<< Пред. стр. 11 (из 11) След. >>
роль качества;услуги клиентам;
отношения с общественностью.
Приложение 9
Вопросы для самопроверки
1. Есть ли отличие между терминами "управленческое консультирование" и "консультирование по экономике и управлению"?
2. Какой период называют "золотым веком" консалтинга?
3. Какие виды услуг включает классификация Европейского справочника-указателя консультантов по управлению?
4. Что такое Т-образный профиль консультанта?
5. В чем состоят различия между экспертным, процессным и обучающим консультированием?
6. В каких регионах мира ожидается ускоренное развитие консалтинговых услуг, согласно прогнозам Всемирного конгресса консультантов в Иокогаме?
7. Что такое "большая пятерка" и каковы тенденции слияния в ней?
8. Чем консалтинговый процесс отличается от консалтингового проекта?
9. Дайте определение внешних и внутренних консультантов и сравните их преимущества и недостатки.
10. Какие существуют виды профессиональных услуг по экономике и управлению, связанные с менеджмент - консалтингом?
11. Что представляют собой проблемы коррекции, совершенствования и творческого развития?
12. Каковы факторы формирования предложения консалтинговых услуг?
13. Что такое лонг-листинг, шот-листинг и окончательный выбор?
14. Какие суждения характерны для "трудного" клиента?
15. Каковы четыре основные формы установления цены на консалтинговые услуги?
16. Что такое коэффициенты использования, реализации и собираемости?
17. Какие 7 форм договоров можно выделить с точки зрения содержания отношений "консультант–клиент"?
18. Что такое лабораторный метод (метод Т-группы)?
19. На какие основные группы можно разделить методы работы консультантов с клиентами?
20. Какие операции входят в процедуру диагностики и постановки проблем?
21. Какие операции входят в процедуру выработки решений?
22. Какие операции входят в процедуру разработки программ реализации проекта?
23. Чем мониторинг проекта отличается от оценки результатов?
24. Какие три метода используются для оценки результатов работы консультантов?
25. Что такое техническая помощь с содержательной и организационно-экономической точек зрения?
26. Какие существуют виды технической помощи, с точки зрения ее субъектов?
27. Почему профессия консультанта требует специальной методологической подготовки?
28. Каковы цели начального обучения консультантов?
29. Какие нормативные документы регулируют предоставление менеджмент-консалтинговых и других профессиональных услуг в России?
30. Какие органы саморегулирования консалтинговой профессии действуют в России и в мире?
Приложение 10
Список литературы по консультированию в области экономики и управления
1. Распоряжение Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом от 2 октября 1992 г. № 507-Р "Об участии консультационных фирм и индивидуальных консультантов в проведении работ по приватизации государственных и муниципальных предприятий" //Финансовые вести. 1993. № 5. С. 8–9.
2. Азбука управленческого консультирования. Тезисы семинара "Консультирование управления производством". Таллин: ЭстНИИНТИ, 1981.
3. Бакрадзе Т. Г. Что мешает распространению управленческого консультирования // ЭКО. 1989. № 2. С. 164-165.
4. Берникова Е. Д. Опыт организации консультационных фирм в промышленно развитых капиталистических странах //Новое в науке, технике и производстве. Экономические проблемы НТП. Киев: УкрНИИНТИ, 1984.
5. Большаков В. В., Раджюкинас Ю. Управленческая инфраструктура и основные направления ее развития. Аналитический обзор. Вильнюс: ЛитНИИНТИ, 1988.
6. Вяткин В. Н., Шевляков В. М., Серов В. Н. Организационное проектирование управленческих нововведений. Пермь, 1990.
7. Гаськов В., Лузин А. Опыт международного управленческого консультирования // Проблемы теории и практики управления. 1987. № 1. С. 91–93.
8. Гончарук В. А. Маркетинговое консультирование. М.: Дело, 1998.
9. Горюнов И. Ю., Ушанов Ю.Л. Консультанты по управлению в США // ЭКО. 1989. № 2. С. 169-178.
10. Делягин М. Иностранные консалтинговые фирмы привлекают специалистов, знающих специфику нашей страны //Финансовые известия. 1993. № 35.
11. Драганов X. Консультационная деятельность по управлению //ЭКО. 1978. № 5.
С. 146-148.
12. Дудченко B. C. Инновационные технологии. Учебно-методическое пособие. М.:
МГСУ, 1996.
13. Дудченко B. C. Консультирование – неформальная деятельность//ЭКО. 1988. № 11.
С. 105.
14. Елмашев О. К. Консультации и нововведения в управлении производством. (Вопросы теории и практики). Рекомендательный указатель литературы. Ижевск: Книжн. изд-во,
1984.
15. Елмашев O. K. Управленческое консультирование: вопросы теории и практики. Ижевск: Удмуртия, 1989.
16. Замараев В. И. Тенденции консультативного бизнеса в экономике США //Вестник Всесоюзного общества информатики и вычислительной техники. 1991. № 2. С. 82–88.
17. Идельменов С. В. Управление нововведениями в промышленности. Л.: ЛФЭИ, 1991.
18. Использование консультантов в управлении: Методические рекомендации слушателям. Таллин: Межотраслевой институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов народного хозяйства ЭССР, 1983.
19. Как развиваться управленческому консультированию? Круглый стол ученых и специалистов по управленческому консультированию, руководителей предприятий // ЭКО. 1986. № 10. С. 60-91.
20. Кац М., Питерсайд Ч. Зарубежный опыт в консультационных и учебных проектах России //Реформа. 1994. № 12.
21. Кирьев А. И., Пациоровская В. В. и др. Консультационные бюро (фирмы) по труду и социальным вопросам. (Нормативно-справочные материалы). М.: ВН Центр Госкомтруда СССР, 1989.
22. Комаров В. Ф., Речин В. Д. Итоги и перспективы управленческого консультирования // ЭКО. 1989. № 5. С. 182-186.
23. Консалтинг в России: введение в профессиональные методы работы. Практическое пособие / Под ред. А.П. Посадского. М.: Джангл, 1998.
24. Консультанты из Франции о своей работе //ЭКО. 1981. № 1. С. 209–215.
25. Консультанты по управлению: новые задачи //Проблемы теории и практики управления. 1989. № 2. С. 85-90.
26. Консультация по рационализации учреждений и предприятий (проспект). М.:
Техника управления, 1929.
27. Коробцев В. В. Проблемы профессионализации консультантов по управлению // Управленческое консультирование нововведений (индивид в организации): Сб. трудов. Вып. 4. М.: ВНИИСИ, 1990. С. 88-94.
28. Кочетков Г., Эленурм Т. Теория и практика консультирования по управлению // Вопросы экономики. 1979. № 5. С. 2–10.
29. Кубр М. Управленческое консультирование и перспективы сотрудничества Восток-Запад // Проблемы теории и практики управления. 1991. № 4. С. 96–101.
30. Купер А. Экономическая экспертиза и консультирование управляющих // Проблемы теории и практики управления. 1991. № 2. С. 102–105.
31. Лейманн Я. А. В гостях у финских профессионалов-консультантов по управлению // ЭКО. 1980. № 7. С. 57-64.
32. Лейманн Я. А. О методике и практике изменения организации при помощи внешних консультантов. Структура инновационного процесса. Труды конференции. М.: ВНИИ системных исследований, 1981. С. 108–116.
33. Лейманн Я. А. Профессия – консультант по управлению // ЭКО. 1982. № 7. С. 90–98.
34. Лейманн Я. А. Руководитель и специалист: взаимодействие. (Об управленческом консультировании). М.: Знание, 1984.
35. Лейманн Я. А. Управленческое консультирование в системе совершенствования деятельности хозяйственных операций. Дисс. на соиск. уч. степ. д. э. н. Таллин, 1988.
36. Лейманн Я., Кабин Я. Эффект консультации // Экономика строительства. 1981. № 4. С. 68-69.
37. Лузин А.Е. Ассоциации консультантов по управлению и кодекс их деятельности // ЭКО. 1988. № 11. С. 102-104.
38. Лузин А. Е. Роль и место консультационной деятельности в рационализации управления. Дисс. на соиск. уч. степ. к.э.н. М., 1972.
39. Лузин А. Е., Елмашев O. K. Вопросы теории и практики организации управленческого консультирования. (Методические рекомендации). Устинов: Госкомиздат УАССР, 1986.
40. Лузин А. Е., Озира В. Ю. Консультационные фирмы капиталистических стран по управлению. М.: Экономика, 1975.
41. Назаров Н. И. Управленческое консультирование. Методические рекомендации. Л.: ИПК руководящих работников и специалистов судостроительной промышленности, 1984.
42. Онтосинтез социальной реальности /Ред. B.C. Дудченко. М.: ИКАР, 1998.
43. Опыт управленческого консультирования. Методические рекомендации / Сост. Я. Лейманн, М. Хабакук. Таллин: ЭстНИИНТИ, 1984.
44. Организация консультационной деятельности по управлению: Обзорная информация / Сост. В. И. Третьяк. Киев: УкрНИИНТИ, 1975.
45. Организация работы консультационных фирм: Обзорная информация /Сост. B. C. Домашевский. Киев: УкрНИИНТИ, 1972.
46. Отчет о проведенном исследовании "Рынок консультационных услуг в России". М.: Карана корпорейшн-Интерквест, 1997.
47. Пациоровская В. В., Петрова А. И., Баташова Л.И. Консультационные бюро (фирмы) по труду и социальным вопросам. Справочник. М.: ВНЦентр Госкомтруда СССР, 1990.
48. Перчик В.Ф. Консультационная деятельность в системе государственно - монополистического капитализма. Дисс. на соиск. уч. степ. к. э. н. Киев, 1973.
49. Посадский А. П. Инфраструктура профессиональной поддержки предприятий:
консалтинг, аудит, трейнинг //Экономика. Учеб. для экон. академий, вузов и факультетов /Под ред. А. С. Булатова. М.: Изд-во БЕК, 1994.
50. Посадский А. Консалтинг в России получает признание властей //Финансовые известия. 1992. 30 декабря; 1993. 13 января.
51. Посадский А. П. Консалтинг в России //Деловой мир. 1993. 18 декабря.
52. Посадский А. П. Консалтинг – инфраструктура профессиональной поддержки бизнеса //Инвестиции в России. 1994. № 1. С. 54–58.
53. Посадский А. П., Пресняков В. Ю. Консалтинг и внешнеэкономические связи России //Международный бизнес России. 1995. № 1.
54. Пригожий А. И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). М.: ИПЛ, 1989.
55. Пригожин А. И., Хайниш С.В. Управленческое консультирование – становление и перспективы //Проблемы теории и практики управления. 1983. № 2. С. 13–24.
56. Прокопенко И. Управленческое консультирование как услуга //Проблемы теории и практики управления. 1988. № 1. С. 90–96.
57. Прокопенко И. Управленческое консультирование и хозяйственная самостоятельность: требование времени //Экономика Советской Украины. 1988. № 1. С. 16.
58. Пятенко С. В. Выбор аудитора и консультанта. М.: ФБК-ПРЕСС, 1998.
59. Рационализация управления производством. Очерки теории и практики управленческого консультирования /Под ред. O.K. Елмашева. Ижевск: УИТИЯиЛ УО АН СССР, 1990.
60. Речин В. Д., Сергеева Л. А. Оценка эффективности управленческого консультирования. Препринт. Новосибирск: ИЭ АН СССР, 1983.
61. Романова М. И. Развитие организационных форм управленческого консультирования в СССР //Кадры. Информационный бюллетень. 1990. № 4. С. 4–8.
62. Романова М. И. Эффективность управленческого консультирования на предприятиях и организациях транспорта. Дисс. на соиск. уч. степ. к. э. н. М., 1990.
63. Румянцева 3., Алешникова В. Становление рынка управленческого консультирования //Российский экономический журнал. 1993. № 3. С. 44–53.
64. Савенкова Т. И. Развитие консультационной деятельности. М.: МНИИПУ, 1990.
65. Сидорова Г. Н. Уйдем ли мы от импорта консалтинга? //Деловой мир. 1994. 16 декабря.
66. Слово профессионалам-консультантам //ЭКО. 1984. № 12. С. 97–122.
67. Старов Н. А., Кузьмичев А. Д. Из истории управленческого консультирования // ЭКО. 1986. № 10. С. 80-91.
68. Суслов М. И. Роль консультационных фирм в экономике капиталистических стран. Минск: ИЭАН БССР, 1978.
69. Третьяк В. И., Шевандина Г. В. Консультативная деятельность по проблеме управленческих нововведений //Новое в науке, технике, производстве. Информация. Киев: УкрНИИНТИ, 1983.
70. Унжаков И. В. Опыт работы консультанта по управлению //ЭКО. 1981. № 11. С. 37–47.
71. Управленческое консультирование на производственно-хозяйственных объектах стран-членов СЭВ. М.: МНИИПУ, 1989.
72. Управленческое консультирование: Путеводитель по профессии: В 2 т. / Под ред. М. Кубра. Пер. с нем. 2-е изд., перераб. М.: Интерэксперт, 1992.
73. Управленческие нововведения в США. Проблемы внедрения /Под ред. Ю. А. Ушанова. М.: Наука, 1986.
74. Фаминский И. П., Посадский А. П., Пресняков В.Ю. Техническая помощь Запада России: состояние и перспективы //Внешняя торговля. 1995. № 7–8.
75. Фаминский И. П., Посадский А. П., Пресняков В.Ю. Техническая помощь России со стороны международных организаций, правительств и неправительственных организаций зарубежных стран (практические аспекты) //Экономика и коммерция. 1995. Вып. 4.
76. Филонович С. Р. Консалтинг: процессное консультирование //Служба персонала. 1996. № 8.
77. Хабакук М. Я. Методы работы консультантов по управлению. Таллин: ЭстНИИНТИ, 1985.
78. Хабакук М. Управленческое консультирование. (Опыт Эстонской ССР). Таллин: ЭстНИИНТИ, 1983.
79. Хабакук М. Я. Управленческое консультирование: прошлое, настоящее и будущее. Таллин: ЭстНИИНТИ, 1981.
80. Хенцлер Г. Консультационный бизнес в Западной Европе //МЭиМО. 1989. № 3. С. 91-94.
81. Чакыров К. Управление и нормативное регулирование консультационной деятельностью. М.: МНИИПУ, 1990.
82. Чакыров К. Управление консультационной деятельностью //Проблемы теории и практики управления. 1991. № 1. С. 102–105.
83. Юксвярав Р. К., Хабакук М. Я., Лейманн Я. А. Управленческое консультирование: теория и практика. М.: Экономика, 1988.
84 Block P. Flawless Consulting. Amsterdam, 1981.
85 Bailey D., Sproston C. Choosing and Using Training Consultants. Aldershot, 199J.
86 FEACO-Survey 1996: Facts and Figures 1995. Bonn, 1996. P. 9.
87 Bennet R Choosing and Using Management Consultants. London, 1990.
88. European Directory of Management Consultants. London: FEACO-AP Information Services 1995.
89. International Comparative Study of Management Consulting Services published by All Japan Federation of Management Organizations (Zen-Non-Ren). Tokyo, 1996.
90 Guidelines for the Use of Consultants by World Bank Borrowers and by the World Bank as Executing Agency. Washington (D.C.): The World Bank, 1992.
91 Handbook of Management Consulting Services. McGrow-Hill Book Company, 1986. 92. Hurley N. Management Consultancy Manual: Operating a Successful Management Consultancy Assignment. Ankara: SM1DO, 1990.
93 Kubr M How to Select and Use Consultants: A Client's Guide. Geneva. 1LO. 1993.
94. Maister D. Professional Service Firm Management. Boston: Maister Associates, Inc.,
95. Management Consultants 1996 World Conference "The Roles and Activities of the Consulting Business towards the 21st Century". Yokohama, Zen-Non-Ren, 1996. P 165-167.
96 Schein E. Process Consultation: Its Role in Organization Development. Reading. Massachusetts: Addisson-Wesley, 1969
97 Schein E H The Role of Process Consultation in the Creation and Implementation of Strategy //European Management Congress. East meets West. October 22-25, 1990. Prague, 1990. P.121-127.
98 Standish С. Getting Value from Professional Advisers. London, 1993.
99: Steele F. Consulting for Organizational Change. Amherst: University of Massachusetts Press 1975.
100. Stryker S. Guide to Successful Consulting. N.-Jersey, 1984.
содержание
От издателя................................................................................................................................................................................ 2
1. ВВЕДЕНИЕ. КОНСАЛТИНГ И ЭКОНОМИКА............................................................................................................. 3
1.1.Определение консалтинга.................................................................................................................................... 3
1.2. Возникновение, современное состояние и перспективы развития консалтинга в мире 11
1.3. Особенности консалтинга в России........................................................................................................... 19
2. Экономика и организация консалтинговых услуг........................................................................ 29
2.1. Субъекты и объекты консультирования. Условия вхождения в консалтинговый бизнес 29
2.2. Стадии консалтингового процесса........................................................................................................... 32
2.3. Классификация консалтинговых услуг................................................................................................ 37
2.4. Маркетинг консалтинговых услуг............................................................................................................. 51
2.4.1. Выявление потребности в консультировании и формирование спроса на консалтинговые услуги 52
2.4.2. Формирование предложения консалтинговых услуг.................................................................................... 57
2.4.3. Процедура выбора консультантов клиентами............................................................................................... 64
2.5. Ценообразование на консалтинговые услуги и финансирование деятельности консультантов 69
2.6. Формы договоров на консалтинговые услуги.................................................................................. 75
2.7. Методы работы консультантов во время осуществления консалтингового проекта 78
2.8. Мониторинг и оценка результатов консалтинговых услуг.................................................. 101
3. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ КАК СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ФОРМА КОНСАЛТИНГА......................................... 104
3.1. Определение и виды технической помощи........................................................................................... 104
3.2. Техническая помощь России.......................................................................................................................... 105
4. Процесс обучения консультантов по экономике и управлению..................................... 112
ПРИЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................................................................................... 117
Приложение 1 Некоторые нормативные документы, регулирующие предоставление консалтинговых услуг в России.................................................................................................................................................................. 117
Приложение 2..................................................................................................................................................................... 123
Кодекс деловой этики консультанта при проведении работ по приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации.................................................................. 123
Приложение 3..................................................................................................................................................................... 124
Программы подготовки консультантов по экономике и управлению, разработанные Ассоциацией консультантов по экономике и управлению (АКЭУ)........................................................................... 124
3.1. Программы базового курса и курса специализации....................................................................................... 124
3.2. Учебные планы базового курса и курса специализации................................................................................ 127
3.3. Программа спецкурса "Основы консультирования по экономике и управлению", применяемая АКЭУ для студентов базового и дополнительного менеджмент-образования (16 часов)................................................................. 128
3.4. Программы обучающих семинаров в рамках проекта Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров (НФПК) "Улучшение качества консалтинговой профессии в России", разработанные Голландской ассоциацией консультантов (ROA) совместно с Российской ассоциацией консультантов по экономике и управлению (АКЭУ) 129
Приложение 4 Перечень услуг некоторых консультационных фирм, действующих на территории России..................................................................................................................................................................................... 132
Приложение 5 Национальные и международные ассоциации консультантов в России и в мире 143
5.1. Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО)............ 143
5.2. Национальная ассоциация консультантов по экономике и управлению России (АКЭУ).................... 146
5.3. Ассоциация менеджмент-консалтинговых фирм (АМКФ) (с 1929 по 1997 г. носила название: Американская ассоциация консалтинговых фирм – АКМЕ)................................................................................................................................... 148
5.4. Всеяпонская федерация управленческих организаций................................................................................... 148
Приложение 6 Формы заявок на получение международной технической помощи... 148
6.1. Форма заявки на консультационно-техническую помощь Европейского союза..................................... 148
6.2. Форма заявки на консультационно-техническую помощь Канадской службы технического содействия (КЕСО)........................................................................................................................................................... 150
Приложение 7 Процедуры найма и использования консультантов организациями, оказывающими международную техническую помощь....................................................................................................... 153
Приложение 8..................................................................................................................................................................... 164
Свод основных знаний о менеджмент - консалтинге, разработанный Международным советом консалтинговых институтов (1СМС1)* (Unifying Body of Knowledge - UBK)........................... 164
Приложение 9..................................................................................................................................................................... 182
Вопросы для самопроверки.................................................................................................................................... 182
Приложение 10................................................................................................................................................................... 183
Список литературы по консультированию в области экономики и управления......... 183
содержание........................................................................................................................................................................... 188
<< Пред. стр. 11 (из 11) След. >>