<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу

 ПРОЕКТ 26.08.04
 Центральный банк Российской Федерации
 
 Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2005 год
 Одобрено Советом директоров Банка России 25.08.04
 
 
  (c) 2004, Центральный банк Российской Федерации 103016 Москва, ул. Неглинная, 12
 
 
 
  Содержание
 
 I. Цели и принципы денежно-кредитной политики 2
 II. Особенности развития экономики России и денежно-кредитной сферы в 2004 году 4
 II.1. Инфляция и экономический рост 4
 II.2. Платежный баланс 7
 II.З. Валютный курс 9
 II.4. Реализация денежно-кредитной политики 11
 III. Сценарии макроэкономического развития в 2005 году 19
 III.1. Варианты макроэкономического прогноза 19
 III.2. Прогноз платежного баланса 22
 III.З. Оценка спроса на деньги в 2005 году 23
 IV. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2005 году 25
 IV.I. Количественные цели денежно-кредитной политики и политика валютного курса 25
 Политика валютного курса 26
 IV.2. Денежная программа на 2005 год 27
 IV.3. Инструменты денежно-кредитной политики и их использование 30
 Операции рефинансирования 30
 Операции по изъятию ликвидности 31
 Процентная политика 31
 V. Приложение 32
 V.I. Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора в 2005 году 32
 V.2. Мероприятия Банка России по совершенствованию финансовых рынков в 2005 году 34
 V.3. Мероприятия Банка России по совершенствованию платежной системы в 2005 году 35
 V.4. План важнейших мероприятий Банка России на 2005 год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы 35
  I. Цели и принципы денежно-кредитной политики
 
  В ближайшем десятилетии в России должны быть обеспечены высокие темпы экономического роста, которые позволят значительно повысить уровень жизни населения. Низкая инфляция является основой для обеспечения устойчивости рубля, формирования позитивных ожиданий экономических агентов, снижения рисков и, соответственно, принятия обоснованных решений относительно сбережений, инвестиций и потребительских расходов. Поэтому денежно-кредитная политика, направленная на устойчивое снижение инфляции, вносит существенный вклад в усиление потенциала экономического роста и модернизацию структуры экономики.
  В предстоящий трехлетний период Правительством Российской Федерации и Банком России должна быть реализована задача снижения инфляции до 7,5-8,5% в 2005 году 6,0-7,5% - в 2006 году и 5,0-6,5% - в 2007 году что соответствует основным параметрам сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год и на период до 2007 года.
  В 2005 году Банк России будет следовать принципам единой государственной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, сформировавшимся в последние два года. Снижение инфляции до запланированного уровня является главной целью денежно-кредитной политики. При реализации политики, направленной на снижение инфляции, Банк России будет учитывать влияние динамики обменного курса национальной валюты на состояние российской экономики.
  В настоящее время Россия, как страна с открытой и недостаточно диверсифицированной экономикой, в высокой степени зависящая от внешней экономической и финансовой конъюнктуры, не имеет возможности перейти к режиму свободно плавающего валютного курса рубля. По каналам текущего счета платежного баланса предложение иностранной валюты устойчиво превышает спрос. Счет движения капитала нестабилен как по объемам, так и по направленности финансовых потоков. В таких условиях, как показывает практика многих стран, необходимо использование режима управляемого плавающего валютного курса прежде всего в целях исключения резких колебаний обменного курса национальной валюты.
  По мере создания необходимых условий Банк России будет постепенно сокращать свое участие на внутреннем валютном рынке, осуществляя тем самым переход к режиму свободно плавающего валютного курса и сосредоточивая свои усилия на максимально точном достижении целей по уровню инфляции. Эффективное функционирование в составе федерального бюджета Стабилизационного фонда Российской Федерации, аккумулирующего дополнительные доходы от высоких цен мирового рынка на энергоносители, а также совершенствование структуры российской экономики, в том числе ее экспортного сектора, являются важнейшими предпосылками ускорения этого процесса.
  В последние годы наблюдается ослабление краткосрочной взаимосвязи между денежными агрегатами и индексом потребительских цен. Поэтому границы прироста денежной массы не являются жестко заданными и отклонения динамики денежной массы от расчетной траектории не предполагают немедленной корректировки политики Банка России. Тем не менее характеристики денежной массы остаются важным ориентиром для оценки как текущих монетарных условий, так и инфляционных ожиданий и определения среднесрочного тренда инфляции. Такой подход реализуется через составление денежной программы Банка России и последующий мониторинг ее показателей.
  Банк России будет стремиться обеспечивать соблюдение параметров денежной программы при помощи всего набора находящихся в его распоряжении инструментов денежно-кредитной политики, делая основной упор на рыночные методы денежно-кредитного регулирования, применяя инструменты как рефинансирования в случае недостатка ликвидности, так и абсорбирования избыточной ликвидности.
  В настоящее время российская экономика в условиях высокой волатильности трансграничных потоков капитала в значительной мере реагирует на изменения зарубежных процентных ставок. В связи с этим Банк России вынужден при проведении процентной и валютной политики учитывать разницу междупроцентными ставками внутри страны и за рубежом.
  В условиях, когда денежное предложение формируется в основном через приобретение Банком России иностранной валюты на валютном рынке, роль процентной ставки в качестве активного инструмента денежно-кредитной политики является ограниченной. В предстоящий период по мере снижения темпов роста золотовалютных резервов Банк России будет расширять объемы рефинансирования коммерческих банков в целях регулирования денежного предложения. В этих условиях роль процентных ставок Банка России в управлении денежной сферой возрастет.
  Поставленная в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию задача добиться создания в ближайшие годы необходимых условий для обеспечения полной конвертируемости рубля во многом определяет шаги, которые должны быть предприняты Правительством Российской Федерации и Банком России в области денежно-кредитной и валютной политики в 2005 году Важным этапом в ее решении стало вступление в силу в 2004 году нового законодательства в области валютного регулирования, предусматривающего к 2007 году окончательную либерализацию трансграничных операций с капиталом. Большое значение будет иметь принятие органами федеральной законодательной и исполнительной власти при участии Банка России мер по совершенствованию инфраструктуры и механизма регулирования финансового рынка, переходу резидентов на международные стандарты финансовой отчетности, либерализации участия нерезидентов на российском финансовом рынке. Устойчивость рубля в условиях полной конвертируемости будут обеспечивать меры структурной политики, направленные на диверсификацию российской экономики и повышение ее конкурентоспособности.
  Достижение фактической конвертируемости российской национальной валюты будет определяться не только снятием формальных ограничений на операции с ней, но и ее востребованностью, а также масштабами использования рубля в международных экономических отношениях, в частности в качестве средства международных расчетов достаточно широким кругом хозяйствующих субъектов. Ключевую роль здесь должны сыграть степень доверия к проводимой государством экономической политике в целом и денежно-кредитной политике в частности, а также уровень развития национального финансового рынка и банковской системы России.
  Зависимость российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры и продолжение структурных преобразований в экономике делают необходимой поддержку денежно-кредитной политики Банка России действиями Правительства Российской Федерации в области бюджетной, налоговой, тарифной, структурной и социальной политики. В связи с этим меры по формированию Стабилизационного фонда Российской Федерации, ограничению роста регулируемых цен, тарифному и нетарифному регулированию внешнеэкономической сферы, осуществляемые Правительством Российской Федерации, являются важной частью антиинфляционной политики в России.
 
  II. Особенности развития экономики России и денежно-кредитной сферы в 2004 году
  II.1. Инфляция и экономический рост
 
  Итоги прошедших месяцев 2004 года свидетельствуют о сохранении благоприятной макроэкономической ситуации. Темпы роста производства товаров и услуг, реальных денежных доходов населения, инвестиций в основной капитал в текущем году превышают показатели официального прогноза. Остается устойчивым состояние государственных финансов. Инфляция на потребительском рынке последовательно снижается.
  Объем ВВП увеличился в I квартале 2004 года на 7,4% по сравнению с тем же периодом прошлого года (в I квартале 2003 года - на 7,5%). Экономическому росту способствуют благоприятные внешние и внутренние условия. Внутренний спрос увеличивается вследствие расширения потребительской и инвестиционной активности.
  Потребительские расходы населения возросли в реальном выражении по итогам января-июня 2004 года, по оценкам, на 10,8% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года (против 9,6% годом ранее). Прирост инвестиций в основной капитал, составивший в январе-июне текущего года по сравнению с соответствующим периодом 2003 года 12,6%, опережал увеличение потребительских расходов населения.
  В январе-июне 2004 года объемы производства увеличились во многих отраслях экономики. Прирост производства в промышленности составил по сравнению с соответствующим периодом 2003 года 7,4%. Производство в строительстве возросло на 14,2%, на транспорте - на 7,3%. Оборот розничной торговли увеличился на 11,1 %.
  В отличие от предыдущего года экономический рост сопровождается увеличением численности занятого в экономике населения. Вместе с тем, производительность труда растет достаточно высокими темпами. По оценкам, в первом полугодии 2004 года производительность труда возросла на 6,1% по сравнению с соответствующим периодом 2003 года.
  В первом полугодии текущего года положительное сальдо счета текущих операций платежного баланса оставалось на высоком уровне и составило, по оценкам, 9,5% к ВВП. Сальдо торгового баланса продолжало увеличиваться (в январе-июне 2004 года оно составило 36,3 млрд. долларов США против 28,9 млрд. долларов США в январе-июне 2003 года).
  Золотовалютные резервы страны за январь-июнь 2004 года увеличились на 11,3 млрд. долларов США, и их объем на 1 июля 2004 года достиг 88,2 млрд. долларов США.
  Динамика основных макроэкономических показателей в январе-июне 2004 года свидетельствует о том, что итоги года в целом сложатся достаточно успешно. Согласно последним оценкам Минэкономразвития России, прирост ВВП по итогам 2004 года составит 6,9% при прогнозировавшемся увеличении на 5,2%. Прирост промышленного производства оценивается в 7,1%. Реальные располагаемые денежные доходы населения возрастут на 9,4%, оборот розничной торговли -на 10,2%, а инвестиции в основной капитал -на 11,5%.
  Потребительские цены в июне 2004 года по сравнению с декабрем предыдущего года выросли на 6,1% (в соответствующий период 2003 года - на 7,9%)- Инфляция за скользящий 12-месячный период составила в июне 2004 года 10,1%, что достаточно близко к принятому на 2004 год целевому ориентиру по инфляции.
  Базовая инфляция1 в июне 2004 года по отношению к декабрю предыдущего года составила 4,3% (в соответствующий период 2003 года - 4,7%). Замедлению базовой инфляции способствовало снижение темпов роста цен на непродовольственные товары. В июне 2004 года по сравнению с декабрем предыдущего года непродовольственные товары стали дороже на 3,4% (за соответствующий период 2003 года-на 4,6%.
  Вместе с тем, в январе-июне 2004 года вклад базовой инфляции в общий прирост потребительских цен, по оценкам, повысился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 9,3 процентного пункта и составил 57,2%. Это явилось следствием высоких темпов роста достаточно волатильных цен на продовольственные товары, доля которых составляет, по оценкам, более 60% в наборе товаров и услуг, входящих в расчет базовой инфляции. Прирост цен на продовольственные товары без учета плодоовощной продукции составил в июне 2004 года по сравнению с декабрем предыдущего года 5,2% против 4,4% в соответствующий период 2003 года. По итогам января-июня 2004 года наиболее значительно подорожали хлеб и хлебобулочные изделия, а также макаронные изделия. Ускорение прироста цен на эти товары по сравнению с аналогичным периодом 2003 года составило 1,2 и 2,6 раза соответственно и было связано с низким урожаем зерновых в России и в Европе в 2003 году.
  Умеренный рост цен на потребительском рынке являлся также следствием относительно невысокого роста цен на плодоовощную продукцию. В июне текущего года
  Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции (в % к соответствующему месяцу предыдущего года) по сравнению с декабрем предыдущего года плодоовощная продукция стала дороже на 13,9% (в аналогичный период 2003 года - на 33,7%).
  Цены и тарифы на платные услуги населению возросли в июне 2004 года по сравнению с декабрем предыдущего года на 11% против 15,6% в соответствующий период 2003 года. Увеличение цен на платные услуги населению превысило общий рост цен на товары, составивший 4,9%. Определенным вкладом в снижение инфляции явилось замедление роста административно регулируемых цен на услуги населению. Эти цены в июне 2004 года по отношению к декабрю 2003 года, по оценкам, возросли на 13,3% против 18,6% годом ранее. Тем не менее, несмотря на замедление, рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги был значительным - 18,6% (в соответствующий период 2003 года - 23,7%). Существенно подорожали также услуги пассажирского транспорта (на 10,9%)- В то же время тарифы на услуги связи снизились на 2,3%.
 
  Динамика инфляции на потребительском рынке и базовой инфляции (с начала года нарастающим итогом, %)
 
  2001 год 2002 год 2003 год 2004 год
  инфляция базовая инфляция инфляция базовая инфляция инфляция базовая инфляция инфляция базовая инфляция Январь 2,8 2,0 3,1 1,4 2,4 1,2 1,8 0,9 Февраль 5,1 3,8 4,3 2,2 4,1 2,1 2,8 1,7 Март 7,1 5,1 5,4 2,8 5,2 2,8 3,5 2,4 Апрель 9,0 6,6 6,6 3,4 6,2 3,4 4,6 3,2 Май 10,9 7,7 8,4 4,0 7,1 4,0 5,3 3,8 Июнь 12,7 8,7 9,0 4,4 7,9 4,7 6,1 4,3 Июль 13,2 9,4 9,8 5,3 8,7 5,4 Август 13,2 10,3 9,9 5,9 8,3 6,2 Сентябрь 13,9 11,6 10,3 6,8 8,6 7,3 Октябрь 15,2 12,8 11,5 7,7 9,7 8,9 Ноябрь 16,7 14,2 13,3 9,0 10,8 10,1 Декабрь 18,6 15,6 15,1 10,2 12,0 11,2
 
  На динамику инфляционных процессов на потребительском рынке оказывала влияние динамика цен производителей в промышленности. В июне 2004 года по сравнению с декабрем предыдущего года они увеличились на 17,7% (на 5,1% в соответствующий период 2003 года). На достаточно высокий рост цен производителей промышленной продукции повлияло повышение цен на мировом рынке на энергетические и другие сырьевые товары. В этот период наблюдался высокий рост цен производителей в топливной промышленности и электроэнергетике, составивший соответственно 34,8 и 11,4% (в июне 2003 года по сравнению с декабрем 2002 года цены производителей в топливной промышленности снизились на 11%, а в электроэнергетике увеличились на 13%). На динамику цен на потребительском рынке повлиял также рост тарифов на грузовые перевозки, составивший в июне 2004 года по сравнению с декабрем предыдущего года 8,5% (11,2% в соответствующий период 2003 года).
  Устойчивое состояние государственных финансов являлось одним из факторов, позитивно влиявших на развитие инфляционных процессов в 2004 году По данным Министерства финансов Российской Федерации, в январе-июне 2004 года доходы федерального бюджета составили 20,6% ВВП, расходы -15,9%, профицит федерального бюджета - 4,7% (против 3,1% за соответствующий период прошлого года). За первые шесть месяцев текущего года в Стабилизационный фонд Российской Федерации было направлено 122,8 млрд. рублей, и на 1 июля 2004 года его объем достиг 229,2 млрд. рублей.
  Относительно невысокие инфляционные ожидания в текущем году являлись важным фактором замедления роста цен. По данным Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, согласно опросам, в январе-июне 2004 года инфляционные ожидания руководителей базовых промышленных предприятий были ниже, чем в январе-июне 2003 года. В течение этого периода рост цен реализации прогнозировали 29-34% респондентов против 31-35% годом ранее.
  С учетом складывающихся в российской экономике условий и проводимой политики Банк России считает целевой ориентир по инфляции в 2004 году (8-10% из расчета декабрь к декабрю) достижимым.
 
  II.2. Платежный баланс
 
  Платежный баланс Российской Федерации в первом полугодии 2004 года формировался в условиях благоприятной экономической конъюнктуры, увеличения внешнего и внутреннего спроса.
  Положительное сальдо счета текущих операций в январе-июне 2004 года оценивалось в 24,7 млрд. долларов США, превысив уровень соответствующего периода 2003 года на 25%.
  Экспорт товаров увеличился на четверть и достиг 78,6 млрд. долларов США. Рост стоимости поставок за рубеж отмечен не только по топливно-энергетическим товарам, но и по большинству других товарных групп. Это было связано как с увеличением экспортных цен, так и с расширением физических объемов вывоза.
  Товарный импорт в январе-июне 2004 года оценивался в 42,3 млрд. долларов США, темп его прироста также был близок к 25%. Наиболее интенсивно увеличивался ввоз товаров инвестиционного назначения.
  Международный оборот услуг вырос на 21 % при опережающем росте их импорта (на 23%). Отрицательное сальдо баланса услуг увеличилось до 5,7 млрд. долларов США против 4,3 млрд. долларов США в первом полугодии 2003 года.
  Дефицит баланса инвестиционных доходов возрос до 5,6 млрд. долларов США (против 4,7 млрд. долларов США в январе-июне 2003 года), что было связано с внешнеэкономической деятельностью сектора нефинансовых предприятий, активно привлекавшего в последние годы иностранный капитал (только за 2003 год его внешняя задолженность увеличилась на 19,8 млрд. долларов США). Полученные этими предприятиями в первом полугодии текущего года доходы от внешних инвестиций составили 6,2 млрд. долларов США, в то время как соответствующие платежи в пользу нерезидентов оценивались в 10,8 млрд. долларов США.
 
  Цены на нефть сорта "Юралс" в 2003-2004 годах (долларов США за баррель)
 
 
  Прирост внешних финансовых обязательств экономики в первом полугодии 2004 года был заметно больше, чем в сопоставимом периоде прошлого года, и составил 14,6 млрд. долларов США (9,2 млрд. долларов США - в январе-июне 2003 года). За счет операций частного сектора внешние пассивы увеличились на 16,9 млрд. долларов США.
 
 
  По задолженности органов государственного управления перед нерезидентами в счет погашения основного долга в соответствии с установленными сроками выплачено 4,9 млрд. долларов США (6,3 млрд. долларов США в первом полугодии 2003 года), объемы привлечения новых иностранных займов оставались незначительными.
  Вывоз капитала резидентами (рост иностранных активов без учета валютных резервов) также увеличился и составил в январе-июне текущего года 26,5 млрд. долларов США (12,8 млрд. долларов США - в январе-июне 2003 года). Внешние активы органов государственного управления и денежно-кредитного регулирования выросли на 2 млрд. долларов США. По частному сектору их прирост оценивается в 24,4 млрд. долларов США, а чистый отток капитала (с учетом изменения иностранных обязательств) - в 7,5 млрд. долларов США.
  Официальные золотовалютные резервы выросли за полугодие на 11,3 млрд. долларов США (в сопоставимом периоде 2003 года - на 16,6 млрд. долларов США) и составили на 1 июля 2004 года 88,2 млрд. долларов США. Накопленного их объема в условиях первого полугодия 2004 года хватило бы для финансирования импорта товаров и услуг в течение 9,4 месяца (аналогичный показатель в январе-июне 2003 года равнялся 8,5 месяца).
 
  II.З. Валютный курс
 
  В 2004 году Банк России проводит курсовую политику в условиях режима управляемого плавающего валютного курса, в соответствии с которым не устанавливаются количественные целевые значения курса рубля к иностранным валютам. При этом Банк России стремится сглаживать резкие его колебания, не обусловленные действием фундаментальных экономических факторов.
  Складывающееся в текущем году соотношение факторов, определяющих баланс между спросом и предложением на внутреннем валютном рынке, заметно отличается от предпосылок, которые учитывались при разработке базового сценария, использовавшегося при определении условий реализации курсовой политики в 2004 году В частности, средняя цена за баррель нефти сорта "Юралс" за первые полгода составила около 31 доллара США по сравнению с 22 долларами США, предусмотренными базовым сценарием в среднем за год. В этой связи политика валютного курса осуществляется в текущем году в условиях более значительного превышения предложения иностранной валюты над спросом на внутреннем валютном рынке, чем предполагалось ранее.
 
  Динамика курсов доллара США и евро к рублю в 2003-2004 годах
 
 
 
  В первые месяцы 2004 года высокое положительное сальдо внешнеторгового баланса и крупные заимствования российских компаний за рубежом обусловили значительный приток иностранной валюты в экономику. Несмотря на увеличение спроса на иностранную валюту для оплаты импорта и осуществления выплат по корпоративному внешнему долгу ее предложение на внутреннем рынке в указанный период в целом превышало спрос, что создавало предпосылки для укрепления рубля. В целях достижения баланса на внутреннем валютном рынке на текущих уровнях обменного курса (в основном в диапазоне 28,48-28,80 рублей за доллар США) в январе-феврале Банк России осуществил крупную покупку иностранной валюты.
  В марте-апреле 2004 года Банк России выступил нетто-продавцом иностранной валюты на внутреннем рынке в целях сглаживания резких колебаний курса, связанных с нестабильностью конъюнктуры мирового валютного рынка, а также с ожиданиями номинального ослабления рубля к доллару США среди участников внутреннего валютного рынка.
  В течение последующих двух месяцев Банк России вновь выступал покупателем иностранной валюты, что было обусловлено увеличившимся притоком валютных средств на внутренний рынок и возросшим предложением иностранной валюты со стороны банков в целях пополнения рублевой ликвидности.
  На 1 августа 2004 года официальный курс рубля к доллару США повысился по сравнению с 1 января 2004 года на 1,2%, а официальный курс рубля к евро - на 5,8%.
  Основным инструментом политики валютного курса Банка России остаются конверсионные операции рубль/доллар США на внутреннем валютном рынке, которые осуществляются в комплексе с применением других инструментов денежно-кредитной политики.
  Вместе с тем имеющиеся у Банка России инструменты изъятия ликвидности могут оказаться недостаточными для обеспечения стерилизации избыточного денежного предложения, вызванного масштабным притоком спекулятивного капитала в условиях либерализации валютного регулирования. В этих условиях в качестве защитного механизма от негативных последствий притока кратко срочного спекулятивного капитала важное значение будет иметь резервирование средств по валютным операциям движения капитала.
 
  Динамика среднемесячных реальных курсов рубля к доллару США, евро и реального эффективного курса рубля в 2003-2004 годах (прирост к декабрю предыдущего года, %)
 
 
 
  Превышение темпов инфляции в России над темпами инфляции в странах - основных торговых партнерах и относительная стабильность номинального курса рубля обусловливают сохранение тенденции к укреплению рубля в реальном выражении. Прирост среднемесячного реального курса рубля к доллару США за январь-июнь 2 004 года составил 4,7%, к евро - 7,6%, а прирост реального эффективного курса рубля - 5,0% (кдекабрю 2003 года).
 
  II.4. Реализация денежно-кредитной политики
 
  В качестве цели единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год было принято ограничение прироста потребительских цен в пределах 8-10% (в расчете декабрь 2004 года к декабрю 2003 года). При этом Банк России исходил из второго варианта (сценария) прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2004 год, принятого в качестве базового при разработке проекта федерального бюджета, прогноза платежного баланса, а также денежной программы на 2004 год.
  В соответствии с условиями указанного сценария предусматривалось, что темп прироста ВВП составит 5,2%, среднегодовая цена на нефть сорта "Юралс" - 22 доллара США за баррель, среднегодовой курс рубля к доллару США -31,3 рубля за доллар США, годовой прирост валютных резервов органов денежно-кредитного регулирования - 12,8 млрд. долларов США. Указанным условиям соответствовал прирост денежной массы М2 за год (2 5%), который был заложен в основу денежной программы на 2004 год.
  Фактически макроэкономическая ситуация в первом полугодии текущего года развивалась по иному сценарию, который по многим параметрам был близок к 2003 году. ВВП в I квартале 2004 года по отношению к I кварталу 2003 года увеличился на 7,4%, средняя цена на нефть сорта "Юралс" за январь-июнь текущего года составила 31 доллар США за баррель, средний курс рубля к доллару США за тот же период - 28,8 рубля за доллар США, прирост золотовалютных резервов за первое полугодие 2004 года достиг 11,3 млрд. долларов США. В этих условиях фактический рост денежной массы М2 в первом полугодии текущего года был несколько выше предполагаемого. Увеличение денежного агрегата М2 на 1.07.04 по сравнению с показателем на ту же дату предыдущего года составило 40,6%.
  Наиболее существенными факторами, обеспечившими более значительный, чем прогнозировалось, рост спроса на деньги, стали высокие темпы экономического роста и увеличения денежных доходов населения.
  Указанные тенденции позволили в первом полугодии при высоких темпах роста денежной массы сохранить прогнозируемую динамику замедления инфляции: если в декабре 2003 года по отношению к декабрю 2002 года этот показатель составил 12,0%, то в июне 2004 года по отношению к июню 2003 года он снизился до 10,1%.
 
  Прогнозные ориентиры и фактические темпы роста денежного агрегата М2 (скользящий год, %)
 
 
  Вместе с тем динамика спроса на деньги была неустойчивой, что связано в первую очередь с его высокой зависимостью от курса рубля к доллару США и евро. Так, в условиях номинального укрепления рубля в I квартале 2 004 года увеличился спрос на национальную валюту со стороны экономических агентов. Во II квартале текущего года рост курса доллара США по отношению к рублю и определенная нестабильность в банковском секторе привели к росту спроса на иностранную валюту со стороны банков и нефинансового сектора экономики.
  Если за первое полугодие 2003 года темпы прироста денежного агрегата М2 заметно опережали темпы прироста денежной массы с учетом депозитов в иностранной валюте (23,1% против 17,2%), что свидетельствовало об ускорении роста спроса на национальную валюту, то по предварительным данным за первое полугодие 2004 года их динамика выровнялась (по 15%). Прирост депозитов юридических лиц в иностранной валюте за январь-июнь 2004 года в долларовом эквиваленте составил 33,7% (против снижения на 5,2% за тот же период 2003 года). Кроме того, начиная с марта возобновился рост нетто-поку-пок наличной иностранной валюты физическими лицами-резидентами: за март-июнь 2004 года их объем составил 2,3 млрд. долларов США по сравнению с уменьшением на 0,5 млрд. долларов США за тот же период 2003 года. По предварительным оценкам платежного баланса, во II квартале прервалась тенденция к снижению объема наличной иностранной валюты у нефинансовых организаций и домашних хозяйств: его прирост за указанный период составил около 0,5 млрд. долларов США, тогда как в I квартале 2004 года отмечалось его снижение на 3,2 млрд. долларов США (во II квартале 2003 года - снижение на 3,1 млрд. долларов США).
 
  Динамика активов банковского сектора в 2003-2004 годах
 
 
 
  Под влиянием вышеуказанных факторов начиная с февраля текущего года возобновился рост иностранных активов кредитных организаций при одновременном сокращении их обязательств перед нерезидентами. В целом за февраль-июнь, по предварительной оценке, прирост чистых иностранных активов кредитных организаций, рассчитанных по методологии денежного обзора, составил около 8 млрд. долларов США. Прирост чистых иностранных активов банковского сектора сопровождался существенным снижением свободных денежных средств на счетах кредитных организаций в Банке России. Объем ликвидных активов кредитных организаций, включающий остатки средств кредитных организаций на корреспондентских и депозитных счетах в Банке России и обязательства Банка России по обратному выкупу бумаг, приобретенных через операции обратного модифицированного РЕПО (ОМР), сократился за февраль-июнь 2004 года с 499,7 до 317,5 млрд. рублей или в 1,6 раза. За аналогичный период 2003 года наблюдалось сокращение чистых иностранных активов банковского сектора в размере 4,4 млрд. долларов США и рост рублевой ликвидности с 176,4 млрд. рублей до 323,4 млрд. рублей.
  Ключевыми факторами, влияющими на формирование денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования, в первом полугодии 2004 года были состояние платежного баланса и накопление средств на счетах расширенного правительства.
  Изменение показателей платежного баланса, прежде всего существенное изменение движения капитала и валютных резервов Банка России, предопределили динамику денежного предложения со стороны органов денежно-кредитного регулирования. Возросшая в 2004 году волатильность денежного предложения и формируемого на этой основе уровня ликвидности банковского сектора вызвала соответствующие изменения процентных ставок на денежном рынке и предопределила более интенсивное использование Банком России инструментов денежно-кредитного регулирования.
  Введенный с 2004 года механизм формирования Стабилизационного фонда Российской Федерации и увеличение остатков средств на счетах субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов в Банке России способствовали абсорбированию денежной ликвидности. При этом в условиях замедления роста валютных резервов органов денежно-кредитного регулирования по сравнению с 2003 годом объем денежного предложения, сформированный в первом полугодии 2004 года за счет валютных операций, был практически полностью компенсирован ростом остатков на счетах расширенного правительства в Банке России, поэтому объем денежной базы в широком определении2, в целом за январь-июнь текущего года остался почти на неизменном уровне (прирост составил 0,3%) по сравнению с увеличением на 24,5% за тот же период 2003 года.
 
  Денежная программа на 2004 год
 
  Динамика макроэкономических и денежно-кредитных показателей в текущем году существенно отличается от базового сценария, использованного в "Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2004 год" при формировании денежной программы на 2004 год.
  Показатели денежной программы на 2004 год уточнены исходя из измененной оценки спроса на деньги (темп роста денежной массы может составить в текущем году 32-37% против 25% заложенных в базовом варианте программы), а также более высокого уровня международных резервов органов денежно-кредитного регулирования и ожидаемого объема Стабилизационного фонда Российской Федерации. Прогноз узкой денежной базы3 на 1.01.05 увеличен с 1624 до 1740 млрд. рублей (годовой темп прироста - 24%) при повышении прогноза чистых международных резервов органов денежно-кредитного регулирования на 5 54 млрд. рублей и снижении чистых внутренних активов на 437 млрд. рублей.
  В уточненных расчетах денежной программы до конца 2004 года учтено также снижение нормативов обязательных резервов с 7-10% до 3,5%. Это отразилось на росте (с 2,3 до 2,5) денежного мультипликатора, рассчитанного по узкой денежной базе, поэтому прирост денежной базы в уточненной программе оценивается менее значительным, чем прирост денежной массы.
  По оценкам Банка России, уровень ликвидности банковского сектора будет достаточным для удовлетворения спроса кредитных организаций. Вместе с тем в случае снижения уровня ликвидности банковского сектора Банк России готов к увеличению объема операций по предоставлению кредитным организациям денежных средств за счет расширения валового кредита банкам путем проведения операций прямого РЕПО, сделок "валютный своп", предоставления ломбардных кредитов.
  Следует учитывать, что во втором полугодии 2004 года сохраняется существенное влияние на экономическую ситуацию в России факторов неопределенности, связанных с состоянием как счета текущих операций, так и счета операций с капиталом в платежном балансе Российской Федерации, а также с динамикой курса доллара США по отношению к евро и другим иностранным валютам, которые оказывают влияние на динамику спроса на деньги и денежного предложения.
 
  Показатели денежной программы на 2004 год (млрд. рублей)4
 
  1.01.04 (факт) 1.07.04 (факт) Прирост за первое полугодие 1.01.05 Прирост за 2004 год (по оценке)
 
 
 
  программа оценка
  ДЕНЕЖНАЯ БАЗА (узкое определение) 1399 1528 130 1624 1740 342 - наличные деньги в обращении (вне Банка России) - обязательные резервы 1225 174 1351 177 127 1393 230 1639 101 414
 -73 ЧИСТЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕ РЕЗЕРВЫ 2117 2493 377 2349 2903 786 - валовые международные резервные активы Банка России и Правительства Российской Федерации - международные резервные обязательства Правительства Российской Федерации 2266 149 2615 122 349
 -28 2451 102 3004 101 738
 -48 ЧИСТЫЕ ВНУТРЕННИЕ АКТИВЫ -718 -965 -247 -726 -1163 -414 Чистый кредит расширенному правительству
 - чистый кредит федеральному правительству - остатки средств на счетах субъектов Российской Федерации, местных органов власти и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации -181
 -79
 -101 -567
 -394
 -173 -386
 -315
 -72 -191
 -131
 -60 -798
 -670
 -128 -617
 -591
 -27 Чистый кредит банкам
 - валовый кредит банкам - корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности -406
 17
 -422 -270
 48
 -317 136
 31
 105 -254
 32
 -286 -283
 56
 -339 123
 40
 83 Прочие чистые неклассифицированные активы -132 -129 4 -281 -82 50 Показатели программы, рассчитываемые по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2004 года.
 
  Использование инструментов денежно-кредитной политики в 2004 году
 
  Используемые Банком России инструменты абсорбирования ликвидности и рефинансирования банков позволили оперативно реагировать на изменение интенсивности и направлений движения финансовых потоков в рамках поставленных целей денежно-кредитной политики.
  Система инструментов денежно-кредитного регулирования должна, с одной стороны, обеспечивать стабильность денежного рынка, а с другой - стимулировать кредитные организации к более эффективному управлению собственной ликвидностью.
  В этих целях Центральный банк Российской Федерации осуществлял регулярное информирование кредитных организаций о состоянии ликвидности банковского сектора: на ежедневной основе (по состоянию на начало дня) он публиковал данные об остатках средств на корреспондентских и депозитных счетах кредитных организаций в Банке России, о задолженности по операциям обратного модифицированного РЕПО (ОМР) с кредитными организациями, а также о сальдо операций Банка России с банковским сектором по предоставлению и абсорбированию ликвидности со сроками исполнения, приходящимися на текущий день. Кроме того, на ежемесячной основе Банком России публиковались графики еженедельных депозитных аукционов, аукционов ОМР и ломбардных кредитных аукционов и их итоги.
  При возникновении у банков потребности в дополнительной ликвидности они могли воспользоваться набором инструментов, предлагаемых Банком России для этих целей. В течение дня это могли быть обеспеченные внутридневные кредиты, предоставляемые Банком России без взимания платы, а также проводимые в первой и во второй половине дня аукционы однодневного прямого РЕПО. Кроме того, на еженедельной основе Банком России проводились операции по предоставлению ликвидности банкам на более длительные сроки: аукционы прямого РЕПО на срок 7 и 90 дней, а также ломбардные кредитные аукционы на срок 2 недели. В конце операционного дня кредитные организации имели доступ к постоянно действующим инструментам Банка России - кредитам "овернайт" и сделкам "валютный своп", процентные ставки по которым установлены на уровне ставки рефинансирования.
  В текущем году Банк России продолжил осуществление политики активного применения рыночных инструментов денежно-кредитного регулирования наряду с постоянно действующими инструментами. Но если в предшествующие два года состояние денежного рынка предопределяло необходимость приоритетного использования операций по абсорбированию ликвидности, то в текущем году в зависимости от ситуации, складывающейся в денежно-кредитной сфере, Банк России в отдельные периоды более интенсивно использовал как стерилизационные операции (январь-февраль), так и инструменты по предоставлению денежных средств банкам (конец марта-июнь). При этом в целом за первое полугодие 2004 года существенно возросла потребность банков в получении дополнительных денежных средств от Банка России.
  В январе-феврале 2004 года денежный рынок характеризовался наличием существенного объема свободной ликвидности, источником которой в значительной мере была покупка Банком России иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. В условиях высокого уровня ликвидности банковского сектора ставка MIACR "овернайт" межбанковского кредитного рынка находилась в диапазоне 0,9-2,2% годовых.
  В этой ситуации применение депозитных операций, проводимых на аукционной основе на срок 2 недели (с 5.02.04 - на 4 недели) и 3 месяца, а также на фиксированных условиях "том-некст", "спот-некст", "1 неделя", "спот-неделя" и "до востребования", позволили существенно увеличить объем средств, размещенных кредитными организациями на депозитных счетах в Банке России. Среднемесячный объем задолженности Банка России по депозитным операциям в январе-феврале более чем в 2 раза превышал аналогичный показатель соответствующего периода 2003 года.
  Депозитные операции Банка России сочетались с активным применением в январе-феврале инструментов изъятия свободных денежных средств через механизм рынка ГКО-ОФЗ, основными из которых стали операции по продаже Банком России государственных облигаций из собственного портфеля без обязательства обратного выкупа и операции ОМР За январь-февраль 2004 года задолженность по операциям ОМР увеличилась более чем в два раза. В ситуации избыточной ликвидности и значительного роста объемов денежных средств кредитных организаций, аккумулируемых на депозитных счетах в Банке России, с февраля текущего года Банк России при проведении аукционов ОМР сосредоточил внимание на проведении операций на сроки, превышающие 4 месяца, что было связано с отсутствием иных инструментов стерилизации с сопоставимыми сроками.
  Операции по продаже облигаций из собственного портфеля без обязательства обратного выкупа активно применялись Банком России до середины апреля, в основном тогда, когда отсутствовало предложение государственных облигаций со стороны Минфина России. Указанные операции проводились Банком России на вторичном рынке, в том числе в форме аукционов. При этом их основная часть пришлась на март 2004 года, когда общий объем ликвидности банковского сектора находился на достаточно высоком уровне.
  В марте-апреле под влиянием укрепления доллара США на международных валютных рынках и роста спроса на иностранную валюту со стороны банков, а также под влиянием роста остатков средств на счетах бюджетов и внебюджетных фондов в Банке России произошло снижение уровня ликвидности банковского сектора. Этот процесс продолжился и во II квартале. Среднемесячный объем средств на корреспондентских счетах в Банке России в марте-июне снизился по сравнению с уровнем января-февраля более чем в 1,3 раза, объем среднемесячной задолженности Банка России по депозитным операциям - в 2,4 раза.
  В мае-июне особенно остро проявились недостаточный уровень развития российского денежного рынка, его существенная сегментированность (причем не только в региональном разрезе, но и по кругу участников рынка Московского региона), проблема роста рисков кредитования, падение взаимного доверия участников рынка на фоне возникновения проблем у отдельных банков, что в совокупности препятствовало полноценному выполнению межбанковским рынком функции перераспределения денежных ресурсов, выравнивания процентных ставок и сглаживания их колебаний.
  Несмотря на значительные объемы ликвидности, предоставляемой Банком России в этот период, процентные ставки межбанковского рынка оставались на высоком уровне, в отдельные периоды превышающем ставку по кредитам "овернайт" Банка России. Сегментированность денежного рынка по кругу участников и недоверие основных кредиторов к ряду банков приводили к тому, что процентные ставки по операциям межбанковского кредитования для разных групп участников рынка различались в два раза и более.
  В условиях сформировавшегося недостатка ликвидности Банк России активизировал предоставление денежных средств кредитным организациям посредством проведения аукционов прямого РЕПО, ломбардных кредитных аукционов, а также сделок "валютный своп", предоставления внутридневных кредитов и кредитов "овернайт". Значительные объемы предоставляемых средств по операциям прямого РЕПО и сделкам "валютный своп", непосредственно воздействуя на уровень банковской ликвидности, способствовали сглаживанию волатильности ставок межбанковского рынка.
  Значительную роль в урегулировании проблемы нехватки рублевой ликвидности на денежном рынке в текущем году сыграли решения Банка России о снижении нормативов обязательных резервов, которые принимались в целях постепенного выравнивания конкурентных условий для российских и иностранных кредитных организаций. В соответствии с решениями Совета директоров Банка России норматив по привлеченным средствам юридических лиц в валюте Российской Федерации и по привлеченным средствам юридических и физических лиц в иностранной валюте был снижен 1 апреля 2004 года с 10 до 9%, 15 июня 2004 года - с 9 до 7%, 8 июля 2004 года - с 7 до 3,5%. Норматив обязательных резервов по средствам физических лиц в валюте Российской Федерации был снижен также 8 июля 2004 года с 7 до 3,5%. В июне-июле текущего года было проведено внеочередное регулирование обязательных резервов кредитных организаций с зачислением на их корреспондентские счета в Банке России сумм излишне депонированных обязательных резервов. В целом объем высвободившихся средств за счет снижения норматива обязательного резервирования составил более 150 млрд. рублей. Кроме того, в соответствии с Положением Банка России от 29.03.04 №255-П "Об обязательных резервах кредитных организаций", вступившим в силу с 1 июля 2004 года, кредитным организациям в установленном порядке может быть предоставлено право усреднения обязательных резервов в пределах установленного Советом директоров Банка России коэффициента усреднения в размере 0,2, что будет способствовать повышению ликвидности кредитных организаций.
  В 2004 году Банк России продолжил работу, направленную на распространение на кредитные организации большего числа регионов Российской Федерации возможности использования механизмов предоставления кредитов, обеспеченных залогом ценных бумаг (внутридневные кредиты, кредиты "овернайт" и ломбардные кредиты). По состоянию на 1 июля 2004 года такую возможность имели кредитные организации 41 региона России по сравнению с 34 регионами на начало года. Большая часть объема этих операций также пришлась на II квартал. Широкое распространение получила практика предоставления внутридневных кредитов и кредитов "овернайт" на корреспондентские субсчета кредитных организаций, открытые в подразделениях расчетной сети Банка России.
  В текущем году проводилась работа по расширению перечня ценных бумаг, принимаемых в обеспечение при осуществлении операций Банка России по предоставлению денежных средств кредитным организациям: Советом директоров Банка России было принято решение о включении в Ломбардный список Банка России облигаций внешних облигационных займов Российской Федерации и облигаций государственного валютного облигационного займа 1999 года, номинированных в иностранной валюте. Поправочные коэффициенты, необходимые для оценки стоимости указанных бумаг, были установлены Банком России в июне 2004 года.
  В июле 2004 года Совет директоров Банка России принял решение о расширении перечня ценных бумаг, входящих в Ломбардный список Банка России, дополнив его облигациями субъектов Российской Федерации и облигациями ипотечных агентств/кредитных организаций, исполнение обязательств по которым обеспечивается государственными гарантиями Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. При этом одним из условий является присвоение субъекту Российской Федерации - эмитенту облигаций или гаранту по облигациям с ипотечным покрытием рейтинга долгосрочной кредитоспособности.
  С начала 2004 года Банк России дважды принимал решение о снижении ставки рефинансирования: 15.01.04-с 1бдо 14%годовых, и с 15.06.04 - с 14 до 13% годовых. Одновременно проводилось изменение процентных ставок по кредитам "овернайт" и сделкам "валютный своп".
  Коридор процентных ставок, устанавливаемых Банком России по своим операциям (верхнюю и нижнюю границы которого определяют ставки по кредитам "овернайт" и краткосрочным депозитам, соответственно), в 2004 году заметно сузился по сравнению с предыдущим годом. При этом средний уровень стоимости краткосрочных денежных ресурсов, задаваемый этим коридором, имеет тенденцию к снижению, что создает условия для формирования позитивных инфляционных ожиданий, последовательного снижения уровня процентных ставок по кредитам банков нефинансовым заемщикам и роста доступности кредитных ресурсов для реального сектора экономики.
 
  Динамика однодневной ставки МИАКР и ставок по операциям Банка России в 2003-2004 годах (%)
 
 
 
  III. Сценарии макроэкономического развития в 2005 году
  III.1. Варианты макроэкономического прогноза
 
  Ожидаемые в 2005 году темпы роста мировой экономики и изменения конъюнктуры на мировых товарных рынках окажут в целом позитивное влияние на развитие российской экономики.
  Международные финансовые и экономические организации предполагают сохранение в 2005 году темпов роста производства и объемов торговли товарами и услугами в мире на уровне, близком к 2004 году (по прогнозу МВФ, они составят в 2005 году 4,4 и 6,6% соответственно против 4,6 и 6,8% в 2004 году). Прогнозируется замедление экономического роста в США, Японии и КНР и его ускорение в странах Европейского союза под влиянием увеличения внутреннего спроса, и в том числе инвестиционного. По прогнозам, повысятся процентные ставки в США, среднегодовой уровень ставки ЛИБОР по шестимесячным депозитам в долларах США в среднем за 2005 год достигнет 3,5% по сравнению с 1,3-1,5% в 2004 году. Возрастет уровень процентных ставок в европейском Экономическом и валютном союзе - ставка ЛИБОР по шестимесячным депозитам в евро, по прогнозам, составит 2,4-2,6% по сравнению с 2-2,1% в 2004 году Базовые параметры экономического прогноза МВФ на 2005 год предполагают неизменность среднегодового курса доллара США к евро.
  Международные организации (МВФ, Мировой банки Международное энергетическое агентство) прогнозируют снижение цен на мировом рынке нефти в 2005 году примерно на 10%. Вместе с тем не исключается возможность и другой динамики цен на энергоресурсы, которая может быть связана с изменениями объемов запасов нефти и спроса на нее, геополитическими рисками и спекулятивной игрой на мировом рынке. Диапазон прогнозируемых цен на нефть сорта "Юралс" составляет от 22 до 36 долларов США за баррель.
  На неэнергетические сырьевые товары МВФ прогнозирует постепенное замедление роста цен на протяжении 2005 года и последующее их понижение. По прогнозу МВФ, в 2005 году будет наблюдаться устойчивый, но умеренный рост цен (около 1-2%) на товары обрабатывающей промышленности.
  В зависимости от сочетания внешних и внутренних факторов официальный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации в 2005 году разработан в трех вариантах (сценариях). Банк России готов проводить свою денежно-кредитную политику в условиях любого из сценариев.
  В рамках первого варианта (сценария) развития российской экономики в 2005 году предполагается ухудшение ценовой конъюнктуры на товары российского экспорта на мировых рынках. Цена на российскую нефть снизится до 22,5 доллара США за баррель. Цена на природный газ в этом варианте, по официальному прогнозу, составит 105,2 доллара США за тыс. куб. метров (в 2 004 году -111,6 доллара США за тыс. куб. метров). В этом случае сокращение положительного сальдо торговли товарами и услугами может составить более 40%, а уменьшение активного сальдо счета по текущим операциям платежного баланса может быть почти двукратным.
  Существенное ухудшение конъюнктуры на мировом рынке энергоносителей вызовет необходимость привлечения в большем объеме иностранного капитала частным сектором российской экономики в форме ссуд и займов. Однако ожидаемое повышение процентных ставок на основных мировых рынках может сдерживать рост привлечения иностранного капитала. Снижение доходов от экспорта ограничит также инвестиционные возможности российских предприятий за рубежом. Чистый отток частного капитала из страны уменьшится. Сокращение поступлений валютных ресурсов от текущих операций частично будет компенсировано уменьшением оттока капитала. В этом случае золотовалютные резервы страны незначительно возрастут.
  Учитывая ограничения внешнеэкономической конъюнктуры для роста совокупного спроса в экономике, перспективы экономического роста несколько ухудшатся. Замедлится рост инвестиций в основной капитал до 6,7%. Возможности для роста реальных располагаемых денежных доходов населения также уменьшатся (по прогнозу, они возрастут на 7,1%), что приведет к замедлению темпов роста совокупного спроса в экономике. В этих условиях увеличение ВВП составит 4,8%.
  В рамках второго варианта (сценария) развития российской экономики в 2005 году цены на рынке энергоносителей снизятся, но в меньшей степени, чем в первом варианте. Цена на российскую нефть в 2005 году согласно этому варианту составит около 26 долларов США за баррель, цена природного газа - 111,4 доллара США за тыс. куб. метров.
  Рост импорта товаров и услуг в условиях сохранения их экспорта практически на уровне 2004 года определит сокращение сальдо баланса торговли товарами и услугами в 2005 году по сравнению с предыдущим годом примерно на четверть, положительное сальдо счета текущих операций в 2005 году также уменьшится. Чистый отток частного капитала по сравнению с первым вариантом может несколько возрасти. В этих условиях можно ожидать существенного замедления темпов роста золотовалютных резервов по сравнению с 2004 годом.
  Рост доходов предприятий будет способствовать увеличению инвестиций в основной капитал на 9,0%. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрасти на 8,8%. В этом случае увеличение внутреннего спроса - как потребительского, так и инвестиционного - обеспечит рост ВВП на 6,0%.
  В рамках третьего варианта (сценария) развития российской экономики в 2005 году предполагается более благоприятное, чем в первом и втором вариантах, состояние внешнеэкономической конъюнктуры. Цена на российскую нефть составит 28 долларов США за баррель. Эта цена использована в расчетах доходов федерального бюджета на 2005 год. По официальному прогнозу объемы экспорта нефти в 2005 году возрастут до 260 млн. тонн. Предусматривается увеличение экспорта природного газа до 204 млрд. куб. метров. Цена природного газа в 2005 году по этому варианту составит 116,5 доллара США за тыс. куб. метров.
  Изменение внешнеэкономической конъюнктуры будет сопровождаться ростом по сравнению с первым и вторым вариантами положительного сальдо торгового баланса и сальдо счета текущих операций. По сравнению с 2004 годом сальдо счета текущих операций снизится примерно на 20%, но будет максимальным по сравнению с другими рассмотренными вариантами.
  Поступление валютных ресурсов от текущих операций и сокращение оттока частного капитала по сравнению с 2004 годом обусловят накопление золотовалютных резервов. Вместе с тем, в целом за 2005 год по этому варианту их прирост может быть почти на 30% ниже, чем в 2004 году
  Основные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год (%)5
 
  2005 год
  вариант 1 вариант 2 вариант 3 Валовой внутренний продукт 4,8 6,0 6,3 Прирост потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) 7,5-8,5 7,5-8,5 7,5-8,5 Продукция промышленности 4,0 5,2 5,5 Инвестиции в основной капитал 6,7 9,0 9,8 Реальные располагаемые денежные доходы населения 7,1 8,8 9,0 Оборот розничной торговли 6,2 7,9 8,5 Расчетный среднегодовой курс доллара (рублей за доллар США) 30,7 30,2 30,0
  Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура будет способствовать развитию отраслей экономики и более высокому, чем в первом и втором вариантах, увеличению доходов предприятий. Рост инвестиций в основной капитал в рамках этого варианта составит 9,8%. Реальные располагаемые денежные доходы населения могут возрасти на 9,0%. ВВП увеличится на 6,3%.
  В рамках всех вариантов социально-экономического развития усилия Правительства Российской Федерации и Банка России в 2005 году будут направлены на дальнейшее снижение инфляции, в том числе базовой инфляции и темпов роста регулируемых цен.
  Важно отметить, что общей предпосылкой и условием успешной реализации рассмотренных сценариев социально-экономического развития Российской Федерации является поддержание и укрепление финансовой стабильности российской экономики, предполагающей формирование условий для обеспечения устойчивого финансового состояния рыночных агентов в различных секторах экономики, которые эффективно распределяют экономические ресурсы и риски. Финансовая стабильность рассматривается как условие предсказуемости денежно-кредитной политики, обеспечивающее сохранение высокой степени доверия всех субъектов экономической деятельности к регулирующим органам и устойчивость работы трансмиссионного механизма денежно-кредитной политики.
  Динамика фундаментальных макроэкономических факторов, являющихся основополагающими для финансовой стабильности, свидетельствует, что в настоящее время российская экономика находится в фазе устойчивого роста и достаточно стабильного состояния государственных и корпоративных финансов. Однако более изменчивым остается состояние финансового рынка, все еще относящегося к категории формирующихся рынков. В этих условиях Банк России будет отслеживать конъюнктурные изменения на основных секторах финансового рынка, принимая необходимые меры по сглаживанию чрезмерных рыночных колебаний. Важную роль в укреплении финансовой устойчивости кредитных организаций играет совершенствование подходов к организации надзора в направлении риск-фокусированного надзора, а также повышение капитализации банковского сектора, качественное улучшение систем корпоративного управления и управления рисками. При этом стабильное развитие банковской системы и финансового рынка становится предпосылкой повышения доступности заемных ресурсов и финансового обеспечения экономического роста.
 
  Движение капитала частного сектора по данным платежного баланса (млрд. долларов США)
 
 
  III.2. Прогноз платежного баланса
 
  Структура внешнеэкономических отношений, прогнозируемые темпы роста российской и мировой экономики дают основание полагать, что платежный баланс страны в 2005 году сложится устойчивым. Сформированы три варианта прогноза платежного баланса, имея в виду существенную волатиль-ность внешнеэкономической конъюнктуры, в первую очередь мировых цен на топливно-энергетические товары, занимающие свыше 50% в общем объеме российского экспорта. Варианты прогноза построены с использованием цен на российскую нефть сорта "Юралс" в 22,5, 26 и 28 долларов США за баррель, что соответствует официальному прогнозу
 
  Прогноз платежного баланса Российской Федерации на 2004-2005 годы (млрд. долларов США)
 
  2003 год (цена нефти "Юралс" - 27,3 доллара за баррель) 2004 год (цена нефти "Юралс" - 31,2 доллара за баррель) 2005 год
 
 
  вариант 1 (цена нефти "Юралс" - 22,5 доллара за баррель) вариант 2 (цена нефти "Юралс" - 26 долларов за баррель) вариант 3 (цена нефти "Юралс" - 28 долларов за баррель) Счет текущих операций 35,8 42,7 22,9 30,7 34,6 Баланс товаров и услуг 49,4 54,3 32,0 40,0 43,9 Экспорт товаров и услуг 752,0 180,6 169,2 180,3 185,4 Импорт товаров и услуг -102,6 -126,4 -137,2 -140,2 -141,6 Баланс доходов и текущих трансфертов -13,6 -11,6 -9,1 -9,3 -9,2 Счет операций с капиталом и финансовыми инструментами -9,5 -17,9 -15,3 -16,2 -16,7 Финансовый счет (кроме резервных активов) -8,5 -16,7 -15,4 -16,4 -16,9 Сектор государственного управления и органы денежно-кредитного регулирования -6,1 -8,2 -9,9 -9,9 -9,9 Частный сектор (включая чистые ошибки и пропуски) -2,3 -8,5 -5,5 -6,5 -7,0 Изменение валютных резервов "+" -снижение, "-" -рост) -26,4 -24,8 -7,6 -14,5 -17,9
  В соответствии с произведенными расчетами во всех рассмотренных сценариях развития внутренних и внешних экономических процессов платежный баланс страны прогнозируется с профицитом текущего счета. В первом варианте его сальдо оценивается в 22,9 млрд. долларов США (3,9% относительно ВВП), во втором - в 30,7 млрд. долларов США (5%), в третьем - в 34,6 млрд. долларов США (5,5%).
  Международная инвестиционная позиция государственного сектора на фоне выполнения всех обязательств по внешнему долгу улучшится примерно на 10 млрд. долларов США безотносительно к сценарию. Показатель чистого вывоза частного капитала не превысит уровень 2004 года и составит в зависимости от варианта 5,5-7 млрд. долларов США. В итоге по первому сценарию валютные резервы увеличатся на 7,6 млрд. долларов США, по второму - на 14,5 млрд. долларов США, по третьему - на 17,9 млрд. долларов США.
 
  III.З. Оценка спроса на деньги в 2005 году
 
  Неопределенность динамики цен на нефть, обменных курсов валют на мировых рынках и движения потоков капитала, а также достаточно сильная изменчивость предпочтении экономических агентов относительно вложений средств в активы в иностранной или в национальной валюте приводят к нестабильности динамики спроса на деньги. Тем не менее рост российской экономики в последние годы, снижение инфляции и инфляционных ожиданий, увеличение денежных доходов населения стали теми основополагающими факторами, которые способствуют повышению спроса на национальную валюту.
  В 2003 году и начале 2004 года спрос на деньги в значительной степени зависел от процессов дедолларизации, результатом которых стали достаточно резкое снижение спроса со стороны экономических агентов на иностранную валюту (как в наличной, так и в безналичной форме) и ускорение роста спроса на национальную валюту.
  Подобная чрезвычайно высокая чувствительность валютного компонента расширенного агрегата денежной массы (включающего депозиты в иностранной валюте и наличную иностранную валюту на руках у нефинансовых агентов) к изменениям номинального курса рубля к доллару США может заметно влиять на динамику рублевой составляющей денежной массы. Процессы замещения валют существенно ограничивают возможности органов денежно-кредитного регулирования надежно прогнозировать динамику показателей денежного обращения, поскольку валютный компонент расширенной денежной массы не поддается точным оценкам и прямому управлению со стороны центрального банка, что снижает предсказуемость динамики рублевой составляющей денежной массы.
  Высокие темпы экономического роста требуют для обслуживания возрастающего объема ВВП большего объема денежной массы. В 2005 году рост спроса на деньги вследствие расширения экономической активности продолжится, хотя интенсивность данного процесса может несколько снизиться.
  При оценке спроса на деньги весьма важным является анализ динамики скорости обращения денег, которая в последние годы достаточно устойчиво снижается. На фоне этой тенденции негативное влияние высоких (в отдельные периоды) темпов роста денежной массы на потребительские цены в краткосрочном и среднесрочном аспекте может не проявляться. Несмотря на то, что понижательные тенденции были характерны для динамики скорости обращения денег в течение более четырех лет, интенсивность этого снижения в разные периоды была различной в зависимости от степени влияния тех или иных условий. Поведение скорости обращения в определенный период во многом зависело от интенсивности процесса монетизации расчетов. После исчерпания действия этого фактора снижение скорости обращения денег в большей степени являлось следствием сокращения спроса на иностранную валюту под влиянием изменений валютного курса и перетока валютных сбережений в рублевые, а также изменения структуры рублевой денежной массы в направлении роста доли низколиквидных компонентов.
  Учитывая тесную взаимосвязь курсовой динамики и спроса на национальную валюту можно предположить, что в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры в среднесрочной перспективе укрепление рубля будет способствовать переориентации экономических агентов при вложении средств с иностранной валюты на национальную. В этом случае повышение привлекательности активов, номинированных в рублях, сопровождающееся ростом вкладов в национальной валюте и их срочности, может придать дополнительный импульс к более интенсивному снижению скорости обращения и, соответственно, росту спроса на деньги.
  В условиях сокращения активного сальдо внешнеторговых операций при снижении цен на нефть и уменьшении, соответственно, притока иностранной валюты, возможное укрепление доллара США и неустойчивость курса национальной валюты могут привести к повышению привлекательности иностранной валюты в качестве средства сбережения, что в свою очередь может затормозить процесс снижения скорости обращения денег и замедлить рост спроса на национальную валюту.
 
 
 
  В целом, в 2005 году понижательные тенденции в динамике скорости обращения денег, скорее всего, сохранятся, продолжится рост монетизации экономики, составившей по агрегату М2 на конец первого полугодия 2004 года 21,1% по сравнению с 17,3% годом ранее. Динамика этих процессов в значительной степени будет определяться теми условиями, в которых окажется российская экономика в будущем году.
  С учетом характеристик сценариев развития российской экономики в 2005 году оценки роста спроса на деньги, сделанные на основе различных методов, находятся в диапазоне от 20 до 30%.
 
  IV. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2005 году
  IV.I. Количественные цели денежно-кредитной политики и политика валютного курса
 
  Банк России, исходя из предварительных расчетов состояния платежного баланса страны, проекта федерального бюджета на 2005 год и других факторов, воздействующих на инфляцию, считает возможным принять в качестве цели денежно-кредитной политики на 2005 год ограничение прироста потребительских цен в пределах 7,5-8,5%.
  Поставленной цели по общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует уровень базовой инфляции 7-8%.
  При некотором ухудшении состояния платежного баланса (по первому варианту) снижение притока иностранной валюты обусловит замедление процесса накопления золотовалютных резервов, активизирует ослабление рубля и повысит привлекательность активов в иностранной валюте. В этих условиях снижение скорости обращения денег в 2005 году будет происходить медленнее, чем в 2004 году и может составить по агрегату М 2 8-11%, что при более низких темпах экономического роста по сравнению с 2004 годом определит диапазон изменения темпов роста спроса на деньги на уровне 20-24%. Условия второго и третьего вариантов предусматривают достаточно высокие темпы роста ВВП и доходов экономических агентов. При более благоприятном состоянии платежного баланса на фоне продолжения процесса накопления золотовалютных резервов и сохранения тенденции к укреплению рубля в реальном эффективном выражении увеличится привлекательность рублевых активов, что повысит спрос на национальную валюту. В этой ситуации скорость обращения денег может снижаться достаточно быстро, а диапазон изменения темпов роста спроса на деньги возрастет до 24-28% по второму варианту и 26-30% по третьему варианту.
  Вместе с тем Банк России не может исключать такую ситуацию, при которой в 2005 году возможно сохранение благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на российские энергоресурсы, аналогичной сложившейся в I полугодии текущего года. В этом случае в условиях большей экономической активности спрос на деньги может сформироваться на более высоком уровне. Сильный платежный баланс, обусловливающий увеличение золотовалютных резервов, будет способствовать обеспечению роста денежного предложения в соответствии с растущим спросом на деньги.
  Банк России не рассматривает расчетные параметры роста спроса на деньги по указанным вариантам как жестко заданные границы темпов роста денежной массы и не исключает возможность выхода за эти границы.
 
  Основные показатели инфляции на потребительском рынке (%)
 
  Июнь 2003 года к июню 2002 года Декабрь 2003 года к декабрю 2002 года Июнь 2004 года к июню 2003 года Декабрь 2004 года к декабрю 2003 года Декабрь 2005 года к декабрю 2004 года отчет оценка прогноз Прирост потребительских цен 13,9 12,0 10,1 10 7,5-8,5 В том числе: - прирост цен и тарифов на товары и услуги, входящие в расчет базовой инфляции 10,5 11,2 10,9 9,8 7-8 - прирост цен и тарифов на товары и услуги, не входящие в расчет базовой инфляции 29,2 15,6 7,3 В том числе : - прирост цен на плодоовощную продукцию 21,1 -4,2 -18,4 - прирост регулируемых цен и тарифов на платные услуги 34,7 22,9 17,3
  Политика валютного курса
 
  В 2005 году будет продолжена реализация курсовой политики Банка России в условиях режима управляемого плавающего валютного курса. Перспективной задачей Банка России будет создание условий для перехода к более гибкому формированию курса российской национальной валюты при минимальном участии Банка России в формировании спроса и предложения на внутреннем валютном рынке. В будущем это позволит перейти к полноценному инфляционному таргетированию в качестве модели проводимой денежно-кредитной политики, в рамках которой количественные обязательства органов денежно-кредитного регулирования по поддержанию ценовой стабильности будут выполняться преимущественно путем воздействия на стоимость денег в экономике с помощью инструментов процентной политики центрального банка.
  Вместе с тем состояние платежного баланса России, уровень и динамика развития российского рынка ценных бумаг, а также финансового рынка в целом предопределяют то, что и в 2005 году основным фактором изменения денежного предложения останутся операции Банка России по покупке и продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке. Достаточно гибкая курсовая политика должна будет вносить свой вклад в ограничение роста потребительских цен и сдерживание реального укрепления рубля, обеспечивая адаптацию российской экономики к возможным изменениям внешней и внутренней экономической конъюнктуры и поддержание золотовалютных резервов на достаточном уровне.
  В 2005 году определенное сдерживание реального укрепления рубля будет осуществляться с учетом необходимости создания условий как для поддержания конкурентоспособности отечественного производства, так и для решения задачи модернизации экономики, осуществляемой в том числе за счет импорта современных технологий и оборудования. Однако в связи с тем, что перспективы развития ситуации на мировом финансовом рынке в 2005 году отличаются повышенной неопределенностью, а его влияние на состояние внутреннего финансового рынка будет усиливаться, количественные оценки возможного изменения реального эффективного курса рубля за предстоящий год лежат в достаточно широком диапазоне.
  Одной из задач курсовой политики на 2005 год останется предотвращение резких колебаний валютного курса, не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов. Исходя из растущего значения евро для российской экономики, в качестве операционного ориентира при реализации политики сглаживания колебаний валютного курса будет использоваться стоимость корзины из двух основных мировых валют - евро и доллара США, достаточно хорошо отражающая эффективную стоимость российского рубля по отношению ко всем значимым для российской экономики иностранным валютам.
  Исходя из основных прогнозных параметров экономического развития России в 2005 году учитывающих сохранение благоприятной конъюнктуры на мировых рынках товаров, составляющих основу российского экспорта, и высокой степени неопределенности возможной направленности и масштабов трансграничных потоков капитала, Банк России считает, что повышение реального эффективного курса рубля за год не должно превысить 8%. При менее благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре реальный эффективный курс может остаться практически неизменным. Изменения реального эффективного курса в этом диапазоне обеспечат приемлемый баланс между поддержанием текущей конкурентоспособности отечественного производства и созданием условий для модернизации российской экономики в среднесрочной перспективе, а так же будут содействовать снижению темпов инфляции.
 
  IV.2. Денежная программа на 2005 год
 
  Для мониторинга денежно-кредитных показателей и их соответствия поставленной цели по уровню инфляции Банком России разрабатывается денежная программа.
  Денежная программа представлена в трех вариантах, разработанных в соответствии с основными сценариями прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2005 год, вариантами прогнозного платежного баланса страны и с учетом показателей проекта федерального бюджета на 2005 год, подготовленного Минфином России.
  Показатели денежной базы, включенной в программу, соответствуют прогнозным показателям спроса на деньги, рассчитанным исходя из ожидаемого темпа роста ВВП, динамики обменного курса и целевого ориентира по инфляции на предстоящий год.
  Первый вариант денежной программы исходит из существенного уменьшения прироста денежного предложения, формируемого за счет динамики чистых международных резервов (ЧМР) органов денежно-кредитного регулирования. При прогнозируемом увеличении денежной базы в узком определении по данному варианту на 334 млрд. рублей прирост чистых международных резервов оценивается на уровне 261 млрд. рублей, что в долларовом эквиваленте соответствует более чем трехкратному снижению по сравнению с текущим годом.
  Такой прогноз основан на предположении о существенном ослаблении платежного баланса, что будет препятствовать действию тенденции к укреплению рубля в реальном выражении.

<< Пред.           стр. 1 (из 2)           След. >>

Список литературы по разделу