<< Пред.           стр. 9 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу

  работающие по найму; временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации и т.д.;
  самостоятельно обеспечивающие себя работой, в т.ч. предприниматели, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, включая фермеров, а также членов производственных кооперативов;
  избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  проходящие военную службу;
  обучающиеся с отрывом от производства.
  Согласование спроса на рабочую силу и ее предложения не всегда может проходить бесконфликтно. Одно из основных противоречий обеспечения занятости населения в условиях рыночных отношений это невозможность добиться абсолютной синхронности изменений в следующей цепочке явлений: структурные сдвиги в экономике - модернизация рабочих мест (в т.ч. их сокращение) - изменение потребности в кадрах - высвобождение занятых - поиск возможности трудоустройства.
  В современных условиях в России растет безработица, связанная со структурной перестройкой экономики; с диспропорциями в ее развитии, с внедрением новой техники и технологии в производство. Основной контингент безработных в России люди пожилого возраста, женщины, молодежь.
 
 
  Таблица 9.2. Показатели занятости и безработицы
  в Российской Федерации в 1992-1997 гг.
  (млн. чел. и в % к итогу)
  1992 1995 1996 1997
 Численность занятого населения
 (млн. чел.) 72,1 66,4 66,0 64,6
 Численность безработных (в % ) 3,6 6,4 7,2 8,2
 Имеют статус безработного (в % ) 0,6 2,3 2,5 2,0
 Получают пособия (в % ) 0,4 2,0 2,3 1,8
 ----------------------------------------------------------------------------------------
 
  Состояние рынка труда в Российской Федерации.
  Уровень безработицы к концу 1996 г. повысился до 9,3% от численности экономически активного населения (по сравнению с 8,8 % в начале года). В тоже время произошло замедление темпов роста безработицы при некотором росте численности рабочей силы.
  Наряду с падением общего числа занятых продолжало сокращаться число рабочих мест. Общее количество рабочих место (сумма числа занятых и вакантных рабочих мест) в 1995 году уменьшилось на 1.5 млн., и составило 3% от числа занятых. Следует отметить, что в 1994 году падение количества рабочих место составило 7 % в год.
  Скрытая безработица, оцениваемая как численность лиц, находящихся в принудительных административных отпусках, работающих неполную рабочую неделю, или получающих пренебрежительно малую зарплату, возросла на протяжении 1996 года.
  Численность занятых снизилась за годы хозяйственной трансформации уменьшилась с 73,8 млн.чел. в 1991 г. до 66,0 млн.чел. в 1996 г. При этом имело место постоянное снижение этого показателя.
  Численность незанятых по данным Федеральной службы занятости за тот же период возрос с 0.1.млн. чел. в 1991 г. до 2,5 млн.чел. в 1996 г. Еще выше данные о незанятых, исчисленные по методике МОТ.
  В соответствии с определением безработицы, принятом Международной организацией труда (МОТ), показатель численности безработных в конце 1996 года достиг 6,8 млн.чел, что составляет 9,3% экономически активного населения. Уровень зарегистрированной безработицы составил 2.5 млн.чел. или 3.4 % трудовых ресурсов.
  Скрытая безработица. К скрытым безработным относятся лица занятые неполную рабочую неделю, находящиеся в принудительных отпусках, получающие пренебрежительно малую зарплату. В последние годы произошло значительное увеличение скрытой безработицы. Если в 1995 г. Примерно 2 млн. работников, занятых на крупных и средних предприятиях, были заняты неполное рабочее время, то в 1996 году их число выросло до 3,2 млн. чел., или 4,4 % рабочей силы.
  Кроме того следует отметить, что около 3 млн. работников получали мизерную зарплату в размере 150 руб., что составляет менее трети величины минимального прожиточного уровня. Госкомстат России относит этих лиц к числу скрытых безработных.
  К числу секторов экономики, где зафиксирована максимальная неполная занятость относятся легкая промышленность и машиностроение. Начиная с 1991 года идет процесс роста занятости в негосударственном секторе экономики и снижение занятости в государственном секторе.
  Ситуация с безработицей различна по регионам России. В одних регионах она более или менее приемлемая (Москва и Московская область, Ростовская и Оренбургская области, Приморский и Хабаровский края, Мордовия и Ярославская область), в других же регионах ситуация крайне напряженная (Республика Ингушетия и другие республики Северного Кавказа, Ивановская и Архангельская области), наконец в третьих регионах ситуация менее напряженная, но весьма сложная (Ленинградская, Псковская, Читинская области). В некоторых регионах уровень безработицы остается низким: по Москве - 0,8% численности рабочей силы, в Ростовской и Оренбургской области около 1,0%.
  Механизм регулирования занятости населения.
  При проведении политики на рынке труда необходимо предусматривать взвешенный подход, с тем, чтобы с одной стороны не допустить массовой безработицы, а с другой не препятствовать высвобождению излишней рабочей силы в связи со структурной перестройкой экономики, с необходимостью обеспечить повышения эффективности производства.
  Важным моментом государственного воздействия на проблему занятости может стать введение в практику государственного воздействия на экономику экспертизы инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением средств государственного бюджета, по критерию влияния их на уровень занятости в стране и регионе.
  Необходимо применять механизм экономического стимулирования работодателей за сохранение квалифицированного персонала, создание новых рабочих мест, частные инвестиции, направленные на создание новых рабочих мест.
  Особое внимание в период структурной трансформации должно быть уделено должно уделяться реализации мероприятий, направленных на решение вопросов:
  - вторичной занятости,
  - сезонной занятости женщин и молодежи,
  - развитию системы профессиональной ориентации подростков,
  - поддержке молодежного и женского предпринимательства и занятости,
  - проблеме трудоустройства беженцам и вынужденным переселенцам.
 
 
  9.4. Пути решения проблемы занятости в условиях России.
  Многообразие проблем, возникающих перед руководством страны в трансформационный период, к числу которых относятся: проблемы стабилизации, оживления и устойчивого развития народного хозяйства страны; задачи структурной перестройки, диверсификации и конверсии экономики; проблемы конверсии оборонных отраслей, перевода значительной части машиностроения на выпуск гражданской продукции; задачи повышения конкурентоспособности отечественной продукции с особой остротой ставят проблему занятости.
  Решение всех этих проблем сдерживается сложившейся негативной ситуацией на рынке труда, несоответствием кадровой политики большинства предприятий избранной стратегии рыночных реформ, жесткостью выработанной годами и десятилетиями предшествующего развития профессионально-квалификационной структуры рынка рабочей силы.
  Программа решения проблемы занятости населения - комплекс мероприятий по достижению полной занятости населения в стране.
  Как было выяснено выше, государственное регулирование любой сферы экономики, в том числе и социальной, в качестве исходного пункта предполагает постановку целей и задач развития, а также средств их решения.
  В принятых в настоящее время программных документах вместо перспективных целевых установок социально-экономического развития сформулированы цели и инструменты текущего регулирования экономики и решения текущих социальных проблем, такие как либерализация цен, приватизация и разгосударствление, достижение финансовой сбалансированности и пр. Основным приоритетом экономической и социальной политики правительство видит решение проблемы обуздания инфляции. Вместе с тем, зачастую цели борьбы с инфляцией приходят в противоречие с целями социально-экономической политики.
  Мерами по сокращению безработицы могут быть следующими:
  трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест;
  организация общественных работ;
  поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса;
  переподготовка и профессиональная подготовка по дефицитным специальностям и профессиям;
  использование гибких форм занятости;
  широкая информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.
  Важным для ликвидации безработицы, специфическим для современного состояния экономики России является снятие административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы, а именно: отмена института прописки, развитие рынка жилья, преодоление монополизма государственной собственности, развитое механизма государственного регулирования занятости населения.
  Одним из важнейших последствий социально-экономического развития в последние годы явился рост неравенства населения страны по уровню доходов и богатства. Целевые установки по формированию класса капиталистов (которые предполагались в качестве эффективных собственников) выполнены. Однако, это не повело к появлению эффективной экономики.
  С позиции государственного регулирования социальных процессов главная проблема состоит во введении социальных показателей в русло допустимых пределов, которые ставят границы социального недовольства и социального взрыва. Для этой цели необходимо разработать и применять на практике при разработке и реализации государственных программ и планов системы нормативов, определяющих государственные стандарты уровня и качества жизни населения. Речь идет о таких законодательно принятых документах, как минимальная потребительская корзина, минимальная зарплата, соответствующая прожиточному минимуму.
  Приоритетными направлениями государственной политики в отношении потенциальных безработных должны быть:
  а. опережающее переобучение, переподготовка и повышение квалификации работников,
  б. использование общественных работ для решения проблемы занятости лиц, высвобожденных с предприятий в результате структурной перестройки экономики,
  в. усиление работ по профессиональной ориентации и психологической поддержке потенциальных безработных.
  При разработке государственного бюджета (его расходных статей) необходимо придать ему социальную направленность, для чего целесообразно защитить весь блок затрат на социальные нужды в рамках обеспечения минимальных потребностей беднейшей части населения защитить от секвестирования и несвоевременной реализации. Помощь населению должна быть адресной и своевременной. Нельзя расходовать государственные средства на поддержку слоев населения, которые способны и должны обеспечивать себя сами.
  Права и обязанности федеральной государственной службы занятости.
  В обязанности службы занятости входят: анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информация о состоянии рынка труда; учет свободных мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства; консультации о возможностях получения работы и обеспечения рабочей силой, о требованиях, предъявляемых к профессиям и работникам и по другим вопросам, связанным с обеспечением занятости; оказание услуг по трудоустройству; регистрация безработных, оказание помощи им, включая выплату пособий организация разработки программ занятости с предусмотренными в них мерами социальной защиты различных групп населения; содействие в решении вопросов, связанных с обеспечением занятости населения; организация профессионального обучения и переобучения граждан.
  Службы занятости имеют следующие права:
  запрашивать от всех организаций информацию о предполагаемых изменениях, результаты которых ведут к высвобождению трудящихся, а также сведения о наличии свободных рабочих мест;
  направлять трудящихся на предприятия по вопросам трудоустройства;
  разрабатывать и выносить на рассмотрение местных органов власти предложения об установлении минимального количества рабочих мест для трудоустройства;
  направлять незанятых граждан по их желанию на оплачиваемые общественные работы;
  распоряжаться средствами выделяемыми Государственным фондом занятости;
  оплачивать стоимость профессионального обучения и переобучения лиц, зарегистрированных в качестве ищущих работу;
  выдавать пособие по безработице, приостанавливать или отменять выплату пособий.
  Главной целью и конечным результатом функционирования центров занятости является обеспечение максимального трудоустройства незанятого, ищущего работу трудоспособного населения и высвобождаемых работников, а также их социальная защита.
  Для обеспечения эффективно действующего механизма реализации государственных гарантий занятости населения службой занятости, прежде всего областными (городскими районными) центрами (бюро) занятости, необходима информация всех ее звеньев о состоянии рынка труда. Решению этой проблемы способствует компьютеризация сбора, обработки и распространения различной информации о состоянии рынка труда.
  На каждом уровне управления трудовыми ресурсами и занятостью населения организуются локальные базы данных о высвобождаемых работниках, о незанятом трудоспособном населении, о свободных рабочих местах и вакантных должностях.
  В составе Федеральной государственной службы занятости создана инспекция, осуществляющая контроль за исполнением государственными и общественными организациями, предприятиями и другими работодателями законодательства о правах граждан на труд и занятость.
  Деятельность коммерческих бюро, агентств и других организаций, оказывающих платные услуги в трудоустройстве российских граждан за рубежом, допускается по лицензиям. Лицензии выдаются при наличии сертификата, полученного от Федеральной государственной службы занятости.
  В России создан Государственный фонд занятости населения, который образуется за счет обязательных страховых взносов работодателей, средств республиканских и мутных бюджетов. добровольных взносов предприятий, учреждений, общественных организаций, граждан и других поступлений, предназначен для финансирования служб и нужд занятости населения.
  Переход к рынку обострил имевшиеся и породил новые проблемы занятости. Появились реально обозначающийся рынок труда, новые трудовые отношения, обусловленные возникновением прежде фактически не существовавших форм собственности, все больше ощущаются факторы крупной структурной перестройки.
  В нынешних условиях обнаруживаются свойственные рыночной экономике тенденции роста качества труда, творческой инициативы, совершенствования знаний и навыков работников, которые в свою очередь повышают требования к условиям и содержанию труда. Однако, все эти процессы выступают в существенно осложненных формах под воздействием, во-первых, переходного состояния нынешней российской экономики; во-вторых, больших трудностей, с которыми оказался сопряженным процесс экономического реформирования в нашей стране. Поэтому важно исходить из того, что проблемы занятости в нашей стране необходимо решать отправляясь от ее реальных специфических условий, а не методами воспроизведения опыта других государств, причем главным образом тех, где уже давно утвердилась нормально функционирующая рыночная экономика.
  Содержание политики в области занятости не должно исходить из последней как самоцели. Суть в том, чтобы обеспечить занятость не ради нее как таковой, а в целях повышения эффективности производства, полноценной реализации права человека на труд, создания достойных условий его жизни.
  Задачи государственных органов по социальной защите населения.
  Переход к рыночной экономике требует коренных изменений в системе социальной защиты населения. Основными принципами новой концепции социальной защиты являются:
  Всеобщность социальных прав (социально-экономические и правовые гарантии охватывают всех без исключения граждан и все сферы жизни человека) в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям и группам населения.
  Возрастание роли личных доходов в повышении уровня жизни населения при устранении уравнительности в распределении общественных фондов потребления (ОФП). Переход от модели, ориентированной на низкую цену рабочей силы и высокую долю бесплатных благ и услуг, к новой модели, основанной на высокой цене рабочей силы и платности удовлетворения возрастающих нужд населения. При этом из ОФП обеспечивается минимальный гарантированный уровень материальных благ и услуг для всех слоев населения. Более высокий уровень потребления из ОФП должны получать главным образом социально слабые (незащищенные) слои населения.
  Широкое применение в практике социально-экономического планирования и управления должна получить система научно обоснованных социальных нормативов. Важнейшие из них (прожиточный минимум, минимальный уровень заработной платы, пенсии и пр.) должны утверждаться в законодательном порядке на общегосударственном уровне. Их необходимо дифференцировать по регионам на основе единой методологии, с учетом специфики регионов. Эти нормативы будут служить исходной базой при разработке планов и программ социально-экономического развития. Государственные органы должны взять на себя обеспечение равного гарантированного доступа всех граждан к образованию, здравоохранению, жилью, предоставляя эти услуги бесплатно в четко определенных нормативами размерах.
  Гибкость системы социальных гарантий с учетом динамизма социально-экономических процессов в условиях рынка для профилактики возможной социальной напряженности.
  Роль государственных органов разного уровня за соблюдение социальных гарантий для населения различна.
  На федеральном уровне устанавливаются минимальные размеры государственных гарантий; осуществляются общие программы; регулируются распределительные отношения через федеральный бюджет и целевые фонды.
  Местные органы власти разрабатывают и реализуют собственные программы, обеспечивают выполнение общих государственных программ по защите граждан на своей территории. Они могут повышать уровень гарантий для отдельных групп населения, вводить дополнительные гарантии для своей территории с финансированием из своего бюджета.
  Предприниматели могут устанавливать дополнительные льготы и преимущества своим работникам и членам их семей за счет своих средств.
  Большинство отраслей социальной сферы - здравоохранение, физкультура, дошкольное воспитание, образование, жилищно-коммунальное хозяйство - включаются в сферу частичного самофинансирования. Потребности сверх определенного нормативами уровня, предоставляемого бесплатно, оплачиваются трудоспособным населением из личных средств и коллективных фондов предприятий (которые смогут заключать договора на обслуживание работников, создавать больничные и страховые кассы, направляя на эти цели часть заработанных средств). Для социально слабых слоев соответствующие услуги будут в основном оказываться бесплатно, за счет бюджетов всех уровней (из федерального бюджета будут оплачиваться те услуги, которые гарантированы на федеральном уровне, а из остальных бюджетов - дополнительно гарантированные на соответствующем уровне).
 
  Ключевые понятия 9:
  Трудовые ресурсы.
  Экономически активное население.
  Экономически неактивное население.
  Рынок труда -
  Занятость населения:
  Продуктивная занятость
  Рациональная занятость определяется отношением продуктивной занятости к общей занятости населения.
  Эффективная занятость
  Безработица: фрикционная, структурная, циклическая.
  Уровень безработицы.
  Методы государственного регулирования занятости:
  - экономические методы,
  - организационные методы,
  - административно-законодательные методы.
  Варианты политики в области занятости: активный,
  Коэффициент вакансий.
 Программа решения проблемы занятости населения - Институты по обеспечению эффективной занятости.
  - федеральная служба занятости.
 
  Вопросы для обсуждения:
  1. Концепция занятости в условиях экономики переходного периода.
  2. Методы и формы регулирования рабочих мест и занятости.
  3. Теоретические основы решения проблемы занятости.
  4. Состояние рынка труда в Российской Федерации.
  5. Образование, подготовка и переподготовка кадров.
  6. Инструментарий прогнозирования занятости и рынка труда.
  7. Программа решения проблемы занятости населения: необходимость разработки и реализации.
  8. Права и обязанности федеральной службы занятости.
  9. Мероприятия по сокращению уровня безработицы.
 
 
 
 
  Глава 10. Государственное регулирование инвестиций
 
 10.1. Инвестиционный процесс: основные понятия
  и показатели
  Инвестиционный процесс - многосторонняя деятельность участников воспроизводственного процесса по наращиванию капитала нации. Он имеет непосредственное отношение к динамике экономической системы.
  Инвестиционный процесс - есть составная часть общественного воспроизводства. Он отражает все те же стадии воспроизводственного процесса: производство, распределение, обмен, потребление, но только со стороны движения инвестиционных благ.
  Инвестиционную деятельность можно рассматривать как одну из важнейших цепей обратной связи в воспроизводственном процессе, которая опосредована влиянием распределения продукции на динамику ограниченных ресурсов - факторов производства. Другая цепь обратной связи имеет дело с воспроизводством не капитальных ресурсов, а трудовых ресурсов (см. схему 10.1).
 
  Схема 10.1. Место инвестиций в процессе общественного воспроизводства.
 
  Прирост Трансформация
  капитальных < инвестиций < Инвестиции
  ресурсов в капитал
 
 
 Производ- Процесс Произве- Процесс Внешняя
 ственные > производ- > денный > распре- >нагрузка
 ресурсы ства продукт деления на эк-ку
 
 
 
  Потребление
 
 
  В условиях рыночных отношений необходимо по крайней мере двустороннее отражение инвестиционного процесса:
  - с точки зрения динамики физических величин,
  - с точки зрения финансовых показателей.
  В каждом из этих случаев имеем дело с особым набором показателей и явлений.
  А. Инвестиционный процесс с точки зрения движения физических величин представляет собой следующую цепочку явлений:
  1. Создание инвестиционных товаров (строительные объекты, машины и оборудование, технологии, патенты и ноу-хау),
  2. Процесс освоения новых производственных мощностей (вывод построенных объектов на проектируемый выпуск продукции),
  3. Эксплуатация объекта в нормальном режиме в целях производства товаров (услуг).
  Б. Инвестиционный процесс с точки зрения движения финансовых величин представляет собой вложение денежных сумм в целях получения дополнительного дохода. Участниками этого процесса являются:
  - Сберегатели денег, которые хранят свои сбережения либо у себя лично, либо передавая их в доверительное пользование инвесторам.
  - Инвесторы, которые осуществляют денежные вложения в проекты либо сами, либо обращаясь к финансовым посредникам.
  - Финансовые посредники (банки, финансовые группы, инвестиционные или финансовые компании, которые реально осуществляют операции как с денежными ресурсами, так и ценными бумагами, направляя их в производство товаров и услуг в целях получения дополнительного дохода (прибыли).
  Основные показатели инвестиционной деятельности
  1. Инвестиционные товары (блага),
  2. Объем инвестиций в капитала,
  3. Прирост капитала,
  4. Структура инвестиций.
  Важнейшими показателями инвестиционной деятельности являются инвестиции (или капиталовложения) - Кв и вводы в действие капитала - Вв.
  Взаимосвязь показателей инвестиционного процесса.
  Учитывая не одномоментное превращение инвестиций во вводы в действие капитала связь между этими показателями можно представить в различных формах:
  а. в виде фиксированного запаздывания:
  Вв t = Кв (t-T)
 
  где T - срок запаздывания в цепи: инвестиции - ввод в действие производственного объекта или грубо срок строительства объекта инвестирования,
  б. в виде распределенного запаздывания:
  Вв (t) = А1* Кв (t) + А2* Кв (t-1) + А3* Кв (t-2) + ...
  где А(i) - коэффициенты трансформации инвестиций соответствующих лет во вводы в действие производственных мощностей данного года. (i = 1-Т).
  в. в виде балансового равенства:
  Вв(t) = Кв(t) + Нез(t)
  где Нез(t) - объем незавершенного строительства в текущем году.
 
  Характер взаимосвязи инвестиций и других макроэкономических показателей со стороны отражения финансовых величин можно представить следующим образом:
  У = C + I
  Е = Qf + Kf
  I = (Qf)
  где: У - национальный доход по направлениям конечного использования,
  C - расходы на потребление,
  I - инвестиционные расходы,
  Е - национальный доход по доходам факторов производства,
  Qf - предпринимательская прибыль,
  Kf - доходы по труду.
 
  В этой системе уравнений представлен баланс результатов производства и использования продукции в народном хозяйстве. Она может быть весьма полезным инструментом для целей выявления последствий принятия инвестиционных решений на динамику экономической системы как со стороны спроса, так и со стороны предложения товаров и услуг.
 
 
  10.2. Общая оценка инвестиционной ситуации в России.
  Достижение в России финансовой стабилизации тесно связано с деятельностью, направленной на повышение объема инвестиций. Очевидно, что рост российской экономики и обеспечение благосостояние населения невозможны без капиталовложений в реальный сектор экономики.
  Общий объем инвестиций в России составляет 13% от ВВП. Доля производственных инвестиций в общем объеме инвестиций составляет порядка 55% (топливно-энергетический сектор - 40%), остальные 45% инвестиций являются непроизводственными - в основном это инвестиции в жилищное строительство. Около 20% общего объема инвестиций имеют негосударственные источники.
  В экономике рыночного типа хозяйствующие субъекты сами принимают решения об осуществлении инвестиций. При этом экономические агенты финансируют капиталовложения либо самостоятельно, либо за счет заимствования средств на финансовых рынках на конкурентной основе. Главными критериями необходимости инвестиций являются рост эффективности производства и максимизация прибыли.
  Источники финансирования инвестиций можно разделить на две группы: собственные средства и заемный капитал.
  Источники собственных средств предприятий (более 60% общего объема инвестиций) являются накопления предприятий и организаций. Предприятия могут осуществлять инвестиции за счет прибыли, фондов амортизационных отчислений и иных фондов. При недостаточности этих средств предприятия могут привлечь капитал путем вторичной эмиссии акций.
  Другим важным источником инвестиций являются средства федерального и местных бюджетов (около 24 % общего объема инвестиций). Иностранные инвестиции не получили пока широкого распространения и составляют около 3% общего объема инвестиций. Совсем плохо в нашей стране обстоит дело с кредитованием инвестиций со стороны коммерческих банков - менее 2% общего объема.
  Особенности инвестиционной ситуации в условиях переходного периода:
  1. Уменьшается объем всех инвестиций, как государственных, так и частных. Снижается удельный вес государственных инвестиций.
  2. Складывается новая система инвестиционных стимулов, когда решающую роль играют не команды сверху, а ориентация на получение прибыли. Возрастает роль рыночных критериев принятия инвестиционных решений, основанных на анализа издержек и доходов.
  3. В экономике наблюдаются следующие структурные изменения: возрастает удельный вес производства потребительских товаров при одновременном сокращении выпуска товаров производственного назначения; растут требования к эффективности применяемых технологий; снижается уровень монополизации экономики.
  4. Возникают новые в первую очередь негосударственные источники финансирования.
  Активизация инвестиционной активности, создание благоприятного инвестиционного климата оказывает влияние не только на количество рабочих мест, но и на их структуру. Структура же отраслевого и территориального распределения капитальных вложений, их воспроизводственная и технологическая структура являются следствием избранного курса реформирования экономики, концепцией структурной трансформации экономики.
  Повышение качества инвестиций
  В условиях рыночной экономики инвестиции, стимулом для которых является рост прибыли или сохранение объемов сбыта, должны вести к повышению эффективности производства. Отсюда следует, что новое оборудование и технологии должны отличаться высокой степенью эффективности, как с технической, так и с экономической точки зрения. Применяемая на предприятиях старая технология испытывает на себе конкуренцию со стороны новых, более совершенных технологий. Постоянная модернизация в огромных масштабах является насущной потребностью производства. Экономический опыт этого столетия показывает, что переоснащение предприятий в условиях переходного периода должно сопровождаться крупномасштабными импортом технологий и оборудования. Необходимые для этого ресурсы призван обеспечить экспорт. Сложность, однако, в том, что в переоснащении нуждаются не только экспортирующие (а экспорт в настоящее время сосредоточен в сырьевых отраслях), но и все другие предприятия.
  Влияние финансовой системы на инвестиционный процесс.
  Основная задача финансовых рынков состоит в привлечении сбережений в реальную экономику. При этом система финансовых посредников призвана обеспечить свободное перераспределение финансовых ресурсов внутри экономики. Эффективная финансовая система должна привлекать сбережения и направлять их в производственный сектор.
  Учитывая вышесказанное, финансовая система должна побуждать сберегателей, хранящих деньги "на руках", вкладывающих их в товары длительного пользования или держащих на вкладах в иностранных банках, к тому, чтобы те распоряжались сбережениями иным образом. Этому могут способствовать выгодные условия вложения сбережений и отбор инвестиционных проектов, на осуществление которых направляются сбережения.
  Норма сбережений в России сопоставима с соответствующими показателями в развитых странах Запада, однако, норма инвестирования здесь гораздо ниже, чем в указанных странах. Это указывает на неразвитость финансового рынка и его неспособность выполнить свою главную задачу: перераспределение средств от сберегателей к инвесторам.
  Отношения между внутренними сбережениями и внутренними инвестициями нарушены главным образом по той причине, что преобладающая часть населения все еще держит сбережения в долларах. Сбережения вкладываются в доллары в силу высокого уровня инфляции.
  Дополнительной причиной нежелания населения хранить деньги в банках является неустойчивость банковской системы. Как следствие, имеющиеся инвестиционные ресурсы не поступают в реальную экономику.
  Предприятия и инвестиционный процесс.
  Инвестор принимает решение о вложении средств, исходя из целого ряда факторов. К наиболее важным из них относятся:
  - Отрасль экономики, к которой относится данное предприятие. Отдельные отрасли являются для инвесторов предпочтительным в силу таких причин, как быстрая окупаемость вложений, наличие устойчивого спроса, меньший уровень риска и т.д. Это особенно характерно для иностранных инвесторов. В середине девяностых годов иностранные инвесторы отдавали предпочтение главным образом инвестициям в реальный сектор, причем инвестиции производились в первую очередь в топливно-энергетическую, пищевую, химическую и строительную отрасли. В последние годы большее распространение получили портфельные инвестиции в приобретение титула собственности.
  - Эффективность управления компанией. Текущие финансово-экономические результаты деятельности руководства предприятий являются важным фактором при принятии решений инвесторами (что особенно верно в отношении портфельных инвесторов).
  - Наличие информации о структуре собственности предприятия (эта структура должна быть ясной для потенциальных инвесторов), его финансового положения и т.д. Это в значительной степени определяется общей экономической ситуацией в стране и характером поведения предприятий.
  - Важным условием, определяющим готовность к осуществлению инвестиций, является достаточный уровень прибыльности производственной деятельности по сравнению с торговлей и спекуляциями на финансовом рынке, которые до сего времени обеспечивали весьма быстрый и высокий доход.
  При выборе критериев расширения экономической деятельности директора российских предприятий назвали в качестве главных следующие: максимизацию или повышение прибыли (31%), рост зарплаты и прибыли (24%), рост среднего уровня зарплаты (26%), рост объема выпуска продукции (51%), повышение уровня занятости (36%), рост доходов управленческого персонала (24%), государственных субсидий (2%).
  Обследования показали, что в настоящий момент уровень загрузки производственных мощностей является невысоким (в среднем порядка 60%), и руководители предприятий не считают нехватку оборудования фактором, ограничивающим производство. Таким образом, обследования не обнаружили потребность предприятий в инвестициях. На самом деле это не так. Потребность в инвестициях высока и весьма насущна. Государство постоянно должно принимать меры по активизации инвестиционной деятельности.
  Можно наметить следующие основные пути повышения инвестиционной активности: создание финансово-промышленных групп, защита прав собственности, совершенствование налогового законодательства в направлении стимулирования инвестиций, развитие лицензирования и контрактного права.
  Рассмотрим эти пути повышения инвестиционной активности более подробно.
  А. Создание финансово-промышленных групп. Создание холдинга готовит почву для осуществления систематической инвестиционной деятельности. Создание холдинга позволяет расширить диапазон деятельности всех его участников за счет создания новых фирм и выкупа акций с целью установления контроля над существующими фирмами, осуществления коммерческой деятельности через посредство крупного концерна, совершенствования организационной структуры и структуры управления, укрепления экономических связей, снижения уровня налогообложения и распределения рисков между фирмами, контролируемыми холдингом.
  Обычно финансово-промышленные группы создаются с целью объединения предприятий, являющихся звеньями единой технологической цепочки, либо родственных по характеру или типу производства. Другая цель - привлечение в группу организаций, способных предоставить финансовые средства или привлечь внешних инвесторов.
  Б. Защита прав собственности. Инвестиционная деятельность, как и любое другое экономическое явление, осуществляется в определенном правовом пространстве, которое может либо стимулировать инвестиции, либо создавать препятствия на их пути. С точки зрения инвестиционной деятельности, наиболее важными областями законодательства являются налоговое и контрактное законодательство, а также предоставление лицензий на занятие различными видами экономической деятельности.
  Необходимо, чтобы экономическое законодательство страны отличалось устойчивостью и стимулировало экономический рост и стабильность. Чрезвычайно важно разработать высококачественные правовые акты и нормативные документы, способствующие возникновению и развитию новых видов экономической деятельности. Однако, не менее важно обеспечить строгий контроль за соблюдением законов.
  В. Налоговое законодательство в области инвестиций. Одним из важнейших вопросов, рассматриваемых при принятии инвестиционных решений, является объем и структура налогообложения. В идеале структура налогообложения, необходимыми характеристиками которой являются простота и стабильность, должна благоприятствовать инвестиционной деятельности. По отзывам представителей иностранных инвестиционных компаний, современная российская налоговая система отличается запутанностью, агрессивностью по отношению к прибыли и крайней неустойчивостью, - к примеру, многие из вносимых в нее изменений имеют обратную силу.
  Для совершенствования налоговой системы необходимо принять такие меры, как сокращение числа взимаемых налогов, упрощение структуры налогообложения, переход от налогообложения производства к взиманию налогов с дохода, отмена неоправданных налоговых льгот.
  Представляется целесообразным предусмотреть возможность конкуренции между регионами за привлечение инвестиций путем создания наиболее благоприятного налогового климата. Подобная конкуренция между регионами будет способствовать созданию на региональном уровне оптимальной бюджетно-налоговой структуры.
  Г. Лицензирование и контрактное право. Либерализация экономики требует сокращения количества видов деятельности, для занятия которыми необходимо получить разрешение, а также упрощения порядка получения лицензий.
  В настоящий момент в России предпринято ограничение прав местных органов власти в этой сфере, в результате чего система приобретает большее единообразие. С другой стороны, чрезмерная централизация выдачи разрешений может создать препятствия для экономического роста.
  Обеспечение соблюдения контрактного права является решающим условием для нормализации экономической деятельности. Учитывая кризис неплатежей, вопрос о создании механизмов принуждения злостных неплательщиков приобретает большую важность.
 
 10.3. Методы государственного воздействия
  на инвестиционный процесс
  Можно выделить пассивные и активные методы государственного воздействия на инвестиционный процесс,
  Использование набора пассивных методов связано с информированием участников воспроизводственной деятельности об условиях производства, реализации и потребления продукции в народном хозяйстве страны. Он включает также обоснование перспектив социально-экономического развития страны, определение степени инвестиционной активности, с выявлением приоритетов, которым отдаст предпочтение Правительство страны в предстоящие годы, с разработкой индикативного плана развития экономики и инвестиционного плана как его составной части.
  Методы обоснования приоритетных направлений инвестирования и расчета бюджета развития:
  а. динамическая модель межотраслевого баланса,
  б. иные динамические и полудинамические модели развития экономики страны.
  в. система балансовых построений, отражающих инвестиционный процесс и его отдельные аспекты:
  - баланс производства инвестиционных благ, в т.ч. баланс
  строительного производства,
  - баланс оборудования,
  - спрос на инвестиционные блага,
  - баланс капиталовложений и расчета накоплений,
  - шахматная таблица инвестиций.
 
  Уравнение динамической модели МОБ Леонтьевского типа выглядит следующим образом:
  . _
  X = A * X + B * X + Y ,
  где: X - вектор валовых выпусков по отраслям,
  A - матрица коэффициентов прямых затрат,
  B - матрица удельных инвестиций,
  .
  X - прирост валовых выпусков по отраслям,
  _
  Y - конечный спрос нетто (за вычетом инвестиций).
 
  Набор активных методов стимулирования инвестиций связан с использованием действенных рычагов воздействия государства на экономические процессы, таких как прямые государственные инвестиции в развитие отдельных секторов экономики, предоставление гарантий под инвестиции в наиболее важные для государства сферы экономики, предоставление налоговых льгот, налоговых каникул и пр. для отдельных видов инвестиций..
  Основные направления вмешательства государства в инвестиционный процесс следующие:
  1. Создание благоприятных условий для деятельности частных предпринимателей. В первую очередь речь идет о формировании благоприятной инвестиционной среды, а также с проведением выгодной для инвесторов налоговой и амортизационной политики, с защитой внутреннего и внешнего инвестора. Льготное налогообложение предприятий, действующих в приоритетных отраслях экономики.
  2. Прямое участие государства в эффективных и значимых для страны проектах. Разработка "бюджета развития" как части федерального бюджета страны. "Локомотивный" характер государственных инвестиций.
  3. Участие государства в создании инфраструктурных объектов, как основы эффективного частного предпринимательства.
  Критерии оценки финансовой эффективности инвестиций:
  - текущая приведенная стоимость,
  - внутренняя норма рентабельности,
  - срок окупаемости.
  В практике принятия экономических решений могут применяться и другие критерии эффективности инвестиций, но названные выше приняты в качестве основных.
 
  10.4. Регулирование иностранных инвестиций
  Потенциально российская экономика обладает рядом привлекательных особенностей для иностранного инвестора, среди которых следует выделить емкость внутреннего рынка, относительно дешевую рабочую силу, слабую конкуренцию среди иностранных предпринимателей. Однако высокая степень политической нестабильности заставляет большинство инвесторов не рисковать крупными суммами.
  Основная масса инвестиций, приходится на предприятия топливной промышленности - 49,5%. Прежде всего речь идет о нефтяной и нефтеперерабатывающей промышленности, инвестиции в которые являются наиболее привлекательными в силу быстрой окупаемости вложенного капитала.
  Что касается других отраслей, то среди них наибольшей привлекательностью для иностранных инвесторов пользуются торговля - 10 %, строительство 5%, деревообработка - 4%. На долю всех остальных приходится около 30% всех инвестиций.
  Неравномерным является распределение инвестиций по регионам страны. Подавляющая масса сосредоточена в наиболее развитых, обеспеченных инфраструктурой и квалифицированными кадрами в Москве, Петербурге, других крупных городах; минимальный уровень инвестиций в Кавказском регионе.
  Существующий объем иностранных инвестиций в России оценивается большинством экспортеров как явно неудовлетворительный. По экспертным оценкам, реальных потребностей и возможностей, Россия могла бы осваивать 12 млрд. дол. в год; идеальный вариант допускает даже 40-50 млрд. дол.
  Гипотетическая привлекательность российского рынка для иностранных инвесторов (прежде всего в связи с его неограниченными сырьевыми возможностями) явно уступает сумме негативных факторов, наиболее важными из которых следует признать социально-экономическую неустойчивость. Публикуемый ежегодно английским журналом "Экономист" рейтинг оценивает политическо-экономический риск в России в 90% по сравнению с 30-40% для большинства европейских стран.
  В число негативных факторов входят также неразвитость системы страхования иностранных инвестиций, приватизация предприятий, ориентированная преимущественно на передачу прав администрации, а не как средство привлечения зарубежного капитала, система налогов и тарифов, фискально ориентированная, отсутствие необходимой для бизнеса системы и инфраструктуры транспорта, низкая культура ведения бизнеса со стороны российских партнеров, коррупция в госструктурах и организованная преступность.
  Особого внимания заслуживают проблемы разработки правовой базы инвестиционного регулирования, проходящей стадию становления.
  Исторически нормативно-правовое регулирование в целях привлечения иностранных инвестиций в Россию прошло несколько этапов.
  Важное место занимают различного рода гарантии, которые ставят задачу обеспечить стабильность инвестиций, их неприкосновенность, свободное распоряжение капиталом, а также эффективную защиту прав инвесторов.
  Законодательство предусматривает определенный ряд льгот и, в частности, по налогообложению имущества, ввозимого в качестве вклада в уставной фонд, так же как и имущества, ввозимого для собственного материального производства. Предусматриваются дополнительные льготы, которые могут быть предоставлены в связи с созданием свободных экономических зон. Российское правительство идет по пути создания таких свободных зон, которые могли бы служить анклавами для привлечения иностранного частного капитала.
  Содействие иностранным инвестициям. Пока что уровень иностранных инвестиций остается в России очень низким по сравнению с другими странами с переходной экономикой, а также нарождающимися рынками, например, Китаем, Индией и странами Юго-восточной Азии. В настоящий момент иностранные инвестиции составляют чуть более миллиарда долларов, тогда как Китай привлекает суммы в 25 раз большие.
  Хотя иностранные инвестиции, по-видимому, никогда не станут главным двигателем экономического подъема в России, все же, учитывая масштабы этой страны, они должны играть более важную роль в ее будущем развитии. Это в первую очередь касается прямых иностранных инвестиций. Благодаря им иностранные компании могут принести в Россию знания и опыт, освоить которые не составит для российских предприятий большого труда. В качестве примера можно назвать рекламный бизнес или строительную индустрию, где российские компании быстро переняли методы работы западных коллег.
  Медленный рост иностранных инвестиций отчасти объясняется теми же причинами, по которым остается низким уровень отечественных инвестиций. Хотя инвесторы располагают средствами для инвестиций, несовершенная правовая система, существующая в России, останавливает иностранных инвесторов в еще большей степени, чем отечественных.
  Иностранные инвестиции можно разделить на портфельные и прямые. Рассмотрим те и другие отдельно.
  А. Портфельные иностранные инвестиции
  Портфельные инвестиции представляют собой вложения в прирост капитала, осуществляемые путем приобретения разного рода ценных бумаг. Иностранные портфельные инвестиции могут оказать внутренним инвестициям двоякую пользу. Во-первых, они освободят внутренние ресурсы, связанные на фондовом рынке. Во-вторых, они будут способствовать повышению курса акций, в результате чего выпуск акций будет обеспечивать компаниям-эмитентам приток финансовых ресурсов в большем объеме.
  Неясность в отношении прав акционеров является одним из наиболее серьезных факторов, сдерживающих портфельные инвестиции. Нельзя допускать случаи, когда акционеры исключаются из реестра или объем выпуска акций увеличивается без ведома акционеров компании. Это оказывает негативное воздействие на динамику портфельных инвестиций. Для увеличения объема портфельных инвестиций необходимы следующие меры:
  - последовательная и предсказуемая инвестиционная политика правительства,
  - развитие рынка свободно обращающихся акций и выпуск в продажу высоколиквидных активов,
  - развитие института независимых реестров акционеров.
  Кроме того необходимо совершенствование методологии и практики бухгалтерского учета, позволяющее потенциальным инвесторам составить более ясное представление о финансовом положении компаний.

<< Пред.           стр. 9 (из 15)           След. >>

Список литературы по разделу