<< Пред.           стр. 6 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу

  Среди государственных служащих различаются служащие и рабочие в государственных корпорациях и учреждениях, не являющиеся собственно чиновниками и состоящие с государством в частноправовых отношениях, и чиновники, состоящие с государством в публично-правовых отношениях и наделенные властными полномочиями.
  Чиновником является тот, кто:
 1. состоит с государством в публично-правовых "отношении службы и верности";
 2. осуществляет важные государственные функции;
 3. публичное служебное отношение которого фиксируется в административном акте о назначении на должность.
  Основным нормативным актом, регулирующим деятельность чиновников, является Федеральный закон о чиновнике (ФЗоЧ), который дает классификацию чиновников по нескольким аспектам:
  1. Табель о рангах предусматривает 16 групп чиновников:
  А1-А5 - низшие чины (вспомогательно-технические);
  А6-А9 - средние чины (правительственные секретари, обер-секретари, гаупт-секретари);
  А10-А13 - высокие чины (правительственные инспекторы, регирунгс-атаманы);
  А14-А16 - высшие чины (высшие правительственные советники).
  В рамках каждого служебного ранга имеется несколько должностей (фактически аналогичных званиям) от низших до более высоких, что дает возможность продвигаться по служебной лестнице.
  Устройство госслужбы Германии наглядно продемонстрировано в Приложении № 2
 2. Особую группу составляют политические и почетные чиновники.
  Политические чиновники - это наиболее близкие сотрудники к политической программе правительства или отдельного чиновника, они приходят и уходят с поста вместе с правительством. К ним относятся: статс-секретари в федеральных министерствах, ведомствах федерального канцлера и федерального президента; руководители отделов в федеральных министерствах, ведомствах федерального канцлера и федерального президента, федеральном ведомстве по делам печати и информации, администрации Бундестага и Бундесрата; руководители в земельных министерствах и канцеляриях (государственные советники).
  Почетные чиновники - это лица, имеющие гражданскую профессию, которых назначают на почетную должность без оплаты и права претендовать на особое социальное обеспечение. К ним относятся присяжные, выборные консулы.
 3. Законы различают также категории чиновников по правовому статусу:
 * Чиновники, назначаемые на должность пожизненно?;
 * Чиновники, назначаемые на должность на определенное время на основе особых предписаний;
 * Чиновники, назначаемые на неопределенное время?;
 * Чиновники, назначенные на должность с испытательным сроком?.
 * Почетные чиновники, которые исполняют свои функции временно, а не профессионально.
  В 1996 году численность лиц, занятых на государственной службе полный рабочий день, составляла 4,92 млн. человек. Из них 40,2% - чиновники, судьи и военнослужащие, 42,7% - служащие, 17,1% - рабочие.
  США
  Правовое положение государственных служащих регулируется актами, собранными в Титуле 5 Свода законов США. Они продолжают делиться на две основные группы:
  * политических руководителей, назначения которых производятся в соответствии с принципами патронажа (назначение на высшие административные должности за политические заслуги и периодическая сменяемость высших чиновников в зависимости от времени нахождения в Белом доме представителя партии, сторонниками которой они являются).
  * профессиональных бюрократов, проходящих службу на основании "системы заслуг"; карьера большей их части строится на основе закона Пендлтона, другие, отнесенные к разряду "исключительных", следуют внутриведомственным документам.
  К последним отнесены дипломаты, служащие ФБР, ЦРУ, Агентства по атомной энергии и т.д., а также те должности, для замещения которых проведение конкурсов считается нецелесообразным. Они известны как "реестры А и В":
  * "реестр А" включает должности, для занятия которых про ведение экзаменов считается некорректным (служащие Федеральной резервной системы, юристы, священники и т.д.).
  * "реестр В" охватывает должности, для занятия которых необходима сдача экзаменов, которые не носят характера конкурса (гражданские должности в системе разведки, инспектора банков в системе Министерства финансов и т.д.).
  Из-под действия конкурсной системы выведена также категория PL, которая включает служащих НАСА и др.
  Наряду с этим, служащие в зависимости от сложности и ответственности своих функций разделены на разряды, к которым привязаны ставки оплаты их труда.
  Так, служащие, чья карьера контролируется Управлением по руководству персоналом, разбиты на 18 разрядов. Разряды 1-4 относятся к низшему персоналу административных учреждений, непосредственным исполнителям. Служащие этих разрядов выполняют простейшую рутинную работу или работы, имеющие некоторую долю трудности, под непосредственным и общим наблюдением. Служащие, имеющие 5-8 разряд, выполняют работу, требующую специальных знаний и подготовки, способностей к индивидуальной работе. Это исполнительский персонал высшей квалификации, имеющий дипломы высших учебных заведений. Они не выполняют никаких функций по административному руководству, а профессиональная деятельность проходит под общим наблюдением. Служащие, имеющие 9-14 разряды, относятся к среднему руководящему персоналу, хотя их деятельность протекает под общим административным наблюдением и руководством. Служащие 15-18 разрядов являются высшим руководящим составом государственных учреждений. В число их обязанностей входит планирование и руководство специализированными программами исключительной трудности и ответственности. Как правило, они возглавляют бюро и отделы.
  ВСТАВКА ТАБЛИЦА
  Франция
  Правовая доктрина и административная практика Франции различают понятия "служащий" и "чиновник". В отличие от некоторых категорий служащих, которые принимаются по контракту (до трех лет), на повременную работу (не более 120 часов в месяц), правовое положение чиновника характеризует включение на постоянной основе в штат государственного органа на должность, соответствующую его рангу в административной иерархии.
  Краеугольными принципами организации государственной службы являются долговременная (до пенсии) деятельность в качестве государственного служащего, детальная регламентация его положения и функций на протяжении всей карьеры.
  Все государственные должности распределены по четырем категориям А, В, С и Д (в зависимости от уровня найма и объема выполняемых функций). Категория А объединяет штаты чиновников, имеющих высшее образование и исполняющих функции по разработке концепций и руководству (атташе, гражданские администраторы, преподаватели высших учебных заведений и т.д.). Чиновники категории В занимаются выполнением исполнительских функций и набираются из числа лиц, имеющих диплом бакалавров (административные секретари, контролеры, учителя и т.д.).
  Категории С и Д соответствуют практической работе, на которую принимаются лица со свидетельствами обучения первого цикла и сертификатом о начальном образовании.
  В процентном соотношении количество чиновников категорий А, В, С и Д в общем числе чиновников, наглядно показано с помощью диаграммы:
  Возможность перехода с государственной службы в местную администрацию и наоборот рассматривается законом как основная гарантия его продвижения по службе. Для государственной и местной служб установлен единый табель классификации персонала, должностей и чинов
 
 
 
 Тема 2.4. Управление государственной и муниципальной службой
  Управление государственной службой как самостоятельная функция и объект регулирования. Субъекты и органы управления государственной службой. Органы общей компетенции и специальные органы управления государственной службой. Опыт дореволюционной России. Инспекторский департамент и Комитет о службе чинов гражданского ведомства как специальные органы управления государственной службой. Специфика управления советской государственной службой. Органы управления государственной службой за рубежом (США, Великобритания, Япония, Франция и др.).
  Федеральные органы управления государственной службы России. Общественные органы управления государственной службой. Состав, функции и задачи Совета по вопросам государственной службы при Президенте РФ. Межведомственная комиссия по переподготовке и повышению квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти. Органы по вопросам государственной службы субъектов Российской Федерации. Государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о гражданской (муниципальной) службе. Аппараты полномочных представителей Президента РФ по Федеральным округам. Федеральные службы и агентства. Финансирование государственной службы.
  Перспективы управления государственной службой в РФ. Особенности управления муниципальной службой. Правительственные и межведомственные комиссии, консультативные органы, ассоциации и союзы муниципалитетов. Финансирование муниципальной службы.
 
  Вопросы управления государственной службой включены современным российским законодательством в комплекс отношений, подлежащих регулированию с точки зрения обеспечения ее эффективной организации. Все то, что относится к организации государственной службы - учреждение государственных должностей, определение их статуса, установление квалификационных разрядов и порядка их присвоения, весь обширный перечень норм и правил прохождения государственной службы, задачи по формированию кадрового состава государственных органов, функции управления персоналом, проведение кадрово-политических и организационно-правовых мероприятий, обеспечение эффективности государственной службы и т.д., - составляет предмет и содержание управления государственной службой.
  Управление государственной службой можно рассматривать с двух сторон: 1) как организующую деятельность, имеющую определенное административное содержание и особый предмет и осуществляемую в установленных организационно-правовых формах; и 2) как деятельность специально созданных государственных органов.
  Управление государственной службой осуществляется с целью обеспечения деятельности государственных служащих в государственных органах, проведения единой государственной кадровой политики, создания гарантий функционирования государственных органов в соответствии с публичными интересами на базе установленных Конституцией РФ, федеральными законами, уставами (конституциями) субъектов РФ принципов.
  Управление государственной службой характеризуется следующими признаками:
  1) это практическая деятельность по определению основных направлений развития и реального функционирования всех элементов правового института государственной службы;
  2) это функция государственных органов, которая
  3) осуществляется в определенных организационно-правовых формах и
  4) реализуется специально созданными государственными органами;
  5) основной целью управления является удовлетворение интересов государства и публичных интересов в целом;
  6) управление основывается на принципах законности, гласности, подчиненности вышестоящим государственным органам и должностным лицам нижестоящих государственных органов и государственных служащих, единства основных требований, предъявляемых к государственной службе, стабильности государственной службы.
  Федеральный закон "Об Основах государственной службы РФ" устанавливал трехзвенную систему специальных управленческих органов, осуществляющих деятельность по координации работы и решению задач государственной службы, которые определены в законодательных актах РФ и субъектов Федерации, и по обеспечению эффективности государственной службы. Современное законодательство более скупо очерчивает саму систему управления, определяя лишь отдельные полномочия наиболее важных, с точки зрения законодателя, органов управления.
  Под федеральными органами управления государственной службой понимаются государственные органы, обеспечивающие осуществление полномочий Российской Федерации по руководству государственной службой и ее нормативно-правовому регулированию как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ.
  Наиболее широкими полномочиями в сфере государственной службы наделен Президент РФ. Он подписывает законы, издает указы по вопросам государственной службы, в которых выражается проводимая им кадровая политика; утверждает реестры государственных должностей; присваивает классные и воинские звания высших рангов; награждает государственными наградами. Им единолично принимаются решения о назначении на должности и освобождении от них многих руководящих должностных лиц государства.
  Решениями Правительства РФ назначаются на должности и освобождаются от них заместители федеральных министров, руководители и заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти, кроме тех, кого назначает Президент РФ. По решению Правительства РФ назначаются члены коллегий федеральных органов власти, не входящие в них по должности.
  Отдельные вопросы государственной службы находятся в ведении Администрации Президента РФ, Департамента государственной службы и кадров Правительства РФ, Министерства труда и социального развития РФ, Министерства финансов РФ.
  Основные правовые положения по вопросам управления государственной службой, иначе говоря, о системе управления государственной службой, установлены в ст.16-18 Федерального закона №58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации".
  Рассмотрим кратко основное содержание этих установлений закона.
  Во-первых, законом установлено, что система управления государственной службой создается как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Таким образом, предусматривается как детализация, так и всеобъемлющий системный охват в целом данного направления работы в государстве.
  Во-вторых, закон подробно устанавливает основные цели и направления этой деятельности, возможные последствия. Исходя из положений закона можно отметить следующие цели этой деятельности.
  1. Координация деятельности государственных органов, органов государственной власти при решении задач, связанных с поступлением на государственную службу. Речь идет о том, что должно неукоснительно обеспечиваться точное исполнение требований федеральных законов, других федеральных нормативных актов, законов и иных нормативных актов субъектов РФ в части поступления на государственную службу, обеспечения предусмотренных законодательством конкурсных испытаний, единообразной оценки индивидуальных возможностей претендентов - по уровню и соответствию образования, опыту государственной службы и практике работы по специальности, по другим требованиям.
  2. Формирование кадрового резерва на государственной службе, который должен быть одним из важных факторов устойчивой работы государственной службы. Более детально связанные с этим положения применительно к гражданской государственной службе рассмотрены в пятой лекции данного курса.
  3. Организованное четкое и эффективное прохождение государственной службы с учетом требований и положений закона №79-ФЗ, о чем подробно рассмотрено в предыдущих лекциях. И, естественно, для регламентированного законодательством прекращения служебных отношений без ущерба для деятельности государственного органа, в целом государственной службы, а также соблюдения прав государственного служащего.
  4. Ведение Сводного реестра государственных служащих Российской Федерации.
  Как известно, данный Сводный реестр содержит необходимые сведения о всех государственных служащих - государственных служащих федерального уровня, государственных служащих субъектов Российской Федерации (в другой лекции названы четыре составляющих этого реестра). Очевидно, что без использования сведений Сводного реестра сложно знать состояние кадрового состава государственных служащих, добиваться наиболее рационального его состояния, а, значит, и эффективной работы государственной службы как важного института управления государственными делами.
  5. Организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации, стажировки государственных служащих, прежде всего, гражданских служащих. Очевидным здесь является, что добротные, глубокие профессиональные знания, опыт практической работы на государственной службе и по специальности являются основополагающими условиями успешной работы каждого государственного служащего, каждого государственного органа и всей системы государственной службы в целом.
  6. Возможность осуществления вневедомственного контроля за соблюдением в государственных органах федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, равно как и законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о государственной службе.
  Как известно, обеспечение выполнения требований законодательства и других нормативов является непременным условием успешной работы всей системы государственной службы, всех процессов в государстве и обществе. Без надлежащего контроля добиться положительных результатов практически невозможно.
  Таким образом, если кратко подытожить вышеназванное о составляющих системы управления государственной службой, следует отметить, что речь здесь идет о регламентированном законом всестороннем воздействии на все элементы действия государственной службы, на обеспечение их взаимодействия с тем, чтобы действие государственной службы было цельным процессом, позволяющим успешно решать задачи, стоящие перед государственными органами.
 Полномочные представительства
  Полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе в соответствии с Положением о полномочном представителе Президента РФ (утв. указом Президента РФ № 849 от 13 мая 2000 г.) обеспечивает реализацию в федеральном округе кадровой политики Президента РФ, организует контроль за исполнением решений федеральных органов государственной власти, в том числе принятых по вопросам государственной службы.
  Данному вопросу посвящена глава 15 закона №79-ФЗ, состоящая из двух статей: ст.67 - устанавливает, какие органы должны осуществлять государственный надзор и вневедомственный контроль, внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства РФ о государственной гражданской службе на федеральном уровне и в субъектах РФ, а также органы, осуществляющие государственный надзор за точным и единообразным соблюдением данного законодательства; ст.68 - определяет ответственность за нарушение данного законодательства.
  Часть 1 ст.67 устанавливает: "Государственный надзор и вневедомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют специально уполномоченные государственные органы, определяемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации."
  Специальных органов, о которых говорится в этой части ст.67, пока нет, по ним не приняты необходимые правовые акты.
  Внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства о государственно-гражданской службе РФ осуществляется всеми государственными органами в подведомственных государственных органах. Это означает, что такой контроль осуществляют федеральные государственные органы, государственные органы субъектов РФ, а также орган по управлению государственной службой, для которого названные органы прохождения службы выступают в качестве подведомственных в отношении государственной службы.
  Часть 3 ст.67 устанавливает, что "государственный надзор за точным и единообразным соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с федеральным законом". Работа эта выполняется в соответствии с Законом РФ от 17.01.1992 №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в редакции от 22.08.2004 №122-ФЗ).79
  Предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов федеральными министерствами, государственными комитетами, иными федеральными органами исполнительной власти, законодательными и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
  Что касается ответственности за нарушение рассматриваемого законодательства, то лица, виновные в его нарушении, привлекаются к ответственности в порядке, установленного Федеральным законом №79-ФЗ и другими федеральными законами.
  Например, ч.3 ст.15 предусматривает дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность за исполнение гражданским служащим неправомерного поручения. Часть 3 ст.16 предусматривает ответственность за соблюдение установленных законом для гражданского государственного служащего ограничений; часть 4 ст.17 - за несоблюдение запретов; ч.4 ст.20 - за виновное разглашение сведений о доходах, об имуществе и обязательствах индивидуального характера других гражданских служащих и использование этих сведений в целях, не предусматриваемых законом №79-ФЗ.
 
  Вместе с тем не определен федеральный орган управления государственной службой, который выявлял бы в целом потребности государства в отношении государственных служащих, осуществлял координацию деятельности государственных органов по вопросам государственной службы. Полномочия представителя нанимателя в соответствии с действующим законодательством выполняет руководитель государственного органа либо лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации.
  На уровне субъекта Российской Федерации также предполагается создание органа по вопросам государственной службы субъекта РФ. Такие органы должны быть созданы в соответствии с законами субъекта РФ. В большинстве случаев вместо органа управления государственной службы законами субъектов РФ учреждены координационно-консультативные органы. В других субъектах Федерации полномочия по управлению государственной службой субъекта РФ находятся в ведении структурных подразделений органов исполнительной власти субъектов РФ (Департамент по делам государственных служащих при Президенте Республики Татарстан, Управление по делам государственной службы Республики Марий Эл и др.).
  Практическим воплощением проводимой руководством страны кадровой политики и организационно-правовых мероприятий в конкретном государственном органе занимаются специально образуемые в их структуре подразделения - кадровые службы. На практике они могут именоваться по-разному, но всегда подчинены непосредственно руководителям государственных органов.
  Кадровые службы государственных органов оформляют все назначения на должности, выполняют мероприятия по штатному учету, планированию и прогнозированию численности кадров государственной службы и всего персонала государственных органов, занимаются проведением конкурсов на замещение вакантных должностей государственной службы, аттестаций и квалификационных экзаменов государственных служащих, организацией профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.
  Со времени создания системы местного самоуправления в нашей стране отношение к вмешательству органов государственной власти в дела местного самоуправления менялось неоднократно - от полного отрицания такового до понимания необходимости активного взаимодействия государственных органов и органов местного самоуправления, а в случае необходимости - оказания мер поддержки финансового, организационного, методического, информационного характера, обеспечения создания и функционирования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления.
  В субъектах РФ созданы специальные органы, которые организуют подобную работу, обеспечивая тем самым совершенствование системы управления на территории субъекта Федерации. Они аккумулируют аналитическую информацию о функционировании органов местного самоуправления, готовят предложения по расстановке руководителей этих органов, формировании резерва для замещения таких должностей, участвуют в разработке проектов нормативных правовых актов по вопросам муниципальной службы.
  Так, основными задачами органа государственной власти Республики Бурятия по вопросам муниципальной службы являются:
  1) координация нормотворческой деятельности по вопросам организации муниципальной службы в соответствии с действующим законодательством;
  2) анализ кадрового обеспечения муниципальной службы;
  3) разработка и утверждение положений о порядке и условиях проведения квалификационных экзаменов, аттестации и конкурсов;
  4) координация работы по подготовке и проведению аттестации и квалификационных экзаменов муниципальных служащих;
  5) создание информационных систем и банков данных по кадрам муниципальной службы;
  6) координация работ по нормативно-правовому обеспечению муниципальной службы, научных исследований в области муниципальной службы;
  7) формирование резерва государственной службы из муниципальных служащих;
  8) координация методической работы кадровой службы органа муниципального образования;
  9) руководство профессиональной подготовкой, переподготовкой (переквалификацией) и повышением квалификации муниципальных служащих.
  Кадровая служба органа местного самоуправления:
  1) обеспечивает проведение конкурсов на замещение вакантных муниципальных должностей муниципальной службы, аттестаций, прохождение муниципальными служащими испытания при замещении муниципальных должностей;
  2) оформляет решения органов местного самоуправления, связанные с прохождением муниципальными служащими муниципальной службы, ведет личные дела муниципальных служащих, вносит необходимые записи в трудовые книжки муниципальных служащих;
  3) консультирует муниципальных служащих по вопросам прохождения муниципальной службы;
  4) анализирует уровень профессиональной подготовки муниципальных служащих.
 
 
 
 
 
 РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗАЦИОННО-КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ (МУНИЦИПАЛЬНОЙ) СЛУЖБЫ: МЕХАНИЗМЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ
 Тема 3.1. Кадровое обеспечение государственной (муниципальной) службы
  План:
  Кадровый корпус государственной службы Российской Федерации
  Кадровое обеспечение государственной службы субъектов Российской Федерации в Сибирском федеральном округе
 
  Государственная служба как профессиональная деятельность. Эффективности государственной (муниципальной) службы и профессионализм государственных (муниципальных) служащих. Профессионализм и компетентность государственных (муниципальных) служащих. Кадровый корпус государственной службы (по уровням и видам). Анализ кадрового обеспечения федеральной государственной службы. Особенности кадрового обеспечения государственной службы субъектов Российской Федерации. Реестры государственных гражданских служащих РФ. Анализ кадрового состава муниципальной службы по типам муниципальных образований.
  Кадровый аудит в системе государственного и муниципального управления. Форма 1-ГС как инструмент анализа кадрового состава. Оптимизация кадрового состава гражданской службы. Принципы и направления обеспечения профессионализма государственной (муниципальной) службы. Компетенции и полномочия кадровой службы органа государственного (муниципального) управления. Порядок организации работы с персоналом. Порядок представления и хранения персональных данных гражданских (муниципальных) служащих. Порядок ведения личных дел.
 
  3.1.1. Кадровый корпус государственной службы Российской Федерации
  Успех управленческой деятельности в значительной степени зависит от учета состояния объекта воздействия. Выработка целей и приоритетов управления персоналом государственного аппарата, выбор механизмов и технологий в значительной мере зависит от реально сложившейся кадровой ситуации.
  В соответствии с Федеральной программой статистических работ на 2002 год, одобренной Правительством Российской Федерации 14 января 2002 года и утвержденной Госкомстатом России от 17.01.2002г. №5, Новосибирским областным комитетом государственной статистики проведено единовременное федеральное государственное статистическое наблюдение численности и состава работников органов государственной власти и местного самоуправления на 1 января 2002 года.
  Федеральное государственное статистическое наблюдение проводилось по форме № 1-ГС, утвержденной постановлением Госкомстата России от 21.09.2001 № 71. Эту форму заполняют:
  - государственные органы на федеральном уровне: Аппарат Президента Российской Федерации, Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания, Аппарат Государственной Думы Федерального Собрания, Аппарат Правительства Российской Федерации, центральный аппарат федеральных органов исполнительной власти, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Генеральная Прокуратура Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, другие федеральные государственные органы;
  - федеральные государственные органы на региональном уровне, работники которых в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 03.09.97 № 981 являются федеральными государственными служащими. К ним относятся территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и государственных органов при Правительстве Российской Федерации, федеральных министерствах (ведомствах), представительства Президента Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, арбитражные суды, суды общей юрисдикции, органы прокуратуры, включая транспортные и специализированные;
  - государственные органы субъектов Российской Федерации - законодательные, исполнительные, судебные (Конституционные суды субъектов Российской Федерации, аппараты мировых судей), другие государственные органы (избирательные комиссии, контрольно-ревизионные органы), работники которых в соответствии с Федеральным Законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и соответствующими нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации являются государственными служащими.
  В сводные итоги данных о работниках органов государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации в Новосибирской области включены данные о работниках:
  - органов законодательной власти - федеральных (помощники депутатов Государственной Думы и Совета Федерации), законодательных органов субъектов Российской Федерации, представительных органов местного самоуправления;
  - органов исполнительной власти - федеральных: территориальных органов Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных министерств и ведомств, аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, исполнительных органов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления с исполнительными функциями;
  - органов судебной власти и прокуратуры - федеральных: судов общей юстиции и арбитражных судов в субъекте Российской Федерации, органов прокуратуры в субъекте Российской Федерации (включая транспортные и специализированные), территориальных отделов Судебного департамента при Верховного Суде Российской Федерации, органов судебной власти субъекта Российской Федерации: конституционных судов субъекта Российской Федерации, аппаратов мировых судей;
  - "других" государственных органов - органы субъекта Российской Федерации: Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Аппарат Уполномоченного по правам человека.
  Распределение работников по категориям и группам государственных должностей производится в соответствии с Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" и перечнями государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденными Указами Президента Российской Федерации №№ 529 от 12.04.96, 530 от 12.04.96, 551 от 15.04.96, 981 от 03.09.97, а также перечнями государственных должностей государственных служащих субъектов Российской Федерации, утвержденными соответствующими нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
  Форма № 1-ГС состоит из четырех разделов:
  1) Распределение работников, замещающих государственные должности, по полу и возрасту;
  2) Распределение работников, замещающих государственные должности, по стажу работы в государственных органах;
  3) Распределение работников, замещающих государственные должности, по образованию;
  4) Раздел А Дополнительное профессиональное образование государственных служащих субъектов Российской Федерации в 2001г.
  При заполнении I раздела показывается число штатных, а также физических лиц списочного состава по состоянию на отчетную дату. В случае изменения структуры государственного органа, работники, еще не перемещенные на отчетную дату на другие должности в соответствии с новым штатным расписанием, учитываются по старому наименованию должности, пояснив это в примечании.
  При заполнении II раздела о стаже работы в государственных органах следует воспользоваться имеющимися данными о стаже работы, применяемыми при начислении надбавок за выслугу лет.
  При заполнении III раздела об образовании следует иметь в виду, что: показывается образование в соответствии с документом о базовом профессиональном образовании (высшем и среднем профессиональном). В случае, если работник имеет 2 и более высших образования, он учитывается в справке к разделу 3, а по направлениям подготовки показывается высшее профильное образование для данного органа или занимаемой должности.
  В соответствии с Перечнем направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, утвержденным приказом Минобразования России от 08.11.2000г. № 3200, относятся:
  * к направлению подготовки "Естественные науки и математика" - группы специальностей: математика, прикладная математика, информатика, механика, физика, химия, биология, почвоведение, география, гидрометеорология, геология, экология и природопользование, математика (прикладная математика), механика, география и картография, радиофизика, прикладные математика и физика, математика (компьютерные науки);
  * к направлению подготовки "Гуманитарные и социально-экономические науки" - группы специальностей: культурология, теология, филология, философия, лингвистика, журналистика, книжное дело, история, политология, психология, социальная работа, социология, регионоведение, юриспруденция, менеджмент, экономика, архитектура, искусствоведение (по видам), физическая культура, коммерция, аграрная экономика, статистика, религиоведение, искусство (по видам), востоковедение, африканистика;
  * к группе специальностей "Экономика и управление" - специальности: экономическая теория, экономика и социология труда, финансы и кредит, бухгалтерский учет, анализ и аудит, мировая экономика, национальная экономика, экономика и управление на предприятии (по отраслям), государственное и муниципальное управление (следует выделить), менеджмент организации, документоведение и документационное обеспечение управления, маркетинг, статистика, математические методы в экономике, управление персоналом;
  * к направлению подготовки "Педагогические науки" - группы специальностей: естественнонаучное образование, физико-математическое образование, филологическое образование, социально-экономическое образование, технологическое образование, педагогика, художественное образование;
  * к направлению подготовки "Технические науки" - группы специальностей: строительство, автоматизация и управление, полиграфия, телекоммуникации, металлургия, горное дело, электроника и микроэлектроника, химическая технология и биотехнология, теплоэнергетика, авиа- и ракетостроение, проектирование и технология электронных средств, технология изделий текстильной и легкой промышленности, электротехника, электромеханика и электротехнологии, наземные транспортные системы, приборостроение, материаловедение и технология материалов, электроэнергетика и т.п.;
  * к направлению подготовки "Сельскохозяйственные науки" - группы специальностей: агрохимия и агропочвоведение, агрономия, зоотехния, ветеринария, агроинженерия, рыболовство, водные биоресурсы и аквакультура;
  * к группе "Медицинские специальности" - лечебное дело, педиатрия, медико-профилактическое дело, стоматология, фармация, сестринское дело, медицинская биохимия, медицинская биофизика, медицинская кибернетика.
  При отнесении каждой конкретной специальности к вышеперечисленным группам и направлениям подготовки следует пользоваться Перечнем направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования, утвержденным приказом Минобразования России от 08.11.2000г. № 3200. В случае отсутствия какой-то специальности в Перечне, необходимо отнести ее в группу специальностей с аналогичными функциями.
  Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, создаваемых при образовательных учреждениях высшего образования или научных учреждениях.
  Раздел А заполняют органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществлявшие в 2001 году обучение государственных служащих по программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации из числа государственных служащих, фактически работавших на дату обследования.
  При заполнении раздела А показываются сведения о численности государственных служащих, обученных в 2001 году по направлению государственного органа за счет всех источников финансирования и получивших по результатам итоговой аттестации после освоения программы дополнительного профессионального образования документы государственного образца: удостоверение или свидетельство о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке. В численность госслужащих, прошедших стажировку за границей, включаются обученные за рубежом (включая страны СНГ) и получившие сертификат (диплом).
  Единовременное статистическое наблюдение, проведенное на 1 января 2002 года, позволяет систематизировать данные о составе работников, замещавших государственные должности:
 * по ветвям власти, по кругу государственных органов, в которых на дату учета была введена государственная служба;
 * по группам государственных должностей в соответствии с перечнями должностей, утвержденными соответствующими указами Президента Российской Федерации и нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации;
 * по полу, возрасту, образованию, стажу работы в государственных органах.
 
  3.1.2. Кадровое обеспечение государственной службы
 субъектов Российской Федерации в СФО
  Если рассматривать кадровую ситуацию в Сибирском федеральном округе (далее - СФО), то на начало 2002 года в СФО проживало чуть более 12 миллионов 700 тысяч человек в трудоспособном возрасте. Только в Новосибирской области доля лиц трудоспособного возраста составила 61,2% общей численности населения, а их абсолютное число выросло по сравнению с 1996 года более чем на 95,3 тыс. (на 6,0%), в том числе на 63,4 тыс. в городских поселениях и на 31,9 тыс. в сельской местности.
 Таблица Х
 Распределение населения по основным возрастным группам
 на начало 2001 г. по России и Сибирскому федеральному округу
  Численность населения Численность населения Всего в том числе основным возрастным
 группам доля возрастных групп в общей
 численности населения, процентов Мужчины и женщины
 0-15 мужчины
 16-59
 женщины
 16-54 мужчины
 60 и более женщины
 55 и более мужчины и женщины
 0-15 мужчины
 16-59
 женщины
 16-54 мужчины
 60 и более женщины
 55 и более Российская Федерация
 СФО, в том числе
 Республика Алтай
 Республика Бурятия Республика Тыва
 Республика Хакасия
 Алтайский край
 Красноярский край
 Таймырский автономный округ
 14481909
 20675135
 204767
 026274
 310678
 578314
 2642557
 3031984
 43714
 27879877
 4238810
 54829
 246725
 99849
 121712
 502309
 618949
 10159
 87053954
 12709976
 119261
 626323
 179355
 357333
 1609317
 1896092
 29627
 29885268
 3726349
 30677
 153226
 31474
 99269
 530931
 516943
 3928
 19,3
 20,5
 26,8
 24,1
 32,2
 21,0
 19,0
 20,4
 23,2
 60,1
 61,5
 58,2
 61,0
 57,7
 61,8
 60,9
 62,5
 67,8
 20,6
 18,0
 15,0
 14,9
 10,1
 17,2
 20,1
 17,1
 9,0
  Демографические данные свидетельствуют о том, что население Сибири стареет. Молодой возраст сибиряков в прошлые годы был связан со значительной долей молодежной миграции. Сегодня такого притока нет. Рождаемость в большинстве субъектов остается низкой. В некоторых субъектах, в частности в национальных республиках, возрастная картина выглядит несколько отличной от среднеокружной. В республиках Алтай, Бурятия, Тыва население остается достаточно молодым, но это - благодаря крайне низкой продолжительности жизни населения и, прежде всего, мужчин.
  В СФО на начало 2002 года численность работников органов государственной власти и местного самоуправления составляла 173,9 тыс. человека. Около 150 тысяч (90%) служащих сосредоточено в исполнительных органах власти. При этом почти 56 тысяч (34%) чиновников работали в территориальных структурах федеральных органов государственной власти. Из 54 министерств и ведомств 31 имели свои представительства в Сибирском федеральном округе. Почти две трети всех федеральных служащих составляют кадры Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам. Свыше 70% федеральных государственных служащих работает на уровне районов и городов внутри субъектов Федераций. Чуть более 21 тысячи государственных служащих - это работники судебной власти и прокуратуры.
  Таблица Х
  Численность работников органов государственной власти и местного самоуправления в СФО на начало 2002 года
 № Наименование Численность работников (чел.)
 
 Всего В том числе в органах Законодательной власти Исполнительной власти Всего из нее федеральных территориальных органов Органов судебной власти и прокуратуры 1 Сибирский федеральный округ, из них 173944 2662 149905 55984 21077 2 Республика Алтай 3621 131 3096 1147 388 3 Республика Бурятия 10037 81 8681 2702 1253 4 Республика Тыва 4662 1251 2738 1466 663 5 Республика Хакасия 5408 115 4512 1657 772 6 Алтайский край 24573 62 21775 7155 2709 7 Красноярский край 27096 311 23405 8606 3309 8 в том числе:
 Таймырский А.О.
 1111
 54
 944
 382
 107 9 Эвенкийский А.О. 962 38 851 329 58 10 Иркутская область 20864 116 17759 7053 2938 11 в том числе:
 Усть-Ордынский Бурятский А.О.
 1717
 37
 1443
 502
 230 12 Кемеровская область 20001 160 17313 6522 2496 13 Новосибирская область 20718 91 18410 8190 2208 14 Омская область 15184 134 13356 4679 1666 15 Томская область 10136 119 8778 2884 1231 16 Читинская область 11644 91 10082 3923 1444 17 в том числе:
 Агинский Бурятский А.О.
 1171
 26
 972
 380
 166
  Около 22,3 тысячи человек (12,5%) составляли кадровый корпус государственных служащих в субъектах Федерации на территории СФО. При этом аппараты руководителей субъектов Федерации, составляющие 4,0% всего кадрового потенциала округа или 5,8 тыс. человек, образуют в регионах своеобразные центры управления, которым подчинены все остальные органы исполнительной власти субъекта.
 Таблица хх
 Численность работников в органах государственной власти субъектов РФ
 и местного самоуправления в СФО на начало 2002 года
  Численность работников в органах гос. власти (чел.) Численность работников в органах местного самоуправления (чел.) № Всего В том числе в органах Законодательной власти Исполнительной власти Судебной власти Других государственных органах Представительных органов Исполнительных органов 1 Сибирский федеральный округ 22318 1057 19443 1518 300 1462 74478 2 Республика Алтай 567 110 451 - 6 17 1498 3 Республика Бурятия 1340 79 1143 96 22 - 4836 4 Республика Тыва 549 37 475 27 10 1214 797 5 Республика Хакасия 1394 107 1221 57 9 8 1634 6 Алтайский край 1933 49 1500 357 27 - 13120 7 Красноярский край 3499 228 2779 421 71 81 12020 8 в том числе:
 Таймырский А.О.
 357
 52
 299
 -
 6
 -
 263 9 Эвенкийский А.О. 285 38 232 - 15 - 290 10 Иркутская область 1723 101 1329 242 51 - 9377 11 в том числе:
 Усть-Ордынский Бурятский А.О.
 277
 35
 235
 -
 7
 -
 706 12 Кемеровская область 2102 109 1961 - 32 38 8830 13 Новосибирская область 4750 73 4426 242 9 6 5794 14 Омская область 2057 52 1977 - 28 65 6700 15 Томская область 1126 44 1074 - 8 30 4820 16 Читинская область 1278 68 1107 76 27 3 5052 17 в том числе:
 Агинский Бурятский А.О.
 347

<< Пред.           стр. 6 (из 9)           След. >>

Список литературы по разделу