<< Пред. стр. 7 (из 11) След. >>
5. Сертифицированная структура обязана с необходимой полнотой разъяснять клиентам суть и характер стоящих перед ними проблем, достаточно полно и объективно характеризуя реалистичность их решения, а также необходимые условия и альтернативные пути их решения, включая наиболее экономичные.6. Оплата услуг консультанта должна осуществляться на основе фиксированных до начала работы договорных обязательств, а не в зависимости от коммерческих показателей деятельности клиента (прибыли и т.п.).
Приложение 3
Программы подготовки консультантов по экономике и управлению, разработанные Ассоциацией консультантов по экономике и управлению (АКЭУ)
3.1. Программы базового курса и курса специализации
Разработанные программы рассчитаны (в соответствии с мировой практикой) на подготовку консультантов из числа лиц, имеющих высшее образование по экономике, управлению, организации производства и смежным специальностям (социология, социальная психология, хозяйственное право и т. д.).
Программы составлены в соответствии с требованиями Международного совета консалтинговых институтов и Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению, что позволяет успешно прошедшим курс получить сертификаты международного образца.
3.1.1. Программа базового курса (144 часа)
Раздел I
Введение в управленческое консультирование
Тема 1
Консалтинг как элемент инфраструктуры профессиональной поддержки бизнеса
Природа и цели консалтинга, консультант и клиент. Консалтинг и инновации.
Основные типы консалтинга и методические подходы. Типы консалтинговых организаций и виды услуг.
Особенности консалтинга в различных сферах менеджмента: общее управление, управление финансами, маркетинг и сбыт, управление производством, управление кадрами.
Управленческое консультирование как профессиональная карьера. Организационная инфраструктура профессии (ассоциации и другие виды объединений; сертификация и лицензирование). Профессиональная этика в консультационной работе.
История, современное состояние и перспективы развития консалтинга.
Тема 2
Обзор консалтингового процесса
Структура и стадии осуществления консалтингового проекта.
Начало работы над проектом. Первые контакты с клиентом, первичное диагностирование задачи, планы проекта, коммерческое предложение клиенту, заключение контракта на оказание консалтинговых услуг.
Диагностирование. Концептуальная структура диагностирования, выделение необходимых факторов, источники и пути их получения, анализ полученных сведений, обратная связь с клиентом.
Планирование деятельности. Поиск идей для возможных решений, разработка и оценка имеющихся альтернатив, представление клиенту предложений возможных направлений деятельности.
Реализация проекта. Роль консультанта в решении поставленной задачи, планирование и мониторинг в процессе решения задачи, обучение и повышение квалификации персонала фирмы заказчика, тактические приемы руководства для внесения изменений в методы работы, система поддержки и контроля в новых условиях.
Завершение работы над проектом. Выбор оптимального времени для прекращения работы консультанта в фирме, оценка проведенной работы, будущее сотрудничество по данной проблеме, окончательный отчет.
Раздел II
Навыки и умения консультанта
Тема 3
Анализ и решение проблем
Системный подход к решению проблем в управлении и бизнесе. Методы анализа функционирования предприятия.
Сбор данных и техника записи. Методы анализа данных и поставленных задач. Методы разработки предложений. Техника творческого мышления. Методы оценки и выбора альтернатив. Методы измерения и оценки результатов, полученных в итоге осуществления консалтинговых проектов.
Темя 4
Поведение и коммуникации
Поведенческие аспекты консультационного процесса и взаимоотношения консультант-клиент. Бихевиористические роли консультанта и клиента. Психология клиента.
Консалтинг и культура. Техника диагностирования позиций, взаимоотношений, стилей поведения и управления в организациях.
Методы содействия переменам в людях и организациях. Методы общения и убеждения.
Работа в группе и проведение собраний. Использование тренинга в консалтинге. Оценка потребностей обучения. Подготовка программ обучения. Методы обучения руководства и персонала.
Этикет в отношениях "консультант–клиент". Форма составления отчета для клиента.
Тема 5
Маркетинговая и управленческая деятельность для осуществления консультационных проектов
Принципы маркетинга, используемые для обеспечения спроса на консультационные услуги. Техника маркетинга. Предложения заказчику (планирование, подготовка, презентация).
Консалтинговые контракты и их обсуждение. Установление вознаграждения.
Структура, планирование и подбор персонала для осуществления консалтингового проекта. Руководство и контроль за выполнением заказа.
Подготовка отчетов заказчику и консультационной фирме.
Раздел III
Консультационная фирма
Тема 6
Управление и совершенствование работы консультационной фирмы
Создание консультационной фирмы. Экономика и стратегия консультационной фирмы. Юридическая форма и организационная структура. Культура фирмы и стиль управления. Набор, обучение и оплата консультантов. Управление финансами.
Текущее управление фирмой и контроль. Мониторинг деятельности фирмы. Структура администрации.
3.1.2. Программа курса специализации (108 часов)
(Консультирование по различным сферам менеджмента)
Тема 1
Консалтинг в генеральном управлении
Природа и охват консультирования по генеральному управлению.
Корпоративная стратегия. Структуры и системы. Корпоративная культура и стиль управления.
Инновации и преприимчиность.
Тема 2
Консалтинг в управлении финансами
Финансовая оценка. Оборотный капитал и управление ликвидами. Структура капиталовложений и финансовые рынки. Слияния и приобретения. Финансы и финансовые операции: анализ капиталовложений. Система учета и бюджетный контроль. Управление финансами при инфляции.
Совместное проведение операций с зарубежными партнерами и использование внешних финансовых рынков.
Тема 3
Консалтинг в области маркетинга и сбыта
Стратегический уровень в маркетинге, маркетинговые операции. Консалтинг в торговых фирмах. Международный маркетинг. Транспортировка товаров. Общественные отношения.
Тема 4
Консалтинг в управлении производством
Продукция. Методы и организация производства. Управление людьми в процессе производства.
Тема 5
Консалтинг в управлении кадрами и повышение их профессионального уровня
Изменяющийся характер функции персонала. Политика, практика и анализ кадров. Планирование кадров. Комплектование штатов и отбор. Мотивация и вознаграждение. Развитие кадрового потенциала. Трудовые отношения между административно-управленческим персоналом и работниками.
Тема б
Консалтинг в управлении малым бизнесом
Характеристика малого предприятия. Роль консультанта и характер его деятельности. Консалтинг в жизненном цикле малого предприятия. Зоны особого внимания.
Тема 7
Консалтинг в управлении государственным сектором
Особенности консалтинга в государственном секторе. Государственный сектор и внешние факторы. Подготовка руководителей государственных организаций и их мотивация. Разработка и внедрение программы по повышению эффективности деятельности государственных организаций.
Тема 8
Консалтинг в компьютеризации управления
Современные компьютеры и их деловые функции. Консалтинг и компьютеры в малом бизнесе. Консалтинг и компьютеры на крупных предприятиях. Перспективы.
3.2. Учебные планы базового курса и курса специализации
3.2.1. Учебный план базового курса
*На семинарах обсуждается материал по теме и углубленно изучаются отдельные вопросы (в том числе в форме докладов слушателей). На практических занятиях проводится разбор конкретных деловых ситуаций (кейсов) и деловые игры. По завершении курса проводится экзамен (1 неделя).
3.2.2. Учебный план курса специализации
*Примечание: Итоговая оценка ставится на основании работы слушателей во время семинаров и практических занятий.
После осуществления начального обучения по специализированному и базовому курсам консультант проходит полугодичную стажировку в российских или зарубежных консалтинговых фирмах (или самостоятельно), после чего должен защищать дипломную работу.
3.3. Программа спецкурса "Основы консультирования по экономике и управлению", применяемая АКЭУ для студентов базового и дополнительного менеджмент-образования (16 часов)
1. Введение. Консалтинг как элемент инфраструктуры профессиональной поддержки бизнеса.
Дается определение консалтинга, принятое Европейской федерацией ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО): "Менеджмент-консалтинг заключается и предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации*. Описывается современное состояние сферы консалтинговых услуг в России и в мире.
*FEACO Information Document. Bruxelles, 1994. P.2.
2. Субъекты, виды и объекты консультирования.
Субъекты: внешние и внутренние консультанты
Виды: а) по методам – экспертное, процессное и обучающее консультирование; б) по объектам – приводится классификация Европейского справочника-указателя консультантов по экономике и управлению (94 вида услуг). Дается описание специфики консультирования по общему управлению, администрированию, финансовому управлению, управлению кадрами, маркетингу, организации производства и информационным технологиям, экономико-экологическим вопросам.
3. Наиболее распространенные проблемы, решаемые российскими консультантами. Приводятся данные о предложении и спросе на консалтинговые услуги в России и описание случаев (кейсов) из практики работы консультантов.
4. Работа консультанта с клиентной организацией.
4.1. Как формируется коммерческое предложение консалтинговых услуг?
4.2. Как ведутся предпроектные переговоры?
4.3. Как составляется контракт на предоставление консультационных услуг?
4.4. Как устанавливается цена на консалтинговые услуги?
4.5. Как консультант работает с клиентом в ходе осуществления консалтингового проекта?
4.6. Как оценивается эффективность консалтинговых услуг?
5. Как осуществляются консалтинговые услуги в рамках программ консультационно-технического содействия России (Всемирный банк, Европейский союз, Американское агентство международного развития и т.д.).
6. Формы профессиональных услуг по экономике и управлению, связанные с консалтингом.
6.1. Аудит.
6.2. Бухгалтерское обслуживание.
6.3. Юридические услуги.
6.4. Информационные технологии.
6.5. Инжиниринг.
6.6. Инвестиционное банкирование.
6.7. Рекрутмент.
6.8. Реклама и отношение с общественностью.
6.9. Деловая информация.
6.10. Тренинг.
7. Методы исследования рынка консалтинговых услуг.
Даются рекомендации по исследованию и мониторингу рынка консалтинговых услуг в России на основе опыта проведения этих работ российской Ассоциацией консультантов по экономике и управлению, накопленного в ходе осуществления таких исследований по заказам Международной организации труда (МОТ), Всемирного банка, Европейской федерации ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО) и Европейского справочника-указателя консультантов.
Приводятся сведения о проведении исследований рынка консалтинга в других странах мира.
3.4. Программы обучающих семинаров в рамках проекта Национального фонда подготовки финансовых и управленческих кадров (НФПК) "Улучшение качества консалтинговой профессии в России", разработанные Голландской ассоциацией консультантов (ROA) совместно с Российской ассоциацией консультантов по экономике и управлению (АКЭУ)
Семинар 1
Обеспечение качества консалтинговых услуг
Цель семинара
Расшифровка понятия "высокопрофессиональное управление консалтинговой фирмой". Искусство менеджмента и практические навыки.
Семинар предназначен для офис-менеджеров, консультантов и управляющих партнеров консалтинговых фирм, сотрудников национальных профессиональных ассоциаций, сотрудников высших учебных заведений.
Ожидаемые итоги семинара:
• Получение участниками знаний о том, что такое управление качеством вообще и в консалтинговой фирме в частности.
• Выработка непосредственного представления о важности и коммерческой выгодности качественного менеджмента на Вашей фирме.
• Соотношение между удовлетворением запроса клиента, профессиональным развитием консультантов и качеством менеджмента.
• Овладение наиболее важными методами и техниками менеджмента.
• Обмен мнениями по вопросам обеспечения качества консалтинговых услуг на основе существующего опыта.
• Подготовка профессионалов в России для формирования системы сертификации и оценки качества консалтинговых услуг в России.
Содержание семинара
День первый.
Основные критерии качества
1. Введение.
2. Этимология и определение понятия "качество".
3. Стратегические аспекты качества.
4. Качественное руководство фирмой и управление изменениями.
5. Необходимость профессионального этического кодекса и стандартов качества консультационных услуг.
6. Сопоставление современной российской ситуации и мирового опыта управления.
День второй.
Процесс управленческого консультирования
Система стандартов
1. Политика и организация.
2. Интейк (первая встреча с клиентом), составление предложения и заключение контракта.
Процессы
3. Подрядные контракты и покупки.
Организация и документация
4. Организация проекта и консультирование.
5. Завершение проекта, оценка проделанной работы, последующее сопровождение.
6. Контроль документации.
7. Исследования и разработки.
8. Повышение образовательного уровня и практический опыт.
9. Критерии качества для фирм и индивидуальных консультантов.
День третий.
Профессионалы–профессионалам
1. Введение профессионального кодекса и процедуры проверки качества работы фирмы.
2. Методы и процедуры оценки, анализа и повышения качества работы.
3. Как управлять фирмой, оказывающей профессиональные интеллектуальные услуги.
4. Сертификация и роль национальных ассоциаций.
Модель семинара
• Презентация
• Работа с кейсами (ситуациями)
• Взаимодействие в группе (совместная выработка решений)
• Просмотр и анализ видеофильма
Семинар 2
Управление консалтинговой фирмой и маркетинг консалтинговых услуг
Содержание семинара
1. Консалтинговая фирма как профессиональная организация. Основные критерии понятия "профессионал". Управление профессиональной организацией и возможные сложности руководства. Эффективные методы управления персоналом.
2. Консалтинговая фирма как отдельная экономическая единица. Надежное обеспечение финансовой деятельности. Способы и механизмы управления экономической деятельностью. Установление гонораров и зарплат.
3. Маркетинг и продажа консалтинговых услуг. Эффективная стратегия маркетинга. Различие между понятиями "маркетинг" и "продажа консалтинговых услуг". Стратегия маркетинга и продаж.
4. Исследования и развитие консалтинговой фирмы. Понятие "продукт" с точки зрения консалтинга. Усовершенствование продукта и роль исследований в этом процессе. Изучение рынка как фактор совершенствования стратегии маркетинга. Кто занимается разработкой продукта.
5. Взаимодействие консалтинговых фирм и методы его осуществления. Как эти методы способствуют повышению качества консалтинговых услуг на уровне отдельных консультантов и фирм в целом.
На семинаре будут рассмотрены связи с другими аспектами деятельности консалтинговых фирм (сертификаты, подбор персонала).
Модель семинара
Лекции по тематике. Групповая работа (вопросы участников и обсуждения): соотношение теории с практической работой. Презентация кейсов. Итоги.
Семинар 3
Построение отношений с клиентом
Цель семинара
Усовершенствование знаний и практических навыков в том, как профессионально составлять предложения, привлекательные для клиента, и, таким образом, заключать интересные и коммерчески выгодные контракты.
Качественная презентация предложения.
Управление процессом на стадии заключения и подписания контракта.
Отношения с клиентом во время осуществления проекта.
Оценка результатов проекта для клиента.
Ожидаемые итоги семинара
• Получение слушателями знаний о процессе работы консультанта на различных этапах.
• Осведомленность в области взаимоотношений "консультант–клиент".
• Приобретение навыков профессионального составления и презентации предложения клиенту.
• Понимание терминов "покупка" и "продажа" профессиональных услуг.
• Знания и практические навыки в процессе общения с клиентом.
Содержание семинара
1. Как консультант может получить контракт и какую роль в этом играет профессионально правильно составленное предложение?
2. Составление и презентация предложения клиенту.
3. Какова роль консультанта при получении заказа и успешного его выполнения?
День первый.
1. Введение в тематику семинара.
2. Работа консультанта на различных этапах.
3. Работа с клиентом и получение заказа.
День второй.
1. Продажа профессиональных консалтинговых услуг.
2. Решение о "покупке" услуг со стороны клиента.
3. Разработка и презентация предложения.
День третий.
1. Общение с клиентом на стадии осуществления проекта.
2. Оценка клиентом результатов работы консультанта.
3. Соблюдение интересов консультанта.
Модель семинара
Семинар задуман как взаимный обмен мнениями и опытом между российскими и западными коллегами. Поэтому наряду с выступлениями западных консультантов предполагается активное участие российских слушателей в групповых дискуссиях, обсуждениях кейсов, ролевых играх и т.д.
Приложение 4 Перечень услуг некоторых консультационных фирм, действующих на территории России
Российские консалтинговые фирмы
Зарубежные консалтинговые фирмы
Приложение 5 Национальные и международные ассоциации консультантов в России и в мире
5.1. Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО)
145 rue RoyaIIe, Bruxelles, Belgium
Tel: (32-2) 223 04 13
Fax: (32-2) 223 06 74
Австрия FDU
Fachverband Unternehmensberatung und Datenverarbeitung
Wiedner Hauptstrasse 63
A-1045Wien
Tel: 43 222 - 50 105 35 39
Fax: 43 222 - 50 206 285
Бельгия ASCOBEL
Association Belge des Conseils en Organisation Gestion Avenue des Arts 41 В-1040 Bruxelles
Tel: 322-511 7775
Fax: 32 2 - 513 72 10
Болгария ВАМС
Bulgarian Association of Management Consultants
c/o AItas Consult
P.O.Box 708
1000 Sofia-Bulgaria
Tel: 359 2 - 552 834
Fax: 359 2 - 522 569
Хорватия CROCA (Associate Member)
Croatian Management Consulting Association
Krsnjavoga 1
41000 Zagreb-Croatia
Tel: 38 41 - 44 34 59
Fax: 43 222 - 44 34 59
Чехия АРР
Asociace Pro Poradentsvi v Podnikani
c/o Inventa P.O.Box 121
CZ-10000 Praha 1 Tel: 42 2 - 26 54 75
Fax: 42 2 - 26 54 85
Дания FMK
Foreningen of Managementkonsulenter
Kritianagade 7 DK-2100 Kobenhavn OE
Tel: 45 35 - 43 30 35
Fax: 45 35 - 43 01 35
Финляндия LJK
Liikkeenjohdon Konsultit LJK ry
Pohjantie 12 A SF - 02100 Espoo 10
Tel: 358 0 - 46 76 67
Fax: 385 0 - 46 76 42
Франция SYNTEC MANAGEMENT
Syndicat des Societes de Conseil
3 Rue Leon Bonnat
F-75016 Paris
Tel: 33 1 - 45 24 43 53
Fax: 33 1 - 45 88 26 84
Германия BDU
Bundesverband Deutscher Unternehmensberater e.V.
Friedricli Wilhelmstrasse 2 D-5300 Bonnl Tel: 49 228 - 23 80 55
Fax: 49 228 - 23 06 25
Греция HAMCF-SESSMA
Hellenic Association of Management Consulting Firms
P.O.Box 61085, 151 24 Marousi
GR-Athens