<< Пред.           стр. 10 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  Б. Прямые иностранные инвестиции
  В массе своей западные инвестиции в Россию являются прямыми. Прямые инвестиции - долгосрочные вложения капитала, не столь подверженные влиянию краткосрочных политических изменений. Как правило, они идут на реализацию конкретных инвестиционных проектов. Осуществление большинства проектов прямого инвестирования сопряжено с высокими постоянными издержками, которые не позволяют инвесторам быстро изъять вложенный капитал.
  В целях формирования в экономике страны благоприятной инвестиционной среды необходимо проведение следующих мероприятий:
  (1) Четкое определенные налоговых ставок и порядка предоставления лицензий. В настоящее время органы власти различных уровней, особенно местные, обладают правом устанавливать самые разнообразные налоги и лицензионные сборы.
  Обсуждаемый в настоящее время Налоговый кодекс дает возможность несколько улучшить ситуацию. Он предусматривает существенное уменьшение количества взимаемых налогов. При этом необходимо было бы четко определить, какие органы власти (какого уровня) выдают какие лицензии или разрешения.
  (2) Инвесторы, приобретающие значительную долю собственности действующей компании, должны иметь возможность получать более полную информацию о своих деловых партнерах. Они должны иметь доступ к информации, проясняющей отношения собственности в российских компаниях.
  Задача в области государственной политики в отношении к иностранным инвесторам состоит в первую очередь в привлечении прямых иностранных инвестиций в отрасли промышленности, выпускающие экспортозамещающую продукцию, а также в топливно-энергетический сектор. К сожалению, доля прямых иностранных инвестиций продолжает расти недостаточно быстрыми темпами.
 
  Ключевые понятия 10:
  Инвестиционный процесс, инвестиционная деятельность
  Инвестиционная ситуация в России.
  Источники финансирования инвестиций
  Пути повышения инвестиционной активности:
  Налоговое законодательство в области инвестиций,
  Прямые иностранные инвестиции
  Портфельные иностранные инвестиции
  Методы активного вмешательства государства в инвестиционный процесс.
  Методы обоснования приоритетных направлений инвестирования:
  Критерии оценки финансовой эффективности инвестиций.
 
  Вопросы для обсуждения:
  1.Особенности переходного периода в инвестиционной сфере.
 2. Активные и пассивные методы государственного воздействия на инвестиционный процесс.
 3. Способы активного вмешательства государства в инвестиционный процесс.
  4. Налоговое регулирование инвестиций.
  5. Инструменты и методы обоснования приоритетных направлений государственного инвестирования.
  6. Методы финансовой и экономической оценки эффективности инвестиций.
  7. Методы регулирования иностранных инвестиций. Какие условия должны быть созданы государством для привлечения прямых и портфельных иностранных инвестиций.
 
 
 
  Глава 11. Территориальное регулирование экономики
 
 11.1. Проблемы регулирования регионального развития
  экономики
  Территориальное регулирование экономики - процесс выработки и установления рациональных территориальных пропорций в развитии экономики страны, способ проведения региональной экономической политики.
  В структуре народного хозяйства страны необходимо выделять отдельные элементы, отражающие территориальное развитие. В качестве таковых можно выделять экономические районы. Общее их число составляет 18 единиц.
  Однако , такая территориальная разбивка территории страны не вполне приемлема в условиях развития федерализма в управлении экономикой РФ. Особенно это касается перспективных расчетов. В этом случае целесообразно вести речь об укрупненных регионах, число которых составляет порядка 7-8 единиц.
  Региональная экономическая политика представляет собой комплекс различных мер (законодательных, административных и экономических), проводимых как федеральным правительством, так и местными органами власти. Цель этих мероприятий устранение диспропорций в экономическом развитии, более полное использование потенциала регионов, содействие развитию депрессивных районов страны.
  Новые проблемы территориального регулирования экономики вытекают из объективно сложившихся экономических и политических условий.
  Объективные предпосылки повышения роли регионального подхода к регулированию экономики связаны со следующими объективными моментами:
  - обострение социальных проблем, лучше всего решать на региональном уровне;
  - развитие идей федерализма в государственном устройстве страны, что обуславливает необходимость делегирования прав и ответственности за развитие социально-экономической сферы с федерального уровня на региональный;
  - обострение экологических проблем, которые имеют региональную привязку и лучше решаются на региональном уровне.
  - обострение проблемы устойчивости национальной экономики, которая раньше трактовалась под углом зрения устойчивости функционирования в чрезвычайных (военных) условиях, теперь проблема устойчивости экономического развития становится одной из повседневных проблем задач правительства;
  - объективная неравномерность в размещении природных ресурсов, производительных сил и населения. Если рассмотреть некоторые проблемы размещения производительных сил на современном этапе с выделением трех крупных зон: Европейская зона, Сибирь и Дальний Восток, Северный Кавказ, то увидим, наличие существенных диспропорций.
  Основное объективное противоречие территориального развития российской экономики состоит в нерациональном размещении основных видов ресурсов по зонам страны. Подавляющая часть основных фондов расположена в центре Европейской части страны и на Урале, полезные ископаемые в Сибири, а прирост трудовых ресурсов - в основном в районе Северного Кавказа.
  Важнейшая особенность, которую непременно нужно учитывать при решении вопросов территориального развития - неравномерность в распределении трудовых ресурсов и в первую очередь их приростной части. Почти 2/3 прироста трудовых ресурсов в настоящее время приходится на Северный Кавказ, в то время как в этом регионе имеется лишь менее десятой части производственных мощностей промышленного производства страны.
  Имеется также проблема размещения производства по городам различного размера: между крупными, средними и малыми городами.
  Есть и политический аспект этой проблемы, а именно возрождение идей полновластия местных органов власти и тем самым реализация идей подлинного федерализма.
  Таким образом, объективные экономические условия, сложившиеся в настоящее время диктуют необходимость усиления территориального подхода в государственном регулировании экономики.
  Б. Задачи территориального регулирования экономики на современном этапе можно свести к следующим основным группам:
  Во-первых, необходимо обеспечить эффективную территориальную специализацию, которая ведет к повышению эффективности экономики страны. До сих пор специализация производства осуществлялась с отраслевых позиций. В новых условиях задача состоит в том, чтобы обеспечить рациональную специализацию той или иной территории на выпуске определенной продукции, выгодной с народнохозяйственных позиций. Рациональное размещение производства по территории страны - это в первую очередь задача центральных и региональных органов власти, но отнюдь не отраслевых министерств.
  Во-вторых, проблема организации регионального хозяйства как единого целого. Это - одна из главных задач государственных органов управления республиканского уровня. К решению этой проблемы примыкают:
  вопросы сбалансированного развития хозяйства на территории региона;
  обеспечение пропорциональности в производстве продукции на территории,
  обеспечение сбалансированности производства с наличными производственными ресурсами,
  задачи рационального использования трудовых и других видов производственных ресурсов.
  В-третьих, задачи повышения уровня жизни населения, проживающего в регионе. При этом следует учесть, что сами требования к стандарту жизни различны в разных районах страны в силу разнообразия природно-климатических, национально-этнических и прочих факторов.
  К этому кругу проблем тесно примыкают проблемы экологии и охраны окружающей среды, а также проблемы развития социальной инфраструктуры.
  Для эффективного решения комплекса задач регионального развития государственные органы располагают по крайней мере тремя формами воздействия:
 (1) прямое участие государства в создании и совершенствовании инфраструктуры региона,
 (2) трансферты регионам из федерального бюджета на цели социального и экономического развития,
 (3) административные меры ограничительного и поощрительного характера,
  Прямое государственное участие в создании производственной и социальной инфраструктуры в регионе осуществляется как посредством прямых государственных ассигнований, так и путем участия государства в обществах смешанной экономики. Кроме этого государство влияет на размещение производства в регионах путем финансирования особо важных предприятий и промышленных комплексов. Трансферты из федерального бюджета будут рассмотрены в гл.12. Меры поощрительного и ограничительного характера были рассмотрены нами выше, при рассмотрении вопросов стимулирования предприятий частного сектора к поощрению следования их руслу индикативного плана.
 
 11.2. Инструменты государственного регулирования
  регионального развития
  В настоящее время в Российской Федерации имеет место тот самый процесс регионализации, который в свое время привел к распаду СССР. Федеральная власть все больше и больше утрачивает контроль за социально-экономической ситуацией в регионах. Регионы все больше обретают черты равноправных партнеров центра и постепенно присваивают хозяйственные полномочия, присущие федеральным органам государственной власти.
  Этому процессу необходимо противостоять всеми возможными средствами. Поскольку центробежные тенденции связаны с объективными трудностями регионов, то разработка и реализация программ социально-экономического развития регионов может стать инструментом, помогающим территориальным образования найти выход из сложившейся сложной ситуации. Надо сразу отметить, что разработка и принятие такого рода программ должны опираться на единую целостную концепцию территориального развития экономики страны..
  К основным документам, регламентирующим территориальное развитие экономики в стране относятся:
  - генеральная схема развития и размещения производительных сил страны;
  - схемы размещения и развития отдельных отраслей (многоотраслевых комплексов);
  - схемы районной планировки.
  Генеральная схема развития и размещения производительных сил страны - комплексный документ отражающий рациональное развитие производства, а также его размещение по территории страны. Разрабатывается СОПС при министерстве экономики.
  Схемы размещения и развития отраслей (многоотраслевых комплексов) - документы отражающие рациональное развитие производства той или иной отрасли, а также рациональное размещение производств данной отрасли по территории страны с точки зрения общенациональных интересов. Разрабатывается соответствующими отраслевыми министерствами при участии СОПС.
  Схемы районной планировки - конкретные планы организации и размещения производства в рамках административного район, города.
  Опираясь на данные этих документов можно обоснованно подойти к обоснованию территориального развития экономики в будущем.
 
  11.3. Методы разработки и реализации программ социально-экономического развития региона.
  Региональные экономические программы есть одна из важнейших форм государственного воздействия на развитие регионов. Это - один из важнейших инструментов проведения региональной экономической политики, практическое средство выхода из кризиса, обеспечение подъема экономики и повышения жизненного уровня населения в каждом регионе страны.
  Можно назвать следующие примеры общенациональных и региональных программ: "Программа структурной перестройки на 1993-95 год вплоть до 2000 года", "Федеральная программа ликвидации последствий радиационных катастроф в значительной части областей Европейской части России, на Урале и в Западной Сибири", "Программа социально-экономического развития малочисленных народов Севера", 1993г - "Программа экономического и социального развития Курильских островов", "Программа развития Дальнего Востока", Региональные программы осуществления экономических реформ в Нижегородской, Самарской, Свердловской областях, "Программа поддержки предпринимательства в Псковской области", "Программа развития экономики Амурской области".
  Законодательство России дает основание для разграничения программ экономического развития на федеральные и региональные.
  Проблемы финансирования региональных программ. Одним из главных вопросов практической реализации региональной программы является проблема финансирования ее мероприятий. Финансирование программ осуществляется за счет бюджетов соответствующего региона, его внебюджетных фондов, привлеченных кредитов и внутренних инвестиций.
  Региональные программы находят также государственную поддержку и могут финансироваться отчасти за счет федеральных источников. Как правило, денежные средства из федерального бюджета направляются на развитие объектов производственной инфраструктуры: строительство и реконструкцию аэропортов, автомобильных и железных дорог, объектов энергетики, развитие морских причалов, транспортных средств, средств связи, объектов социальной инфраструктуры.
  Что касается участия местных органов власти, то средств недостаток средств в местных бюджетах может быть компенсирован предоставлением права распоряжаться частью средств от продажи лицензий, штрафов за экологический ущерб, налога на прибыль и добавленную стоимость, акцизов и платежей предприятий за природные ресурсы и средств от приватизации объектов госсобственности, которые перечисляются в бюджетные и внебюджетные фонды.
  В отдельных случаях для успешного осуществления региональной программы (например, в части создания и расширения экспортного потенциала) может потребоваться привлечение внешних финансовых ресурсов (кредитов, инвестиций, новых технологий).
 
  Ключевые понятия 11:
  Территориальное регулирование экономики.
  Региональная экономическая политика.
  Объективные предпосылки повышения роли регионального подхода к регулированию экономики.
  Основные документы, регламентирующие территориальное развитие экономики:
  - генеральная схема развития и размещения производительных сил страны;
  - схемы размещения и развития отдельных отраслей (многоотраслевых комплексов);
  - схемы районной планировки.
  Региональные программы: назначение и методы разработки.
 Финансирование региональных программ.
 
 
  Вопросы для обсуждения:
  1.Объективные предпосылки повышения роли регионального подхода к регулированию экономики.
  1. Каковы, на ваш взгляд, важнейшие задачи государственного регулирования региональной экономики.
  2. Функции федеральных органов государственной власти по регулированию региональной экономики.
  3. Задачи региональных органов государственной власти по комплексному развитию региональной экономики.
  4. Методы разработки и реализации программ социально-экономического развития региона.
  5. Проблемы финансирования региональных программ. Пути их решения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  РАЗДЕЛ 4. ТЕКУЩЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ
 
  В рамках данного раздела будут рассмотрены следующие вопросы: формирование конкурентной среды и эффективного предпринимательства, бюджетное регулирование экономики страны, налоги как инструмент государственного регулирования экономики, денежное и кредитное регулирование экономики, государственная валютная политика, государственное регулирование внешнеэкономических связей страны, правовая база государственного регулирования экономики в Российской Федерации.
 
  Глава 12. Формирование конкурентной среды
  и эффективного предпринимательства
 
  12.1. Роль государства в формировании эффективной
  рыночной среды
  Эффективная рыночная экономика - экономика функционирующая на принципах рыночных отношений, свободного предпринимательства, когда каждый покупатель свободен в своем выборе товаров, а каждый предприниматель свободен в выборе сферы приложения своего труда и капитала. Эффективная рыночная экономика это в первую очередь система, ориентированная на удовлетворение спроса населения.
  Характерные черты рыночной экономической системы, ориентированной на удовлетворение платежеспособного спроса:
  1. Ее динамика определяется платежеспособным спросом, когда только платежеспособный спрос потребителей (а не объем возможного предложения товаров и услуг) лимитирует объемы общественного производства.
  2. Существуют жесткие бюджетные ограничения для всех агентов рыночных отношений: государства, фирм и домашних хозяйств.
  3. Структура экономики при этом рационализируется под влиянием конъюнктуры рынка.
  4. Государство в этих условиях действует в рамках общеэкономической конъюнктуры, устанавливая и контролируя правила игры на рынке, стремясь, прежде всего, развивать "отрасли прорывных технологий", чтобы в условиях НТР не отстать от стран-конкурентов.
  Альтернативным вариантом является - дефицитная экономика или экономическая система, ориентированная на предложение. Для дефицитной экономики, которая была характерна нашей стране в недалеком прошлом, действуют следующие принципы:
  1. Наличие ресурсных ограничений для всех предприятий, в том числе мягкие и подвижные бюджетные ограничения для государственного сектора, в руках которого находится до 98% экономического потенциала страны.
  2. Основа дефицитной экономики - внеэкономически сформированная система цен в народном хозяйстве, которая искажает успехи и просчеты как государства вообще, так и предприятий в частности.
  3. Непременное наличие антипода дефицита - "неликвидов" (резервов, запасов и др.).
  В этих условиях цикличность развития экономики, обусловленная технико-экономическими условиями развития, смягчается и регулируется активной деятельностью государственных структур, которые руководствуясь общегосударственными интересами, перераспределяют ресурсы и прибыль производителей из одной сферы в другую, что способствует решению проблемы кризисов в экономике, но вместе с тем сковывает хозяйственную инициативу предприятий, не позволяет им принимать самостоятельные решения.
  Государственная поддержка предпринимательства направлена на помощь малому и среднему предпринимательству и преследует следующие цели:
  - введение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности,
  - создание условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недогруженных основных фондов,
  - концентрация ресурсов государственной поддержки на формирование в малом бизнесе высокотехнологичного товаропроизводящего и инновационного секторов экономики,
  - создание условий для развития кооперации малого предпринимательства с крупным производством,
  - формирование благоприятного порядка налогообложения организаций, входящих в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства,
  - создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечения для этих целей иностранных кредитов.
  Проблемы создания эффективного собственника. Создание эффективного собственника является главной задачей, которая была поставлена в ходе экономических преобразований в нашей стране. Считалось, что государственная собственность на средства производства обезличивает заинтересованность в эффективном их использовании.
  Исходя из этого, по мнению "либералов" необходимо провести разгосударствление собственности, передать ее в руки реальных хозяев, которые будут больше заинтересованы в ее эффективном использовании. К сожалению, следует отметить, что проблема создания эффективного собственника не была решена.
  Главными задачами в сфере управления государственной собственностью на современном этапе является:
  - облегчение внешней нагрузки на государственные предприятия, связанной с выполнением ими несвойственных функций по содержанию обширной социальной сферы,
  - завершение реорганизации всех федеральных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, путем преобразования их либо в хозяйственные общества с бессрочным закреплением 100% прав участия в уставном капитале, либо в федеральные "казенные" предприятия.
  - формирование эффективного механизма управления предприятиями, частично или полностью находящимися в государственной собственности.
 
 12.2. Антимонопольная политика государства.
  Антимонопольная политика государства реализуется в первую очередь в совокупности антимонопольных (антитрестовских) законов, которые призваны установить "правила игры" на конкурентном рынке.
  Государственное антимонопольное регулирование ведется в двух направлениях:
  На тех немногих рынках, где условия препятствуют эффективному функционированию отрасли при конкуренции, т.е. в так называемых естественных монополиях, государством создаются общественные регулирующие органы для контроля за их экономическим поведением и в первую очередь контроль за политикой в области цен.
  На большинстве других рынков, где монополия не стала необходимостью, общественный контроль принимает форму антимонопольного законодательства.
  Естественная монополия существует в тех случаях, когда одна фирма может обеспечивать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, достигаемые за счет масштаба. Это характерно для предприятий общественного пользования, где для достижения низкой цены необходима крупномасштабная деятельность.
  Для обеспечения приемлемого поведения таких монополий могут использоваться два варианта: государственная собственность
 и государственное регулирование.
  Для естественных монополий обычно устанавливается "справедливый" доход, то есть цена, равная средним валовым издержкам. Однако это влечет за собой отсутствие стимула предприятия к снижению издержек.
  Таким образом, цель государственного регулирования естественных монополий состоит в том, чтобы защитить общество от их всевластия на рынках путем регулирования цен и регламентации качества обслуживания.
  Закон Шермана. Антитрестовские законы как способ контроля деятельности монополий являются Эта форма контроля имеет богатую историю. Столетие назад в США был принят знаменитый закон Шермана, запрещающий любые виды сговора и любые попытки монополизации какой-либо отрасли. Однако, формулировки этого закона были весьма расплывчаты с юридической точки зрения, что не позволяло четко определить преступление.
  Следующим шагом был закон Клейтона от 1914г., который уточнял и дополнял ряд положений предшествующего антимонопольного закона. В том же году была создана Федеральная торговая комиссия, в компетенцию которой контроль за исполнением вышеназванных законов, а также расследовать нечестные действия по своей инициативе. Закон о Федеральной торговой комиссии расширил диапазон незаконного поведения и предоставил независимому антитрестовскому органу полномочия для проведения расследований.
  Значительное число антимонопольных актов доказывают чрезвычайную важность этих законов для общества. Действительно, бесконтрольная монопольная власть может принести существенные убытки обществу, во-первых, препятствием свободной рыночной конкуренции, применением нечестной конкуренции, что ведет к банкротству мелких производителей; во-вторых, возможностью установления монопольно высоких цен, а также снижением качества продукции; в-третьих, отставанием в научно-техническом совершенствовании производства.
  С другой стороны, антимонопольные законы не должны карать крупных производителей, не использующих незаконных методов конкурентной борьбы. Если это условие не будет выполнено, то у предпринимателей значительно сократятся стимулы делать свое предприятие более сильным и выпускать больше продукции.
  Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает наиболее эффективное соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым под особенности развития экономики, и государство должно умело и эффективно использовать этот механизм.
 
  Ключевые понятия 12:
  Эффективная рыночная система
  Конкурентная среда
 Государственная поддержка конкурентной среды
 Эффективный собственник
 Естественные монополии
  Закон Шермана
  Антимонопольное законодательство
 
  Вопросы для обсуждения:
 1. Характерные черты эффективной рыночной экономики.
 2. Государственная поддержка предпринимательства: направления и средства.
 3. Особенности функционирования естественных монополий.
 4. Цели государственного регулирования естественных монополий.
 
 
  Глава 13. Бюджетное регулирование экономики страны
 
  13.1. Теория и методы построения бюджетной системы
 страны
  Бюджетная политика - одно из направлений денежной политики государства. Государственные финансы - есть главный инструмент перераспределения валового продукта страны и воздействия государства на экономическое развитие страны.
  Под бюджетной политикой понимается изменение государственных доходов и расходов в целях поддержания рыночного равновесия и стимулирования развития отдельных сфер национальной экономики. Государственный бюджет есть концентрированное выражение экономической политики.
  Виды бюджетно-налоговой (фискальной) политики.
  Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) имеет целью преодоление циклического спада экономики путем увеличения государственных расходов и снижения налогов.
  Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет целью ограничение циклического подъема экономики путем снижения государственных расходов и увеличения налогового бремени.
  При проведении бюджетно налоговой политики можно выделить целенаправленное изменение величины государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства. Такого рода политика называется дискреционной фискальной политикой. В противовес ей есть процедура автоматического изменения названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение, либо уменьшение налоговых поступлений в государственный бюджет в периоды роста ВНП.
  Встроенные (автоматические) стабилизаторы - есть экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровня занятости и объема выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики государства. В качестве встроенных стабилизаторов обычно выступают:
  - прогрессивная система налогообложения,
  - система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице),
  - система участия в прибылях.
  Встроенные стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального уровня, а лишь ограничивают размер этих колебаний. Встроенные стабилизаторы экономики, как правило, сочетаются с мерами дискреционной фискальной политики правительства, нацеленными на обеспечение полной занятости ресурсов. Они смягчают проблемы продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, поскольку эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства законодателей.
  Государственные финансы, состоящие из государственного бюджета и внебюджетных средств, являются главным инструментом перераспределения ВВП. Через государственные финансы перераспределяется весьма значительная часть произведенной продукции в странах с развитой рыночной экономикой: в Швеции - около 2/3, в Нидерландах, Франции, Норвегии - около половины, в Японии - 1/3. В нынешней России эта величина составляет примерно 1/2 ВВП.
  Основная часть государственных доходов и расходов проходит через государственный бюджет. Государственные финансы - основной канал, по которому созданная в одних отраслях добавленная стоимость перераспределяется в другие в соответствии с общественными потребностями.
  Понятие государственного бюджета. Государственный бюджет - как правило, годовая роспись государственных доходов и расходов. Это важнейшее средство государственных органов по проведению активной экономической политики в стране.
  К государственному бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды - денежные средства государства, имеющие целевое назначение при использовании и не включенные в государственный бюджет в целях облегчения последнего и более эффективного использования финансовых средств.
  По своей сути государственный бюджет - договорной документ, результат соглашения между различными экономическими силами в экономике страны.
  Государственный бюджет - есть компромисс, отражающий соотношение сил между основными группами населения в стране.
  Две ипостаси государственного бюджета: федеральный и консолидированный бюджеты.
  Федеральный бюджет - годовая роспись доходов и расходов федерального правительства. Это важнейшее средство государства органов по проведению активной экономической политики в стране.
  Консолидированный бюджет - годовая роспись всех государственных доходов и расходов, включая как федеральный уровень, так и уровень субъектов Федерации, а также муниципальных образований. Он отражает возможности и направления воздействия федерального правительства и администрации субъектов Федерации по проведению экономической политики в стране.
  Важнейшие функции государственного бюджета следующие:
  - аккумуляция финансовых ресурсов в руках государственных органов в целях распределения и перераспределения между отраслями, регионами и слоями населения,
  - обеспечение содержания государства с его институтами, призванными реализовывать функции государственной власти,
  - стимулирование экономического роста по важнейшим для страны направлениям,
  - социальная защита беднейших слоев населения, пенсионеров и подрастающего поколения.
  Структура государственного бюджета. Примерная структура государственного бюджета развитой страны выглядит следующим образом (См. таблицу 13.1).
  Назначение бюджетных расходов. Бюджетные расходы выполняют множество функций политического, социального и хозяйственного свойства.
  Политические функции состоят в поддержании существующего социально-экономического строя и включают в себя такие затраты как государственное управление, армия, безопасность, внешнеполитическая деятельность, поддержка СМИ и пр.
  Социальные функции состоят в стабилизации социально-экономической ситуации в стране, смягчении различий в уровне доходов и уровня жизни различных доходных групп населения, поддержка отраслям, оказывающим социальные услуги (здравоохранению, образованию, культуре и пр.).
  Экономические функции государственного бюджета состоят:
  - в формировании конкурентной рыночной среды в экономике страны, путем антимонопольных мероприятий, поддержки малого и венчурного предпринимательства,
  - в структурной перестройке экономике, путем поддержки отдельных отраслей, имеющих наиболее важное значение для экономики страны,
  - в содействии выходу отечественных производителей на внешний рынок,
  - в выполнении обязательств по выплате внутреннего и внешнего долга.
  Изменяя структуру расходов бюджета, государственные органы оказывают регулирующее воздействие на размеры спроса и капиталовложений, на отраслевую и региональную структуру экономики, на конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Изменяя объемы и структуру расходов бюджета, можно добиваться практической реализации той или иной экономической политики.
  Расходы бюджета играют в государственном регулировании экономики гораздо меньшую роль, чем бюджетные доходы, и в первую очередь такие инструменты как налоги и ускоренная амортизация основного капитала.
 
  Таблица 13.1. Основные показатели государственного бюджета развитых стран (Россия-1997г.)
 ----------------------------------------------------------------------------------------
 1. Доходы: 100
 1.1. Налоги (пошлины, сборы) 70-80 (76,6)
 1.2. Неналоговые поступления
 (доходы от государственной собственности,
 от внешней торговли, от приватизации и пр.) 8-10 (10,0)
 1.3. Другие налоги, сборы и неналоговые
 поступления, целевые бюджетные фонды 10-20 (13,6)
 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
 2. Расходы: 100
 2.1. Затраты на социальные услуги (здравоохранение,
 образование, социальные пособия) 30-40 (18,2)
 2.2. Затраты на производственно-хозяйственные нужды
 (капиталовложения в промышленность, инфраструктуру,
 дотации гос. предприятиям, субсидии сельскому хозяйству,
 расходы на осуществление гос. программ) 10-20 (14,9)
 2.3. Расходы на оборону 10-20 (18,4)
 2.4. Административно-управленческие расходы
 (содержание правительственных и судебных органов,
 органов безопасности и внутренних дел) 5-8 (10,1)
 2.5. Платежи по государственному долгу 7-10 (13,3)
 2.6. Трансферты другим уровням управления 10-15 (12,5)
 2.7. Расходы бюджетных фондов, пополнение
 государственных резервов и пр. - (12,6)
 ----------------------------------------------------------------------------------------
 
  Сбалансированность доходов и расходов государственного бюджета.
  Идеальное состояние с исполнением государственного бюджета - полное покрытие государственных расходов доходами, а еще лучше - наличие остатка средств - профицита государственного бюджета. Однако, эта ситуация встречается крайне редко. Чаще имеет место дефицит государственного бюджета, т.е. превышение расходов над доходами.
  Дефицит государственного бюджета входит в число важнейших макроэкономических показателей, характеризующих устойчивость экономики страны.
  Обычно выделяют первичный и общий дефицит бюджета.
  Первичный дефицит госбюджета - это разность между величиной общего дефицита и суммой процентных выплат по государственному долгу.
  Способы покрытия дефицита государственного бюджета:
  (1) внутренние и внешние государственные займы. Они осуществляются в виде продажи государственных ценных бумаг, займов у внебюджетных фондов и международных финансовых организаций;
  (2) эмиссия денежных знаков государственным банком.
  В целях сохранения стабильности экономических связей, правительства развитых стран всеми мерами стараются избежать неоправданной эмиссии денег. Для этого в большинстве развитых стран законодательно закреплена независимость национального эмиссионного банка от законодательной и исполнительной власти.
 
  Таблица 13.2. Источники покрытия дефицита федерального
  бюджета Российской Федерации (трлн.руб., в % от дефицита)
  1996 1997
  трлн.руб. % от трлн.руб. % от
  дефицита дефицита
 Финансирование - всего 74,3 100 93,2 100
 А. Внутреннее 41,0 55,2 37,9 42,6
 кредиты - всего:
 а. Государственные кратко-
 срочные обязательства 38,1 51,3 36,4 39,0
 б. Другие государственные
 ценные бумаги - 7,9 . . . 1,7 1,8
 в. Облигации государств.
 сберегательного банка 6,3 8,5 5,1 5,5
 - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
  Б. Внешние
 кредиты - всего:
 - Международным
 финансовым организациям 22,5 30,3 25,0 26,6
 - Правительствам , банкам,
 финансовым институтам 10,8 14,5 28,5 30,6
 ----------------------------------------------------------------------------------------
 
  Государственные займы менее опасны по сравнению с эмиссией, однако, и они оказывают негативное влияние на развитие экономики страны:
  Во-первых, прибегая к принудительному размещению государственных ценных бумаг, государство нарушает тем самым рыночную мотивацию деятельности частных финансовых институтов и субъектов рынка.
  Во-вторых, размещение государственного займа мобилизуя свободные средства на рынке ссудного капитала, тем самым сужают возможности получения кредитов частными фирмами.
  Начиная с 1998 года, государственный бюджет России составляется по принятой в мировой практике методике расчета дефицита бюджета, предусматривающего отражение расходов по погашению долга в источниках финансирования дефицита бюджета (со знаком минус), а расходов по обслуживанию государственного долга в расходной части бюджета.
  Государственный долг. Текущая задолженность правительства постепенно накапливается и превращается в государственный долг.
  Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для стабильности национальной экономики, в первую очередь для устойчивого денежного обращения.
  Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний.
  Предметом особого внимания государственных органов является внешний долг. Если платежи по внешнему долгу составляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, то привлекать новые займы из-за рубежа становится проблематично. В этом случае их предоставляют неохотно и под более высокие процентные ставки, требуя залогов или особых поручительств.

<< Пред.           стр. 10 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу