<< Пред.           стр. 13 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  передачи в дар валютных ценностей государству, фондам, организациям на благотворительные цели; дарения валютных супругу и близким родственникам;
  завещания валютных ценностей и получения их по праву наследования;
  приобретения, продажи и обмена в целях коллекционирования единичных иностранных денежных знаков и монет, в том числе из драгоценных металлов, в порядке, установленном действующим законодательством.
  Вывоз гражданами-резидентами иностранной валюты и других валютных ценностей допускается при соблюдении требований таможенного законодательства.
  Порядок осуществления валютных операций на территории Российской Федерации нерезидентами (юридическими лицами и гражданами) состоит в следующем.
  Нерезиденты могут беспрепятственно ввозить, переводить и пересылать из-за границы в Россию, а также вывозить, переводить и пересылать за границу валютные ценности, если указанные валютные ценности были ранее ввезены, переведены и пересланы в Россию из-за границы или приобретены на территории России на законном основании.
  Средства нерезидентов в иностранной валюте, переведенные или ввезенные в Россию с соблюдением таможенных правил или приобретенные нерезидентами в установленном порядке на ее территории, подлежат свободному зачислению на счета и во вклады в уполномоченных банках и могут без ограничения переводиться через уполномоченные банки заграницу.
  Нерезиденты осуществляют валютные операции, в том числе куплю-продажу валютных ценностей, только через уполномоченные банки. Средства нерезидентов в рублях, полученные в результате продажи иностранной валюты уполномоченному банку, могут быть проданы обратно за иностранную валюту, а выручка от продажи беспрепятственно переведена или вывезена за границу.
 
  16.3. Установление валютного курса
  Каждая национальная валюта имеет денежную цену в единицах другой страны - валютный курс. Валютный курс необходим для взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов; для сравнения цен мировых и национальных рынков; для периодической переоценки национальных счетов в иностранной валюте.
  Факторы, влияющие на установление валютного курса.
  Валютный курс зависит от спроса и предложения валюты. На его уровень оказывает влияние множество факторов. Среди них можно выделить следующие основные: темп инфляции, состояние платежного баланса, уровень и разница процентных ставок в разных странах, степень доверия к валюте на национальном и мировом рынках, проводимая валютная политика.
  а. Темп инфляции как основа формирования валютного курса. Инфляционное обесценение денег в стране вызывает снижение покупательной способности и вызывает тенденцию падения их курса в отношении к валютам стран, где темпы инфляции ниже. Чем выше темп инфляции в стране, тем при прочих равных условиях ниже курс ее валюты. Эта тенденция, как правило, проявляется в среднесрочном и долгосрочном плане.
  Выравнивание валютного курса, приведение его в соответствие с паритетом покупательной способности происходит не сразу, а в течение ряда лет. При этом следует заметить, что зависимость валютного курса от темпов инфляции особенно велика у стран с большим объемом международного обмена товарами, услугами и капиталом.
  б. Состояние платежного баланса.
  Активный платежный баланс, как правило, способствует повышению курса национальной валюты, поскольку увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников.
  в. Уровень и разница процентных ставок в разных странах.
  Влияние процентных ставок на валютный курс объясняется двумя обстоятельствами. С одной стороны изменение процентных ставок в стране воздействует на движение капиталов, прежде всего краткосрочных. А именно повышение процентных ставок стимулирует приток иностранных капиталов и наоборот. С другой стороны процентные ставки влияют на операции с валютой и на рынок ссудного капитала. При проведении операций банки принимают во внимание разницу процентных ставок на национальном и мировом рынках капитала. Они предпочитают получать более дешевые кредиты на иностранном рынке ссудного капитала, где ставки ниже и размещать валюту на национальном кредитном рынке, где ставки, как правило, выше.
  Институты и формы организации валютных операций.
  Валютные рынки - официальные центры, где совершается купля-продажа валют на основе спроса и предложения. Валютные рынки обслуживают международный платежный оборот. Специфика международных расчетов заключается в отсутствии общепринятого для всех стран платежного средства. Поэтому необходимым условием расчетов по внешней торговле, услугам, кредитам, инвестициям, межгосударственным платежам является обмен одной валюты на другую в форме покупки или продажи иностранной валюты плательщиком или получателем. Банки, которым предоставлено право на проведение валютных операций, называются уполномоченными.
  Регламентация порядка международных расчетов
  В качестве одной из форм валютной политики периодически используются валютные ограничения - законодательное или административное запрещение, лимитирование и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями. Валютные ограничения как разновидность валютной политики преследуют следующие цели: выравнивание платежного баланса, поддержание валютного курса, концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач.
  Виды валютных ограничений:
  - централизация валютных операций в центральном и уполномоченных (девизных) банках;
  - лицензирование валютных операций;
  - полное или частичное блокирование валютных счетов; ограничение обратимости валют.
  Различаются две основные сферы валютных ограничений: текущие операции платежного баланса (торговые и "невидимые" операции) и финансовые или капитальные (движение капиталов и кредитов, перевод прибылей, налоговых и других платежей).
  По текущим операциям платежного баланса практикуются следующие формы валютных ограничений:
  блокирование выручки иностранных экспортеров;
  обязательная продажа валютной выручки экспортеров полностью или частично;
  ограниченная продажа иностранной валюты импортерам; ограничения на форвардные покупки импортерами иностранной валюты;
  регулирование сроков платежей по экспорту и импорту в связи с развитием операций "лидз энд лэгз" в условиях нестабильности валютных курсов. Иногда контролируются авансовые платежи импортеров иностранным экспортерам, устанавливаются ограниченные сроки продажи экспортерами иностранной валюты на национальную (14 дней), чтобы эти средства не были использованы для спекулятивных операций против национальной валюты.
  Формы валютных ограничений по финансовым операциям зависят от состояния платежного баланса и направления движения капиталов.
  При пассивном платежном балансе применяются следующие меры по ограничению вывоза капитала и стимулированию притока капиталов в целях поддержания курса валюты:
  - лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, золота, ценных бумаг, предоставления кредитов;
  - контроль за деятельностью кредитного и финансового рынков;
  - ограничение участия национальных банков в предоставлении международных займов в иностранной валюте;
  - принудительное изъятие иностранных ценных бумаг, принадлежащих резидентам, и их продажа на валюту;
  - полное или частичное прекращение погашения внешней задолженности.
  Формы прямого регулирования валютных операций. В целях повышения курса национальной валюты применяются следующие меры административного воздействия:
  - депонирование на беспроцентном счете в центральном банке новых заграничных обязательств банков;
  - запрет на инвестиции нерезидентов и продажи национальных ценных бумаг иностранцам;
  - обязательная конверсия займов в иностранной валюте в национальном центральном банке (практиковалась в Швейцарии);
  - введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в национальной валюте;
  - ограничение ввоза валюты в страну;
  - ограничения на форвардные продажи национальной валюты иностранцам;
  применение схемы принудительных депозитов.
  Таким образом, валютные ограничения в ряде случаев переплетаются с кредитным и торговым регулированием.
  Использование государственными органами традиционных методов проведения валютной политики стало наталкиваться на некоторый объективный предел. В связи с этим перед государством встает проблема выбора той совокупности форм валютной политики, которая в наибольшей степени соответствует новой экономической реальности.
 
  Ключевые понятия 16:
  Валютное регулирование:
  - рыночное валютное регулирование,
  - государственное валютное регулирование.
  Валютная политика.
  Цели валютной политики.
  Способы проведения валютной политики:
  - прямое валютное регулирование,
  - косвенное валютное регулирование.
  Формы валютной политики: структурная, текущая.
  Виды валютных операций:
  - текущие валютные операции,
  - капитальные валютные операции
  Методы проведения валютной политики.
 
  Вопросы для рассмотрения
  1. Основные формы валютной политики и их особенности: дисконтная, девизная политика, диверсификация валютных резервов, девальвация и ревальвация.
  2. Организация обращения валюты внутри страны и за ее пределами.
  3. Институты и формы организации валютных операций.
  4. Функции Центрального банка России по валютному регулированию.
  5. Основные формы валютной политики.
  6. Меры по ограничению вывоза капитала и стимулированию притока капиталов в целях поддержания курса валюты.
  7. Регламентирование порядка международных расчетов. Виды валютных ограничений: связь с состоянием платежного баланса.
  8. Порядок осуществления валютных операций резидентами и нерезидентами.
  9. Факторы, влияющие на установление валютного курса.
  10. Формы прямого регулирования валютных операций.
 
 
 
 
  Глава 17. Государственное регулирование
  внешнеэкономических связей страны
 
  17.1. Общая характеристика внешней торговли России
  По показателям внешнеторговой деятельности, которые характеризуют участие страны в системе международного разделения труда, свидетельствуют о том, что Россия положение, неадекватное ее экономическим возможностям и политической значимости.
 
  Таблица 17.1. Динамика объема внешней торговли России
  (млрд. долл. в текущих ценах)
 --------------------------------------------------------------------------------------
 Годы 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1997
 --------------------------------------------------------------------------------------
 Оборот 183,3 121,0 97,2 101,4 116,7 135,7
 Экспорт 88,5 66,8 54,2 59,2 66,2 77,8
 Импорт 94,8 54,2 43,0 42,2 50,5 57,9
 --------------------------------------------------------------------------------------
  Отличительным моментом внешней торговли России является наличие стабильного положительного торгового сальдо, начиная с 1991г. В 1996 г. оно достигло почти 20 миллиардов долларов. В значительной степени это - отражение места страны в системе общемирового разделения труда. Вместе с тем это результат либерализации внешнеэкономических связей, улучшения доступа традиционных российских товаров на внешний рынок. Еще одной важной предпосылкой стал мировой экономический подъем, когда под воздействием спроса со стороны развитых стран Западной Европы произошел рост потребления традиционных сырьевых товаров российского экспорта.
  Вместе с тем следует отметить относительно низкие темпы роста импорта, которые явились следствием сокращения государственных расходов на централизованные закупки и ужесточением таможенно-тарифной политики и налоговой системы. Сказались также ограничения внешних заимствований и постепенная отмена бюджетного дотирования импорта.
  Географическое распределение внешней торговли свидетельствует о расширении связей с развитыми странами и прежде всего с Европой и Америкой, доля которых постоянно растет (см. таблицу 17.2).
  Традиционно главным партнером нашей страны является Германия. Ее лидерство обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых при сравнительно низких оптовых ценах и территориальной близости поставщика. Немаловажными являются также установившиеся традиционные связи российских фирм, сохранившиеся с прежних времен, а также устойчивое положение немецкой марки. Другими важными и стабильными партнерами России являются Великобритания, Финляндия, Италия, США, Япония и Китай.
  Торговый баланс - баланс экспорта и импорта товаров, отражающий положительное или отрицательное сальдо по операциям с товарами на конец отчетного периода.
  - дефицит торгового баланса - ситуация на конец отчетного периода, когда суммарные расходы на импорт превышают доходы от экспорта.
  - положительное сальдо торгового баланса - ситуация на конец расчетного периода, когда суммарные доходы от экспорта превышают затраты на импорт.
  До сих пор для России был характерен положительный торговый баланс.
 
  Таблица 17.2 Географическая структура экспорта России
  (% к итогу)
 
 Страны
  1992 г.
  1994 г. 1995 г.
 А. Дальнее зарубежье -
  всего
  в том числе:
 1) Европа
  в т.ч.: Западная Европа
 2) Азия
  в т.ч.: - Япония
  - Китай
 3) Америка
  в т.ч. США
 4) Африка
 Б. Ближнее зарубежье
 
  78,2
 
  58,2
  44,0
  14,2
  10,2
  3,1
  2,7
  1,4
  3,8
  21,8
 
  78,5
 
  53,5
  44,4
  19,0
  13,6
  4,4
  3,1
  2,1
  2,9
  21,5
 
  83,2
 
  56,0
  46,0
  17,2
  4,5
  4,0
  9,1
  5,7
  0,9
  16,8
  Итого:
  100
  100
  100
  Оценивая в целом развитие внешнеторговых и внешнеэкономических программ за период коренной реконструкции экономики можно сделать вывод о том, что девяностые годы свидетельствуют о наличии тенденции к либерализации экспорта, принимающей форму отмены системы лицензирования и института спецэкспортеров. Прямо противоположные тенденции наблюдаются в импорте, где преобладает усиление протекционистских и фискальных тенденций.
 
 17.2. Внешнеэкономическая политика страны
  и ее регулирование
  Внешнеэкономическая политика - совокупность действий властных органов по определению места страны в системе международного разделения труда, постановке целевых показателей в этой области и принятии соответствующих мер по достижению намеченных целей.
  До начала девяностых годов система внешнеэкономического регулирования носила жестко централизованный характер, соответствующий всей системе управления народным хозяйством.
  Принципы советской внешнеэкономической политики можно определить как централизованно планируемые. При этом для страны была характерна закрытая экономическая система. Это означало:
  - распределение всех валютных ресурсов определялось потребностями народного хозяйства.
  - импорт обеспечивал получение недостающих товаров из-за границы.
  - экспорт был предназначен главным образом для получения необходимой для оплаты валюты.
  Экспортные и импортные товары продавались и покупались на внешнем рынке через специализированные экспортно-импортные объединения, каждое из которых обладало монополией на продажу или покупку. Поставки на экспорт или импорт любого товара были фактически монополизированы внешнеторговыми объединениями.
  Принципы внешнеэкономической политики в период либерализма. Для периода коренной реконструкции экономической системы страны была характерна полная либерализация внешнеторговых отношений. Правительство Гайдара практически открыло экономические границы страны, пытаясь быстро переориентировать экономическое развитие страны на потребности мирового рынка.
  Этот подход позволил решить проблему наполнения внутреннего потребительского рынка за счет вывоза сырьевых товаров, пользующихся спросом на мировом рынке. Однако, такая политика недопустима как принцип существования индустриальной державы, каковой была Россия до перестройки.
  Основы организации рациональной внешне-экономической политики.
  В настоящее время нам необходимо кардинально менять стратегию внешнеторговых отношений. В такой громадной по размерам стране, имевшей весь набор производимых товаров нельзя и дальше ориентироваться только на внешнюю торговлю как определяющий момент развития. Решающим фактором развития экономики в условиях России должно стать внутреннее потребление и внутренний рынок.
  Поскольку подавляющая часть экспортных поступлений в нашей стране приходится на минеральные ресурсы, которые являются национальным достоянием, а внутренние цены на них оторваны от мировых, то основой внешнеторговой политики России с начала девяностых годов стала система административного регулирования экспорта сырья.
  В то же время следует отметить, что система о регулирования импорта, сформированная в начале девяностых годов в условиях тотального дефицита всех товаров, носит гораздо менее жесткий характер по сравнению с экспортом
  Таможенно-тарифная система - основной способ регулирования внешней торговли. Базовыми в этой системе являются пошлины по отношению к странам, пользующимся режимом наибольшего благоприятствования. Для товаров, поступающих из стран, не пользующихся этим правом, базовые ставки увеличиваются вдвое. В тех случаях, когда страна не имеет с Россией торгово-политического договора, ставки таможенных пошлин увеличиваются вдвое по сравнению с базовыми.
  Мировой принцип установления уровня таможенных пошлин следующий: рост ставок пошлин по мере увеличения степени обработки товара. Так, например, если импортные ставки на сахар-сырец составляют 1%, то на готовую продукцию они равны уже 15%.
  На первоначальном этапе введения импортных тарифов абсолютная величина таможенных пошлин была относительно небольшой, что объяснялось нехваткой потребительских товаров и стремлением обеспечить внутренний рынок за счет импорта. Впоследствии, однако, испытывая острую нехватку денежных средств, правительство пошло по пути увеличения таможенного обложения.
  Новая система таможенного регулирования включала ряд изъятий, основная масса которых касалась продовольствия, медикаментов, а также некоторых других товаров, при импорте которых осуществлялись дотационные выплаты. В последующем в связи с необходимостью повышения фискальных сборов тариф был увеличен. Новая шкала таможенных тарифов предусматривает среднюю ставку в 12,5%. Основное повышение коснулось продукции сельского хозяйства, что было сделано по настоянию сельскохозяйственного лобби в правительстве. Одновременно были повышены тарифы на строительные материалы, оборудование, промышленные товары - в среднем на 10-20%.
  Политика протекционизма - это одна из конкретных форм проведения внешнеэкономической политики, для которой характерно:
  - активное вмешательство государства в регулирование внешнеэкономических (в первую очередь внешнеторговых) отношений;
  - установление относительно высоких таможенных сборов и пошлин на ввозимые и вывозимые товары;
  - проведение избирательной политики в отношении структуры товарного экспорта и импорта в целях защиты внутреннего производителя и потребителя.
  К числу протекционистских мер следует отнести решения о повышении таможенных пошлин, снижении суммы необлагаемого пошлинами ввоза товаров физическими лицами с 2000 до 1000 долларов, а также дополнительное повышение величины таможенной пошлины на товары, ввозимые сверх этой суммы.
  Организация внешнеэкономической деятельности
  Законом Российской Федерации "О предприятиях и предпринимательской деятельности" разрешено предприятиям самостоятельно осуществлять экономическую деятельность. Указом Президента Российской Федерации "О либерализации внешнеэкономической деятельности" разрешено всем зарегистрированным на территории Российской Федерации предприятиями их объединениям независимо от форм собственности осуществление внешнеэкономической деятельности без специальной регистрации.
  Экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными МВЭС РФ для этих целей. Зарегистрированные предприятия вносятся в специальный реестр, который публикуется в периодической печати. Отказ в регистрации и исключение их из реестра могут быть в случае нарушения действующего законодательства РФ или зарубежных стран, повлекшего за собой экономический и политический ущерб для России; невыполнение обязательств по экспортным поставкам.
  Предприятия могут осуществлять экспортно-импортные операции непосредственно или на договорной основе через внешнеэкономические организации. К таким организациям относятся ассоциации делового сотрудничества, торговые дома, торгово-промышленная палата и др. Внешнеэкономическая деятельность осуществляется на основе контракта. Российское законодательство предписывает обязательную письменную форму внешнеэкономического контракта. Сделка может быть заключена либо путем составления и подписания одного документа, либо путем обмена письмами, телеграммами. Внешнеэкономический контракт содержит несколько разделов, расположенных в определенной последовательности. При этом каждый контракт имеет определенные юридические атрибуты, без наличия которых он теряет правовую силу, и права, из него в контракт должен содержать полное официальное наименование сторон и их юридические адреса, полное имя и фамилию лица, представляющего организацию, его должность, а также указание, на основании чего осуществляется представительство.
  Институты управления внешнеэкономической деятельностью. Управление внешнеэкономической деятельностью в Российской Федерации осуществляет Министерство внешнеэкономических связей, Государственный таможенный комитет. Регулирование валютных операций производят Валютно-экономическая комиссия Российской Федерации, Центральный банк России. Общее руководство возложено на Президента, Правительство и Министерство экономики Российской Федерации.
  На территории Российской Федерации действует единый режим квотирования и лицензирования, основой которого являются единые перечни лицензируемых товаров, система установления и распределения квот и лицензий. Общие квоты экспорта из России отдельных товаров устанавливаются Министерством экономики по согласованию с соответствующими министерствами. Постановлением правительства РФ "О продаже экспортных квот, устанавливаемых для государственных нужд" разрешено МВЭС ежеквартально осуществлять на конкурсной или аукционной основе продажу не использованных предприятиями-изготовителями экспортных квот в случаях заключения ими договоров поставки продукции на экспорт для государственных нужд либо невыполнения ими указанных поставок.
 Продукция, получаемая регионами в счет платы за пользование недрами, акваторией и участками морского дна, может быть реализована на экспорт, в пределах установленных региональных экспортных квот. Реализация квот по нефти и нефтепродуктам осуществляется региональными органами государственного управления через нефтедобывающие нефтеперерабатывающие предприятия-производители указанной продукции. Квоты для аукционной продажи определяются Министерством экономики РФ с участием заинтересованных министерств и ведомств и доводится до МВЭС в течение года. При аукционной продажи экспортные квоты подтверждаются сертификатами. Сертификат на квоту является документом, подтверждающим право его владельца на получение в установленном порядке лицензий на экспорт. Сертификаты подразделяются на два вида: "страновой" - с указанием конкретной страны-покупателя; "открытый" - без указания страны-покупателя. Производителям товара выдается только открытый сертификат. Срок его действия ограничивается кварталом.
  Выдача сертификатов осуществляется уполномоченными МВЭС в регионах. Лицензии выдаются субъектам хозяйственной деятельности независимо от форм их собственности; не подлежит передаче другим юридическим лицам. Выдача лицензий производится на основании заявлений представленных на типовых бланках в соответствии с инструкцией, утверждаемой МВЭС и в соответствии с кодами товаров в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.
  Лицензии выдаются владельцам сертификатов при предъявлении договоров на поставку товаров, а также парафированных экспортных контрактов. Заявители отвечают за достоверность сведений, представляемых в заявлении на лицензию. Лицензии бывают генеральные и разовые. Лицензия выдается на один вид товара независимо от количества от количества наименований товаров включаемых в контракт. В отдельных случаях допускается предоставление генеральной лицензии на несколько видов товаров, если они входят в одну товарную группу.
  Генеральные и разовые лицензии являются разрешением на экспорт или импорт товаров в установленные в них сроки. Генеральная лицензия выдается сроком на один календарный год для совершения экспортных или импортных операций на основе долгосрочных межправительственных обязательств Российской Федерации. Экспортные или импортные операции по генеральной лицензии могут осуществляться по одной или нескольким сделкам. Разовая лицензия предоставляется заявителю сроком до 12 месяцев для экспортных или импортных операций по каждой отдельной сделке. По мотивированной просьбе заявителя срок действия лицензии может быть продлен.
  Решение о выдаче лицензий принимаются не позднее 25 дней с даты поступления заявлений. Решение об отказе должно быть мотивированным и отправляться заявителю в письменной форме. Экспортеры осуществляют отгрузку товаров для экспорта только после получения лицензии. В случае нарушения установленного порядка лицензирования Министерство внешнеэкономических связей может приостановить или аннулировать выданные лицензии.
  Льготы, предусмотренные для предприятий с иностранными инвестициями, по налогообложению и валютным отчислениям не распространяются на экспорт этими предприятиями продукции согласно приобретенным сертификатами.
  Общий контроль за вывозом из России лицензируемых товаров возлагается на Государственный таможенный комитет. Транспортно-экспедиторским предприятиям и гражданам-владельцам транспортных средств запрещено принимать к отгрузке за пределы Российской Федерации товары без разрешения таможенных органов в товаросопроводительных документах.
  По степени вовлеченности в мирохозяйственные связи и в том числе по величине товарооборота Россия занимает скромное место в конце второй десятки стран, пропуская вперед многие европейские государства. Сырьевая направленность экспорта и ориентация импортных поставок на продукцию машиностроения, продовольствие и сырье свидетельствуют о наличии значительных проблем во внешнеторговых связях России.
  Баланс платежный - сводный балансовый счет, показывающий итог текущих операций с внешним миром (см. баланс текущих операций) и сальдо движения капиталов и валютных средств страны (см. баланс финансовых операций с капиталом) как разность между суммарными платежами за рубеж и полученными выплатами из-за рубежа. Если поступления валютно-финансовых средств из-за рубежа превышают платежи за рубеж, то платежный баланс считается положительным и наоборот.
  Обладая положительным торговым сальдо как в рамках торговли внутри СНГ, так и со странами дальнего зарубежья России, удалось переломить негативную тенденцию падения величины внешнеторгового товарооборота и в некоторой степени стабилизировать национальную валюту.
  Баланс текущих операций - балансовый счет, показывающий положительное или отрицательное сальдо внешнеэкономических операций с товарами, услугами и текущими трансфертами.
  Баланс финансовых операций с капиталом - балансовый счет, отражающий движение капиталов (займов, кредитов, безвозмездной помощи, иностранных инвестиций) за рубеж и из-за рубежа.
  Россия и всемирные торговые организации
  Всемирными торговыми организациями являются ГАТТ и ВТО (ГАТТ- всемирная ассоциация по торговле и тарифам, ВТО - всемирная торговая организация). По состоянию на 1 января 1997 г. в ГАТТ/ВТО входило 129 государств, на которые приходилось около 90% мирового товарооборота.
  Из крупных стран лишь Россия и Китай находились вне ее, однако, в настоящее время обе эти страны активно добиваются принятия их в эту организацию. 25 других более мелких государств, по различным причинам оказавшихся вне системы ГАТТ/ВТО, также ведут переговоры о вступлении в эту организацию.
  Находясь вне правого пространства этой важной международной организации, любая страна оказывается в положении аутсайдера в международной торговле. Россия прошла лишь часть пути к осуществлению внешней торговли цивилизованными методами.
  Экономические потери России связаны с дискриминацией той технологически сложной продукции, с которой Россия могла бы выйти на мировой рынок. От отсутствия такого доступа страна ежегодно теряет свыше одного миллиарда долларов.
  Вступление России в ГАТТ/ВТО крайне необходимо для того, чтобы Россия не осталась на обочине мирового развития. Следует отметить, что в настоящее время ГАТТ/ВТО является крупнейшей организацией, объединяющей практически все страны мира.
  Вступление России в ВТО поможет стабилизировать направленность внешнеэкономической политики российского правительства, обеспечив определенный противовес протекционистским устремлениям представителей отдельных министерских лобби.
  Переговоры о вступлении в ГАТТ/ВТО полезны хотя бы для повышения правового сознания правительственных органов России. В руководящем управленческом звене России до настоящего времени отсутствует четкое понимание задач, возможностей и ограничений, накладываемых членством в этой организации.
  Важным условием вступления России в ГАТТ/ВТО является приведение внешнеторгового и внешнеэкономического законодательства страны в соответствие с нормами международной практики.
 
  Ключевые понятия 17:
  Место России в международном разделении труда.
  Внешнеэкономическая политика.
 - принципы советской внешнеэкономической политики,
 - принципы внешнеэкономической политики в период либерализма.
 - основы организации рациональной внешне-экономической политики.
  Таможенно-тарифная система.
 Мировой принцип установления уровня таможенных пошлин
  Политика протекционизма
  Баланс платежный
 
  Вопросы для обсуждения:
  1. Общая характеристика внешней торговли России
  2. Влияние внешней торговли на объем внешней задолженности.
  3. Способы осуществления экспортного (импортного) регулирования.
  4. Институты управления внешнеэкономической деятельностью.
  5. Преимущества и недостатки вступления страны в международные торговые организации (ГАТТ, ВТО).
 
 
  Глава 18. Правовая база государственного регулирования
  экономики в Российской Федерации.
 
  18.1. Законодательное установление общего порядка государственного регулирования экономики.
  На государстве лежит ответственность за создание общепринятых законов и правил, регулирующих экономическую систему. В числе этих законов и правил можно назвать:
  - правовое установление общего порядка государственного регулирования экономических процессов;
  - защита права частной собственности и формирование конкурентной среды;
  - законодательное установление процедур и правил регулирования деятельности государственного сектора.
  Правовое установление общего порядка государственного регулирования экономических процессов в первую очередь включает установление целей, задач и средств государственного регулирования экономики.
  Цели государственного регулирования экономики являются производной составляющей от целевых установок социально-экономического развития страны. Для сохранения преемственности руководящих органов государственной власти цели экономического и социального развития страны должны быть определены законодательно.
  Правовое установление целей и задач социального развития. Главными целями социально-экономического развития являются:
  повышение благосостояния населения страны,
  решение проблемы рабочих мест и достижение рационального уровня занятости,
  соблюдение социальной справедливости, включая помощь бедным и социально обездоленным,
  создание и поддержание механизма полной конкуренции, включая повышение открытости рынков, сохранение свободы заключения договоров.
  Эти цели реализуются путем постановки и достижения конкретных целевых установок типа:
  создание условий для сбалансированного роста и повышения производительности труда,
  содействие научно-техническому прогрессу,
  поддержание разумно-стабильных цен,
  достижение положительного торгового баланса.
  Для эффективного регулирования экономических отношений в стране государство использует прямые и непрямые (косвенные) меры воздействия. К прямым мерам государственного воздействия на экономику относятся: финансовый контроль, ценообразование и производственные задания предприятиям государственного сектора, государственные инвестиции в экономику, государственные закупки товаров и услуг, трансферты из федерального бюджета в нижестоящие бюджеты. К непрямым (косвенным) мерам государственного регулирования экономики относятся: налоговая политика, кредитно-денежная политика, таможенные пошлины международные кредиты, квоты на ввоз и вывоз продукции, управление государственным долгом, кредитование банков и пр.
  Любое неэффективное, несвоевременное и нецеленаправленное вмешательство государства в экономическую деятельность нецелесообразно, поскольку ведет к нарушению общего равновесия, свободной конкуренции и частной инициативы.
  Объектом государственного регулирования в соответствии с Законом о прогнозировании является национальная экономика, представляющая собой совокупность всех хозяйственных элементов страны, действующих в территориальных пределах Российской Федерации и на территории иностранных государств, а также хозяйственных элементов иностранных государств, действующих на территории Российской Федерации.
  Объекты правового регулирования в экономике страны:
  - взаимоотношения между предпринимателями;
  - взаимодействия государства с частными субъектами права, или, грубо говоря, воздействие государства на субъектов (юридических и физических лиц), осуществляющих хозяйственную деятельность на территории страны;
  - взаимоотношения государства (правительства) с казенными предприятиями.
  Субъектом государственного регулирования выступает государство в лице его разнообразных институтов, действующих на основании Конституции и законов РФ. Государственная власть в РФ (в соответствии с федеративным устройством государства, закрепленным в Конституции РФ) распределена между тремя уровнями власти: федеральная, региональная (субъекты Федерации) и муниципальная.
  Три уровня государственной власти: федеральный, региональный и муниципальный.
  Для выполнения функций по государственному управлению национальной экономикой создаются федеральные органы исполнительной власти.
  Кроме исполнительных органов создаются координационные и консультативные органы. Координационные и консультативные органы формируются на представительной основе. Координационные органы именуются комиссиями и создаются для обеспечения согласованных действий заинтересованных органов исполнительной власти в решении определенных народнохозяйственных задач.
  Законодательное установление инструментов государственного воздействия на экономику.
  В настоящее время законодательно установлена перечень документов и процедура разработки прогнозов и программ социально-экономического развития страны.
  Государственное прогнозирование социально-экономического развития РФ - система научно-обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития экономики страны, основанной на законах рыночного хозяйствования.
  Концепция социально-экономического развития РФ - система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.
  Программа социально-экономического развития РФ - комплекс мероприятий, отражающих эффективные пути и средства достижения системы целевых ориентиров социально-экономического развития страны.
  На основе прогноза социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается концепция и программа социально-экономического развития экономики страны.
  К числу важнейших федеральных программ относятся программы решения проблемы безработицы, проблем инфляции, проблемы защиты и поддержки внутреннего производителя, проблема поддержки отсталых и депрессивных районов страны.
  Необходим закон (или параграф закона), обязывающий центральные органы государственной власти разрабатывать мероприятия, а при необходимости и программы направленные на обеспечение возможности получить работу лицам от 16 лет и старше, которые способны к работе, желают работать и ищут работу.
  Необходимость разработки Кодекса законов "О государственном регулировании экономики" связана с потребностью упорядочения законодательных актов по вопросам регулирования экономических взаимоотношений, а с другой - принятие его необходимо в целях более эффективного налаживания процесса государственного вмешательства в экономику.
 
 18.2. Правовое регулирование политики в области
  формирования конкурентной среды
  Предпосылками механизма эффективной конкуренции являются:
  - частная собственность и свобода заключения договоров, по возможности меньшее участие государства в производстве обыкновенных товаров и услуг,
  - открытость рынков, содействие частному предпринимательству,
  - приоритет финансово-денежной политики перед прямым государственным вмешательством,
  - ответственность каждого за принимаемые решения и действия.
  Макроэкономические условия развития конкуренции.
  К числу важнейших факторов, оказавших влияние на формирование конкурентной ситуации в стране, необходимо отнести:
  - либерализацию цен,
  - финансовую дестабилизацию и инфляцию, промышленный спад и сопутствующие ему кризисные явления в производственной сфере, а также изменение структуры производства,
  - либерализация внешнеэкономических связей.
  Либерализация цен привела к резкому сокращению спроса на продукцию в натуральном выражении. Это, в свою очередь, обусловило спад промышленного производства. Несмотря на либерализацию цен, в ряде случаев сохраняется контроль над ценами со стороны органов государственной власти.
  Принципиально важными вопросами в сфере формирования конкурентной среды и развития предпринимательства является законодательное регулирование следующих сфер:
  - регулирование вопросов преобразования собственности,
  - содействие развитию предпринимательства,
  - регулирование деятельности монополистов,
  - правовая охрана промышленной собственности, защита прав потребителя и борьба против недобросовестной конкуренции.
 
  а. Правовое регулирование вопросов преобразования собственности (приватизации, национализации)
  Предпринимательская деятельность, управляемая и контролируемая рынком, наилучшим образом обеспечивает экономическую свободу, эффективность и приспособляемость к изменяющимся рыночным условиям. Вместе с тем они служат основой благосостояния и социальной уверенности граждан.
  Необходимо законодательно определить два понятия в вопросе о кардинальном преобразовании собственности: приватизация и национализация. Приватизация - есть перевод хозяйственных единиц из публично-правовой собственности в частную. Обратный процесс называется национализацией.
  Под приватизацией понимается передача государством прав собственности на свое имущество гражданам в целях предоставления большего простора частной инициативе и повышения эффективности использования накопленного в стране богатства. Кроме того целями приватизации являются:

<< Пред.           стр. 13 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу