твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов в Волховском, Бокситогорском Приозерском районах и г. Сертолово.
  В 2006 году, основываясь на принятых решениях и тенденциях 2005 года, на территории Ленинградской области планируется реализация двух федеральных целевых программах, в том числе:
  - "Экология и природные ресурсы России";
  - "Ядерная и радиационная безопасность России".
  В рамках федеральной целевой программы "Экология и природные ресурсы России" планируется реализация двух подпрограмм - "Водные биологические ресурсы и аквакультура" и "Гидрометеорологическое обеспечение безопасности жизнедеятельности и рационального природопользования" и внепрограммной части "Водное хозяйство и охрана окружающей среды".
  В случае реализации обращения Правительства Ленинградской области о необходимости расширения в 2006 году перечня подпрограмм ФЦП "Экология и природные ресурсы России", на территории Ленинградской области должны быть реализованы дополнительно 5 подпрограмм, в том числе:
  - "Отходы";
  - "Поддержка особо охраняемых природных территорий";
  - "Сохранение редких и исчезающих видов животных и растений";
  - "Минерально-сырьевые ресурсы".
  В этом случае инвестиции в основной капитал должны составить на 2006 год 154.1 млн рублей. При расчете данной суммы предусматривалось, что финансирование объекта "Завод по переработке токсичных отходов на полигоне "Красный Бор" закончится в 2005 году.
  В рамках ФЦП "Экология и природные ресурсы России" планируются к финансированию следующие объекты:
  - реконструкция и развитие системы очистки сточных вод в муниципальном образовании город Сертолово - 17,2 млн рублей;
  - восстановление и оздоровление гидросистемы Сталодожского и Малоневского каналов и протоки Малой Невки в границах города Шлиссельбурга Ленинградской области, включая разработку рабочей документации, - 20,0 млн рублей;
  - реконструкция канализационных очистных сооружений города Тосно, включая разработку рабочей документации, - 20,0 млн рублей;
  - реконструкция канализационных очистных сооружений поселка Яльгелево - 10,0 млн рублей;
  - завершение строительства Ивангородского полигона твердых бытовых отходов в городе Кингисеппе Ленинградской области - 14,5 млн рублей;
  - строительство Северо-Западного регионального центра по обращению с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом с сооружениями подземного типа, в том числе разработка программы создания регионального центра, - 4.7 млн рублей;
  - строительство хранилища твердых радиоактивных отходов - 22.2 млн рублей.
  В рамках федеральной целевой программы "Ядерная и радиационная безопасность России" планируется реализация двух подпрограмм - "Обращение с радиоактивными отходами и отработавшими ядерными материалами, их утилизация и захоронение" и "Создание Единой государственной автоматизированной системы контроля радиационной обстановки на территории Российской Федерации".
  Планируемое финансирование должно составить 30,25 млн рублей.
  Инвестиции в основной капитал составят 26.9 млн рублей, в том числе:
  Из собственных средств организаций за 2005-2007 годы планируется направить 14,5 млн. рублей на модернизацию и расширение существующих производств по изготовлению мебельных щитов ООО "Сведвуд Тихвин" в Тихвинском районе, 30 млн. руб. на модернизацию целлюлозно-бумажного производства на ООО "Эс Си Эй Хайджен Продактс Раша".
  В 2005 году закончится, начатый в 2003 году, этап модернизации производства на ЗАО "Каменногорская фабрика офсетных бумаг". Следующий этап модернизации основных средств на предприятии начнется в 2006 году.
  Будут продолжены работы по обеспечению экологической безопасности ЛАЭС (в 2002 году на выполнение мероприятий по экологической безопасности ЛАЭС направлено 585,3 млн.руб, в 2003 году - 693,9 млн.руб.). Эта тенденции сохранится и последующие годы.
  В дальнейшем на протяжении 2006-2007 годов объем финансирования мероприятий, направленных на улучшение качества окружающей природной среды, прогнозируется увеличивать на 1-2% ежегодно.
  Предприятия все больше внимания будут уделять вопросам охраны окружающей среды. Объем их инвестиций на эти цели с 2006 года постепенно будет возрастать. Как и в предыдущие годы, будет проводиться реконструкция и техническое перевооружение действующих производств, что позволит в значительной степени улучшить состояние атмосферного воздуха и снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу со 180 млн.тн. в 2003 году до 155 млн.тн. в 2007 году.
  Улучшение деятельности в природоохранной сфере будет осуществляться путем совершенствования экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования, развития системы экологических стандартов и нормирования, улучшения экологического контроля и проведения экологической экспертизы.
  В среднесрочной перспективе будет восстановлена роль экологических платежей как стимулов для природопользователей по снижению загрязнения окружающей среды. Будут рассматриваться вопросы о введении шкалы платежей для предприятий в зависимости от внесенного вклада в снижение выбросов, сбросов загрязняющих веществ и нанесенного экологического ущерба.
  Основными организационными мерами по решению поставленных задач будут:
  - повышение эффективности деятельности государственной экологической экспертизы и контроля, усиление ее роли в части внедрения экологоориентированных технологий производства;
  - концентрация финансовых, научно-технических ресурсов на решении важнейших экологических проблем, формирование необходимой нормативной правовой базы, внедрение финансовых механизмов, стимулирующих инвестиционную деятельность в области охраны окружающей среды;
  - формирование программ (планов действий) в области охраны окружающей среды в увязке с программами социально-экономического развития области.
 
 
 
  3.2. ПЛАТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ И НЕГАТИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
 
  За 2004 год сумма поступлений ресурсных платежей в бюджетную систему Российской Федерации составила 1021,9 млн.руб. это выше поступлений 2003 года на 209 млн.руб.
  Из общей суммы поступивших платежей в федеральный бюджет перечислено 399,4 млн.руб. , в областной 622,5 млн.руб.
 
  Структура межбюджетного распределения приведена на рис.1.
 
 
 
 
  Структура платежей за пользование природными ресурсами в 2004 году выглядит следующим образом (рис. 2):
  Где:
  ? 1 - Налог на добычу полезных ископаемых - 104,3 млн.руб.
  ? 2 - платежи за пользование лесным фондом - 413.1 млн.руб.
  ? 3 - плата за пользование водными объектами - 338.5 млн.руб.
  ? 4 -платежи за негативное воздействие на окружающую среду - 157.6 млн.руб.
  ? 5 - прочие платежи - 8.4 млн.руб.
  Доля платежей за пользование природными ресурсами в доходах областного бюджета 2004 года составила 3,4% (без учета земельного налога)
  Структура ресурсных платежей областного бюджета представлена на рис.3.
 
 
  Где:
  ? - Налог на добычу полезных ископаемых - 94 млн.руб.
  ? - платежи за пользование лесным фондом - 59.9 млн.руб.
  ? - плата за пользование водными объектами - 338.5 млн.руб.
  ? - платежи за негативное воздействие на окружающую среду - 127.4 млн.руб.
  ? - прочие платежи - 2.7 млн.руб.
  В структуре ресурсных платежей основной удельный вес занимают платежи за пользование лесным фондом - 41 %. Они взимаются в виде:
  - лесных податей за древесину отпускаемую на корню при краткосрочном пользовании участками лесного фонда. Сумма этих платежей в 2004 году составила 73,7 млн.руб., в бюджет Ленинградской области поступило 11.2 млн.руб.
  - арендной платы за пользование участками лесного фонда. Сумма
  арендной платы составила 335.5 млн.руб., в бюджет Ленинградской области поступило 44,9 млн.руб.
  - платы за прочие виды лесопользования (побочное лесопользование,
  пользование участками лесного фонда для нужд охотничьего хозяйства, для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей, заготовки второстепенных лесных ресурсов, живицы).Сумма платы за прочие виды лесопользования в 2004 году составила -3.9 млн.руб.
  Динамика поступления доходов от использования лесного фонда выглядит следующим образом:
 
 
 
  2002 2003 2004
  1 2 3 Всего 275838 249193 409464 лесные подати 71813 74073 71792 арендная плата 204025 175120 335964
 
  Заготовку древесины в 2004 году осуществляло 762 лесопользователя. Из них 149 лесопользователей получили участки лесного фонда в аренду от 5 до 49 лет. Наибольшие объемы заготовленной древесины были в муниципальных образованиях Подпорожский, Бокситогорский, Выборгский, Тихвинский и Лодейнопольский районах.
 
  Плата за пользование водными объектами (водный налог) занимает второе место в структуре ресурсных платежей и составляет 33 % от общей суммы ресурсных платежей поступивших в консолидированный бюджет Российской Федерации.
  Плательщиками платы являются предприятия, организации и предприниматели, непосредственно осуществляющие пользование водными объектами с применением технических сооружений, технических средств или устройств, подлежащих лицензированию.
  На территории Ленинградской области деятельность по использованию водных объектов осуществляло около 6,5 тысяч организаций, предприятий и индивидуальных предпринимателей.
  Ими перечислено в бюджет Ленинградской области 338,5 млн.руб., что на 47,1 млн. руб. выше по сравнению с поступлениями 2003 года.
  Наибольшее количество организаций и предпринимателей осуществляющих водопользование и уплачивающих в бюджет плату за пользование водными объектами зарегистрировано на территориях муниципальных образований Кировский район, Выборгский район, Гатчинский район, г. Гатчина.
  Динамика поступления платы за пользование водными объектами приведена в Таблице 1
 
 
 
 
 
 
 
 
  Таблица1
 
  2002 2003 2004
  1 2 3 Водный
 налог 120375 291451 338513 Таблица 1
 
 
  Плата за пользование водными объектами до 2005 года в полном объеме поступала в бюджет Ленинградской области. С 2005 года в соответствии с изменениями внесенными в бюджетный кодекс Российской Федерации в 2004 году плата за пользование водными объектами ( водный налог) поступает в федеральный бюджет.
 
  Налог на добычу полезных ископаемых в структуре ресурсных платежей занимает третье место.
  Удельный вес данного налога в общей сумме ресурсных платежей составляет 10% или 104,3 млн.руб.
  В федеральный бюджет перечислено 10,3 млн.руб., в областной - 94 млн.руб. или 117,8% к 2003 году.
  От общей суммы налога поступившей в 2004 году в областной бюджет 88%. приходится на налог по добыче общераспространенных полезных ископаемых. На долю необщераспространенных полезных ископаемых приходится 12% налога.
  Динамика поступлений НДПИ показана в Таблице 2
 
  Таблица 2
 
  2002 2003 2004 1 2 3 Итого 65812 79846 94018 Необщераспростанен-ные п.и.. 15180 9371 15492 общераспростаненные п.и.. 50639 70475 78526
  Плата за негативное воздействие на окружающую среду предусмотрена Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды.
  К видам негативного воздействия на окружающую среду Закон относит:
 * выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ;
 * сбросы загрязняющих и иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
 * загрязнение недр, почв;
 * размещение отходов производства и потребления;
 * загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
 * иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
  Плательщиками платы являются предприятия, учреждения, организации, а также иностранные юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием.
  В Ленинградской области состоит на учете около 8 тысяч плательщиков, хотя их потенциальное число значительно выше.
  Удельный вес данного платежа в общей структуре ресурсных платежей составляет 15,6 %.
  Динамика поступления приведена в Таблице 3
  Таблица 3
 
  Плата за негативное воздействие на окружающую среду 1 2 3 68609,8 95815 157586
  Прочие платежи за пользование природными ресурсами составляют около 1 % в структуре ресурсных платежей консолидированного бюджета Российской Федерации.
  К прочим платежам относятся:
  - Сбор за пользование объектами животного мира и пользование водными биологическими ресурсами. В 2004 году сумма сбора составила 3651 тыс.руб. в том числе за пользование объектами животного мира 1341 тыс.руб.
  Динамика поступления в областной бюджет сбора за право пользования объектами животного мира приведена в Таблице 3
 2002 2003 2004 1 2 3
 3257
 
 3423 1341
  Таблица 3
  Как видно из диаграммы, сбор за пользование объектами животного мира по сравнению с 2002 и 2003 годами сократился вдвое.
  Это связано с тем, что с 1 января 2004 года вступили в силу глава 25.1. Налогового Кодекса Российской Федерации "Сбор за право пользования объектами животного и право пользования водными биологическими ресурсами".
  Статья 333.3 главы 25.1 Налогового Кодекса установлен перечень объектов животного мира, изъятие которых из среды их обитания является объектом налогообложения. Установлены ставки сбора за их добычу.
  Однако, в данный перечень не включены охотничья дичь (гуси, казарки, рябчик, утки, куропатки, кулики, перепел, голуби) и пушные виды охотничьих животных (белка, горностай, енотовидная собака, зайцы, лисица, ондатра, хорь), которые ранее являлись объектами налогообложения.
  Сборы за добычу указанных объектов животного мира, в связи с ее массовостью и доступностью, составляли около 80 % от суммы поступлений в бюджет Ленинградской области по статье "плата за право пользования объектами животного мира" и являлись источником финансирования программы по воспроизводству объектов животного мира.
  Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (в части погашения задолженности прошлых лет) составили 1 125 тыс.руб.
  Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы с введением главы 26 Налогового Кодекса "налог на добычу полезных ископаемых" отменены.
  В бюджет поступают только отчисления в части погашения задолженности прошлых лет.
 
 
 
 
  ГЛАВА 4 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В 2004 ГОДУ
 
  4.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ПОИСКОВЫХ РАБОТ И ОСВОЕНИЕ НЕДР
 
  Характерной чертой экономики Ленинградской области является развитие отраслей, возникших на основе использования собственных минерально-сырьевых ресурсов - фосфоритов, горючих сланцев, карбонатных пород, глин, облицовочного и строительного камня, торфа и др.
  Производимая предприятиями горнопромышленного комплекса продукция используется как предприятиями строительного комплекса и другими производствами в Ленинградской области и Санкт-Петербурга, так и вывозится в больших объемах за пределы региона.
  В связи с введением в действие изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О недрах" федеральным законом Российской Федерации № 122-ФЗ, субъектам Российской Федерации переданы полномочия по распоряжению участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, участками недр местного значения, в том числе для использования в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.
  К компетенции Ленинградской области отнесены:
 * установление порядка оформления, регистрации и выдачи лицензий на право пользования указанными участками,
 * установление условий пользования недрами,
 * ведение территориального баланса полезных ископаемых,
 * осуществление государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых и др.
  Для обеспечения реализации указанных полномочий комитетом разработан и согласован со структурными подразделениями правительства Ленинградской области проект областного закона "О внесении изменений и дополнений в областной закон "О порядке предоставления недр для разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых", разработаны и утверждены "Порядок оформления, государственной регистрации и выдачи лицензий на пользование недрами"; "Положение о территориальном фонде геологической информации Ленинградской области".
  Реализация предоставленных полномочий позволит сократить период оформления лицензий, усилить контроль за выполнением недропользователями лицензионных обязательств и повысит эффективность использования полезных ископаемых Ленинградской области.
 
 
 
 
  4.1.1. РЕЗУЛЬТАТЫ РАЗВЕДКИ ЗАПАСОВ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
 
  Для расширения минерально-сырьевой базы действующих и проектируемых добывающих предприятий, выявления новых видов полезных ископаемых, производится комплексное систематическое геологическое изучение территории Ленинградской области в рамках региональной целевой программы "Развитие и использование минеральной сырьевой базы Ленинградской области в 2003 - 2005 годах".
  За счет средств областного бюджета разведаны и утверждены запасы строительных песков в Выборгском, Тихвинском, Сланцевском и Приозерском районах за счет областного бюджета (12,4 млн. куб.м), в Лужском и Тихвинском районах - запасы стекольных песков (15млн. куб.м), в Бокситогорском районе светложгущихся глин (0,8 млн. куб.м).
  За счет средств областного бюджета выполняются только поисково-оценочные работы на пески и песчано- гравийный материал по заявкам муниципальных образований.
  В 2004 году были выполнены оценочные работы и подсчитаны запасы строительных песков и песчано - гравийного материала для дорожного строительства на шести участках в пяти муниципальных образованиях - в Выборгском, Сланцевском, Тихвинском, Ломоносовском и в Приозерском районах. Шесть месторождений строительного песка и гравийно - песчаного материала подготовлены к промышленному освоению. Все участки обеспечивают поставку сырья для дорожного строительства на расстояние до 25 км от строящихся объектов. Прирост запасов строительных песков и песчано - гравийного материала в 2004 году, разведанных за счет средств областного бюджета, составил 6,1 млн. куб. м.
  Освоение новых месторождений песков и песчано-гравийного материала осуществляют предприятия, заметно увеличившие объемы добычи строительных песков и песчано - гравийного материала, имеющие необходимые инвестиции для их освоения, технику для добычи обводненных песков, налаженные связи со строительными фирмами, например, ОАО "Ленинградский речной порт", ЗАО "Всеволожское СМП", ООО "Цементно - бетонные изделия", ООО "Петроглэс-инвест".
  Этими и другими предприятиями в 2004 году подготовлены к освоению 10 месторождений строительных песков и песчано - гравийного материала, доразведаны 3 месторождения. Прирост запасов строительных песков и песчано - гравийного материала в 2004 году, разведанных силами предприятий, составил 34,7 млн. куб. м.
  Крупные и средние предприятия вкладывают значительные инвестиции в освоение новых месторождений строительного камня.
  ЗАО "Гавриловское карьероуправление" выполнило пересчет запасов гранита на эксплуатируемом Гавриловском месторождении. Прирост запасов составил 4,1млн. куб.м.
  ООО "Дорпромгранит", вложившее значительные средства в возобновление в 2004 году добычи на участках 2,3 месторождения "Возрождение", выполнило переоценку запасов облицовочного камня на строительный на участке 6 месторождения "Возрождение" и пересчет запасов. Прирост запасов составил 2,7 млн. куб.м.
  Ассоциация "АНА" в соответствии с лицензионными обязательствами выполнила разведку запасов на месторождении гранитоидов Кропоткинское до промышленных категорий.
  Прирост запасов составил 14,4 млн. куб.м.
  ООО "Балтик - Гран", соблюдающее лицензионные обязательства, выполнило пересчет запасов на эксплуатируемом месторождении "Балтийское". Прирост запасов составил 0,34 млн. куб.м.
 
 
 
  4.1.2. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПРАВА НА ДОБЫЧУ ОБЩЕРАСПРОСТРАНЕННЫХ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
 
  Фонд недр Ленинградской области насчитывает 3207 объектов. По состоянию на 1 января 2005 года лицензии на право пользования недрами (без учета подземных вод) предоставлены на 219 участков недр 147 недропользователям, при этом крупные горные предприятия имеют несколько лицензий.
  Например, ЗАО "Выборгское карьероуправление" предоставлено право на разработку 4 месторождений, ЗАО "Каменногорское карьероуправление" также предоставлено 4 участка недр, ЗАО "Всеволожское СМП" - 6.
 
  Распределение участков недр по муниципальным образованиям Ленинградской области приведено в Таблице 4.
 
  Таблица 4
 
 Наименование
 Административного образования Количество
 объектов Количество
 недропользова-телей Количество
 лицензий Акватория Финского залива 18 2 9 Бокситогорский район 376 8 11 Волосовский район 95 3 5 Волховский район 206 4 4 Всеволожский район 177 19 27 Выборгский район 396 32 49 Гатчинский район 144 12 14 Кингисеппский район 113 12 16 Киришский район 79 5 5 Кировский район 75 7 8 Поселок Кузнечное 7 2 4 Ленинградская область 15 5 8 Лодейнопольский район 186 2 3 Ломоносовский район 133 6 9 Лужский район 313 6 7 Подпорожский район 135 10 14 Приозерский район 188 6 9 Сланцевский район 122 3 3 Тихвинский район 316 2 3 Тосненский район 113 7 8 Итого 3207 153 216
  К районам с традиционно развитой горной промышленностью относятся Выборгский, Приозерский (включая пос. Кузнечное), Кингисеппский, Сланцевский, Бокситогорский. В последние годы проявился интерес инвесторов к освоению месторождений строительного и облицовочного камня в Подпорожском районе. В связи со строительством кольцевой дороги вокруг Санкт-Петербурга за 4 года во Всеволожском районе вовлечено в отработку 20 участков недр, в Ломоносовском - 6, Гатчинском - 4.
 
  Динамика лицензирования приведена на рисунке:
 
 
  В 2004 году выдано 27 лицензий, в том числе на геологическое изучение полезных ископаемых - 9; на разведку и добычу -18. На долю месторождений общераспространенных полезных ископаемых пришлось 25 лицензий, из них на пески и песчано-гравийный материал - 60% зарегистрированных лицензий, что связано с увеличением объемов дорожного строительства. Во Всеволожском районе количество участков недр распределенного фонда увеличилось на 7, в Выборгском - на 6.
  В целях реализации мероприятий региональной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области" было выдано 2 лицензии на геологическое изучение за счет средств областного бюджета стекольных песков на участках Гребень в Тихвинском районе и Карташевское в Гатчинском районе, а также светложгущихся глин в Бокситогорском районе.
  Впервые за 12 лет количество аннулированных лицензий (54) вдвое превысило количество выданных. В связи с завершением работ на участках лицензирования, рекультивацией нарушенных земель прекращено право пользования недрами по 9 лицензиям. Отказались от права пользования недрами 11 лицензиатов, в том числе 8 - на разработку месторождений облицовочного камня в связи с не подтвердившимся выходом блоков 1-3 группы. Таким образом, количество лицензий на разработку месторождений облицовочного камня сократилось с 27 до 19.
  Исключены из государственного реестра в связи с окончанием срока действия 19 лицензий, продление их действия оказалось невозможным по причине отсутствия у недропользователей правоустанавливающих документов на земельные участки.
  За нарушение существенных условий пользования недрами (невыполнение обязательств по срокам ввода месторождений в эксплуатацию, достижению годового уровня добычи полезных ископаемых) досрочно прекращено право пользования недрами по 15 лицензиям. Исключены из государственного реестра лицензии на разработку месторождений строительного камня "Гаврилово-1" (Гавриловский щебеночный завод Октябрьской железной дороги), "Славянское" (ООО "Карьер Петровский"), Вуокса (ООО "Гранит-Карелия"), Северный участок Сысоевского месторождения (ГУП ЛенГЭС). Месторождения переведены в государственный резерв или переданы в краткосрочное пользование операторам.
  В целях реализации государственной политики Ленинградской области в сфере недропользования и обеспечения перехода от заявительной системы лицензирования к программной, Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды совместно с Региональным агентством по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу разработана среднесрочная Программа лицензирования пользования недрами (подраздел общераспространенные полезные ископаемые) на период до 2007 года. В Программу включены объекты, геологическое изучение и освоение которых по результатам геолого-экономической и стоимостной оценки целесообразно с точки зрения интересов Ленинградской области и подтверждено экономическими расчетами. Подготовленные к лицензированию участки недр будут предоставляться на основе проведения конкурсов, аукционов и иных основаниях, предусмотренных законодательством.
 
 
 
  4.1.3. ОСВОЕНИЕ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ
 
  Анализ ситуации в сфере недропользования Ленинградской области за период 2003 -2004 г.г. показывает, что по необщераспространненным полезным ископаемым наблюдается незначительный рост объемов добычи.
  Разработку горючего сланца в Ленинградской области проводит ОАО "Ленинградсланец" на шахте "Ленинградская", объем добычи не соответствует лицензионным обязательствам по причине сокращения рынка сбыта (основным потребителем являлась Эстония), но в сравнении с предыдущим 2003 г. идет незначительное увеличение объемов добычи. В перспективе потребность в горючем сланце может возрасти при привлечении инвестиций в технологию по переработке горючих сланцев в сланцевое масло и другие виды продукции.
  ООО "Фосфорит-Портстрой", разрабатывающий Кингисеппское месторождение фосфоритов, также не обеспечивает уровень добычи, установленный лицензионным соглашением. В 2004 г. объем добычи возрос на 6% к 2003 г. В перспективе недропользователь предусматривает расширение рынка сбыта и реконсервацию второй очереди обогатительной фабрики, что позволит в 2005г увеличить объем добычи до 3,5 мл. т. фосфоритовой руды.
  На территории области в акватории Финского залива ООО "Петротранс" разведаны и поставлены на государственный баланс 4 месторождения железомарганцевых руд (ЖМК), в 2004 году для технологического опробования организацией проведена первая опытная добыча железомарганцевых руд в объеме 12 тыс.т.
  Основной разработчик формовочных песков ОАО "Лужский ГОК" в сравнении с предыдущим 2003 г. увеличил объем добычи на 21%.
  Основные показатели объемов добычи по необщераспространенным полезным ископаемым приведены в Таблице 5
 
  Таблица 5
 
 Наименование полезных ископаемых
 (необщераспространенные) Объем добычи, тыс. т Проектный 2003 г. 2004 г. Горючий сланец 5100 876 897 Фосфоритовые руды 7000 2432 2578 Железомарганцевые руды 2260 геологическое изучение 12 Формовочные пески 900 150 182 Цементное сырье 1500 226 189 Флюсовые известняки 3000 2877 2773
  Основные объемы добычи общераспространенных полезных ископаемых в Ленинградской области приходится на строительные пески (в том числе ПГМ), строительный и облицовочный камень.

<< Пред.           стр. 4 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу