<< Пред.           стр. 13 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

 
 
 Теперь остается еще рассмотреть функцию учения о середине (гр. mesotes - середина) в рамках этики Аристотеля. Обычно исходным в рассмотрении является то, что политическая цель его этики состояла в помощи поиска середины для энтполяризаций крайностей. Это является концепцией "Никомаховой этики", где он подчеркивает то обстоятельство, что крайности удалены друг от друга больше, чем от середины. Но уже здесь имеется удивительное предложение: "Так представители крайностей сталкивают человека середины с его места". "Евдемова этика" содержит еще более однозначное предложение: "Но среднее находится в еще большей противополжности с крайностями чем они друг с другом. Среднее не имеет места ни с чем крайним, а крайности напротив часто встречаются вместе; и временами один и тот же человек может быть одновременно и дерзким и трусливым или расточительным и скупым. Короче , в плохом смысле неуравновешенным".
 
 Объяснение этому можно найти в "Никомаховой этике", когда Аристотель объясняет, что можно иметь или все добродетели характера или вообще ни одной.
 
 Ведь наличие мудрости, которая поддерживает середину, превращает все естественные добродетели в полные добродетели. Обратной стороной этой мысли является то, что один человек может иметь все плохие качества, т.е. все крайности.
 
 Итак, все крайности родственны друг другу, но не имеют общего с "человеком середины". Отличие от середины является наибольшим по величине. Учение Аристотеля о том, что можно иметь все или никакие добродетели, может на первый взгляд звучать как далекое от практики. Но противоречие снимается, если вспомнить о том, что без добродетели влечение, основанное на усовершенствованной привычке, может все же определенно следить за правильным образом действия. Лишь только в новой ситуации обнаруживается отказ, так как среднее влечение сравнивается с "сильным телом, которое движется без зрения и может сильно столкнуться, потому что у него отсутствует зрение". Далее Аристотель продолжает: "Но если приходит управление от души, то поступок претерпевает изменение: Осанка остается такой же, но появляется превоходство характера в собственном смысле". "Сильное тело, которое движется без зрения и может сильно споткнуться" является иррационально-эмоциональной сферой человеческой души. Оно (тело) может правильно двигаться только тогда, когда им руководит "око души", разум. Сильный парень (в нас) хотя и "слеп" (рисунок, изображающий влечение), но все-таки может слушать разум и прислушиваться к нему. Только тогда обе части души образуют верный союз.
 
 Эту мысленную картинку Аристотеля можно было бы перевести на немного карикатурный язык графики, представить следующим образом:
 
 
 
 Авторы:
 Д-р. Андреа-Марлен Эссер, научный ассистент философского семинара Мюнхенского университета, Макс Клопфер, ответственный за работу с учителями Аугсбургского университета и ведущий референт по этике в государственном институте школьной педагогики и исследований в области образования г. Мюнхена, проф., д-р Армин Г. Вильдфойер, профессор философии со специализацией по вопросам этики, антропологии и политической философии Высшей католической школы (Северный Рейн Вестфалия, отделение социологии в Падеборне), сотрудник института науки и этики Боннского университета и член редакционной коллегии журнала по медицинской этике.
 Преподаватель этики в гимназии в г. Цвикау Р. Геншель и преподаватель этики в гимназии (Шлойзингер / Тюрингия).
 Итоговая редакция всего пособия сделана М. Клопфером.
 Перевод на русский язык:
 стр. 3 - 34 А. М. Тевелевич, доц. кафедры немецкого языка Омского государственного университета;
 стр. 35 - 102 Л. Л. Лузянина, заведующая кафедрой немецкого языка Омского государственного университета.
 Редактор: заведующий кафедрой теории и истории мировой культуры Омского государственного университета, к.ф.н. Д. П. Синельников.
 
 
 На титульном листе:
 Эдип и Сфинкс
 (красная фигурная чаша, 470/460 до Р.Х.)
 Рим, Музей Ватикана
 
 
 Сфинкс (древнегреч. душитель, убийца) имеет голову женщины и тело крылатого льва. Она сидит перед городом Фивы и каждому проходящему мимо загадывает загадку: "На земле есть одна вещь, которая имеет две, четыре и три ноги. Из всех существ, передвигающихся ползком по земле или двигающихся по воздуху и воде, только она одна меняет свою природу. И если она передвигается, опираясь на большинство ног, то сила ее членов наименьшая". Кто не может отгадать загадку, того Сфинкс пожирает. Эдип находит решение: "Человек как маленький ребенок (на четвереньках), как взрослый муж и как старец (с палкой)".
 Хунгер Г. Словарь греческой и римской мифологии. - Ренбек, 1984. - С. 382.
 

<< Пред.           стр. 13 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу