<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу

 ОРЕХОВ
 Сергей
 Александрович
 
 
 
 
 
 
 
 ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЕ
 КОРПОРАТИВНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ: ПРОБЛЕМЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
 
 Монография
 
 
 
 
 
 
 
 Москва
 2000
 
 УДК 334.754:658.152.015
 ББК 65.290=93
 
 
 
 ISBN 5-89263-089-7
 
 
 
 О64 Орехов С. А. Диверсифицированные корпоративные объединения: проблемы статистического анализа. - М.: БУКВИЦА, 2000 г. - 120 с., с ил.
 
  В монографии рассмотрены современные проблемы и перспективы статистического анализа диверсифицированных корпоративных объединений - новых форм объединения капитала в современной России, пришедших на смену финансово-промышленным группам. В монографии сделана одна из первых попыток применить современные теории статистического системного анализа к объектам анализа на мезоуровне.
  На основе анализа основных экономических условий функционирования корпораций в России оценены перспективы их развития относительно нового для нее явления - становления и развития корпоративного бизнеса.
  Особое внимание уделяется способам систематизации и схематизации различных вариантов и направлений статистического анализа, что позволяет автору проводить не только количественные, но и качественные сравнения и исследования.
  Монография может быть полезна сотрудникам корпораций, научным работникам, а также всем заинтересованным лицам.
 
 
 
  ISBN 5-89263-089-7
  ББК 65.290=93
 
 
 
 
  (c) Орехов С. А., 2000
  (c) ЗАО ИПЦ "БУКВИЦА", 2000
 
 СОДЕРЖАНИЕ
 ВВЕДЕНИЕ 4
 ГЛАВА 1. ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СТАТИСТИКИ 7
 1.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 9
 1.2. СТРУКТУРА КОРПОРАТИВНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ 25
 1.3. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 42
 ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ 56
 2.1. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СРЕДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОГО КОРПОРАТИВНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ 56
 2.2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И СОСТАВА ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОГО КОРПОРАТИВНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ 72
 2.3. СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА ДИВЕРСИФИЦИРОВАННОГО КОРПОРАТИВНОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ 91
 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 104
 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 110
 ПРИЛОЖЕНИЯ 114
 
 
 ВВЕДЕНИЕ
  Современная ситуация в экономике России характеризуется как и несколько лет назад динамичной трансформацией структуры хозяйствующих субъектов в поиске наиболее эффективных организационных форм сотрудничества. Тенденция концентрации капитала, с одной стороны, и узость экономического поля в отраслях национальной экономики, с другой, заставляют различные хозяйствующие субъекты объединяться для привлечения внешних инвестиционных ресурсов.
  Сформировавшаяся теория минимизации предпринимательских рисков заставляет управленцев диверсифицировать виды деятельности своих компаний. Все вышеперечисленное способствует образованию диверсифицированных корпоративных объединений, наиболее полно удовлетворяющих требованиям складывающейся экономической ситуации.
  В этой связи, для руководящих работников возникает определенная потребность в получении достаточно достоверной информации по различным аспектам деятельности объекта управления. Источником получения и инструментом обработки такой информации может служить аппарат экономической статистики во всем его многообразии. Различные методы и способы обработки данных, а также возможность использования различных форм представления результатов позволяют не только точно, но и наглядно представлять информацию лицам, принимающим решения.
  Мировые тенденции концентрации капиталов в той или иной форме вызваны действием объективных законов развития экономики и свидетельствуют о высоком уровне развития рыночных отношений. Поэтому корпоративная форма бизнеса - явление сравнительно молодое, возникшее не только как проявление присущей любой экономике тяге к монополизации, но и как ответ на определенные требования времени, прежде всего, связанные с необходимостью реализации масштабных и дорогостоящих проектов, а также с усложнением выпускаемой продукции, базирующейся на современных наукоемких технологиях. Использование таких технологий требует существенных инвестиционных затрат, для чего требуется концентрация необходимого объема капитальных ресурсов. Естественно, использование новых технологий для производства современной продукции не является самоцелью, а служит лишь средством для получения дополнительных доходов за счет выхода на новые рынки сбыта с продукцией, выгодно отличающейся от продукции конкурентов.
  Экономические преобразования в России достигли такого уровня, когда сложились условия для развития корпоративных форм управления. Именно поэтому для страны сегодня стали актуальными проблемы повышения эффективности корпоративного управления.
  Как правило, финансовой основой корпорации служит акционерный капитал, то есть деятельность корпорации должна осуществляться с учетом интересов акционеров. Главная функция корпоративного управления - обеспечить работу корпорации в интересах акционеров, предоставивших корпорации финансовые ресурсы. Хотя данное положение и представляется достаточно простым, оно скрывает в себе целый ряд сложных и важных вопросов акционерного права и корпоративного управления.
  Корпорации, как и любая организационно-экономическая система, подвержены непрерывному изменению, обусловленному, прежде всего, экономической целесообразностью своего развития в складывающихся в том или ином регионе мира условиях. Такие изменения происходят, как правило, в виде процессов слияния (поглощения) компаний, приводящих к образованию, как правило, диверсифицированных корпораций и их разукрупнения, которые существенным образом затрагивают интересы и государств, в которых они зарегистрированы и осуществляют свою деятельность. Поэтому государства путем формирования соответствующих правовых норм регулирует эти процессы.
 
 ГЛАВА 1. ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫЕ КОРПОРАТИВНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ СТАТИСТИКИ
  В отечественной экономической науке в последнее время для описания многоотраслевых производственных комплексов используются различные термины и понятия. В частности, в законодательстве используется термин "финансово-промышленная группа"1, Ю. В. Якутин предлагает использовать термин "интегрированная корпоративная структура"2, существует множество других терминов. Однако на наш взгляд все они имеют отдельные существенные недостатки. В частности, "финансово-промышленная" искусственно ограничивает отрасли деятельности предприятий, входящих в группу. Понятие "интегрированная структура" не дает ответа на вопрос о типе интеграции: вертикальная или горизонтальная интеграция имеет место. В этой связи мы предлагаем использовать термин "диверсифицированное корпоративное объединение", который позволит достаточно четко ухватить специфику данного типа структур.
  Диверсифицированное корпоративное объединение (ДКО) - интегрированная предпринимательская среда, в которой в рамках общей стратегии и с использованием единого финансового и информационного потока действует горизонтально интегрированная совокупность вертикально интегрированных бизнесов. Данное определение, сложное на первый взгляд, может быть достаточно просто расшифровано. С одной стороны, вертикально интегрированные бизнесы - это технологические цепочки по производству определенного продукта (работы, услуги), с другой в рамках объединения таких технологических цепочек несколько, причем существует четкая взаимосвязь на организационном и информационном уровнях, а также все эти технологические цепочки действуют в рамках единого плана. Термин ДКО является симбиозом нескольких определений.
  Диверсификация - 1) проникновение фирм в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной отрасли их деятельности. Диверсификация связана с процессом концентрации производства на межотраслевом уровне и структурной перестройкой хозяйства. 2) В широком смысле - распространение хозяйственной деятельности на новые сферы (расширение номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т. п.)3.
  Корпорация - широко распространенная в странах с развитой рыночной экономикой форма организации предпринимательской деятельности, предусматривающая долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих (менеджеров), работающих по найму4.
  То есть, ДКО имеет достаточно сложную организационную структуру, обуславливающую необходимость проведения комплексных исследований для разработки стратегии и обоснования принятия решений (рис. 1). Данная проблема особенно актуальна в условиях обостряющейся конкуренции не только в борьбе за конечного потребителя, но и в борьбе за инвестиции. Для подготовки базы статистического исследования рассмотрим основные принципы организационного построения ДКО подробнее.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 1. Схема управления на основе комплексного
 статистического анализа
 1.1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
  Диверсификация производства и предпринимательской деятельности, являясь инструментом устранения диспропорций воспроизводства и перераспределения ресурсов, преследует, как правило, различные цели и определяет направления реструктуризации корпораций и экономики в целом. Наиболее ощутимое развитие диверсификация получила в большинстве стран в середине 50-х гг., когда впервые дало о себе знать (с разной остротой в отдельных странах) относительное исчерпание внутренних источников роста эффективности производства. Одними из первых исследований диверсификации и интеграции американских компаний осуществил в 1962 г. М. Горт5, японских предприятий - Е. Есинара6 в 1979 г.
  Диверсификация как элемент стратегии развития в эпоху массового потребления стала главным предметом обсуждения, что связано, с одной стороны, с заметным снижением темпов роста по сравнению с предшествующими этапами, а с другой - стремлением фирм устоять в условиях неравномерного экономического и политического развития стран.
  Существенная трансформация экономических, социальных и научно-технических условий деятельности корпораций коренным образом изменила требования к управлению основными бизнес-процессам. Острейшая борьба на мировых рынках, замедление экономического роста и технического прогресса потребовали преобразования структуры производства, для которого стало недостаточным приобретение передовой техники и технологии, результатов научных исследований и перераспределение их в соответствии с теорией интернализации. Этим во многом объясняется тот факт, что диверсификация стала наиболее распространенной формой концентрации капитала.
  Причины переориентации корпораций на стратегические вопросы, по мнению Р. Кунца, не поддаются однозначному толкованию7. Отдельные авторы выдвигают ряд наиболее распространенных обоснований, определяющих ассортимент и номенклатуру выпускаемой продукции, необходимость расширения сфер приложения капитала8. Данные утверждения справедливы не потому, что свидетельствуют о недостаточной теоретической и практической проработке вопроса, а потому, что, во-первых, цели диверсификации производства напрямую зависят от финансового состояния и производственных возможностей корпорации (рис. 2) и, во-вторых, привлекательность отраслей для конкретной корпорации различна в краткосрочном и долгосрочном периодах.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 2. Приоритет целей диверсификации
  Так, финансовые возможности убыточных, умеренных и преуспевающих корпораций диктуют различные стратегии: от "просто выжить" до "образовать стратегический альянс". В частности, выделение средств на социальные цели и благотворительную деятельность свидетельствует о том, что экономические интересы субъектов деятельности в основном удовлетворены и приоритеты смещаются в сторону формирования доброго имени и бренда корпорации.
  Диверсификация, прежде чем приобрести современные черты, в рамках глобальной стратегии корпораций прошла сложный путь развития, меняясь как под влиянием внешних обстоятельств, так и внутрифирменных критериев. В табл. 1 показана эволюция соответствующих идей - от манипулирования набором товаров к манипулированию набором стран. Историю такой эволюции условно можно разделить на четыре этапа, и на каждом из них происходило становление таких основных элементов, как: товарный набор; отраслевой набор; набор отраслей и сфер деятельности; набор стран.
  Каждый последующий этап был шагом в достижении целей производства и отличался изменением приоритетов в развитии предпринимательской деятельности. Анализ современных мировых тенденций диверсификации позволяет выделить мотивы и цели, которые наиболее часто служат стимулами для расширения масштабов деятельности, что показано на рис. 3.
  В отечественной промышленности и в других отраслях экономики в настоящее время сформировались различные предпосылки диверсификации деятельности. Поэтому в России в ближайшем времени можно будет наблюдать не эволюционный характер развития явления, что имело место в мировой практике и показано в табл. 1, а наоборот, диверсификация будет осуществляться одновременно на различных этапах, например, не только производство товара на рынке, но и формирование рынка.
  При сокращении издержек на поиск сфер приложения капитала и разработку перспективных стратегий диверсификации неизбежно возникает вопрос: почему равновеликие инвестиции, вложенные в различные отрасли и сферы деятельности, позволяют получить различную норму прибыли?
 
 Таблица 1
 Эволюция диверсификации производства9
 Эпохи исторического развития Экономические предпосылки Средства достижения целей производства Преобладающая форма организации производства Последствия Эпоха массового производства (до конца 20-х гг.) Концентрация производства и централизация капитала в пределах отрасли Создание товара для рынка. Снижение издержек производства Специализация производства ("чистые отрасли") Создание товарных рынков Эпоха массового сбыта (до середины 50-х гг.) Концентрация капитала в пределах отраслей.
 Товарная конкуренция
 Перенакопление капитала в пределах отраслей. Структурная конкуренция Манипулирование набором товаров, используемых в определенной области
 Манипулирование набором отраслей (производство технологически взаимосвязанной продукции)
 Перелив капиталов в другие отрасли и сферы деятельности.
 Манипулирование набором отраслей и сфер деятельности Горизонтальная дифференциация. Продуктовая (товарная) диверсификация.
 
 Вертикальная интеграция. Отраслевая диверсификация (набор отраслей)
 
 Многоотраслевая диверсификация (набор отраслей и сфер деятельности) Преодоление границ товарных рынков
 Отраслевые рынки
 Преодоление границ отраслевых рынков. Национальные рынки Постиндустриальное общество Перенакопление капитала в отдельных странах
 Критическая масса объемов производства в мировом масштабе
 Конкуренция между фирмами, деятельность которых оптимизирована в мировом масштабе Экспорт капитала в другие страны. Регулирование мирохозяйственных связей
 Оптимизация прибыльности в пределах деятельности
 Стратегия глобальной оптимизации деятельности Географическая диверсификация (набор стран).
 Международная интеграция
 Интернационализация производства
 Глобальная диверсификация Преодоление границ национальных рынков.
 Региональные рынки.
 Эффект мультипликации на мировом уровне
 Преодоление границ региональных рынков Эпоха информационных и компьютерных технологий (с конца
 90-х гг.) Мировая конкуренция Глобальная оптимизация мирохозяйственных связей Мировая экономика Мировой рынок
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Рис. 3. Мотивы и цели диверсификации
  На наш взгляд, самое простое объяснение разницы потенциальной эффективности отраслей состоит в том, что исторически в различные отрасли экономики вложено неодинаковое количество и качество совокупного общественного труда. Накопленный капитал - основной, финансовый, интеллектуальный - в отраслях с высоким производственным потенциалом позволил удовлетворить потребительский спрос и свел норму прибыли к среднеотраслевой. Ярким примером, подтверждающим это объяснение, может быть автомобилестроение.
  Мировой рынок автомобилей в настоящее время представлен ограниченным числом фирм и фактически сформировался. Для данной отрасли характерна высочайшая структурная конкуренция в основном цен и качества выпускаемых автомобилей. Вопрос лидерства в отрасли мог бы быть предметом долгой дискуссии, однако определенно можно выделить в числе лидеров японских производителей, автомобили которых отличаются высоким качеством и невысокой ценой. Важной характеристикой автомобилестроения является относительно низкая норма прибыли. Таким образом, высокая степень конкуренции, существование барьеров и самое главное - невысокая норма прибыли делают эту отрасль малопривлекательной для потенциальных инвесторов.
  В качестве противоположного примера можно привести создание лекарства против СПИДа. Потребность человечества в лекарстве огромна, его цена и соответственно норма прибыли были бы также сверхбольшими. Но вместе с тем накопленный потенциал, прежде всего научный, еще недостаточен не только для производства лекарства, но и для его открытия и изобретения. Даже сверхвысокая норма прибыли не привлекает в эту отрасль прагматичных инвесторов.
  В связи с этим возникает проблема определения совокупности признаков, отличающих отрасли друг от друга и влияющих на эффективность диверсификационных программ. Как правило, выделяются пять основных факторов, воздействующих на потенциал эффективности отрасли10:
  1. Конкуренция между фирмами, выпускающими одинаковую продукцию.
  2. Возможность появления новых конкурентов.
  3. Производство товаров-заменителей.
  4. Позиции поставщиков сырья и материалов.
  5. Положение покупателей на рынке.
  Однако, на наш взгляд, перечисленные факторы в большей степени относятся к маркетинговым и не учитывают внутрикорпоративные коммерческие интересы. В этой связи, можно дополнительно указать и четыре других фактора, которыми руководствуется корпорация при выборе для инвестирования того или иного вида деятельности:
  6. Экономическая эффективность нового вида деятельности.
  7. Уровень предпринимательского риска.
  8. Продолжительность оборота капитала.
  9. Уровень ликвидности.
  С точки зрения развития корпорации совокупность и величина признаков отличия остаются неизменными в конкретный период времени. По мере удовлетворения потребностей, насыщения спроса, изменения вкусов и предпочтений потребителей меняются социальные приоритеты в обществе. Макроэкономическая ситуация заставляет корпорации адекватно приспосабливаться к изменившейся ситуации и искать новые виды деятельности, товары, технологии, перспективы существования. Циклы диверсификации, следующие за циклическими колебаниями экономической конъюнктуры, в долговременном периоде порождают два разнонаправленных процесса (табл. 2).
  Посредством постоянного перелива ресурсов и их перераспределения между различными сферами в зависимости от понижения и повышения нормы прибыли инвестированный капитал обусловливает такое соотношение между спросом и предложением, что всегда существует стремление развивать отрасли с высокой рентабельностью и тормозить с низкой. В ходе этого достигается не просто равновесие между спросом на товары и предложением, а более существенное равновесие между производственным потенциалом каждой отрасли и потребностями в продукции, производимой этой отраслью. Отсюда можно сделать вывод, важный как для определения направлений реструктуризации экономики, так и для распределения ресурсов: уровень потребностей обратно пропорционален уровню производственного потенциала отрасли, удовлетворяющей эту потребность.
  Таблица 2
 Выравнивание отраслевых уровней рентабельности
 Традиционное производство Новое производство (диверсификация) Падение нормы прибыли
 Извлечение капитала Высокая норма прибыли
 Вложение капитала Снижение объема традиционного производства Увеличение объема производства новой продукции Отрицательный эффект масштаба производства Положительный эффект масштаба производства Уменьшение предложения Увеличение предложения Повышение цены товара Снижение цены товара Увеличение прибыли Снижение прибыли Ликвидация убытков Ликвидация прибыли
  Следует отметить еще один аспект проблемы поиска потенциально привлекательных сфер деятельности. Анализ публикаций позволил выделить два противоположных направления такого поиска. Первое направление характеризуется последовательным проведением линии на диверсификацию на базе основного вида деятельности, то есть той отрасли специализации, которая первоначально была положена в основу создания предприятия. Иногда ее называют ключевым бизнес-направлением корпорации. Более того, предлагаются различные показатели и методы измерения связей.
  Второму направлению свойственно, наоборот, другое утверждение - стратегия диверсификации необязательно связана с главным производством. Между двумя крайними позициями, по нашему убеждению, нет противоречия. Существо различных подходов состоит в том, что стратегические направления диверсификационной политики также зависят от финансового состояния и тенденции эволюции предприятия. Анализ наших эмпирических исследований, направленных на проверку этой гипотезы, дал положительные результаты11.
  Связь между финансовым положением корпорации и диверсификацией деятельности является достаточно простой, поскольку первое определяет направления и эффективность второго. Так, направления диверсификации, характерные для начальных этапов развития (табл. 1), опирались на объективную основу - альтернативное использование отходов, производственных мощностей, торгово-коммерческой сети и были тесно связаны с финансовыми возможностями традиционного производства.
  Отличие следующих этапов диверсификации состояло в уменьшении роли основного производства, не ограничивалось экспансией в свои или сопряженные отрасли и сопровождалось полным отрывом финансовых интересов от интересов производства. По мере развития как корпораций, так и собственно диверсификации, цели извлечения прибыли достигались путем расширения возможностей миграции ресурсов за пределы отрасли, региона, национальные экономики. Поэтому два направления в развитии предпринимательской деятельности нетрудно объяснить эволюцией процесса от связанной диверсификации к автономной.
  Как уже упоминалось выше при диверсификации, как правило, достигается эффект экономии на масштабе. Рассмотрим его подробнее. Рассмотрим процесс слияния и эффект экономии на масштабе с учетом российской действительности. Для этого введем несколько понятий:
 * корпорация-источник - корпорация, которая вступает в процесс слияния с другой корпорацией;
 * корпорация-результат - получающаяся в результате слияния единая корпорация (конгломерат).
  В данном исследовании нас не интересуют механизм и законность проводимой сделки. Полагается, что эти аспекты удовлетворяют стандартным требованиям, в том числе действующего законодательства России. При этом слияние понимается как процесс организационного объединения двух систем управления корпорациями, элементами которых являются узлы (модули) управления [46, 47, 138].
  Если рассмотреть слияние двух корпораций как процесс сопряжения модулей в системе управления, то основной критерий слияния может быть описан системой условий:
 
 
 
 
 
 
 
  Единственное уточнение состоит в том, что использование модуля в принципе диктуется критерием эффективности корпорации-результата. То есть, если наличие определенного модуля нецелесообразно, то его исключают вообще. Например, перед слиянием в корпорации-источнике был отдел по работе с другой корпорацией-источником данного слияния. После слияния, функционирование этого подразделения нецелесообразно, поэтому оно ликвидируется [115].
  В результате реализации описанного механизма слияния появляется эффект экономии на масштабе, заключающийся в том, что происходит сокращение совокупных затрат на функционирование корпорации-результата по сравнению с суммой затрат корпораций-источников, при увеличении выручки от реализации. Помимо затрат, сокращаются ресурсы, за счет элиминирования внутренних статей. В частности, сокращается взаимная дебиторская и кредиторская задолженности.
  Также при объединении корпораций изменяется объем потребностей в ресурсах, а также рыночная позиция корпорации-результата, в этой связи менеджменту корпорации необходимо оценивать объем ресурсов, которые она может привлечь для реализации проектов. Для этого может использоваться балансовая модель финансирования деятельности корпорации.
  Финансовая активность корпорации определяется, прежде всего, объемами средств, которые она может привлечь. В этой связи, выделяются такие понятия как:
 * инвестиционные ресурсы корпорации - это средства, которые имеются в распоряжении корпорации, то есть располагаемые ресурсы всех участников корпорации;
 * инвестиционный потенциал корпорации - ресурсы, которые она может мобилизовать на финансовом рынке;
 * инвестиционные потребности - объем средств, необходимый всем участникам корпорации для осуществления комплексной инвестиционной программы;
 * инвестиционная программа - разработанная в рамках финансовой стратегии корпорации программа, включающая направления, сроки и объемы инвестиций по всем участникам;
 * потребность корпорации в инвестиционных ресурсах - разность между инвестиционными потребностями и инвестиционными ресурсами корпорации.
  То есть:
 ,
  где
  ПРК - потребность в инвестиционных ресурсах;
  ?ИП - инвестиционный потенциал всех предприятий корпорации;
  ?ИР - инвестиционные ресурсы всех предприятий корпорации;
  I = 1, ..., N; N - число предприятий корпорации, имеющих инвестиционные потребности;
  J = 1, ..., M; M - число предприятий корпорации, имеющих свободные инвестиционные ресурсы.
  Если:
 ,
  то ситуация для осуществления инвестиционной программы благоприятна, и сумма равная:
 ,
  может рассматриваться в виде мобильного резерва или страхового запаса (СЗ) корпорации. Если в структуре корпорации имеется страховая компания, то СЗ может быть направлен в качестве страхового взноса для диверсификации предпринимательского риска по инвестициям. В частности такой механизм реализован в АФК "Система", в которой часть мобильного резерва регулярно направляется в страховую компанию "РОСНО".
  В ситуации, когда структура корпорации носит диверсифицированный характер, появляется возможность маневра инвестиционными ресурсами и балансовая модель финансирования деятельности корпорации несколько усложняется. В частности, происходит частичное элиминирование показателей инвестиционных потребностей одних бизнес-процессов корпорации и страхового запаса других. В этом случае снижаются консолидированные инвестиционные потребности корпорации, то есть снижается важность проблемы обеспечения ее консолидированной надежности.
  При этом необходимо отметить, что совокупный доход корпорации не изменяется, что позволяет улучшать значения показателей общей ликвидности и платежеспособности за счет более эффективного использования собственных финансовых ресурсов корпорации.
  Как показывает проведенный анализ, наиболее распространенным типом организационной структуры ДКО является холдинг. В этой связи рассмотрим систему определений, связанных с холдинговыми структурами.
  Классическое определение, данное в малом толковом словаре иностранных слов: "Холдинговая компания (компания держатель) - это компания, которая владеет контрольным пакетом акций каких-либо других предприятий с целью контроля и управления их деятельностью". В нем раскрывается суть классического понимания холдинга (с экономической точки зрения) - есть акционеры, владеющие акциями, которые либо сами управляют холдинговой структурой, либо доверяют управление общим бизнесом управляющей компании.
  В настоящее время все отечественные холдинги можно разбить на несколько условных групп по определенным признакам, таким как структура логистики, схема переработки и выпуска продукции и другие. Рассмотрим их подробнее:
 1. Горизонтальные холдинги - объединение однородных бизнесов (энергетические компании, сбытовые, телекоммуникационные и пр.). Они представляют собой по сути филиальные структуры, которыми управляет головное (материнское) предприятие.
 2. Вертикальные холдинги - объединение предприятий в одной производственной цепочке (добыча сырья, переработка, выпуск продуктов потребления, сбыт). Примеры: объединения, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции, металлов, нефтепереработкой.
 3. Смешанные холдинги - наиболее сложный пример. В такой холдинг входят структуры, напрямую не связанные ни торговыми, ни производственными отношениями, как, например, российские банки, инвестирующие средства в какие-то предприятия. Их главная задача - куда-то вложить средства и затем их с выгодой своевременно изъять. По существу, это инвестиционные проекты.
  Холдинг, по нашему мнению, нужен для того, чтобы в результате объединения хозяйствующих субъектов достичь более стабильных и высоких показателей в бизнесе за счет:
 * согласованного формирования и корректировки целей в режимах функционирования и развития;
 * согласованного ведения учета (в холдинговой структуре возможна типизация и стандартизация большинства процедур: документооборота, управления персоналом и пр.);
 * согласованной выработки управленческих решений в случае, если собрание акционеров не удовлетворено текущим развитием холдинга (т. е. на основе имеющихся отчетов о хозяйственной деятельности и анализа причин отклонений от желаемого результата принимать решения об управляющих воздействиях);
 * согласованного управления развитием. В результате создания холдинга образуется единый финансовый пул, предназначенный для перераспределения капитала на основе различных соображений: или поддерживая бедствующее в данный момент предприятие, или же усиливая приоритетные направления, чтобы обеспечить всему холдингу сверхприбыли.
  Если можно не централизовать управленческие функции, то лучше этого не делать (поскольку это всегда дополнительные затраты). В то же время если за счет согласования целей удается достичь нового качества в бизнесе, то образование холдинга целесообразно. Но правильно оценить целесообразность - далеко не тривиальная задача.
  Что касается типов холдингов, то необходимо конкретизировать некоторые понятийные аспекты. Классификацию можно несколько трансформировать:
 1. Диверсифицированные холдинги (смешанные) - объединение несвязанных бизнесов. (Характерный пример из уже прозвучавших - когда банки скупают акции разных предприятий.)
 2. Сбытовые холдинги (горизонтальные). В них действительно главное - единая логистика: единая система поставщиков и много сбытовых ячеек. Если ячеек много, то необходим норматив на создание новой сбытовой точки (и автоматизация должна его поддерживать). С точки зрения логистики, специфика холдинга в том, что получатель рассредоточен. Всегда есть остатки на складах сбытовых ячеек и стоит задача их перераспределения. Возможна единая политика в отношении конкретного вида товара (реализуемая в виде скидок, подарков для клиентов и т. д.). В данном случае централизация управления играет важную роль в выработке общей политики ликвидации остатков.
 3. Если холдинг желает все правильно консолидировать (в смысле налогов и управленческого учета), то в нем должен быть установлен единый стандарт на документооборот. Это позволит, в частности, вести единое маркетинговое исследование непосредственно в процессе продаж. (Особенно интересные результаты получаются именно тогда, когда сбытовых точек много. Можно выявить зависимость спроса от региона, местоположения, национальную специфику предпочтений.) При грамотном использовании этой агрегированной маркетинговой информации удается избежать остатков и неликвидов на складах. Это очень существенно для торговых холдингов.
 4. Таким образом, преимущества единой сети поставок и сбыта в том, что появляется возможность, во-первых, закупать товар у поставщиков по более низким ценам (совокупная скидка), во-вторых, вести единую сбытовую и маркетинговую политику и, в-третьих, гибко и оперативно перераспределять остатки на складах, не допуская образования неликвидов (экономия издержек).
 5. Холдинги концернового типа. Они характеризуются объединяющей их цепочкой переделов от сырья до готового товара. В этом случае есть свои особенности:
 * предприятия передают друг другу свой продукт по себестоимости (нет смысла наживаться друг на друге);
 * по всей цепочке необходимо обеспечить сквозное управление качеством (вплоть до внедрения ISO 9000);
 * все предприятия концерна должны быть уравновешены по уровню оснащения производственных процессов, квалификации персонала и пр.
  То есть, одним из наиболее распространенных способов объединения предприятий в диверсифицированные корпоративные объединения является организация холдинга. Реализация данной схемы позволяет четко урегулировать все проблемы в структуре собственности и системе взаимоотношений в иерархии корпорации. Рассмотрим основные аспекты корпоративной собственности подробнее.
 1.2. СТРУКТУРА КОРПОРАТИВНОЙ СОБСТВЕННОСТИ В ДИВЕРСИФИЦИРОВАННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ
  Несмотря на то, что понятие "корпорация" уже получило достаточно устойчивые критерии идентификации, отечественные исследователи придерживаются различных взглядов на понятийные рамки этого термина. Одни к корпоративным организациям относят все коммерческие организации, основанные на членстве, другие - хозяйственные общества и товарищества, третьи - только акционерные общества. По нашему мнению, для целей различных исследований каждая позиция несет рациональную основу и имеет право на существование. Тем не менее, для целей настоящей монографии мы полагаем, что именно акционерные общества в отечественной экономико-правовой системе по своему правовому статусу и экономической сущности с наименьшими условностями идентифицируются с понятием "корпорация", сформировавшимся в мировой хозяйственной и правовой практике.
  Более того, понятие "корпорация" в российских условиях приобрело специфический оттенок: оно используется для обозначения хозяйствующего субъекта, образованного несколькими юридическими лицами (правда, не исключая участия физических лиц). Причем каждое из них можно рассматривать в качестве самостоятельного экономического субъекта, связанного с другими имущественными отношениями, совместным ведением бизнеса, общими целями, интересами, организационной структурой. Таким образом, с одной стороны, корпоративная организация бизнеса является основой надфирменных образований, а с другой - корпорация может рассматриваться и сама в качестве интегрированной структуры.
  Прежде чем рассматривать понятие корпоративной собственности, нам представляется целесообразным детализировать основные составляющие понятия собственности как вещного права и выделить наиболее существенные аспекты корпоративной собственности и указать принципиальную разницу между понятием корпоративной и акционерной собственности.
  Акционерное общество как участник товарообменных и производственных процессов непосредственно связано с процессом накопления капитала как в масштабе национальной экономики отдельно взятой страны, так и в мировом масштабе. С точки зрения политэкономии процесс накопления капитала - это постоянное расширение ресурсной базы воспроизводства прибыли, являющийся главным стимулом предпринимательской деятельности. Ресурсы, обеспечивающие любой производственный процесс, складываются из совокупности возобновляемых и невозобновляемых источников материальных и нематериальных ценностей.
  Иными словами, ресурсы воспроизводства представлены человеческим трудом, корпоративной собственностью, включающую материальные и нематериальные объекты, объектами тезаврации, деньгами во всех их формах и проявлениях, обеспечивающими обмен и движение как самих ресурсов, так и продуктов производства. Производство зависит от потребления, которое приспосабливается к постоянному обновлению производимых материальных ценностей.
  При этом потребление является фактором человеческой жизни, поэтому естественные законы природы, законы сохранения и воспроизводства человека создают тот необходимый фон, на котором постоянно происходит процесс воспроизводства потребляемых человеком ценностей. Производство, как и потребление ресурсов, растет вместе с человечеством, поэтому процесс накопления капитала - процесс объективный и перманентный, неотъемлемый от эволюции человечества.
  Накопление капитала, как накопление ресурсов производства и воспроизводства прибыли, требует наличия в обществе соответствующих организационных форм, позволяющих вовлекать в производственный процесс необходимый объем доступных ресурсов. Таким образом, акционерное общество появляется на той стадии развития воспроизводства, когда потенциал технического развития, социальные демократические свободы позволяют аккумулировать адекватный денежный капитал, обеспечивающий бесперебойное движение и объединение человеческого труда и производственных машин, механизмов и технологий. В этой связи, акционерное общество с экономической точки зрения - инструмент накопления и концентрации денежного капитала путем объединения средств его разрозненных владельцев.
  С точки зрения гражданского права, развитие форм интеграции разрозненных единоличных прав собственности в единую коллективную собственность ставит вопрос об отделении непосредственных прав и функций собственника от прав и функций управляющего собственностью. В акционерном обществе, особенно с развитием открытых акционерных обществ, происходит выделение отдельной экономической функции управления капиталом, как производственным, человеческим, так и денежным.
  Акционеры-собственники доверяют свои денежные капиталы управляющему, обязанному связать все необходимые ресурсы производства ради получения ими ренты в виде дивидендов - части чистой прибыли, являющейся целью акционеров. Предпринимательство, как деятельность, результатом которой является прибыль, в свою очередь делится на две составляющие:
 * активную, т.е. представленную непосредственным организатором и управляющим производства;
 * пассивную, т.е. связанную с непосредственными собственниками денежного капитала, питающего производственный процесс.
  Пассивное предпринимательство зависит от активного, но при этом должно контролировать его, так как каждый владелец производственного ресурса заинтересован в получении соответствующей компенсации. Между собственниками, управляющими и работниками формируется определенный компромисс, в результате которого каждая из сторон доверяет другой, делегирует ей определенные функции и полномочия.
  Акционерная форма собственности требует особых правил удовлетворения прав собственников при условии делегирования непосредственных функций управления профессиональным менеджерам. Именно так определяется стержень акционерной собственности - защита прав собственника без оговорок относительно размеров денежного капитала, лежащего в основе его деятельности.
  Акционерная собственность, с экономической точки зрения, - количественная величина, суммирующая стандартные единицы прав собственности в том или ином акционерном обществе. Изначально права собственности определяются объемом денежного капитала, вложенного в производственный процесс. Однако результативность капитала, прибыль зависят от интеллектуальных затрат управляющего и природных ресурсов, используемых в производстве. Происхождение собственности, процесс ее сохранения и приумножения определяются совокупностью факторов, учитывающих реальные затраты тех или иных ресурсов для производства прибыли. Именно поэтому в самой акционерной собственности заложен конфликт: при отделении функции собственника от функций непосредственных участников процесса производства количественная делимость прав собственности может осуществляться вне прямой связи с размером денежного капитала.
  Акционерная собственность - лишь часть той совокупности отношений, которые определяют процесс получения прибыли. Каждый из субъектов производственного процесса претендует на часть продукта, производимого как денежным капиталом, так и трудом, природными ресурсами. Сбалансированная компенсация затрат и удовлетворенных интересов каждого из владельцев того или иного ресурса ведет к некоторой оптимальной, "равновесной" системе участия в итогах производственного процесса. Однако всякий раз участники процесса производства стремятся к большей компенсации. Наиболее незащищенной оказывается именно акционерная собственность, так как именно за ее счет происходит перераспределение результатов труда в пользу других собственников ресурсов. По мере развития воспроизводственного процесса абсолютная производительность акционерного капитала снижается, т.е. снижается его роль в производстве прибыли, а относительная производительность, в виде прибыли, производимой на единицу акционерного капитала, растет. Именно за счет роста относительной производительности акционерного капитала другие владельцы производственных ресурсов увеличивают свою долю в результате производственной деятельности. По мере развития акционерного общества значение первоначальных денежных инвестиций уступает значению труда управляющего, обеспечивающего преемственность и постоянство бизнеса.
  Совершенно иное значение имеет понятие корпоративной собственности. По мере развития акционерной формы собственности формируются права, которыми пользуются владельцы производственных ресурсов. Такие права влияния на производственный процесс образуют совокупность форм контроля за деятельностью акционерного общества.
  Новые собственники столкнулись с проблемой формирования такой системы управления, которая учитывала бы интересы владельцев-держателей акций, управляющих-менеджеров и наемного персонала. На практике возникла необходимость выбирать стратегию развития каждого акционерного общества и согласовывать интересы его участников.
  Акционерные компании зарубежных стран с развитой рыночной экономикой имеют своего рода философию управления, которая определяет работу по согласованным правилам, соблюдаемым всеми: акционерами, менеджерами, наемными работниками. Имеется несколько механизмов осуществления эффективного контроля корпоративного управления. В качестве первого контрольного механизма выступают сформированные товарные рынки: под постоянной угрозой банкротства в плохо работающих компаниях менеджеры начинают действовать эффективнее, учитывая интересы всех групп корпорации. Второй механизм контроля - финансовый рынок. Он предоставляет возможность владельцам, которые потеряли интерес к деятельности акционерного общества, продать свои акции и таким образом изъять свою долю из его капитала. Угроза массового ухода владельцев, ранее предоставивших свой капитал компании, существенно влияет на поведение менеджеров, которые должны искать другие источники капитала и по существу рискуют потерять рабочие места.
  Любое общество располагает некоторой совокупностью материальных благ, которые в рамках отдельного государства формируют его национальное богатство. Потребление национального богатства, осуществляемое для удовлетворения потребностей и интересов субъектов общества (граждан и различных общественных институтов), реализуется путем его присвоения. Присвоение в своем историческом развитии проходит различные формы, приобретая наиболее развитую - форму собственности.
  Процесс этого развития закрепляется в системе юридических норм, которые в настоящее время рассматривают право собственности в триединстве владения, распоряжения и пользования.
  С этой точки зрения понятие собственности, прежде всего, является юридическим и характеризует определенный перечень прав по отношению к отдельным элементам национального богатства. Другими словами, собственность - это отношение между человеком и группой или сообществом субъектов с одной стороны, и любой субстанцией материального мира (объектом), с другой стороны, заключающееся в постоянном или временном, частичном или полном отчуждении, отсоединении, присвоении объекта собственности. Реализация права собственности предполагает выделение субъекта и объекта этого процесса.
  Субъект собственности - активная сторона отношений собственности, имеющая возможность и право обладания объектом собственности (в монографии - корпорация).
  Объект собственности - пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, имущества, вещества, информации, духовных и интеллектуальных ценностей (в монографии - корпоративная собственность).
  В Гражданском кодексе Российской Федерации, действующем в настоящее время, возможные субъекты права собственности определены следующим образом: это граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
  Если учесть, что производственное и непроизводственное потребление национального богатства формирует цели и систему интересов любого субъекта собственности, то данную выше их классификацию следует признать исчерпывающей, так как она предусматривает возможность реализации личных (индивидуальных) интересов отдельных граждан, коллективных (групповых) интересов работников предприятий и организаций, а также населения муниципальных и территориальных образований и государственных интересов в целом.
  Реализация систем интересов субъектов собственности по поводу потребления различных благ осуществляется ими через их присвоение, которое отражает совокупность общественных условий, необходимых для совершения каких либо действий над ограниченными элементами национального богатства.
  Реальным проявлением присвоения является пользование, означающее применение объекта собственности в соответствии с его назначением, с целью извлечения пользы и предполагающее наличие совокупности условий потребления, специфичных для конкретного потребителя.
  Не следует отождествлять право пользования и реальное пользование. Это право может быть делегировано субъектом собственности (собственником) другому пользователю на определенных условиях. С другой стороны, пользование может быть реализовано в отсутствие прав при развитии теневых отношений присвоения или нарушения условий пользования, установленных собственником.
  Реальное пользование предполагает его обязательное совмещение с другой формой присвоения - распоряжением, в контексте изменения характера пользования и (или) смены потребителя. Распоряжение представляет собой такую форму присвоения, которая означает возможность иных, помимо потребления, действий над объектами собственности - продажи, безвозмездной или платной передачи в пользование, в том числе, ограниченное. Эту форму присвоения можно определить как право регулирования использования ограниченных благ, из которого формируется функция управления. Управление в этом случае можно определить как комплекс возможных воздействий субъекта собственности на объект.
  Распоряжение предполагает возможность распределения различных функций между несколькими субъектами и означает возможность делегирования прав нескольким персонифицированным субъектам, каждый из которых может распоряжаться объектом собственности только в пределах предоставленных ему полномочий, которые определяются доступной ему областью контроля. Реальная область распоряжения может не совпадать с областью предоставленных прав, формируя его теневую составляющую.
  Собственность как наиболее полная форма присвоения, соединяющая пользование и распоряжение, означает, что собственник выполняет любые действия над принадлежащими ему благами, целиком присваивает полезный результат и несет всю полноту материальной ответственности за свои действия. Другие формы присвоения ограничивают в той или иной форме свободу действий субъекта пользования и (или) владения на объект собственности, одновременно уменьшая его реальную ответственность, предусматривая гарантии со стороны ограничивающего эту свободу собственника.
  Особой формой присвоения можно считать владение, отражающее юридическую, документально закрепленную фиксацию субъекта собственности либо факт реального обладания объектом. Оно предполагает реализацию всей полноты прав пользования и лишь часть прав распоряжения, предоставленных владельцу собственником на определенных условиях.
  Схематично логику взаимной обусловленности и дифференциации отношений собственности в единстве пользования, распоряжения и владения можно представить в виде схемы, приведенной на рис. 4.
  Таким образом, право собственности означает возможность передачи объекта собственности в пользование, распоряжение или владение другим субъектам без утраты самого права собственности с установлением правил, которые те обязаны соблюдать в своей деятельности.
 
 

<< Пред.           стр. 1 (из 4)           След. >>

Список литературы по разделу