<< Пред.           стр. 5 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  С учетом уже утвержденного бюджета и текущей информации по экономической ситуации Минэкономики проводит уточнение параметров прогноза и в конце года направляет итоговый документ в правительство.
  Как следует из вышеизложенного, технология разработки прогнозов многое заимствовала из технологии обоснования народнохозяйственных планов.
  Информационное обеспечение прогнозной работы.
  Государственное прогнозирование базируется на информации, предоставляемой соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и администрации ее субъектов. Основным органом по предоставлению информации является Государственный комитет по статистике, который через сеть своих региональных органов собирает первичную информацию, обобщает ее и официально публикует. Другие министерства и ведомства несут ответственность за предоставление информации по сферам их ведения (по денежно-кредитной сфере - Центральный банк, по исполнению бюджета - Министерство финансов, по таможенной статистике - Государственный таможенный комитет, и т.д.).
 Система национальных счетов является сводным и обобщающим инструментом проведения экономических расчетов. Она обеспечивает целостное видение экономических процессов прежде всего в форме потоков финансовых ресурсов, что адекватно раскрывает сущность экономики рыночного типа. Наконец, она позволяет определить обобщающие показатели развития отраслей, секторов и институциональных единиц экономики на различных стадиях процесса воспроизводства и взаимно увязать эти показатели между собой. Надо отметить, что система национальных счетов не вполне полно и адекватно характеризует движение вещных и личных факторов производства, поэтому в лучшем случае должна быть дополнена показателями баланса народного хозяйства.
  Каждой стадии воспроизводства соответствует специальный счет или их группа. Это позволяет проследить движение массы произведенных товаров и услуг, а также добавленной стоимости через цикл воспроизводства, от производства до использования.
  Комплекс сводных таблиц системы национальных счетов может применяться как при проведении макроэкономических расчетов, так и в процессе обобщения отдельных разделов прогноза в единое целое.
  Перспективы совершенствования экономического прогнозирования.
  В настоящее время в сфере экономического прогнозирования необходимо более широко использовать экономико-математический инструментарий, наработанный как советскими, так и зарубежными учеными. Это касается, прежде всего, системы моделей перспективного прогнозирования, примененные в работе "Ресурсы США в будущем", системы уравнений общественного производства приспособленных для расчета взаимосвязанного набора макроэкономических показателей на будущее, системы квартального прогнозирования экономики на основе эконометрических моделей.
 
 
 4.2. Методологи и методика экономического
  прогнозирования
  Методология экономического прогнозирования представляет собой совокупность теоретических подходов и методических приемов, которые применяются в процессе разработки экономических прогнозов. Баланс народного хозяйства служит методологической и информационной основой прогнозирования динамики физических объемов макроэкономических переменных. Система национальных счетов служит методологической и информационной основой прогнозирования динамики финансовых показателей.
  Методика экономического прогнозирования - набор рабочих приемов, формирующих технологию прогнозирования, которыми пользуются разработчики прогнозов в своей работе. Применяемые в настоящее время методические подходы к разработке прогнозных показателей главным образом основываются на системе прямых расчетов и экспертных оценок. Лишь по отдельным блокам показателей проводятся модельные расчеты, с использованием производственных функций различного вида и сложности, а также системы эконометрических моделей малой размерности.
  Методологические подходы к прогнозированию экономического развития страны.
  Возможны по крайней мере два принципиально различных подхода к прогнозированию экономических объектов: генетический и теологический.
  Генетический подход исходит из анализа предистории развития объекта, фиксирует его основополагающе факторы, определяющие особенности развития и на этой основе делает выводы относительно состояния прогнозируемого объекта в будущем. Этот подход в большей мере присущ "сторонним наблюдателям" происходящих процессов. Целевые установки социально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли и не принимаются во внимание. Наиболее ярким представителем данного подхода являлся Н.Д.Кондратьев с его теорией "длинных волн".
  Телеологический подход ("телео" - цель) больше присущ активным участникам происходящих в экономике явлений. Он исходит из определения целевых установок развития данного объекта и степени приближения его к поставленным задачам. Наиболее ярким представителем и защитником этого подхода в прогнозировании экономики являлся С.Г.Струмилин.
  Методологические и методические вопросы прогнозирования социально-экономического развития являются прерогативой тех организаций, которым Правительство поручает разработку прогнозов. В частности, сводный экономический прогноз разрабатывается министерством экономики России. Именно оно и отвечает за методологию и методику разработки прогноза.
  Практика проведения макроэкономических прогнозных расчетов показывает, что ее главные проблемы связаны с недостаточной разработанностью системы национальных счетов. Лежащая в основе прогнозных расчетов методология пока фрагментарна и не позволяет получить системное представление об экономических процессах, происходящих в рыночных условиях.
  Система прогнозных расчетов, которая по степени охвата и комплексности соответствовала бы используемой ранее системе баланса народного хозяйства, но которая позволила бы осуществлять взаимоувязанное прогнозирование и проведение вариантных расчетов методологии национальных счетов, пока находится в стадии формирования. Отсутствие такой методологически взаимоувязанной системы приводит к недостаточной обоснованности прогнозов.
  Применяемая ныне технология прогнозирования не позволяет обеспечить достаточную взаимную увязку макроэкономических, отраслевых, секторальных параметров развития экономики и показателей развития институциональных единиц. Расчеты макроэкономических, отраслевых, секторальных показателей и показателей институциональных единиц проводятся часто обособленно, а их балансирование не всегда осуществляется.
  Требуются дальнейшие усилия по разработке нового инструментария прогнозирования физических объемов макроэкономических показателей, а также финансовых показателей воспроизводства в их взаимосвязи.
  Баланс народного хозяйства необходимо использовать как информационную основу прогнозирования динамики физических объемов макроэкономических переменных. Обычно речь идет о долгосрочных расчетах.
  Ориентация на практическое использование в прогнозной работе баланса народного хозяйства определяет принципы и возможности, которые должны быть заложены в разрабатываемую систему таблиц:
  сопряжение сводных макроэкономических таблиц с показателями частных прогнозов, для чего разрабатываются таблицы сопряжения и определяется соответствующая номенклатура показателей;
  обеспечение увязки сводных макроэкономических таблиц с укрупненным межотраслевым балансом;
  возможность макроэкономических модельных расчетов путем обеспечения функциональных связей между показателями таблиц.
  Исходя из сформировавшихся требований по широте охвата и комплексности отражения экономических процессов в аналитических и прогнозных расчетах, сводные макроэкономические таблицы должны отражать: основные стадии процесса воспроизводства: производство, распределение и использование продукции, динамику ресурсов; взаимодействие между факторами производства в процессе создания продукта; связь характера распределения продукта с динамикой ограниченных производственных ресурсов.
  Систему национальных счетов необходимо использовать как информационную основу при прогнозировании взаимосвязи и динамики финансовых показателей. Обычно речь идет о среднесрочных и краткосрочных расчетах.
  Важной проблемой является взаимоувязка финансовых параметров развития экономики и параметров развития реального сектора. Решение этой проблемы требует совершенствования методологии прогнозных расчетов, формирует требования к построению и обобщению таблиц системы национальных счетов.
  Исходя из принципов методологии системы национальных счетов, комплекс сводных макроэкономических таблиц формируется на основе: интеграции сферы услуг в систему расчетов как производительного сектора; соблюдения при построении агрегатных таблиц принципа двойной записи; подробного раскрытия финансового аспекта развития экономики и финансовых потоков.
  Поэтому должна быть выделена группа таблиц, которая раскрывает структуру валового внутреннего продукта в разрезах производства добавленной стоимости, по источникам формирования доходов, по направлениям использования продукта (на потребление и накопление). Это группа обобщающих сводных счетов, целостно отражающих различные стороны экономической деятельности хозяйства страны и основные стадии воспроизводственного процесса. В таблице производства валового внутреннего продукта показываются объемы производства добавленной стоимости. Таблица валового внутреннего продукта и дохода определяет общую структуру доходов, получаемых в экономике. Использование валового внутреннего продукта характеризует направления и объемы использования ресурсов. Эти таблицы обобщенно отражают основные показатели воспроизводственного процесса.
  Другая группа таблиц призвана давать более детально экономическую деятельность институциональных единиц и функциональных направлений.
  Баланс доходов и расходов домашних хозяйств отражает источники формирования доходов населения, направления их использования, а также объем сбережений населения, выступающих как один из основных источников накопления.
  Счета доходов и расходов государства представляются в виде счета доходов и расходов федерального бюджета, внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Федерации. В данных счетах представлены в агрегированном виде доходные статьи и функциональные направления расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Сальдирующие статьи данных счетов характеризуют избыток или дефицит финансовых ресурсов федерального правительства и местных органов исполнительной власти.
  Счет внешнеэкономических операций отражает внешнеэкономические взаимоотношения, определяемые на основе платежного баланса. Основной функцией данного счета является определение взаимосвязей национальной экономики и остального мира. Балансирующая статья данного счета (чистое кредитование или чистое заимствование) соответствует величине финансовых ресурсов переданных или полученных от остального мира.
  Счет операций с капиталом характеризует валовые сбережения и накопления и показывает, какими источниками сбережений (население, предприятия, государство и остальной мир) финансируется валовое накопление.
  Счет денежно-кредитной сферы отражает взаимодействие институциональных единиц, включая банковскую сферу в части денежных потоков кредитных операций.
  Целесообразна разработка также сводной таблицы доходов, расходов, в обобщенной форме показывающей потоки финансовых ресурсов между институциональными единицами.
  Названные выше таблицы недостаточно полно раскрывают воспроизводственные связи в отраслевом разрезе. Решение этой задачи обеспечивает одновременная с системой макроэкономических таблиц разработка межотраслевого баланса в методологии национальных счетов.
  Применительно к субъектам Российской Федерации представляется оправданным и необходимым использование элементов национальных счетов на региональном уровне. Базой для этого являются отчетные показатели валового регионального продукта (ВРП), методика расчета которого была разработана Госкомстатом России и уже использовалась для определения этого показателя по регионам.
  Поскольку каждый субъект Федерации составляет свой бюджет, то с учетом некоторых корректировок он может стать основой счета доходов и расходов органов государственной власти региона. Разработка остальных счетов затруднена, прежде всего, проблемами учета ввоза-вывоза и импорта-экспорта товаров и услуг в региональном разрезе.
  Экономико-математические модели в прогнозировании
  Совершенствование методов разработки прогнозов в основном заключается в более широком использовании модельного аппарата для получения количественных и качественных результатов. В настоящее время подавляющая часть прогнозных параметров получается на основе экспертных оценок. Поскольку отсутствует формальная процедура получения показателей, возникает возможность их произвольного и несогласованного изменения. Этим снижается точность и достоверность прогноза. Более широкое использование модельных схем расчетов позволяет получать согласованные оценки параметров и при изменении одного из них отслеживать соответствующие изменения других. Это значительно сузит возможности произвольной корректировки прогнозных показателей.
  Исходя из имеющегося информационного и методического потенциала, представляется целесообразным формирование следующих трех групп прогнозных моделей:
  1. Укрупненные односекторные модели. Данные модели подразделяются на два типа - для краткосрочного прогнозирования и для долгосрочного прогнозирования. В модели для краткосрочного прогнозирования (эконометрической) большее внимание уделяется финансовым и денежным параметрам, ценам. В модели для долгосрочного прогнозирования основой является описание воспроизводственного цикла, учет эффективности используемых ресурсов. Опыт разработки таких моделей уже имеется.
  2. Эконометрические модели на основе системы национальных счетов. Такие модели можно использовать для краткосрочного и среднесрочного прогнозирования. Они обладают всеми преимуществами системы национальных счетов, т. е. взаимосвязанно представляют финансовые потоки в экономике, обеспечивающие производство и воспроизводство. Пока такие модели для российской экономики еще не разрабатывались.
 3. Прогнозные модели на основе межотраслевого баланса.
  Эти модели обычно используются для составления перспективных прогнозов: среднесрочного и долгосрочного. Данные модели раскрывают межотраслевые взаимодействия и определяют параметры воспроизводства в более развернутом виде, чем односекторные модели. Опыт разработки моделей межотраслевого баланса уже имеется, но его необходимо увязывать с методологией системы национальных счетов.
  В зависимости от временного горизонта подходы к экономическому прогнозированию, а также методы и модели экономического прогнозирования коренным образом различаются.
  При долгосрочном экономическом прогнозировании в расчет необходимо принимать один набор объясняющих переменных. Конкретно речь идет о показателях, характеризующих национальное богатство страны: земельных ресурсах, полезных ископаемых, рабочей силе, основном и оборотном капитале, научно-технических достижениях. При среднесрочном прогнозировании эти факторы уже недостаточны для объяснения динамики объема производства.
  При среднесрочном прогнозировании на первый план выступают показатели платежеспособного спроса населения и других агентов воспроизводственной деятельности (государство, предприниматели, заграница).
  При построении модели краткосрочного прогноза необходимо принимать во внимание принципиально иные факторы. Здесь на первое место выступают показатели, характеризующие финансовую ситуацию в экономике в целом и по отдельным группам хозяйствующих субъектов: домашние хозяйства, государство, предпринимательский сектор, заграница.
 
 4.3. Методы прогнозирования макроэкономических показателей на перспективу
  Для проведения прогнозных расчетов на долгосрочную перспективу необходимо исходить из производственного потенциала страны и показателей его вероятного использования.
  При этом применяются различные методы, к важнейшим из которых относятся:
  Инструментарий производственных функций, связывающих объем производства продукции с затратами факторов производства (ограниченных производственных ресурсов) и эффективности их использования.
  Однофакторные модели типа Харрода-Домара, описывающие динамику объема производства как функцию инвестиций, или объема применяемого труда и его эффективности.
  Эти расчеты ведутся на базе данных баланса народного хозяйства, который дает более полную информацию о наличных производственных ресурсах и степени их использования.
  а. Модели экономического прогноза на базе производственных функций.
  Производственная функция Кобба-Дугласа - одна из простейших функций, применяемых при экономическом прогнозировании. Она получила свое название от фамилий ее авторов, впервые обнаруживших зависимость между объемом примененных факторов производства (труда и капитала) и объемом выпуска продукции.
  Объем выпуска продукции здесь (Y) определяется наличными запасами факторов производства и эффективностью их использования. Факторами производства выступают запасы труда - L и капитала - K. Эффективность использования факторов производства задается показателями предельной производительности при капитале - m и при труде - (1- m)
  m (1- m)
  Y = А* K * L , (4.1)
  где: А - коэффициент, отражающий влияние масштаба производства на выпуск.
  В относительных показателях - темпах прироста связь между макроэкономическими показателями выглядит достаточно просто:
  y = k * m + l * (1- m) , (4.1а)
  где: k - среднегодовой темп прироста капитала,
  m - коэффициент эластичности объема производства по капиталу,
  l - среднегодовой темп прироста труда,
 (1- m) - коэффициент эластичности объема производства по труду.
 
  Данный вид производственной функции предполагает жесткую зависимость между эффективностью факторов производства, а именно равенство их единице. Эта предпосылка существенно сужает возможности применения ее при описании взаимосвязей в экономике, поскольку предполагает роста объема производства точно в соответствии с ростом затрат факторов производства.
  В целях преодоления этого весьма жесткого ограничения ученые предложили модифицировать производственную функцию Кобба-Дугласа, вводя поправки, снимающие ограничение о нейтральном воздействии научно-технического прогресса на экономический рост.
  Модификация производственной функции Солоу. Одна из этих модификаций связана с именем Р.Солоу, который снял ограничение на величину показателей степени при факторах производства единице. В этом случае производственная функция приобретает вид:
  a b
  Y = А* K * L , (4.2)
  при (a + b) = 1 эта функция превращается в производственную функцию Кобба-Дугласа со всеми ее недостатками.
  Если (a + b) > 1 , то производственная функция адекватно описывает взаимосвязи факторов и результата производства в условиях экономического прогресса, когда результат производства растет быстрее роста факторов производства.
  Если (a + b) < 1 , то производственная функция адекватно описывает взаимосвязи факторов и результата производства в условиях экономического регресса, когда результат производства растет быстрее медленнее роста факторов производства.
  В относительных показателях - темпах прироста связь между макроэкономическими показателями выглядит следующим образом:
  y = k * а + l * b , (4.2а)
  где: k - среднегодовой темп прироста капитала,
  а - коэффициент эластичности объема производства по капиталу,
  l - среднегодовой темп прироста труда,
  b - коэффициент эластичности объема производства по труду.
 
  Модификация производственной функции Тинбергеном. Другая модификация производственной функции Кобба-Дугласа связана с именем Я.Тинбергена, который предложил учитывать влияние научно-технического прогресса на экономический рост в виде независимой переменной. В этих целях он дополнил число сомножителей в исходной формуле Кобба-Дугласа дополнительным сомножителем: основанием натурального логарифма е в степени g.
  В этом случае производственная функция приобретает вид:
  m (1- m) g
  Y = А* K * L * е , (4.3)
  Величина коэффициента g говорит о степени воздействия научно-технического прогресса на экономический рост.
  В относительных показателях - темпах прироста - связь между макроэкономическими показателями выглядит следующим образом:
  y = k * m + l * (1- m) + g , (4.3а)
  где: k - среднегодовой темп прироста капитала,
  m - коэффициент эластичности объема производства по капиталу,
  l - среднегодовой темп прироста труда,
  (1- m) - коэффициент эластичности объема производства по труду.
  g - коэффициент, отражающий прирост результатов производства под влиянием научно-технического прогресса.
 
  Модификация производственной функции Анчишкиным. Еще одна модификация производственной функции Кобба-Дугласа связана с именем А.И.Анчишкина, который разложил влияние научно-технического прогресса на две составляющие: независимый научно-технический прогресс - g, научно-технический прогресс, связанный с характером распределения продукта. s.
  В этом случае производственная функция приобретает вид:
  m (1- m) g +s
  Y = А* K * L * е , (4.4)
  Величина коэффициента g + s говорит о степени воздействия научно-технического прогресса в различных его проявлениях на экономический рост.
  В относительных показателях - темпах прироста - связь между макроэкономическими показателями выглядит следующим образом:
  y = k * m + l * (1- m) + g + s , (4.4а)
  где: k - среднегодовой темп прироста капитала,
  m - коэффициент эластичности объема производства по капиталу,
  l - среднегодовой темп прироста труда,
  (1- m) - коэффициент эластичности объема производства по труду.
  g - коэффициент, отражающий прирост результатов производства под влиянием независимого научно-технического прогресса.
  s - коэффициент, отражающий прирост результатов производства под влиянием зависимого научно-технического прогресса (напрямую связанного с затратами из продукта на научные разработки и внедрение их в производство).
 
  Были сделаны другие попытки расширить число факторов, объясняющих динамику результатов производства. Так, Михалевский Б.Н. провел расчеты трехфакторной производственной функции, когда в качестве дополнительного к труду и капиталу фактора были включены природные ресурсы. Заслуживает внимания также предложение Вишнева С.М. о значительном расширении числа объясняющих факторов, включая такие как: квалификация работников, затраты на науку, возрастной состав основного капитала и др.
  Оценка параметров производственных функций может вестись двумя методами: распределительным и производственный.
  Распределительный метод исходит из того, что характер распределения продукта на цели потребления и накопления соответствует величине вклада живого труда и капитала в прирост результатов производства. Т.е. в экономической системе имеет место общее экономическое равновесие.
  Производственный метод базируется на прямой оценке вклада каждого ограниченного производственного ресурса (труда и капитала) в прирост производимого продукта. Расчет показателей эффективности факторов ведется на основе обработки данных временных рядов по тем макроэкономическим величинам, которые присутствуют в искомой функции.
  Сопоставляя между собой коэффициенты эластичности и относительные показатели динамики факторов и результата производства можно провести весьма интересный спектральный анализ меры роста результатов производства за счет различных причин.
 
  б. Методы обоснования динамики и структуры ВВП на среднесрочный период исходя из конечного спроса.
  Этот подход связан с моделями Кейнса и его последователей, когда объем результатов производства определяется отталкиваясь от величины платежеспособного спроса агентов воспроизводственной деятельности: частное потребление домашних хозяйств, потребление государства, инвестиционный спрос, спрос зарубежных потребителей продукции.
  Статистической базой среднесрочных расчетов служат агрегатные счета системы национального счетоводства, дающие характеристику взаимосвязи макроэкономических показателей в стоимостном измерении.
 
  в. Модель экономического роста Харрода - Домара
  Эта в основе своей имеет системное описание взаимосвязей в экономике и включает в свой состав как производственную функцию простейшего типа (когда единственным фактором, объясняющим динамику результатов производства, выступают инвестиции), так и уравнение распределения продукции на потребление и инвестиции. Данная система расчетов в своей основе имеет инвестиции, как главную объясняющую переменную экономического роста.
  В любой экономике определенная часть национального дохода должна сберегаться с целью восстановления износившихся и вышедших из строя капитальных благ (зданий, оборудования и материалов). Однако, для экономического роста нужны и чистые инвестиции, т.е. прирост объемов основного и оборотного капитала. Предположим, что этот объем капитала, назовем его К и валовой национальный продукт (ВНП) страны, обозначим его как Y, связаны простой пропорциональной зависимостью. Допустим, для производства одной единицы ВНП надо затратить три единицы инвестиций. Исходя из этого можно легко определить, какой прирост ВНП даст нам тот или иной объем чистых инвестиций.
  Упомянутое соотношение, известное в науке как коэффициент капиталоемкости, равно 3 к 1. Обозначив этот коэффициент через k и полагая, что норма сбережений s составляет фиксированную долю от национального дохода (допустим, 6%), а чистые инвестиции определяются уровнем сбережений, мы можем построить следующую простую модель экономического роста:
  1. Сбережения S являются фиксированной частью национального дохода Y, откуда:
  S = s * Y (4.5)
  где s - норма сбережений.
  2. Инвестиции I - есть изменение в объеме капитала К, откуда:
  I = < K (4.6)
  3. Объем основного капитала K пропорционально связан с национальным доходом Y через коэффициент капитала k:
  K = k * Y (4.7)
  4. Наконец, так как национальные сбережения S должны быть равны совокупным инвестициям I, мы можем записать это равенство как:
  S = I (4.8)
  Но из выражения (4.5) мы знаем, что S = s * Y, а из выражений (4.6) и (4.7) имеем:
  I = К = k * Y
  Отсюда равенство (4.8) между сбережениями и инвестициями можно записать следующим образом:
  S = s * Y = k * Y = K = I (4.9)
  или просто
  s *Y = k * Y (4.10)
  Поделив обе части равенства (4.10) сначала на У, затем на k, получаем
  Y / Y= s / k (4.11)
  Заметим, что левая часть выражения (4.11) представляет собой темп роста ВНП - у, а правая часть представляет собой соотношение нормы сбережений и капитального коэффициента.
  Выражение (4.11) - это упрощенная форма известного уравнения из теории экономического роста Харрода - Домара. Оно означает, что темп прироста ВНП (y) определяется одновременно нормой сбережений и коэффициентом капитала. Тем самым из этого уравнения следует, что темп роста национального дохода прямо зависит от нормы сбережений (при данном ВНП чем больше в экономике объем сбережений и, стало быть, инвестиций, тем быстрее рост этого ВНП). В то же время рост ВНП находится в обратной зависимости от коэффициента капитала (он будет тем меньше, чем больше k).
  Экономический смысл уравнения (4.11) весьма прост. Чтобы был рост, в стране должна сберегаться и инвестироваться определенная доля ВНП. Чем она больше, тем быстрее рост.
  Эта модель нашла широкое применение в обосновании экономической динамики во многих странах мира в силу своей простоты и смысловой прозрачности.
 
  г. Методы текущего прогнозирования экономической системы (типа квартальной модели США).
  При построении данного класса моделей перечень факторов, обуславливающих величину результатов производства предельно расширен и включает в свой состав как ограниченные производственные ресурсы в той, или иной форме, сторону спроса, финансовые индикаторы. Построение этой системы уравнений базируется на эконометрических подходах к оценке параметров по данным временных рядов.
  Статистической основой краткосрочных расчетов являются дезагрегированные счета системы национального счетоводства, отражающие состояние и взаимосвязь финансовых показателей развития экономики в отраслевом и функциональном разрезе.
 
  Ключевые понятия 4:
  Перечень документов, регламентирующих социально-экономическое развитие страны.
  Прогнозирование: назначение и основные черты.
  Виды экономических прогнозов:
  - частные прогнозы,
  - комплексный экономический прогноз.
  Временные границы прогнозирования:
  - долгосрочный,
  - среднесрочный,
  - краткосрочный прогноз.
  Методологические подходы к прогнозированию экономического развития страны:
  - генетический прогноз,
  - телеологический прогноз.
  Методика прогнозирования.
  Модельные подходы к прогнозированию экономической динамики.
  - экономическое прогнозирование на базе производственных функций,
  - экономическое прогнозирование на базе системы моделей.
  Производственная функция Кобба-Дугласа.
  Производственная функция Солоу.
  Производственная функция Тинбергена.
  Производственная функция Анчишкина.
  Методы оценка параметров производственных функций:
  - распределительный,
  - производственный.
  Модель Харрода-Домара
 
 
  Вопросы для обсуждения:
  1. Экономический рост и экономическое развитие: соотношение категорий.
  2. Функции прогнозирования в регулировании национальной экономики.
  3. Виды экономических прогнозов.
  4. Методологические постулаты построения народнохозяйственных прогнозов.
  5. Сложившаяся в Российской Федерации система экономического прогнозирования.
  6. Практические подходы к разработке комплексного экономического прогноза на долгосрочную и среднесрочную перспективу.
  7. Баланс народного хозяйства как основа прогнозирования динамики сводных народнохозяйственных показателей.
  8. Методы обоснования динамики и структуры ВВП на среднесрочный период, исходя из конечного спроса.
  9. Методы текущего прогнозирования экономической системы (типа квартальной модели США).
  10. Система национальных счетов как инструмент прогнозирования финансовых взаимосвязей в экономике.
  Глава 5. Разработка и реализация концепции
  социально-экономического развития
  5.1. Основы разработки концепции социально-экономического развития страны
  Концепция социально-экономического развития страны - набор показателей, характеризующих цели, стратегию и средства социально-экономического развития страны на будущее.
  Задача государственного регулирования экономики и лежащей в ее основе концепции экономической политики - это компромисс между многочисленными и разнообразными интересами в целях достижения максимального блага в рамках существующего строя.
  Системная реализация государственной экономической политики требует разработки концепции экономического развития, которая соответствовала бы целям, и реальным возможностям, имеющимся в стране в данный момент времени.
  Главной задачей при разработке концепции социально-экономического развития является рост благосостояния населения страны, формирование благоприятной для жизни и трудовой деятельности среды. Это находит отражение в показателях уровня жизни и благосостояния населения, рассмотренных выше.
  Еще одной важной целевой установкой при разработке и реализации концепции социально-экономического развития страны является обеспечение дальнейшего экономического развития при соблюдении принципов общего экономического равновесия.
  С одной стороны речь идет о достижении равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением товаров и услуг. С другой стороны - соблюдение рыночных принципов при воспроизводстве факторов производства (ограниченных производственных ресурсов), что достигается тогда, когда распределение продукта по направлениям конечного использования (по факторам производства) осуществляется в соответствии с предельным вкладом данного фактора в прирост произведенного продукта.
  Этапы разработки концепции социально-экономического развития. Разработка концепции государственной экономической политики базируется на следующих элементах:
  1. Анализ положения дел в экономике. С него начинается рациональная государственная экономическая политика. Анализ проводится на конкретном хозяйственном уровне, выделяются "болевые точки" в экономике страны, отрасли, региона, сферы, оценивается срочность решения проблем, альтернативные последствия устранения или неустранения отрицательных явлений.
  2. Выработка и обоснование целей. Он начинается с определения всех возможных целей вообще, с так называемой каталогизации целей. Затем определяется характеристика каждой цели; она относится к предварительным, опосредствующим или конечным, количественным или качественным, краткосрочным или среднесрочным целям. У некоторых целей могут быть одновременно разные характеристики, в этом случае следует выделить главные из них с точки зрения современной ситуации.
  Цели также различают по масштабам воздействия их исполнения на народное хозяйство и по количественным параметрам затрат, по возможности институционального, финансового и кадрового обеспечения. Далее выясняются взаимоотношения между целями: они могут быть гармоничными, нейтральными или конфликтными.
  3. Упорядочение целей, построение дерева целей - это задача формирования динамичной системы целей социально-экономического развития, распределения их по временным интервалам и рангам.
  Дерево целей - систематизированный набор целевых установок социально-экономического развития.
  Генеральной целью государственного регулирования экономики является укрепление и совершенствование существующего социально-экономического строя.
  Целями первого уровня выступают:
  а. Повышение уровня жизни населения страны.
  б. Поддержание социальной стабильности в обществе.
  в. Обеспечение развития экономики страны в будущем.
  г. Экологическая безопасность страны.
  Целями второго уровня являются более детальные показатели, характеризующие условия выравнивания экономического цикла, совершенствование структуры национальной экономики.
  Все эти цели вместе с генеральной образуют дерево целей, пример которой приведен на рис. 5.1.
 
 Рис. 5.1. Дерево целей экономического развития
 (условный пример применительно к общенациональному уровню).
 
 Глобальная цель государственного регулирования -
 сохранение и упрочение социально-экономического строя.
 Цели 1 уровня:
 1. Повышение уровня жизни населения страны.
 2. Поддержание социальной стабильности в обществе.
 3. Обеспечение условий развития экономики страны в будущем
 4. Экологическая безопасность страны
 Цели 11 уровня:
 1. Повышение уровня жизни населения страны:
 а. рост доходов на душу населения,
 б. товарное обеспечение денежных доходов,
 в. обеспечение населения социальными благами.
 2. Поддержание социальной стабильности в обществе:
  а. соблюдение границ целесообразной дифференциации доходов на душу населения (коэффициент Джини, децильный коэффициент и пр.)
  б. выполнение обязательств государства перед населением, перед занятыми, перед несамодеятельным населением и пр.
  в. Контроль за исполнением обязательств работодателями перед работниками.
 3. Обеспечение условий развития экономики страны в будущем:
  а. финансирование научно-технического прогресса,
  б. обеспечение минимального уровня инвестиций, как гарантия заботы о будущих поколениях,
  в. рациональное размещение производства по территории страны, забота о развитии депрессивных регионов.
 4. Экологическая безопасность страны
  а. уровень загрязнения водных ресурсов,
  б. уровень загрязнения воздушного бассейна,
  в. нарушения в использовании земельных ресурсов.
 Цели 111 уровня:
 1. Повышение уровня жизни населения страны:
 а. рост доходов на душу населения,
 - обеспечение рационального уровня занятости,
 - обеспечение роста средней заработной платы,
  - формирование нормальных условий труда.
 б. товарное обеспечение денежных доходов,
 - развитие комплекса отраслей по производству товаров народного потребления,
  - импорт потребительских товаров,
 в. обеспечение населения социальными благами.
  - здравоохранение,
  - образование и наука,
  - культура и спорт.
 
  Принципы разработки целей государственного регулирования:
  - Адекватность существующему строю. Соответствие генеральной цели деятельности государства - сохранению, укреплению и совершенствованию существующего строя, решению задач повышения уровня жизни народа.
  - Научная обоснованность. Оправданны постановка и осуществление любой цели, которая улучшает положение в экономике в целом, в отдельном секторе или на хозяйственном объекте, не нанося ущерба другим. Если достижение данной цели ведет к нанесению ущерба другим объектам, то этот ущерб должен быть полностью возмещен.
  - Взаимосвязь набора целевых установок. Любая цель государственного регулирования может быть поставлена и достигнута только во взаимодействии со всеми остальными целями в соответствии с ее местом в системе приоритетов целей.
  - Реальность целевых установок. Поставленные цели должны находиться в рамках возможного, т. е. не только в пределах существующих юридических норм (их в случае крайней необходимости можно изменить в соответствии с установленной процедурой), но и в пределах реальных границ.
  - Приемлемость целей членами сообщества. Поставленные цели должны быть ясны, понятны и желательны широким массам избирателей, союзам по экономическим интересам.
  Анализ применимости инструментов государственного регулирования.
  Сюда относятся выяснение условий применимости отдельных регулирующих средств, их соответствия целям, степени совместимости отдельных средств, побочных эффектов их применения, эффективности средств регулирования и достаточности обоснования необходимости их применения.
  Важным остается вопрос о возможностях и границах применения административных методов и средств государственного регулирования, таких как государственное программирование экономики, национализация частной собственности, поддержка развития государственного сектора.
 
 5.2. Методологические подходы при разработке
  концепции развития экономики.
  Все страны так или иначе стремятся к развитию. Экономический рост - важный, но не единственный компонент экономического развития. Развитие - это не только чисто экономическое явление. Оно охватывает как материальную, так и другие стороны жизни. Развитие следует понимать как многомерный процесс, включающий реорганизацию и переориентацию всей экономической и социальной системы. Наряду с ростом производства и доходов оно предполагает радикальные перемены в институциональной, социальной и, административной структурах, равно как и в общественном сознании, а в ряде случаев - в традициях и привычках.
  Модели развития экономики как методологическая основа выработки концепции развития
  Ниже мы рассмотрим только основные теории экономического развития, занимавшие умы ученых и политиков на протяжении последнего полувека.
  а. Теория стадий экономического роста У.Ростоу.
  Появление теории стадий экономического роста во многом связано с политической борьбой, которая имела место в период холодной войны за сферы влияния в Третьем мире.
  Согласно теории У.Ростоу выход из состояния слаборазвитости может быть описан серией шагов или стадий, через которые должна пройти любая страна.
  Ростоу выделял пять стадий движения традиционного общества к зрелости:
  1) традиционное общество,
  2) созревание предпосылок для рывка,
  3) рывок к самоподдерживаемому росту,
  4) переход к технологической зрелости,
  5) эра массового потребления.
  Эти стадии служат не только способом обобщения процесса развития в современном обществе, но и имеют свою внутреннюю логику и последовательность. Они являются теорией экономического роста и, пусть весьма неполной, теорией всемирной истории.
  б. Теория развития Льюиса. Одной из известнейших теоретических моделей развития, в центре внимания которой находится структурная трансформация натуральной потребительской экономики, является двухсекторная модель А.Льюиса, которая до сих пор является господствующей теорией развития для трудоизбыточной экономики стран Третьего мира.
  В модели Льюиса экономика состоит из двух секторов.
  Во-первых, это традиционный сектор, с натуральным сельским хозяйством, скрытым перенаселением и нулевой предельной производительностью труда. Такая ситуация позволила Льюису ввести понятие об избыточной рабочей силе в этом секторе, которую можно изъять оттуда, не уменьшая объем производства.
  Во-вторых, наряду с традиционным в слаборазвитой экономике существует высокопроизводительный современный сектор, к которому относится городская промышленность, и в который постепенно перемещается рабочая сила из сельского хозяйства.
  Основное внимание в модели уделено миграции рабочей силы из деревни в город и росту производства и занятости в современном секторе. Как миграция, так и занятость в современном секторе зависят от экономического роста внутри него, что в свою очередь определяется накоплением капитала и уровнем инвестиций в промышленность. Такие инвестиции производятся за счет реинвестирования прибыли капиталистами современного сектора. Зарплата предполагается фиксированной на уровне, несколько превышающем средние доходы работника традиционного сектора. Льюис полагал, что зарплата в городе должна быть, как минимум, на 30% выше, чем в деревне, что будет создавать достаточные стимулы для миграции
  При фиксированной зарплате в городе предложение рабочей силы из деревни рассматривалось Льюисом как абсолютно эластичное.
  Эта модель представляет наибольший интерес для стран, вступающих на путь индустриализации, или же проходящих период реструктуризации экономики.
  в. Модели структурных преобразований
  Теория структурных преобразований акцентирует внимание на механизме превращения преимущественно аграрной экономики стран Третьего мира в хозяйство с более развитой отраслевой структурой и более высоким уровнем урбанизации.
  При проведении анализа здесь используются такие неоклассические понятия, как цены и распределение ресурсов. Инструментарием моделирования выступают современные эконометрические методы. Широко известными примерами подхода специалистов по моделированию структурных преобразований наряду с моделью трудоизбыточной экономики А.Льюиса является и эмпирический анализ форм развития Х.Ченери. Последний является специалистом в области межотраслевого баланса.
  Ведущая гипотеза теории структурных преобразований Х.Ченери состоит в том, что развитие есть одновременный процесс и экономического роста и различных сопутствующих изменений, более или менее одинаковых для всех стран. Однако, как уже отмечалось, модель допускает различия между странами в темпах и формах развития в связи с целым рядом специфических факторов. К ним относятся природные ресурсы и размер страны, цели и средства государственной политики, доступ к иностранным инвестициям и технологиям, внешнеторговое положение страны.
  Таким образом, эмпирические исследования структурных сдвигов показывают, что темпы и формы развития могут сильно различаться в зависимости как от внутренних, так и от внешних факторов, многие из которых неподконтрольны отдельной развивающейся стране.
  Несмотря на эти различия, сторонники модели структурных сдвигов утверждают, что можно выделить ряд направлений и форм развития, общих почти для всех стран. На них можно воздействовать через государственную политику, рациональную организацию внешней торговли и программы внешней помощи развитию.
  Отсюда сторонники структуралистской школы делают достаточно оптимистичный вывод, что "правильный" выбор экономической политики способен привести к самоподдерживаемому росту.
  г. Модель неоколониальной зависимости.

<< Пред.           стр. 5 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу