<< Пред.           стр. 6 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу

  тыс. куб. м
 Год Годовой
 сброс Загрязненных вод Нормативно чистых вод Всего В том числе: без очистки Недостаточно
 очищенных 1993 1281624 380616 37972 342644 901008 1994 1197160 319381 29681 289700 877779 1995 965143 366751 48572 318179 598392 1996 743217 339939 58082 281857 403278 1997 729152 328532 72118 256414 400620 1998 819070 258935 69613 252022 560135 1999 682921 308654 13435 295219 374267 2000 775406 330214 106661 319548 445192 2001 907203 408605 82482 326177 498598 2002 969269 396350 74417 321933 572919 2003 1108700 386650 79250 307400 722050 2004 1236450 382750 76370 306360 853700
  За последний год годовой объем водоотведения увеличился на 10%. В то же время наблюдается тенденция незначительного уменьшения загрязненных стоков в общем объеме сброса, что говорит о начавшем процессе улучшения технического состояния канализационных очистных сооружений.
  Наибольшие объемы загрязненных стоков сбрасываются в Кингисеппском, Выборгском, Волховском и Бокситогорском районах.
  Загрязнения, поступающие со сточными водами сбросов Выборгского, Ломоносовского и Сланцевского районов оказывают непосредственное негативное влияние на состояние морских вод Финского залива, а сбросы Волховского района - на состояние вод Ладожского озера.
  Как правило, водоприемниками сточных вод являются те же поверхностные водные объекты, которые используются и для целей водоснабжения.
  Низкое качество очистки сточных вод на канализационных очистных сооружениях обусловлено следующими обстоятельствами:
  - высокой гидравлической перегрузкой или работой сооружений на пределе их технической возможности ( г. Бокситогорск, г. Пикалево, г. Волхов, г. Всеволожск, г. Гатчина, г.Кировск, г. Приозерск );
  - неудовлетворительным техническим состоянием оборудования КОС и канализационных сетей.
  Для решения вопросов очистки сточных вод с доведением их до нормативного уровня очистки требуется проведение системы мер по резкому повышению уровня капитальности и надежности всех элементов канализационных систем:
  * увеличение мощности КОС,
  * повышение степени очистки стоков путем реконструкции и расширения КОС, модернизации и замены оборудования.
 
 
 
  4.4. БЕЗОПАСНОСТЬ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
 
  Безопасность гидротехнических сооружений, расположенных на территории Ленинградской области, находится на особом контроле Правительства Ленинградской области.
  На территории Ленинградской области находится более 350 подпорных гидротехнических сооружений (ГТС), включая 20 плотин бывших малых ГЭС, более 500 водозаборных и более 130 сбросных гидротехнических сооружений. Кроме того, большое число гидротехнических сооружений входит в состав промышленных и сельскохозяйственных предприятий, включая транспортные ГТС и портовые сооружения, а также накопители промышленных отходов.
  Анализ современного технического состояния и уровня эксплуатации гидротехнических сооружений Ленинградской области, прошедших инвентаризацию, позволяет сделать следующие выводы:
  * более 150 гидротехнических сооружений Ленинградской области нуждаются в неотложном проведении ремонтно-восстановительных работ различной степени капитальности для приведения их в надлежащее техническое состояние;
  * контроль за техническим состоянием ГТС и уровнем их безопасности даже при наличии собственников и эксплуатирующих организаций явно недостаточен;
  * особую опасность для населения и территории представляют бесхозные гидротехнические сооружения, требующие безотлагательного решения вопроса их принадлежности для обеспечения надлежащего технического состояния и уровня эксплуатации.
 
  Для координации взаимодействия по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, совместно с Главным управлением по делам Гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Ленинградской области и Главным управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, был разработан "Комплексный план мероприятий по повышению безопасности гидротехнических сооружений Ленинградской области на 2004-2005 годы" (далее - Комплексный план) и утвержден постановлением Правительства Ленинградской области от 25 марта 2004 г. № 50.
 
  Основанием для формирования содержания разделов Комплексного плана явились:
  * Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.97 № 117-ФЗ;
  * Комплексный план мероприятий по повышению безопасности гидротехнических сооружений на 2003-2008 годы, утвержденный приказом МПР России от 16.05.2003 г., № 437
  * Протокол заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям Ленинградской области от 16.02.04 № 1, п. 1 "О мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на территории Ленинградской области. Содержание и эксплуатация гидротехнических сооружений"
 
  Комплексный план состоит из семи разделов, отражающих основные направления принимаемых мер и первоочередных мероприятий по обеспечению надежности и безопасности гидротехнических сооружений Ленинградской области:
  1. Совершенствование нормативной и методической базы в области безопасности гидротехнических сооружений;
  2. Завершение инвентаризации гидротехнических сооружений и составление Российского регистра гидротехнических сооружений;
  3. Определение собственников гидротехнических сооружений, числящихся бесхозными, а также принятие решений по дальнейшему использованию, консервации или ликвидации этих сооружении;
  4. Обеспечение гидротехнических сооружений эксплуатационными штатами в соответствии с требованиями безопасной эксплуатации;
  5. Обеспечение мониторинга состояния гидротехнических сооружений;
  6. Обеспечение надежности и безопасности гидротехнических сооружений;
  7. Действия в условиях чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
 
  Источниками финансирования мероприятий Комплексного плана являются:
  - федеральный бюджет;
  - областной бюджет;
  - средства собственников ГТС или эксплуатирующих организаций.
 
  Реализация мероприятий Комплексного плана позволит:
  * подготовить пакет нормативных, методических и инструктивно-технических региональных документов, направленных на эффективное регулирование деятельности собственников и эксплуатирующих организаций по осуществлению безопасной эксплуатации ГТС;
  * обеспечить объекты водохозяйственного назначения финансированием для завершения инвентаризации, восстановления необходимой проектной документации, что даст возможность оценить состояние объекта, осуществить его паспортизацию и включение в Российский регистр ГТС;
  * выполнить первоочередные мероприятия по ремонту и восстановлению водохозяйственных объектов с целью обеспечения технически исправного состояния ГТС;
  * обеспечить ведение мониторинга на современном техническом уровне для получения своевременных данных о состоянии ГТС;
  * повысить квалификацию эксплуатационного персонала ГТС.
 
  Администрацией Ленинградской области совместно с Главным управлением МЧС по Ленинградской области и Невско-Ладожским бассейновым водным управлением сформирован реестр гидротехнических сооружений, включающий 55 потенциально опасных гидротехнических сооружений всех видов надзорного подчинения, 6 из которых бесхозные (в том числе 5 плотин Оредежского каскада). Из областного бюджета в 2003-2004 годах было выделено и освоено более 10 млн. рублей на ремонтно-восстановительные работы по данным сооружениям, в том числе более 7 млн. рублей в 2004 году на реконструкцию Даймищенского гидроузла Оредежского каскада.
 
 
 
  4.5. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА
 
  В 2003-2004 годах в соответствии с Федеральными законами от 11.11.2003 № 148-ФЗ, от 02.11.2004 № 127-ФЗ, от 29.12.2004 № 199-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24 апреля 1995 года № 52- ФЗ "О животном мире".
  Федеральным законом от 11.11.2003 № 148-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" определены плательщики сборов за использование объектов животного мира. К ним отнесены организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.
  Объектами налогообложения указанными сборами признаны объекты животного мира, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании лицензии (разрешения) на пользование объектами животного мира, выдаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  Размеры ставок сборов за использования объектов животного мира Ленинградской области приведены в Таблице 12.
 
  Таблица 12
 
  Ставки сборов за использования объектов животного мира
 
  Наименование объекта животного мира Ставка сбора в рублях (за одно животное) Медведь (за исключением камчатских популяций и медведя белогрудого)
  3 000 Благородный олень, лось 1 500 Косуля, кабан, кабарга, рысь, росомаха 450 Соболь, выдра 120 Барсук, куница, сурок, бобр 60 Европейская норка 30 Глухарь, глухарь каменный 100 Фазан, тетерев, водяной пастушок, малый погоныш, погоныш-крошка, погоныш, большой погоныш, камышница
  20
  При изъятии молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных ставки сбора за использование объектов животного мира устанавливаются в размере 50 процентов от установленных ставок.
  Использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты и не предусмотренных в вышеприведенном перечне, осуществляется без оплаты.
  Сумма сбора за использование объектов животного мира уплачивается при получении соответствующей лицензии (разрешения).
  Уплата сборов производится:
  * плательщиками - физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, - по местонахождению органа, выдавшего лицензию (разрешение);
  * плательщиками - организациями и индивидуальными предпринимателями - по месту своего учета.
 
  В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым за счет субвенций из федерального бюджета, относятся следующие полномочия в области охраны и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов:
  * охрана объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
  * регулирование использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов:
  -находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
  -подпадающих под действие международных договоров Российской Федерации;
  -которые отнесены к особо ценным в хозяйственном отношении и перечень которых определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства;
  * воспроизводство объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
  * - ведение учета и кадастра объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
  * выдача именных разовых и распорядительных лицензий на использование объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением объектов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения;
  * организация и регулирование промышленного, любительского и спортивного рыболовства, за исключением ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства;
  * охрана водных биологических ресурсов на внутренних водных объектах, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения и пограничных зон, водных биологических ресурсов внутренних вод, занесенных в Красную книгу Российской Федерации, анадромных и катадромных видов рыб, трансграничных видов рыб и других водных животных, перечни которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.
  Контроль за осуществлением органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса и рыболовства.
  Реализация данных полномочий предусмотрена в 2005 году. В настоящее время разрабатывается нормативно правовая база по осуществлению переданных полномочий субъекту РФ - Ленинградской области.
 
  Постановлением Правительства Ленинградской области от 17 февраля 2004 года № 22 "О комиссии по вопросам охотничьего хозяйства и условиях предоставления территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, в Ленинградской области" образована комиссия по вопросам охотничьего хозяйства.
  Основными задачами комиссии являются:
 1. Рассмотрение и анализ материалов и проектов решений, принимаемых органами государственной власти и органами местного самоуправления Ленинградской области, для предоставления рекомендаций органам государственной власти Ленинградской области, территориальным органам федеральных органов управления охотничьим хозяйством, органам местного самоуправления Ленинградской области и иным заинтересованным лицам в целях решения вопросов, касающихся ведения охотничьего хозяйства, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты:
  а) осуществление на территории области единой государственной политики в указанной сфере;
  б) повышение социальной, экономической и экологической эффективности пользования охотничьими ресурсами;
  в) координация взаимоотношений между различными субъектами в сфере охоты, охотничьего хозяйства, охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты (далее - охотничьи животные).
 2. Рассмотрение и анализ материалов и документов по вопросам, относящимся к сфере охоты, охотничьего хозяйства, охраны, воспроизводства и использования охотничьих животных, в том числе:
  а) предоставление территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными;
  б) резервирование территорий, акваторий для выделения зон особой охраны или особо охраняемых природных территорий для сохранения и увеличения численности охотничьих животных;
  в) выделение государственного резервного фонда охотничьих животных;
  г) анализ программ по увеличению биоразнообразия и численности охотничьих животных;
  д) оценка эффективности деятельности пользователей охотничьими животными на предоставленных территориях, акваториях и выработка рекомендаций;
  е) проведение конкурсов по предоставлению территорий, акваторий, необходимых для использования охотничьих животных, при наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию, акваторию;
  ж) распределение лимитов на отстрел лицензионных видов охотничьих животных (медведь, лось, кабан) по районам и организациям, а также норм добычи от послепромысловой численности с учетом хозяйственного прироста стада;
  з) установление конкретных сроков охоты в пределах сроков, установленных Правилами охоты в Ленинградской области;
  Данным Постановлением Правительства Ленинградской области утверждено Положение об условиях предоставления территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, в Ленинградской области, которое определяет общие требования к заявителям на предоставление территорий, акваторий Ленинградской области, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты; порядок и условия проведения конкурса по предоставлению территорий, акваторий Ленинградской области, необходимых для осуществления пользования охотничьими животными.
  В комиссию по вопросам охотничьего хозяйства с момента ее образования в 2004 году поступило 39 заявок на получение объектов животного мира в пользование. На основании рекомендаций комиссии между комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области заключено 11 договоров на предоставление территорий, акваторий, необходимых для осуществления пользования объектами животного мира, отнесенных к объектам охоты, Управлением по охране, контролю и регулирования использования охотничьих животных Ленинградской области выданы 11 долгосрочных лицензий. Общая площадь предоставленных охотничьих угодий в 2004 году составила 4586,7 тыс. га.
  Комиссией рассматривались вопросы об открытии сроков охоты на пернатую дичь, кабанов, медведей, а также распределения лимитов добычи диких копытных животных и медведей по районам и организациям, на основании рекомендаций комиссии были приняты соответствующие распоряжения Правительства Ленинградской области от 11 августа 2004 года № 344-р "Об утверждении сроков охоты на пернатую дичь, кабанов и бурых медведей, лимитов добычи кабанов и бурых медведей в сезоне охоты 2004-2005 годов в Ленинградской области", от 22 ноября 2004 года № 523-р "Об утверждении сроков охоты на лосей в сезоне охоты 2004-2005 годов в Ленинградской области".
  Постановлением Правительства Ленинградской области от 27 декабря 2004 года № 315 "О Красной Книге природы Ленинградской области" установлено, что Красная книга природы Ленинградской области является официальным документом, содержащим свод сведений о состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) животных, растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории Ленинградской области, а также о состоянии существующих, проектируемых и предлагаемых к проектированию особо охраняемых природных территорий и необходимых мерах по их охране и восстановлению.
  Объекты животного и растительного мира, особо охраняемые природные территории, занесенные в Красную книгу природы Ленинградской области, подлежат особой охране.
  Изъятие из естественной природной среды видов животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу природы Ленинградской области, допускается в исключительных случаях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  Значительное антропогенное воздействие, определяемое социальными процессами, происходящими в современном обществе, в разной степени влияют на состояние популяций различных охотничьих животных.
 
 
 
  ГЛАВА5. ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
 
  5.1.МОНИТОРИНГ СОСТОЯНИЯ ВОДОЕМОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
 
  5.1.1. ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА ВОДОЕМОВ
 
  Ленинградская область отличается обилием водных объектов. Почти вся территория области относится к бассейну Балтийского моря. В регионе насчитывается около 100000 водотоков, 20000 водоемов, 98 % составляют реки длиной менее 10 км и озера с площадью зеркала менее 1 км2.
  Реки Ленинградской области по их режиму относятся к рекам восточно-европейского типа, для которых характерно весеннее половодье, а также осенние паводки при длительных дождях. Во время половодья стекает около трети годового стока. Летом и зимой уровень рек наиболее низкий: в летнюю и зимнюю межень наблюдается наименьший сток в реках. Помимо талых снеговых вод реки питаются дождевыми, а также озерными и подземными водами. Все реки зимой покрываются льдом, не замерзают лишь небольшие участки их с порогами, у выхода ключей и иногда в истоках у крупных озер. Ледоход наблюдается обычно на крупных реках, а на малых - лед тает на месте.
  Самым крупным озером на территории Ленинградской области является Ладожское озеро. Его площадь 18,4 тыс. км?, длина 219 км, средняя ширина - 83 км, средняя глубина - 51 м. В озеро впадает 35 рек. Объем пресной воды оценивается в 900 км?.
  На территории Ленинградской области мониторинг поверхностных водных объектов осуществляется на государственной наблюдательной сети (ГНС) - Северо-Западным УГМС, на бассейновой наблюдательной сети (БНС) - ФГУ "Балтводхоз", на территориальной наблюдательной сети (ТНС) - Северо-Западным УГМС и Центром госсанэпиднадзора в Ленинградской области и на локальной наблюдательной сети (ЛНС) - водопользователями.
  Для анализа качества поверхностных вод суши в 2004 году использовались результаты наблюдений за химическим составом вод, выполненных по стандартным программам на сети стационарных пунктов наблюдений за загрязненностью поверхностных вод суши ГУ ЛОЦГМС.
  Программа наблюдений за химическим составом определяется категорией створа наблюдений. На створах III категории отбор проб осуществляется ежемесячно на 17 показателей и ежеквартально на 41. На створах IV категории отбор проб осуществляется ежеквартально на 41 ингредиент. Программа наблюдений предусматривает определение общих физико-химических показателей воды, биогенных веществ, органических веществ, главных ионов, тяжелых металлов и хлорорганических пестицидов.
  По возможности отборы проб на водотоках приурочивались к основным фазам гидрологического режима (зимняя и летняя межени, пик весеннего половодья, осенний паводок), на водоемах - к основным гидрологическим ситуациям (наиболее низкий уровень и наибольшая толщина льда, начало весеннего наполнения, максимальное наполнение, наиболее низкий уровень в летне-осенний период).
  Состав сети пунктов наблюдений на 2004 год приведен в Таблице 13.
  Согласно нормативным документам, комплексной оценкой качества вод является "индекс загрязненности вод" (ИЗВ). Для поверхностных вод его расчет производится для каждого пункта (створа).
  Сравнение ИЗВ от года к году, от створа к створу, от пункта к пункту позволяет оценить как временную, так и пространственную динамику (тенденцию) качества вод. Классификация качества вод по ИЗВ и критерии изменения качества (ухудшения и улучшения), используемые при сравнении качества вод и определении его динамики (тенденции), приведены в Таблице 14.
 
  Таблица 13
  Перечень пунктов наблюдения за состоянием загрязненности поверхностных вод суши на территории Ленинградской области в 2004 г.
 
 № пункта
 на карте-схеме Водоток, водоем Пункт, створ, вертикаль Катего-рия пункта, створа Примеча-ние
  БАССЕЙН ФИНСКОГО ЗАЛИВА ОТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИИ С ФИНЛЯНДИЕЙ
  1) БАССЕЙН РЕКИ НЕВЫ:
  (БЕЗ БАССЕЙНА ЛАДОЖСКОГО ОЗЕРА) 29160 р.Нева г.Кировск:
 1) 8 км выше города, в черте г.Шлиссельбург,
  0,1 км выше о.Орешек
 III
 
  29171 р.Тосна пос.Усть-Тосно; в черте поселка, 0,05 км выше устья III
 2) БАССЕЙН ЛАДОЖСКОГО ОЗЕРА
  Бассейн реки Вуоксы 29176 р.Вуокса пгт Лесогорский:
 1) 11 км выше пгт, в черте г.Светогорск,
 в створе плотины XI ГЭС; III Бассейн реки Свирь
 а) Частный бассейн реки Свирь (без бассейна Онежского озера) 29226 р.Свирь пгт Свирица; 2 км ниже впадения р.Паша IY 29187 р.Оять д.Акулова Гора; в черте деревни, гидроствор IY 29189 р.Паша пос.Пашский Перевоз; в черте поселка, гидроствор
  IY б) Часть бассейна Ладожского озера от устья реки Свирь до устья реки Волхов
  29198 р.Сясь г.Сясьстрой; в черте города, 0,1 км выше впадения Староладожского канала III 29199 р.Воложба д.Пареево; в черте деревни, гидроствор IY 29223 р.Пярдомля г.Бокситогорск: 5,0 км ниже С-З окраины города; 1 км выше устья IY
  29200 р.Тихвинка г.Тихвин: 0,5 км ниже города, 0,5 км ниже впадения руч.Улитов III
  Бассейн реки Волхов
 а) Частный бассейн реки Волхов (без бассейна озера Ильмень)
  29202 р.Волхов г. Новая Ладога, 1,2 км ниже города III
  29207 р.Тигода г.Любань: 2 км ниже города, 0,5 км ниже выпуска сточных вод ОС совхоза
 
 IY
  29208
  р.Черная г.Кириши; 7,2 км к ССВ от города, 0,02 км выше устья III Часть бассейна Ладожского озера от устья реки Волхов до истока реки Нева
  29220 р.Назия пос.Назия; 2,2 км выше устья, южная окраина поселка IY
 БАССЕЙН РЕКИ ЛУГА 29291 р.Луга г.Кингисепп: 12 км ниже города, 6 км ниже впадения р.Падожица III
 БАССЕЙН РЕКИ НАРВА 29318 р.Нарва д.Степановщина; гидроствор,
 10-12 км от истока р.Нарва (оз.Чудское) IY 29320 р.Плюсса г.Сланцы: 5 км ниже города, 2,5 км ниже впадения отводного канала III
 
 
  Таблица 14
 
 Характеристика и класс
 качества вод Величина ИЗВ Изменение величины ИЗВ в процентах для определения тенденции качества вод 1- "Очень чистая" менее или равно 0,3 100 II - "чистая" более 0,3 до 1 более 50 III - "умеренно загрязненная" более 1 до 2,5 более 30 IY - "загрязненная" более 2,5 до 4 более 25 Y -"грязная" более 4 до 6 более 20 YI - "Очень грязная" более 6 до 10 более 15 YII - "чрезвычайно грязная" более 10 более 10
 
 
  5.1.2. СОСТОЯНИЕ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД СУШИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
 
  Река Нева
  По значению ИЗВ2004 2,4 в створе №1 у г.Шлиссельбург воды Невы характеризуются как "умеренно загрязненные" (III класс); снижение значения ИЗВ2004 на 28% привело к переходу качества вод реки в другой класс, (в предыдущем году - "загрязненные", IV класс). По-прежнему в большинстве отобранных проб превышали норму значения бихроматной окисляемости (ХПК), среднегодовое значение превысило норму в 1,5 раза. Отмечались превышающие норму значения БПК5; наибольшая повторяемость превышающих норму значений БПК5 (83%) была зафиксирована в истоке Невы у г. Шлиссельбург; здесь же в июне было отмечено и максимальное из наблюденных значение БПК5 (4,5 мг/л - 2,3 нормы). В четырех пробах отмечалось значительные концентрации фосфора фосфатов до 50 ПДК, что характеризует качество вод, как высоко загрязненные. Биогенных форм азота изменялись незначительно в течение всего года и не выходили за пределы установленных норм, отмечалась единичные превышающие ПДК концентрации (1,1 ПДК) азота нитритного. Среднегодовое содержание растворенных форм железа превышало ПДК в 6,4 раза. Содержание в воде растворенных форм меди и марганца по-прежнему почти во всех отобранных пробах превышало ПДК. Среднегодовые концентрации составили: медь - 6,4 ПДК (9,4 ПДК в 2003 г.), марганец - 1,9 ПДК. Наибольшие концентрации меди (43 ПДК) были зафиксированы в истоке Невы (створ №1) у г. Шлиссельбург; последняя концентрация квалифицировалась как ВЗ и была отмечена в июне.
  Следует отметить, что в истоке Невы у г.Шлиссельбург по сравнению с предыдущим годом превышающих норму концентраций свинца выявлено не было. В единичных пробах концентрация нефтепродуктов составила 1,0 ПДК. Концентрации хлорорганических пестицидов были ниже пределов чувствительности метода определения.
 
  Река Тосна - пос. Усть-Тосно
  Качество вод реки изменилось с ИЗВ2003 2,69 до ИЗВ2004 4,4 и характеризуются как - "грязные"V класс ("загрязненные" - IY класс, в 2003 г.). В 2004 году во всех пробах отмечалось превышение нормы ХПК, а среднегодовое значение ХПК превысило норму в 1,5 раза, максимальное - в 2,9 раза. Значения БПК5 превысили норму только в 6 пробах из 12-ти в 2,4 раза. Концентрация биогенных аминов не выходили за пределы установленных норм, кроме однократного превышения концентрации в 1,7 ПДК азота нитритного. В 4-х пробах отмечено превышение концентраций фосфора общего, среднегодовая концентрация которого составила 2,1 ПДК, что говорит о возврастании антропогенного влиянии на качество вод реки по сравнению с предыдущим годом. Отмечено однократное превышение концентрации нефтепродуктов до 1 ПДК.
  Река Тосна имеет преимущественно болотное питание, с чем связаны и высокие концентрации в ней железа общего, среднегодовое содержание железа в устье реки в 6,4 раза превышало норму, максимальное - в 9,3 раза. В 50% проб были отмечены повышенные концентрации марганца, среднегодовая концентрация которого составила 1,9 ПДК, максимальная 10,2 ПДК. Концентрация меди (от 14,3 до 43 ПДК) выявлены за весь период наблюдения. Концентрация меди в 43 ПДК была зарегистрирована в июле и характеризуется как высокое загрязнение. Концентрации хлорорганических пестицидов были ниже пределов чувствительности метода определения.
 
  Река Вуокса - пгт. Лесогорский
  По значениям ИЗВ2004 (1,6) воды Вуоксы в районе пгт. Лесогорский, как и в 2003 году (ИЗВ - 1,3) характеризуются как "умеренно загрязненные" (III класс). Среднегодовое содержание железа общего и марганца, на всем протяжении реки не превысило установленные нормы, хотя отмечено однократное превышение содержания железа до 1,2 ПДК и марганца до 2,2 ПДК. Концентрации меди в большинстве отобранных проб по-прежнему превышали норму. Среднегодовые значения концентраций составили 6,8 ПДК, максимальная концентрация (12 ПДК) была зафиксирована однократно. Концентрации свинца за весь период наблюдения находились в пределах нормы. Загрязнения воды реки Вуоксы органическими и легкоокисляемыми веществами были незначительны, о чем свидетельствуют среднегодовые значения ХПК и БПК5. Средние значения ХПК в водах реки составили 14,3 мг/л (0,48 нормы), БПК5 - 2,2 (1,1нормы). Наибольшее значение БПК5 (3,5 -1,8 нормы) было отмечено в ноябре и декабре месяце. Кислородный режим вод реки в течение всего периода наблюдения является удовлетворительным. Концентрации биогенных форм азота и фосфора не превышали установленных норм. Во всех пробах отмечено превышение концентраций меди, среднегодовая концентрация которой составила 6,8 мг/л3, наибольшее превышение значения меди 12 ПДК выявлено в феврале. Концентрации хлорорганических пестицидов были менее чувствительности метода определения.
 
  Река Вуокса - г. Каменногорск
  По значениям ИЗВ2004 (1,6) воды Вуоксы в районе г. Каменногорска характеризуются как "умеренно загрязненные" (III класс). Среднегодовое содержание железа общего и марганца не превысило установленные нормы, хотя отмечено однократное превышение содержания железа до 1,1 ПДК. Концентрации меди в 9-ти пробах по-прежнему превышали норму. Среднегодовые значения концентраций составили 3,6 ПДК, максимальная концентрация (9,4 ПДК) была зафиксирована однократно. Концентрации свинца за весь период наблюдения находились в пределах нормы. Средние значения ХПК в водах реки составили 11,6 мг/л, БПК5 - 2,4 (1,2 нормы). Кислородный режим вод реки в течение всего периода наблюдения является удовлетворительным. Концентрации биогенных форм азота и фосфора не превышали установленных норм. Во всех пробах отмечено превышение концентраций меди, среднегодовая концентрация которой составила 3,6 мг/л3, наибольшее превышение значения меди 9,4 ПДК выявлено в декабре. Концентрации хлорорганических пестицидов были менее чувствительности метода определения.
 
  Река Вуокса -г. Приозерск
  По значениям ИЗВ2004 (1,16) воды Вуоксы в районе г. Приозерска характеризуются как "умеренно загрязненные" (III класс). Среднегодовое содержание железа общего и марганца, на всем протяжении реки не превысило установленные нормы, хотя отмечено однократное превышение содержания железа до 2,8 ПДК и марганца до 1,6 ПДК. Концентрации меди в 100% отобранных проб превышали норму, среднегодовые значения концентраций составили 5,9 ПДК, максимальная концентрация (12 ПДК) была зафиксирована однократно. Концентрации свинца за весь период наблюдения находились в пределах нормы. Загрязнения воды реки Вуоксы органическими и легкоокисляемыми веществами были незначительны. Средние значения ХПК составили 18,8 мг/л (0,41 нормы), БПК5 - 1,8 ПДК. Кислородный режим вод реки в течение всего периода наблюдения является удовлетворительным. Концентрации биогенных форм азота и фосфора не превышали установленных норм. Во всех пробах отмечено превышение концентраций меди, среднегодовая концентрация которой составила 5,9 мг/л3, наибольшее превышение значения меди 12 ПДК выявлено в феврале. Концентрации хлорорганических пестицидов были менее чувствительности метода определения.
 
  Река Свирь - г. Лодейное Поле, выше города
  По значениям ИЗВ2004 (2,3), выше г. Лодейное Поле качество вод реки Свирь характеризуется как "умеренно загрязненные" - III класс. Значения бихроматной окисляемости превысили норму однократно, среднегодовые значения составили 21,6 мг/л (0,72 нормы). В двух пробах отмечались превышающие норму значения БПК5 (1,3 ПДК). Воды реки характеризуются повышенным содержанием в воде железа: среднегодовые концентрации железа общего составили 193 мг/л (1,9 ПДК) с однократным повышением до 2,8 ПДК. Среднегодовые концентрации меди превышали норму в большинстве отобранных в реке проб, среднегодовая концентрация составила 7,1 ПДК, с однократным превышением в августе до 13 ПДК. Концентрации биогенных форм азота и фосфора, а также тяжелых металлов не превышали нормативных значений. Концентрации хлорорганических пестицидов были ниже пределов чувствительности метода определения.
 
 
 
  Река Свирь - г. Лодейное Поле, ниже города
  По значениям ИЗВ2004 (2,4), ниже г. Лодейное Поле качество вод реки Свирь характеризуется как "умеренно загрязненные" - III класс. Значения бихроматной окисляемости, являющейся показателем содержания в воде органических веществ, превысили норму однократно и среднегодовые значения составили 22,5 мг/л (0,75 нормы). В двух пробах отмечались превышающие норму значения БПК5 (1,1 ПДК). Воды реки характеризуются повышенным содержанием в воде железа: среднегодовые концентрации железа общего составили 363 мг/л (1,9 ПДК) с однократным повышением до 7 ПДК. Среднегодовые концентрации меди превышали норму во всех отобранных в реке пробах, среднегодовая концентрация составила 6,1 ПДК. Концентрации биогенных форм азота и фосфора общего, а также тяжелых металлов не превышали нормативных значений. Однократно выявлено превышение концентрации азота нитритного до 2,8 ПДК. Концентрации хлорорганических пестицидов были ниже пределов чувствительности метода определения.
 
  Река Свирь - г. Подпорожье, выше города
  По значениям ИЗВ2004 (1,5), выше г. Подпорожье, качество вод реки Свирь характеризуется как "умеренно загрязненные" - III класс. Значения бихроматной окисляемости, являющейся показателем содержания в воде органических веществ не превышают нормативных значений, среднегодовые значения составили 13,5 мг/л (0,43 нормы). В двух пробах отмечались превышающие норму значения БПК5 (1,1 и 1,6 ПДК). Воды реки характеризуются повышенным содержанием в воде железа: среднегодовые концентрации железа общего составили 170 мг/л (1,7 ПДК). Среднегодовые концентрации меди превышали норму во всех отобранных в реке пробах и составляют 6,5 ПДК. Выявлено однократное превышение концентрации марганца до 4,2 ПДК и азота аммонийного 8,1 ПДК. Концентрации биогенных форм азота и фосфора общего, а также тяжелых металлов не превышали нормативных значений. Концентрации хлорорганических пестицидов были ниже пределов чувствительности метода определения.
 
  Река Свирь - г. Подпорожье, ниже города
  По значениям ИЗВ2004 (2,0), ниже г. Подпорожье, качество вод реки Свирь характеризуется как "умеренно загрязненные" - III класс. Значения бихроматной окисляемости не превышают нормативных значений, среднегодовые значения составили 13,9 мг/л (0,46 нормы). В двух пробах отмечались превышающие норму значения БПК5 (1,1 и 1,5 ПДК). Среднегодовые концентрации железа общего составили 160 мг/л (1,6 ПДК). Среднегодовые концентрации меди превышали норму во всех отобранных в створе пробах и составляют 10,1 ПДК. Выявлено двукратное превышение концентрации марганца до 3,4 ПДК. Концентрации биогенных форм азота и фосфора общего, а также тяжелых металлов не превышали нормативных значений. Концентрации хлорорганических пестицидов были ниже пределов чувствительности метода определения.
 
  Река Свирь - пгт Свирица
  По значениям ИЗВ2004 (2,6), в замыкающем створе реки Свирь, качество вод изменилось с III класса - "умеренно загрязненные" (ИЗВ2003 - 2,3) на IY класс "загрязненные". Значения индекса загрязненности вод изменились, в основном, за счет изменения среднегодовых концентраций всех показателей загрязненности, а в основном увеличения концентраций меди и марганца - среднегодовая концентрация меди составляет 10,1 ПДК, максимальная концентрация меди в августе достигла 33 ПДК и характеризуется как экстремально высокое загрязнение. Среднегодовые значения бихроматной окисляемости превышали норму во всех пробах и составили 42,2 мг/л (1,4 нормы). В одной пробе отмечалось превышающие норму значение БПК5 (1,6 ПДК). Среднегодовые концентрации железа общего составили мг/л 360 (3,6 ПДК) с однократным повышением до 5,1 ПДК в августе. Среднегодовые концентрации меди превышали норму во всех отобранных пробах и составили 14,3 мг/л (14,3 ПДК), с превышением ПДК в 33 раза в августе месяце, что классифицируется как высокое загрязнение. Выявлено однократное превышение в 1,3 раза концентрации свинца. Концентрации биогенных форм азота и фосфора не превышали нормативных значений. Концентрации хлорорганических пестицидов были ниже пределов чувствительности метода определения.
 
  Река Оять - д. Акулова Гора
  Значение ИЗВ2004 (2,8) осталось в тех же пределах, что и в 2003 году и характеризует воды реки как "загрязненные" (IV класс). Среднегодовые значения ХПК и БПК5, являющиеся показателями содержания в воде различных органических веществ, превысили нормы в 1,3 и 2,6 ПДК соответственно. Концентрации минеральных форм азота и фосфора были незначительными и не превышали установленных норм. Как и в предыдущем году, воды реки характеризовались повышенным содержанием железа общего. Среднегодовое содержание железа в воде составило 4,6 ПДК. Как и ранее, воды реки были загрязнены медью, концентрации которой во всех отобранных пробах превышали ПДК. Среднегодовая концентрация меди составила 6,1 ПДК (13,9 ПДК в 2003 г.). Концентрации хлорорганических пестицидов были ниже пределов чувствительности метода.
 
  Река Паша -пос. Пашский Перевоз
  По значениям ИЗВ2004 - 2,9 (ИЗВ2003 - 3,2) воды р.Паша характеризуются как "загрязненные" (IY класс). Значение ИЗВ уменьшились по сравнению с прошлогодними незначительно и класс качества вод здесь остался прежним. По-прежнему остается высоким содержание в воде железа общего, среднегодовое его содержание превышало норму в 4 раза (в 3,7 раза в 2003 г.). Наибольшие концентрации (6,2 ПДК) были зафиксированы в октябре. По-прежнему во всех отобранных пробах превышали норму концентрации меди. Среднегодовые концентрации составили 9,6 ПДК (11,6 ПДК в 2003 г.), наибольшее для реки значение концентрации меди (19 ПДК) было зафиксировано в октябре. Среднегодовая концентрация марганца составила 1,1 ПДК (6,9 ПДК в 2003 г.). Превышение ПДК по концентрациям свинца и кадмия в 2004 году отмечено не было. Концентрации биогенных форм азота и фосфора были незначительными и не превышали установленных норм. Концентрации хлорорганических пестицидов были, в основном, ниже пределов чувствительности метода определения.
 
  Река Волхов - г. Кириши, выше города
  В 2004 году качество вод реки Волхов выше города по ИЗВ2004 - 4,4 характеризуются как "грязные" (Y класс). Во всех отобранных пробах значения ХПК, свидетельствующего о загрязненности вод органическими веществами, превышали норму, среднегодовые значения были на уровне 82,8 мг/л (2,8 ПДК). Наибольшая из значений ХПК в 4,9 ПДК была отмечена в июне. Повторяемость превышающих норму значений БПК5 составила 50%. Наибольшее значение БПК5 (4,7 мг/л - 2,3 нормы) было отмечено в декабре. Среднегодовые значения БПК5, свидетельствующие о загрязненности вод легкоокисляемой органикой, в целом были на уровне 2,3 мг/л (1,1 ПДК). Концентрации биогенных форм азота и фосфора были незначительными, в основном, на уровне чувствительности методов определения. В створе за весь год было зафиксировано двукратное превышение ПДК концентрации нефтепродуктов и СПАВ, в максимальных концентрациях 1,8 и 2,1 ПДК соответственно. В большинстве отобранных в створе проб содержание меди и марганца было выше нормы. Среднегодовая концентрация меди составила 13,7 ПДК. Наибольшая концентрация меди (20 ПДК) была зафиксирована в июле. Повторяемость превышающих ПДК концентраций марганца составило 100%. Среднегодовое значение концентрации марганца 7,1 ПДК. Наибольшая разовая концентрация марганца 13,2 ПДК были зафиксирована в марте. В 21% проб отмечалось превышения концентраций для свинца, максимальная концентрация которого составила 1,7 ПДК. Концентрации других тяжелых металлов не превышали норму. Концентрации хлорорганических пестицидов были менее чувствительности метода определения.
 
  Река Волхов - г. Кириши, ниже города
  В 2004 году качество вод реки Волхов ниже города по ИЗВ2004 - 4,8 характеризуются как "грязные" (Y класс). Во всех отобранных пробах значения ХПК, свидетельствующего о загрязненности вод органическими веществами, превышали норму, среднегодовые значения были на уровне 89,7 мг/л (3 ПДК). Наибольшая из значений ХПК в 3,6 ПДК была отмечена в мае. Повторяемость превышающих норму значений БПК5 составила 70%. Наибольшее значение БПК5 (3,8 мг/л - 1,9 нормы) было отмечено в декабре. Среднегодовые значения БПК5, свидетельствующие о загрязненности вод легкоокисляемой органикой, в целом были на уровне 2,3 мг/л (1,2 ПДК). Концентрации биогенных форм азота и фосфора были незначительными, в основном, на уровне чувствительности методов определения. В створе за весь год было зафиксировано двукратное превышение ПДК концентрации нефтепродуктов и СПАВ, в максимальных концентрациях 5,4 и 1,2 ПДК соответственно. В большинстве отобранных в створе проб содержание меди и марганца было выше нормы. Среднегодовая концентрация меди составила 12,4 ПДК. Наибольшая концентрация меди (16 ПДК) была зафиксирована в октябре. Повторяемость превышающих ПДК концентраций марганца составило 100%. Среднегодовое значение концентрации марганца 9,9 ПДК. Наибольшая разовая концентрация марганца 15 ПДК были зафиксирована в феврале. В одной из проб отмечалось превышения концентраций для свинца, максимальная концентрация которого составила 1,7 ПДК. Концентрации других тяжелых металлов не превышали норму. Концентрации хлорорганических пестицидов были менее чувствительности метода определения.
 
  Река Волхов - г. Волхов, выше города
  В 2004 году качество вод реки Волхов выше города Волхов по ИЗВ2004 - 2,4 характеризуются как "умерено загрязненные" (III класс). Во всех отобранных пробах значения ХПК, свидетельствующего о загрязненности вод органическими веществами, превышали норму, среднегодовые значения были на уровне 39,5 мг/л (1,3 ПДК). Наибольшая из значений ХПК была в 1,5 ПДК отмечена в октябре. Повторяемость превышающих норму значений БПК5 составила 50%. Наибольшее значение БПК5 (4,8 мг/л - 2,4 нормы) было отмечено в марте. Среднегодовые значения БПК5, свидетельствующие о загрязненности вод легкоокисляемой органикой, в целом были на уровне 2,3 мг/л (1,2 ПДК). Концентрации биогенных форм азота и фосфора были незначительными, в основном, на уровне чувствительности методов определения. В створе за весь год было зафиксировано однократное превышение ПДК концентрации нефтепродуктов в максимальной концентрации 2,2 ПДК. В большинстве отобранных в створе проб содержание меди и марганца было выше нормы. Среднегодовая концентрация меди составила 9,4 ПДК. Наибольшая концентрация меди (23 ПДК) была зафиксирована в декабре. Повторяемость превышающих ПДК концентраций марганца составило 100%. Среднегодовое значение концентрации марганца 9,9 ПДК. Наибольшая разовая концентрация марганца 15 ПДК были зафиксирована в феврале. В одной из проб отмечалось превышения концентраций для свинца, максимальная концентрация которого составила 1,7 ПДК. Концентрации других тяжелых металлов не превышали норму. Концентрации хлорорганических пестицидов были менее чувствительности метода определения.
 
 
 
  Река Волхов - г. Волхов, ниже города
  В 2004 году качество вод реки Волхов ниже города Волхов по ИЗВ2004 - 2,8 характеризуются как "загрязненные" (IV класс). Во всех отобранных пробах значения ХПК, свидетельствующего о загрязненности вод органическими веществами, превышали норму, среднегодовые значения были на уровне 39,1 мг/л (1,3 ПДК). Повторяемость превышающих норму значений БПК5 составила 64%. Наибольшее значение БПК5 (2,9 мг/л - 1,5 нормы) было отмечено в апреле. Среднегодовые значения БПК5, свидетельствующие о загрязненности вод легкоокисляемой органикой, в целом были на уровне 2,3 мг/л (1,2 ПДК). Концентрации биогенных форм азота и фосфора были незначительными, в основном, на уровне чувствительности методов определения. В створе за весь год было зафиксировано однократное превышение ПДК концентрации нефтепродуктов в максимальной концентрации 1,8 ПДК. В 100% отобранных в створе проб содержание меди было выше нормы. Среднегодовая концентрация меди составила 11,6 ПДК. Наибольшая концентрация меди (28 ПДК) была зафиксирована в декабре. Повторяемость превышающих ПДК концентраций марганца составило 30%. Среднегодовое значение концентрации марганца 1,6 ПДК. Наибольшая разовая концентрация марганца 8,3 ПДК были зафиксирована в феврале. В одной из проб отмечалось превышения концентраций для свинца, максимальная концентрация которого составила 1,2 ПДК. Среднегодовое содержание железа общего составило 230 мг/л (2,3 ПДК). Концентрации других тяжелых металлов не превышали норму. Концентрации хлорорганических пестицидов были менее чувствительности метода определения.
 
  Река Луга - г. Луга, выше города
  По значениям ИЗВ2004 - 3,4 воды р. Луга выше г. Луга характеризуются как "загрязненные" (IY класс). Среднегодовые концентрации железа общего составили 303 мг/л (3 ПДК), меди - 8,7 ПДК, марганца - 8,4 ПДК. Наибольшие значения концентраций меди (15 ПДК) и марганца (28 ПДК) выявлены в июле и июне соответственно. В двух пробах отмечались концентрации свинца превышающие ПДК в 1,7. Воды реки загрязнены органическими веществами, среднегодовые значения ХПК составило 43,5 мг/л (1,2 ПДК). Повторяемость превышающих норму значений БПК5 составила 17%. Наибольшее значение БПК5 (3,3 мг/л - 1,6 нормы) было отмечено в мае. Среднегодовые значения БПК5, свидетельствующие о загрязненности вод легкоокисляемой органикой, в целом были на уровне 1,4 мг/л (0,69 ПДК). Кислородный режим вод реки в створе на протяжении года был удовлетворительный. Концентрации биогенных форм азота (кроме азота нитритного) и фосфора были невысоки и не превышали установленных норм. Среднегодовые концентрации азота нитритного составили 0,03 мг/л (1,5 ПДК). Концентраций нефтепродуктов превышающих ПДК за период наблюдения выявлено не было. Концентрации хлорорганических пестицидов были менее чувствительности метода определения.
  Река Луга - г. Луга, ниже города
  По значениям ИЗВ2004 - 3,4 воды р. Луга ниже г. Луга характеризуются как "загрязненные" (IY класс). Среднегодовые концентрации железа общего составили 500 мг/л (5 ПДК), меди - 7,9 ПДК, марганца - 9,8 ПДК. Наибольшие значения концентраций меди (18 ПДК) и марганца (16,2 ПДК) выявлены в августе и июле соответственно. Концентрация свинца, превышающая ПДК в 1,6 раза была выявлена однократно в июне. Воды реки загрязнены органическими веществами, среднегодовые значения ХПК составило 33,8 мг/л (1,1 ПДК). Среднегодовая концентрация БПК5 не вышла за пределы нормативных значений, проб с превышением ПДК зафиксировано не было. Кислородный режим вод реки в створе на протяжении года был удовлетворительный. Концентрации биогенных форм азота (кроме азота нитритного) и фосфора были невысоки и не превышали установленных норм. Среднегодовые концентрации азота нитритного составили 0,021 мг/л (1,0 ПДК). Концентраций нефтепродуктов превышающих ПДК за период наблюдения выявлено не было. Концентрации хлорорганических пестицидов были менее чувствительности метода определения.
 
  Река Луга - г. Кингисепп, выше города
  По значениям ИЗВ2004 - 2 воды р. Луга выше г. Кингисепп характеризуются как "умеренно загрязненные" (III класс). Среднегодовые концентрации железа общего составили 480 мг/л (4,8 ПДК), меди - 7,1 ПДК, марганца - 2,2 ПДК. Наибольшие значения концентраций меди (28 ПДК) и марганца (9,1 ПДК) выявлены в июле и марте соответственно. Концентрация свинца превышающая ПДК в 1,5 раза была выявлена однократно в июне. Воды реки загрязнены органическими веществами, среднегодовые значения ХПК составило 34,9 мг/л (1,2 ПДК). Среднегодовая концентрация БПК5 не вышла за пределы нормативных значений, проба с превышением ПДК в 1,5 раза была зафиксирована однократно в январе. Кислородный режим вод реки в створе на протяжении года был удовлетворительный. Концентрации биогенных форм азота и фосфора были невысоки и не превышали установленных норм. Однократно отмечалось превышение ПДК концентрации нефтепродуктов в 1,2 раза. Концентрации хлорорганических пестицидов были менее чувствительности метода определения.
 
  Река Луга - г. Кингисепп, ниже города
  По значениям ИЗВ2004 - 2,4 (ИЗВ2003 - 5,5 - V класс) воды р. Луга ниже г. Кингисепп характеризуются как "умеренно загрязненные" (III класс). Уменьшение ИЗВ было связано, в основном, с уменьшением в 2004 году среднегодовых концентраций металлов: меди, железа общего, марганца и свинца. Среднегодовые концентрации железа общего составили 3,2 ПДК (5,8 ПДК в 2003 г.), меди - 5,8 ПДК (11,7 ПДК в 2003 г.), марганца - 2,2 ПДК (8,8 ПДК в 2003 г.), свинца - норма (1,9 ПДК в 2003 г.). Наибольшие значения концентраций меди (17 ПДК) и марганца (8,4 ПДК) выявлены в январе и марте соответственно. Воды реки загрязнены органическими веществами, среднегодовые значения ХПК составило 35 мг/л (1,2 ПДК). Среднегодовая концентрация БПК5 не вышла за пределы нормативных значений, проба с превышением ПДК в 1,4 раза была зафиксирована однократно в январе. Кислородный режим вод реки в створе на протяжении года был удовлетворительный. Концентрации биогенных форм азота и фосфора были невысоки и не превышали установленных норм. Дважды отмечалось превышение ПДК концентрации нефтепродуктов в 1,2 раза. Концентрации хлорорганических пестицидов были менее чувствительности метода определения.
 
  Таким образом, анализ гидрохимических показателей и комплексного показателя качества вод - "индекса загрязненности вод" (ИЗВ) за 1995 - 2004 годы показывает, что поверхностные воды суши Ленинградской области характеризуются в диапазоне от "умерено загрязненные - III класс", "загрязненные - IV класс" до "грязные - V класс".
  Из гидрохимических показателей превышающих ПДК (предельно допустимые концентрации) в 1,5 - 4 раз следует отметить БПК5 (биохимическое потребление кислорода), ХПК (химическое потребление кислорода), что свидетельствует о продолжающемся загрязнении вод органическими и минеральными веществами. В большинстве проб выявлено превышение ПДК в 2,5 - 10 раз по тяжелым металлам - общему железу, меди, марганцу. В отдельных реках отмечено превышение ПДК по фенолу, нефтепродуктам и свинцу. Значимых концентраций хлорорганических пестицидов в 2004 году не выявлено.
 
 
 
 
 
 
 
 
  Таблица 14
  ИЗВ поверхностных вод суши за период 1995 - 2004 годы
 
 Ка-те-го-рия Наименование
 водотоков Индекс загрязненности вод (ИЗВ) и класс загрязненности (I - VI) 1995 1996 1997 1998 1999
  2000 2001 2002 2003 2004
  БАССЕЙН БАЛТИЙСКОГО МОРЯ БАССЕЙН РЕКИ НЕВЫ (БЕЗ БАССЕЙНА ЛАДАЖСКОГО ОЗЕРА)
 
 III НЕВА в черте г. Шлиссельбурга Н/Д 2,7
 IV класс 2,03
 III класс Н/Д 2,8
 III класс 2,18
 III класс 2,35
 III класс 2,57
 IV класс 2,6
 IV класс 2,4
 IV класс
 III Приток НЕВЫ -р.
 Тосна пос. Усть-Тосно 4,12
 V класс 3,02
 IV класс 3,02
 IV класс Н/Д 3,6
 IV класс 4,88
 IV класс 3,28
 IV класс 3,54
 IV класс 1,7
 III класс 4,4
 V класс БАССЕЙН ЛАДОЖСКОГО ОЗЕРА БАССЕЙН РЕКИ ВУОКСА ВУОКСА пгт Лесогорский 1,02
 III класс
  0,8
 II класс 0,76
 II класс Н/Д 1,3
 III класс 0,88
 II класс 1,11
 III класс 1.5
 III класс 1,3
 III класс 1,6
 III класс БАССЕЙН РЕКИ СВИРЬ Частный бассейн р. Свирь (без бассейна Ладожского озера) СВИРЬ пгт Свирица, 2 км ниже впадения р. Паша 3,57
 IV класс 2,3
 III класс 3,17
 IV класс Н/Д 4,5
 IV класс 4,16
 IV класс 3,66
 IV класс 3,55
 IV класс 2,3
 III класс 2,6
 IV класс V ОЯТЬ д. Акулова Гора, в черте деревни 2,6

<< Пред.           стр. 6 (из 18)           След. >>

Список литературы по разделу