<< Пред.           стр. 2 (из 13)           След. >>

Список литературы по разделу

 ?
 ?
 Матфей 7, 12
 Лука 6, 31
 Упанишада: Tat-tvan-asi
 Сенека, Epistulae morales 47 и 94
 ?
 ?
 ?
 ?
 Книга Тобиаса
 Раввин Гиллель
 Фалес из Милета
 Конфуций, Lun Yu 15, 23
  Сенека Конфуций
 
 
 
 1.3 Начала этики у Платона и Аристотеля
 
 В наше время философская этика снова поставила старый вопрос о том, в чем состоит собственная задача этики:
 -
 - в учении о внешних влияниях на поступок или
 в учении о положительном изменении самого человека, совершающего поступок?
 Дерек Парфит делает различие в своей книге "Reasons and Persons", появившейся в 1984 году, между "agent-neutral" и "agent-relative" теориями этики, которые касаются поставленного выше вопроса. В первом случае рассматриваются последствия поступка "neutral" действующим ("agent") как в конзеквентализме, во втором случае действие связано с носителем причины.
 
 Эта позиция, которую разработал в античной философии ПЛАТОН, рассматривает каждый поступок относительно того, насколько он релевантен моральному действию, как actio ommanens. Как поступок, моральные последствия которого остаются в душе носителя причины. Этот тезис, который является основным тезисом этики о добродетелях, можно свести к краткой формуле: с помощью доброго поступка человек сам (т.е. его душа) становится добрым. Этим утверждается, что каждый человек должен иметь интерес к этическим вопросам и ответам, поскольку он заинтересован в самом себе.
 
 Но Платон, также как и Аристотель, рассматривает этику не только как индивидуальную принадлежность человека, но и подчеркивает тесную взаимосвязь этики и политики. Платон видит цель государства и его законов в том, чтобы сделать граждан "добрыми". Эта идея находится в резком противоречии с его временем (афинская политика: сила на море и богатство государства). Его теория государства направлена не только на стремление общества к выживанию (гарантия потребностей человека), как это звучит позднее у Гобса, но и нацелена на важные добрые качества государства, на его справедливость. Справедливость является не только важнейшим качеством внешнего состояния, государства, но и важнейшим качеством человеческой души. Таким образом, внешнее и внутреннее переплелись у Платона в одно целое.
 
 Вопрос о правильном действии ставиться по аналогии как вопрос о жизни богов.
 ?
 
 
 
 
 
 ?
 
 
 
 
 ? Первый ответ: боги живут без потребностей, поэтому человек тоже должен жить без потребностей. Это есть кинизм, самым популярным представителем которого является Диоген (в бочке). Критика этой позиции состоит в том, что ни один человек не может действительно жить без потребностей, т.к. он либо нанесет вред своей психике, либо должен будет жить в моральном и социальном плане так, что это не сможет никого удовлетворить.
 Ответ Платона на поставленный вопрос будет состоять в том, что правильная жизнь - по аналогии с жизнью богов - должна быть жизнью по критериям справедливости. Тем самым отпадает аргумент невыполнимости. Справедливым может быть каждый человек без необходимости пренебрегать своими психическими и социальными потребностями.
 Аристотель дает иной ответ на этот вопрос. По общепринятому мнению боги представлялись как постоянно счастливые. Человек поэтому должен был в своей жизни стараться приблизиться к этой цели счастья своими моральными поступками.
 
 
 
 О позиции Платона
 
 Детство
 Платон родился в 428/427 году до Р. Х. Его настоящее имя было Aristokles, но его учитель по спорту называл его из-за широкого телосложения Plato (platos, т.е. ширина, объем). Как со стороны матери, так и отца Платон происходил из известных и состоятельных афинских семей. Его отец вел свою родословную от старых аристократических семей, мать из круга видного афинского государственного деятеля Солона. У Платона было четверо братьев и сестер. Он остался холостым, в отличие от Сократа и Аристотеля.
 
 Встреча с Сократом
 
  В возрасте примерно 20 лет молодой Платон присоединяется к кругу учеников Сократа (469-399 до Р. Х.), который был известным в городе философом в возрасте старше 60 лет. К этому кругу Платон принадлежал до насильственной смерти Сократа в 399 г. до р. Х. В течение этих 8-9 лет он принимает участие в тех беседах Сократа на философско-этические темы, которые он затем позднее представит в своих диалогах. При этом в большинстве случаев решающие мысли высказывает ценимый им его учитель Сократ, а не сам Платон. Сократ
 Основание академии
 Вырос Платон за пределами Афин в ландшафте, богатом растительностью и источниками, очарование которому придавала речушка Kephisos. Этот ландшафт воспевает уже Софокл в "Odius auf Kolonos" ("Эдип в Колоне") как "самый великолепный уголок земли" (строфа 688). Kolonos ("холм") было названием холмистого ландшафта в пригороде северо-западнее Афин. Там с 6-го века был священный район с названием Akademia, которое вероятно в более раннем мифе восходит к имени Akademos. В этом районе находилась "гимназия" т.е. спортивная площадка для афинян, которую охотно посещал также и Сократ. Поэт-комедиант Аристофан воспевает в 423 году этот ландшафт в своей комедии "Облака": "В Akademos святой оливковой роще ты найдешь радость в тени, пронизанная солнцем зеленая листва обовьет твои волосы и с одной из сторон к тебе подойдет друг и разнесется запах листьев жимолости и вечера и серебряный пух с тополей, и в весеннем блеске обрушится шепот Ильма и платанов" (строфа 1005).
 
 
 
 Вид на Акрополь с Афин
 
 
 
  В возрасте примерно 43 лет, в 385 г. до Р.Х., купив участок земли, Платон основывает академию. После того как Афины были завоеваны, и район академии был разрушен римлянами под руководством Суллы в 86 г. до Р. Х. академия была перенесена в район Афин. С правовой точки зрения, академия, как и другие философские школы того времени, была религиозным культовым объединением (греч. Thiasos). День начинался с утренней молитвы и жертвоприношения Аполлону, богу истины. Значение Аполлона для академии проявляется так же в том, что в дальнейшем день рождения Платона празднуется именно в тот день, который у афинян считался праздником Аполлона, а именно 7 -го Thargelion (в мае-июне).
 Платон
 Из-за поклонения богу Аполлону академия после введения христианства - просуществовав почти тысячу лет - в 529 году была принудительно распущена восточно-римским императором Юстинианом. Создание в этом же году нового центра образования в Италии - монастыря Monte Casino Бенедиктом Нурсийским, - было воспринято как исторически судьбоносное явление. Примерно спустя тысячу лет в эпоху ренессанса во Флоренции была основана новая "Academica Platoniica", греческим ученым, который бежал сюда во время завоевания Константинополя турками в 1453 году; во времена барокко за ней последовали другие.
 
 Смерть Платона
 Платон скончался в первый год 108 олимпиады (т.е. в 348/347 году до Р.Х.) на 81-м году жизни. Это произошло во время свадебной трапезы. Он был похоронен в академии. Все население его квартала принимало участие в похоронах. В своем завещании он отдал распоряжение об использовании двух участков земли своей собственности, кроме того, пяти рабам дал имена, причем одной рабыне по имени Артемида даровал свободу. Участок земли, на котором была расположена академия, Платон, по всей вероятности, передал этой академии. Хотя он и не оставил большого состояния, он был свободен от долгов, что всегда подчеркивал: "Я ни одному человеку ничего не должен".
 
 
  Главной фигуре в философии Платона - Сократу, после его смерти (как часто делалось в античные времена), была посвящена герма, на которой было высечено изречение Платона из диалога с Критоном: "Не только в этот момент, но и всю мою жизнь я подчиняюсь ничему иному, как только Логосу, который лучше всего проявляется в беседах."
 Этим предложением Сократ отвечает на вопрос, почему он не пытается избежать несправедливого приговора к смерти: Этой попыткой он признал бы себя виновным, так как только в аргументированных высказываниях заключается правовая защита. Спасаются бегством только те, кто живет вне закона. При спасении собственной жизни психика человека является всего лишь необходимым условием, а достаточным условием является его волевой нравственный поступок. Это должно подчиняться и следовать единственно Логосу.
 Этот перевод сознательно сохраняет основополагающее слово ЛОГОС, так как именно в нем совершенно сознательно выражаются элементы аргументации Сократа. Не только в этот момент, но и всю
  мою жизнь я
 подчиняюсь ничему
  иному, как только ЛОГОСУ, который проявляется в беседах
 
 
 
 
 
 
 Свою концепцию Платон развивает, как и с точки зрения этики, так и политики:
 существует взаимосвязь между государственным устройством и природой человеческой души.
 
 
 Этика Платона опирается на четыре основные добродетели:
 1. Мудрость.
 2. Храбрость.
 3. Благоразумие.
 Четвертая добродетель, Справедливость, характеризует правильную последовательность трех упомянутых добродетелей, то есть верхнее положение занимает Мудрость, затем идет Храбрость и, наконец, Благоразумие.
 
 Понятие Справедливости у Платона выводится из "разделения труда". Это означает, что каждый человек в отдельности должен, таким образом, делать "свое", и в соответствии со своими способностями, вносить вклад в общее дело. В хорошо устроенном государстве, каждый человек занимает свое место сообразно своим природным данным и интеллектуальным способностям.
 
 Справедливость как основная добродетель черпает свои нормы и правила из строения души человека: справедливое государство - это выражение "справедливой души", то есть такой души, в которой правильно функционирует иерархия добродетелей и более высокая и ценная часть души преобладает над более низкой, а не наоборот. Все это можно проиллюстрировать следующей схемой:
 
 Три части души по Платону:
 
 
 Рациональная часть
 
 
 Разум
 (умно/"дальновидно")
 
 
 
 
 И
 Е
 Р
 А
 Р
 Х
 И
 Я
 
 Воля
 Здесь происходит борьба
 иррациональной и рациональной части души.
 
 
 
 
 Иррациональная часть
 
 
 Стремления/желания
 ("слепо"/глупо)
 
 
 
 
 Рассматривая человека как единство трех частей тела - головы, груди и живота - Платон строит модель человека и государства.
 Все три части души Платон располагает иерархично и связывает их с государственным устройством и добродетелями.
 
 
 
 Поэтому Платон называет государство "Человеком с большой буквы"
 
 
 
 
 
 ТЕЛО
 ФУНКЦИИ ДУШИ
 ОСНОВНЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ
 ГОСУДАРСТВО
 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Голова Процесс размышления Мудрость
 Правитель - философ
  Управление Грудь Воля/мужество Храбрость
 Воин
  Защита Живот Стремление к обладанию собственностью Умеренность/
 Благоразумие
 Торговец
 Крестьянин
 Ремесленник
  Производство
 и Распределение
 
 Еще одна известная модель души у Платона представлена в его диалоге с Федром метафорой о вознице.
 
 В соответствии с моделью государства и души Платона тот, кто берет на себя господство над людьми, тот призван быть мудрым - это философ. Здесь Платон говорит о "правителе - философе".
 
 Лишь тот, кто руководствуется разумом и есть "правитель-философ". Только он знает, как нужно действовать не для себя, а для других, только он обладает пониманием справедливости и блага для всех.
 
 Чтобы достичь этого понимания, необходимо пройти путь образования и познания, который Платон обозначает в своем знаменитом символе "Пещеры". В этом символе он подразделяет ступени образования/познания на три фазы. Это показано следующим образом:
 
 
 
 
 В диалоге с Федром Платон пытается решить проблему равновесия движущих сил души человека. Это иллюстрирует метафора возницы. Это разговор о любви, в котором Сократ сравнивает две антагонистические тенденции в душе человека с двумя лошадьми. Одна лошадь - это дикая сторона человеческой души, а другая - это ее доброта и добродетель; только эта сторона души способна к истинной любви.
 
 
 
 Возница и две его лошади
 
 
 Всякая душа бессмертна. Ведь вечно движущееся бессмертно [...] Ведь каждое тело, движимое извне - неодушевленно, а движимое изнутри, из самого себя, - одушевленно, потому что такова природа души. Если это так, и то, что движет само себя, есть не что иное, как душа, из этого необходимо следует, что душа непорождаема и бессмертна [...]
 
 О ее бессмертии достаточно этого. А об ее идее надо сказать вот что: какова она - это всячески требует божественного и пространственного изложения, а чему она была подобна - это поддается и человеческому, более сжатому, так мы и будем говорить. Уподобим душу соединенной силе крылатой парой упряжки и возничего. У богов и кони, и возничие все благородны и происходят от благородных, а у остальных они смешанного происхождения. Во-первых, это наш повелитель правит упряжкой, а затем, и кони-то у него - один прекрасен, благороден и рожден от таких же коней, а другой конь - его противоположность и предки его - иные. Неизбежно, что править нами - дело тяжкое и докучное.
  [...]
 В начале этой речи мы каждую душу разделили на три вида: две части ее мы уподобили коням по виду, третью - возничему. Пусть и сейчас это будет так. Из коней, говорим мы, один хорош, а другой нет. А чем хорош один и плох другой, мы не говорили, и об этом надо сказать сейчас.
 Так вот, один из них прекрасен статью, шея у него высокая, храп с горбинкой, масть белая, он черноокий, любит почет, но при этом рассудителен и совестлив; он друг истинного мнения, его не надо погонять бичем, можно направлять его одним лишь приказанием и словом.
 А другой - горбатый, тучный, дурно сложен, шея у него мощная, да короткая, он курносый, черной масти, а глаза светлые, полнокровный, друг наглости и похвальбы, от косм вокруг ушей он глухой и еле повинуется бичу и стрекалам.
 
 (Platon, Phaidros 245 c-d; 253 d-e; Ubersetzung Schleiermacher)
 
 
 
 
 
 
 Платон: символ пещеры
 
  "После этого, - сказал я, - ты можешь уподобить нашу человеческую природу в отношении просвещенности и непросвещенности вот какому состоянию.
 
 Представь, что люди как бы находятся в подземном жилище наподобие пещеры, где во всю длину тянется широкий просвет.
 
 С малых лет у них на ногах и на шее оковы, так что людям не двинуться с места, и видят они только то, что у них прямо перед глазами, ибо повернуть голову они не могут из-за этих оков. Люди обращены спиной к свету, исходящему от огня, который горит далеко в вышине, и между огнем и узниками проходит верхняя дорога, огражденная, представь, невысокой стеной вроде той ширмы, за которой фокусники помещают своих помощников, когда поверх ширмы показывают кукол.
 - Это я себе представляю, - сказал он.
 Так представь же себе и то, что за этой стеной другие люди несут различную утварь и статуи и всячески изображения живых существ, сделанные из камня и дерева. При этом, как водится, одни из несущих, другие молчат.
 - Странный ты рисуешь образ и странных узников!
 А предметы, которые проносят там, за стеной? Не то же ли самое происходит и с ними?
 - То есть?
 Если бы узники были в состоянии друг с другом беседовать, разве, думаешь ты, не считали бы они, что дают названия именно тому, что видят?
 - Непременно так.
 Далее. Если бы в их темнице отдавалось эхом все, чтобы ни произнес любой из проходящих мимо, думаешь ты, они приписали бы эти звуки чему-нибудь новому, а не проходящей тени?
 - Клянусь Зевсом, я этого не думаю.
 Такие узники целиком и полностью принимали бы за истину тени проносимых мимо предметов.
 - Это совершенно неизбежно.
 Понаблюдай же их освобождение от оков неразумие и исцеление от него, иначе говоря, как бы это все у них происходило, если бы с ними естественным путем случилось нечто подобное. Когда с кого-нибудь из них снимут оковы, заставят его вдруг встать, повернуть шею, пройтись, взглянуть вверх - в сторону света, ему будет мучительно выполнять все это, он не в силах будет смотреть при ярком сиянии на те вещи, тень от которых он видел раньше. И как ту думаешь, что он скажет, когда ему начнут говорить, что раньше он видел пустяки, а теперь, приблизившись к бытию и обратившись к более подлинному, он мог бы обрести правильный взгляд?
 - Конечно, ответил он."
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Платон: символ пещеры
 
 Наглядное изображение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Видение теней
 
 = непосредственное восприятие
 
 
 
 
 первичное восприятие, знание примеров Видение предметов
 
 = познание предметов
 например
 математические знания
 
 
 
 понимание законов отдельных наук Видение огня или солнца
 
 = "идеальные знания"
 познание добра, которое показывает все, а также и справедливость "в верном свете"
 
 = обоснования морально-этических знаний добро/зло и др.
 
  1. ступень
 2. ступень
  3. ступень
 
 В этом символе Платона показано возвышение человека от незнания до настоящего образования. При этом он представляет себе образование не просто как сумму знаний, а как процесс преобразований и изменений, которые захватывают всего человека. Путь, изображенный на рисунке и ведущий вверх, воплощает по Платону освобождение от "оков" всего лишь чувственного восприятия и движение к пониманию истины и добра.
 
 
 
 Аристотель
 Жизнь и творчество
 
 Аристотель родился в 384 году до Р.Х. в Стагире на восточном побережье Халхидики в Македонии. Его отец Никомах был личным врачом македонского царя. Когда отец умер, Аристотель был еще ребенком.
 - В 367 году до Р.Х. в семнадцатилетнем возрасте он был принят в академию Платона в Афинах. Платону было тогда около шестидесяти лет. Аристотель будет членом академии в течение последующих двадцати лет до самой смерти Платона. (1-е пребывание в Афинах). В это время он не только учился там, но и участвовал в дискуссиях с Платоном и другими, делал доклады и читал лекции, рукописи которых дошли до нас в Pragmation (ученые записки). Предполагается, что он уже в это время сделал первые наброски по этике, метафизике, физике, риторике и логике. У него была собственная аудитория, в которой имелись различные приборы, доска и две картины на стенах с изображением Сократа и Каллиаса в сцене "Протагорас". - В год смерти Платона Аристотель покидает академию и отправляется на побережье Малой Азии в Асс. Там он женится на Пифии, сестре правителя Асса и оборудует собственную исследовательскую лабораторию. В это время ему было 35 лет. Основной причиной того, что он покинул Афины, были, вероятно, начинающиеся военные разногласия между Македонией, то есть царем Филиппом и Афинами, когда оратор Демосфен за год или два до этого открыто призвал к восстанию против Македонии в своей Филиппике". В этих условиях ситуация для Аристотеля стала неприятной. - В 342 году Аристотель получает приглашение обучать и воспитывать тринадцатилетнего Александра (которого позднее назвали "Великим"). Воспитание продолжалось три года по достижение Александром шестнадцатилетнего возраста. О том, как проходили занятия, сведений не сохранилось. Но в любом случае Аристотель воспитывал своего ученика в духе греческой культуры. Точно известно, что Аристотель заказал для своего ученика список с "Илиады" Гомера, которую он, фанатически преклоняясь перед главным героем Ахиллом, брал с собой в военные походы. - В 335/334 году до Р. Х. Аристотель в возрасте пятидесяти лет возвращается в Афины и остается там последующие двенадцать лет (2-е пребывание в Афинах). После того как Александр разрушил центр антимакедонской политики город Фивы, политическое сопротивление Македонии было сломлено и в Афинах. Аристотель больше не возвращается в академию и основывает на северо-востоке от Афин свою собственную школу "Ликейон", которая находилась в одной публичной гимназии в районе "Apollon Lykeios", откуда и происходит это название. В этой гимназии преподавали уже различные софисты, среди них и Протагор. Гимназия "Ликейон" была при осаде Афин в 86 году до Р.Х., так же как и район академии, значительно разрушена Суллой. В правовом отношении основание школы было связанно с проблемами, так как Аристотель как выходец из Афин не имел право претендовать на владение участком земли. Деметрий из Фалерона (примерно 350-280 г.), государственный деятель и философ из Афин, бывший ученик Аристотеля, имел право передачи участка под школу. (Цицерон: "правитель - философ" Платона). - Другим названием школы Аристотеля, употреблявшимся наряду с названием "Ликейон", было Peripatos (прогулка), вероятно потому, что было известно, что Аристотель и его ученики сочетали беседы и прогулки. - В 322 году до Р.Х. Аристотель в возрасте 62 лет во второй раз покидает Афины после того, как за год до этого Александр Великий умер в Вавилоне от лихорадки в возрасте 33 лет.
 
 
 
 Известно, что выходец из Афин Аристотель, равно как и Сократ, по политическим мотивам был обвинен в безбожии и за это должен был подвергнуться смертной казни. Аристотель после этого снова покинул Афины, "потому что он не хотел, чтобы жители Афин во второй раз согрешили против философии". Он отправился на остров Эвбея, где он получил в наследство от матери дом. Через некоторое время в октябре 322 года до Р.Х. Аристотель умирает. В античной литературе имеется четыре различных описания его смерти.
 В завещании он оставил распоряжения, касающиеся только своих личных дел, а не вопросов школы. Он дает подробные указания о замужестве своей дочери, которую звали, так же как и ее мать - Пифия. После смерти своей первой жены Аристотель взял в дом женщину по имени Герпиллия, от которой у него был сын Никомах, названный по имени отца Аристотеля. Это имя вошло в его книгу по этике под названием " Никомахова этика ".
 Его работы состоят из четырехсот томов, из которых сохранились сто сорок три произведения. Часть написанного была распространена среди читателей, но в последствии была потеряна за исключением нескольких фрагментов. Другая часть в течение двухсот пятидесяти лет считалась пропавшей, и сегодня является основой его творчества. После смерти Аристотеля его преемник, руководитель Ликейи Теофраст, передал все рукописи в Афины. После смерти Теофраста они были переданы в Асс и из страха, что местные правители передадут их в музей Пергамон, его наследники держали их в подвалах. Примерно в 100 году до Р.Х. один богатый человек скупил эти рукописи и доставил их из Малой Азии в Афины. Через четырнадцать лет римляне под предводительством Суллы захватили Афины и взяли с собой в Рим произведения Аристотеля в качестве военных трофеев. Один ученый, несмотря на плохое внешнее состояние этих книг, понял их ценность и способствовал тому, чтобы Андроник Родосский привел их в порядок и подготовил к использованию в библиотеках. Таким образом, в середине первого века до Р.Х. впервые были изданы работы Аристотеля. При этом возникла следующая проблема: приводя в порядок книги Аристотеля, Андроник Родосский нашел среди них сверток рукописей без названия. Так как, по его мнению, эти рукописи не относились к области физики, они получили название "meta ta physika" (после физики). Тем самым в библиографии они получили название "метафизика".
 
 
  Предполагается, что в античные времена существовали четыре разных (пропавших) оригинала портретов Аристотеля греческого происхождения. Все сохранившиеся девятнадцать римских бюстов Аристотеля сделаны с одного греческого оригинала, который демонстрирует нам Аристотеля в возрасте примерно шестидесяти лет. Здесь у него короткая борода, твердая нижняя губа и сильно выступающая вперед верхняя часть лба. На лице лежит легкая печать горечи.
 
 Представленная здесь на рисунке "венская голова" является той римской копией, которая хранится в историко-художественном музее Вены. Вероятно, она восходит к греческому оригиналу, который Аристотель заказал сам скульптору Лизиппу.
 
 Аристотель был человеком стройным и известно, что он придавал большое значение хорошей одежде. Аристотель
 
 
 
 АРИСТОТЕЛЬ, как и Платон, исходит из того, что истинная натура человека может проявиться только в единении с государством. Но в отличие от Платона в основу концепции о единстве государства он кладет не теорию души, а положение о естественном стремлении человека к единению с другими людьми.