<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу

  В результате действующие в странах СНГ нормы валютного регулирования и валютного контроля по одним положениям совпадают или близки, по другим различаются. Характерным для всех стран Содружества является стремление к либерализации валютных режимов. Судя по официальной информации банковских ассоциаций Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Украины, в этих странах меры по либерализации валютных режимов в основном осуществлены. При этом в одних странах по широкому кругу валютных операций, в других - с сохранением некоторых ограничений.
  Так, текущие операции между резидентами и нерезидентами в настоящее время осуществляются в:
  - Азербайджанской Республике для юридических лиц без ограничений, физических лиц - с ограничениями;
  - Республике Беларусь - без ограничений;
  - Республике Казахстан - без ограничений, но в соответствии с нормативными правовыми актами Национального Банка Республики Казахстан о валютных операциях;
  - Республике Кыргызстан - без ограничений (в части перемещения иностранной валюты из-за границы и за границу);
  - Российской Федерации - без ограничений за исключением отдельных операций;
  В Украине текущие операции между резидентами и нерезидентами пока ограничены.
  В Узбекистане, согласно новой редакции закона "О валютном регулировании", утвержденного парламентом в декабре 2003 г., текущие международные операции, включая все платежи, подлежащие выплате по внешней торговле, а также платежи в форме процентов и иных доходов, переводы неторгового характера и связанные с ними покупка и продажа иностранной валюты, осуществляются без ограничений.
  Важной задачей страны СНГ считают введение конвертируемости национальных валют по капитальным операциям. При этом они исходят из того, что свободное осуществление операций, связанных с движением капитала, будет способствовать активизации инвестиционного сотрудничества, становлению единого финансового рынка, что, в свою очередь, позволит ускорить структурные преобразования национальных экономик, повысить их конкурентоспособность.
  В названных выше странах СНГ, взявших курс на свободное осуществление капитальных операций, пока применяются разные подходы. Например, в Азербайджанской Республике движение капитала свободное; в Республике Беларусь оно допускается с разрешения Национального банка (за исключением операций, предусмотренных законом или Указом Президента страны); в Республике Казахстан - свободное, но валютные операции в сумме, превышающей эквивалент 100 тысяч долларов США, подлежат регистрации; в Республике Кыргызстан переводы капитала за границу и из-за границы не ограничиваются (за исключением отдельных); в Российской Федерации при общей либерализации капитальных операций сохранен ряд ограничений, но действуют они до 1 января 2007 г.; в Украине в настоящее время их ограничивают.
  Степень свободы или ограниченности валютных операций между резидентами и нерезидентами влияет на фактическую конвертируемость национальных валют. Пока не всегда проявляется прямая связь между степенью свободы и ограниченностью текущих капитальных операций с одной стороны и реальной конвертируемостью национальных валют - с другой. В большинстве стран СНГ даже по текущим операциям действует внутренняя частичная конвертируемость национальных валют в СКВ для резидентов. Последние могут свободно обменивать национальную валюту на СКВ по торговым операциям и услугам по рыночному курсу. Если прежде данный режим применялся только в отношении СКВ, то теперь он начинает действовать и в отношении национальных валют стран СНГ. Однако возможности обмена, прежде всего, покупки СКВ на национальную валюту в разных странах неодинаковы, что связано с дефицитом СКВ. Экономическое и валютное положение ряда стран СНГ не всегда позволяет в полной мере обеспечивать масштабную конвертируемость их национальных валют.
  Дальнейшее повышение ликвидности внутренних валютных рынков стран СНГ будет связано с последствиями снижения нормы обязательной продажи части экспортной выручки. В Азербайджанской Республике и Республике Казахстан эта норма упразднена. В Республике Беларусь и Российской Федерации она снижена до 30%, в Украине составляет 50%, но есть исключения, регламентируемые Национальным банком.
  Наряду с отличиями в странах СНГ валютных режимов просматривается и тенденция к их общности в отношении либерализации. Ряд положений норм валютного регулирования с определенными модификациями совпадает. К ним относятся: нормы, регулирующие деятельность уполномоченных банков; порядок безналичных расчетов юридических лиц; направления валютного контроля. В ряде стран заметно проявляется тенденция к ослаблению жестких мер валютной стабилизации, что характеризуется снижением норматива обязательной продажи части экспортной валютной выручки; отменой множественности валютных курсов; облегчением порядка ввоза и вывоза наличной валюты. В Казахстане с 1 января 2007 г. предусматривается полностью отменить лицензирование валютных операций, в России упразднить ограничения, связанные с движением капитала.
  По оценкам международных экспертов, из всех стран СНГ наиболее либеральный валютный режим в настоящее время в Армении, Киргизии, Молдове. За ними следуют Азербайджан и Грузия, после них - Казахстан, Россия, Украина. Достаточно жесткий валютный режим сохраняется в Туркменистане. По сравнению с ним более либеральный валютный режим в Таджикистане. В целом, как считают международные эксперты, в последние годы процесс валютной либерализации в странах СНГ протекал неровно. В периоды обострения валютно-финансовой нестабильности он прерывался, возвращаясь порой к ограничениям, на что особенно влияет объем внешней задолженности.
 
 
  Государственный внешний долг.
  В данном разделе рассматриваются денежные обязательства официальных властей, платежи по которым требуют затрат в свободно конвертируемых валютах. Внешние долги негосударственных структур - предприятий и коммерческих банков отнесены к движению частных капиталов и поэтому не рассматриваются.
  Размеры государственной внешней задолженности, условия и сроки их погашения оказывают непосредственное влияние на состояние валютной позиции стран, расходной части их государственных бюджетов, в которых средства в национальных валютах предусматриваются для покупки иностранных валют - валют платежа.
  Согласно Бюджетному кодексу РФ, внешний долг - это "обязательства, возникающие в иностранной валюте". В Кодексе государственные внешние заимствования Российской Федерации определены как "займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика или гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте".6
  После дефолта 1998 г. Правительство России пока не прибегает к внешним заимствованиям. Но сумма накопленного долга остается высокой. Состоит она из двух частей: долга бывшего СССР, всю сумму которого Россия приняла на себя, и ее собственного долга. По долгам бывшего СССР России предстоит выплатить порядка 70 млрд. долл. и около 40 млрд. по собственному долгу.
  Для федерального бюджета эти суммы значительны. Но по мировым меркам - относительно небольшие. В мировой практике внешний долг принято сравнивать с доходами страны. К 2005 г. в России эти доходы от нефтяного экспорта таковы, что позволяют досрочно расплатиться с МВФ (что уже сделано) и с кредиторами из числа членов Парижского клуба. Но не все его члены пока выражают готовность к этому, ибо ежегодно Россия платит по процентам до 7 млрд. долл.
  В Евросоюзе для стран, желающих перейти на евро, как известно, установлено правило: долговые обязательства страны не должны превышать 60% ВВП. В России внешний долг составляет 23%, а вместе с внутренним - менее 30%. Если Россия не будет прибегать к новым заимствованиям, то основную часть внешнего долга Правительство может погасить до 2008 г., а всю сумму до 2030 г.7
  Другие страны СНГ после распада СССР, так же как и Россия, стали прибегать к внешним заимствованиям. Но стартовые условия их были лучше, так как Российская Федерация всю сумму союзного внешнего долга приняла на себя. Новым государствам не удалось удовлетворительно договориться между собой о разделе внешних активов и пассивов бывшего Советского Союза. Поэтому России, доля которой в общей сумме долгов Западу была определена в 61%, фактически пришлось взять на себя все советские долговые обязательства. Другие страны постсоветского пространства вступили в международные валютно-кредитные и финансовые отношения с нулевым внешним долгом.
  Между тем в начале предполагалось, что с образованием новых самостоятельных государств свыше одной трети союзного внешнего долга они возьмут на себя. В соответствии с Договором о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов Союза ССР, подписанного его бывшими субъектами 4 декабря 1991 г., доля Российской Федерации устанавливалась в размере 61,34%, Украины - 16,37%, Белоруссии - 4,13%, всех остальных государств - 18,16%. Из-за недоговоренности по активам и пассивам бывшего СССР Россия утратила возможность сократить свой внешний долг примерно на 40 млрд. долл.
  Нынешние внешние долги других стран СНГ - их собственные, результат международных валютно-кредитных отношений с Россией, другими странами мира.
  В Азербайджане на 1 января 2004 г. внешний долг составил 1,6 млрд. долл.; в Армении - 1096,4 млн. долл. (на конец 2003 г.), в общей структуре которого примерно 88% - задолженность перед Всемирным банком и МВФ; в Казахстане (на 1 января 2004 г.) внешний долг превышал 4 млрд. долл. (40% - задолженность перед Всемирным банком). Внешний долг Таджикистана составляет 1 млрд. долл. (Источник: Информация Исполнительного комитета СНГ "О ситуации на валютных и фондовых рынках государств-участников Содружества в 2003 г. и в первом полугодии 2004 г.", М., 2004).
  Долги стран СНГ России сравнительно невелики, но они постепенно растут из-за несвоевременности погашения основной суммы долга и уплаты процентов.
  Официальная статистическая информация о составе должников России из числа стран СНГ и динамике их долга отсутствует. Об этом можно судить в основном по экспертным оценкам. Так, по состоянию на 1 марта 1998 г., общая сумма долгов стран СНГ перед Россией оценивалась в 5,4 млрд. долл. К 1 января 1999 г. она увеличилась до 6,4 млрд. долл., к 1 января 2000 г. возросла до 7,2 млрд. долл.8 К началу 2005 г., по данным Подкомитета Государственной Думы по денежно-кредитной политике, валютному регулированию и деятельности ЦБ, больше других стран СНГ России должна Украина - 1,7 млрд. долл. Газовый долг оформлен на Газпром, в счет которого он будет транспортировать топливо в Европу.
  Немало должны России Белоруссия, Грузия, Кыргызстан, Таджикистан. Белоруссия задолжала Правительству и Центральному банку РФ, который в последние годы предоставил союзнику 150 млн. долл. и 4,5 млрд. рублей на введение единой валюты. Срок погашения истек в декабре 2004 г.
  Россия, таким образом, не только международный должник, но и кредитор. При этом Российская Федерация приняла на себя не только обязательства по внешним долгам бывшего СССР. Одновременно она унаследовала большой массив претензий к зарубежным должникам за пределами СНГ.
  Руководствуясь главным образом политическими и военно-стратегическими соображениями, СССР регулярно предоставлял внешние кредиты многим зарубежным государствам. Список оставшихся должников включает более 50 стран Азии, Африки, Ближнего Востока, Восточной Европы, Латинской Америки. Эти кредиты предоставлялись, как правило, в товарной форме (поставки оборудования, топлива, вооружений) на льготных условиях (сроком на 10-15 лет), в большинстве случаев - по ставке 3-5% годовых с погашением преимущественно в товарной форме: продукцией местного производства. Все это обусловливает трудности в оценке реальных размеров непогашенных долгов бывшему Советскому Союзу, а теперь России.
  Поэтому, как представляется, нет серьезных оснований считать возврат России долгов важным источником погашения ее собственной валютной задолженности. Должники России в подавляющем большинстве - экономически отсталые страны. Только немногие из них в состоянии выделять ресурсы для погашения своих внешних обязательств. Лишь несколько стран урегулировали свои кредитные отношения с Россией. Более или менее исправно рассчитываются по реструктуированному долгу Индия, Индонезия, Алжир, Сирия. О возврате долга Россия договорилась с Вьетнамом, который начал платить. Самый крупный должник России - Куба: 16 млрд. долл. Из-за экономических проблем в этой стране шансов вернуть долг России мало.
  С позиции перспектив усиления социальной направленности государственных бюджетов стран СНГ острой остается проблема погашения внутреннего долга. В России, например, в течение уже многих лет властные структуры не могут договориться о сумме "сгоревших" в 1992 г. сбережений граждан, связанных с переходом к рыночному ценообразованию по потребительском рынке. Если умножить внутренний долг на инфляцию, то за истекшие годы его общая сумма достигает около 10 трлн. рублей. Тем самым пострадавшим отечественным вкладчикам в банки Правительство должно в 4 раза больше, чем внешним кредиторам. Пока компенсации ежегодно выплачивались в размере 30-40 млрд. рублей.9 Для более крупных выплат требуется политическое решение.
  Для тех стран СНГ, которые не располагают большими доходами от нефтяного экспорта, и поэтому не могут создавать стабилизационные фонды, одним из источников погашения внешнего государственного долга служат золотовалютные резервы.
 
 
  2.4. Состояние и тенденции развития национальных
 кредитных систем стран СНГ.
  Предпосылки к взаимному сотрудничеству банков.
  В странах мирового сообщества кредитные системы организационно представлены двумя звеньями: а) банковским (центральный банк, коммерческие банки, специализированные - инновационные, инвестиционные, ипотечные, сберегательные и др.); б) специализированными кредитно-финансовыми институтами (инновационными, финансовыми компаниями, пенсионными фондами, лизинговыми фирмами, кредитными союзами и др.). По масштабам проводимых операций и их значимости в обслуживании хозяйственного оборота на национальном и международном уровнях основным звеном в мировом сообществе считают банковскую систему. Таким звеном она является и в странах СНГ. В ее организации в этих странах много общего. Но есть и отличия, обусловленные, в частности, действующими нормами банковского законодательства, что сдерживает развитие сотрудничества между банками стран Содружества, а, следовательно, и между их хозяйствующими субъектами.
  Из-за различий в банковском законодательстве пока не удалось достигнуть введения всеми странами СНГ взаимных режимов наибольшего благоприятствования в сфере финансовых услуг. Отсутствует согласованный перечень ограничений по допуску на рынки банковских услуг. Динамизм развития этих рынков, наталкиваясь на законодательные ограничения, препятствует взаимному проникновению банков на национальные финансовые рынки. Еще не создана надежная и эффективная система денежных переводов граждан стран Содружества, включая операции с их сберегательными вкладами. Это означает, что пока банковские системы стран СНГ не подготовлены должным образом к содействию повышению интенсивности межгосударственных миграционных потоков, которым должна соответствовать потребность широких слоев населения в доступных и недорогих по стоимости системах денежных переводов.
  Национальные банковские системы ряда стран СНГ в основном приспособлены к обслуживанию внутрихозяйственного экономического оборота. Будучи некрупными, им трудно участвовать в реализации масштабных совместных проектов.
  Государства ближнего зарубежья отличаются разным количеством коммерческих банков, что видно из следующих данных:
 
  Таблица 5.
  Количество кредитных организаций
  (зарегистрированных на территории страны: на конец года)
 
  1995 2000 2002 2003 20041 Азербайджан ... 158 93 104 112 Армения 34 31 25 22 20 Беларусь 40 ... ... ... ... Казахстан 130 157 163 204 239 Кыргызстан 182 243 400 468 4773 Молдова 27 20 16 16 16 Россия 2578 2126 1828 1668 1531 Таджикистан 22 16 14 15 12 Туркменистан 15 ... ... ... ... Украина 230 195 182 179 1824
  1 На конец ноября.
  2 Количество банков.
  3 На конец сентября.
  4 На конец октября.
 
  Источник: Статкомитет СНГ, Краткий справочник статистических итогов за 2004 г., М., 2005, с. 76.
  Разное количество банков во многом обусловлено объективными факторами, к числу которых относятся размеры территории страны, численности и плотности населения:
 
  Таблица 6.
  Территория, численность и плотность населения стран СНГ.
 
  Территория,
 тыс. кв. км Численность постоянного населения, тыс. человек Число жителей на 1 кв. км на начало 2004 на конец 2004 Азербайджан 86,6 8265,7 8347,3 95,4 Армения 29,8 3212,2 3215,7 107,8 Беларусь 207,6 9849,1 9799,2 47,4 Грузия 69,7 4315,2 ... 62,3 Казахстан 2724,9 14951,2 15068,1 1) 5,5 Кыргызстан 199,9 5065,0 2) 5120,7 2) 25,2 Молдова 3) 30,3 3392,7 3386,0 119,1 Россия 17075,4 144,2 млн. 143,6 млн. 4) 8,4 Таджикистан 143,1 6644,4 2) 6770,8 2) 46,4 Туркменистан 491,2 4845,0 5) ... 9,8 Узбекистан 448,9 25115,8 6) ... 55,9 Украина 603,7 47622,4 2) 47293,2 2) 78,6
 1) На 1 декабря 2004 г.
 2) Наличное население.
 3) Без данных по территории левобережья р. Днестр и г. Бендеры. Численность наличного населения приведена с учетом предварительных итогов переписи населения 2004 г.
 4) На 1 ноября 2004 г.
 5) На 1 января 2001 г.
 6) На 1 января 2002 г.
 
  Источник: Статкомитет СНГ, Экспресс-доклад, М., 2005 г., январь, с. 6.
 
  На количестве коммерческих банков, их величине сказываются также финансовый потенциал предпринимательских структур, их возможность вкладывать свои ресурсы в формирование банковских капиталов, что оказывает влияние и на соотношение крупных, средних и малых кредитных организаций. В большинстве стран СНГ наибольшее число банков средние и малые.
  Неодинакова динамика численности кредитных организаций. Так, на конец 2004 г. (по сравнению с 2000 г.) - в одних странах (Азербайджане, Армении, России, Таджикистане, Украине) количество зарегистрированных кредитных организаций сократилось; в других (Казахстане, Кыргызстане) - возросло. Такая динамика обусловлена в основном воздействием рынка, а также мероприятиями, проводимыми центральными (национальными) банками по оздоровлению и развитию коммерческого сектора банковских систем, повышению нормативных требований к величине собственного капитала кредитных организаций, стимулированию их конкурентоспособности на международном рынке капитала.
  В странах СНГ просматривается тенденция к укреплению ресурсной базы коммерческих банков. Так, в Беларуси рост уставного фонда в целом по банковской системе за 2004 г. составил 714,7 млрд. рублей или 49,4% (в реальном измерении - 30,6%). На 1 января 2005 г. зарегистрированный совокупный уставный фонд банков достиг 2,16 триллиона рублей. Вырос собственный капитал. В целом по банковской системе за 2004 г. рост составил 848,3 млрд. рублей или 41,4% (в реальном исчислении - 23,6%). На 1 января 2005 г. совокупный собственный капитал банков достиг 2,9 триллиона рублей (979,7 млн. евро). По состоянию на 1 января 2005 г. весь объем ресурсной базы банков составил 14,6 триллиона рублей. За 2004 г. он вырос более чем на 45%. В целом за 2001-2004 гг. ресурсная база банков увеличилась в 5,7 раза.
  Укрепление ресурсной базы коммерческих банков в Белоруссии непосредственно связывают с решением социально-экономических задач. В 2005 г. планируется увеличить: ресурсную базу на 37%; уставный и собственный капитал - на 20%.
  Наряду с наращиванием ресурсной базы значительное внимание в Белоруссии уделяется оптимизации активов и пассивов банков, главным образом за счет:
  - диверсификации источников формирования ресурсов банков путем повышения доли средств предприятий и населения в национальной и иностранных валютах, средств нерезидентов:
  - увеличения срочных ресурсов с длительными сроками привлечения;
  - снижения удельного веса привлеченных средств с повышенным риском досрочного снятия;
  - повышения качества управления ликвидностью банков;
  - снижения доли проблемных активов;
  - совершенствования экономических нормативов в области допустимости отдельных пассивных и активных операций.
  В Казахстане собственный капитал банков увеличился в 5 раз. По состоянию на 1 января 2005 г. он достиг 347,6 млрд. тенге (около 2,5 млрд. долл. США). Его доля в ВВП увеличилась с 3,4 до 6,4%. Однако темпы роста данного показателя пока отстают от темпов увеличения активов: соотношение собственного капитала к активам снизилось с 20,2 до 13%.
  Независимо от величины банков каждый из них имеет собственную нишу на рынке финансовых услуг, свою клиентуру, а потому коммерческий сектор банковских систем стран СНГ играет важную роль в их социально-экономическом развитии. Об этом свидетельствует доля кредитов реальному сектору в общей структуре активов банков. Так, в Украине эта доля достигла почти 75%, Казахстане - 67%, Беларуси - свыше 56%, России - более 44%, Кыргызстане - 31,5%. Однако в этих долях пока преобладают кредиты в оборотные фонды. Удельный вес кредитных вложений в основные фонды во многих странах СНГ остается незначительным, что видно из следующих показателей:
 
  График 2.
  Доля краткосрочных и долгосрочных кредитов в общей сумме кредитных вложений в государствах Содружества в I квартале 2003 и 2004 гг.
  (в процентах)
 
 Азербайджан Армения 71 67 58 49 2003 2004 2003 2004
 Беларусь Казахстан 58 53 43 35 2003 2004 2003 2004
 
 Кыргызстан Молдова 53 68 70 71 2003 2004 2003 2004
 Таджикистан Украина 97 96 55 69 2003 2004 2003 2004
  краткосрочные кредиты долгосрочные кредиты
  Источник: Статкомитет СНГ, Статистический сборник "Инвестиции, финансы, цены", М., 2004 г., с. 106.
 
  В последнее время в ряде стран СНГ начала проявляться тенденция к постепенному увеличению вложений банков в инвестиции. Так, в Белоруссии для поддержки в стране инвестиционной деятельности в 2004 г. банковской системой было выдано 2,5 триллиона рублей долгосрочных (инвестиционных) кредитов. В сопоставимых ценах это почти на 37% больше, чем в 2003 г. За 2004 г. доля долгосрочных кредитов в общем объеме всех выданных кредитов увеличилась с 11,9 до 13,3%; к ВВП-с 4,2 до 5,1%.
  При этом в Белоруссии с целью содействия ускорению экономического развития страны придерживаются политики постепенного снижения процентных ставок по кредитам коммерческих банков. Если в январе 2004 г. их среднегодовой уровень составлял 20,5%, то в декабре того же года он понизился до 14,7%. Кредиты индивидуальным предпринимателям (с учетом тех, что выданы за счет ресурсов Национального банка и Правительства) снизились с 31,2% в январе 2004 г. до 11,4% в декабре, физическим лицам - соответственно с 12,9% до 10,5%.
 
  Больше внимания коммерческие банки стран СНГ стали уделять социальной направленности своей деятельности. В той же Белоруссии на строительство жилья в 2004 г. было предоставлено кредитов на сумму 870,3 млрд. рублей (включая кредиты, выданные за счет средств жилищно-инвестиционных фондов). В сопоставимых ценах это на 47,5% больше, чем в 2003 г. Почти в 3 раза увеличилась в 2004 г. задолженность по кредитам физических лиц на потребительские цели.
  Согласно прогнозных расчетов к основным направлениям денежно-кредитной политики Республики Беларусь к концу 2005 г. валовые кредиты банков по отношению к номинальному ВВП должны составить 21,7%. В 2005 г. ожидается прирост кредитов банков экономике на 3,2 триллиона рублей, или на 35%, что обеспечит увеличение данного показателя за 2001-2005 гг. в 8,9 раза. Как следствие, по состоянию на 1 января 2006 г. объем кредитов банков экономике должен составить 12,3 триллиона рублей против 9,1 триллиона рублей на начало 2005 г.
  В России Правительство и Центральный банк РФ в начале апреля 2005 г. утвердили Стратегию развития банковской системы страны до 2008 г. В ней предусмотрены меры по дальнейшему повышению роли коммерческого сектора банковской системы в ускорении экономического роста, содействии решению социальных задач, в частности путем укрепления ресурсной базы, повышения эффективности организации банковской системы, расширения кредитования экономики, ипотечного и потребительского кредитования, повышения капитализации банков.
  Ассоциация региональных банков России с целью активизации кредитных организаций в инвестиционном процессе инициирует создание в стране Национального банка развития. Его миссия видится в расширении долгосрочного кредитования экономики за счет государственных или привлеченных средств с рынка капиталов. Этот Банк должен быть нацелен на содействие решению задачи удвоения ВВП, что предполагает рост инвестиций и, следовательно, расширение долгосрочного кредитования экономики. В связи с этим основной задачей Банка могло бы стать эффективное распределение долгосрочных ресурсов через сеть государственных или коммерческих банков и контроль за их использованием.
  Мировой опыт показывает, что ЦБ рефинансирует коммерческие банки только краткосрочными ресурсами. В Германии рефинансирование коммерческих банков часто и в больших объемах осуществляется банком развития (KFV).
  В банковском сообществе России важное значение придается содействию развития сотрудничества на экономическом пространстве СНГ. Наиболее активную позицию здесь занимает российский Внешторгбанк (ВТБ). В последнее время он все активнее наращивает свое присутствие в странах этого региона. В марте 2004 г. ВТБ приобрел 70% акций армянского Армсбербанка, преемника армянского подразделения советского Сбербанка, имевшего в СССР крупнейшую сеть из более чем 100 филиалов. ВТБ приобрел пакет акций Объединенного Грузинского банка, входящего в тройку лидеров на банковском рынке Грузии, открыл дочернюю структуру в Киеве.
  Деятельность в странах СНГ других российских банков связана в основном с потребностями расчетно-кредитного обслуживания их крупных корпоративных клиентов. Этим объясняется присутствие банка "Петрокоммерц" в Украине и Молдове, банка "Уралсиб" в Азербайджане, Газпромбанка в Белоруссии. Всего в странах СНГ по состоянию на начало 2005 г. работало 7 дочерних структур российских банков.10
  Перспективы дальнейшего развития коммерческого сектора банковской системы, укрепления его связи с реальным сектором экономики в странах СНГ видят в позитивных изменениях в институте рефинансирования. Это выражается в тенденции постепенного снижения процентной ставки в ряде стран СНГ, о чем свидетельствуют следующие данные:
 
  Таблица 7.
  Ставка рефинансирования национальных (центральных) банков стран СНГ
  (на конец года, процентов)
  1995 2000 2002 2003 20041 Азербайджан ... 10,0 7,0 7,0 7,0 Армения 52,0 25,0 13,5 7,0 3,8 Беларусь 55,0 ... ... ... ... Казахстан 52,5 14,0 7,5 7,0 7,0 Кыргызстан 46,0 38,29 4,4 3,97 5,052 Молдова 21,0 ... ... ... ... Россия 160,0 25,0 21,0 16,0 13,0 Таджикистан 250,0 20,0 20,0 15,0 10,0 Туркменистан 15,0 ... ... ... ... Украина 110,0 27,0 9,2 8,1 11,13 1 На конец ноября.
  2 На конец сентября.
  3 На конец октября.
 
  Источник: Статкомитет СНГ, Краткий справочник статистических итогов за 2004 г. М., 2005, с.76.
 
  В Белоруссии в связи с проведением Национальным банком политики понижения ставки рефинансирования предусматривается в 2005 г. усилить ее роль как инструмента обеспечения целевого ориентира обменного курса белорусского рубля, сдерживания инфляционных процессов. Предполагается активизировать роль ставки рефинансирования в системе инструментов Национального банка. Она станет "задавать" минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям предоставления ликвидности банкам и максимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям изъятия ликвидности банков. Тем самым ставка рефинансирования может оказывать непосредственное и комплексное влияние на уровень процентных ставок на межбанковском рынке и затем в финансовом секторе в целом. Прогнозируется, что уровень ставки рефинансирования к концу 2005 г. может быть снижен до 9-12% годовых.
  По мере замедления инфляционных процессов, сокращения рисков кредитования, снижения процентных ставок по ресурсам Национального банка и стоимости привлекаемых ресурсов из других источников будет происходить дальнейшее постепенное снижение процентных ставок по выдаваемым банками кредитам. До конца 2005 г. они, возможно, снизятся до 12-15% годовых.
  Во многих странах СНГ перспективы развития коммерческих банков за счет укрепления их ресурсной базы связывают с ростом вкладов населения. В Азербайджане на начало 2005 г. они достигли 62%, Казахстане - 30%, России - почти 28%, Белоруссии - около 26%. В связи с тенденцией увеличения части денежных доходов населения, направляемых в банки в качестве вкладов, прирост вкладов заметно опережает прирост доходов населения и товарооборота.
  В отдельных странах большая часть денежных вкладов населения сосредоточена в коммерческих банках. Например, в Казахстане в конце ноября 2004 г. доля денежных вкладов в коммерческих банках в общем объеме вкладов населения составила 74,2% (на ту же дату 2003 г. - 73,9%), Молдове - соответственно 85,4% (83,8%), Таджикистане - 84,1% (88,8%). В отдельных странах, например, в Белоруссии и России доля денежных вкладов населения значительной была в Сберегательном банке - соответственно 57,3% и 61,1%11.
  Можно ожидать дальнейшего наращивания объемов депозитов физических лиц в кредитных организациях, а, следовательно, укрепления их финансового потенциала, расширения возможностей кредитования реального сектора экономики, решения социальных задач, в частности через развитие потребительских ссуд, кредитов, выдаваемых на жилищное строительство. В ряде стран СНГ (особенно в России) расширение банковского потребительского кредитования позволило некоторой части населения удовлетворять отложенный спрос. Ниже приводимые данные характеризуют объемы депозитов физических лиц в кредитных организациях стран СНГ на душу населения.
 
 Таблица 8.
 Объем депозитов физических лиц в кредитных организациях стран СНГ на душу населения
 (на конец периода в пересчете на российские рубли)
 
  2001 2002 2003 I квартал 2003 2004 Азербайджан 452 603 956 701 998 Армения 759 1009 1176 931 1170 Беларусь 1721 2504 3485 2713 3584 Грузия ... ... ... ... ... Казахстан 1 2463 3459 4637 3670 4836 Кыргызстан 241 134 281 138 266 Молдова 1 908 1392 1773 1563 2029 Россия 2 2600 3600 5200 5300 7200 Таджикистан 14 26 115 114 Туркменистан ... ... ... ... ... Узбекистан ... ... ... ... ... Украина 1085 2350 4025 2373 4301
  1 По коммерческим банкам
  2 По сберегательным банкам
 
  Источник: Статкомитет СНГ, Статистический сборник "Инвестиции, финансы, цены", М., 2004 г., с. 193.
 
  Системы страхования вкладов граждан.
  Важной тенденцией в функционировании коммерческих банков в странах СНГ явилось создание систем страхования вкладов граждан. Эти системы позволяют одновременно решать ряд задач: усиливается социальная ответственность кредитных организаций за результаты своей деятельности; повышается доверие к ним со стороны населения; увеличивается в связи с этим ресурсная база и, следовательно, возрастает возможность трансформации сбережений в инвестиции и кредиты, что способствует ускорению экономического роста.
  Анализ показал: в организации систем страхования вкладов граждан в странах СНГ наблюдаются как общие черты, так и некоторые отличия. В ряде стран правовые основы системы страхования вкладов закреплены законом, например - в Российской Федерации, Таджикистане, в Украине. В Азербайджанской Республике государственного закона пока нет. Но подготовлен Банковский Кодекс, 13-я глава которого называется "Страхование вкладов физических лиц в банках". В Республике Беларусь тоже пока еще нет специального государственного закона. В стране действуют акты Национального банка. В Республике Казахстан система страхования вкладов населения также функционирует на основе постановления Правления Национального банка. В Республике Кыргызстан разработан проект закона.
  В названных законодательных и других правовых актах предусмотрены: принципы функционирования системы, ее устройство; определены нормы страховых взносов и порядок выплат возмещения.12
  Как показал анализ, действующие в странах СНГ системы страхования вкладов населения:
  - содействуют росту доверия клиентов к банкам и тем самым способствуют упрочению их кредитного потенциала, повышению суверенных рейтингов государств в целом;
  - отвечают требованиям органов исполнительной и законодательной власти об усилении социальной ответственности банков за результаты своей деятельности;
  - организованы в каждой стране, исходя из реальных финансовых возможностей участников, количества банков, их клиентуры из числа физических лиц;
  - функционируют на разных правовых основах: специальном принятом законе, указе президента, постановлении правительства и центрального (национального) банка. Предпочтение при этом отдается закону, проект которого в разных странах разработан и находится в стадии обсуждения. В Российской Федерации и Украине соответствующие законы уже приняты;
  - подлежат дальнейшему совершенствованию по мере накопления опыта, расширения финансовой базы участников, сообразуясь с общими приоритетами социально-экономической политики государств.
 
  Роль центральных (национальных) банков в развитии коммерческого сектора банковских систем.
  Выяснению этой роли Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) посвятил часть своего доклада, анализируя состояние переходной экономики стран СНГ. Как следует из проведенного ЕБРР анализа, во многих странах СНГ в последнее время центральные (национальные) банки приняли ряд важных мер, содействующих укреплению коммерческих секторов национальных банковских систем.
  В Азербайджане в марте 2004 г. был принят новый закон о банковской деятельности, отвечающий Базельским принципам. В их числе такие, как соблюдение нормативов достаточности капитала, введение международных стандартов финансовой отчетности. Обсуждается новый закон о Национальном банке. В апреле 2004 г. этот банк объявил о повышении минимального норматива капитала с 2,5 млн. долл. США до 3,5 млн. к концу 2004 г. и затем до 5 млн. к концу 2005 г. В рамках нового закона о банковской деятельности отменен не имевший обязательной силы лимит на 50-процентную долю иностранных банков в капитале отечественных банков. В сентябре 2003 г. ЕБРР приобрел 20-процентный пакет акций Унибанка, учрежденного в результате слияния двух банков.
  В Армении Национальный банк продолжает решать задачу укрепления системы банковского надзора и создания стимулов для консолидации банковской системы. Тем самым имеется в виду повысить доверие к ней со стороны населения. Стимулом для консолидации стало повышение с июля 2003 г. минимального норматива достаточности капитала до 2 млн. долл. США, а к 2005 г. - до 5 млн. В результате один банк был ликвидирован, два - объединены
  В Белоруссии продолжается процесс укрепления надзорных функций Национального банка. С начала 2005 г. введены новые национальные стандарты финансовой отчетности. Значительно возросли объемы внутреннего кредитования при стабильном снижении с первого полугодия 2004 г. ставки рефинансирования. Как заявило Правительство, четыре крупных банка страны, включая прошедший ренационализацию Белпромстройбанк, по-прежнему до 2010 г. будут находиться в ведении государства. Правительство потребовало от крупных, ведущих банков страны продолжать пока практику директивного кредитования. При этом Национальный банк рекомендовал коммерческим банкам ограничить величину процентных ставок при кредитовании крупных предприятий.
  В Грузии за последнее время значительно продвинулись процессы реформирования и развития банковской системы. Пока, однако, многие банки испытывают дефицит ликвидности, оставаясь недокапитализированными. Национальный банк принял меры по укреплению банковского надзора и регулирования, а также консолидации банковского сектора. В январе 2004 г. он объявил о постепенном увеличении норматива капитала с 5 млн. лари (1,9 млн. евро) до 12 млн. лари (4,6 млн. евро) к 2008 г. Введены более жесткие лимиты на объемы кредитования одного заемщика и кредитования аффилированных лиц.
  В Кыргызстане в середине 2004 г. через парламент прошел законопроект, который в случае приобретения им силы закона после подписания, лишает надзорный орган (Национальный банк) права устанавливать минимальные нормативы достаточности капитала для действующих банков. По оценке специалистов ЕБРР, эта мера свидетельствует о влиятельности олигархических структур и может подорвать основы банковской системы.
  В Российской Федерации в январе 2004 г. введены новые более жесткие правила и нормы банковского надзора. К их числу относится переход от системы надзора только за формальным соблюдением установленных норм к системе отслеживания рисков. В июле и августе 2004 г. были внесены улучшения в закон о несостоятельности (банкротстве). С 1 января 2007 г. предусматривается повышение норматива достаточности капитала до 10%.
  В Таджикистане в результате консолидации и завершения программ реструктуризации крупнейших банков банковский сектор заметно укрепился. В 2004 г. Национальный банк отозвал три банковских лицензии. В стране осталось 11 отечественных банков и один филиал иностранного банка. Всеми банками соблюдается действующий минимальный норматив достаточности капитала на уровне 1,5 млн. долл. США, который повышается до 2 млн. долл.
  В первом полугодии 2004 г. завершена реструктуризация крупнейшего в стране коммерческого банка - Агроинвестбанка. Он разделен на две кредитные организации: небанковскую финансовую организацию, специализирующуюся на финансировании хлопководства, и коммерческий банк, кредитующий заемщиков, не связанных с хлопководством. В 2005 г. вступает в действие система страхования вкладов, которая призвана повысить доверие населения к банковской системе страны.
  В Узбекистане темпы реформирования банковской системы замедлились. В феврале 2003 г. Национальный банк отказался от реализации планов, согласно которым юридические лица были обязаны координировать с коммерческими банками свои планируемые операции по зачислению и снятию денежных сумм. Однако из-за ограниченности денежных остатков на счетах банки вынуждены обращаться в финансовые органы за дополнительными суммами в случае снятия со счетов крупных средств. При этом предприятия могут получать средства в денежной форме только на конкретные цели. Как считают аналитики ЕБРР, такое ограничение использования наличных средств в экономике подрывает доверие вкладчиков к банковской системе, отрицательно сказывается на финансовом посредничестве. К аналогичным последствиям приводит использование налоговыми органами права на списание средств с банковских счетов тех или иных лиц, не получив на это согласия владельца счета.
  В Украине Национальный банк укрепил систему надзора, особенно путем повышения с марта 2004 г. минимального норматива достаточности капитала до 10%. Пока многие из банков характеризуются малыми размерами и слабой капитализацией. В феврале 2004 г., благодаря введению нового закона о борьбе с отмыванием денег, Украина была исключена из "черного списка" Международной группы по борьбе с финансовыми злоупотреблениями.
  С целью обеспечения своевременности возврата кредитов, снижения рисков в ряде стран СНГ создаются бюро кредитных историй. Банкам они дают возможность обмениваться информацией о клиентах без нарушения банковской тайны. В Казахстане и Российской Федерации на этот счет приняты парламентами специальные законы. В Кыргызстане соответствующий законопроект разрабатывается. В Украине он находится на рассмотрении Верховной Рады. Бюро в Украине имеется в виду создать в форме акционерного общества. Как коммерческая организация оно действует в Казахстане.
  В России создание бюро кредитных историй в 2005 г. оформлено юридически. Зарегистрированы два бюро: ОАО "Национальное бюро кредитных историй (НБКИ)" и ЗАО "Бюро кредитных историй Экспириан-Интерфакс". Принципиальная разница этих организаций в том, что в первом случае в число учредителей, наряду с информационно-аналитическими и техническими структурами, вошли и банки (Внешторгбанк, банк "Ак Барс", Альфа-банк, банк "Зенит", "Петрокоммерц", Газпромбанк, Дельтабанк, Первый чешско-российский банк, Росбанк, Ситибанк, Юниаструм-банк, Импэксбанк), во втором - банков в числе учредителей нет.
  Образование бюро кредитных историй - полезное начинание законодателей стран СНГ, поддержанное центральными (национальными) банками. Это еще одна новая тенденция в развитии коммерческого сектора банковских систем государств Содружества.
 
  2.5. Состояние и тенденции развития национальных финансовых систем стран СНГ.
  Достижения финансовых систем и их проблемы.
  Дальнейшее укрепление денежно-кредитных систем стран СНГ во многом связано с состоянием их финансовых систем, которые объединяют государственные, региональные, местные финансы, финансы хозяйствующих субъектов - предприятий разных форм собственности.
  К настоящему времени в ряде стран СНГ все заметнее проявляется тенденция к укреплению государственных финансов, что проявляется в сбалансированности государственных бюджетов и их профицитности. Подтверждается это следующими данными:
  Таблица 9.
  Превышение расходов консолидированных бюджетов стран СНГ над доходами (дефицит "-"), доходов над расходами (профицит "+")
  (в процентах к доходу)
 Страны СНГ 1991 1995 2000 2002 2003 20041 Азербайджан
  +7,7 -35,2 -6,9 -2,4 -1,1 +7,3 Армения2
  ... -32,9 -29,5 -15,6 -7,1 -8,0 Беларусь
  +5,8 -9,3 -1,7 -0,5 -4,8 +3,6 Грузия ... ... ... ... ... ... Казахстан +9,4 -18,6 -0,5 -1,6 -3,9 -2,1 Кыргызстан -37,9 -67,9 -12,8 -5,4 -4,2 +5,3 Молдова ... -18,7 -4,1 -2,2 +6,7 -1,5 Россия -12,1 -11,2 +6,6 +3,2 +4,4 +18,4 Таджикистан,
  +16,7 +5,1 -4,0 +4,2 +6,0 -1,8 Туркменистан,
  +7,7 -4,3 -1,4 +0,9 -4,5 ... Узбекистан -6,9 -9,6 -2,5 ... ... ... Украина ... -17,5 +2,0 +2,6 -0,7 -2,7 1 Январь-сентябрь.
  2 С 2000 г. - республиканский бюджет.
  Источник: Статкомитет СНГ, Краткий справочник статистических итогов за 2004 г., М., 2005 г., с. 76.
 
  В январе-сентябре 2004 г. в Азербайджане, Беларуси, Кыргызстане и России бюджеты были сведены с профицитом. По отношению к ВВП этот показатель составил соответственно 1,3%, 1,6%, 1,0% и 5,8%. В Казахстане, Молдове, Таджикистане и Украине консолидированный бюджет был исполнен с дефицитом.
  В январе-сентябре 2004 г. по сравнению с тем же периодом 2003 г. доходы консолидированного бюджета возросли: в Азербайджане - на 24,0%, Армении - на 5,8%, Беларуси - на 83,3%, Казахстане - на 19,2%, Кыргызстане и Молдове - на 12%, России - на 28,6%, Таджикистане - на 32,8%, Украине - на 20,5%.
  Увеличились также бюджетные расходы: в в Азербайджане - на 19,6%, Армении - на 5,6%, Беларуси - на 75,8%, Казахстане - на 21,6%, Кыргызстане - на 13,3%, Молдове - на 22,9%, России - на 14,9%, Таджикистане - на 48,4%, Украине - на 33,8%.
  Отношение бюджетных доходов к ВВП варьировало от 17% в Армении и Таджикистане до 45% в Беларуси; отношение расходов к ВВП - от 16,8% в Азербайджане до 43,4% в Беларуси.
  Во многих странах Содружества увеличилась доля налоговых поступлений в общей сумме доходов государственных бюджетов и составляла от 75,8% в Азербайджане до 93,3% в Таджикистане. В Армении, Кыргызстане и Молдове эта доля превысила уровень января-сентября 2003 года соответственно на 9,3, 4,9 и 7,0 процентных пункта.
  Как показал анализ, налоговая система в странах СНГ в основном соответствует принципам свойственным рыночной экономике. Так, в Республике Беларусь доходная часть консолидированного бюджета формируется сейчас главным образом за счет налоговых поступлений. В их составе преобладают четыре основных дохода: налог на добавленную стоимость; налог на прибыль; подоходный налог; акцизы. Удельный вес этих налогов в общих доходах консолидированного бюджета в 2004 г. составил 36,1%.
  В расходах бюджетов в числе приоритетных направлений статьи расходы на социально-культурные мероприятия и экономику. По сравнению с январем-сентябрем 2003 г. в Азербайджане расходы на социально-культурные мероприятия возросли на 32,1%, Армении - на 14,1%, Беларуси - на 33,5%, Казахстане - на 25,2%, Кыргызстане - на 11,9%, Молдове - на 19,5%, России - на 23,6%, Таджикистане - на 45,4%, Украине - на 25,3%. Доля этой статьи расходов в общих расходах бюджета в январе-сентябре 2004 года в в Азербайджане составила 27,5% ( за тот же период 2003 г. - 24,9%), Армении - соответственно 21,6% (20,0%), Беларуси - 30,3% (39,9%), Казахстане - 49,0% (47,6%), Кыргызстане - 50,5% (51,2%), Молдове - 51,2% (52,7%), России - 31,4% (29,2%), Таджикистане - 24,3% (24,8%), Украине - 51,1% (54,6%).
  Расходы на экономику в Азербайджане увеличились на 9,1%, Беларуси - на 41,7%, Казахстане - на 45,4%, Кыргызстане - на 5,6%, Молдове - на 43,5%, России - на 3,5%, Таджикистане - на 70,7%, Украине - на 66,9%; в Армении - уменьшились на 26,0%.
  Доля расходов на экономику в общих расходах бюджета Азербайджана составила 18,2% (в январе-сентябре 2003 г. - 20,0%), Армении - 18,7% (26,6%), Беларуси - 11,8% (14,6%), Казахстане - 20,1% (16,8%), Кыргызстане - 15,7% (16,8%), Молдове - 9,8% (8,4%), России - 17,9% (19,9%), Таджикистане - 23,8% (20,7%), Украине - 18,2% (14,6%).13
  На достижение сбалансированности и профицитности государственных бюджетов стран СНГ позитивно влияет благоприятная экономическая конъюнктура на мировом рынке, что содействует увеличению бюджетных доходов от отраслей, активно участвующих во внешней торговле. При этом благоприятность внешнеэкономической конъюнктуры выразилась в росте цен на товары сырьевой группы, особенно на нефть, газ, металлы, сельхозпродукцию. К таким странам относятся: Азербайджан, Казахстан, Россия, Туркменистан, в экспорте которых преобладают нефть и газ; Украина с ее развитой металлургической промышленностью; Кыргызстан и Узбекистан, добывающие золото; Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, производящие хлопок, а Таджикистан, кроме того, - алюминий.
  Учитывая, что благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура может измениться, названные страны СНГ в среднесрочной перспективе намерены провести структурную диверсификацию своих экономик. Чтобы застраховать себя в будущем от неблагоприятной ситуации на мировом рынке, Азербайджан, Казахстан, Россия, имеющие большой приток валютной выручки от экспорта сырья, создали стабилизационные фонды, с помощью которых одновременно стереализируется излишняя ликвидность.
  В Российской Федерации порядок формирования Стабилизационного фонда предусмотрен Федеральным законом от 23.12.2003 №184-ФЗ. Согласно этому закону Стабилизационный фонд является частью средств федерального бюджета, которые образуются за счет превышения текущей цены на нефть над базовой. Этот доход подлежит обособленному учету, управлению и использованию в целях обеспечения сбалансированности федерального бюджета при снижении цен на нефть ниже базовой. При этом под ценой на данный товар федеральный закон понимает цену на сырую нефть марки "Юралс", эквивалентную 146 долларам США за одну тонну (20 долларов за один баррель).14
  К источникам формирования Стабилизационного фонда относятся:
  -дополнительные доходы федерального бюджета, образуемые расчетным путем за счет превышения цены на нефть над базовой;
  - остатки средств федерального бюджета на начало соответствующего финансового года, включая доходы, полученные от размещения средств Фонда.
  Дополнительные доходы федерального бюджета, подлежащие зачислению в Стабилизационный фонд в текущем месяце, определяются как сумма фактических поступлений в федеральный бюджет:
  -средств вывозной таможенной пошлины на сырую нефть;
  - средств налога на добычу полезных ископаемых (нефть),
  До 1 февраля года, следующего за отчетным, зачисляются остатки средств федерального бюджета на начало финансового года за исключением остатков, по которым законодательно установлен иной порядок их расходования.
  Средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цен на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем Фонда превышает 500 млрд. рублей.
  Управление Стабилизационным фондом возложено на Министерство финансов РФ. Отдельные полномочия по управлению Фондом могут быть переданы Банку России по договору с Правительством РФ. При этом средства Стабилизационного фонда разрешено размещать в долговые обязательства иностранных государств, перечень которых утверждает Правительство РФ.
  Благодаря продолжающемуся росту на мировом рынке цены на нефть средства Стабилизационного фонда России значительно увеличиваются. На 1 января 2005 г. их объем составил 522 млрд. рублей. На 1 июля в Фонде было аккумулировано 617,9 млрд. рублей. И это при том, что Россия в начале февраля полностью и досрочно расплатилась с долгами МВФ, выплатив из средств Стабилизационного фонда 93,5 млрд. рублей (около 3,5 млрд. долл.), а в июле - досрочно погасила часть долга Парижскому клубу (13 млрд. долл.).
  По прогнозным оценкам Минфина к концу 2005 г. размер Стабилизационного фонда составит 1,2 трлн. рублей.
  В связи с этим в России развернулись дискуссии о том, на что и как использовать "лишние" средства (превышающие 500 млрд. рублей). Ссылаются, в том числе, на опыт стран дальнего зарубежья, в экспорте которых преобладают природные ресурсы: нефть, газ, медь и др. Как представляется, не менее важно обменяться опытом тех стран СНГ, где такой фонд создан.
  Поскольку экономика тех стран СНГ, которая в основном является сырьевой, зависимой от внешней конъюнктуры, может при ее существенном изменении оказаться в трудном положении с дефицитом государственного бюджета, важно заранее определиться с источниками его финансирования. К тому же некоторые страны и сейчас сводят свои государственные бюджеты с дефицитом. Федеральный бюджет России уже ряд лет имеет профицит, тем не менее, на случай его дефицита, помимо использования средств Стабилизационного фонда, законодательство Российской Федерации предусмотрело источники его финансирования, не допускающие раскручивания инфляции.
  В России эти источники установлены Бюджетным кодексом РФ (от 31 июля 1998 г. №145-0ФЗ). В Кодексе выделены два источника финансирования дефицита Федерального бюджета (в редакции Федерального закона от 05.08.2000г. №116-ФЗ): внутренние и внешние.
  К внутренним относятся:
  - кредиты, полученные от кредитных организаций в валюте Российской Федерации;
  - государственные займы, выпущенные в виде ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  - бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004г. №120-ФЗ);
  - поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности;
  - сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;
  - изменение остатков ресурсов на счетах по учету средств Федерального бюджета.
  Внешними источниками выступают:
  - государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
  - кредиты правительств иностранных государств, зарубежных банков, фирм, международных финансовых организаций.
  Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета финансируется в России за счет внутренних источников. Ими могут быть (в ред. Федерального закона от 05.08.2000г. №116-ФЗ):
  - государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации;
  - бюджетные кредиты, полученные от других уровней бюджетной системы РФ (в ред. Федерального закона от 20.08.2004г. №120-ФЗ);
  - кредиты, привлеченные от кредитных организаций;
  - поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности субъекта Российской Федерации;
  - изменение остатков ресурсов на счетах по учету средств бюджета субъекта РФ.
  Источниками финансирования дефицита местного бюджета являются:
  - муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска муниципальных ценных бумаг от имени муниципального образования;
 - кредиты, привлеченные от кредитных организаций;
  - бюджетные средства, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (абз. введен Федеральным законом от 05.08.2000г. №116-ФЗ, в ред. Федерального закона от 20.08.2004г. №120-ФЗ);
  - - поступления от продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности субъекта Российской Федерации(абз. введен Федеральным законом от 05.08.2000г. №116-ФЗ);
  - изменение остатков ресурсов на счетах по учету средств местного бюджета (абз. введен Федеральным законом от 05.08.2000г. №116-ФЗ).
 
 
  В Российской Федерации источниками финансирования дефицита бюджета любого уровня не могут быть кредиты Банка России, а также приобретение им долговых обязательство Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований - при их первичном размещении.
  В данном случае ссылка на опыт России представляется важной, имея в виду в последующем ознакомиться с практикой финансирования бюджетного дефицита в других странах СНГ на предмет выявления общности положений и возможных особенностей.
 
  В финансовых системах ряда стран СНГ начинает проявляться тенденция к повышению роли накопительных пенсионных систем. В Казахстане, например, по состоянию на 1 января 2005 г. функционировали 16 накопительных пенсионных фондов (НПФ), имеющих в регионах республики 73 филиала и 75 представительств. Пенсионные накопления за 2004 г. увеличились на 115,6 млрд. тенге (31,4%), составив на 1 января 2005 г. 484,0 млрд. тенге. Сумма чистого инвестиционного дохода возросла за 2004 г. на 15,5 млрд. тенге (15,6%). По состоянию на 1 января 2005 г. она составила 114,7 млрд. тенге. При этом доля чистого инвестиционного дохода в общей сумме пенсионных накоплений составила 23,7%.
  Возросли пенсионные выплаты из накопительных пенсионных фондов. За 2004 г. они увеличились на 5,6 млрд. тенге, составив на 1 января 2005 г. 26,4 млрд. тенге (рост на 26,9%).
 
  Тенденции в сфере корпоративных финансов
  При высокой процентной ставке по кредитам коммерческих банков инвестиции в основной капитал в странах СНГ в настоящее время преимущественно осуществляются за счет собственных средств предприятий. Это свидетельствует о начавшемся процессе укрепления их финансов. Многие предприятия ряда стран СНГ, особенно промышленности, по итогам 2004 г. получили прибыль. Количество убыточных предприятий на конец сентября 2004 г. по сравнению с концом сентября 2003 г. в Беларуси сократилось на 35,0% и составило 3050 предприятий, России - на 16,4% (37098), Таджикистане - на 13,1% (606), Украине - на 11,1% (23279). В Азербайджане количество убыточных предприятий увеличилось на 3,2% и составило 291 предприятие, Казахстане - на 70,6% (21082), Кыргызстане - на 2,6% (3474), Молдове - на 12,0% (13906).
  Доля убыточных предприятий в общем количестве предприятий по сравнению с концом сентября 2003 г. в Азербайджане уменьшилась на 0,1% процентных пункта, Беларуси - на 14,1, России - на 5,7, Таджикистане - на 5,5, Украине - на 6,2 пункта; в Казахстане и Молдове - возросла соответственно на 15,2 и 1,1 процентных пункта.15 Тем самым проблема убыточности в СНГ еще ждет своего решения, ослабляя пока общий финансовый потенциал реального сектора экономики государств Содружества.
  О необходимости дальнейшего оздоровления финансов предприятий свидетельствует нерешенность в должной мере и другой проблемы: задолженности их друг другу и финансово-кредитной системе. На 1 января 2004 г. задолженность хозяйствующих субъектов по полученным займам и кредитам банков в суммарной задолженности по обязательствам (кредиторская задолженность плюс задолженность по займам и кредитам) в Беларуси составила 33,8% или 8,9 триллиона рублей (на ту же дату 2003 г. - 32,6% или 6,5 триллиона белорусский рублей), Казахстане - соответственно 28,9% или 2,4 триллиона тенге (29,9% или 2,0 триллиона тенге), Кыргызстане - 48,4% или 29,7 миллиарда сомов (51,0% или 31,0 миллиарда сомов), Молдове - 20,4% или 15,7 миллиарда лей (20,7% или 13,8 миллиарда лей), России - 57,8% или 4,0 триллиона рублей (56,2% или 3,3 триллиона рублей), Таджикистане - 26,2% или 680,1 миллиона сомони (23,1% или 508,6 миллиона сомони).
  В некоторых странах СНГ по сравнению с 1 октября 2003 г. увеличилась задолженность предприятий и организаций бюджету: в Беларуси - на 44,6%, Казахстане - на 45,7%, Молдове - на 2,9%, Таджикистане - на 8,8%, Украине - на 2,0%. В России задолженность хозяйствующих субъектов перед бюджетом сократилась на 3,0%.16
  На возможность дальнейшего укрепления государственных и корпоративных финансов, наращивания золотовалютных резервов, сбалансирования платежных балансов стран СНГ могут повлиять две тенденции: позитивная и негативная. Позитивной является стабилизация общего экономического положения этих стран, чему пока способствует благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура. Темпы роста основных макроэкономических показателей в 2004 г. были относительно высокими. Так, по оценкам, прирост валового внутреннего продукта (ВВП) в среднем по странам Содружества за 2004 г. составил 8% (в 2003 г. - 8%), промышленной продукции - 7% (8%), розничного товарооборота - 13% (10%), инвестиций в основной капитал - 14% (16%)17.
  В 2004 году по сравнению с серединой 90-х годов производство ВВП во всех странах заметно увеличилось. При этом наибольший рост наблюдался в Азербайджане и Армении, которым удалось добиться увеличения производства ВВП по сравнению с 1995 годом в 2 раза. В большинстве стран замедлился рост потребительских цен, стабилизировался уровень безработицы. Продолжали увеличиваться реальные располагаемые доходы населения, что способствовало росту потребительского спроса, который стимулировал дальнейшее развитие отечественного производства товаров.
  В то же время общую положительную тенденцию в развитии экономики стран СНГ не следует переоценивать. Хотя темпы роста инвестиций в основной капитал в течение последних лет опережали темпы увеличения производства ВВП, однако их объемы еще недостаточны для обеспечения долгосрочного устойчивого экономического роста. Почти
 исчерпаны возможности роста производства за счет повышения загрузки морально и физически устаревших основных фондов, обновление которых идет очень медленно.
  Высокие показатели роста производства товаров и услуг частично объясняются низкой базой сравнения. Этот рост во многих странах недостаточен для компенсации экономического спада в начале 90-х годов. В 2000-2004 гг. самыми высокими темпами ВВП увеличивался в тех странах, где его снижение в начале и середине 90-х годов было наибольшим. В сравнении с экономически развитыми странами уровень жизни большинства населения стран СНГ остается невысоким, а в ряде стран - низким, что создает угрозу социальной напряженности, ослабляет возможности расширения национального производства. Кардинальных сдвигов здесь пока не произошло.
  Несмотря на определенную стабилизацию финансового положения в государствах Содружества, по ряду показателей финансово-экономической деятельности предприятий и организаций сохранялась напряженность. В отдельных странах СНГ из-за высокой процентной ставки по кредитам для большинства предприятий банковское кредитование по-прежнему играет незначительную роль в финансировании инвестиционных программ.
 
  Фондовый рынок и прямые иностранные инвестиции.
  При нехватке собственных средств предприятий стран СНГ для масштабных вложений в основные фонды этому могли бы способствовать фондовые рынки.
  Как показал анализ, их состояние характеризуется двумя противоречивыми тенденциями: позитивной и негативной. Позитивной тенденцией можно считать создание в странах СНГ инфраструктуры фондового рынка, завершение процесса приватизации, прежде всего, не подлежащей перераспределению, что означает появление у национальных инвесторов необходимых средств для инвестирования в ценные бумаги. Негативной тенденцией выступает слабая еще капитализация фондовых рынков в большинстве стран СНГ. По базовым характеристикам их рынки уступают не только развитым, но и многим развивающимся странам. По экспертным оценкам, совокупная капитализация фондовых рынков стран СНГ составляет около 110 млрд. долл. Это в 2 раза ниже, чем в одной Корее.
  Фондовые рынки стран СНГ пока недостаточно взаимодействуют с кредитными рынками. Многим из них характерны: обособленность от финансовых рынков других стран Содружества; несовершенство инфраструктуры; незначительность объема операций; диспропорции спроса и предложения. Отрицательно сказывается слабость правовой базы фондовых рынков, которая не всегда согласуется с внутренней экономической политикой.
  При этом в странах СНГ принимаются меры к развитию фондового рынка. В Казахстане, например, на начало 2005 г. на рынке ценных бумаг действовали 57 брокеров-дилеров, в том числе с правом ведения счетов клиентов в качестве номинального держателя - 49 и без такого права - 8; 18 регистраторов; 10 банков-кастодианов; 14 управляющих инвестиционным портфелем; 2 саморегулируемых организации. По состоянию на 1 января 2005 г. в обращении находились 3154 действующих выпусков акций и 109 действующих выпусков негосударственных облигаций суммарной номинальной стоимостью в 404,8 млрд. тенге. К началу 2005 г. количество зарегистрированных акционерных обществ составило 3071.
  В июле 2004 г. в Казахстане был принят закон "Об инвестиционных фондах". Цель его - совершенствование и стимулирование коллективных форм инвестирования. 1 января 2005 г. Агентством осуществлена государственная регистрация выпусков паев четырех паевых инвестиционных фондов.
  В России Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) разработана концепция их развития. Судя по имеющейся информации, она состоит из трех блоков.
  Первый блок предусматривает: завершить построение самой ФСФР на основе коллегиального принятия ею решений; создать систему координации действий между всеми органами исполнительной власти, имеющими отношение к финансовым рынкам, и Центральным банком; реформировать инфраструктуру, учредив, прежде всего, центральный депозитарий.
  Второй блок содержит меры по развитию инструментария российского фондового рынка. Предлагается, в частности, создать: рынок краткосрочных коммерческих бумаг, регистрация эмиссии которых осуществлялась бы не регулятором, а фондовыми биржами по упрощенной схеме; рынок ипотечных ценных бумаг; расширить объем торгов производными финансовыми инструментами, что позволит инвесторам надежнее страховаться от рисков на российском фондовом рынке.
  Третий блок мероприятий нацелен на формирование более совершенной системы законодательства и регулирования финансового рынка, которая обеспечила бы права инвесторов и потребителей финансовых услуг, установила цивилизованные правила игры.
  Реализация концепции рассчитана как минимум на два года. Это тот срок, в течение которого должна быть заложена важная предпосылка к укреплению национального рынка капиталов, что позволит России теснее взаимодействовать с финансовыми рынками других стран СНГ.
  В ряде стран СНГ, наряду с фондовым рынком начинает развиваться страховой рынок. Так, в Казахстане на 1 января 2005 г. лицензии на право осуществления страховой деятельности имели 36 страховых (перестраховочных) организаций, в том числе 2 по страхованию жизни; 8 страховых брокеров; 27 актуариев; 34 аудиторские организации; 68 аудиторов, имеющих лицензии на право осуществления аудита страховой деятельности. За 2004 г. совокупные активы страховых компаний увеличились на 113%, достигнув 44,1 млрд. тенге. Их совокупный расчетный собственный капитал вырос на 165,6% - до 23,9 млрд. тенге. Страховые резервы составили 14,7 млрд. тенге. Объем страховых премий в 2004 г. достиг 40 млрд. тенге, что выше показателя за 2003 г. на 11,1 млрд. тенге (38,4%).
  Страны СНГ, испытывающие дефицит финансовых и кредитных ресурсов, стремятся использовать возможности привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Для стран с переходной экономикой, как показывает мировой опыт, это важный источник экономического роста. Компенсируя дефицит внутренних накоплений, ПИИ способствуют созданию новых предприятий, коренной реконструкции и расширению существующих компаний. В реальной действительности ПИИ чаще всего выступают как вложения в акции экспортно-ориентированных предприятий, что странам-реципиентам приносит существенные выгоды за счет увеличения их валютных поступлений.
  Приводимые ниже данные показывают долю ПИИ в инвестициях в основной капитал стран СНГ.
  В таблице страны приведены не по русскому алфавиту, а так, как они представлены в источнике. С точки зрения возможностей привлечения ПИИ западные эксперты делят страны СНГ на три группы. Первая - экспортеры энергоресурсов (Азербайджан, Казахстан, Россия, Туркменистан). Вторая - страны, не имеющие больших запасов энергоресурсов, но активно проводящие рыночные реформы (Армения, Грузия, Кыргызстан, Молдова, Таджикистан, Украина). Третья - те, что, по мнению западных экспертов, медленно проводят рыночные реформы (Беларусь, Узбекистан). Поэтому, по утверждению названных экспертов, приток сюда ПИИ ограничен, что не всегда подтверждается официальными данными. Так, по сообщению Ассоциации белорусских банков, иностранные инвесторы в 2004 г. вложили в реальный сектор экономики Республики 1517,4 млн. долл. США. При этом прямые инвестиции составили 859,2 млн. долл. Основными инвесторами были субъекты хозяйствования Швейцарии (34,1%), России (20,2%), Германии (7%), Великобритании (6,6%), США (5,5%).
  Таблица 10.
  Доля ПИИ в инвестициях в основной капитал в странах СНГ в 1991-2003 гг.
 
  1991-1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 Беларусь 0,9 9,9 5,1 13,9 4,5 3,4 7,7 5,9 Молдова 5,7 20,5 20,2 17,5 67,6 73,0 49,8 27,7 Российская Федерация 1,8 5,9 6,3 11,7 6,2 4,3 5,6 1,5 Украина 2,8 6,2 9,0 8,1 9,6 10,6 8,2 19,3 Армения 4,7 19,6 77,2 44,6 35,2 23,4 29,8 22,9 Азербайджан 56,9 76,1 64,8 39,1 10,7 18,7 54,2 197,0 Грузия 13,1 67,0 65,8 16,2 25,5 19,8 29,6 62,2 Казахстан 19,3 36,7 33,1 53,9 40,5 53,9 46,9 29,1 Кыргызстан 21,4 38,3 51,7 22,6 -1,0 2,3 1,7 10,0 Таджикистан 4,5 11,0 28,4 21,2 25,8 11,6 73,6 42,4 Туркменистан ... 10,7 4,9 8,4 7,4 7,9 5,6 5,3 Узбекистан 1,0 5,2 5,6 4,0 3,3 3,6 3,7 3,3
  Источник: World Investment Report 2004. - UNCTAD, 2004. - P. 395, 397, 398.
  Прямые иностранные инвестиции составили 56,6% от всех полученных иностранных инвестиций. По сравнению с 2003 г. они возросли на 27,4%. Основными формами привлечения прямых инвестиций были кредиты, полученные от прямых инвесторов (66,1% от общего объема прямых инвестиций), прочие прямые инвестиции (22,1%), взносы в уставный фонд (11,7%).
  Значительные объемы прямых иностранных инвестиций поступили от резидентов Швейцарии (59,6% от общего объема прямых инвестиций), России (16,3%), Великобритании (6,3%), Нидерландов (4,2%), США (2,5%).
  Наибольшие суммы прямых иностранных инвестиций направлены в такие отрасли экономики, как торговля и общественное питание (41,1% от всех прямых инвестиций), связь (16,9%), промышленность (15,2%).
  Перспективы более интенсивного притока в страны СНГ ПИИ западные аналитики связывают с тем, насколько благоприятным будет инвестиционный климат. А он, по их мнению, зависит от сложного комплекса различных факторов. Среди них: масштабность государственного сектора экономики с большим числом убыточных предприятий; вмешательство властей в деятельность частного сектора, особенно на уровне региональной власти. Как утверждают западные аналитики, сдерживает привлечение ПИИ в экономику стран СНГ коррупция в рядах чиновников. Она же порождается чрезмерным государственным регулированием экономики в форме лицензирования, сертификации, низким уровнем оплаты труда госслужащих, общей слабостью государственного управления.
  Снижают воздействие этих негативных факторов на привлечение ПИИ достижение в последние годы многими странами СНГ макроэкономической стабилизации, либерализация валютного законодательства. Тем самым открывается возможность расширения сотрудничества и координации действий стран СНГ в валютной сфере. Это, в свою очередь, может стать важной предпосылкой развития национальных экономик стран СНГ, снижения степени их уязвимости к внешним финансовым потрясениям.
 
  2.6. Возможности и основные направления сотрудничества стран СНГ в валютной сфере.
 Взаиморасчеты в национальных валютах: их предпочтительность
 и динамизм развития.
  После неудачных попыток создать в СНГ рублевую зону в виде единой валюты вначале на базе советского, а затем российского рубля и введения всеми странами Содружества собственных национальных валют был взят курс на осуществление взаимных расчетов в этих денежных единицах. Под влиянием состояния экономик, степени их долларизации, устойчивости и надежности национальных валют расчеты начали осуществляться в двух формах: денежной и натуральной (бартерной) и, как правило, на двусторонней основе. С преодолением финансового кризиса 1998 г. денежные расчеты стали превалировать. При этом в общем их объеме доминирующее место заняли расчеты в СКВ, главным образом в долларах США.
  Официальной статистики о структуре взаимных расчетов в СНГ нет, поскольку они преимущественно децентрализованные. В них участвуют непосредственно хозяйствующие субъекты и обслуживающие их коммерческие банки. Поэтому о доле национальных валют во взаимных расчетах можно судить только по опросам, экспертным оценкам. Согласно им значительная часть таких расчетов осуществляется пока в СКВ, которая одновременно используется как валюта цены внешнеторгового контракта, средство платежа и средство накопления. Из тех, что совершаются в национальных валютах стран СНГ основная доля приходится на российский рубль. Он - основная валюта, выступающая здесь в функции средства платежа. Роль национальных валют других стран Содружества в этой функции относительно невелика (15-16%). Среди них преобладают: украинская гривна, белорусский рубль, узбекский сум. Менее активно используются в расчетах казахстанский тенге и молдавский лей. Пока почти совсем не участвовали во взаимных расчетах валюты республик Закавказья, Таджикистана, Туркменистана. Между тем в крупнейших странах Европейского Союза в середине 90-х гг. (до введения единой валюты) национальные денежные единицы обслуживали от 40 до 75% национального экспорта и от 40 до 50% импорта.
  Степень использования в Содружестве национальных валют в расчетах, на валютном и фондовом рынках не соответствует доле государств СНГ во взаимном товарообороте. Так, в январе-ноябре 2004 г. на долю этих стран приходилось 20% общего объема экспорта и более 38% общего объема импорта. Стоимостной объем их взаимной торговли достиг почти 95 млрд. долл. против 68 млрд. долл. в январе-ноябре 2003 г.18
  Если в странах СНГ придается значение опыту ЕС по использованию на соответствующих этапах собственных национальных валют и не только во взаиморасчетах хозяйствующих субъектов, но и в других сделках, тогда в дальнейшем предстоит обеспечить выполнение этими валютами помимо одной функции средства платежа, остальных: меры стоимости, средства накопления. К настоящему времени национальные валюты стран СНГ ни на частном, ни тем более на государственном уровне всех функций денег, как правило, не выполняют. Возможно начать их выполнять сможет российский рубль, если будет обеспечен разнообразной товарной массой, в том числе готовыми изделиями, импорт которых другими странами СНГ поможет им ускорить инновационное развитие, а курс станет стабильнее, более предсказуемым. Движение в этом направлении, похоже, наметилось с изменения ценовой политики России применительно к отдельным экспортируемым товарам. Так, в январе 2005 г. руководством России принято решение поставлять в страны СНГ военную технику для укрепления коллективной безопасности Содружества по внутренним российским ценам. Это, надо полагать, позволит российский рубль использовать в данной сфере сотрудничества в качестве меры стоимости.
  Все это факторы, содействующие возможному повышению в СНГ международной роли российского рубля. Но, как показал анализ, просматривается и другой, довольно значимый фактор, противодействующий этому. Им является структура российского экспорта в страны Содружества, преимущественно состоящего из топливно-энергетических товаров. Их доля в российском экспорте в Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдову, Украину колеблется от 24% до 60%.19 А это такие товары, цены на которые на мировом рынке по сложившейся многолетней традиции устанавливаются преимущественно в долларах США. В них же обычно осуществляются и расчеты. Поэтому российский рубль применительно к данной группе товаров не выступает в качестве валюты цены и валюты платежа.
  Решая проблему более полного использования на экономическом пространстве СНГ их собственных национальных валют, важно учитывать возможный эффект. Он видится двоякого рода.
  1. При более широком применении во взаимном сотрудничестве хозяйствующих субъектов стран СНГ "своих" национальных валют "чужие", иностранные (доллар, евро) будут использоваться ими преимущественно на мировом экономическом пространстве, способствуя интеграции национальных экономик стран Содружества в глобальное хозяйство, а валютных систем соответственно - в мировую валютную систему. В данном случае эффект проявится в том, что высвободятся значительные валютные ресурсы в долларах, евро, других свободно конвертируемых валютах для закупки на мировом рынке тех средств производства, которых не хватает в Содружестве, но которые крайне необходимы для ускорения экономического роста - базы решения социальных задач.
  Такую роль в СЭВ играл переводный рубль (коллективная валюта), не вынуждая страны прибегать к использованию "чужих" валют - дефицитных в условиях "холодной" войны. В экспериментальном порядке в последнее время на это были нацелены и некоторые национальные валюты, в частности польский злотый, чехословацкая крона, советский рубль. "Чужие" валюты помогали тогда развивать международные экономические отношения за пределами СЭВ.
  Сегодня это актуально и для стран СНГ, учитывая возрастающий объем торговых потоков с другими странами мира. Доля этих стран в январе-ноябре 2004 г. составила в среднем 73% совокупного объема внешнеторговых операций государств Содружества. Их основными традиционными партнерами остаются страны, на которые приходится более 1/3 общего объема внешнеторговых операций. Так, для Азербайджана - это Италия; Армении - Бельгия, Израиль, США; Белоруссии - Великобритания, Германия, США, Польша; Грузии - Великобритания, Германия, США, Турция; Казахстана - Италия, Китай, Швейцария; Кыргызстана - Китай, Объединенные Арабские Эмираты, Швейцария; Молдовы - Германия, Италия, Румыния; России - Германия, Италия, Китай, Нидерланды; Таджикистана - Нидерланды, Турция; Туркменистана - Иран, Италия, Объединенные Арабские Эмираты, Турция; Украины - Германия, Италия, Китай, Польша, США.20
  Для развития торгово-экономических связей с этими странами государствам СНГ необходима свободно конвертируемая валюта. Резерв для ее мобилизации - более широкое использование во взаимном товарообороте собственных национальных валют, не прибегая к применению с данной целью СКВ.
  2. Эффект от использования странами СНГ своих национальных валют во взаимных торгово-экономических связях не ограничивается экономией ресурсов в СКВ. Применение их в режиме конвертируемости в одном регионе (СНГ) будет способствовать отработке ее механизма применительно к мировому хозяйству в целом при соблюдении всех других условий: экономических, организационных, политических.
  Динамизм более широкого применения национальных валют стран СНГ во взаимном экономическом сотрудничестве будет зависеть от : преодоления структурной слабости экономик этих стран; повышения стабильности валют; устранения таможенных барьеров; снижения уровня долларизации денежных систем; ликвидации остатков "черного" валютного рынка там, где он еще сохранился.
 
 Сотрудничество в валютной сфере на основе координации
  валютной политики.
  15 сентября 2004 г. Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова (с оговоркой)21, Россия, Таджикистан приняли межгосударственный документ под названием: "Концепция сотрудничества и координации деятельности в валютной сфере".
  Как утверждается в Концепции, чтобы реализовать предпосылки к более эффективному взаимодействию национальных денежно-кредитных и платежных систем, валютных рынков, важно проводить согласованную валютную политику. Суть ее - обеспечить: взаимную выгодность осуществления мер, недопущение ущерба экономическим интересам каждого из государств Содружества; поиск путей постепенного взаимного сближения их валютных систем.
  Конкретными целями валютного взаимодействия государств СНГ Концепция провозглашает:
  - достижение полной конвертируемости национальных валют;
  - введение регулярных котировок курсов этих валют на валютных биржах;
  - координацию мер в области политики валютного курса, позволяющей повышать устойчивость национальных валют;
  - создание надежной, эффективной системы денежных переводов граждан, включая операции с их сберегательными вкладами;
  - предоставление хозяйствующим субъектам и финансовым учреждениям взаимного режима наибольшего благоприятствования в сфере финансовых услуг, принятие согласованного перечня ограничений по допуску на рынки этих услуг.
  Достигать названные цели предусматривается через:

<< Пред.           стр. 2 (из 3)           След. >>

Список литературы по разделу