<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу

  * формирование условий повышения конкурентоспособности продукции и услуг предприятий Мурманской области на международных и внутренних товарных рынках через внедрение систем качества, основанных на международных стандартах, что позволит нашим предприятиям более эффективно работать на внешних рынках при вхождении России в ВТО;
  * подготовка кадров для всех отраслей и сфер деятельности и, в первую очередь, для освоения наукоёмких технологий и производственных процессов, менеджмента, маркетинга и других перспективных направлений в области управления и хозяйственной деятельности;
  * развитие малого предпринимательства.
 
 3.1. Формирование условий повышения конкурентоспособности
 продукции и услуг предприятий Мурманской области
 
  Переход экономики России на рыночные принципы хозяйствования поставил одну из важнейших задач для хозяйствующих субъектов - повышение конкурентоспособности производимой ими продукции и услуг.
  Конкурентоспособность определяется, с одной стороны, качеством товара (услуги), его техническим уровнем, потребительскими свойствами и, с другой стороны, ценами, устанавливаемыми продавцами товаров (услуг). Кроме того, на конкурентоспособность влияют продажный и послепродажный сервис, реклама, имидж производителя и так далее.
  Россия имеет намерение вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), при этом она должна выполнить ряд условий, которые содержатся в 21 типовом соглашении по самым различным направлениям. Основным соглашением является - "Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994" (ГАТТ-94), которое служит своего рода "конституцией экономической свободы" в международной торговле. ГАТТ-94 среди требований выдвигает основное - чтобы субъекты, регулируемые государством, не создавали необоснованных препятствий для свободного перемещения товаров и услуг между различными государствами в таких вопросах, как:
  * национальный режим внутреннего налогообложения и регулирования;
  * антидемпинговые и компенсационные пошлины;
  * оценка товаров для таможенных целей;
  * сборы и процедуры по оформлению ввоза и вывоза;
  * субсидии и правительственная помощь экономическому развитию;
  * чрезвычайные меры в отношении импорта отдельных товаров и услуг;
  * территориальные аспекты (приграничная торговля, таможенные союзы, зоны свободной торговли).
  Соблюдение соглашений означает, что экономика России будет интегрирована в мировую экономику.
  При этом основными проблемами в регионах становятся:
  * ограничение возможности применения протекционистских мер по поддержке местного производителя;
  * повышение конкуренции со стороны мировой промышленности и, следовательно, разорение местных производителей;
  * снижение таможенных и налоговых поступлений.
  Однако при этом местные экспортеры получают возможность увеличения доходов за счет отмены в отношении России антидемпинговых мер и, соответственно, могут возрасти доходы бюджетов.
  Такие требования вынуждают наши предприятия активизировать работу по повышению конкурентоспособности своей продукции (услуг) и, в первую очередь, за счет качества.
  В этом вопросе на первый план выходит проблема управления качеством на основе международных стандартов серии ИСО 9000, которые определяют особые требования к организации производства продукции (услуг), начиная от закупки сырья, материалов, комплектующих, инструментов и заканчивая доставкой и сервисным обслуживанием.
  В каталоге продукции, производимой в Мурманской области, ведущемся Мурманским центром метрологии и стандартизации, включено только 293 вида товаров (хотя их производится несколько тысяч), из них сертифицировано по ГОСТам - 167, по ОСТам - 20 и по ТУ - 106, причем в основном - это продукция пищевой промышленности.
  По международным стандартам серии ИСО 9000 сертифицировано около 20.
  Сертификация продукции по международным стандартам (а это дело сугубо добровольное), в первую очередь, создает преимущества при получении государственных заказов.
  Сертификат на систему качества является "визитной карточкой" предприятия и служит гарантией того, что предприятие способно обеспечивать стабильное качество продукции.
  Наличие сертификата избавляет предприятие от различных проверок, облегчает получение банковских кредитов и государственных субсидий, дает преимущества при страховании продукции.
  В условиях конкуренции у таких предприятий возрастают возможности в продвижении продукции на экспорт, в поиске потенциальных заказчиков.
  Таким образом, сертификация систем качества будет служить повышению конкурентоспособности в условиях рыночной экономики и Правительство области будет оказывать поддержку по:
  * разработке, внедрению и сертификации систем качества в соответствии с международными стандартами ИСО 9000, а на предприятиях, производящих пищевую продукцию - внедрению принципов ХАССП (анализ рисков и критические контрольные точки) для повышения качества и конкурентоспособности товаров и услуг, производимых в Мурманской области, снижения затрат предприятий в результате проведения действий, направленных на предупреждение появления несоответствующей продукции;
  * упорядочению государственного регулирования в сфере обеспечения качества продукции, в том числе:
  - совершенствованию нормативно-правовой базы по вопросам качества;
  - совершенствованию механизма подтверждения соответствия продукции (услуг) установленным требованиям в соответствии с изменениями в законодательстве Российской Федерации;
  - созданию областной системы идентификации качества продукции и контроля за ее производством, хранением и реализацией;
  - созданию и развитию системы информационного обеспечения в сфере качества;
  * совершенствованию экономических мер стимулирования выпуска высококачественной продукции;
  * применению передовых способов учета ресурсов через внедрение высокотехнологичного метрологического контроля, снижающего потери при перегрузках, передачах и распределении (горнопромышленный комплекс, топливно-энергетический комплекс, рыбопромышленный комплекс);
  * созданию в каждой базовой отрасли лабораторий с международной аккредитацией.
 
  3.2. Кадровое обеспечение
 
  Актуальность вопросов кадрового обеспечения связана с тем, что, во-первых, почти полностью прекратился приток молодых специалистов в Мурманскую область из других областей России, и, во-вторых, существенно уменьшились возможности местной молодежи в получении образования за пределами региона.
  При этом система профессионального образования Мурманской области оказалась не готовой полностью взять на себя выполнение задач подготовки кадров для экономики области. Существует дефицит молодых кадров всех уровней на предприятиях горно-металлургической промышленности, в наукоемких производствах, учреждениях науки и образования. Актуален этот вопрос и для планируемого развития в Мурманской области объектов нефтегазового комплекса, жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственного производства, энергетики и других отраслей.
  В 2001 году в 26 учреждениях начального профессионального образования Мурманской области обучалось 10,5 тыс. человек по 60 профессиям и специальностям. При этом получение начального профессионального образования осуществляется как на базе основного общего образования (83,6%), так и на базе среднего (полного) общего образования (14,1%).
  В 28 учреждениях среднего профессионального образования, обучалось около 13 тыс. человек, в том числе 9 негосударственных учреждений с контингентом около 1600 человек. В них осуществляется подготовка по 53 специальностям, при этом наиболее значимыми направлениями являются: "Экономика и управление" - 27%; "Образование" - 10,6%; "Транспорт" - 9,7%; "Здравоохранение" - 7,7%; "Гуманитарно-социальное" - 7,4%.
  Существенное упрощение процедуры открытия негосударственных образовательных учреждений и проблемы получения высшего образования за пределами области в традиционных образовательных центрах России привели к тому, что в Мурманской области сейчас действуют 38 учреждений высшего профессионального образования. При этом сеть государственных высших профессиональных учебных заведений в 2001 году включает в себя 2 государственных вуза (МГТУ и МГПИ) и 22 филиала государственных вузов, в которых обучается 20893 человека. В 14 негосударственных образовательных учреждениях обучается 7900 человек.
  За счет средств федерального бюджета в 2000 - 2001 учебном году обучалось 10800 человек, это составило 38% от общего числа студентов или 107 человек на 10 тысяч человек населения области, что существенно ниже нормы, предусмотренной Федеральным законом "Об образовании" (170 студентов на 10 тысяч населения).
  Вместе с тем, такое расширение объемов подготовки в вузах не всегда оправданно и обоснованно. Большинство новых вузов не имеют естественно-научных и технических специальностей, а готовят специалистов в сфере юриспруденции, экономики, финансов и управления.
  Проблема подготовки молодых специалистов усложняется неблагоприятным развитием демографической ситуации как в России в целом, так и в Мурманской области.
  Контингент выпускников учреждений общего образования, начиная с 2001 года, будет практически непрерывно уменьшаться и достигнет к 2015 году величины 6190 человек, что составит 42% от уровня 2001 года, причем, минимум выпуска из 9 класса будет наблюдаться уже в 2010 году (44% от уровня 2001 года), а из 11 класса - в 2012 году (40% от уровня 2001 года).
  Контингент абитуриентов учреждений профессионального образования различного уровня уменьшится к 2012 году примерно до 41% от уровня 2001 года, что актуализирует вопрос об избыточности мест в системе профессионального образования Мурманской области и необходимости её реформирования.
  Следует предположить, что перераспределение абитуриентов будет происходить в пользу средних специальных учебных заведений (ССУЗ) и высших учебных заведений (ВУЗ), поэтому от снижения контингента учащихся в первую очередь пострадают учреждения начального профессионального образования (УНПО), что ещё более обострит дефицит квалифицированных молодых рабочих для экономики области. Этому также будет способствовать процесс увеличения количества выпускников УНПО, которые поступят не на рынок труда, а продолжат обучение в учреждениях среднего и высшего профессионального образования. В свою очередь, уменьшение конкурса при приеме в ССУЗЫ и ВУЗЫ, а в дальнейшем его полное отсутствие из-за уменьшения контингента абитуриентов, неизбежно приведет к снижению качества выпускаемых специалистов.
  Кроме того, анализ номенклатуры направлений подготовки специалистов в системе профессионального образования Мурманской области свидетельствует о том, что традиционная кадровая пирамида, основу которой когда-то составляли специалисты инженерно-технического профиля, работники материального производства, постепенно поворачивается, в сфере профессионального образования, в сторону социально-экономических направлений, символизируя собой реальную опасность потери кадрового, а, следовательно, и социально-экономического равновесия в регионе.
  Чтобы удержать указанное равновесие, требуется создание надежной и управляемой региональной системы профессионального образования (СПО). При этом в качестве главных организационно-структурных элементов региональной СПО целесообразно принять регионально-федеральные университетские комплексы (УК), которые могут быть созданы на основе интеграции интеллектуального, научно-технического, учебно-методического, материального и социально-культурного потенциала государственных учреждений науки и профессионального образования всех видов и уровней. Роль базовых центров при создании УК может быть возложена на Мурманский государственный технический университет (МГТУ), Мурманский государственный педагогический институт (МГПИ), Кольский филиал Петрозаводского государственного университета (КФПГУ) и Кольский научный центр Российской Академии наук (КНЦ РАН).
  Для решения этих задач предполагается на первом этапе (2002 - 2010 гг.):
  * преобразовать МГПИ в Мурманский государственный педагогический университет (МГПУ);
  * преобразовать КФПГУ в классический Кольский (Арктический) государственный университет (КГУ);
  * принять эффективные меры по поддержке МГТУ, МГПУ и КГУ на основе многоканального финансирования как базовых вузов Мурманской области;
  * развернуть, при активном участии институтов КНЦ РАН, сеть филиалов МГТУ, МГПУ и КГУ в городах Мурманской области.
  На втором этапе (2010 - 2015 гг.) приступить к формированию на базе МГТУ, МГПУ, КГУ, КНЦ РАН университетских научно-образовательных комплексов (УК), в число учредителей которых могут войти Министерство образования России, областная администрация, администрации городов и районов Мурманской области.
  Кроме того, в ближайшее время необходимо:
  * существенно повысить роль и возможности Совета ректоров вузов Мурманской области в вопросах координации деятельности создаваемых УК;
  * сформировать региональный банк данных по объемам, номенклатуре и уровню образовательных услуг, обеспеченных заказами различных уровней;
  * сформировать региональный заказ кадров с указанием объема, уровня подготовки, номенклатуры специальностей и мест размещения заказа;
  * разработать региональную целевую программу "Кадровое обеспечение стратегии экономического развития Мурманской области на период до 2015 года" и приступить к её реализации.
 
 3.3. Поддержка малого предпринимательства
 
  В настоящее время в области работает около 3000 малых предприятий, где занято более 25 тысяч человек. Кроме того, в разных сферах экономики занято ещё 20 тысяч частных предпринимателей без образования юридического лица. Только в 2001 году они внесли налогов и сборов в бюджеты всех уровней свыше 105 млн. рублей.
  Предполагается, что их число к 2015 году возрастёт в 1,5 раза в основном в таких отраслях как торговля, общественное питание, туризм, жилищно-коммунальное и культурно-развлекательное обслуживание, воспитание детей и образование.
  Высокий научный потенциал области и современные информационные технологии позволят также внедрять малый бизнес по инновационным направлениям развития промышленности, где он может участвовать в форме дочерних предприятий, либо самостоятельных подрядных организаций.
  Предметом их деятельности может стать разработка небольших новых, а также техногенных месторождений, внедрение современных технологий, продуктов, строительство, технический сервис, транспортные услуги, связь, повышение квалификации персонала и т. д.
  Развитию малых промышленных предприятий будут способствовать реструктуризация и диверсификация крупного производства, наличие неиспользуемых ресурсов, высвобождающихся основных производственных фондов, внедрение лизинга.
  На первый план региональной политики будут выходить не столько объёмные и фискальные интересы, сколько социально-политические, такие как сохранение мест традиционного проживания людей, снятие социальной напряжённости, повышение престижности малого бизнеса.
  Малое предпринимательство получит более широкие возможности заниматься прибрежным рыболовством, искусственным разведением гидробионтов, оленеводством, заготовкой и переработкой дикорастущих ягод и грибов, народными промыслами.
  На развитие малого бизнеса окажет положительное влияние сотрудничество в рамках "Баренцева Евро-Арктического региона" северных областей Швеции, Норвегии и Финляндии.
  С участием зарубежных партнеров будут созданы технопарки при Кольском научном центре РАН в г.Апатиты и Мурманском государственном техническом университете, а также учебно-деловые, информационно-маркетинговые центры и бизнес-инкубаторы. При поддержке ТАСИС в поселке Алакуртти и в городе Кандалакше будет создана необходимая инфраструктура для развития туристического бизнеса. Государственным фондом поддержки малого предпринимательства Мурманской области совместно с органами местного самоуправления с помощью Фонда Евразия и Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства продолжится создание сети для микрокредитования предпринимателей.
  Для достижения этих целей будет осуществляться:
  * формирование правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное развитие малого предпринимательства;
  * создание региональной информационной, маркетинговой, консалтинговой, образовательной и других систем поддержки малого предпринимательства, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;
  * развитие региональной и муниципальных систем имущественной и финансово-кредитной поддержки малого предпринимательства;
  * поддержка жизнеспособных субъектов малого предпринимательства, ограждение их от воздействия негативных факторов нерыночного характера.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 4. ВОЗМОЖНЫЕ СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ ОБЛАСТИ И ИХ РЕЗУЛЬТАТЫ
 
  Обобщая рассмотренные варианты функционирования системообразующих комплексов экономики Мурманской области, следует, безусловно, учитывать складывающиеся тенденции в мировой экономике.
  В опубликованном докладе Всемирного банка от 10.04.2001 г. о среднесрочном прогнозе роста экономики в странах с переходной экономикой отмечаются благоприятные перспективы. Согласно прогнозам, темпы роста мирового ВВП составят от 2,2 процента в текущем году до 3,3 процента в 2003 году, а в вышеуказанных странах, куда относится Россия, определяются на уровне 4,2 - 4,9 процента соответственно (рис.6).
 
 
 
 Рис.6. Динамика темпов роста общемирового ВВП
 
  В докладе предполагается, что международные финансовые потоки могут способствовать экономическому росту и сокращению бедности, однако наибольшую выгоду от этих ресурсов получат страны с благоприятным климатом, где эти средства будут наиболее эффективно использоваться.
  Там же отмечается, что у таких стран как Россия будет происходить сокращение зависимости от внешнего финансирования, произойдет снижение нестабильной краткосрочной задолженности, а увеличение инвалютных резервов позволит более эффективно обслуживать внешнюю задолженность.
  Опубликованные прогнозы динамики изменения цен на основные сырьевые ресурсы показывают их существенное падение в 2010 году по отношению к 2000 году: цена на нефть снизится с 28 $/баррель до 18-19, а к 2015 году до 17-16 $/баррель; на природный газ - с 4,0 $/mmbtu до 3 $/mmbtu, с сохранением на этом уровне до 2015 года. Цена на никель снизится с 8600 $/т до 6800, а к 2015 году до 6000 $/т. Сохранится цена на апатит на уровне 2000 года, возрастет цена на алюминий с 1575 $/т до 1900 $/т и медь - с 1825 $/т до 2400 $/т.
  Учитывая эти прогнозы, а также тот фактор, что экономика области базируется на производстве и реализации вышеуказанных ресурсов, основываясь на долгосрочных планах развития базовых предприятий области, можно спрогнозировать основные показатели в целом по народному хозяйству области в двух вариантах.
  Первый (пессимистический) вариант определяет нижний порог показателей, рассчитанный на тенденции развития мировой экономики, ниже которых, при самых неблагоприятных обстоятельствах, как внешнего, так и внутреннего порядка, экономика области не опустится. В этом сценарии все комплексы функционируют без существенного прироста объемных показателей, укрепляя свои позиции за счет диверсификации производства, улучшения его структуры, повышения качества и расширения ассортимента продукции.
  Этот вариант будет давать синергический эффект не столько от объемных показателей, сколько за счет активной и согласованной деятельности хозяйствующих субъектов с областной властью, особенно в сфере топливно-энергетического комплекса.
  В частности, в горнопромышленном комплексе предполагается основные усилия направить на поддержание на должном уровне сырьевой базы за счет концентрации финансовых ресурсов предприятий, а также региональных целевых средств на геологоразведочные работы, в первую очередь, с целью освоения наиболее перспективных месторождений, таких как хромитовое Сопчеозерское, ильменитовое Гремяха-Вырмес, платиноиды Монче-плутона и Федорово-Панских тундр, эвдиалитовые руды Ловозерского массива, бариты Салланлатвы и др.
  Одновременно предприятия ГПК при поддержке администрации области будут постепенно отказываться от монопродуктовой ориентации производства и переходить к выпуску новых видов товарной продукции: порошков металлов, медного и алюминиевого проката, теплоизоляционных и радиотехнических изделий и т. п.
 
  Очень важным при формировании конкурентных преимуществ региона будет изменение экологической ситуации в работе действующих горно-металлургических комплексов в лучшую сторону. Поэтому значительное внимание будет уделено осуществлению природоохранных мероприятий, к финансированию которых будут привлекаться наряду со средствами предприятий заемные средства и возможности областного бюджета.
  В целом объемы производства продукции ГПК в действующих ценах (без НДС и акцизов) к 2015 году достигнут почти 30 млрд.рублей, среднесписочная численность работающих при этом даже несколько сократится за счет внедрения трудосберегающих технологий, а средняя месячная заработная плата достигнет почти 16 тыс. рублей.
  В топливно-энергетическом комплексе по этому варианту основное внимание будет сосредоточено на поддержании действующих мощностей электроэнергетики и развитии сетевого хозяйства, в том числе увеличении его пропускной способности в направлении центра России.
  Администрация области в сфере электрической и тепловой энергетики будет проводить политику, нацеленную на ликвидацию перекрестного субсидирования потребителей тепловой и электрической энергии, оптимизацию тарифов на эти виды энергии, а также стимулирование энергосбережения, особенно в бюджетной сфере.
  Особое внимание в этот период областная власть уделит решению проблемы самообеспечения области углеводородным топливом. Для этого в 2006 - 2010 годах должен быть построен нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) мощностью до 3 млн. тонн переработки сырой нефти в год, что позволит на 50 процентов удовлетворить потребность области в мазуте и почти полностью в светлых нефтепродуктах.
  Источником сырья наряду с эксплуатируемыми нефтяными месторождениями - песчаноозерским и Варандей-суша, могут стать как объекты в Печорском море, так и перспективные органогенные постройки на Кольском шельфе.
  Одновременно в период 2010 - 2015 годы будут развернуты работы по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения, прокладке магистральных трубопроводов, строительству КАЭС-2.
  К 2015 году по этому варианту объем промышленного производства ТЭК составит 39 млрд. рублей, причем, основной прирост произойдет за счет продукции НПЗ. Численность работающих в этом комплексе составит около 19,5 тысячи человек, а среднемесячная заработная плата одного работника - около 30 тысяч рублей.
  Рыбопромышленный комплекс к 2015 году будет обеспечивать добычу рыбы и морепродуктов в основном в традиционных районах промысла и ее физические объемы возрастут незначительно, примерно в 1,3 раза, однако производство товарной пищевой продукции возрастет в 1,5 раза, консервов почти вдвое.
  Основное внимание будет уделяться пополнению новыми промысловыми и транспортными судами, модернизации имеющихся в наличии с целью повышения их экономических и технологических показателей, а также развитию береговой рыбоперерабатывающей и инфраструктурной базы.
  В данном комплексе в виде целевой подпрограммы выделяется особое стратегическое направление: освоение прибрежных промыслов и организация фермерских хозяйств. За счет этого получат развитие такие населенные пункты, как поселки Лиинахамари, Ура-Губа, Гранитный, Териберка, Дальние Зеленцы, Дроздовка, Гремиха (г.Островной), на Терском побережье и др., общей численностью населения более 30 тысяч человек.
  Всего в рыбопромышленном комплексе в 2015 году предполагаемая численность работающих - 16 - 17 тысяч человек. Средняя заработная плата одного работника в месяц составит более 10 тысяч рублей.
  Руководство области будет стремиться активно воздействовать на процесс упорядочения федерального законодательства в сфере рыбохозяйственных интересов (таможенное, налоговое и т.д.), обеспечение справедливого распределения квот на право вылова наиболее ценных пород рыбы и других гидробионтов, а также оказывать всемерную поддержку организации прибрежного лова, переработки рыбы и морепродуктов на местных рыбоперерабатывающих предприятиях.
  Агропромышленный комплекс в прогнозируемом периоде должен обеспечить стоящие перед ним задачи по производству в минимально-необходимых объемах сельскохозяйственной продукции за счет роста качественных показателей, а также ресурсосбережения.
  Предполагается, что будет сохранена государственная поддержка племенного животноводства и северного оленеводства из федерального бюджета, дотации на продукцию животноводства, а также на реализацию ряда целевых программ будут выделяться из областного и муниципальных бюджетов.
  Перерабатывающая промышленность АПК будет функционировать на условиях рыночной конкуренции и получать необходимую поддержку в вопросах, не ущемляющих прав иных хозяйствующих субъектов и жителей области - потребителей продовольственных товаров местного производства.
  Общее число рабочих мест в АПК увеличится незначительно и в 2015 году составит около 10 тысяч, а среднемесячная заработная плата одного работника будет не менее 10 тысяч рублей.
  Транспортно-коммуникационный комплекс к 2015 году обеспечит потребности хозяйствующих субъектов и населения в услугах связи, перевозке грузов и пассажиров.
  Объемные показатели этого комплекса к 2015 году существенно не изменятся, инвестиции будут направляться на обновление активной части основных производственных фондов, численность работающих несколько увеличится и составит 41,0 тыс. человек, заработная плата на транспорте будет примерно 10,8, а в связи - 7,8 тысячи рублей.
  Со стороны администрации области этот комплекс будет получать поддержку в части компенсации выпадающих доходов в связи с действием многочисленных льгот, либо посредством внедрения механизма адресной финансовой поддержки потребителей-льготников. Кроме того, будет находиться под контролем деятельность естественных монополий регионального уровня (троллейбус, пригородный железнодорожный транспорт, электросвязь, кабельное телевидение, проводное радиовещание и др.).
  Второй (оптимистический) вариант, базирующийся на максимально благоприятных внешних и внутренних факторах, отличается от первого по всем комплексам, кроме топливно-энергетического, незначительными приростами физических объемов и производных от них показателей. ГПК, например, сможет обеспечить рост за счет производства металлов платиновой группы и новых видов продуктов (хромитовый концентрат, диоксид титана, тальк, барит и др.).
  При хороших финансовых результатах от деятельности всего народнохозяйственного комплекса и существенном увеличении доходов областного и муниципальных бюджетов возможны дополнительные дотации и капитальные вложения в сельскохозяйственное производство при условии благоприятной конъюнктуры продовольственного рынка и платежеспособного спроса населения.
  Во втором варианте значительный прирост, а фактически шестикратное увеличение всех объемов производства дает топливно-энергетический комплекс за счет освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения и получения природного газа. При этом получает развитие транспорт, особенно морской, строительный комплекс, будет осуществляться газификация области независимо от выбранного направления магистрального газопровода (на Финляндию или Приморск Ленинградской области), появятся предпосылки для создания новых химико-молекулярных производств, развития социальной и производственной инфраструктуры.
  Однако, как уже выше отмечалось, вероятность этого варианта в рассматриваемом периоде крайне мала и, скорее всего, он возможен к реализации в интервале 2015 - 2030 годов, так как связан в основном с внешними факторами, а значит влияние области на ускорение этих процессов малозначительно. Однако инициировать продвижение этого проекта на всех уровнях, в том числе через включение его в Стратегию социально-экономического развития Северо-Западного Федерального округа России на период до 2015 года администрация области будет.
  С учетом изложенного, с определенной степенью достоверности спрогнозировать макроэкономические и социально-демографические показатели, можно, лишь основываясь на первом сценарном варианте.
 
 4.1. Макроэкономические показатели
 
  Исходя из первого сценарного варианта развития экономики области, который наиболее реалистичен, следует рассчитать один из важнейших макроэкономических показателей, выражающих исчисленную в рыночных (действующих) ценах совокупную добавленную стоимость, созданную в течение года на территории области, так называемый валовой региональный продукт.
  Его величина с 58,4 млрд. рублей будет доведена до 210 млрд. рублей, в том числе на потребление с 33,4 млрд. руб. до 126,0 млрд. руб. Основным фактором этого прироста будет не только интенсификация общественного производства, а, в основном, появление продукции нефтеперерабатывающего завода.
  В целом по народнохозяйственному комплексу области объем продукции и услуг к 2015 году в сопоставимых ценах 2000 года (без НДС и акциза) составит более 97,4 млрд. рублей, при этом индекс роста физического объема принят в размере 1,3, а индекс-дефлятор - 1,04.
  На развитие всех отраслей хозяйства за 15-летний период будут направлены инвестиции в основной капитал около 234 млрд. рублей, причем около 60 процентов будут частными, примерно 30 процентов - государственными и порядка 10 процентов - прямые иностранные.
  Экспорт товаров и услуг к 2015 году превысит 1,03 млрд. долл. США, а импорт составит около 470 млн.долл. США. Их доля в валовом региональном продукте, по сравнению с 2000 годом, снизится соответственно с 44 до 33% и с 13,6 до 11%, что будет означать усиление ориентации на внутрироссийские рынки.
  В действующих условиях налогового законодательства предполагается по всему народному хозяйству области (с учетом не только базовых отраслей, но также среднего и малого бизнеса) получить в 2015 году 29652 млн. рублей налоговых и неналоговых поступлений, из них в консолидированный бюджет области 17900 млн. рублей (в действующих ценах).
  Анализ макроэкономических показателей (табл. 22) показывает, что экономика области за 15-летний период выйдет из кризисного и перейдет в состояние стабильного роста.
  Таблица 22
 Прогноз
 принятых за основу макроэкономических показателей социально-экономического развития Мурманской области на период до 2015 года
 
 № п/п Показатели Един. измер. 2000 г.
 отчет 2005 г.
  2010 г. 2015 г. 1. ВРП млн.руб 58433,5 107000 162000 210000 в том числе на потребление -"- 33394,0 65000 97200 126000 2. Инвестиции в основной капитал % к ВРП 14,6 12,5 10,5 11,6 * государственные -"- 1,3 1,8 2,8 3,1 * частные -"- 8 6,3 6,3 6,9 * прямые иностранные -"- 2,2 0,3 1,4 1,6 3. Доходы консолидированного бюджета области -"- 14,8 15,0 16,2 17,9 в т.ч. налоговые поступления -"- 11,3 12,1 12,5 12,9 4. Экспорт товаров и услуг -"- 44,1 35,1 32,8 33,3 5. Импорт товаров и услуг -"- 13,6 10,4 10 11 6. Объем продукции и услуг в сопоставимых ценах 2000 года (без НДС и акциза) млн.руб 55653 63571
 69709* 77011
 169489* 97417
 343329* *Справочно: предполагаемые показатели при реализации проекта освоения Штокмановского месторождения.
 
 4.2. Социально-демографические показатели
 
  Учитывая принятый за основу сценарий развития экономики области, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности градообразующих предприятий, демографические процессы, можно спрогнозировать ряд показателей состояния социальной сферы в Мурманской области.
  Так, численность населения области будет продолжать сокращаться и к 2016 году составит 808 тыс. человек. При этом соотношение городского и сельского населения сохранится за счет возрождения поморских сел, где предполагается ведение прибрежного лова, переработка морепродуктов, а также в небольших объемах сельскохозяйственное производство, направленное на удовлетворение собственных нужд.
  В структуре населения сохранятся тенденции сокращения лиц трудоспособного возраста (к 2015 году на 17,7% от 2000 года) и в возрасте младше трудоспособного (почти на 35%) и наоборот роста лиц старше трудоспособного возраста более чем на 40% (табл. 23).
  Однако потребности народного хозяйства в трудовых ресурсах будут удовлетворены с избытком, т. к. занято в нем будет 355 тыс. человек или 71% от трудоспособного населения, в том числе в базовых отраслях народного хозяйства - 133,5 тыс. человек.
  При этом уровень безработицы, прогнозируемый ростом к 2005 году до 4,1 % несколько сократится и составит в 2015 году около 3,6 процента.
  Исходя из прогнозируемого индекса роста потребительских цен в 2015 году в размере 102 - 104%, стоимость потребительской корзины может составить около 5650 рублей, а прожиточный минимум 6040 рублей в действующих ценах.
  При этом средняя заработная плата в месяц по всему народнохозяйственному комплексу составит более 17000 рублей, а среднедушевой доход - около 15000 рублей.
  Основываясь на принятой системе индексации пенсий, ее средний размер к 2015 году должен достигнуть 5500 рублей и практически сравняться со стоимостью потребительской корзины.
  При этом расчеты показывают, что уровень бедности снизится с 25 до 12 процентов, что объясняется, с одной стороны, ростом доходов занятого оплачиваемым трудом населения, а с другой стороны, все еще высоким уровнем безработицы.
  Увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней создает возможность формировать в структурах областного и муниципальных бюджетов инвестиции на развитие материально-технической базы жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры и спорта, а также иных направлений, финансируемых за счет местных бюджетов.
  Прогноз развития социальной сферы выходит за рамки данной Стратегии. Однако в ходе ее реализации предусматривается возможность формировать обоснованные краткосрочные и среднесрочные региональные и муниципальные целевые программы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Таблица 23
 Прогноз основных социально-демографических показателей
 на период до 2015 года
 
 № п/п Показатели Един. измер. 2000 г.
 отчет 2005 г.
  2010 г. 2015 г. 1. Численность постоянного населения (среднегодовая), всего тыс. чел. 994,9 930,0 868,6 818,6 в т.ч. городского -"- 911,9 853,0 796,6 750,6 сельского -"- 83,0 77,0 72,0 68,0 Из общего числа населения: -"- * в трудоспособном воз-расте -"- 671,5 642,7 555,2 500,0 * старше трудоспособного возраста -"- 141,9 153,5 182,3 200,0 * младше трудоспособного возраста -"- 181,5 133,8 131,1 118,6 * мужчин % 49 48,2 47,9 47,5 * женщин % 51 51,8 52,1 52,5 2. Занято в экономике области тыс. чел. 432,9 435 400 355 3. Численность работающих по полному кругу предприятий -"- 355,4 349,0 315.0 278,0 4. Численность занятых на предприятиях базовых отраслей -"- 82,6 124,5 137,4 133,5 5. Среднемесячная заработная плата по полному кругу предприятий рублей 3747 10330 12490 17170 6. Индекс потребительских цен в среднем за год в % к пред. году 120,8 112 106-108 102-104 7. Среднегодовой уровень безработицы (зарегистрированной) в % к экон. активному населению 3,8 4,1 3,9 3,6 8. Среднедушевой доход рублей 3333,8 7317,5 10001,6 15281,3 9. Прожиточный минимум -"- 1327,4 3350 4780 6040 10. Стоимость потребительской корзины -"- 1580 3132 4470 5650 11. Средний размер пенсии по возрасту -"- 824,3 2100 4000 5500 12. Уровень бедности (доля населения с доходами ниже физиологического прожиточного минимума) % 25 20 16 12
 
 
 
 5. МЕХАНИЗМЫ РАЗРАБОТКИ, РЕАЛИЗАЦИИ И МОНИТОРИНГА СТРАТЕГИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ
 
  Разработка Стратегии экономического развития области на период до 2015 года проводится силами специалистов предприятий и организаций базовых отраслей экономики области, отраслевых комитетов администрации Мурманской области, ученых Кольского научного центра РАН, депутатов областной Думы, с последующим утверждением на заседании Правительства Мурманской области (рис.7).
  В последующем, основные параметры Стратегии будут обнародованы. Вместе с тем, данная Стратегия может остаться лишь умозрительным теоретическим документом, если не проводить ее в жизнь постоянными и целенаправленными усилиями всех ее действующих лиц: власти, бизнеса, населения, общественно-политических структур.
  При этом все действующие лица имеют собственные мотивы и формы участия в реализации Стратегии.
  Органы власти:
  * обеспечение политической и социальной стабильности в обществе;
  * повышение уровня жизни и качества населения региона;
  * увеличение доходов бюджета за счет расширения налогооблагаемой базы и сокращения (ликвидации) теневого сектора экономики;
  * улучшение состояния природной среды за счет снижения негативного техногенного воздействия на нее.
 Бизнес:
  * увеличение доходов от предпринимательской и хозяйственной деятельности;
  * предсказуемость и стабильность условий хозяйствования через долгосрочность действия законодательной и нормативной базы федерального и регионального уровня;
  * обеспечение благоприятного инвестиционного климата в регионе.
 Население:
 * рост занятости и повышение уровня заработной платы;
  * повышение размеров социальных трансфертов, сохранения уровня социальных гарантий;
  * снижение уровня инфляции и цен на товары и услуги, особенно естественных монополий;
  * наличие ясной и предсказуемой государственной социальной политики;
  * снижение уровня преступности и коррупции, конфликтности в обществе.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  Рис. 7. Организационно-функциональная схема разработки Стратегии экономического развития Мурманской области
  на период до 2015 года
  В первую очередь на базе Стратегии должны формироваться краткосрочные и среднесрочные прогнозы социально-экономического развития Мурманской области, а также адресные и целевые программы (рис.8). На период 2002 - 2004 годы такой прогноз разработан.
  Для выполнения своей координирующей роли власть, в лице правительства Мурманской области ежегодно разрабатывает план действий по реализации Стратегии.
  По итогам каждого года на основе статистических данных, а также предложений общественности, хозяйствующих субъектов, с учетом изменений внешних и внутренних факторов, таких как таможенное и налоговое законодательство, колебания цен на мировых рынках, наполняемость бюджетов всех уровней и т. д. Стратегия подлежит необходимой корректуре по цифровым показателям развития в очередных краткосрочных и среднесрочных прогнозах социально-экономического развития, а при существенных изменениях внешних факторов и по принципиальным установкам и ориентирам.
  Стратегия экономического развития Мурманской области на период до 2015 года должна корреспондироваться со Стратегией социально-экономического развития Северо-Западного Федерального округа России, также разрабатываемой на период до 2015 года. В первую очередь через реализацию так называемых мегапроектов, влияющих на социально-экономическое состояние нескольких субъектов СЗФО. Их реализация возможна лишь при объединении организационных, финансовых и технических ресурсов ряда регионов.
  Таким образом, учет интересов всех субъектов Стратегии и консолидация усилий позволит обеспечить максимально эффективную реализацию задач и достигнуть поставленных целей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

<< Пред.           стр. 5 (из 6)           След. >>

Список литературы по разделу