<< Пред. стр. 4 (из 15) След. >>
Реальное воплощение социальной политики проводится региональными и местными органами власти в значительной мере за счет средств, предоставляемых из государственного бюджета. Распоряжение бюджетными средствами - главный инструмент реализации полномочий властных структур разного уровня.Для федеральных органов современной России характерны следующие черты:
- раздутость управленческого персонала,
- дублирование в выполнении отдельных функций,
- отсутствие научной организации управления экономическими процессами в стране и регионах,
- высокая степень бюрократизации государственной власти.
В настоящее время интересам российской бюрократии соответствует сохранение неопределенности в вопросах собственности. Государственные чиновники не несут ответственности за "ничью" собственность, в то же время могут распоряжаться ею как "своей". Скорейшее решение проблемы собственности в интересах большинства рядовых граждан страны.
Региональная бюджетно-налоговая система - это достаточно обособленная часть соответствующей общегосударственной системы, связанная с последней структурно. Бюджетно-налоговые системы регионов РФ аккумулируют в настоящее время более половины всех бюджетно-налоговых потоков государства.
Проблема формирования бюджетов регионов и его взаимоотношений с федеральным бюджетом, разделение полномочий на различных уровнях - одна из самых сложных, проблем современного федерального устройства. Характер взаимодействия и совершенствование механизма регулирования региональных бюджетно-налоговых отношений будет рассмотрено ниже.
Ключевые понятия 2.
Различные срезы в структуре экономики:
- функциональная структура экономики,
- социальная структура,
- отраслевая структура экономики,
- территориальная структура экономики.
Объект государственного воздействия.
Система показателей воспроизводства в соответствии с теорией предложения:
- показатели производственных ресурсов,
- показатели результатов производственной деятельности,
- показатели распределения и использования продукта.
Показатели, характеризующие взаимосвязь экономических переменных (со стороны предложения):
- потенциальный ВНП,
- производительность труда,
- закон Оукена.
Баланс народного хозяйства
Показатели, характеризующие взаимосвязь экономических переменных (со стороны спроса):
- факторные доходы,
- амортизация,
- заработная плата,
- сбережения.
Показатели, характеризующие взаимосвязь экономических переменных (со стороны спроса):
- спрос избыточный,
- предложение избыточное,
- общее экономическое равновесие.
Национальное счетоводство.
Структура органов государственной власти.
Функции федеральных органов власти по управлению экономикой:
- министерство экономики,
- министерство финансов,
- Центральный банк России.
Гармонизация экономических отношений между Федерацией и ее объектами.
Региональная бюджетно-налоговая система.
Задачи государственных органов разного уровня по социальной защите населения.
Вопросы для обсуждения:
1. Объект и предмет государственного воздействия на экономику
2. Какие изменения претерпела отраслевая структура
российской экономики.
3. Какие изменения претерпела социальная структура российской экономики.
4. Какие изменения претерпела территориальная структура российской экономики.
5. Процесс общественного воспроизводства со стороны предложения
6. Процесс общественного воспроизводства со стороны спроса.
7. Основы рационального управления собственностью казенного предприятия.
8. Какие полномочия осуществляют органы власти различных уровней.
9. Принципы разграничения компетенции между федеральным, региональными и местными органами власти.
10. Функции федеральных органов по управлению экономикой
Глава 3. Инструменты и методы государственного
регулирования экономики
3.1. Инструменты государственного регулирования
экономики
При руководстве экономическим развитием государство обязано использовать весь наработанный мировой практикой арсенал мер, начиная от прогнозирования (ориентации производителей в будущей экономической ситуации) и кончая планированием (отдельных секторов и сфер деятельности).
Совокупность инструментов государственного регулирования включает в себя следующие основные элементы:
1. Экономическое прогнозирование - предвидение будущего состояние экономики и сопряженных с ней сфер.
2. Составление индикативного плана (прогноза) по всему комплексу хозяйства страны.
3. Разработка и реализация адресного плана по определенному кругу хозяйственных объектов, входящих в подведомственное государственным органам власти хозяйство.
4. Применение инструментария косвенного воздействия (через экономические рычаги) на хозяйствующие объекты.
5. Разработка и реализация целевых комплексных программ, по решению наиболее приоритетных задач социально-экономического развития страны.
Систему документов, регламентирующих социально-экономическое развитие страны можно представить следующим образом. (См. схему 3.1).
Экономическое прогнозирование - предвидение будущего состояние экономики и сопряженных с ней сфер. Экономический прогноз - исходная основа для определения целей развития, выработки стратегии и тактики социально-экономического развития.
Схема 3.1. Перечень и взаимодействие плановых
документов
Экономические прогнозы
Частные прогнозы Комплексный прогноз
Экономические программы
Программы по развитию Программы по решению
социальной сферы отдельных важных проблем
Финансовый план
(государственный бюджет)
Федеральный бюджет Консолидированный бюджет
Индикативный план
План по стране План по отраслям План по регионам
В перечень документов, отражающих будущее экономики страны, входит комплексный экономический прогноз, отражающий общее состояние экономики в разрезе основных макроэкономических показателей и система частных экономических прогнозов, отражающих будущее состояние отдельных структурных элементов экономики страны. При этом частные прогнозы формируют общую основу комплексного экономического прогноза.
Прогнозы развития экономики - одна из исходных баз для определения целей социально-экономического развития, выработки стратегии и тактики экономического развития. Она является основой для определения потенциальных возможностей экономики, поиска наиболее эффективных средств государственного воздействия на экономику и в конечном итоге экономический прогноз - необходимая основа для разработки индикативного плана.
Программирование экономического развития - разработка и реализация программ развития всей экономики, или отдельных ее частей: регионов, многоотраслевых комплексов, решения отдельных крупных народнохозяйственных проблем. Программы - основные инструменты прямого активного вмешательства государства в ход воспроизводственного процесса в условиях рыночных отношений.
В настоящее время государственными органами Российской Федерации принято и практически реализуется решение о переходе на программные методы управления экономикой. В основу этого метода положена система программ, которые реализуются либо государственными органами разного уровня, либо частными компаниями при государственной поддержке. Программы являются основой проводимой в стране бюджетной политики, которая направлена на реализацию приоритетных проблем экономического развития.
В соответствии с важностью можно выделить федеральные, региональные и отраслевые программы. Региональным программам в случае их важности может присваиваться статус федеральных. Федеральные целевые программы являются важнейшим средством реализации структурной политики государства, средством активного воздействия властных структур на ход экономических процессов для достижения конечных социально-экономических целей.
Определяющим моментом системы программирования является установление целей социально-экономических развития в конкретном периоде и разработка мероприятий, которые направлены на достижение этих целей.
В качестве целевых установок могут выступать как задачи общенационального уровня (например, повышение эффективности функционирования народного хозяйства путем развития технической инфраструктуры, или - создание условий для широкого развития предпринимательства), так и задачи более узкого и частного характера (например, решение продовольственной проблемы, прорыв на мировой рынок с товарами определенной группы).
Процесс программирования на каждом из этапов становления рыночных отношений, отмеченных выше, имеет свои особенности.
На начальных этапах в большей степени сохранятся элементы директивного планирования, однако, уже здесь возможна разработка и реализация программ для решения отдельных задач. Финансирование мероприятий программ должна осуществляться целевым назначением, соответствующим уровнем государственной власти.
На последующих этапах становления рыночных отношений возможно составление программ по крупным социально-экономическим проблемам. И поскольку в выполнении заданий программ получат право принимать участие частные предприниматели, то финансирование мероприятий станет возможно как посредством выделения средств из бюджета соответствующего уровня, так и через налоговые и кредитные льготы для частных предпринимателей, участвующих в осуществлении программы.
Возможности программного решения проблем социально-экономического развития региона постепенно должны расширяться.
В разработке комплексных программ развития экономики страны (региона) необходимо опираться на апробированную и общепринятую процедуру применения программно-целевого подхода к решению социально-экономических проблем, которая включает в себя следующие этапы:
- выявление проблемы, определение ее актуальности;
- анализ ограничений проблемы, прогноз ее состояния в будущем;
- выделение основных целей;
- анализ социально-экономической системы, в которой существует проблема;
- поиск возможных путей решения проблемы (разработка максимального количества альтернатив);
- оценка и отбор альтернатив (выбор оптимального решения);
- детализация и уточнение отобранных альтернатив;
- проверка эффективности решения, разработка рекомендаций по реализации программы
Перечень программ регионального уровня с их ранжированием по значимости и приоритетности составляется лишь после тщательной аналитической проработки.
Важнейшими принципами разработки и реализации программ являются:
- целенаправленность, а именно направленность программных мероприятий на достижение заранее заданных и количественно определенных целевых установок,
- системность, т.е. разработка взаимоувязанного набора мер, необходимых для эффективного достижения целей (технологических, экономических, организационных, административных, законодательных и пр.), связь этих мер с концептуальными положениями развития страны и региона.
- ресурсная обеспеченность, когда все намечаемые мероприятия программы обеспечены материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.
- приоритетность, означающая определение рангов важности проблем при разработке и реализации программ, определяющая последовательность выделения ограниченных государственных ресурсов, или оказание иной поддержки со стороны властных структур.
Ресурсное обеспечение программ осуществляется на основе рассмотрения бюджетных заявок, которые содержат обоснование затрат на реализацию федеральных целевых программ и иных федеральных нужд в данном году. Вопрос о выделении финансовых и иных ограниченных ресурсов на реализацию федеральных программ решается по рекомендации министерства экономики и министерства финансов страны на основе проектов бюджетных заявок, исходя из прогноза социально-экономического развития и проекта государственного бюджета.
На завершающем этапе реформирования государственного управления экономикой совокупность комплексных программ как инструмента государственного регулирования экономики заменяет индикативное планирование.
Индикативное планирование экономики представляет собой деятельность государственных органов власти по целенаправленному воздействию на экономику страны в целях получения намеченных результатов.
По своему содержанию индикативное планирование - представляет собой процесс разработки плана развития экономики страны, имеющего рекомендательный характер, доведение до хозяйствующих субъектов его показателей, контроль за выполнением плановых наметок, стимулирование агентов производства к следованию в своей деятельности показателям индикативного плана.
Индикативный план - основной документ для выработки и проведения макроэкономической политики в рамках национальной экономики.
В условиях переходной экономики имеет место необходимость двух достаточно своеобразных способов государственного воздействия на экономику: регулирования всей экономической системы с использованием методов индикативного (рекомендательного) планирования - с одной стороны, и жесткого директивного планирования государственной сферы экономики - с другой.
Индикативное планирование представляет собой организованную деятельность, осуществляемую планирующими органами для подготовки решений и проведения мероприятий, которые оптимизируют экономическое развитие страны..
Процедура разработки индикативного плана включает в себя такие элементы, как выработку целей социально-экономического развития, обоснование глобальных макроэкономических показателей, темпов и макроэкономических пропорций развития, расчет рациональной социальной, отраслевой и территориальной структуры общественного производства, контроль за ходом реализации плановых наметок в жизнь.
Эффективная деятельность государства в этой области может быть обеспечена лишь при условии формирования единой, комплексной системы краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного программирования и регулирования различных аспектов функционирования хозяйства. В развитых странах мира система "индикативного планирования" - включает в себя целый комплекс работ по формированию общенациональных, региональных отраслевых программ развития, методов мобилизации ресурсов как государства, так и негосударственных экономических субъектов для реализации общенациональных и региональных целей и задач развития.
Бюджетирование экономического развития - разработка и реализация государственного бюджета страны. Государственный бюджет представляет собой основной документ по реальному управлению экономическим развитием страны.
Перечисленные выше документы представляют собой взаимосвязанную цепочку целостной системы, назначение которой состоит:
(1) в обоснованном определении реальных ограничений на экономику страны,
(2) в обосновании желательных ориентиров для развития экономики в будущем,
(3) в определении основных направлений деятельности правительства страны в рамках предстоящей перспективы,
(4) в формировании ориентиров для субъектов рыночной экономики (домашних хозяйств, частных предпринимателей, предприятий государственного сектора экономики).
2.2. Методы обоснования показателей экономического
развития.
Набор методов обоснования показателей экономического развития на будущее включает в себя:
1. Экономико-математические и структурно-логические модели экономики.
2. Балансовые и факторные методы обоснования макроэкономических показателей на плановый период.
3. Метод "затраты-выпуск", как инструмент обоснования отраслевой структуры экономики на основе межотраслевого баланса (МОБ).
4. Методика разработки и реализация программ социально-экономического развития с использованием инструментария "дерева целей".
5. Нормативно-балансовый метод при обосновании финансовых показателей плана.
6. Балансовые методы обоснования рациональных межрегиональных связей.
7. Инструменты выявления приоритетных проблем социально-экономического развития.
В лучшем случае все эти модели и подходы должны быть приведены в систему. Каждый инструментарий должен занять свое место в процедуре обоснования и расчета показателей развития экономики страны в будущем.
На наш взгляд, было бы целесообразно систематизировать инструментарий планово-прогнозных расчетов в соответствии с решаемыми задачами, выделив в качестве таковых:
а. задачу перспективного прогнозного расчета на базе эконометрических методов и временных рядов,
б. задачу среднесрочного анализа и прогноза с использованием балансовых и факторных моделей,
в. задачу оперативного регулирования с использованием финансовых показателей.
Задача перспективного прогнозирования решается с помощью построения - макроструктурной модели экономики.
При обосновании перспектив экономического развития необходимо применять специально разработанную для этих целей систему моделей общественного воспроизводства, которая обладает следующими чертами:
отражает процесс общественного воспроизводства со стороны динамики физических объемов,
отражает как кругооборот продукции, так и кругооборот ограниченных производственных ресурсов в народном хозяйстве,
описывает воспроизводственный процесс как последовательность таких фаз общественного воспроизводства, как: производство, распределение, обмен, потребление.
Для целей построения такой системы необходимо провести подготовительные исследования, которые включают:
Обоснование технико-экономических коэффициентов, характеризующих, например, выход бензина из 1 т. нефти и пр.
Нахождение коэффициентов, характеризующих простейших парные зависимости переменных по данным за прошлые годы, типа: производительность труда, фондовооруженность труда, фондоотдача и пр.
Исчисление и отражение в виде временных рядов коэффициентов, характеризующих реакцию экономической системы на изменение важнейших макроэкономических показателей.
Аналитические возможности макроструктурной модели экономики:
А. Вариантный прогноз основных макроэкономических показателей по заданным заранее следующим векторам:
- технико-экономические коэффициенты
- управляющие параметры,
- критериальные (целевые) показатели.
Б. Выявление реакции модели экономической системы на предполагаемые изменения конкретного управляющего параметра, рассматриваемого и утверждаемого законодательным собранием (например, повышение минимальной зарплаты с 80 до 100руб, или выплата всего объема задолженности работникам бюджетной сферы в течение 2-х месяцев).
В. Выявление последствий в области распоряжения ограниченными производственными ресурсами государства на финансовую систему страны.
Г. Возможности и последствия селективной поддержки НТП (например, науки в закрытых городах).
Возможные расчетные операции (по крупным блокам):
1-ый расчетный блок. Обоснование потенциально-возможного объема ВВП на основе данных об объеме ограниченных производственных ресурсах и степени их использования.
Возможные вариации проведения расчетов:
на основе линейных моделей типа функции Леонтьева,
на основе производственной функции Кобба-Дугласа
на основе модификации функции Кобба-Дугласа такими учеными, как Солоу, Тинберген, Анчишкин.
На основе многофакторной функции с постоянной эластичностью замещения.
2-ой расчетный блок (спросовый). Расчет объема ВВП на базе изменения объемов и функциональной структурой совокупного спроса.
- определение границ варьирования объема дополнительной нагрузки на экономику (таких, как развитие оборонного производства, освоение космического пространства и пр.);
- нахождение пределов безболезненного изменения объема общественных работ;
- возможные границы безболезненной для финансовой системы поддержки социальных программ.
3-ий расчетный блок. Определение области пересечения итогов расчетов по 1-му и по 2-му расчетному блоку. Нахождение объема производства, приемлемого как со стороны ограниченных производственных ресурсов, так и со стороны платежеспособного спроса.
Второй тип модельного представления взаимосвязей в экономике представляет структурно-отраслевая модель.
Задачами построения структурно-отраслевой модели является решение следующих аналитических и прогнозных задач:
- оценка последствий в изменении технико-экономических показателей на экономические величины,
- оценка отраслевых сдвигов в экономике под влиянием меняющегося совокупного спроса, а также сдвигов в технологии производства. Входные (задаваемые заранее) переменные: матрица коэффициентов прямых затрат, отраслевой вектор конечного спроса.
- оценка последствий воздействия характера поведения хозяйствующих субъектов на финансовые показатели развития экономики страны. Входные (задаваемые заранее) переменные: показатели склонности к потреблению, сбережению, импортированию и пр.
По сути дела речь идет о построении варианта закрытой модели межотраслевого баланса, когда показатели конечного спроса обусловлены показателями факторных доходов и их распределения.
Последовательность построения модели:
1 этап - построение базовой модели МОБ за 1992-1998гг. с обязательным заполнением четвертого квадранта, что насущно необходимо ввиду использования данного материала для прогнозирования перехода показателей факторных доходов в элементы конечного спроса.
2 этап - расчет первого варианта прогнозного баланса межотраслевых связей в стране на перспективу. Обоснование потребного объема производства в стране, исходя из решения задачи по полному удовлетворению платежеспособного спроса населения, государства и предпринимательского сектора, а также заданной заранее технологии производства (технологической матрице Леонтьева).
3 этап - расчет второго варианта прогнозного баланса межотраслевых связей в стране на перспективу. Обоснование потенциально возможной структуры валового производства по отраслям (многоотраслевым комплексам) , исходя из имеющегося здесь (в этих отраслях) производственного потенциала и степени его использования.
4 этап - согласование двух вышеназванных прогнозных вариантов. Поиск той узкой полоски условий, их пересечения конкретных условиях нашей современной действительности. Конкретно речь идет о поиск ответа на вопросы:
- о реальной цене ограниченных производственных ресурсов в современной России;
- о возможностях расчета объема производства внутри страны продукции, замещающей импорт.
Третий тип модельного представления взаимосвязей в экономике - финансово стоимостная модель национальной экономики.
Она призвана ответить на вопросы достижения финансовой сбалансированности в экономике. При ее построении исходят из показателей системы национального счетоводства как минимально необходимой исходной базы расчетов.
Данная модель является основой выработки экономической политики в области бюджета, налогообложения, цен, валютной и денежно-кредитной политики.
Логика разработки показателей общественного воспроизводства включает в себя следующие основные стадии:
А. Анализ социально-экономической и общественно-политической ситуации в стране.
Б. Обоснование целевых установок социально-экономического развития страны в предстоящие годы.
В. Прогнозы экономики и сопряженных с нею сфер.
Объектами прогнозирования при этом выступают:
- динамика потребностей населения, исходя из научно обоснованных норм потребления, с учетом сложившегося уровня потребления, достигнутого уровня производства, сопоставлений с развитыми странами Запада;
- динамика производственных ресурсов и производственных мощностей;
- изменение экологической ситуации в регионе, стране и мире, накладывающей существенные ограничения на реальную динамику развития производительных сил и повышение уровня жизни в будущем.
При проведении прогнозно-аналитических расчетов исходным пунктом процесса обоснования перспектив будущего должны быть не отдельные задания по производству продукции, а в целом общественные потребности. На первом этапе обоснований исходя из рациональных норм потребления на душу определяются социальные показатели, которые желательно было бы достичь к концу расчетного периода. Параллельно на основе макромоделей экономического роста, исходя из анализа ресурсов, возможностей увеличения физических объемов затрачиваемых ресурсов и сдвигов в их эффективности, определяются макроэкономические показатели развития народного хозяйства.
Затем производится расчет общественных потребностей, необходимого объема и структуры конечного спроса, которые являются исходным материалом для расчетов по межотраслевому балансу. Межотраслевой баланс - один из главных инструментов плановых обоснований и расчетов. С его помощью определяется целесообразная отраслевая структура производства и необходимые для ее достижения ресурсы: трудовые, капитальные, инвестиционные и пр.
На основе базовых показателей индикативного плана производится прогнозная оценка экономической ситуации по отдельным направлениям, выявляются узкие места в развитии экономической системы, и на этой основе составляется перечень программ, которые необходимо разработать и реализовать в расчетном периоде.
Средства государственного регулирования экономики.
В целях воздействия на экономическое развитие страны государственные органы могут использовать целый арсенал средств. К важнейшим из них относятся:
а. Управления ограниченными производственными ресурсами.
б. Налоговое регулирование экономики.
в. Монетарные методы воздействия на экономическую систему.
Каждая группа этих методов имеет свои особенности и целесообразные границы применения.
Управления ограниченными производственными ресурсами представляет собой прямое распределение трудовых, производственных, капитальных, инвестиционных ресурсов. При этом речь может идти как о всем объеме ограниченных ресурсов (например в случае войны), так и о ресурсах, которыми располагает государство.
Это наиболее действенная форма государственного регулирования экономики, которая зачастую может повести к нарушению экономического равновесия в экономической системе.
Налоговое регулирование экономики состоит в установлении налоговых ставок и тарифов, ориентирующих экономическое развитие в соответствии с выбранным государственными органами направлением социально-экономического развития. Наряду с законодательным утверждением объекта налогообложения и установлением ставок налогов, в рамках данного подхода широко применяется система установления льгот в налогообложении. Это наиболее распространенный вид государственного воздействия на экономическую систему в различных государствах и странах.
Монетарные методы воздействия на экономическую систему состоят в применении разного рода финансовых регуляторов. К их числу относятся: ставка процента, объем денежной массы в обращении, валютный курс и пр. Это - очень тонкий инструмент воздействия государства на экономическую систему. Он предполагает действенность всех иных методов государственного воздействия на экономику: и управления ресурсами, и систему налогообложения.
В переходный период, особенно при возникновении разного рода кризисов и катаклизмов необходимо применять весь спектр имеющихся в распоряжении методов: от тонких методов монетарного воздействия на хозяйствующие субъекты, до грубых методов управления ограниченными производственными ресурсами.
Ключевые понятия 3.
Совокупность инструментов государственного регулирования.
Экономическое прогнозирование.
Программирование экономического развития.
Индикативное планирование экономики.
Бюджетирование экономического развития
Методы обоснования показателей экономического развития.
Макроструктурная модель экономики
Структурно-отраслевая модель экономики.
Финансово-стоимостная модель экономики.
Вопросы для обсуждения:
1. Необходимость государственного воздействия на экономику в условиях социально-ориентированной рыночной экономики.
2. Назовите недостатки (провалы) рыночной экономики
3. Назовите сферы, в которых государственное регулирование экономики необходимо, прежде всего.
4. Почему в экономике развитых капиталистических стран в той или иной степени функционирует государственная собственность?
5. Принципиальные теоретические подходы к отражению кругооборота продукции и ресурсов в процессе общественного воспроизводства.
6. Новые задачи и новые функции государства по регулированию национальной экономики
7. Место прогнозирования, программирования и планирования в системе управления рыночной экономикой.
8. Особенности и границы применения различных средств государственного воздействия на экономику.
9. Каковы приоритетные цели государственного регулирования экономики для современной России.
10. Сформулируете "дерево целей" для современного этапа развития российской экономики.
РАЗДЕЛ 2. ОБОСНОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
В рамках второго раздела будут рассмотрены следующие вопросы обоснования перспектив экономического развития социальной и экономической сферы. Такого рода воздействие государства на экономику носит пассивный характер, поскольку лишь определяет ориентиры будущего развития и не предусматривает мер по воздействию на предпринимательский сектор в целях его ориентации на следование руслу экономического развития, предусмотренному индикативным планом. Материал данного раздела охватывает следующие вопросы: прогнозирование экономической динамики, разработка концепции социально-экономического развития, обоснование структурной трансформации в экономике страны.
Глава 4. Прогнозирование экономической динамики.
4.1. Место прогнозирования в системе государственного
регулирования экономики.
Перечень документов, регламентирующих социально-экономическое развитие страны, включает: прогнозы развития экономики и сопряженных сфер, концепцию социально-экономического развития, программы социально-экономического развития страны, регионов, отраслей и крупных многоотраслевых комплексов. Кроме того, для целей рационального руководства экономическим развитием насущно необходима разработка индикативного плана.
Прогнозирование есть составная часть системы государственного регулирования экономики, призванная выявить важнейшие проблемы и определить направления развития страны. Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для выработки и обоснования социально-экономической политики государства.
Разработка экономических прогнозов является важной и необходимой частью системы управления социально-экономическими процессами, как страны в целом, так и для каждого субъекта Российской Федерации.
Объекты прогнозирования и виды прогнозов.
В состав разрабатываемых прогнозных документов входят:
А. Частные прогнозы, отражающие изменение отдельных сфер социально-экономической жизни, таких как:
- демографическая ситуация в стране,
- состояние природной среды, включая такие сферы как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы,
- состояние научно технических достижений и их внедрения в производство,
- величина и динамика спроса населения на товары и услуги,
- прогнозы основных факторов производства: капитала, труда, инвестиций,
- прогнозы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.
Б. Комплексный экономический прогноз, отражает будущее развитие экономики страны как целостного образования. К комплексным прогнозам можно также отнести прогнозы регионов страны, а также крупных народнохозяйственных и территориально-производственных комплексов. Еще одним видом комплексного прогноза может рассматриваться прогноз развития государственного сектора экономики.
Разработка комплексного экономического прогноза преследует две цели:
Во-первых, он должен предоставить правительству информацию для принятия решений в области экономической и социальной политики.
Во-вторых, его показатели служат основой для разработки показателей проекта государственного бюджета страны.
Временные границы экономического прогнозирования.
Прогнозы экономического развития страны разрабатываются по крайней мере в трех временных горизонтах: долгосрочный - на 7-10 лет, и среднесрочный - на период от трех до пяти лет, краткосрочный - до одного года.
Долгосрочный прогноз служит основой для разработки концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу.
В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики, данные долгосрочного прогноза используются при разработке среднесрочных прогнозов, а также концепции и программ социально-экономического развития страны.
В целях всеобщего ознакомления данные долгосрочных и среднесрочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-экономического развития публикуются в открытой печати.
Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой данных.
Он служит основой для разработки концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспективы.
Первое послание после вступления в должность вновь избранного Президента страны должно содержать специальный раздел, посвященный оценке предшествующего развития и концепции социально-экономического развития на среднесрочную перспективу.
В послании формулируются стратегические цели и приоритеты экономической политики, направления и средства реализации указанных целей, важнейшие задачи, достижение которых намечается к выполнению на федеральном уровне.
Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и является основой составления проекта государственного бюджета.
Вышеназванные документы являются составной частью пакета, представляемого Правительством страны Федеральному собранию. В состав этого пакета входят:
- итоги социально-экономического развития страны за прошедший период текущего года,
- прогноз социально-экономического развития на предстоящий год,
- проект сводного финансового баланса на территории России,
- перечень основных социально-экономических проблем (задач) развития, на решение которых будет направлена политика Правительства РФ,
- перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию в предстоящем году за счет средств федерального бюджета,
- перечень и объем поставок продукции для государственных нужд по укрупненной номенклатуре,
- проектировки развития государственного сектора экономики.
Наряду с этим Правительство России представляет проекты Законов, которые оно считает необходимым принять для реализации намеченных задач.
Процедура экономического прогнозирования
Основанием для разработки прогноза является постановление Правительства, которое выходит в начале года, предшествующего прогнозному периоду. Опираясь на этот документ министерство экономики, разрабатывает основные показатели прогноза (включающие около 10 основных макроэкономических показателей), как правило, в двух-трех вариантах, которые в комплекте с методическими материалами доводятся до министерств, ведомств и регионов в начале весны.
С учетом этих исходных показателей министерства, ведомства и регионы разрабатывают более детальные прогнозы и направляют их в Минэкономики к концу весны - началу лета. На следующем этапе Минэкономики обобщает полученную информацию, уточняет и согласовывает прогнозные параметры и формирует прогноз социально-экономического развития. Он направляется в правительство и может быть уточнен, исходя из новых установок.
После этого прогноз одобряется решением правительства и становится основой для разработки проекта бюджета. Этот этап завершается примерно в июне.
Министерство финансов на основе согласованных прогнозных показателей разрабатывает проект государственного бюджета и направляет его в федеральное правительство.
В начале осени комплект документов из прогноза социально-экономического развития и проекта федерального бюджета направляется правительством в Государственную Думу. Дума рассматривает, вносит изменения и затем утверждает показатели федерального бюджета.