<< Пред.           стр. 10 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу

  Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.
  (Международное право в избранных документах. М., 1957. Т. 1. С. 206-212).
 
 
  УСТАВ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
  (извлечения)
  Мы, народы объединенных наций,
  преисполненные решимости
  избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и
  вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций и
  создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и
  содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,
  и в этих целях
  проявлять терпимость и жить вместе в мире друг с другом, как добрые соседи, и
  объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности и обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе как в общих интересах, и
  использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов,
  решили объединить наши усилия для достижения этих целей.
  Согласно этому наши соответственные правительства через представителей, собравшихся в городе Сан-Франциско, предъявивших свои полномочия, найденные в надлежащей форме, согласились принять настоящий Устав Организации Объединенных Наций и настоящим учреждают международную организацию под названием "Объединенные Нации".
  Глава 1
  ЦЕЛИ И ПРИНЦИПЫ
 
  Статья 1
  Организация Объединенных Наций преследует Цели:
  1. Поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;
  2. Развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;
  3. Осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии, и
  4. Быть центром для согласования действий наций в достижении этих общих целей.
  Статья 2
  Для достижения Целей, указанных в статье 1, Организация и ее Члены действуют в соответствии со следующими Принципами:
  1. Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов;
  2. Все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по настоящему Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации;
  3. Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость;
  4. Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций;
  5. Все Члены Организации Объединенных Наций оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с настоящим Уставом, и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого Организация Объединенных Наций предпринимает действия превентивного или принудительного характера;
  6. Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;
  7. Настоящий Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке настоящего Устава; однако этот принцип не затрагивает применения принудительных мер на основании главы VII.
  (Международное право в документах. М.: Юрид. лит., 1982. С. 3-4)
 
 
 
 
 
 
 
 1 См.: Эбзеев Б.С. Конституция, демократия, права человека. М, 1992. С. 124 и др.
 2 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 6. Ст. 243; 1993. № 29. Ст. 1112.
 3 См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. №4. Ст. 302.
 4 См.: Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 30. Ст. 1797.
 5 Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире. М., 1994. С. 5-6.
 6 См.: Основные положения военной доктрины Российской Федерации // Красная звезда. 1993. 19 нояб.
 7 См.: Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 10. Ст. 775.
 8 Это право субъекта влечет обязанность Государственной Думы рассмотреть внесенный законопроект и принять по нему какое-либо решение.
 9 О Правительстве РФ и других исполнительных органах см. разд. 3.
 
 10 См.: Народный депутат. 1993. № 11.
 11 В разделе 3 "Основы административного права" использованы материалы, подготовленные доктором юридических наук Б.М. Лазаревым для первого издания данного учебника.
 12 Слово "административное" происходит от слова "администрация", которое имеет латинское происхождение (образовано из приставки ad - к, при - и корня ministr - подчиненный, исполнитель) и переводится на русский язык в двух значениях: как государственное управление, т.е. как особый вид государственной деятельности, и как субъект, осуществляющий ее. В некоторых государствах, например в США, слово "администрация" является синонимом слова "исполнительная власть". К этому можно добавить крылатое выражение К. Маркса: "Администрация есть организующая деятельность государства", а отрасль права, регулирующую эту деятельность, принято называть административным правом.
 13 Российская газета. 1997. 23 дек.
 14 Российские вести. 1996. 16 авг.
 15 Российская газета. 1997. 15 июля.
 16 Российская газета. 1995. 3 авг.
 17 Ведомости Верховного Совета ССР. 1980. № 11. Ст. 192.
 18 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 19. С. 685.
 19 См.6 Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право: Учебник. М., 1996. С. 42, 45.
 20 См.: Собрание законодательства РФ. 1995. № 51. Ст. 4970.
 21 Анализу административно-правового статуса граждан посвящены работы многих авторов - монографии, главы в учебниках, статьи в научных изданиях. Тем не менее обращает на себя внимание и кажется весьма интересной структура этого понятия, предложенная авторами названного выше учебника "Российское административное право". М., 1966. С. 45-50.
 22 Например, Советом Европы была принята в Риме 4 ноября 1950 г. "Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод".
 23 Российская газета. 1997. 23 дек.
 24 Применительно к законодательным органам такой записи в Конституции РФ нет.
 25 Характеристика трудового права, его субъектов дается в теме 5.2 настоящего раздела.
 26 На практике и в настоящее время труд указанных лиц применяется на работах, предусмотренных ст. 6 Основ законодательства об охране труда.
 27 Здесь и далее под организациями понимаются организации, предприятия, хозяйственные товарищества, общества и учреждения.
 28 См. тему 5.3 настоящего раздела.
 29 Убытки возмещаются в соответствии с нормами гражданского законодательства. Они включают уже произведенные организацией расходы, а также неполученные доходы.
 30 Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации" в редакции Федерального закона от 20 апреля 1996 г.
 31 Исключение составляют только временные переводы на другую работу, указанные в ст. 26 и 27 КЗоТ РФ.
 32 См.: Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. № 2284 // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 1. Ст. 2.
 33 Собрание законодательства Российской Федерации. 1966. № 3. Ст. 148.
 34 В настоящее время признано необходимым заключение с руководителями федеральных государственных предприятий контрактов в соответствии с гражданским законодательством. Если такой контракт заключен, то п. 4 ст. 254 КЗоТ не может применяться, поскольку он рассчитан на трудовой контракт.
 35 Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 28. Ст. 2972.
 
 36 Более подробно об этом см.: Гражданское право / Отв. ред. проф. Е.А. Суханов: В 2т. М, 1994. Т. 1.С. 110-111.
 
 37 Нетрудоспособными считаются лица, признанные инвалидами I, II или III группы, а также лица, достигшие пенсионного возраста, т.е. женщины, которым исполнилось 55, и мужчины, которым исполнилось 60 лет.
 
 38 Термин "деяние" охватывает в уголовном праве два варианта человеческого поведения - активные действия и воздержание от них (бездействие).
 
 39 Для любознательных учащихся отметим, что в настоящее время происходит быстрое формирование и таких "дружественных" уголовному праву отраслей, как профилактическое и оперативно-розыскное право.
 40 Изучением потребности общества в сфере борьбы с преступностью занимается наука криминология. Для иллюстрации сложностей ее задач достаточно сказать, что состояние и тенденции преступности, уровень безопасности от нее зависят от 200-250 демографических, экономических, политических, психологических и других характеристик состояния общества. В переходные периоды, включая современный, эта ситуация неизбежно обостряется. На основе данных криминологии разрабатывается стратегия и тактика борьбы с преступностью (уголовная политика), осуществляемая через уголовное право.
 41 В силу ст. 1 Уголовного кодекса РФ (УК 1996 г.) новые Законы, регулирующие уголовную ответственность, подлежат включению в него, а не действуют параллельно.
 42 Присоединение страны ко многим договорам об охране прав человека носило в прошлом формальный характер, а их публикация и изучение не поощрялись.
 43 Кстати, позиция российской судебной практики исходит из необходимости учета всего круга этих обстоятельств, хотя соответствующая норма УК пока не содержит требования учитывать биографию лица и позицию потерпевшего.
 
 44 О перспективе отмены смертной казни будет рассказано в § 3.
 45 Для любознательных учащихся, которые хотели бы более подробно ознакомиться с содержанием международных источников уголовного права, укажем, что они собраны в кн.: Сборник стандартов и норм ООН в области предупреждении преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк, 1992. М., 1994.
 46 Эта Конвенция ратифицирована Федеральным законом от 4 августа 1994 г См.: Собрание законодательства РФ. 1994. № 15. Ст. 1684.
 47 См., напр.: Договор о правовой помощи между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой, ратифицированный Федеральным законом от 4 августа 1994 г. // Собрание законодательства РФ. 1994. № 15. Ст. 1682.
 
 48 В 1995 г. Ростовский областной суд рассматривал известное дело о захвате бандитской группой детей в качестве заложников с требованием крупной суммы в валюте и вертолета для бегства. Суд приговорил основных участников преступления к смертной казни. При этом он как бы "забыл" о данной статье Конституции. Между тем бандиты действовали так, что убийства или покушения на убийство заложников не имели места. Приговор был отменен.
 49 Указ Президента РФ, посвященный мерам борьбы с организованной преступностью (1993), предусмотрел сроки задержания участников организованных групп, значительно превышающие те, которые установлены Конституцией, В этой связи руководители правоохранительных ведомств разъяснили, что по истечении законного срока задержания в отношении лиц, которым предъявлено обвинение, необходимо применять процедуру ареста (заключения под стражу в качестве меры пресечения). Это разъяснение было необходимо, так как иначе возникла бы опасность объявления незаконным задержания и привлечения виновных к ответственности. В 1997 г. этот Указ отменен.
 50 Некоторые нормативные акты по вопросам уголовного права, принимаемые Государственной Думой, именуются постановлениями. Например, о порядке вступления в силу изменений в УК, об амнистии и т.д. Однако по силе они равны закону; иным является лишь порядок принятия и вступления в силу. Но предмет таких постановлений ограничен вопросом применения Уголовного кодекса, они не вносят изменений в его нормы.
 51 Например, как понимать "особую жестокость", "беспомощное состояние" и т.д. Такие материалы формируют единство правоприменения по сложным вопросам.
 52 Строго говоря, в интересах точности терминологии надо бы употреблять формулировку "уголовно-правовые правоотношения". Она иногда используется нами, чтобы напомнить о правовом статусе отношения данного вида. Однако чтобы избежать тавтологии (повторения слова "право"), использована сокращенная формулировка.
 53 К сожалению, об этом объекте уголовно-правовых отношений обычно не говорится в учебной и научной литературе. И воспитанные на ней практики нередко рассматривают потерпевшего как некую обузу, мешающую их повседневной деятельности. А между тем восстановление нарушенной справедливости как смысла реализации уголовной ответственности невозможно, если ее не восстановить в отношении конкретной жертвы. Нельзя в этой связи забывать и о конституционном принципе приоритетности защиты прав человека и гражданина (ст. 2 Конституции).
 54 В отличие от правоотношений других видов, это всегда физические лица. Предусмотренная программой уголовно-правовой реформы возможность введения уголовной ответственности организаций (юридических лиц), например, за экологические, финансовые и некоторые другие преступления поддержки законодателя пока не получила.
 55 Подчеркнем при этом, что реализация уголовной ответственности приговором суда осуществляется "именем Российской Федерации".
 56 В силу ст. 15 Конституции РФ любые правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не применяются, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Поэтому данную обязанность мы относим к числу обязательных элементов уголовно-правового отношения.
 57 По правовым последствиям отсутствие возможности достоверно установить, имело ли место преступление, равносильно выводу о том, что оно не имело место.
 58 Рекомендуется в этой связи ознакомиться с содержанием главы УК "Преступления против правосудия".
 59 Появление конкретного правоотношения, объектом которого является обеспечение ответственности лица, совершившего кражу, не означает прекращения правоотношения, основанного на обращенном ко всем членам общества запрете совершать кражи. В отношении всего индивидуально-неопределенного круга лиц, к которым оно обращено, это требование продолжает действовать. В отношении же лица, совершившего нарушение этого требования, начинается реализация уголовной ответственности.
 60 Лицо считается достигшим определенного возраста, предусмотренного уголовным или процессуальным правом, по истечении суток, на которые приходится дата рождения, т.е. начиная с поля часов одной минуты следующих суток.
 61 По существу, речь идет о применении общего понятия дееспособности к сфере регулирования уголовного права. Справедливым наказание за поступок будет лишь тогда, когда субъект действовал "со знанием дела". Если же он неспособен отвечать за свое поведение, например, в силу психической болезни, слабоумия и т.д., наказание бессмысленно. В этом случае возможны принудительные меры медицинского характера.
 
  62 Уголовный кодекс дает и определение крупного размера кражи или иного хищения: это изъятие чужого имущества на сумму, не менее чем 500-кратно превосходящую минимальный размер оплаты труда, установленный законодательством РФ на момент совершения преступления.
 
 63 Формулировка закона относит понятие "покушение", как и "приготовление", только к умышленным преступлениям. Если же действия лица носят неосторожный характер (нарушение правил обгона), но последствий, предусмотренных законом, не наступило, то нет ни приготовления, ни покушения, как и вообще нет преступления.
 64 Термин "действие" в данном случае использован в широком смысле, охватывая и случаи, когда уголовный закон запрещает воздерживаться от активных поступков (т.е., строго говоря, запрещает лицам) обязанным выполнять определенные функции в предусмотренных ситуациях, бездействовать). Ведь бездействие - это своего рода "действие наоборот". Чтобы не приходилось каждый раз оговаривать, имеется ли в виду действие в широком или обычном смысле, законодатель охватил как активное, так и пассивное поведение, признаваемое преступным, единым термином "деяние". Об этом упоминалось в теме 8.1.
 65 В УК относительно этих случаев говорится об освобождении то от наказания, то от ответственности. Последнее представляется неточным. Факт преступления порождает по закону обязанность отвечать за него. Другое дело, что подчас ее можно реализовать, не прибегая к наказанию.
 66 Сдерживающее и исправляющее значение наказания для осужденного принято именовать частной превенцией (предупреждением); сдерживающее воздействие а других неустойчивых лиц - общей превенцией.
 67 Закон предусматривает при этом основания и порядок перевода из учреждения одного типа в учреждение другого типа в процессе исполнения наказания.
 68 Институт - совокупность норм, принципов и обычаев, регулирующих определенную сферу международных отношений (прим. редактора).
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 ??
 
 

<< Пред.           стр. 10 (из 10)           След. >>

Список литературы по разделу