<< Пред.           стр. 1 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу

 УДК 659.2
 ББК 65.9
 П 19
 
 
 
 
 
 
 
 Проект Tacis «Преподавание экономических и бизнес - дисциплин в средних школах, технических и классических университетах» реализован Фондом экономических исследований Университета «Эразмус», Rotterdam (SEOR/ EUR) и Государственным университетом – Высшей школой экономики (ГУВШЭ).
 
 Директор проекта со стороны Комиссии Европейского союза – С. Кохен
 Директор проекта с российской стороны – Я. Кузьминов
 Рецензент к. э. н. С. Семенцов
 
 
 
 
 
 
 
 
 ISBN 5-7598-0064-7 © Комиссия Европейского союза, 1999
  © Оформление ГУ ВШЭ, 1999
 
 
 От издателя
 
 Программа Тасис, инициированная Европейским союзом в 1991 г., призвана способствовать развитию плодотворных экономических и политических связей между Европейским союзом, с одной стороны, и странами бывшего СССР и Монголией, с другой. Программа реализуется путем предоставления на безвозмездной основе грантов на осуществление проектов, вносящих вклад в процесс перехода к рыночной экономике и демократическому обществу.
 Данное пособие входит в серию учебников для средней и высшей школы, подготовленных по проекту Тасис "Преподавание экономических и бизнес-дисциплин в средних школах, технических и классических университетах", осуществлявшемуся Фондом экономических исследований Университета "Эразмус", Роттердам (SEOR/EUR), и Государственным университетом–Высшей школой экономики, Москва (ГУ ВШЭ), в 1994-1998 гг.
 Основная задача проекта – распространение современных экономических знаний и методов обучения в Российской Федерации, создание жизнеспособной системы преподавания экономических дисциплин. В рамках проекта организовывались курсы краткосрочной переподготовки преподавателей экономических дисциплин как в Москве, так и в регионах (пилотные центры проекта – Новосибирск, Пермь) – лучшие из преподавателей, прошедших переподготовку в Москве, продолжали обучение в Нидерландах и Великобритании; модернизировались учебные программы региональных университетов; проводились консультации с западными экспертами; профессорами "Эразмуса" и Университета Париж–1, Пантеон–Сорбонна читались лекции; молодым преподавателям из регионов предоставлялась возможность обучения в магистратуре ГУ ВШЭ и МЭСИ; осуществлялась поддержка в формировании современных библиотек и компьютерных классов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 Светлой памяти моих родителей посвящается
 – Я пришел к Вам за советом.
 – Советовать просто.
 – И за помощью.
 – А вот это не всегда так просто.
 
 (Конан Дойль А. Приключения Шерлока Холмса //Собр. соч.: В 8 т. Т. I. М.,1966. С.360)
 
 1. ВВЕДЕНИЕ. КОНСАЛТИНГ И ЭКОНОМИКА
 
 Консультирование по экономике и управлению является специальной сферой приложения экономических знаний, отличающейся как от их непосредственного применения в управлении экономическими процессами, так и от преподавания. Оно представляет собой также особую сферу услуг и составную часть инфраструктуры рыночной экономики.
 Преподаватель экономики должен ориентироваться в этой сфере, чтобы с учетом современных направлений в этой области преподавать соответствующий курс студентам, аспирантам или на курсах повышения квалификации осуществлять самостоятельные консалтинговые проекты. Обе задачи взаимосвязаны: чтобы преподавать современную экономику, особенно экономику России, недостаточно иметь только "книжные знания". Осуществление консалтинговых проектов дает преподавателю тот практический опыт, который он может передать затем студентам. Студенты же, прослушавшие курс "Основы консалтинга", смогут яснее представлять себе потребности и проблемы реальных предприятий и организаций, понять, как осуществляются экономические процессы на практике. Кроме того, они уже со студенческой скамьи начнут готовиться к реализации своих экономических знаний в форме консалтинговых услуг. Автор выражает благодарность за помощь в технической подготовке Рукописи сотрудникам Ассоциации консультантов по экономике и Управлению (АКЭУ) А. Е. Даукште, В. Е. Лузину, Л. В. Котелевской, O. H. Аносовой, а также члену АКЭУ О. В. Турчаниновой. Подраздел "Процесс лабораторного обучения " раздела 2.7 подготовлен при участии Л. В. Чукиной
 1.1.Определение консалтинга
 
 В соответствии с определением, данным Европейской федерацией ассоциаций консультантов по экономике и управлению (FEACO – ФЕАКО), "менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации*.
 
 *FEACO Information Document. Bruxelles, 1994. P. 2.
 
 Термин "менеджмент-консалтинг", зародившийся в англоязычных странах* часто не совсем верно переводят как "управленческое консультирование", что наводит на мысль о консалтинге как чисто управленческой сфере знаний. Более адекватным, на наш взгляд, является перевод "консультирование по экономике и управлению", которого мы и придерживаемся в данном пособии. Это позволяет отнести консалтинг по большей мере к экономическим и бизнес-дисциплинам.
 
 *Тот факт, что менеджмент-консалтинг как вид профессиональной деятельности возник в англоязычных странах (прежде всего в США), обусловил англоязычный характер его терминологии в целом, поэтому в данной книге мы избрали путь максимального приближения русского перевода терминов к их англоязычному звучанию, с тем, чтобы отразить сложившуюся мировую практику.
 
 Дело в том, что термин "менеджмент" означает, прежде управление в сфере экономики, бизнеса, предпринимательства. Разумеется, существуют общие для всех видов управления законы, но им посвящены такие области знаний, как кибернетика, общая теория систем, исследование операций и т. д. В понятии "менеджмент" в качестве объекта управления выступают деловые процессы и именно они обусловливают специфику консультирования по менеджменту. В этом контексте даже политический консалтинг может быть отнесен к бизнес - дисциплинам, поскольку политическая карьера в странах с рыночной экономикой и демократическими системами также может рассматриваться как сфера предпринимательства.
 Ниже приводится классификация консалтинговых услуг, применяемая в Европейском справочнике-указателе консультантов по управлению, который издается под эгидой ФЕАКО (табл. 1).
 
 Таблица 1
 Виды консалтинговых услуг (согласно классификации Европейского справочника-указателя консультантов по управлению)
 1. Общее управление
 1.01 определение эффективности системы управления
 1.02 оценка бизнеса
 1.03 управление нововведениями
 1.04 определение конкурентоспособности/изучение конъюнктуры рынка
 1.05 диверсификация или становление нового бизнеса
 1.06 международное управление
 1.07 оценка управления
 1.08 слияния и приобретения
 1.09 организационная структура и развитие
 1.10 приватизация
 1.11 управление проектом
 1.12 управление качеством
 1.13 реинжиниринг
 1.14 исследование и развитие
 1.15 стратегическое планирование
 1.16 бенчмаркинг
 1.17 поиск партнеров
 1.18 внутренний менеджмент
 1.19 управление экспортом и импортом
 1.20 кризисное управление
 2. Администрирование
 2.01 анализ документооборота
 2.02 размещение или перемещение отделов
 2.03 управление офисом
 2.04 организация и методы управления
 2.05 регулирование риска
 2.06 гарантии безопасности
 2.07 планирование рабочих помещений и их оснащение
 3. Финансовое управление
 3.01 системы учета
 3.02 оценка капитальных затрат
 3.03 оборот фирмы
 3.04 снижение себестоимости
 3.05 неплатежеспособность (банкротство)
 3.06 увеличение прибыли
 3.07 увеличение доходов
 3.08 налогообложение
 3.09 финансовые резервы
 4. Управление кадрами
 4.01 профессиональное движение и сокращение штатов
 4.02 культура корпорации
 4.03 равные возможности
 4.04 поиск кадров
 4.05 отбор кадров
 4.06 здоровье и безопасность
 4.07 программы поощрения
 4.08 внутренние связи
 4.09 оценка работ
 4.10 трудовые соглашения и занятость
 4.11 обучение менеджменту
 4.12 планирование рабочей силы
 4.13 мотивация
 4.14 пенсии
 4.15 анализ функционирования
 4.16 психологическая оценка
 4.17 вознаграждение
 4.18 повышение квалификации работников
 4.19 разрешение конфликтов
 4.20 тренинг
 5. Маркетинг
 5.01 реклама и содействие сбыту
 5.02 корпоративный образ и отношения с общественностью
 5.03 послепродажное обслуживание заказчиков
 5.04 дизайн
 5.05 прямой маркетинг
 5.06 международный маркетинг
 5.07 исследование рынка
 5.08 стратегия маркетинга
 5.09 разработка новой продукции
 5.10 ценообразование
 5.11 розничная продажа и дилерство
 5.12 управление сбытом
 5.13 обучение сбыту
 5.14 социально-экономические исследования и прогнозирование
 6. Производство
 6.01 автоматизация
 6.02 использование оборудования и его техническое обслуживание
 6.03 промышленный инжиниринг
 6.04 переработка материалов
 6.05 регулирование внутреннего распределения материалов
 6.06 упаковка
 6.07 схема организации работ на предприятии
 6.08 конструирование и совершенствование продукции
 6.09 управление производством
 6.10 планирование и контроль за производством
 6.11 повышение производительности
 6.12 закупки
 6.13 контроль качества
 6.14 управление запасами
 6.15 эргономика
 6.16 управление материалами
 7. Информационная технология
 7.01 системы автоматизированного проектирования и автоматизированные системы управления
 7.02 применение компьютеров в аудите и оценке
 7.03 электронная издательская деятельность
 7.04 информационно-поисковые системы
 7.05 административные информационные системы
 7.06 проектирование и разработка систем
 7.07 выбор и установка систем
 7.08 внутренний аудит информационных систем
 7.09 восстановление информационных систем
 8. Специализированные услуги
 8.01 обучающее консультирование
 8.02 консалтинг по управлению электроэнергетикой
 8.03 инженерный консалтинг
 8.04 экологический консалтинг
 8.05 информационный консалтинг
 8.06 юридический консалтинг
 8.07 консалтинг по управлению распределением материалов и материально-техническому снабжению
 8.08 консалтинг в государственном секторе бизнеса
 8.09 консалтинг по телекоммуникациям
 
 Классификация, приведенная в табл. 1, является в основном предметной, т. е. разбивка консалтинга на виды осуществлена в соответствии с видами менеджмента. Консультанты не реализуют самих функций управления, а дают рекомендации по их выполнению.
 Большая часть названий видов услуг, перечисленных в приведенном классификаторе ("оценка бизнеса", "определение конкурентоспособности", "диверсификация или становление нового бизнеса", "снижение себестоимости", "неплатежеспособность", "финансовые резервы", "стратегия маркетинга", "схема организации работ на предприятии" и т.д.), непосредственно указывает на то, что объектом консультирования является экономика. Но и такие виды услуг, как "размещение отделов", "гарантии безопасности" или "информационно-поисковые системы", рассматриваются консультантами по менеджменту как составные части экономических процессов.
 Следует отметить еще одну особенность сформировавшегося в России в дореформенные годы понятия "управленческое консультирование". Этот термин был перенесен из зарубежной литературы не экономистами, а социологами и психологами. Именно они начиная с 70-х гг. стали употреблять его в теоретических работах, а также (что более важно) применять западную методологию и понятийный аппарат консалтинга на практике. Произошло это по той причине, что хотя на Западе консалтинг – в основном деятельность экономистов, но в Советском Союзе экономика не была рыночной. Однако психологи и социологи, профессиональная деятельность которых возобновилась в СССР в 60-е гг. после перерыва, вызванного идеологическими и политическими причинами, могли более свободно переносить в советскую действительность методы и инструментарий западных консультантов, так как объектом их профессиональных интересов являются люди, а различия между людьми разных стран всегда меньше, чем между экономическими процессами. В силу этого в российском дореформенном понимании закрепился термин "управленческое консультирование", который трактовался как предоставление советов и рекомендаций в области управления людьми вообще. В этом смысле рамки консалтинга становятся, с одной стороны, шире (так как охватывают не только экономическую сферу деятельности людей), а с другой – гораздо уже, поскольку консультированием занимались не экономисты, а специалисты по человеческим отношениям. Тем самым "экономический и предпринимательский пласт" этих отношений выпадал из сферы внимания или, во всяком случае, рассматривался наряду с другими и, следовательно, поверхностно.
 Впрочем, в определенной степени эта проблема существует и за рубежом. Там издавна ведется спор между дженералистами* и специалистами (экспертами) в области менеджмента и соответственно менеджмент-консалтинга**.
 
 Дженералисты консультируют на основе знаний о законах управления вообще, специалисты – на основе знаний в конкретных областях управления и экономики (финансы, конъюнктура рынка, стратегическое планирование и т.д.). Однако реально это противоречие послужило развитию методологии консалтинга. Специалисты стали осваивать общие законы управления людьми, чтобы иметь возможность применить их для внедрения своих профессиональных идей и рекомендаций в практику менеджмента клиентной организации, а дженералисты сосредоточились на разработке методологии такого внедрения.
 
 *От англ. general – общий. Дженералист – это консультант универсального типа, разбирающийся в общих проблемах управления, которые не зависят от того, что является объектом управления. В русскоязычных переводах для обозначения консультанта такого рода иногда применяется термин "универсал".
 **Подробнее см.: Управленческое консультирование: Путеводитель по профессии: В 2 т. / Под ред. М. Кубра: Пер. с нем. 2-е изд., перераб. М.: Интерэксперт, 1992. Т. 1. С. 47–49.
 
 В результате развития этих двух тенденций профиль большинства практикующих в настоящее время в развитых странах консультантов по экономике и управлению стал Т-образным (схема 1).
 Методологическими основаниями деятельности профессиональных консультантов являются владение знаниями о процессах управления в целом и навыки взаимодействия с клиентом (процессное консультирование), а экономическая или управленческая специальность выражает ту область конкретных знаний, которые предлагаются клиенту и внедряются в его организации.
 Схема 1 Т-образный профиль консультанта
 В этой связи следует отметить, что появление термина "процессное консультирование" (process consultation), введенного в конце 60-х гг. Эдгаром Шейном*, стало определенным прорывом в области методологии консалтинга. Процессное ("соучаствующее") консультирование предполагает, что консультант вырабатывает свои советы и рекомендации в процессе взаимодействия и обмена идеями с клиентом. В процессном консультировании дженералистский подход заключается в воздействии на клиента с целью побуждения его к генерации таких идей на материале практической деятельности клиентной организации, но в рамках понятийного аппарата общей теории управления, а задачами экспертного подхода являются квалифицированная оценка этих идей и их адаптация к решению конкретных проблем на базе знаний экспертов в специальной области экономики и управления. Процессный метод консультирования дает двойной эффект: с одной стороны, часть оптимальных решений могла бы быть не найдена, если бы консультанты вырабатывали их, не используя тех знаний и опыта, которыми обладают клиенты; с другой стороны, многие, даже объективно наилучшие, решения могут не восприниматься клиентом до тех пор, пока он не ощутит своего участия в их разработке.
 
 *Schein Е. Process Consultation: Its Role in Organization Development. Reading. Massachusetts: Addisson-Wesley, 1969.
 
 В России, однако, в силу вышеуказанных причин спор между дженералистами (представленными психологами и социологами) и специалистами (представленными экономистами и отчасти юристами – специалистами по хозяйственному праву) до сих пор продолжается. Ведется он, правда, в основном дженералистами, так как они пытаются отстоять свои позиции ведущих специалистов по консалтингу, завоеванные в 60–70-е гг. Экономисты же, имея базовые экономические знания, достаточно легко осваивают процессную методологию, суть которой заключается в умении профессионально общаться с клиентом.
 Соотношение дженералистского и экспертного аспектов консультирования в действительности, на наш взгляд, аналогично соотношению дидактики и предмета в процессе преподавания. Дидактика является методом, формой передачи знаний в процессе преподавания, аналогично и дженерализм (общеуправленческий подход) служит методом передачи знаний эксперта в процессе консультирования.
 Помимо вышеуказанного способа "органического" освоения самими экономистами этого метода, применяется и другой – "интегративный", когда консультирование осуществляется смешанной командой, состоящей из экспертов-экономистов, социологов и психологов.
 Симптоматично, что большинство работ по организации консалтинга, опубликованных в России в 1970-е гг., была подготовлена экономистами, но главным образом они основывались на опыте зарубежных консалтинговых фирм*.
 
 *См., напр.: Лузин А. Е., Озира В. Ю. Консультационные фирмы капиталистических стран по управлению. М.: Экономика, 1975.
 
 Из вышесказанного следует, что преподавание консультирования по экономике и управлению имеет своим предметом не экономику как таковую, а методы внедрения экономических знаний в практическую деятельность хозяйственных структур. Специальные экономические знания являются необходимым, но не достаточным условием консалтинга. Консультант должен, конечно, прежде всего, владеть специальными знаниями по объекту консультирования (финансы; маркетинг, организация производства и т.д.), но для того чтобы стать профессиональным консультантом, он должен овладеть специфическими методами этой профессии, т. е. методами внедрения своих знаний непосредственно в практику хозяйственных субъектов. Консалтинг представляет собой именно такую непосродственную форму внедрения научных знаний в экономику. В этом состоит его отличие от обучения, в процессе которого знания внедряются не непосредственно, а через обученных в ходе преподавания менеджеров, которые затем уже самостоятельно на базе полученных знаний организуют хозяйственную деятельность.
 Вместе с тем знание только методов (на что, как упоминалось, претендуют некоторые отечественные специалисты по управленческому консультированию) без знания предмета, т. е. экономики и управления как таковых, также недостаточно, как и владение только дидактическими приемами без знания предмета преподавания.
 Поскольку любой преподаватель экономики по определению обладает знаниями основ экономики, то главная задача данного пособия заключается в изложении методов осуществления и организации консалтинга.
 Таким образом, мы будем рассматривать не столько содержание определенных областей экономики и управления (по тем 104 видам консалтинга, которые перечислены в табл. 1), сколько организации самого консалтинга, а именно таких его элементов, как:
 • методология консалтинга (производство консалтинговой услуги);
 • взаимодействие консультанта и клиента;
 • управление и финансирование консалтинговой деятельности;
 • маркетинг консалтинговых услуг;
 • оценка результатов и качества консалтинговых услуг.
 Главным специфическим предметом при преподавании консалтинга, а, следовательно, и предметом данного пособия является процесс производства и продажи продукта под названием "консультационная услуга". Этот процесс осуществляется путем взаимодействия субъекта и объекта консультирования, Субъектом является консультант, объектом – клиент (клиентная организация и ее проблемы, задачи, процессы). Наряду с экономикой образования или экономикой науки существует экономика консалтинга, предполагающая анализ производства и продажи консалтинговых услуг.
 Следует отметить, что применяемое в мировой практике понятие "профессиональные услуги по экономике и управлению" является более широким, чем менеджмент-консалтинг. Их отличие состоит в том, что консалтинг предполагает предоставление советов и рекомендаций, а другие профессиональные услуги (аудиторские, юридические, бухгалтерские, рекрутментские и т.д.) предполагают выполнение внешними специалистами определенных функций менеджмента вместо штатных менеджеров и специалистов предприятия.*
 *Часть консалтинговых услуг не вписывается в вышеуказанное более широкое понятие внешних профессиональных услуг, поскольку существуют и так называемые внутренние консультанты, которые составляют штатную консультационную структуру в ряде фирм. С внешними консультантами их роднит относительная независимость от административной структуры организации. В работе внешних консультантов также практикуются формы, близкие к работе внутренних консультантов, в частности абонементное обслуживание.
 
 Профессиональные услуги по экономике и управлению объединяет с понятием "консультирование" независимость производителей таких услуг от административной структуры их получателя и то, что эти услуги оказываются на основе применения определенных научных и профессиональных знаний*.
 *Для их обозначения применяется также термин "knowledge based services" – услуги, оказываемые на основе применения знаний.
 
 Кроме того, большинство фирм и индивидуальных профессионалов, оказывающих такие услуги, одновременно занимаются и консультированием в своей области.
 Следует также отметить, что в последнее время многие консалтинговые фирмы начинают оказывать и неконсалтинговые профессиональные услуги. Таким образом, можно констатировать, что происходит определенное переплетение консалтинга и других видов профессиональных услуг, при этом менеджмент-консалтинг связан со всеми элементами этой системы (схема 2).
 Схема 2
 Связь менеджмент-консалтинга и других видов профессиональных услуг*
 
 *При построении данной схемы, а также последующем описании профессиональных услуг использованы (с учетом российской специфики) положения книги: Kubr M. How to Select and Use Consultants, A Client's Guide. Geneva: ILO, 1993.
 В российской практике иногда всю совокупность оказываемых хозяйственным руководителям услуг по экономике и управлению называют обобщенным термином "консалтинг". Услуги в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых решений определяют в этом случае термином "менеджмент-консалтинг" или "управленческое консультирование".
 В рыночной экономике консалтинг выступает в форме предпринимательской деятельности (бизнеса). В этом аспекте можно дать ему следующее определение.
 Консалтинг – это предпринимательская деятельность, осуществляемая профессиональными консультантами и направленная на обслуживание потребностей экономики и управления в консультациях и других видах профессиональных услуг.
 В коммерческом, предпринимательском характере предоставления интеллектуальных услуг в области экономики и управления заключается принципиальное отличие консалтинга от научно-внедренческой деятельности, которая существовала и в странах с плановой экономикой. Отличие это того же порядка, что и отличие рыночной экономики от централизованно планируемой хозяйственной деятельности вообще. Если первая регулируется законами рынка (конкуренция, спрос, предложение и т.д.), то вторая основывается на принуждении и администрировании, что и порождает ее относительную неэффективность*.
 *В данном пособии, написанном для преподавателей-экономистов, видимо, неуместно подробнее рассматривать отличия рыночной экономики от плановой. Следует лишь отметить, что автор здесь и в дальнейшем рассматривает рыночный характер научно-внедренческой деятельности в форме консалтинговых услуг в качестве ключевого фактора для понимания специфики консалтинга как предмета исследования.
 
 1.2. Возникновение, современное состояние и перспективы развития консалтинга в мире
 
 В самом широком смысле слова консультирование как форма дачи независимых советов в обыденной практике существует столько же, сколько существует человечество. Однако как вид профессиональной деятельности оно зародилось сравнительно недавно.
 Другие виды профессиональных услуг бизнесу возникли раньше, чем консультирование. Исторически первым видом внешних профессиональных услуг были юридические: без услуг адвокатских и нотариальных контор предприниматели не обходятся уже несколько сот лет. Позднее, в конце XIX в., по мере усложнения экономики и соответствующего развития экономических наук начала формироваться новая область профессиональных услуг – консультирование по экономике и управлению, т. е. менеджмент-консалтинг в собственном смысле слова. Одним из первых профессиональных консультантов в этой области стал основатель теории научного управления предприятием Фредерик Тейлор (автор известной системы тейлоризма). Первая фирма по менеджмент - консалтингу – "Служба исследований бизнеса" (Business Research Services) была образована в 1914 г. в Чикаго. В 20–30-х гг. такие фирмы распространились в Европе (в первую очередь в Англии и Германии), в 40–50-е гг. – и в других регионах мира (Азия, Африка, Латинская Америка).
 Консалтинговый "бум" 50–60 гг., названный "золотым веком" консалтинга и связанный с ускоренным послевоенным развитием экономики, привел к усилению его значения как элемента рыночной инфраструктуры. В 70–80-е гг. рост сферы консалтинговых услуг относительно стабилизировался и сохранял устойчивые темпы, несмотря на кризисные периоды мировой экономики. Консалтинговые услуги дифференцировались, и их перечень возрос до более чем 100 видов (согласно классификации ФЕАКО – см. табл. 1).
 По официальным данным, в настоящее время консультирование по экономике и управлению в большинстве развитых странах мира выступает как отдельный сектор услуг. В США его оборот составляет 14 млрд. дол., в Европе – 8 млрд., в Японии – 2,5 млрд. дол., а в остальных странах мира в целом он оценивается в 2 млрд. дол. Следует иметь в виду, что вышеприведенные данные показывают "чистый" оборот менеджмент - консалтинга; при учете других профессиональных услуг (аудит, юридическое обслуживание, тренинг, инжиниринг, инвестиционные, информационные и рекламные услуги) суммарный оборот возрастает в несколько раз*.
 *В США, например, годовой оборот всей сферы профессиональных услуг по экономике и управлению составляет около 50 млрд. дол.
 Существует интересная закономерность в распределении объема консалтинговых услуг в мире. При равном размере экономического потенциала региона объем консалтинговых услуг выше там и тогда, где и когда экономика является менее централизованно управляемой, менее огосударствленной. Такая корреляция объясняется, на наш взгляд, тем, что консалтинг представляет собой своеобразную форму регулирования экономических процессов, альтернативную централизованной. Консалтинг, являясь методом внедрения научных знаний в экономику, выполняет те функции ее рационализации, которые в менее либеральных системах берет на себя централизованное управление.
 Большинство крупнейших консалтинговых фирм мира по своему происхождению являются американскими, но каждая из них обычно имеет филиалы в нескольких десятках стран, от 50 до 100% персонала которых составляют местные консультанты. Деятельность филиалов регулируется законами страны их местонахождения.
 Ниже приведена информация о 30 крупнейших консультационных фирмах мира (табл. 2).
 Таблица 2
 30 крупнейших общемировых консалтинговых фирм*
 
 *Информация предоставлена издательско-информационной фирмой "Lafferty Group" (IDA Tower, Perse St, Dublin 2, Ireland). Периодически происходят слияния крупнейших консалтинговых фирм или, наоборот, из них выделяются специальные подразделения. В частности, в 1998 г. произошло слияние фирм "Price Waterhouse" и "Coopers and Lybrand" в единую фирму под названием "Price Waterhouse Coopers".
 
 
 Продолжение табл. 2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Продолжение табл. 2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 Продолжение табл. 2
 
 Из 30 перечисленных в табл. 2 фирм 21 (70%) американского происхождения, 4 – английского, 2 – французского, по одной – немецкого, голландского и канадского.
 Пять из них – "Делойтт энд Туш" , "Эрнст энд Янг", "КПМГ", "Артур Д. Литтл" и "Прайс Вотерхауз Купере", имеющие наибольший оборот (более 5 млрд. дол. в год каждая), называют "большой пятеркой". Следует, правда, отметить, что по своему происхождению они являются не менеджмент - консалтинговыми, а аудиторскими. До сих пор основным источником дохода для них является аудит, поэтому оборот менеджмент - консалтинговых услуг в этих фирмах не больше, чем у "чисто" консалтинговых фирм, приведенных в табл. 2.
 На перечисленные крупнейшие консалтинговые фирмы приходится около 50% мирового оборота консалтинговых услуг.
 В документах 4-го Всемирного конгресса консультантов (Иокогама, 1996 г.) констатируется, что консалтинг уже является всемирной отраслью экономики – индустрией, находящейся в процессе становления*.
 *Management Consultants 1996 World Conference "The Roles and Activities of the Consulting Business towards the 21st Century". Yokohama: Zen-Noh-Ren, 1996. P. 165–167.
 
 В качестве одного из основных признаков превращения консалтинга из , индивидуально-профессиональной деятельности (такой, например, как профессиональная деятельность художника или писателя) в индустрию рассматривается тот факт, что большая часть консалтинговых услуг предоставляется не индивидуальными консультантами, а корпорациями (консалтинговыми фирмами). Кроме того, о превращении консультирования в индустрию консалтинга свидетельствуют все большая технологизация его методологии (подробнее см. раздел 2.7 данного пособия), развитие стандартизации качества услуг и рост материально-технической оснащенности работы консультантов. В качестве признака недостаточной развитости консалтинговой отрасли рассматривается отсутствие индустриальных методов подготовки самих консультантов. В отличие от обучения, например, инженеров она осуществляется в основном "в процессе работы" или в рамках "внутрифирменного обучения" (см. гл. 4). Наиболее развитой эта отрасль услуг является в Северной Америке (США и Канада), Западной Европе, Японии, Австралии, Новой Зеландии и Сингапуре. Однако консалтинговые фирмы есть практически во всех регионах мира.
 В странах Центральной и Восточной Европы, а также в республиках бывшего СССР консалтинг как деятельность независимых фирм, реализующих свои услуги на рыночных началах, возник лишь в конце 1980-х гг.
 Согласно проведенному в 1996 г. обследованию мирового рынка консалтинга* основными клиентами консультантов являются отрасли промышленности, финансовые учреждения, государственные организации и торговля.
 
 *См.: International Comparative Study of Management Consulting Services published by All Japan Federation of Management Organizations (Zen-Noh-Ren). Tokyo. 1996.
 
 Услугами, пользующимися наибольшим спросом, являются разработка стратегии, бизнес-планов и услуги по реструктуризации.
 Сформировалась и определенная инфраструктура регулирования и саморегулирования консалтинговых услуг, которая включает следующие элементы:
 1) внутренние кодексы этики и стандартов практики профессиональных ассоциаций консультантов и других специалистов в области профессиональной поддержки бизнеса (аудиторов, юристов, специалистов по подбору кадров);
 2) систему государственных нормативных актов, прямо или косвенно регулирующих рынок профессиональных услуг. Нормативные документы, регулирующие эту область услуг в России, приведены в приложении 1;
 3) международные стандарты качества предоставления услуг – например, уже упоминавшиеся стандарты ISO-9001, разработанные Международной организацией по стандартизации (ISO). Возможно также применение стандартов Европейского фонда управления качеством (EFTQM). Эти правила конкретизируются по отношению к консалтинговым услугам обычно самими профессиональными ассоциациями, которые осуществляют сертификацию и контроль;
 4) системы правил найма консультантов, принятых в правительственных и межправительственных организациях: ЕС, ЕБРР, Мировом банке и т.д. (приложение 6);
 5) системы внутренних правил консалтинговых фирм;
 6) системы правил отбора и найма консультантов у фирм-клиентов. Профессиональные консалтинговые ассоциации существуют в настоящее время в 42 странах мира. Обычно членство в них является корпоративным, т.е. они объединяют не индивидуальных консультантов, а консалтинговые фирмы. Индивидуальные консультанты создали специальные формы объединений, которые называются "институты менеджмент - консалтинга". Национальные консалтинговые институты объединены в Международный совет консалтинговых институтов со штаб-квартирой в Торонто (Канада).
 Существуют два ведущих международных профессиональных объединения консалтинговых фирм:

<< Пред.           стр. 1 (из 11)           След. >>

Список литературы по разделу